Культовые женские образы в литературе разных стран. Тема: "Образ женщины в русской литературе" Яркие женские характеры в русской литературе

Роль женщины всегда зависела от того времени, в котором она жила. Женщина была и мебелью в доме, и прислугой в своей собственной семье, и властной хозяйкой своего времени и своей судьбы. И лично мне, как девушке, близка и интересна эта тема. В свои шестнадцать мне хочется найти своё место, понять своё предназначение в этом мире, чтобы, глядя на поставленные цели, достигать их. Естественно, меня заинтересовало, как же в литературе представлена роль женщины в обществе, как понимали её предназначение и как же русские писатели отвечали на этот сложный вопрос.

Наши писатели XIX века в своих произведениях часто описывали неравноправное положение русской женщины. "Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать ",- восклицает Некрасов. Писал на эту тему и Чернышевский, и Толстой, и Чехов, и многие другие. Прежде всего, писатели выражали в героинях свои мечты, свои надежды и сравнивали их с предрассудками, страстями и заблуждениями общества всей страны. Я много узнала о личности женщины, о её предназначении, месте, роли в семье и обществе. Литературные произведения - это глубокий океан, в который можно погрузиться в поисках ответа на вопросы души и сердца. Из этих творений поистине можно извлечь уроки, которые стоит, и даже необходимо, применять и в нашей сегодняшней повседневной жизни. Даже спустя столько лет все еще актуальны проблемы, которые ставили перед читателями авторы ещё в XIX веке.

Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души.

Разные женщины, разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы, публицистики, живописи, скульптуры, на киноэкране. В русском фольклоре женщина выступает в самых разнообразных ипостасях тотема, древнеязыческого божества, нередко в роли воительницы, мстительницы, носительницы зла и доброй чаровницы, Богородицы, Царь-девицы, сестры, подруги, соперницы, невесты и т. д. Её образ бывает прекрасным и безобразным, чарующим и отталкивающим. Фольклорные мотивы, как известно, оказали влияние на все стороны развития литературы, искусства и культуры в целом. О соотношении злых и добрых начал в женщине говорят и пишут все, кто хоть как-то касался этого вопроса.

Женщина, это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтов и писателей. Прекрасные женские образы до сих пор волнуют сердца читателей. Это и божественные красавицы А.С.Пушкина, и обаятельные образы Л.Н.Толстого, и героини И.С.Тургенева, а также образы простых крестьянок Н.А.Некрасова. Поэты и писатели XX века, следуя традициям своих предшественников, тоже создают удивительные женские образы, достойные преклонения. Поэзия В.Я.Брюсова и А.А. Ахматовой создает незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно - высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти. Но в то же время: женщины - кто и когда мог их понять! Ими восхищались, их ненавидели, их любили, в их честь совершали подвиги. Многогранность женской натуры на протяжении многих лет пытались постичь не только представители искусства, но и ученые мужи. Женщину ценили, любили и уважали во все времена.

Ф.И.Тютчев говорил: "Нет ничего прекраснее на свете женщины". Женщине во все времена посвящали стихи, рисовали портреты, дарили цветы, носили на руках, сочиняли в их честь романсы. Кто не знает классические строки А.С. Пушкина - ..я помню чудное мгновенье…..

Все героини такие разные, у каждой своя жизнь, своё представление о счастье, но их всех объединяет любовь….. Русской литературе свойственно воспевать образ любящей и преданной жены:

Давайте вспомним "Слово о полку Игореве" - произведение, в котором впервые воспет образ русской женщины - любящей, волнующейся, страдающей, готовой на великие жертвы во имя любимого. Это Ярославна плачет по своему мужу и призывает силы для его спасения.

"Женщины в петровскую эпоху" А.Н. Толстой представил женские образы из всех социальных слоёв общества.

