Микеланджело, Сикстинская Капелла, Страшный суд. Божественный Микеланджело. Фреска Сикстинской капеллы “Страшный суд”

Страшный суд - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

Сикстинская капелла, задняя стена, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет).

Центр «Страшного Суда» . Здесь главная фигура - Христос, который решает судьбу человеческого рода. Жестом руки он проклинает большую часть человечества и отравляет их в ад, но некоторые из них спасены и отправляются на небеса. Даже Мадонна, находясь около него, кажется, присела от страха.

Над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения.

Над Христом справа ангелы повергают колонну, символ переходящей земной власти.

Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников, изображенных в левой части композиции, и грешников, спускающихся в Дантов ад (правая часть фрески).

Внизу справа: Святой Варфоломей держит кусок собственной кожи в левой руке, а в правой руке нож. Это символизирует страшную судьбу Варфоломея, с которого содрали кожу заживо:

Семь ангелов трубным гласом возвещают судный час.

Спасенные души поднимаются вверх, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли.

Мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.

Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть:

В нижней части фрески Харон, перевозчик через адскую реку, свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки.

В «Страшном суде» Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части:

    Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.

    Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными.

    Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей «Страшного суда» - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части

«Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы.

Работа Микеланджело «Страшный суд» , ныне будучи шедевром, подверглась прежде крайне жесткой оценке и критике. Она была названа росписью откровенно непристойной, послужившей предательству истины в Евангелие. Папский двор не принял результата в виде огромной фрески, занявшей всю стену за Сикстинской капеллой. Основу «Страшный суд» составляло Второе Пришествие Христа, что в целом является основополагающей идеей, на которой зиждется христианство. Это подразумевает возвращение Иисуса с последующим наступлением Апокалипсиса. Над своей грандиозной работой трудился более пяти лет.

«Страшный суд» выступал в качестве одной из главных идей, реализовываемых в качестве огромных церковных фресок. Традиционно такие фрески находили свое место над главным входом в , с тыльной их стороны. То, что роспись была размещена над алтарем, сделало ее еще более необычной. Это и не удивительно, ведь таким образом игнорировались традиционные каноны, в связи с чем это стало поводом для возмущения, не говоря уже об уничтожительной критике в адрес картины «Страшный суд».

Картина Микеланджело была написана под вдохновением от Библии, где в частности и нашел свое отражение будущий Апокалипсис. Свою роль сыграла «Божественная комедия», известное произведение Данте. Однако, несмотря на такие влияющие на суть результата факторы, «Страшный суд» все же отображает собственное видение той судьбы, которая ожидает человечество.

Персонажи фрески Микеланджело «Страшный суд», кстати, оказались на ней более чем узнаваемыми. Так, фоном для нее служит синее небо, в центре находится Дева Мария. В качестве судьи, как понятно, Христос, вершащий людские судьбы жестом руки. По мнению некоторых исследователей, лицо Иисуса на фреске «Страшный суд» – это портрет любимого ученика Микеланджело. Им был Томаззо Кавальери.

Микеланджело «Страшный суд»: Генрих Уильям Пфайффер

Художник впервые изобразил неузнаваемым Христа. Не понятно, как подобное могло случиться, еще и практически возле церкви? Ведь именно в ней поклонялись истинно существовавшему образу. По всей видимости готовая работа больше похожа на Аполлона Бельведерского, чей бюст часто воссоздавался во времена язычества.

Возле Христа, как было отмечено, находится Дева Мария. Его мать сидит с лицом, опущенным вниз, что позволяет не видеть того, как сын вершит правосудие. К тому же, в противном случае любое ее заступничество не возымеет силы. Принято считать, что мастер Микеланджело на этой своей фреске «Страшный суд» изобразил собственную почитательницу и близкую подругу, Витторию Колонна. Последняя была дочерью одной из самых благородных семей в Италии, четы Агнессы ди Монтефельтро и Фабрицио Колонна.

Сходство св. Варфоломея с итальянским писателем Пьетро Аретино

При рассмотрении фрески Микеланджело «Страшный суд» историками было выявлено также сходство св. Варфоломея с итальянским писателем, Пьетро Аретино. По совместительству он был шантажистом и сатириком. Кроме того, он оказывал в свое время сильнейшее влияние на область искусства в целом. И, наконец, Аретино принято считать в качестве прародителя современных образцов эротической литературы.

