Орнамент и узоры определение для детей. Что такое орнамент: определение, история, виды и интересные факты. Природный зооморфный, анималистический

Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита.


Орнаментальные изображения обладают исключительной способностью доставлять эстетическое наслаждение, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая у него неосознанные чувства, связанные с генетической памятью, вызывают цепочки ассоциаций.

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, и именно это производит эстетическое впечатление. Для орнамента характерны также перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент (от лат. ornamentium - украшение ) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и так далее), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.

Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный (или вещный).

Технический орнамент

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок) (Рисунок 2.16).


Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и другие).


Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов(Рисунок 2.18). В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и так далее).


Растительный орнамент - самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена (Рисунок 2.19).

Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион.

В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.



Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство (Рисунок 2.20).


В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания (Рисунок 2.21). Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.



Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд (Рисунок 2.22). Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.


Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая (Рисунок 2.24).



В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и так далее. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому (Рисунок 2.25).



Предметный, или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства (Рисунок 2.26). Рисунок 2.26


Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека (Рисунок 2.27). Характер орнамента зависит также от национальных образов, представлений, обычаев.

По стилевым особенностям орнамент бывает античный, готический (Рисунок 2.28), византийский, барочный и другие.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские (Рисунок 2.29) и рельефные (Рисунок 2.30).





Рапорт (мотив) - повторение одной и той же группы элементов в узоре (Рисунок 2.31).

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр ».

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента , которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу.

Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания (Рисунок 2.32).




Бордюр - это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу (Рисунок 2.33). Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.




Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах (Рисунок 2.34).



Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название

Формы сетчатого орнамента - квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами. Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и так далее.

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розетты
По количеству цветов: монохромный орнамент и полихромный.

Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa - цвет) - это многоцветный орнамент, в котором фигурирует вся цветовая палитра (Рисунок 2.37). Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный. Рисунок 2.37

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.

Человеку свойственно ценить прекрасное, и он всегда стремился привносить его в свою жизнь. Для этого на простые повседневные предметы наносились повторяющиеся точки и линии, а затем и более сложные узоры и орнаменты. С древних времен и до наших дней прошло множество столетий, но и сегодня рисунки с повторяющимся ритмом окружают нас и украшают наш дом и одежду. Что такое узор и орнамент, чем они похожи и какие между ними различия? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Узор - что это такое?

Сразу следует отметить, что слово «узор» появилось в русском языке значительно раньше заимствованного из латыни «орнамента». И, стремясь подчеркнуть декоративную функцию, узор называли «украсом». Итак, что такое узор?

Это рисунок, в котором краски, линии и тени, переплетаясь, создают изображение. Создать его может не только человек: природа ежедневно демонстрирует свои возможности, достаточно вспомнить потрясающие на окнах.

Таким образом, ответить на вопрос о том, что такое узор, можно так: части которого могут располагаться произвольно. Как только элементы узора упорядочиваются и систематизируются, появляется орнамент.

Орнамент

Понятие «орнамент», в оригинале обозначавшее украшение, попав в русский язык, приобрело несколько иное значение. Сегодня под орнаментом понимается узор, выстроенный из ритмично чередующихся в определенном порядке повторяющихся мотивов или элементов. Используются орнаменты и узоры для украшения разнообразных предметов и одежды, внутреннего и внешнего декорирования различных построек и даже человеческого тела в виде татуировок.

А зачем они нужны?

На протяжении веков человечество создавало и использовало узоры и орнаменты не только с целью украсить свою обыденную жизнь. Во многих культурах народов мира считается, что особые декоративные изображения, нанесенные на одежду или дом, способны защитить человека от различных негативных воздействий и привлечь к нему удачу. В прежние времена по тому, какие рисунки, узоры или орнамент украшали одежду человека, можно было получить информацию о его семейном положении, социальном статусе и профессии. В современном европейском мире они не наполнены столь глубоким информационным содержанием, и зачастую мы просто не знаем о том, что такое узор или орнамент, какую смысловую нагрузку они несут. В некоторых восточных странах, например, Индии или Таиланде, орнаменты в сочетании с цветом одежды несут большой объем информации о человеке, его социальном статусе и семье, а узоры, например, в искусстве мехенди, способны изменить судьбу человека.