ХIХ век, 1825 год. Петербург, декабристы. "Женщины России" . Жены декабристов разделяют судьбы узников, пишут письма их родным, осваивают ведение хозяйства в условиях ссылки. Сердечные, добрые, кроткие, спокойные - они быстро стали всеобщими любимицами. Но даже если им будет невыносимо тяжело, они, русские женщины, вынесут всё. Такова уж их судьба. Через много лет Н.А.Некрасов в своей поэме "Русские женщины" напишет о судьбах княгини Е. И. Трубецкой и княгини М. Н. Волконской.

Произведения И.С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы."Тургеневская женщина" - это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. Им присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми. В романе "Отцы и дети" представлена целая галерея женских образов. - от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Женщина - вдохновительница, женщина - Муза, женщина-мать. ЖЕНЩИНА является тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте. Носительницы народных идеалов и женщины высшего света.

Высшее женское призвание и назначение Л.Н. Толстой видит в материнстве, в воспитании детей, потому что именно женщина является тем светлым и добрым началом, которое ведёт мир к гармонии и красоте. Вместе с тем Л.Н. Толстой в романе-эпопее "Война и мир" раскрывает образ женщины как носительницы народных идеалов. Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни.

А.С Пушкин в своем самом значительном произведении "Евгений Онегин" раскрыл богатый внутренний мир своей героини, который наложил отпечаток на ее внешний облик. Такова Татьяна Ларина А.С. Пушкина - "милый" и "верный" идеал, нравственно безупречная, ищущая глубокого содержания в жизни. Имя Татьяны выбрано автором не случайно, а дано в память святой мученицы Татьяны, воплотившей в себе, с одной стороны, духовную святость и чистоту, а с другой - твердость веры и противостояние земным страстям. "Я все та же... Но во мне есть другая". Представительницы "века минувшего", героини - не абстрактные образы, а живые люди с их недостатками и достоинствами, всё же каждая из них - это индивидуальность.

Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" представляет образы четырех женщин: черкешенки Бэлы ("Бэла"), длинноволосой "ундины" - подруги контрабандиста Янко ("Тамань"), княжны Мери и княгини Веры ("Княжна Мери"); эту галерею женских образов завершает эпизодическая фигура Насти, "хорошенькой дочки старого урядника" ("Фаталист").

Образы ХIХ века стали основой для современного облика женщины - героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Женские образы современности, которые несут на себе отпечаток ХХ века, создавались великими поэтессами - А. Ахматовой, З.Гиппиус, М.Цветаевой. Ошибается тот, кто считает созданные ими образы женщин лишь изысканными тепличными цветами, искусно вписанными в романтический фон стиля модерн. Ведь за их внешним обликом мы, благодаря поэтам В.Брюсову, А. Ахматовой различаем высокую одухотворённость, блистательный ум, благородство чувств.


Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звёздной.
Ты - в наших безднах образ божества!
В.Я.Брюсов


Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выразить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых образов женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Женщина многограна, гармонична, с течением времени ее образ менялся, приобретал черты современности, но от него всегда веяло теплотой, загадочностью и таинственностью.

Подростковый возраст - нетерпимая пора каждого взрослеющего человека. Это время внешних изменений, внутреннего становления личности, попытки постичь в очередной раз мир и найти свое место в нем. Очень редко этот этап жизни проходит для самих подростков и их окружения гладко. Многое к этому возрасту родители уже вложили в свое чадо, и их бережно посаженые зерна должны дать ожидаемые плоды. Но можно и ненавязчиво давать ориентиры, ведущие к цели.

Речь идет о воспитании через книги. Если ваш ребенок приучен читать, то это неплохая альтернатива долгим разговорам о том, что лучше, а что хуже для него.
Для девушек-подростков можно посоветовать книги, в которых главным или показательным является женский образ. Неважно это современная книга или же из прошлых веков. Проблемы и ценности всегда вечны.

Элизабет Беннет

1. Элизабет Беннет - яркий пример самообладания, женского достоинства, начитанности, преданности семье и верности себе. С ней знакомимся на страницах романа «Гордость и предубеждение» Джейн Остин . В таком возрасте - это хороший попутчик. Качества, присущие главной героине, не были воспитаны в ней семьей или вложены учителем, что в очередной раз доказывает: все в наших руках. Ее самообразование, умение держать себя выгодно выделяли ее из всей семьи и окружения.