На фреске «Страшный суд» у него в руках находится содранная шкура, на которой, в свою очередь, можно увидеть автопортрет Микеланджело. Вероятно, что мастер подобным образом указал на то, как он видит клевету Аретино в свой адрес. Причиной тому стало неприятие Микеланджело тех советов, которые дал ему писатель относительно его работы «Страшный суд».

Святой Петр, который возвращает Иисусу ключи от церкви, напоминает Павла III, правившего с 1534 по 1549 годы, то есть, в то время, когда создавалась фреска.


Трубящие ангелы на фреске “Страшный суд”

Низ росписи

По низу росписи этой работы Микеланджело из числа тел, которые воскресают после смерти, при внимательном ее рассмотрении можно увидеть человека, наполовину появившуюся из-под земли. В данном случае речь идет о Джироламо Саванрола, религиозном проповеднике итальянского происхождения. Он состоял в ордене доминиканцев, позднее ему было предъявлено обвинение в раскольничестве.

В результате папа Александр VI отлучил его от церкви, после чего он был приговорен к смерти через повешение и сожжение, как еретик. Произошло это в 1497 году. В работе Микеланджело «Страшный суд» была практически предсказана беатификация Саванролы. Что примечательно, состоялась она во Флоренции в 1997 году, то есть, спустя долгие сотни лет.


Если же обратить внимание на правый нижний угол, то в работе Микеланджело «Страшный суд» можно заметить церемониймейстера при Павле III, Бьяджо да Чезена. Здесь он предстал в образе главного судьи в преисподней – Миноса. Последний пребывал в полнейшем удивлении и шоке от изображаемых художником скрюченных и обнаженных тел. Фреска Микеланджело «Страшный суд» поддавалась с его стороны жесточайшей критике, в которой он акцентировал внимание на том, что в священном месте попросту недопустимо столь позорное зрелище. По его мнению, максимум, куда удачно впишется работа «Страшный суд» Микеланджело – это таверна или баня.

Реакция мастера Микеланджело не заставила себя ждать, потому, в качестве намека на особые умственные способности, им были дорисованы уши осла у церемониймейстера в его образе на фреске «Страшный суд». Подвергшись подобному унижению тот, было, обратился с жалобой к правящему папе. Последний, в свою очередь, ответил Чезене, что он вообще не имеет никакой власти, будь то речь идет об аде или о самом черте, а потому лучше, если он сам сможет договориться с Микеланджело.

Секреты фрески «Страшный суд» как ее достояние

Стоит ли говорить о том, что скандальная во многих смыслах работа Микеланджело «Страшный суд» стала причиной возникновения ожесточенных споров между критиками, представлявшими католическую реформацию, и теми, кто считал художника гением. Микеланджело был обвинен в том, что он не следует истине, продиктованной Библией, и, к тому же, наделил христианскую тематику мифологией язычников. Кардинал Караффа крайне негативно отреагировал на наличие в часовне при главном христианском храме обнаженных персонажей. Это привело к тому, что им была организована целая кампания, придерживающаяся цензуры и требующая уничтожения фрески «Страшный суд», по их мнению, неприличной. Несмотря на это, Микеланджело имел весьма высокий авторитет. По этой причине скандальную роспись, красующуюся над алтарем, исправлять никто не посмел, пока мастер был жив.

Скрытая нагота

В 1564 году, а это более 20 лет с момента смерти Микеланджело, Конгрегацией Трентийского Совета было принято решение скрыть все же наготу фигур, изображенных на фреске. Закрашиванием гениталий было поручено заняться Даниеле да Вольтерра, яростному и искреннему поклоннику великого мастера Микеланджело. Учитывая то, кем был исполнитель, изменения получилось свести к минимуму при максимальном сохранении оригинальной росписи. Однако, на и этом история работы Микеланджело «Страшный суд» не заканчивается. Смерть Пия IV, тогдашнего папы, случившаяся в 1565 году в декабре, стала причиной необходимости освобождения часовни от строительных лесов. Здесь должны были быть проведены похороны, а после был назначен сбор конклава.

Фреска Микеланджело нередко становилась темой обсуждения при папе Пие V. В частности идеи по ней сводились к новой росписи, то есть «Страшный суд» следовало заменить. Эта же идея возникала при Григории XIII, а также при Клименте VIII. Так или иначе, полностью уничтожить фреску не решился никто. Корректировке подлежали лишь некоторые фрагменты в ней. В целом перекрашиванию подлежало сорок фигур, для чего применялась техника fresco secco, предполагающая нанесение изменений по сухой штукатурке.

