Методическая разработка по музыке на тему: Анализ фортепианных пьес С. Прокофьева "Детская музыка". Сергей Сергеевич Прокофьев – величайший детский композитор Обучение в консерватории. Мировые гастроли

Один из величайших композиторов ХХ века, Сергей Прокофьев (23 апреля 1891 г.), создал также и множество произведений для детей. Мелодичных, ярких, изобретательных, понятных и приятных чистой детской душе. Про него говорили, что он смог на протяжении всей жизни сохранить в себе частичку детского сердца. «Три апельсина», «Золушка», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», фортепианный цикл «Детская музыка» и, конечно, знаменитая симфоническая сказка «Петя и Волк» заслуженно вошли в число вечной классики, детских произведений «на все времена».

И в наше время дети с интересом и отзывчивостью относятся к этим и другим творениям гениального композитора. Светлое, кристально чистое, прочувствованное звучание произведений Прокофьева добрым эхом отзывается в детских сердцах. Прекрасные примеры организации музыкальных занятий по творчеству Сергея Прокофьева собраны на страницах этого раздела.

Художественное отображение неповторимого мира детства в произведениях С.С. Прокофьева.

Содержится в разделах:
  • Музыка и хореография. Музыкальное развитие дошкольников, материалы для муз.руководителей

Показаны публикации 1-10 из 38 .
Все разделы | Прокофьев С.С, композитор.

Конспект занятия по музыке «С. С. Прокофьев «Утро» Вход детей : «Веселый ветер» муз Дунаевского. Останавливаются на полукруге в центре зала. - Сегодня такой замечательный день. Давайте веселой песенкой пожелаем всем доброго утра и хорошего настроения. Дети исполняют песенку-распевку «Доброе утро» О.Н. Арсеневской Сегодня на...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО МОТИВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.С. ПРОКОФЬЕВА «ПЕТЯ И ВОЛК» Цель : Воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства доброго отношения ко всему живому, поддерживать чистоту в экологической среде. Задачи : Формирование элементарных экологических знаний и...

Прокофьев С.С, композитор. - Цикл конспектов по музыке «Патриотизм в музыке С. С. Прокофьева»

Публикация «Цикл конспектов по музыке «Патриотизм в музыке С. С....» Тема урока: « Патриотизм в музыке С. С. Прокофьева» Цель: способствовать воспитанию чувства патриотизма у учащихся через слушание произведений С. С. Прокофьева. Задачи: Личностные: - формировать устойчивый интерес к классической музыке; - развивать умение эмоционально...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Музыкальное занятие по сказке Прокофьева «Петя и волк» Цель: воспитать в детях интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки Задачи: 1. Познакомить с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». 2. Закрепить у детей...


Конспект нод по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк» для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и...


Цель: Воспитывать у детей интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами; развивать творческие способности у детей средствами музыки. Задачи: Обучающие: 1. Вспомнить музыкальные темы героев сказки С.Прокофьева «Петя и волк». 2....

Прокофьев С.С, композитор. - Разработка тематического занятия «Творчество С. С. Прокофьева»

Слад с портретом композитора М.р: Дети, сегодня вы будите знакомиться с музыкой композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, узнаете много нового из его жизни. Сергей Сергеевич родился 23 апреля в небольшом украинском селе. Детство будущего композитора было счастливым. Вокруг –...


Автор: Ставенко Лариса Сергеевна, музыкальный руководитель высшей категории МБДОУ "Детский сад № 119" города Кургана. Музыкально-дидактическое пособие Лэпбук "Симфоническая сказка "Петя и волк" С. Прокофьева. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана...

Презентацию и аудиозаписи можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/zWpJPh0W3Es46f

Прокофьев Сергей
«Детская музыка»

Сергей Сергеевич Прокофьев

Дата рождения: 23 апреля 1891 г.

Дата смерти: 5 марта 1953 г.

Место рождения: село Красное, Донецкая область, Украина

Деятельность: композитор, дирижёр, пианист.

Сергей Прокофьев родился в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Покровского района Донецкой области Украины).

