Откуда появился обычай надевать страшные маски и пугать друг друга? Что такое обычай: определение, история, источники и интересные факты. Значение цветов при дворах европейских королей и императоров

Исторически сложившиеся устойчивые социальные нормы и установки, определяющие поведение людей в тех или иных случаях жизни; составная часть национальной культуры. Существуют религиозные, этнические, демографические, семейно-бытовые и другие обычаи. Они связаны с мировоззрением людей, отражают определённые идеи, взгляды и представления, передают социальный опыт, культуру поведения и призваны вызывать соответствующие этим представлениям чувства и настроения. В ходе исторического развития одни из обычаев отмирают, уступают место новым, другие изменяются, обогатившись современным содержанием. Особенно наглядно это прослеживается в обычаях, связанных с семейно-брачными отношениями. Неподвластным времени оказался обычай торжественно отмечать (хотя и в изменяющихся формах) такой переломный момент в жизни человека как заключение брака.
Многие обычаи свадебной церемонии, не соответствующие духу времени, унижавшие достоинство молодых, особенно невесты, исчезли. Другие, несущие людям добро, оптимизм, мудрость, переосмыслены и сохранились (например, традиционный свадебный поезд жениха и его дружины и обычай перегораживать ему дорогу, "выкуп" невесты у родителей, обычай встречать молодых хлебом-солью и осыпать их зерном с пожеланиями счастья, достатка и здоровья, свадебное застолье, деление каравая и одаривание молодых подарками). Из старинного свадебного ритуала вернулся обычай обмена в день бракосочетания обручальными кольцами (см. Помолвка).
Сохранился и свадебный наряд невесты: длинное белое платье как символ непреходящих человеческих ценностей - любви, целомудрия, женского достоинства.

(Источник: Сексологический словарь)

(лат. rims) (ритуалы), стереотипные способы поведения, к-рые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычными для их членов. В древности были распространены прежде всего культовые О., определяющие порядок жертвоприношений, шествий, поста, молитв и др. В дальнейшем выделилась группа О, относящихся к семейно-брачной сфере (выплата приданого; демонстрация окровавленных простыней после первой брачной ночи т.п.).

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Синонимы :

Смотреть что такое "Обычаи" в других словарях:

    Обычай обычаи (1) 1. Привычка, обыкновение, обхождение отдельного человека: Кая раны, дорога братіе, забывъ чти и живота, и града Чрънигова отня злата стола, и своя милыя хоти, красныя Глѣбовны, свычая и обычая? 13 14. Въ врѣмя оно приде Иисус въ … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Нравы, свычаи и обычаи Словарь русских синонимов. обычаи нравы; свычаи и обычаи (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Юридический словарь

    В обширном смысле всякая подробность или особенность жизни(кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая,постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно илибессознательно (по привычке, преданию, и т. д,), большей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    обычаи - ОБЫЧА|И (501), ˫А с. 1.Привычка, обыкновение: И слышѧштѧ гл҃ы нечисты. и обычѧ˫а пагѹбьны. раждизаюштѧ и распалѧюштѧ и въжизаюштѧ на блѹдъ. Изб 1076, 223; се бо и сиць обычаи имѧше блаженыи. ˫акоже многашьды въ нощи въста˫а. и отаи вьсѣхъ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

    обычаи - (правовой) исторически сложившееся в определенном обществе (или местности) правило поведения, которое взято под охрану государством и обеспечено силой его принуждения. В Европе О. был основным источником права до XVI в. В настоящее время его роль … Большой юридический словарь

    Правило, форма поведения, в которьк закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики; основное средство регулирования поведения в условиях родового строя. Соблюдение О. обеспечивается мерами общественного воздействия … Энциклопедический словарь экономики и права

    обычаи - устойчивые формы поведения, свойственные для определенных этнических, территориальных общностей, по своей психической природе близкие к привычкам … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    обычаи - Общие социальные понятия и категории … Словарь синонимов русского языка

    обычаи - обычай … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Обычаи и песни турецких сербов. 2-ое изд., дополненное их прозою , И С Ястребов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…

Обычай надевать страшные маски и пугать друг друга существует у многих народов. Славяне делают это на Святки, европейцы и американцы на Хэллоуин. Откуда же взялись столь странные традиции, и есть ли у них общие корни?

Истоки Святок в языческом прошлом славянских народов. Изначально они были посвящены встрече нового солнечного года, возрождению природы, началу цикла сельскохозяйственных работ. Ну и, естественно, поминовению и почитанию предков, которые, если ублажить, потустороннего мира поспособствуют хорошему урожаю. Одновременно люди прощались с холодной зимой и силами тьмы.

Хэллоуин происходит от кельтского праздника Саймон, тоже означающего окончание года. Однако кельты, отмечавшие его в конце октября, считали, что уходит светлое время и наступает темное. Впрочем, и они в этот день поминали усопших, веря, что на одну ночь стираются грани между мирами, и души удовлетворенных сородичей оградят их от нашествия нечистой силы.

Сегодня мало кто знает, что слово "колядовать" происходит от имени солнечного божка Коляды, сеющего вокруг себя мир и дружбу. Народы, почитающие его, всегда жили в согласии и добрососедстве. Но был у него и личный враг - Чернобог, распространявший злобу, агрессию и побуждавший постоянно ссориться.

Сладость или гадость

На Руси в первые дни после Рождества дети в костюмах ангелов или воинов ходили по домам, выпрашивая сладости, пироги и мелкие монетки.

Не угостившие детвору рисковали навлечь на себя всякие неприятности в наступившем году.