Благодаря такому воздействию на поверхность картины, получилось восстановить «Страшный суд» в оригинале, что произошло в ходе начавшейся в 1990 году реставрации капеллы. Было решено удалить те правки, которые были внесены в картину «Страшный суд» после 1600 г. Оставлены были только те изменения, которые внес да Вольтерра.

Сикстинская капелла – это святилище человеческого тела

Работа Микеланджело «Страшный суд», лишенная наслоений пыли и копоти и заметно обновленная, представлена была Иоанном Павлом II в рамках проведения торжественной мессы, пришедшейся на 8 апреля 1994 года. Тем самым, им была подведена черта в споре, кипевшем на протяжении многих веков. Говоря об уместности в часовне обнаженных тел, изображенных в работе «Страшный суд», папа указал на то, что сама по себе

Анализ художественного языка произведения искусства. На примере картины Микеланджело Буонарроти "Страшный суд"

"Страшный суд" - это, прежде всего, колоссальная мировая драма. Только могучий гений может передать весь ужас всемирной катастрофы в одном эпизоде, в нескольких отдельных сюжетах. Испорченность нравов, разврат и цинизм, изнеженность и коварство, продажность и легкомыслие - все это вызывает нравственное падение и требует искупления нарушенных божественных законов. С любовью в сердце и с гневом на устах обращается здесь к миру великий Микеланджело.

После смерти в 1523 году папы Андриана VI папой был избран представитель рода Медичи - Климент VII. Во время его понтификатства войска испанского короля Карла V в мае 1527 года захватили и разгромили Рим. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и в городе вновь восстановили республику. Папа же, прежде всего соблюдая интересы своего рода, срочно примирился с испанцами и осадил Флоренцию, осада которой длилась 11 месяцев. Всё это время Микеланджело руководил возведением оборонительных сооружений города. Когда же Флоренция пала, папа Климент VII объявил, что забудет об участии мастера в обороне города в том случае, если Микеланджело немедленно возобновить работы в усыпальнице Медичи при церкви Сан-Лоренцо. Испытывая постоянную тревогу за участь своей семьи и за свою жизнь, Микеланджело вынужден был на это согласиться.

А во время посещения Рима папа Климент VII пожелал, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы изображением "Страшного суда". В 1534 году, почти через четверть века после окончания последней росписи, художник переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.

Сцену "Страшного суда" художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет и не могло быть образов жизнеутверждающей силы, характерных для художников Возрождения. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения в Италии и в мире. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем.

Страшный суд - фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года - с 1537 по 1541. микеланджело суд фреска сикстинский

Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис.

Центром всей композиции является фигура Христа (судии) с поднятой правой рукой. Рядом с ним - поникшая и скорбная Mадонна. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Вокруг них - могучие фигуры, образующие подобие венца или короны (толпа проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых.

Верх фрески с двух сторон под арками свода занят равными по размеру изображениями, как бы поднятыми ураганом на облака. Это - все орудия страстей (пыток) Иисуса Христа (знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества).

Слева мы видим крест (символ мученичества и унижения), на котором он был распят.

Справа - колонна (символ переходящей земной власти), возле которой его бичевали. Вокруг них несколько свободно парящих обнаженных фигур, поддерживающих в воздухе губку, гвозди и венец.

Справа от апостолов - мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру):

  • 1. Андрей с крестом.
  • 2. Себастьян со стрелами в руке - по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники.
  • 3. Екатерина с зубчатым колесом - между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет
  • 4. Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи

У левой ноги Христа находится фигура Святого Варфоломея, держащего в одной руке скребок, а в другой - собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу).

По левую сторону от Христа выделяется такая же гигантская фигура, как и Петр. Обычно ее называют Адамом (зачинателя рода людского). Вокруг нее также расположены фигуры праведников. В группе праведников собраны жеские святые, мученицы и сивиллы, важнейшие женские персонажи Ветхого Завета.

Огромная фигура, защищающая коленопреклоненную девушку обычно считают Евой. Она выделяется своей человечностью и трогательностью; к ее коленям в поисках спасения припала молоденькая девушка.

Низ фрески в свою очередь разделён на пять частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху - вознесение праведников; справа вверху - захват грешников дьяволами, внизу - ад.

Под центральной группой - облако с ангелами, описанными евангелистом Иоанном. Семь ангелов трубят в трубы Апокалипсиса, призывая на суд, а два ангела поддерживают в руках книги жизней (книги добрых и злых дел) с именами тех, кто обрел вечное спасение, и тех, кто обречен на муки ада. Звуками труб ангелы пробуждают мертвых.