В романе раскрываются взаимоотношения в семье, проблема ответственности каждого члена семьи перед другими, вера в благородство поступков, важность понимания судьбоносных решений и ответственность за них. И конечно любовь - искренняя, окрыляющая на поступки и покоряющая даже самые гордые сердца.

Это хороший советчик, как выбрать друга и кому отдать свое сердце.

Фермина Даса

2. Фермина Даса - символ любви, верность в душе которой была пронесена через всю жизнь в романе Габриэля Маркеса Гарсиа «Любовь во время чумы» . Главный женский образ на страницах книги взрослеет, принимает важные решения, живет и стареет. И все это время учит быть счастливой. Она перед читателем и влюбленный подросток, и рассудительная властная жена, и хорошая мама, и открытая для новшеств и испытаний первая леди, и загадочная любовница. Но при этом всегда уверенная в себе женщина, любимая и твердая в принятии своего решения.

Роман рассказывает историю, длиною в жизнь. Показывает превратности судьбы, от которых никто и никогда не застрахован. Много героев, много хорошо прописанных поучающих сценариев.

Любовь во время чумы - это не только название романа, это противоречивое решение проблемы, которое заключается в возможности счастливо жить в своем мире.

Батшеба Эверден

3. Батшеба Эверден - милая неординарная девушка, унаследовавшая состояние, взвалила на свои хрупкие плечи управление поместьем и хозяйством. Резвость ума героини романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы» учит быть самостоятельной в принятии решений. Отступление от принятых правил, умение красиво и бойко заявить о себе наталкивает на мысли, что нужно не бояться проявлять себя. Ее неопытность в любви и порой опрометчивые поступки в очередной раз доказывают, что даже невинные шутки могут иметь необратимые последствия. Переживая вместе с Батшебой ее взлеты и падения, взрослеешь вместе с ней, думаешь об ответственности и важности выбора.

Из прочтения книги получаешь мудрый совет, как искать друзей, кому доверять и кто может быть истинной опорой в жизни.

Белла, княжна Мери, княгиня Лиговская

4. Белла, княжна Мери, княгиня Лиговская - женские образы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» . Они не являются главными, но они показательные. Главный герой - Григорий Александрович Печорин - красив, умен, загадочен. Его отношение к женскому полу - обходительно, галантно, но холодно. Его принцип - игра. Создание трех типов разных образов женщин - замечательный подход к демонстрации, какое влияние могут иметь женщины на одного и того же мужчину. Какого его отношение к ним, как это связано с их поведением и его готовностью впустить их в свое сердце.

Роман - хорошее пособие для извлечения морали, что все отношения мы строим сами и их длительность или исход зависят только от нашего умения понимать, принимать и отдавать. Важно сохранять себя, свои принципы и позиции, не растворяясь в партнере без остатка.

Сесиль

5. Сесиль из повести Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» - образ девушки, который хорошо демонстрирует, что собственные эгоистичные желания и цели в юном возрасте - реальная угроза для счастья и жизни окружающих. Образ героини современный и подвержен всем искушениям ХХ века. На страницах повести наблюдаем внутренний мир героев, их желание быть счастливыми и поиск путей, которые могут привести их к счастью.

Главная героиня живет сегодняшним днем, эгоистично играя чувствами других, не задумываясь об истинных ценностях. Выстраиваемая ее игра приводит к разочарованию и боли окружающих. Раскаянье за проступок приходит, но поздно уже даже извиниться. Вмешалось время и необратимость судьбы. Место веселья и беззаботности заняла постоянная грусть.

Повесть раскрывает внутренний конфликт, когда из-за внутренней победы страха и эгоизма реальное возможное счастье уступило место разочарованию и тоске.