Классификация по мотивам

Все орнаменты, созданные человечеством на протяжении веков, можно разделить на отдельные группы, по основному, используемому в них, мотиву:

  1. Геометрические, составленные из абстрактных форм, таких как точки и различные виды линий и геометрических фигур различной сложности.
  2. Растительные, в которых используются стилизованные изображения листьев, цветов и плодов в различных комбинациях.
  3. Анималистические или зооморфные, в которых изображают стилизованных или вовсе фантастических птиц и зверей.
  4. Антропоморфные, используют изображения фигур или части тел людей обоих полов.

Все эти виды могут комбинироваться между собой в различных сочетаниях, например, геометрических форм и растительных мотивов, как в арабесках.

Классификация по форме построения

Выделяют следующие виды орнамента:

  • Ленточный, создаваемый повторением одного или нескольких элементов в полосе.
  • Непрерывный (сетчатый) выстраивается для плоскостей, которые в теории не имеют ограничений, например, для тканей. Повторение его элементов возможно бесконечно.
  • Центрический или композиционно замкнутый, используется для декорирования различных предметов, располагая повторяющиеся элементы вокруг объединяющего их общего центра.

Орнаменты и узоры имеют многовековую историю, но и по сей день они активно используются для украшения одежды, человеческого жилища и окружающей его предметной среды.

Наши предки очень хорошо разбирались в символах и образах, стоящих за ними, и знали, как правильно символом передать образ и были мудрыми.

Эту мудрость видно из значения слов «орнамент» и «узор» . Что понималось и понимается в русском языке под этими словами?

Слово «Орнамент» в русском языке появилось гораздо позже слова «узор». Слово «орнамент» заимствованное с латинского «ornamentum» (украшение»). Однако, отразившись с латинского, это слово стало означать в русском языке узор, который построен путём чередования в определенном порядке (ритме) символов, линий, повторяющихся элементов-мотивов (раппорте), которые являются основой.
«Раппорт» от французского rapport - «ответ, отклик, возвращение, отношение, отзыв», то есть повторяющаяся часть.

С точки зрения западной культуры, откуда и пришло это слово, орнамент не считается самостоятельным художественным произведением и только иногда он берётся за основу формообразования изделия. Считается, что основной функцией орнамента является декоративная стилизация.

Особенностью орнамента является его плоскостность, обязательная связь с несущей орнамент поверхностью и материалом, при этом выражая конструктивную логику вещи.
По характеру композиции, орнамент бывает центрическим, геральдическим, ленточным, окаймляющим, заполняющим поверхность. Могут так же сочетаться комбинации из этих типов. Это зависит от формы декорируемого предмета.

По используемым мотивам орнаменты классифицируют как:

- антропоморфный орнамент , где в качестве мотивов применяются женские и мужские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека;

- растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

- геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы - меандр и т. п.);

- зооморфный, или животный , стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

В качестве мотивов используют также оружие, архитектурные фрагменты, различные эмблемы (гербы) и знаки. Особым видом орнамента являются стилизованные надписи на объектах архитектуры (на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (вязь).

Имеются так же сложные комбинации различных мотивов: звериных и геометрических форм (тератология), а так же растительных и геометрических (арабески).

Но орнамент все равно связан с материалом самого произведения, формой произведения, масштабом, назначением и образом. При этом, через орнамент передаются такие ощущения как: торжественность и сдержанность, плавность и изящество, спокойствие, легкость, свободное движение или внутреннее напряжение. Можно передать и эмоции. По орнаменту можно судить об особенностях культуры народа, который его создал, и эпохе возникновения.

