Кто может выдавать бсо. Что является бланком строгой отчетности и когда его стоит применять. Образцы заполненной книги учёта БСО для организации и ИП

Специально для «Клерка» эксперты запросили у ИФНС ответы на самые частые вопросы по применению онлайн-ККТ.

Уже с 1 июля 2017 года, в соответствии с , компании перешли на онлайн-кассы. Накануне нововведения, мы запросили официальные разъяснения вопросов практического применения онлайн-ККТ.

Сколько онлайн-касс надо иметь, если есть розничный и интернет-магазин

Правильно ли мы понимаем, что если наша организация осуществляет:

1) розничную торговлю в магазине;

2) имеет интернет- магазин, где клиенты платят нам банковскими картами онлайн;

3) выдает БСО — мы должны применять три разных кассовых аппарата (онлайн -кассы)?

Ответ ИФНС:

В случае осуществления вами одновременно таких видов деятельности, как розничная торговля в магазине, осуществление расчетов электронными средствами платежа в Интернете, осуществление расчетов при оказании услуг населению, вам нужно использовать только ту контрольно-кассовую технику, которая разрешена и предназначена для использования при осуществлении данных видов деятельности.

При розничной торговле в магазине может быть использована любая модель контрольно-кассовой техники, соответствующая требованиям закона № 54-ФЗ.

При осуществлении расчетов электронными средствами платежа в Интернете может быть использована любая модель контрольно-кассовой техники без устройства для печати фискальных документов и соответствующая требованиям закона № 54-ФЗ.

При этом, пользователи при осуществлении данных расчетов обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем до совершения расчетов, а кассовый чек на бумажном носителе пользователем не печатается.

В случае осуществления расчетов при оказании услуг населению, начиная с 1 июля 2018 г. обязательно применение автоматизированных систем для бланков строгой отчетности - контрольно-кассовой техники, используемой для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях.

Оплата в интернет-магазине ночью

Должна ли наша организация создать и прислать кассовый чек в электронном виде покупателю, если покупка совершена через интернет-магазин, к примеру, в ночное время (оплата произведена банковской картой). Платеж банковской карты является безналичным расчетом, так как денежные средства списываются с одного банковского счета и зачисляются на другой банковский счет.

Ответ ИФНС:

В соответствии с п. 5 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ, пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в Интернете, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом), до совершения расчетов . При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

Как отражать в учете электронный кассовый чек

Как именно отражать в бухгалтерском и налоговом учете первичный документ, а именно электронный кассовый чек, применяемый для расчетов электронными средствами платежа в Интернете?

Ответ ИФНС:

Специальный порядок отражения в бухгалтерском учете расчетов, производимых с использованием электронных средств платежа, нормативно не закреплен. Соответственно, такой порядок (в частности, применяемые счета бухгалтерского учета) устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике (п. п. 4, 7 ПБУ 1/2008).

Закрытие и открытие кассовой смены

Должен ли кассовый аппарат, предназначенный для отправки кассового чека при осуществлении покупки в Интернете с использованием банковских карт, осуществлять закрытие и открытие кассовой смены, а также выдавать отчет о закрытии смены?

Ответ ИФНС:

Фискальный накопитель, независимо от способов осуществления расчетов, должен обеспечивать формирование итоговых сведений о суммах расчетов, указанных в кассовых чеках (бланках строгой отчетности) и кассовых чеках коррекции (бланках строгой отчетности коррекции), для формирования отчетов о закрытии смены, отчета о закрытии фискального накопителя и отчетов о текущем состоянии расчетов.

Если кассира нет все время на рабочем месте

Как именно должно происходить закрытие смены, если платежи осуществляются удаленно через Интернет, без присутствия кассира в режиме времени 24/7?

Ответ ИФНС:

Перед началом осуществления расчетов с применением контрольно-кассовой техники формируется отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов - отчет о закрытии смены.

При этом кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены.

Применение БСО

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением КП в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления. С 1 июля 2018 года закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом. Также БСО должны будут содержать обязательные реквизиты по ст. 4.7 закона № 54-ФЗ.

Может ли наша организация применять БСО ранее изготовленные типографским способом до 30 июня 2018 г.?

Ответ ИФНС:

Организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном законом № 54-ФЗ, до 1 июля 2018 г..