Слева от облака с ангелами внизу изображена земля с выходящими из могил покойниками.

Одни из них - только скелеты, кости других начали покрываться плотью, третьи (праведники) уже возносятся к небесам. Им помогают подняться ангелы и праведники.

Большое впечатление производит грешник, которого черти тянут за ноги; закрыв рукой один глаз, он другим глазом, полным отчаяния и ужаса, смотрит на происходящее вокруг.

В центре вход в чистилище, где несколько демонов с нетерпением ожидают новых грешников. В глубине зияет адская бездна.

Низ фрески справа занят изображением ада.

Здесь помещена темная фигура перевозчика через адскую реку, Харона, он свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки.

Минос изображен в самом углу справа. Судья душ с ослиными ушами (символ невежества) и обвивающей его змеей.

В "Страшном суде" Микеланджело несколько отошёл от традиционной иконографии. Условно композицию можно разделить на три части:

  • n Верхняя часть (люнеты) - летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.
  • n Центральная часть - Христос и Дева Мария между блаженными.
  • n Нижняя - конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в Ад.

Количество персонажей "Страшного суда" - немногим более четырёхсот. Высота фигур варьируется от 250 см (для персонажей верхней части фрески) до 155 см в нижней части

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания.

Сразу же после освящения фрески "Страшный суд" в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. "И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость" (Вазари).

На BlogoItaliano мы неоднократно рассказывали о Сикстинской капелле в Ватикане и ее значении для мировой культуры. Для нового рассказа есть достойный повод. В конце 2014 года в Капелле прошла презентация светодиодной системы освещения, благодаря которой посетители смогут увидеть шедевры Ренессанса в буквальном смысле слова в новом ракурсе. Поэтому мы решили вернуться к Сикстинской Капелле и тоже взглянуть на нее по-новому.

Сикстинская капелла, как и множество иных зданий в Риме, появилась благодаря папе Сиксту IV (Франческо делла Ровере).

Сикстинская капелла в Ватикане: первоначальный вид

Прообразом для ее строительства в 1473-81 гг., а точнее, реконструкции существовавшей с конца XIV в. часовни Апостольского дворца, послужили античные храмы, в том числе и знаменитый Храм Соломона. Автором проекта стал Бартоломео Понтелли, бывший в то время одним из ведущих архитекторов Рима.

Сикстинская капелла более напоминает храм, чем домовую часовню

По своим размерам – 40,93 м в длину, 13,41 м в ширину и 20,70 м в высоту – действительно более напоминает полноценный храм, чем домовую часовню. К ее росписи были привлечены Боттичелли, Гирландайо, Пинтуриккьо, Перуджино и Росселли – лучшие художники того времени. Приглашение в Ватикан именитых флорентийских живописцев имело и политический контекст: после заговора Пацци 1478 г. папа желал примириться с Медичи.

Цокольный уровень был украшен росписями, имитирующими гобеленовые драпировки. Южная стена иллюстрирует ветхозаветную историю Моисея, северная – сцены из Нового Завета. На росписях над входом в Сикстинскую капеллу были изображены финальные эпизоды – «Спор о теле Моисеевом» и «Воскресение» (утрачены в 1522 г. и переписаны в 70-х гг. XVI в.).

Алтарная стена была отдана сюжетам «Нахождение Моисея» и «Рождество Христово», над которыми работал Перуджино. Эти росписи были уничтожены в 30-х гг. XVI в., и сейчас на их месте находится «Страшный суд» Микеланджело.

В росписи капеллы участвовали лучшие художники эпохи Возрождения

Несмотря на то, что в капелле трудились разные художники, все фрески, созданные к 1482 г., были выдержаны в единой стилистике, характерной для храмовых росписей: многофигурность, традиционное цветовое и композиционное решение, обилие позолоты.

Над сюжетными фресками были помещены изображения святых пап, а потолок представлял собой темно-голубой шатер с золотыми звездами, символизирующий небесный свод (работа Пьерматтео д’Амелия).

Не исключено, что Сикстинская капелла в Ватикане так бы и оставалась ценным, но, в целом, заурядным для Италии памятником, если бы за ее переустройство не взялся папа Юлий II, он же Джулиано делла Ровере, племянник Сикста IV.

Микеланджело и 57 эпизодов Высокого Возрождения

Реконструкция относительно новой часовни потребовалась по вполне утилитарным соображениям. В 1504 г., в ходе раскопок в Ватикане, производимых перед строительством , зыбкие почвы Вечного города не выдержали, и Сикстинская капелла «поплыла».