Не всякий узор является орнаментом. Например, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом, не является орнаментальной.

На Руси издревле говорили вместо слова «орнамент» - «узор». Это слово образнее и глубже, так как корни этого слова хорошо проглядываются. Узор – узреть - зреть. И здесь по Далю есть два смысла:
- ЗРЕТЬ (зрею) вызревать, поспевать, дозревать, созревать, назревать; спеть, приходить в зрелость, доходить, наливаться. Хлеб в поле зреет, яблоки зреют. Малый долго зрел, да не дозрел, медленно рос и развивался. У меня в голове созрела богатая мысль; Зренье, выспеванье набивной на ситцах краски, которой нужно время, чтобы дойти, дозреть.
- ЗРЕТЬ(зрю), зирать и зревать на что или что, глядеть, смотреть; видеть; понимать, постигать; зреть в корень, то есть постигать суть. Зирал (ЗИР АЛ) я с любовью на чад своих.

«Узреть» означало дойти, созреть, постигнуть суть (АЛ). Вот что означает это слово! А для украшения существовало слово «украс». И часто на узоры говорили – «украсы», видимо, подчёркивая внешние свойства узора (красивые, украшающие, пробуждающие красоту узоры).

То есть, наши предки через узоры передавали и постигали Мир вокруг, Суть его, Любовь и Красоту. Кроме того, они знали, что необходимо защищать обережной символикой края одежды (подол, края рукавов, ворот), места швов и жизненно важные места (голова, сердце и.т.д.), так как через эти участки идёт обычно воздействие иных сил.

Вышивкой орнаментов и узоров не только оберегались, но и гармонизировали себя с пространством, выбирая определённые символы и узоры под конкретное место и время. Эту великую мудрость мы, в большинстве своём, почти забыли и постигаем её вновь.

Турецкие огурцы, дамаск, шотландка – эти узоры окружают нас постоянно, но не все знают, как правильно работать с ними в интерьере. Сегодня мы говорим о самых популярных, интересных и ярких узорах, которые применяются при оформлении квартир и домов. Как отличать их друг от друга, не спутать между собой и правильно использовать в собственном жилом пространстве?

1. Пейсли



Узор пейсли известен в народе под названием «турецкие огурцы». Он популярен не только в дизайне интерьеров, и активно используется модельерами по всему миру. Известно, что зародился он на Востоке, поэтому актуальнее всего смотрится в интерьерах этого стиля. Но сегодня его применяют и в классических, эклектичных и ретро стилях.

Так как узор достаточно колоритный, то его лучше всего применять акцентно – на шторах, постельном белье, декоративных подушках. Не исключаются варианты с обоями, например, если нужно сделать акцент на какой-либо из стен.

2. Дамаск



Дамаск давно зарекомендовал себя, как классический узор, хотя на самом деле тоже пришёл к нам с Востока. В отличие от пейсли его можно применять в обоях по всей комнате, в обивке мебели и декоративных элементах. Наиболее выгодно дамасский узор раскрывается на основе глубоких оттенков – благородный синий, загадочный винный, элегантный коричневый. Дамаск любит просторные комнаты, но не слишком крупный рисунок может использоваться и в маленьком интерьере.

3. Икат



Икат – особая технология окраски шёлковой ткани, но сегодня это ещё и популярный орнамент, который активно используют не только в текстиле. Его можно встретить на посуде, светильниках, коврах и других декоративных элементах. Он способен украсить интерьер в классическом, современном и эклектичном стилях, и привнести в пространство особый колорит. Икат универсален и может сочетаться с разными видами орнаментов. Так как чаще всего он яркий, то лучше использовать его, как дополнительный элемент, и желательно на нейтральном фоне стен или мебели.



4. Тартан

К разряду классических узоров можно отнести и шотландскую клетку тартан. Она всегда делает интерьер тёплым, уютным и гармоничным. Этот узор считается самодостаточным и не терпит конкуренции с другими узорами. Его нужно использовать на нейтральном фоне, оттенять предметами мебели или однотонными обоями, которые совпадают с одним из цветов клетки. Тартан великолепно сочетается с грубыми натуральными фактурами – камень, кирпичная кладка, древесина.



5. Решетка

Этот узор способен подарить пространству дополнительный объём. Он отлично работает в небольших интерьерах. Интересно, что решетка (которая на Западе больше известна, как imperial trellis) появилась в дизайне интерьеров не так давно. Орнамент был придуман голливудским дизайнером Келли Уирстлер (Kelly Wearstler), которая оформляет апартаменты знаменитостей. За счёт сочетания в решетке лаконичных геометрических линий и мягких овальных форм, она считается универсальной, и может применяться, как в гламурных интерьерах, так и в сдержанных классических пространствах.





6. Зигзаг

Зигзаг очень популярен в скандинавских интерьерах. Он способен задать пространству динамику и визуально изменить его – удлинить или расширить комнату, в зависимости от размера и способа использования узора. Например, чтобы скрыть кривизну стен, можно при помощи обоев с зигзагами. Если нужно отвлечь внимание от каких-либо изъянов пространства, то для этого лучше всего использовать ковёр или кресло с зигзагообразным узором. Этот орнамент также поможет оживить скучный или слишком монотонный интерьер. Наиболее уместен зигзаг в современном и скандинавском стилях.

7. Полоски

Сегодня в интерьерном дизайне очень популярна полоска. Она, как и зигзаг является одним из самых древних орнаментов, применяемых человеком. Изначально она использовалась в глиняной посуде, постепенно перешла в одежду и интерьер. Модный тренд – яркие полосы. Особенно они актуальны в мебели и аксессуарах. В обоях чаще всего используют полосы нейтральных оттенков. Вертикальный узор способен создать иллюзию высокого потолка, а горизонтальный – визуально раздвинуть стены. Полоски универсальны и могут примеряться в любом интерьере.





8. Гусиная лапка

Гусиная лапка – культовый орнамент, который завоевал сердце самой Коко Шанель. Пик его популярности пришёлся на шальные 60-е. Стоит только вспомнить знаменитый «Завтрак у Тиффани», где Одри Хепберн не единожды появлялась на экранах в нарядах с этим узором.
В дизайне интерьеров гусиную лапку чаще всего используют в обивке мебели, или акцентно в декоративных подушках или на вазах. От большого количества гусиной лапки в пространстве может попросту рябить в глазах.



9. Розы

Розы – один из самых романтичных и красивых узоров. Активно его стали использовать в 18 веке. Тогда же он стал одним из главных христианских символов того времени. Розы вышивали на одежде, расписывали этим узором посуду, вырезали его на предметах мебели. Сегодня дизайнеры любят внедрять его в интерьер при помощи обоев и текстиля. Такой цветочный принт будет уместен в комнате, обставленной лаконичной мебелью, которая не перенимает на себя внимание.



Ромбы в интерьере


Какой бы узор ни был выбран в качестве основного, перед тем как его применить, предстоит пройти через ремонт. Мы подготовили . Ленточным называется орнамент, структурные элементы которого собраны в ритмический ряд с двусторонним движением, выполненный в виде ленты. Данная разновидность является одной из самых распространенных. По-другому ленточные орнаменты называются фризовыми.

Используя этот вид орнамента, можно придать вещи законченный, устойчивый и выразительный внешний вид. Подобные ленточные узоры очень часто применяются для украшения интерьера и экстерьера зданий, одежды, обуви и т.д. При этом располагаться орнамент может:

По центру;
по краю;
в важных конструктивных местах. В этом случае он служит, прежде всего, для акцентирования на них внимания.

Также этот декоративный элемент может подчеркнуть или визуально увеличить ширину, длину или высоту предмета.

Греческий меандр

Греческий меандр (греч. mαίανδρος - название одной из рек) - это самый известный вид ленточного геометрического орнамента. Использовался он еще во времена неолита. Это самый распространенный ортогональный этнический орнамент, основной особенностью которого является наличие перпендикулярных линий. Его характеризует неразрывный бордюр, представляющий собой сплошную линию. Использовался данный вид орнамента для украшения одежды, фризов и рельефов.

Одним из самых распространенных его типов является двойной меандр. Повторяющийся узор в таком орнаменте представлен двумя линиями, между которыми часто располагаются прямоугольники или квадраты. Одним из характерных элементов двойного меандра является свастика. В Греции, как и в других странах Запада и Востока, этот символ означал огонь, жизнь, вечное движение. Поэтому в меандре использовалась обычно правосторонняя (прямая) свастика. Считается, что данный символ в качестве самостоятельного был выделен именно из этого греческого орнамента.

Древние греки придавали меандру особый сакральный смысл. Каждый элемент при этом имел свое значение:

Прямая часть линии узора считалась символом добродетели;
прямые углы символизировали стремление к совершенству;
свастика, включенная в композицию, означала вмешательство в жизнь человека сверхъестественных сил.

Все остальные греческие орнаменты являются лишь разновидностью меандра. Однако этот характерный узор использовали не только греки. Находили его и на архитектурных сооружениях других народов. Орнаментом «меандр», например, украшены храм в Баальбеке и вестибюли Дамаска. Использовался такой узор и в Америке. Археологами были найдены перуанские ранние ткани, украшенные им. Меандр часто встречается на архитектурных сооружениях майя и ацтеков.

Растительный ленточный орнамент

Чаще всего растительные ленточные узоры выполняются со средней жилкой в виде волнообразно изогнутой линии. При этом от нее отходят листья, цветы, плоды и другие растительные элементы. Весьма распространен тип ленточного орнамента, в котором ветви выполнены в виде улиткообразных завитков. Жилка в таких орнаментах не используется, однако четко прослеживается симметричность. Используется также узор с прямой средней жилкой.

Очень интересна такая разновидность растительного орнамента, как фестон (фр. feston ) – это узор, очень часто применяемый в качестве декора древними римлянам. Представляет собой цепочку вязок листьев, плодов, либо цветов. Если говорить об отдельных элементах растительного орнамента, то особо стоит выделить пальметту (лат. palmete – пальмовый) и виноградную лозу. Первый представляет собой соответственно веерообразные стилизованные листья пальмы. Пальметками, к примеру, был украшен трон Филиппа Македонского.

Виноградная лоза пользовалась огромной популярностью во времена античности и в средние века. Именно она часто олицетворяла собой Древо жизни (в некоторых культурах Древо Познания). В Египте она была посвящена Осирису, в Греции и Риме – Дионису. Христиане считали ее символом Христа. Использовался этот элемент и в России. К примеру, виноградной лозой украшен саркофаг Ярослава Мудрого. Очень часто элементам растительного орнамента были лотос, акант, папирус и т.д.

Комбинированные ленточные орнаменты

Для украшения одежды, предметов быта и зданий использовались и комбинированные ленточные орнаменты. Основными видам подобных узоров можно назвать:

Арабески (итал. arabesco — арабский) - геометрический и растительный. Часто в такой узор включался витиеватый арабский шрифт. В античные времена арабеской стали называть исключительно растительный орнамент;
тератология (греч. τέρατος – уродство) – комбинация геометрических и фантастических звериных форм.

Ленточный орнамент на Руси

Орнамент этого типа использовался на Руси повсеместно. Им украшали одежду, обувь, предметы быта. Особенно стоит выделить резной русский узор. Традиционным материалом для изготовления разного рода декоративных орнаментальных архитектурных украшений была древесина березы. Очень часто для этой цели использовали сосну и кедр. Орнамент, служащий украшением домов, мог быть очень сложным и включать в себя растительные, геометрические и звериные мотивы.