Дополнение реквизитов БСО

Должны ли мы при использовании БСО до 1 июля 2018 г. дополнить бланк БСО обязательными реквизитами согласно ст. 41 закона № 54-ФЗ или наша организация может выдавать БСО старого образца до наступления 1 июля 2018 г.?

Ответ ИФНС:

Организации и ИП могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению, оформляются на БСО. Согласно п. З Положения (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359) документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5-6 Положения:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию;

б) наименование и организационно-правовую форму - для организации; фамилию, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дату осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Таким образом, до 01 июля 2018 г. вы можете при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению использовать бланки строгой отчетности, изготовленные типографским способом и соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359.

Автоматизированная система для БСО

Должна ли автоматизированная система для бланков строгой отчетности производить открытие и закрытие смены?

Ответ ИФНС:

Перед началом осуществления расчетов с применением ККТ формируется отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов - отчет о закрытии смены.

Ввиду того, что автоматизированные системы для бланков строгой отчетности - это контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также для их печати на бумажных носителях, отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов - отчеты о закрытии смены данной системой должны формироваться в общеустановленном порядке.

Как именно дополнить БСО

Если есть необходимость дополнить бланк БСО обязательными реквизитами согласно ст. 4.7 закона № 54-ФЗ до наступления 1 июля 2018 г., то каким способом это сделать — сделать надпись на БСО от руки при заполнении или изготовить новый типографский вариант БСО до наступления 1 июля 2018 г.?

Ответ ИФНС:

Обязанность в дополнении бланков строгой отчетности реквизитами согласно требованиям статьи 4.7 закона № 54-ФЗ, в случаях их использования при оказании услуг населению до 01 июля 2018 г., у организаций и ИП отсутствует.

Для данных документов, оформленных на бланках строгой отчетности, полнота и содержание обязательных реквизитов установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359.

Неправильный электронный чек

При принятии в расходы для налогового учета должен ли бухгалтер сверять реквизиты кассового чека согласно статье 4.7 закона № 54-ФЗ? Если будет обнаружено, что в чеке КММ не соблюдены все требования к оформлению чека по новым правилам (например, не будет отражен сайт ИФНС), в этом случае такой чек можно принять к расходам и налоговому учету? Или же он считается неверно оформленным первичным документом и не подлежит к принятию к расходам и уменьшению налогооблагаемой базы?

Ответ ИФНС:

В случае возникновения ситуации, вызывающей определенные сомнения в подлинности представленного кассового чека, любое лицо может воспользоваться сервисом «Проверка чека» на сайте Федеральной налоговой службы. Так можно проверить факт записи конкретного расчета и подлинность фискального признака документа кассового чека.