Любовь к музыке привила мать, часто музицировавшая и исполнявшая преимущественно произведения Бетховена и Шопена. Сергей сперва слушал, а затем стал подсаживаться рядом за инструмент и стучал по клавишам. Мария Григорьевна была хорошей пианисткой и стала первой музыкальной наставницей будущего композитора

Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).

Альбом «Детская музыка»

1. Утро
2. Прогулка
3. Сказочка
4. Тарантелла
5. Раскаяние
6. Вальс
7. Шествие кузнечиков
8. Дождь и радуга
9. Пятнашки
10. Марш
11. Вечер
12. Ходит вечер над лугами...

Скачать:


Подписи к слайдам:

Прокофьев Сергей « Детская музыка» Двенадцать лёгких пьес для фортепиано Подготовлено Кильчицкой Т.В.

Сергей Сергеевич Прокофьев Дата рождения: 23 апреля 1891 г. Дата смерти: 5 марта 1953 г. Место рождения: село Красное, Донецкая область, Украина Деятельность: композитор, дирижёр, пианист

Сергей Прокофьев родился в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Покровского района Донецкой области Украины). Любовь к музыке привила мать, часто музицировавшая и исполнявшая преимущественно произведения Бетховена и Шопена. Сергей сперва слушал, а затем стал подсаживаться рядом за инструмент и стучал по клавишам. Мария Григорьевна была хорошей пианисткой и стала первой музыкальной наставницей будущего композитора

В 1909 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции А. Лядова, по классу инструментовки - Н. Римского-Корсакова и Я. Витола, в 1914 году - по классу фортепиано А. Есиповой, по классу дирижирования - Н. Черепнина. Работал в творческом содружестве с Сергеем Эйзенштейном.

Кратко о творчестве: Сочинения представлены различными музыкальными жанрами: 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, ораторий и кантат, камерной вокальной и инструментальной музыки, музыки для кино и театра. Прокофьев создал собственный музыкальный стиль.

Из автобиографии композитора: « Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял легкие пьески для детей... К осени их набралась целая дюжина, которая затем вышла сборником под названием «Детская музыка». «Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Прокофьев, - это программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. Двенадцать пьес, ор. 65 - важная веха на творческом пути композитора. Они открывают целый мир его восхитительного творчества для детей, мир, в котором он создает неувядаемые по свежести и непосредственности, по солнечной радости и задушевной искренности шедевры.

Альбом «Детская музыка» 1. Утро 2. Прогулка 3. Сказочка 4. Тарантелла 5. Раскаяние 6. Вальс 7. Шествие кузнечиков 8. Дождь и радуга 9. Пятнашки 10. Марш 11. Вечер 12. Ходит вечер над лугами

Утро Это как бы эпиграф сюиты: утро жизни. В сопоставлении регистров ощущается пространство, воздух! Мелодия чуть мечтательна и кристально чиста. Следуя традициям детского альбома П.Чайковского, Прокофьев в своем сочинении рисует день ребенка, насыщенный богатыми впечатлениями, а порой и серьезными переживаниями каждая пьеса окрашена в свой цвет, напоена своим ароматом, она "осязаема " и вызывает чувственно-ассоциативные реакции.

« Прогулка » Трудовой день малыша начался. Его походка тороплива, хотя и несколько с развальцей. Уже в первых тактах передан ее начальный ритм. Надо успеть все увидеть, ничего не пропустить, в общем, дела очень много...

Тарантелла Жанрово-танцевальная, виртуозная пьеска, выражающая задорную темпераментность ребенка, захваченного музыкально-танцевальной стихией.

Шествие кузнечиков Это - быстрая и веселая пьеса о радостно стрекочущих кузнечиках, всегда вызывающих интерес у ребят своими поразительными скачками. Фантастичность образа не выходит здесь за рамки обычных детских выдумок и в этом отношении заметно отличается от, скажем, таинственной фантастики «Щелкунчика» Чайковского. В сущности, это забавный детский галоп, в средней части которого даже слышатся интонации пионерских песен.