Ее южная стена накренилась, а потолок был обезображен огромной трещиной. Архитектор собора Браманте смог остановить дальнейшее разрушение капеллы, но росписи сводов были безнадежно испорчены.

Для создания новых потолочных фресок был приглашен Микеланджело. Нельзя сказать, чтобы этот заказ его обрадовал, тем более у него почти не было опыта по части фресковой живописи, но щедрая оплата смогла смягчить его сердце. Кроме того, Микеланджело воспринял эту работу как своеобразный вызов ему как творцу и изобретателю.

Фреска Перуджино "Передача ключей" (1481–1482)

На протяжении 1508-12 гг. он создал 57 фресок. 9 больших фрагментов, расположенных по центру свода от входа до алтарной стены, иллюстрируют Книгу Бытия – от Сотворения мира до Всемирного потопа. Они сгруппированы по принципу триптиха: центральные эпизоды рассказывают об основных событиях (сотворение Адама и Евы и Изгнание), боковые – дополняют рассказ.

Иллюзию рельефности росписей создает сложная игра света и тени на архитектурных элементах свода, на которых изображены библейские сцены и отдельные фигуры сивилл и пророков. Чтобы в полной мере оценить мастерство гения, нужно постоянно перемещаться по залу, а не находиться в одной точке.

Причиной появления в католическом храме языческих и ветхозаветных сюжетов, а не, как планировалось изначально, фигур Апостолов, стала благосклонность папы Юлия II к ренессансной идее о преемственности античного и христианского миров.

Святой пророк Захария - отец Иоанна Крестителя.

Над входом в Сикстинскую капеллу, где должна была находиться фигура Иисуса, Микеланджело изобразил пророка Захарию. Желая избежать папского гнева, мастер наделил пророка чертами Юлия II и обрядил в мантию цветов дома делла Ровере – голубого и золотого. Но если присмотреться к фигуркам ангелочков за плечом Захарии, можно разглядеть, как один из малышей показывает зрителям кукиш.

Впрочем, современные интерпретаторы заходят еще дальше и приписывают Микеланджело более скабрезные штучки, находя в складках одеяний на фреске «Сотворение солнца, луны и планет» изображения детородных органов мужчины и женщины.

Сикстинская капелла в Ватикане: «Страшный суд»

Алтарная стена – это огромная фреска Микеланджело, изображающая Страшный суд (1536-41 гг.). Сюжет вполне традиционный для храмовых росписей, но абсолютно необычный по исполнению.

Средневековые каноны предписывали подчеркивать иерархию персонажей различным масштабом фигур, расположенных строго на разных уровнях. Фреска Микеланджело, которой славится Сикстинская капелла, в этом отношении крайне реалистична: и грешники, и праведники равны перед лицом Господа.

Необычна и центральная фигура Христа, вершащего Страшный суд. Это не бородатый чуть ли не старец с изможденным лицом, а мускулистый гладко выбритый юноша, который вот-вот встанет и жестом правой руки приведет в движение весь сонм душ.

Динамизм фреске придает и напряженная борьба ангелов, буквально вырывающих спасенные души, и дьяволов, спешащих опрокинуть порочные души в ад.

«Страшный Суд» на алтарной стене капеллы

В верхней части «Страшного суда» изображены ангелы, по традиции несущие орудия Страстей Христовых – колонну, крест и терновый венец. Однако чтобы подчеркнуть не физическую, но духовную тяжесть этих орудий, Микеланджело изобразил ангелов бескрылыми. Лодка Харона, перевозящая обреченных на вечные муки (нижний правый угол фрески) – дань почтения Данте и его «Божественной комедии».

В ад в образе Миноса, которому змей откусывает детородный орган, Микеланджело поместил Бьяджо де Чезену, папского церемониймейстера, возмущенного обилием обнаженных фигур. По легенде, Чезена обратился за защитой к Павлу III, прося уничтожить столь позорное изображение, но у папы тоже было чувство юмора, и несчастный церемониймейстер получил ответ: «Ад находится вне папской юрисдикции».

Тем не менее уже в 1555 году, по приказу Павла IV, Даниэле да Вольтерра как следует прикрыл срамные места, за что и получил прозвище «порточник».