Обособленную группу документов в бухгалтерском учете составляют документы строгой отчетности. К ним относятся денежные документы, ценные бумаги, бланки строгой отчетности. Документы строгой отчетности в случаях, определенных Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, могут заменять чеки при оказании услуг населению без применения контрольно-кассовых машин.
Законодательством установлен особый порядок их приобретения, хранения, использования, реализации, контроль за их движением, а также аналитический учет по каждому виду документов и бланков строгой отчетности.
Денежные документы, к которым относятся почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы, подлежат учету по фактической стоимости приобретения на счете 50 "Касса", субсчет 3 "Денежные документы", и хранению в несгораемом шкафу кассы организации до передачи по назначению (например, под отчет).
Материально ответственным лицом за хранение денежных документов является кассир организации.
Бланки строгой отчетности - это формы документов, отпечатанные типографским способом, в которых предусмотрены необходимые реквизиты. Применение бланков способствует ускорению и упрощению процессов составления документов, их унификации и стандартизации. К бланкам строгой отчетности согласно Плану счетов относятся квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов, различные абонементы, талоны, билеты, бланки товарно-сопроводительных документов и т.п. Бланки строгой отчетности учитываются на счете 006 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке до момента выдачи под отчет.
Формы бланков строгой отчетности для отдельных видов деятельности утверждены следующими нормативными документами:
- услуги предприятий бытового обслуживания с выездом к заказчику - Письмами Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33 и от 11.04.1997 N 16-00-27-15;
- услуги предприятий почтовой связи при производстве мелкого ремонта с выездом к заказчику, почтово-телеграфные услуги и услуги междугородной связи - Письмом Минфина России от 29.11.1993 N 16-16-84, Приказом Минфина России от 29.12.2000 N 124н;
- услуги медицинских учреждений с выездом к заказчику - Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35;
- услуги ветеринарных учреждений с выездом к заказчику - Письмом Минфина России от 26.05.1995 N 16-00-30-46;
- услуги санитарно-эпидемиологических учреждений с выездом к заказчику - Письмом Минфина России от 11.05.1995 N 16-00-30-40;
- услуги по обеспечению передвижными уличными туалетами - Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33;
- услуги ломбардов - Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33;
- услуги парков (садов) культуры и отдыха - Письмами Минфина России от 14.09.1995 N 16-00-30-67 и от 22.11.1996 N 16-00-30-63;
- санаторно-курортное обслуживание - Приказом Минфина России от 10.12.1999 N 90н;
- экскурсионное обслуживание - Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н;
- туристические услуги - Письмами Минфина России от 16.06.1994 N 16-30-65 и от 26.03.1996 N 16-00-30-19;
- банковские услуги по приему наличности от физических лиц (для Сбербанка России) - Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 59н;
- услуги перевозчика на воздушном транспорте - Письмом Минфина России от 29.05.1998 N 16-00-27-23;
- гостиничное обслуживание - Приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121;
- услуги по техническом обслуживанию автотранспортных средств - Письмом Минфина России от 11.04.1997 N 16-00-27-15;
- услуги по закупке у населения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также сельскохозяйственной продукции - бланки строгой отчетности для данной деятельности не утверждены;
- услуги учреждений кино и кинопроката, театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и филармоний, цирковых предприятий, зоопарков, музеев, планетариев, библиотек, спортивных сооружений, спортивных, музыкальных, художественных и хореографических, клубных учреждений - бланки строгой отчетности для данной деятельности не утверждены;
- услуги выставочного характера - бланки строгой отчетности для данной деятельности не утверждены.
Предприятия, для которых бланки строгой отчетности не утверждены, могут самостоятельно их разработать, утвердить приказом руководителя и отразить в приказе об учетной политике организации для применения и отражения в бухгалтерском учете. Если же форма бланка унифицирована, она является обязательной к применению.

Еще по теме 28. ДОКУМЕНТЫ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ:

  1. В данной главе рассматриваются состав, порядок представления бухгалтерской отчетности и содержание основных отчетных документов

Сроки перехода на автоматизированные системы печати БСО.

Многие предприниматели озадачены внедрением онлайн-касс .

Но что-то многие совсем забыли про БСО (Бланки Строгой Отчетности), которые тоже изменятся и перейдут в электронный формат, как и новые кассовые чеки.

Согласно закону о применении контрольно-кассовой техники от 22.05.2003 № 54-ФЗ не все коммерсанты должны применять ККТ. Некоторые виды предпринимательств можно осуществлять без обязательного предоставления кассового чека, есть иной способ подтверждения приема наличной оплаты, речь идет о бланках строгой отчетности.

Проясним сложные моменты, связанные с созданием и учетом БСО.

1. Основные понятия и законодательная база

Бланки строгой отчетности (БСО) нужны компаниям и предпринимателям, которые оказывают услуги населению и пользуются правом не применять контрольно-кассовую технику. Такое право предоставлено им пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ .

БСО или бланк строгой отчетности – это документ, который оформляет получение наличных денег (или расчеты с использованием платежных карт) от клиента при оказании услуг населению. Получив деньги за услугу, организация или предприниматель вместо кассового чека выдает покупателю другой документ, подтверждающий оплату - к примеру, квитанцию, билет или талон. Эти документы оформляются на бланках строгой отчетности, которые приравнены к кассовым чекам.

Выдавать БСО можно не только при оказании услуг обычным физическим лицам, но и индивидуальным предпринимателям, которые, как потребители услуг, приравниваются к гражданам (Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 №16). Если же ваши клиенты – юридические лица, то выписывать им БСО нельзя. Оплата услуг, оказанных организациям, оформляется в виде безналичного расчета.

Правила создания, учета, хранения и уничтожения БСО приведены в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.05.08 № 359 .