Хейзел

6. Хейзел - не только современный образ, но и истинно трагичный. Джон Грин в романе изобразил девушку, с детства болеющую и привыкшую к мысли об ожидаемой смерти. Ее родители живут ее жизнью, все подчинено строгому порядку и его сохранению. Настоящая любовь - неожидаемый подарок от жизни. Способность больных раком на истинные чувства, обостренные надеждой на выздоровление и возможной внезапной смертью, проникает в читателя и заставляет переосмыслить категории собственных ценностей. Мир людей с онкологией через невидимую паутину отсеивает вещи, блекнущие перед лицом смерти. Остается лишь истинное, достойное внимания и оставшегося времени.

Чтобы не случилось в жизни, как тяжело бы не было, не стоит забывать, что все решаемо, пока человек жив.

Миранда Грей

7. Миранда Грей из «Коллекционера» Джонна Фаулза - поучительный образ. Девушка обладает сильной волей, верой в себя и неустанно пытается найти способ спастись от похитителя. Атмосфера книги, воссоздаваемая двумя главными героями через их дневники, втягивает и дает возможность проникнуть во внутренний мир каждого из них.

Роман - незаменимый учитель, что опасность может быть совсем рядом. И доверять незнакомым людям только потому, что в тяжелый момент они оказались рядом со словами понимания, а не кто-то из членов семьи, не стоит.
Родные и близкие всегда искренне чем кто-либо могут проявить заботу, возможно, что не всегда умело, но зато надежно!

Скарлет Охара

8. Скарлет Охара - противоречивый, но неизменно оптимистичный образ из романа Маргарет Митчел «Унесенные ветром» . Красивая девушка с твердым характером и непоколебимой верой в себя, свои силы. Перед читателем проходит не один год ее жизни. Главная героиня переживает трудности, все теряет, она остается ни с чем в буквальном смысле, но благодаря своей стойкости, силе духа и ответственности за семью и тех, кто слабее нее, она все возвращает. Она поднимается вверх, следуя слову и мечте. Немного взбалмошная, но верная себе и долгу. Любовь в ее жизни - это отдельная глава по изучению капризности человеческих отношений и пособие по приручению сердец.

Высказывания Скарлет, ставшие крылатыми, заставляют задуматься и взять их на вооружение: «Как только спустишься вниз до конца, дорога может вести только вверх».

из одноименного романа Шарлоты Бронте. Человек подвержен вечной внутренней борьбе добра и зла, любви и ненависти, эгоизма и альтруизма... Жизненный путь - это чреда испытаний, вызывающих этот выбор. Главная героиня прошла через много испытаний, чувствуя на себе зло, унижение и предательство. Но как бы тяжело ей не было, выбор всегда она делала в пользу светлой стороны своей души. Ей повезло, материальное благополучие она получила в наследство, а вот душевный покой и счастье она отыскала сама - благодаря своей любви и силе прощения, которое свойственно сильным людям.

Доброта и умение прощать - хорошие спутники в жизни. Всегда легче уйти от предательства, чем простить виновника и дать другой шанс. Оступиться может каждый, а вот сила прощения свойственна не всем.

Дарья

10. Дарья - скромная, мечтательная, наивная и трудолюбивая героиня романа Оксаны Робски «Про Любоof / on» . Образ Золушки и ее идеальной жизни впитывается со сказкой с раннего детства. И когда в реальной жизни девушка встречает кого-то похожего на созданный ее образ принца, все остальное неосознанно дорисовывает воображение. Иметь мечту - это иметь цель. Но реально смотреть на вещи нужно всегда. Хороший пример разноклассовых отношений со взгляда изнутри с обеих сторон. Она - логопед-идеалист, а он - бизнесмен-циник.

В подростковом возрасте все преувеличено, особенно это касается чувства любви. И тем, кто надеется на сказку в жизни, полезно почитать о возможной современной версии развития сюжета. Быть осведомленной - значит быть предупрежденной и осторожной.

Все книги очень разные, как их героини и сюжетные линии. Список можно продолжить и далее черпать доброе, вечное, мудрое, чтобы в сердце и душе появились все эти качества к себе, своим родным и близким.