Ходит месяц за лугами Последняя, двенадцатая пьеса - « Ходит месяц за лугами » - органически связана с народными интонациями. Вот почему автор счел необходимым в «Автобиографии» разъяснить, что она написана не на фольклорную, а на собственную тему.

Детская музыка Прокофьева столь же занимательна как альбомы Чайковского и Шумана, но занимательность здесь другого рода. Это захватывающее "узнавание" самих себя в искусстве. Сергей Прокофьев входит в жизнь ребенка изнутри, смотрит на жизнь его глазами. «Кардинальным достоинством или пороком, если хотите в моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы. Я никогда не хотел что либо делать только потому, что этого требуют правила. И я не стесняюсь заявить, что по существу являюсь учеником своих собственных идей. Во всем что я пишу, я придерживаюсь двух главных принципов ясность и выявление моих идей, лаконизм, избегание всего лишнего в их выражении.» - С. Прокофьев.

Симфоническая сказка «Петя и волк» В 1936 году С. Прокофьев сочинил сказку, которая призвана помочь детям познакомиться с тембрами симфонического оркестра. В своей автобиографии Сергей Прокофьев писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».


Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

Программное содержание:

1) учить определять интонационный характер музыки;

2) развивать певческие навыки: петь без напряжения, в одном темпе, чисто интонировать мелодию;

3) развивать умение двигаться под музыку в соответствии с характером и темпом;

4) развивать умение менять движения вместе со сменой разнохарактерных частей музыки;

5) закреплять представление детей о жанрах: песня, марш, танец.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познавательное развитие»: знакомство с композитором С.С. Прокофьевым.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»: работа над культурой общения в коллективе.

Образовательная область «Речевое развитие»: активизировать словарный запас детей определениями характера музыки.

Оборудование: портрет композитора С.Прокофьева, картинки с изображениями поющего,

марширующего и танцующего ребенка, аудио и видео оборудование.

Ход ООД

Дети входят в зал под «Марш» С.Прокофьева и выстраиваются в шеренгу.

Муз. руководитель. Вот мы с вами и встретились в новом учебном году. При встрече принято приветствовать друг друга каким словом? Да, а как выдумаете, почему именно это слово выбрали в качестве приветствия? Это слово доброе, приятное. А что оно означает? Да, это слово означает пожелание

крепкого здоровья. А какими словами можно еще приветствовать друг друга?

Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет…

Муз. руководитель. А с каким чувством произносятся эти слова? Печально, грустно, радостно, задумчиво, сердито?

Дети: С чувством радости!

Муз. руководитель. С радостью. Послушайте, я поприветствую вас музыкально.

Исп. попевкой «Здравствуйте» трезвучием (до, ми, соль) (арпеджио). Дети отвечают эти же звуками в нисходящем порядке (соль, ми, до).

Муз. руководитель. Хорошо, а какой характер у нашей попевки?

Дети: Веселый, бодрый!

Муз. руководитель. Правильно, мы радуемся новой встрече, и попевка передает это чувство радости.

Давайте еще раз поприветствуем друг друга.

Дети садятся на стульчики вдоль стены.

Муз. руководитель. За лето мы немножко забыли имена друг друга. Давайте напомним, как вас зовут?

Исп. распевка «Как тебя звать»

Муз. руководитель. Ну вот, мы вспомнили имена друг друга. А сейчас подружимся в танцевальном упражнении.

Исп. коммуникативный танец-игра «Найди себе пару» муз. Спадавеккиа «Добрый жук» (аудиозапись).

И.п. Дети стоят парами свободно по залу.

1 фигура. А – ритмично хлопают в ладоши лицом друг к другу.

Б - машут рукой жест» До свидания», отходят спиной друг от друга,

подходят к другой паре, подзывая жестом «Иди ко мне».

2 фигура. Движения повторяются с новым партнером.

В последующих фигурах движения 1 части меняются: притопы, поскоки, пружинки.

Дети садятся на стульчики для слушания.

На экране фотография С.С. Прокофьева.