2. БСО и ОКУН

ОКУН – это общероссийский классификатор услуг населению, в котором содержится название конкретных услуг. Вопрос о том, можно ли использовать БСО при оказании услуги, которой нет в этом классификаторе, часто становится предметом споров между предпринимателями и налоговиками.

Например, услуги риэлторов, которые, действительно, оказываются именно населению, не прописаны в ОКУН. Из всех операций с недвижимостью в ОКУН названа только аренда жилого или нежилого фонда, причем, не любой недвижимости, а только собственной или арендуемой. Исходя из этого, налоговые органы считают, что агенты по недвижимости не могут оформлять наличную оплату своих услуг с помощью БСО, а обязаны применять кассовый аппарат. Назвать такой подход логичным можно только с большой натяжкой.

Периодически Минфин в своих письмах утверждает, что поскольку в ОКУН есть понятие «прочие услуги», то к ним можно отнести и те виды услуг населению, название которых явно не прописано. Например, в письме от 4 апреля 2012 г. N 03-01-15/3-74 , в котором был задан вопрос о возможности применять БСО при оказании юридических услуг населению (которых нет в ОКУН), Минфин ответил так:

«В законодательстве Российской Федерации отсутствует положение о том, что перечень поименованных в ОКУН услуг населению является исчерпывающим. Кроме того, в наименовании некоторых услуг в ОКУН присутствуют "прочие услуги", что исключает возможность рассмотрения содержащегося в нем перечня услуг как исчерпывающего».

Интересно, что на прямой вопрос – можно ли применять БСО при оказании юридических услуг населению, ответ в этом письме так и не был дан. На этот текст иногда пытаются опираться налогоплательщики, желающие применять БСО, если их вид услуг не прописан в ОКУН. Не советуем этого делать по ряду причин.

Во-первых, письма Минфина носят рекомендательный характер, то есть, они не являются нормативно-правовыми документами. Во-вторых, если они отвечают на вопрос конкретного налогоплательщика, то и ответ адресован только ему, а не неопределенному кругу лиц. В-третьих, если вы решите воспользоваться подобным ответом в своих целях, то положительный результат в вашем конкретном случае при спорах с налоговиками не гарантирован.

Если же ваша ситуация, действительно, нестандартна, и вы сомневаетесь, можете ли применять БСО при оказании вашей услуги, то разумнее всего обратиться в Минфин или свою налоговую инспекцию с письменным запросом. Ответ вам дать обязаны тоже письменно, и он послужит вам оправданием, если вдруг по вашей ситуации официальная точка зрения изменится.

3. Форма бланка строгой отчетности

Существуют БСО, форму которых разрабатывают органы исполнительной власти. Это некоторые отраслевые бланки, например, железнодорожный билет и экскурсионная путевка (утверждены Минтрансом России и Министерством культуры соответственно).

Но в большинстве случаев компании и предприниматели могут изобретать свои собственные формы бланков. Главное, чтобы эти формы содержали все необходимые реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения . Перечень этих реквизитов мы привели в табл. 1.

Таблица 1. Данные, которые обязательно должен содержать БСО

Обязательные реквизиты

Наименование документа (например, квитанция на оплату услуг, проездной документ, путевка, абонемент)

Шестизначный номер и серия БСО

Наименование и организационно-правовая форма для организации или Ф.И.О. для предпринимателя

Юрадрес организации, выдавшей БСО

ИНН фирмы (предпринимателя)

Вид и стоимость оказываемой услуги

Сумма оплаты

Дата осуществления расчета и составления БСО

Должность и Ф.И.О. лица, принявшего деньги, и его подпись

Сокращенное наименование, адрес и ИНН типографии

Номер заказа, год его выполнения и тираж БСО

Однако по некоторым видам коммерческой деятельности вы можете сами ничего не разрабатывать. А воспользоваться уже готовыми бланками, утвержденными уполномоченными на это ведомствами (п. 5 Положения N 359) .

Перечень БСО, которые можно применять при расчетах с населением, мы привели в табл. 2.

Таблица № 2 Перечень БСО, которые можно использовать при наличных расчетах с населением

Название бланка

Приказ уполномоченного ведомства

Туристская путевка

Приказ Минфина России от 09.07.2007 N 60н

Квитанция на получение страховой премии (взноса) - форма N А-7

Приказ Минфина России от 17.05.2006 N 80н

Залоговый билет (услуги ломбарда)

Приказ Минфина России от 14.01.2008 N 3н

Сохранная квитанция (услуги ломбарда)

Письмо Минфина России от 20.02.2008 N 03-01-15/1-38

Квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения

Приказ Минфина России от 09.02.2007 N 14н

Квитанция на оплату ветеринарных услуг

Приказ Минфина России от 09.04.2008 N 39н

Билеты железнодорожного транспорта

Приказ Минтранса России от 05.08.2008 N 120

Кинобилет

Приказ Минкультуры России от 08.12.2008 N 231

Билет, абонемент, экскурсионная путевка (в театры, филармонии, парки, музеи, на концерты и т.д.)

Приказ Минкультуры России от 17.12.2008 N 257

Регистрировать выбранный вариант бланка в государственных органах, в том числе в Министерстве финансов, не нужно. Такова официальная точка зрения Минфина России, изложенная в письме от 29.01.13 № 03-01-15/1-14 (см. «Бланки строгой отчетности, самостоятельно разработанные налогоплательщиком, в регистрации не нуждаются »)

Достаточно утвердить форму БСО в своей учетной политике.

4. Где заказать БСО?

Согласно постановлению Правительства от 6 мая 2008 г. N 359

бланки БСО должны быть изготовлены одним из двух способов:

  • в типографии наделенной правом выпускать БСО;
  • при помощи автоматизированной системы, которая должна иметь защиту от несанкционированного доступа, а также идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет.

Автоматизированные системы для печати БСО не относятся к контрольно-кассовой технике, ставить их на учет в налоговой инспекции не надо. Внешне такая система похожа на небольшой кассовый аппарат, купить ее можно за 5 000 рублей в специализированных центрах, где продают кассовые аппараты. Расценки типографий на БСО – в районе 3 рублей за штуку, стоимость также зависит от вида бланка и тиража.

Обратите внимание! Печатать БСО при помощи компьютера и принтера недопустимо. Изготовленный таким способом документ будет считаться недействительным. Подобную точку зрения неоднократно высказывали чиновники Минфина России - в частности, в письме от 25.11.10 № 03-01-15/8-250 (см. «Бланки строгой отчетности, изготовленные на компьютере и распечатанные на принтере, использовать нельзя»).

Также, обращаем ваше внимание на то, что нельзя пользоваться услугами сайтов, которые предлагают формирование бланков БСО онлайн с возможностью распечатки с компьютера. И хотя на таких ресурсах уверяют, что этот способ соответствует закону, это не так. При налоговой проверке вы не сможете гарантировать, что при подготовке и распечатке БСО использовалась автоматизированная система, имеющая защиту от несанкционированного доступа и сохраняющая все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет.

5. Документы для учета бланков строгой отчетности

БСО нужно хранить в условиях, которые обеспечивают их сохранность, и порядок этот достаточно жесткий (постановление Правительства от 6 мая 2008 г. № 359). Если поток клиентов будет у вас достаточно насыщенным, то возможно, проще приобрести кассовый аппарат, чем соблюдать эти условия.

1. Если бланки изготовлены в типографии

Учет бланков, изготовленных типографским способом, нужно организовать следующим образом.

Бланки документов, поступившие в организацию или к ИП, принимаются работником, с которым заключен договор о материальной ответственности в присутствии комиссии, образованной руководителем организации или самим ИП.

При приемке БСО в день поступления проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров, указанных в сопроводительных документах из типографии и составляется акт приемки бланков документов. Храниться БСО должны в металлических шкафах, сейфах или специально оборудованных помещениях. Учет бланков ведется в специальной книге учета БСО ССЫЛКА НА ФАЙЛ EXCEL.

В пункте 13 постановления Правительства № 359 говорится, что учет в книге надо вести по наименованиям, сериям и номерам бланков. Листы книги должны быть подписаны руководителем и главбухом (либо ИП), пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

Форма книги учета БСО для коммерческих организаций законодательно не утверждена. Поэтому, как сообщили чиновники финансового ведомства в письме от 31.08.10 № 03-01-15/7-198, компании и предприниматели вправе разработать свой вариант книги.