"Сотворение светил" (да будут светила на тверди небесной…)

Есть на фреске «Страшный суд» и предполагаемый автопортрет Микеланджело, но тоже довольно своеобразный. У левой ноги Христа восседает Святой Варфоломей, держащий в руках нож и содранную кожу. В образе святого запечатлен Пьетро Аретино, обвинивший мастера в ереси, что в те времена было равнозначно смертному приговору, а на коже угадываются черты лица самого Микеланджело.

Страшный суд - каноническая фреска итальянского мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти. Она выполнена на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Работа над фреской заняла четыре года, примерно между 1536 и 1541 гг. (подготовка стены за алтарем началась в 1535 году.) Микеланджело начал трудится над этой картиной примерно 25 лет спустя после окончания росписи потолка Сикстинской капеллы.

Эта достаточно масштабная работа (1200 см. х 1370 см.) изображает второе пришествие Христа и последний суд Божий над всем человечеством. Души людей возносятся в рай или опускаются в ад, в зависимости от решения Христа, окруженного выдающимися святыми: Екатериной Александрийской, Петром, Варфоломеем, Павлом, Иоанном Крестителем и другими.


В католической контрреформации, Страшный суд был объектом тяжелого спора между критиками, и теми, кто понял идею художника и его стиль, стиль маньериста живописи. Микеланджело обвинялся в том, что он нечувствительный к надлежащему этикету, и щеголяет личным видением по уже существующим описаниям данного сюжета. Совет Трент выпустил декреты, которые запрещали такие представления в священном искусстве, и всё нежелательное искусство должно было быть изменено или разрушено. Конферансье Папы Римского, Бьяджо да Чезена сказал относительно этой фрески такие слова: «позор, что в столь священном месте изображены нагие тела, в столь непристойном виде» и что эта картина не для часовни папы, а скорее «для общественных бань и таверн». В ответ на такие обвинения, Микеланджело пририсовал лицо Чезены Миносу, судье загробного мира, которого он изобразил с ослиными ушами (намек на его глупость), а его наготу прикрыл завитками змеи. Говорят, что когда Чезена пожаловался Папе, понтифик пошутил, что его юрисдикция не распространяется на ад, поэтому портрет останется.



Бьяджо да Чезена в роли Миноса, судьи загробного мира (фрагмент).

Гениталии на фреске, которые вызывали возражения, были зарисованы, после того как Микеланджело умер (1564 год). Это было поручено сделать художнику Даниеле да Вольтерра, когда Совет Трент осудил наготу в религиозном искусстве. Постановление Совета в части гласит: "Каждое суеверие должно быть удалено... любую похотливость следует избежать, в таком понимании, что фигуры не должны быть изображены или украшены так чтоб вызывать похоть... чтоб не было видно ничего профанского, вызывающего смущение, неблагопристойного… чтоб видели, что святость стала домом Божьим. Эти требования должны точно соблюдаться. Святейший Синод заповедует, что никто не допускается к любому священному месту, или церкви, чтобы разместить какие-либо необычные изображения, за исключением того, что изображение было утверждено епископом ".



В период с 1980 по 1994 гг., фреска, вместе со сводом Сикстинской капеллы, была восстановлена. Восстановление проводилось под руководством куратора музеев Ватикана Фабрицио Манчинелли. В это время, около половины цензуры "кампании фигового листа" было удалено. После чистки были выявлены многочисленные фрагменты и их, захороненные под сажей, детали.

Некоторые выдвинули гипотезу, что Микеланджело изобразил себя в виде снятой кожи, которую держит в руках Св. Варфоломей, так как мог ощущать презрение, когда был приглашен рисовать сцену страшного суда. Когда его идея получила общественную поддержку, все большее людей, принадлежащих к художественному историческому сообществу, последовательно опровергало эту теорию. Микеланджело, в некотором отношении, мог чувствовать себя потерявшим всю свою силу и власть. Ему было примерно 66 лет, когда он закончил эту картину, и утверждалось, что сцена сдирания Варфоломеем кожи означает сдирание плоти в ожидании нового перерождения.



Апостол Варфоломей (фрагмент).

Общая структура картины, кажется, вертится вокруг Христа в центре, заменяя, таким образом, традиционную композицию, которая обычно состояла из горизонтальных слоев с изображением неба сверху, земли в середине и ада внизу. Безбородая и мускулистая фигура Христа окружена светом.

Ежедневно Сикстинскую капеллу посещают тысячи паломников и туристов, чтобы полюбоваться монументальным описание второго пришествия Христа, фреской Микеланджело Буонарроти Страшный суд, которая не перестает восхищать и оставляет на память незабываемые ощущения.