Русская литература всегда отличалась глубиной идейного содержания, неустан-ным стремлением ставить и разрешать жизненно важные вопросы, гуманным от-ношением к человеку, правдивостью изо-бражения действительности. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные на-шему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чис-тых женщин, отличающихся верным и лю-бящим сердцем, неповторимой душевной красотой.

Только русские писатели уделяли так много внимания изображению внутренне-го мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века через всю нашу литературу проходит образ русской жен-щины-героини с горячим сердцем, пла-менной душой и готовностью на великие подвиги.

Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерус-ской женщины Ярославны. Она — вопло-щение любви и верности. Ее печаль в раз-луке с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к си-лам природы, просит помочь не только ее «ладе», но и всем его воинам. Автор «Сло-ва» сумел придать образу Ярославны нео-быкновенную жизненность и правдивость. Он первый создал прекрасный образ рус-ской женщины.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пуш-кин запечатлел незабываемый образ Та-тьяны Лариной. Татьяна «русская ду-шою» — это автор подчеркивает на про-тяжении всего романа. Ее любовь к русскому народу, к патриархальной ста-рине, к русской природе проходит через все произведение. Татьяна — «натура глубокая, любящая, страстная». Цельная, искренняя и простая, она «любит без ис-кусства, послушная влеченью чувства». О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Но глубокую любовь к Евгению Татьяна сочетает с чувством долга к мужу:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяне свойственно серьезное отноше-ние к жизни, к любви и к своему долгу, для нее характерны глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты вос-питала в ней связь с русским народом и рус-ской природой.

Пушкин дал и другой, казалось бы, ме-нее заметный образ скромной русской девушки. Это образ Маши Мироновой в «Капитанской дочке». Автор сумел пока-зать и серьезное отношение ее к любви, глубину чувства, которое героиня не уме-ет выразить красивыми словами, но вер-ность которому сохраняет всю жизнь. Она готова пойти на все ради любимого чело-века. Она способна пожертвовать собой для спасения родителей Гринева.

Нельзя забыть и другой образ женщины, полный красоты и трагизма, образ Катери-ны в драме Островского «Гроза», в кото-ром, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Катерина — «светлый луч в тем-ном царстве», исключительная женщина, натура поэтически-мечтательная. Попав в атмосферу лицемерия и ханжества, вый-дя замуж за нелюбимого человека, она глубоко страдает. Но как ярко вспыхивает ее чувство, когда она в этом «темном цар-стве» встречает человека, близкого ей по духу! Любовь к нему становится для Кате-рины единственным смыслом жизни: ради Бориса она готова переступить свои поня-тия о грехе. Борьба между чувством и дол-гом приводит к тому, что Катерина публич-но кается перед мужем, но, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабанихи, кончает жизнь самоубийством. В гибели Катерины Добролюбов видит «страшный вызов са-модурной силе».

Большим мастером в создании женских образов, тонким знатоком женской души был И. С. Тургенев. Он нарисовал целую га-лерею изумительных русских женщин. Пе-ред нами встает Лиза Калитина («Дворян-ское гнездо») — светлая, чистая, строгая. Чувство долга, ответственности за свои по-ступки, глубокая религиозность сближают ее с женщинами Древней Руси.

Но Тургенев дал образы и женщин ново-го времени — Елены Стаховой и Мариан-ны. Елена — «необыкновенная девушка», она ищет «деятельного добра», стремится выйти за узкие рамки семьи, на простор общественной деятельности. Но условия русской жизни того времени не давали женщинам возможности такой деятельно-сти. И Елена полюбила Инсарова, который всю жизнь посвятил делу освобождения своей родины. Он увлек ее красотой по-двига в борьбе за «общее дело». После его смерти Елена остается в Болгарии, посвящая свою жизнь святому делу — ос-вобождению болгарского народа от ту-рецкого ига. Подлинным певцом русской женщины был Н. А. Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова, ни после него не уделил столько внимания женской судьбе. Поэт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что «ключи от счастья женского утеряны давно». Но никакая раб-ски-приниженная жизнь не сможет сло-мить гордость и чувство собственного до-стоинства русской крестьянки. Такова Да-рья в поэме «Мороз, Красный нос». Как живой предстает перед нами образ рус-ской крестьянки, чистый сердцем и свет-лый душой:

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна.

... Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

С большой любовью и теплотой пишет Некрасов о женщинах-декабристках, по-следовавших за своими мужьями в Си-бирь. Трубецкая и Волконская готовы де-лить с мужьями, пострадавшими за счас-тье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.

Наконец, революционный демократ Н. Г. Чернышевский показал в романе «Что делать?» образ новой женщины Ве-ры Павловны, решительной, энергичной, самостоятельной. Как страстно рвется она из «подвала» на «вольный воздух». Вера Павловна правдива и честна до кон-ца. Она стремится облегчить жизнь очень многих людей, сделать ее прекрасной и необыкновенной. Вот почему многие женщины так зачитывались романом и стремились в своей жизни подражать Ве-ре Павловне.

Л. Н. Толстой, выступая против идеоло-гии демократов-разночинцев, противопос-тавляет образу Веры Павловны свой идеал женщины — Наташу Ростову. Это одарен-ная, жизнерадостная и решительная де-вушка. Она, подобно Татьяне Лариной, близка к народу, к его жизни, любит его песни, деревенскую природу. Толстой под-черкивает в Наташе практичность и хозяй-ственность. При эвакуации из Москвы в 1812 году она помогает укладывать ве-щи, дает ценные советы. Патриотический подъем, который пережили все слои рус-ского общества при вступлении армии На-полеона в Россию, охватил и Наташу. По ее настоянию подводы, предназначенные для погрузки имущества, были освобождены для раненых. Но жизненные идеалы Ната-ши Ростовой не сложны — они лежат в се-мейной сфере.

Крупнейшие русские писатели в своих произведениях вывели целый ряд замеча-тельных образов русских женщин, раскры-ли во всем богатстве их душевные, нравст-венные и интеллектуальные качества, чис-тоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе. Эти черты характерны для образа русской женщины в русской классической литературе.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Русская литература всегда отличалась глуби­ной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жиз­ни, гуманным отношением к человеку, правди­востью изображения. Русские писатели стреми­лись выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной дру­гой национальной литературе мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличаю­щихся верным и любящим сердцем, а также сво­ей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много вни­мания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги.

Достаточно вспомнить полный красоты и лириз­ма пленительный образ древнерусской женщины Ярославны. Она - воплощение любви и вернос­ти. Ее печаль в разлуке с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к си­лам природы, просит помочь не только ее «ладе», но и всем его воинам. Автор «Слова» сумел при­дать образу Ярославны необыкновенную жизнен­ность и правдивость. Он первый создал прекрас­ный образ русской женщины.

А. С. Пушкин нарисовал незабываемый образ Татьяны Лариной. Татьяна - «русская душою», это автор подчеркивает на протяжении всего ро­мана. Ее любовь к русскому народу, к патриар­хальной старине, к русской природе проходит че­рез все произведение. Татьяна - «натура глубо­кая, любящая, страстная». Цельная, искренняя и простая, она «любит без искусства, послушная влеченью чувства». О своей любви к Онегину она не говорит никому, кроме няни. Но глубокую лю­бовь к Евгению Татьяна сочетает с чувством дол­га к мужу:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяне свойственно серьезное отношение к жизни, к любви и к своему долгу, у нее глубина переживаний, сложный душевный мир. Все эти черты воспитала в ней связь с народом и приро­дой, создавшими поистине русскую женщину, че­ловека большой душевной красоты.

Пушкин создал и другой, казалось бы, менее яркий образ - скромную русскую девушку Машу Миронову («Капитанская дочка»). Автор сумел по­казать и серьезное отношение к любви, глубину чувства, которое она не умеет выразить красивы­ми словами, но верность которому сохраняет на всю жизнь. Она готова пойти на все для любимого человека. Она способна пожертвовать собой для спасения родителей Гринева.