В момент приема денег у клиента, работник компании или предприниматель заполняет БСО и указывает в нем полученную сумму. Основную часть заполненного бланка он передает клиенту, а отрывной корешок оставляет себе. Если в форме бланка отрывная часть отсутствует, то клиенту передают оригинал бланка, а себе оставляют копию. Сумма, полученная от клиента, фиксируется в приходном кассовом ордере и отражается в кассовой книге. А корешок (либо копия) БСО служит документом, подтверждающим поступление наличности.

Копии документов, которые подтверждают суммы принятых наличных денежных средств, хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет, упакованными в опечатанные мешки, после чего уничтожаются на основании акта об их уничтожении. Так же, по акту, уничтожаются испорченные или некомплектные бланки строгой отчетности.

При проверке полноты учета наличной выручки налоговики пересчитают корешки (либо копии) выписанных БСО и убедятся, что их количество совпадает с тем, что зафиксировано в книге учета бланков строгой отчетности. Затем инспекторы сложат суммы, указанные в корешках (или копиях) использованных БСО и сравнят с величиной наличной выручки, проведенной по кассе. Если эти показатели не совпадут, налоговики заподозрят нарушение и потребуют объяснений.

2. Бланки, изготовленные автоматизированной системой

В случае, когда бланки строгой отчетности печатаются посредством автоматизированной системы (в частности, созданной на базе ККТ), учет осуществляет эта система. То есть она фиксирует и сохраняет данные обо всех выпущенных БСО, их номерах и сериях. По этой причине книгу учета бланков вести не нужно.

Во время проверки инспекторы потребуют предоставить информацию о выпущенных бланках, которая хранится в автоматизированной системе. А налогоплательщик, в свою очередь, обязан ее предоставить (п. 12 постановления Правительства № 359).

Получив сведения из системы, налоговики сличат количество БСО, зафиксированное системой, с количеством корешков или копий. После чего проверят, совпадает ли сумма по корешкам с суммой, указанной по дебету счета 50 «Касса».

6. Сроки перехода на автоматизированные системы печати БСО

До 01 июля 2018 г. при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению можно использовать бланки строгой отчетности, изготовленные типографским способом и соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359.

После 1-го июля 2018 года придется переходить на новый вид БСО, уже в электронном формате, п.8 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ

То есть, придется докупать специальное оборудование со всеми вытекающими последствиями.

Денежные документы и бланки строгой отчетности – разные и не связанные между собой документы. Необходимо отметить, что в законодательных и нормативных актах отсутствуют четкие формулировки данных понятий, поэтому иногда в этих документах могут запутаться не только бухгалтеры, но и проверяющие.

В новой статье мы рассмотрим различия между денежными документами и бланками строгой отчетности, а также особенности их учета в учреждениях госсектора.

Что такое денежные документы и бланки строгой отчетности?

Денежные документы – это документы строгой отчетности, которые хранятся в кассе учреждения и имеют некоторую стоимостную оценку. Денежные документы сопровождают движение денежных средств.

Так, денежные документы принимаются в кассу и выдаются из нее при помощи кассовых ордеров – приходных (форма 0310001) и расходных (форма 0310002) соответственно.

Ордеры с записью «Фондовый» следует зарегистрировать в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, отдельно от кассовых ордеров, которыми оформляются операции с денежными средствами. Учет операций с денежными документами ведется на отдельных листах Кассовой книги, на которых также следует проставить запись «Фондовый».

Операции с денежными документами можно разделить на две группы: поступление (поступление от поставщика в кассу; выявление излишков при инвентаризации) и выбытие (расходование подотчетным лицом; возврат из кассы поставщику по условиям договора; списание недостачи).

Операции нужно зафиксировать в журнале по прочим операциям (форма 0504071). Основание для каждой новой записи – отчет кассира и прилагаемые к нему документы.

Учет бланков строгой отчетности

Бланки строгой отчетности не являются материальными запасами, поэтому для учета предусмотрен забалансовый счет 03 – по дебету этого счета отражается поступление бланков.

В учетной политике учреждения нужно указать, по какой стоимости бланки принимаются к учету: либо по реальной стоимости закупки, либо по 1 рублю за один бланк (на практике чаще применяется второй вариант).

Вышеупомянутый журнал по прочим операциям (форма 0504071) учреждение ведет по забалансовому счету 03 «Бланки строгой отчетности». Журнал нужно подшить вместе с первичными документами, свидетельствующими о движении бланков.

Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (форма 0504045 , утвержденная Приказом Минфина России от 30 марта 2015 года №52н) по видам, сериям и номерам. В ней указывается дата получения или выдачи бланков, их количество и стоимость. По итогу отчетного периода данные анализируются, и выводится остаток. Листы таких книг нумеруются, а сами книги должны быть прошнурованы и опечатаны.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Можно ли в бюджетном учете отнести абонементы в театр к "Денежным документам" и как их ставить?

Ответ: Одним из основных признаков денежного документа является номинальная стоимость. Если абонемент в театр таким признаком не обладает, то отнести его к денежным документам нельзя. На учет денежные документы ставятся ПКО (фондовый).

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

БСО – это документ, подтверждающий получение денежных средств в наличном или безналичном виде (при помощи оплаты картой) от клиента за оказанную услугу. Бланк строгой отчетности практически по смыслу является аналогом , поэтому фирма может выбрать, что ей будет оптимальней применять – документ такого вида или кассовый аппарат.

Понятие и формы

Бланк строгой отчетности можно выдавать как физическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям, которые в соответствии с законодательством приравниваются в качестве потребителей к гражданам.

Если предприятие представляет собой юридическое лицо, то выписывать этот документ ему нельзя – с ними ведется безналичный расчет. ОКУН представляется собой классификатор услуг для населения, в котором содержится их перечень и полное наименование. Он носит общероссийский характер.

К БСО можно отнести квитанции различного типа, абонементы, проездные билеты на транспорт, наряды, выданные предприятием, талоны.

Утвержденные на законодательном уровне бланки, применение которых обязательно:

  1. Для предоставления услуг по парковке – утверждается Министерством транспорта.
  2. Формы с наименованием «Билет», «Абонемент» и «Экскурсионная путевка» — от Министерства культуры.
  3. Для оплаты услуг ветеринарии «Квитанция» — в соответствии с Приказом Минфина РФ.
  4. В работе ломбардов используется «Сохранная квитанция» и «Залоговый билет», которые были утверждены Минфином РФ.
  5. Форма «Туристическая путевка», которая была утверждена Приказом №60н от 09.07.2007 .
  6. БСО для различного типа транспортных билетов и багажных квитанций.

В соответствии с новыми правилами законодательства РФ, к 01.07.2018 все организации и ИП перешли на новые утвержденные БСО.

Согласно ст.2 ФЗ №54 порядок по утверждению формы бланков, их , правила хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.

Перечень реквизитов:

Бланк может быть выдан в двух видах – бумажном, тогда сведения о нем автоматически заносятся в базу данных, и в электронного, когда данные о документе в обязательном порядке отправляются на электронный адрес получателя услуг или посредством смс-оповещения.

Фирма обязана осуществлять выдачу БСО только при наличии технического доступа к нужным инструментам. В законодательстве предусмотрены случаи, когда выдача документа возможна только в бумажном виде.

При наличном расчете оформление происходит следующим образом :

  1. Заполнить поля в документе внесением корректных данных. При отсутствии некоторых данных поле нужно оставить пустым и поставить в нем прочерк. Подпись еще не ставится.
  2. Осуществить получение денежных средств.
  3. Расположить деньги перед клиентом.
  4. Проставить подпись на бланке.
  5. Озвучив размер сдачи, осуществить ее передачу вместе с бланком.

По оплате картой:

  1. Взять карту.
  2. Заполнить БСО, без подписи.
  3. Провести операцию по оплате.
  4. Подписать.
  5. Передать карту и документ.

В соответствии с законодательством РФ существует исключение для организации и ИП, которые оказывают услуги населению – они могут заменить чек и ККТ на бланк строгой отчетности.

Законодательством РФ предусмотрена выдача кассового или товарного чека. Уполномоченное лицо, которое получает в счет оплаты услуг денежные средства, должно выдать клиенту либо кассовый, либо товарный чек.

Предприятие, которое выдает вместо чека, должно следить за правильным содержание документа и его соответствием законодательству РФ.

Замену чека можно осуществить, когда расчеты с населением происходят при помощи наличных денежных средств (при работе с юридическими лицами заменять чек на БСО нельзя), когда осуществляется оказание услуг, а не продажа товара, если деятельность проходит по выбранной форме – ЕНВД или патенту.

Образец и обязательные реквизиты

Самостоятельно выпущенные документы строгой отчетности должны содержать в себе все реквизиты и необходимые данные. Отсутствие какого-либо пункта может привести к тому, что он будет признан недействительным.

Особенности новых БСО

Закон ФЗ №290 привнес много изменений в предыдущий порядок работы с документом. В обязательном порядке правила вступят в свою силу в 2018 году с 1 июля. Ввиду изменений такого рода преобразования коснутся и содержания документа, его оформления. В документ должны быть внесены определенные сведения :

  1. Кто оказывает услуги : название предприятия (его ИНН, адрес), данные о выбранной системе налогообложения, смене, в которую выписывается документ, ФИО ответственного уполномоченного лица, осуществляющего процедуру.
  2. О характере совершаемого платежа — название и номер, присвоенный за смену, характеристика платежа – возвратная операция или продажная, название оказываемой услуги, объем услуги, цена за 1 ед. и итоговая сумма к оплате с входящим в нее НДС, а также способ внесения средств (наличный и безналичный).
  3. Информация фискального типа . Здесь указываются заводской и регистрационный номер прибора, признак фискального типа, идентификационный номер фискальных сведений, код передачи, адрес и название оператора ОФД, а также кодовая комбинация QR типа.

Главным нововведением станет техническое внедрение фискального учета в деятельность организаций. Аппарат, предназначенный для выпуска такой документации, состоит из накопителя (фискального типа), головки для печати и модуля для доступа в интернет. Он подлежит обязательной регистрации в органах ИФНС.

Накопитель требует регулярной систематической замены, а новый элемент – регистрации в налоговом органе. Осуществить это можно и по интернету без личного посещения. Для передачи данных предприятие должно заключить договор с оператором ОФД.

Учет, хранение, инспекция, выдача и списание

Для осуществления учета первым делом необходимо назначить ответственное лицо за выдачу БСО . С ним заключается договор о материальной ответственности. В присутствии специально собранной комиссии он принимает бланки.

Как для ИП, так и для других предприятий любой формы для учета такой документации создается определенная книга . Она должна иметь правильное оформление – прошита, с нумерацией, на ней должны быть печати и подписи главного бухгалтера, а также руководителя фирмы.

В нее заносятся сведения о поступлении бланков и их выдаче уполномоченным лицам . При наличии автоматизированной системы вести книгу не нужно.

Документы строгой отчетности, выпущенные из типографии, содержаться либо в отдельной комнате, кабинете, либо в специальном жаропрочном сейфе. Они заполняются в двух экземплярах. В одном экземпляре они выписываются только при наличии отрывной части, которая остается у продавца.

С исправлениями и коррекцией бланк не выдается. Испорченные образцы положено перечеркивать и прикладывать к книге учета. Бракованные и вторые экземпляры хранятся 5 лет , а после уничтожаются в течение месяца после проведенной инвентаризации. Неиспользованные, но актуальные бланки не имеют срока хранения. При списании составляется определенный акт.

Акт о списании записывается по итогу инвентаризации документов строгой отчетности, которая проводится в одно и то же время с кассовой. По результатам проверки могут быть выявлены излишки или недостача. Для осуществления процедуры ИП необходимо создать специальную уполномоченную комиссию , после чего итоги вписываются в форму ИНВ-16 .

Бухгалтерский учет БСО :

  • Дт 10 Кт 60 – учет в составе ТМЦ;
  • Дт 19 Кт 60 – НДС из стоимости документов строгой отчетности;
  • Дт 68.1 Кт 19 – размер НДС, принятого к вычету;
  • Дт 006 – отображение условной оценки при покупке;
  • Дт 20 (44) Кт 10 – введены в использование;
  • Кт 006 – произведено списание стоимости.

Налоговый учет БСО , НДС может быть принято к вычету:

  • размер суммы НДС прописан в документах поставщика;
  • от поставщика была получена счет-фактура;
  • документ такого типа используется в операциях, уже облагаемых НДС;
  • сведения о бланках зафиксированы в отчетной документации.

В состав каких расходов классифицировать затраты на приобретения бланков организация решает сама, предварительно закрепив это в учетной политике.