Муз. руководитель. На этом портрете вы видите музыканта, который сочиняет музыку. Как мы называем сочинителей музыки? Да, композитор. Сегодня мы познакомимся с таким композитором, зовут его Сергей Сергеевич Прокофьев. Послушаем Марш этого композитора.

Исп. «Марш» Прокофьева (в аудиозаписи).

Знакома ли вам эта музыка? Да, эта музыка звучала в начале занятия. А какие движения выполняют под марш? А почему под марш удобно шагать? Да, музыка марша четкая и ритмичная. Давайте послушаем еще раз марш и попробуем «шагать» под него ладошками (хлопать).

А теперь пусть выйдет Дима и попробует прошагать под этот марш ногами.

Удобно тебе было шагать? Почему неудобно? Музыка звучала лишком быстро. Как вы думаете, кому удобно маршировать под эту музыку? Да, скорей всего это марш для сказочных маленьких персонажей,

Поэтому музыка звучит довольно быстро.

Исп. музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто идет».

Детям предлагается прослушать 2 музыкальных отрывка (пьеса «Шаги») и определить, кто шагает (бабушка или внук). Как вы определили, что вначале шла бабушка, потом внук? Правильно, бабушка шла неторопливо, медленно, а внук бежал быстро. В музыке говорится о темпе медленном и быстром. Мы тоже будем учиться правильно описывать музыку, и говорить ТЕМП.

А сейчас послушайте музыкальную загадку и вспомните, какая звучит песенка?

Исп. песня «Огородная» Можжевелова (без слов).

Да, эту песенку мы учили и даже помним, как в нее играть. Давайте встанем в круг и выберем, то будет капустой, морковкой, лучком и водителем. Всем наденем шапочки и начинаем игру.

Исп. хороводная игра «Огородная» Можжевелова.

А сейчас давайте вспомним, что мы узнали на занятии. Да, мы познакомились с композитором С.Прокофьевым, определили, что Марш этого композитора предназначен для игрушечных персонажей.

Вспомнили и поиграли в хороводную игру «Огородная». А сейчас давайте попрощаемся.

До свидания, ребята!

Дети выходят из зала.

Оборудование : Аудиозаписи произведений из альбома С.С. Прокофьева «Детская музыка»:

1. Пьеса «Утро».

2. Пьеса «Вечер».

3. Пьеса «Ходит месяц над лугами».

4. «Вальс алмазов».

5. Пьеса «Тарантелла».

6. Песня «Болтунья».

7. Пьеса «Пятнашки».

8. «Сказочка».

Участники : Ведущая, Хозяйка Медной горы. Герои песенки «Болтунья» - Лидочка, Вовка, Марья Морковка. Танцоры.

Предварительная работа: Понадобиться изготовить макет большой книги с названием «Детская музыка» на обложке и на страницах которой написаны названия музыкальных пьес из сборника. Портрет композитора во время работы: за роялем или с нотами в руках. Костюм Хозяйки Медной горы состоит из короны и длинного сарафана или платья с нашитыми на них блестками.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать в нашей музыкальной гостиной.

(Звучит пьеса С.С. Прокофьева «Утро» из его сборника «Детская музыка». На столе или стене - портрет композитора.)

Наша встреча начинается со звуков прекрасной пьесы «Утро» великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. (Показывает портрет композитора.) Я, думаю, что вы все хорошо знакомы с этим именем: ведь произведения Сергея Прокофьева нам всем хорошо известны. Сегодня мы попробуем совершить маленькую экскурсию по его пьесам, которые он создал специально для детей. Как сказал другой известный композитор Дмитрий Борисович Кабалевский: «Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, потому что никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений как он». Но сегодняшнее наше путешествие мы проведем с одним музыкальным спутником, вернее - спутницей. Пусть нашим помощником станет удивительная волшебница - Хозяйка Медной горы, героиня балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Сказ о каменном цветке». Но Хозяйка Медной горы должна прийти к нам со своей музыкой. Итак, я вновь обращаюсь к сборнику «Детская музыка». (Берет в руки сборник.)