Незабываем и другой образ, полный красоты и трагизма - Катерина в драме Островского «Гро­за», в котором, по мнению Добролюбова, отрази­лись лучшие черты характера русского народа: душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Кате­рина - «светлый луч в темном царстве», исключи­тельная женщина, натура поэтически-мечтатель- ная. Попав в атмосферу лицемерия и ханжества, выйдя замуж за нелюбимого человека, она глубо­ко страдает. Но как ярко вспыхивает ее чувство, когда она в этом «темном царстве» встречает че­ловека, близкого ей по своим настроениям. Лю­бовь к нему становится для Катерины единствен­ным смыслом жизни: ради Бориса она готова пе­реступить свои понятия о грехе. Борьба между чувством и долгом приводит к тому, что Катерина публично кается перед мужем и, доведенная до отчаяния деспотизмом Кабайихи, кончает жизнь самоубийством. В гибели Катерины Добролюбов видит «страшный вызов самодурной силе».

Большим мастером в создании женских обра­зов, тонким знатоком женской души и сердца был И. С. Тургенев. Он нарисовал целую гале­рею портретов изумительных русских женщин. Перед нами встает Лиза Капитина - светлая, чи­стая, строгая. Чувство долга, ответственности за свои поступки, глубокая религиозность сближа­ют ее с женщинами древней Руси («Дворянское гнездо»).

Но Тургенев создал образы и «новых» жен­щин - Елены Стаховой и Марианны. Елена - «необыкновенная девушка», она ищет «деятель­ного добра». Она стремится выйти из узких рамок семьи на простор общественной деятель­ности. Но условия русской жизни того времени не допускали для женщины возможности такой деятельности. И Елена полюбила Инсарова, ко­торый всю жизнь посвятил делу освобождения своей родины. Он увлек ее красотой подвига в борьбе за «общее дело». После его смерти Елена остается в Болгарии, посвящая свою жизнь святому делу - освобождению болгар­ского народа от турецкого ига.

Подлинным певцом русской женщины был Н. А. Некрасов. Ни один поэт ни до него, ни после не уделил столько внимания русской женщине. Порт с болью говорит о тяжелой доле русской крестьянки, о том, что «ключи от счастья женского утеряны давно». Но никакая рабски-приниженная жизнь не сможет сломить ее гордость и чувство собственного достоинства. Такова Дарья в поэме «Мороз, Красный нос». Как живой встает перед нами образ, чистый сердцем и светлый.

С большой любовью и теплотой пишет Некра­сов о женщинах-декабристках, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Трубецкая и Волкон­ская готовы делить с ними, пострадавшими за счастье народное, и каторгу, и тюрьму. Их не страшат ни бедствия, ни лишения.

Наконец, революционный демократ Н. Г. Черны­шевский показал в романе «Что делать?» образ женщины нового времени - Веры Павловны, реши­тельной, энергичной, самостоятельной. Как страст­но рвется она из «подвала» на «вольный воздух». Вера Павловна правдива и честна до конца. Она стремится облегчить жизнь многих людей, сделать ее прекрасной и необыкновенной. Многие женщи­ны зачитывались романом и стремились в своей жизни подражать Вере Павловне.

Л. Н. Толстой, выступая против идеологии де- мократов-разночинцев, противопоставляет обра­зу Веры Павловны свой идеал женщины - Наташу Ростову. Это одаренная, жизнерадостная и реши­тельная девушка. Она, подобно Татьяне Лариной, близка к народу, к его жизни, любит его песни, де­ревенскую природу. Патриотический подъем, ко­торый пережили все слои русского общества при вступлении армии Наполеона в Россию, охватил и Наташу. По ее настоянию подводы, предназна­ченные для погрузки имущества, были освобож­дены для раненых. Но жизненный идеал Наташи Ростовой - счастливая семья.

Крупнейшие русские писатели в своих произве­дениях раскрыли во всем богатстве душевные, нравственные и интеллектуальные качества рус­ских женщин, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе.