Осваиваем три вида минора. Минор - это что означает в музыке? Значение слова "минор"

В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый – натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора :

3 вида минора: второй – гармонический

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII# ). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в ).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора :

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII# ) образуется «дыра» – увеличенной секунды (ув2).

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий – мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII# ), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора :

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие есть в музыке. Это минор натуральный (простой, без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:


Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор ? Что же? других нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

Тональность фа-диез минор : в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

Тональность фа минор . – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

Три вида до минора . Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

Тональность соль минор : здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления

- (от ит. minore). См. Mineur. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИНОР лат. minor, ит. minore, франц. mineur. В музыке, тон грустный и тихий. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употреблен … Словарь иностранных слов русского языка

минор - а, м. mineur, ит. minore. 1. Музыкальный лад, аккорд которого строится на малой терции. БАС 1. И эти адские сонаты, И все адажио, стокаты, Аллегро, менуэ, мажор; А боле варварский минор, Который душу так и тянет. А. И. Клушин (1763 1804). // Муз … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Минор - старый эсер, один из основателей эсеровской партии. В дни керенщины Минор примыкал к группе Чернова, метавшейся между коалицией и чисто социалистическим министерством. В созданном позднее Совете Республики Минор возглавлял эсеровскую фракцию и… … 1000 биографий

Минор - Минор. МИНОР (итальянское minore, от латинского minor меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую “сумрачную” окраску (в противоположность мажору). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МИНОР - МИНОР, минора, муж. (итал. minore от лат. minor меньший). 1. Музыкальный лад, гамма которого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в т.н. гармонической минорной гамме, а в мелодической минорной… … Толковый словарь Ушакова

минор - имение, лад, настроение, определитель Словарь русских синонимов. минор сущ., кол во синонимов: 4 имение (21) лад … Словарь синонимов

МИНОР - (итальянское minore, от латинского minor меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую сумрачную окраску (в противоположность мажору) … Современная энциклопедия

МИНОР - определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя …

МИНОР - (итал. minore от лат. minor меньший; также moll, от лат. mollis мягкий), в музыке лад, устоем которого является малое (минорное, с малой терцией в основе) трезвучие, придающее ему специфическую темную окраску (минорное наклонение) … Большой Энциклопедический словарь

МИНОР - МИНОР, а, муж. 1. Музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд к рого строится на малой терции (спец.). 2. перен. Грустное, подавленное настроение. Быть в миноре. | прил. минорный, ая, ое. М. тон. Минорное настроение. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Струнный квартет соль минор, ор. 10 , К. Дебюсси. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. К. Дебюсси, Струнный квартет соль минор, ор. 10, Ноты, Для 2 х скрипок, альта и виолончели Тип… Купить за 481 руб
  • Фортепианный квинтет до минор , А. Бородин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Фортепианный квинтет до минор, Ноты, Для 2 х скрипок, альта, виолончели и фортепиано Тип издания:…

Лад организовывает музыкальные звуки вокруг главной ноты - тоники. Известно большое разнообразие ладов, но мажор и минор самые популярные и распространённые. При прослушивании композиций, написанных в них, можно заметить, что мажор, в сравнении с минором, звучит более радостно. Несмотря на это, множество весёлых композиций выполнено в миноре.

Мажор - это семиступенный лад, устойчивые звуки которого составляют большое трезвучие. Основной признак: третья ступень отстоит от первой на большую терцию.

Минор - это семиступенный лад, устойчивые звуки которого составляют малое трезвучие. Его отличие - третья ступень отстоит от первой на малую терцию.

Ступени музыкального лада

Мажор и минор имеют по семь ступеней, и у каждой из них есть собственное название и отдельная функция:

  1. Тоника.
  2. Нисходящий вводный звук.
  3. Медианта.
  4. Субдоминанта.
  5. Доминанта.
  6. Субмедианта.
  7. Восходящий вводный звук.

Первую, четвёртую и пятую из них называют главными, другие считаются побочными.

Виды

Известно три вида мажора и минора:

  • натуральный;
  • гармонический (шестая ступень понижается на полутон);
  • мелодический (понижаются шестая и седьмая ступени).
  • натуральный;
  • мелодический (повышаются шестая и седьмая ступени).
  • гармонический (седьмая ступень повышается на 0,5);

Мелодические лады распространены не так сильно, как натуральные и гармонические разновидности.

Строение

Для тонового строения этих двух ладов характерно:

  • натуральный мажор: 2 тона - полутон - 3 тона - полутон (до - ре - ми - фа - соль - ля - си - до);
  • минор: тон - полутон -2 тона - полутон - 2 тона (ля - си - до - ре - ми - фа - соль - ля).

Лады с таким строением наиболее часто употребимы в европейской музыкальной культуре.

Как определить ладовое наклонение

Многих начинающих музыкантов интересует, как отличить мажор от минора. Заметное различие заключается в общей окраске их звучания и атмосфере. Нужно слушать произведение очень внимательно, обычно мажорное исполнение воспринимается человеческим слухом как «светлое», «весёлое», а минорное - «лирическое» или даже «грустное».

Письменно первый обозначается словом dur, а второй - moll. При записи тональности это слово прибавляется к названию тоники (C-dur, e-moll).

Стоит также уделить внимание ключевым обозначениям. Кроме того, важно упражняться в различении наклонений на слух, выделять трезвучия. Помогает в этом и игра на музыкальном инструменте: необходимо сыграть ту ноту, которая на большую терцию выше, чем тоника. Если этот звук соответствует общему мотиву песни, есть вероятность, что композиция написана в мажорном ладу.

Для скорейшего запоминания разработано немало специальных упражнений. Они помогают одновременно с изучением теории, тренировкой мастерства игры на инструменте и вокальными навыками.

Минор I Мино́р

Лазарь Соломонович , советский невропатолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1927). В 1879 окончил медицинский факультет Московского университета, работал у А. И. Бабухина, А. Я. Кожевникова. В 1910-17 директор клиники нервных болезней московских Высших женских курсов, в 1917-32 заведующий клиникой нервных болезней медицинского факультета 2-го МГУ (с 1930 - 2-й Московский медицинский институт). Описал симптоматологию поражения эпиконуса спинного мозга и особый «симптом посадки», при ишиасе (феномен М.), своеобразную форму наследственного дрожания (т. н. эссенциальный тремор М.). Ряд работ М. посвящен гистологии нервной системы. Как врач и общественный деятель внёс зн...

м. 1) Музыкальный лад, в основе которого лежит трезвучие с малой терцией и чистой квинтой, придающее ему лирическое, грустное звучание. 2) перен. разг. Грустное, подавленное настроение.

Минор определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя.

минора, м. (ит. minore от латин. minor - меньший). 1. Музыкальный лад, гамма к-рого строится на малую терцию вниз от мажорной гаммы (с повышением на полтона седьмой ступени в т. наз. гармонической минорной гамме, а в мелодической минорной гамме - с таким же повышением шестой и седьмой ступени только в восходящем порядке; производит обычно впечатление грусти, печали; муз.). Эта вещь написана в миноре. Переход от мажора к минору. ? То же в знач. неизмен, прил. (муз.). Соната фа минор. 2. перен. Грустное, меланхолическое настроение (разг. фам.). Что это вы в таком миноре?

Минор

Минор

музыкальный лад «темной», грустной окраски.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .

Минор

мино́ров,

мино́рам,

мино́ром,

мино́рами,

мино́рах

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


Минор мино́ р

Русское словесное ударение. - М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

МИНОР - определитель, составленный из элементов, состоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя.

Минор

мин\"ор, -а


Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

(от ит. minore ). См. Mineur .

лат. minor , ит. minore , франц. mineur . В музыке, тон грустный и тихий.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

см. Минер.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

минор

имение, лад, настроение, определитель

Словарь русских синонимов

МИНОР

определитель, составленный из элементов, стоящих на пересечении произвольно выделенных k строк и k столбцов данной матрицы или определителя.

Естествознание. Энциклопедический словарь

А, м. 1. Музыкальный лад грустной, скорбной окраски, аккорд к-рого строится на малой терции (спец.). 2. перен. Грустное, подавленное настроение. Быть в миноре. II прил. минорный, -ая, -ое. М. тон. Минорное настроение.

Минор

минор


Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

минор

МИНО́Р -а; м. [от итал. minore - меньший].

1. Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, построенный на малой трапеции (характеризуется звуковой окраской, связанной с настроениями грусти, скорби; противоп.: мажо́р). Играть в миноре.

2. Разг. О грустном, печальном настроении. Быть в миноре.

Мино́р, неизм.; в зн. прил. С грустной, скорбной звуковой окраской. Гамма соль минор.

Минорный (см.).

Большой толковый словарь рус...

Минор

МИНОР а, м. mineur , ит. minore . 1 . Музыкальный лад, аккорд которого строится на малой терции . БАС-1. И эти адские сонаты, И все адажио, стокаты, Аллегро, менуэ, мажор; А боле варварский минор, Который душу так и тянет. А. И. Клушин (1763 - 1804). // Муз. эст. 18 194. Мера минор будет, когда от первой степени до третьей будет только тон и полутон. Ян. 1804 2 643. Та часть квартета.. которая заменяет менуэт, под пером Бетховена служит именно более всего для "игры контрастов". .. вот отчего так часто там чередуются majeur и mineur . Серов Бетховен и три его стиля. ...

МИНОР (итальянское minore, от латинского minor - меньший) (музыкальное), лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие>, придающее ему специфическую "сумрачную" окраску (в противоположность мажору).

Минор

Словарь антонимов . 2011 .

Минор - старый эсер, один из основателей эсеровской партии. В дни керенщины Минор примыкал к группе Чернова, метавшейся между коалицией и чисто-социалистическим министерством. В созданном позднее Совете Республики Минор возглавлял эсеровскую фракцию и был в числе эсеровских членов президиума этого Совета.

1. Музыкальный лад.
2. Лад «лебединой песни».
3. Музыкальный пессимизм.
4. Музыкальная грусть.
5. Подавленное настроение.

м. муз. тон или лад, моль, томный, мягкий, противопол. мажор, дур.

Мягкий музыкальный лад, устоем которого является малое трезвучие, придающее ему специфическую «темную» окраску. В переносном значении - лирическое, мягкое, грустное настроение.

минор

, м.

Музыкальный лад, звуки которого образуют аккорд, построенный на малой терции (характеризуется звуковой окраской, связанной с настроениями грусти, скорби); противоп. мажор.

в знач. неизм. прил. Гамма соль минор.

2. перен. разг.

Грустное, печальное настроение.

Благодарю Вас за Ваше милое, восхитительное письмо. Я ожил - я был в миноре.

[От итал. minore - меньший]

Малый академический словарь. - М.: Институт русск...

МИНОР

порядка к- определитель матрицы, элементы к-рой стоят в данной прямоугольной матрице на пересечении кразных столбцов и кразных строк.

Если номера отмеченных строк совпадают с номерами отмеченных столбцов, то М. наз. главным, а есля отмечены первые к строк и первые кстолбцов - угловым. Базисным минором матрицы наз. любой ее ненулевой М. максимального порядка. Для того чтобы М. был базисным, необходимо и достаточно, чтобы все окаймляющие его М. (т. е. содержащие его М. на единицу большего порядка) были равны нулю. Система строк (столбцов) матрицы, связанных с базисным М., является максимальной линейно независимой подсистемой системы всех строк (столбцов) матрицы.