Мы начали наш разговор с пьесы «Утро», а теперь прозвучит вторая пьеса из этого сборника - «Вечер». (Перелистывает страницу сборника.) Она интересна тем, что позднее композитор включил эту тему в свой балет о каменном цветке и Хозяйке Уральских гор. Послушайте, какая замечательная мелодия в этой пьесе. Она заставляет вспомнить о тихо прожитом дне и успокаивает, словно говоря: «Завтра настанет утро, и все снова будет хорошо».

(Звучит пьеса «Вечер».)

Теперь, я думаю, к нам должна прийти сама Хозяйка Медной горы. (Появляется Хозяйка Медной горы.)

Хозяйка Медной горы: Прекрасные сказы о моей уральской земле стали известны балетом. О красоте Уральских гор и волшебствах, связанных с природой этого необычного края, нам поведал своей музыкой сказочник и композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Но я хочу, чтобы мы еще раз перелистали страницы его удивительного сборника «Детская музыка». В нем 12 миниатюр, написанных для исполнения на фортепиано. Все пьесы имеют свои названия, которые помогают лучше представить себе музыкальный художественный образ. Вот, например, пьеса, которая называется целой строчкой из стихотворения - «Ходит месяц на лугами». (Перелистывает нужную страницу.) Сам композитор вспоминал, что его пьеса «Ходит месяц над лугами» сочинялась, когда он жил на природе, в домике с балконом, выходящим прямо на реку Оку. По вечерам С.С. Прокофьев любовался месяцем, который гулял по полянам и лугам.

Ведущая : Музыка этой пьесы напоминает протяжную русскую песнь, она словно помогает ощутить прохладу летнего вечера.

(Звучит пьеса «Ходит месяц над лугами».)

Я надеюсь, уважаемая гостья, что вы пришли к нам не с пустыми руками.

Хозяйка Медной горы: Конечно, я принесла вам в подарок горсть волшебных алмазов. Но не простых, а музыкальных. Вы уже говорили, что пьесы из сборника «Детская музыка» стали частями из балета «Сказ о каменном цветке». Вот и сейчас прозвучит светлый, мечтательный «Вальс», который в балете получил название «Вальс алмазов». (Перелистывает страницу сборника.)

«Вальс алмазов» засверкал -

Приглашает всех на бал.

Самоцветами горит,

Нам о сказке говорит.

(Звучит «Вальс алмазов», который можно проиллюстрировать хореографическим исполнением.)

Ведущая: В сборнике «Детская музыка» есть еще один танец, который заставляет нас вспоминать о музыке Италии.

Хозяйка Медной горы : Я знаю, вы говорите о танце под названием «Тарантелла». (Открывает нужную страницу сборника.) Да, мелодия тарантеллы напоминает стремительную огненную итальянскую пляску. Кажется, что мы попали на веселый карнавал, где все веселятся, поют и кружатся.

(Звучит пьеса «Тарантелла»; возможен хореографический показ.)

Ведущая : Знаете, уважаемая Хозяйка Медной горы, ведь у Сергея Сергеевича Прокофьева есть еще не мало музыки, написанной для детей. Этот сюита «Зимний костер», музыкальная сказка «Петя и волк», детские песни. Вот сейчас мы послушаем и посмотрим инсценировку этой песни, которая очень нравится ребятам. Ее назвали - «Болтунья», и слова для нее написала известная поэтесса - Агния Барто.

Хозяйка Медной горы: О чем же эта песенка?

Ведущая : О том, как одна болтливая девочка по имени Лидочка никак не хотела признавать себя болтуньей. Она пыталась говорить медленно и раздельно, но ее речь все время сбивалась на скороговорку и слушатели понимали, что Лидочка на самом деле большая тараторка. Итак, песня Сергея Сергеевича Прокофьева «Болтунья».

(Инсценировка песни «Болтунья». Может звучать аудиозапись песни «Болтунья» или дети могут исполнить ее сами.)

Хозяйка Медной горы : Прекрасная песенка, она такая забавная и понятная. Музыка Сергея Сергеевича Прокофьева великолепно передает смену настроения героини песни. Чтобы продлить впечатление от песни, давайте послушаем пьесу «Пятнашки» С.С. Прокофьева из его сборника «Детская музыка». (Открывает нужную страницу.)

Музыка «Пятнашек» - быстрая, шаловливая. Ведь каждый из нас играл когда-нибудь в пятнашки - догонялки. Вот и мелодия этой пьесы передает стремительное движение, бег.

(Звучит пьеса «Пятнашки».)

Ведущая: Наступило время нашей уважаемой гостье возвращаться к своей Медной горе. Я хочу, чтобы мы простились тоже под музыку. У Сергея Сергеевича Прокофьева есть заключительная пьеса под названием «Сказочка». Пусть она прозвучит напоследок. (Открываем нужную страницу.) Ведь каждый из нас любит перед сном послушать сказки, чтобы потом приснился интересный волшебный сон. Вот и пьеса «Сказочка» вначале напоминает колыбельную песню своей неторопливой, «укачивающей» мелодией.

Хозяйка Медной горы: Представьте себе, ребята, таинственный, темный лес, в котором где-то вспыхивают волшебным светом огоньки гнилушек, да кричит филин. Но, вот пронеся на сером волке Иван-царевич, спас от Кощея Бессмертного Василису Прекрасную - ожил лес. Ускакали герои - и снова тишина, кончилась сказочка, и ее слушатели уснули.

Ведущая: Поблагодарим нашу гостью за прекрасную встречу с музыкой.

Хозяйка Медной горы : Для меня лучшей благодарностью будет то, что детям понравилась встреча с музыкой композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. (.Хозяйка Медной горы уходит.)

Ведущая : Вот и подошла к концу наша встреча в гостиной с музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева. Всегда ждем вас в нашей гостиной для новых встреч с другими композиторами.

Цель: воспитать в детях интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки

Задачи:

  1. Познакомить с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
  2. Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру; по внешнему виду.
  3. Определять героев сказки по характеру музыки.
  4. Побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки.
  5. Поощрять проявление творческой активности детей.
  6. Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  7. Воспитание культуры слушания симфонической музыки.

Методы:

  1. Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).
  2. Метод контрастного сопоставления.
  3. Метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
  4. Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.



3. Работа с наглядными пособиями (плакат «Симфонический оркестр», презентация.ppt).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Цель: воспитать в детях интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыки

Задачи:

  1. Познакомить с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
  2. Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру; по внешнему виду.
  3. Определять героев сказки по характеру музыки.
  4. Побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей музыкальной сказки.
  5. Поощрять проявление творческой активности детей.
  6. Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  7. Воспитание культуры слушания симфонической музыки.

Методы:

  1. Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).
  2. Метод контрастного сопоставления.
  3. Метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).
  4. Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Виды деятельности на занятии:

1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
3. Работа с наглядными пособиями (плакат «Симфонический оркестр», презентация.ppt).

Ход занятия.

Муз. руководитель. Ребята, сегодня наша встреча необыкновенная, волшебная. Мы с вами отправимся в путешествие. Подравняйтесь, все готовы? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Вы любите путешествовать? А вот куда мы сегодня отправимся, вы узнаете, прослушав фрагмент песни.

Муз. руководитель. Кто догадался, куда мы отправляемся? Правильно в сказку. Пойдём потихонечку на носочках, чтобы сказку не вспугнуть.

Ходьба на носочках.

Муз. руководитель. Раз, два, три Василису Прекрасную изобрази (движения: лёгкими маленькими шагами на полупальцах, корпус максимально вытянут, подбородок приподнят, глаза опущены, руки на поясе ).

Раз, два, три, как летит Жар-птица, покажи (лёгкий бег на полупальцах. Руки, имитирующие крылья, вытянуты вверх, делают плавные взмахи и «перекруты» кистями над головой ).

Гуси лебеди летят, в сказку нас нести хотят (лёгкий бег на полупальцах, руки вытянуты в стороны, делают плавные взмахи, шея вытянута вперёд ).

Раз, два, три, великанши слышатся шаги (ходьба на носочках большими шагами с большим размахом рук в неторопливом темпе ).

Посмотрите, там маленькие домики, а живут там добренькие гномики (корпус согнут, голова и руки прижаты к корпусу, мелкий шаг).

Муз. руководитель. Ребята, посмотрите, в маленьком домике кто-то горько плачет. (Дети подходят к домику и видят гнома и две картинки с изображением двух мальчиков в народном и строгом костюмах ).

Муз. руководитель. Гномик, расскажи нам, что с тобой произошло.

Гномик (озвучивает муз. рук.) Как же мне не плакать, пришли ко мне гости, Тим (картинка мальчика в народном костюме ) и Антон (картинка мальчика в строгом костюме) , принесли с собой инструменты. Хотели мы вечер музыки устроить, да прилетела злая колдунья, и все инструменты перемешала. Помогите, пожалуйста, Тиму и Антону собрать свои инструменты.

Какие инструменты мы будем собирать для Тима? (народные )

Какие для Антона? (симфонические )

Гномик . Спасибо вам, ребята, а за это вас мои друзья отблагодарят. Тим принёс настоящие инструменты и предлагает вам сыграть на этих инструментах самим. (Ложки, бубны, погремушки, трещотки и т.д.)

Исполнение оркестром вариаций на тему русских народных песен .

Муз. руководитель. Молодцы! А Антон нам в благодарность приготовил самый настоящий сюрприз, он приглашает нас в симфоническую сказку. (Звучит фоновая музыка)

С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажут о Пете и Волке,
скрипки, кларнет и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные - двери страницы,
В нее поскорей отвори.

Муз. руководитель. Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С.Прокофьев. (Слайд 1) Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»? (Слайд 2). (Ответы детей)

Муз. руководитель. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки.(Слайд 3). Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр».

Муз. руководитель. Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. (Слайд 4-8).

Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. (Слайд 9).У птички – своя, у кошки – своя. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Характер темы может меняться в зависимости от действия, происходящего в сказке, но она всегда узнаваема. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами.

Сказка (слушание).

Муз. руководитель. Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. (Слайд 10). Петя мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, весёлая. Петю изображают струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.

На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она. (Слайд 11). Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички такая же – то быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта. Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.

Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. (Слайд 12). Утка ходит вперевалку, неуклюже. Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку – неторопливую, важную Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый голос и изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.

Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. (Слайд 13). Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он звучит очень подвижно, с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: « Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней.

«Берегись!» - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку.

Вышел дедушка. (Слайд 14). Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку.

И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. (Слайд 15). Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники. (Слайд 16). Любимое дело охотников – пострелять и их изображают гром барабанов и литавры. Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.

Произведение завершается всеобщим шествием. (Слайд 17) В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева, в которой много веселой и забавной музыки, много остроумных музыкальных находок.

Это не просто сказка, а сказка-учебник. Написал ее композитор для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их звучание.

И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,- каждый играет кусочек своей музыкальной темы. Вот зазвучал кларнет - крадется кошка; заворчал фагот - дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторны - появился волк; гобой испуганно закрякал и смолк - волк проглотил утку.

Так музыкальным языком рассказывает композитор симфоническую сказку.

Муз. руководитель. Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что все персонажи сказки разбежались и побросали свои инструменты. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.

Под финальное шествие из сказки «Петя и волк» дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа.

Муз.руководитель. Ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.

Пластическая импровизация

Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.

Муз.руководитель. Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

Муз.руководитель. А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

Муз.руководитель. Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным. А мы, в свою очередь подарим нашим гостям прекрасную песню о музыке.

Дети исполняют песню «Волшебный ключ». Зинаида Роот.

Занятие окончено.

Список литературы.

1.Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы.- М.:ВАКО,2006.-240с.

2.Виноградова Л.Н., Коренева Т.Ф., Татаржицкая О.Т. и др.; Сост. Бекина С.И. Праздники в детском саду: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1990.- 207с.

3. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997 Ч.2.- 400с.

4. Роот З.Я. Песенки и праздники для малышей.- М.: Айрис-пресс, 2003.-96с.