В Америке и Европе на Хэллоуин тоже существует обычай, называемый Trick-or-treat (сладость или гадость). Хозяева, не одарившие ребятишек конфетами, пирожными или деньгами, вполне могут обнаружить ручку двери или крыльцо вымазанные сажей, а то и чем похуже. Однако если у нас дети всегда изображали лишь светлых героев, то на Западе до сих пор, наряду с костюмами ангелов и добрых фей, распространены одежды вампиров, ведьм, оборотней и прочей недобрых персонажей.

Уходи, Бука!

После принятия в нашем отечестве христианства появилось поверье, что Бог, радуясь рождению сына, выпускает из преисподней всякую нечисть и дает ей возможность несколько дней свободно гулять по свету. Первыми появляются святочницы - безобразные, с ног до головы покрытые волосами, они не умеют говорить, только поют и пляшут. Встречи с ними крайне опасны: длинными острыми ногтями они могут "заколупать" человека до смерти. Однако святочницы - существа женского пола, им не чуждо кокетство, потому ночной путник, попавшийся им в лапы, имеет реальный шанс откупиться бусами, яркими лентами, серьгами и другими украшениями.

Не менее грозен уродливый Бука, он замучает загадками, не ответишь на них, останешься в его сетях навсегда, разгадаешь - Бука тут же исчезнет.

В Германии, Австрии и северной Италии перед Рождеством по улицам ходят крампусы. Вид их ужасен, однако они, оказывается, первые помощники Санта Клауса. Своими страшными одеяниями и масками эти существа отгоняют призраков зимы. Непослушных детей крампусы наказывают розгами, вместо подарков вручают уголь, да еще так и норовят вымазать им лицо озорника, чтобы все вокруг видели, какой он непослушный. В России на Святки тоже принято было мазать лица углем, делалось это, чтобы колядующих никто не узнал, ни соседи, ни злые духи.

Крест и шиповник

На Святки любое действие надо начинать благословясь, даже смотреть в окно лучше предварительно перекрестившись. А вдруг там караулит злая сила? Тогда, встретившись с ней взглядом, можно сойти с ума. Впрочем, на окнах, на дверях, на чердаках и в подвалах наши предки загодя, уже в Сочельник, рисовали кресты, чтобы препятствовать появлению всякой нечисти.

Крестом ограждают себя от злых сил и христиане-европейцы. Благодаря кресту избежал ада и кузнец-пьяница Джек, именем которого теперь назван знаменитый светильник из тыквы, указывающий в Хэллоуин путь заблудшим душам.

Удмурты, ограждая свой дом от неприятных сожителей, втыкали ветки рябины, пихты или можжевельника в оконные и дверные проёмы. Считалось, что нечисть в них застревала и не могла выбраться. Периодически эти обереги сжигали и развешивали свежие.

Вепсы и ненцы отгоняли потустороннюю силу клыками и когтями медведя. Поморы защищали себя поясами со специальным орнаментом. Как и украинцы, они считали, за очерченный круг никакая нечисть пробраться не в силах. Армяне сажали пионы, полагая, что злые духи убираются из тех мест, где растут эти прекрасные цветы. Марийцы отгоняли нечистую силу шиповником и чертополохом.

Кабардинцы, балкарцы, черкесы и карелы против демонологических существ использовали металлические предметы с острым наконечником - ножи или иголки. Клали крест-накрест две иглы под коврик при входе в дом, вбивали снаружи в дверь гвозди в форме треугольника, обращенного вершиной к небу. У окон и вентиляционных отверстий острием вверх устанавливалинож или шило. Считалось, что при попытке злых духов попасть внутрь помещения они уколются и непременно убегут.

Оберег - подкова

Железная подкова приносит не только благополучие, но и защищает от потусторонних жителей. А если нашли ее на дороге, точно к деньгам!

Существует почти интернациональная легенда: к кузнецу явился дьявол в облике лошади и стал соблазнять мастера на черные дела. Но тот не поддался и, более того, подковал "рогатого", а чтобы нечистый помнил науку, больше в кузню показываться не смел, на ворота повесил подкову. С тех пор стали люди прибивать их на двери своих домов, отпугивая нежить. Только защищаясь, вешают подкову рогами вниз, а приманивая удачу и благополучие - вверх.

Шуба на изнанку

Из дома на Святки особенно с наступлением темноты предки славян выходили в страшных масках и вывернутой на изнанку одежде, чтобы злые духи при встрече приняли прохожего за своего и не тронули. Особенно популярны были образы козы, медведя, кикиморы, покойника, старика или старухи, цыганки. Изготавливались они быстро, из подручных, имеющихся в любом хозяйстве материалов: бересты, картона, соломы, лоскутков. Маски эти никогда не хранили, их сжигали или выбрасывали сразу после Крещения, а на будущий год делали новые.

Обличия считались нечистыми, хранение их в избе наверняка привело бы к серьезным несчастьям, однако, закрывши лицо, можно было позволить себе поступки, невероятные в обычном костюме. "Ох уж эти святки, с них и взятки гладки"! Но в Крещенскую ночь бывший ряженный должен был обязательно искупаться в проруби или, на крайний случай, окропить себя святой водой, дабы смыть все святочные грехи.

Справедливости ради надо отметить, что маски было принято одевать не только на Святки. В них бегали за масленичным поездом, а еще носили в русальную неделю перед Петровым постом.

Самые смелые европейцы до сих пор на Хэллоуин отправляются в одежде на изнанку на перекресток дорог, надеясь повстречать там ведьму и попытать ее о своем будущем, а брюки, куртки, юбки выворачивают для того, чтобы нечистый дух не догадался, кто именно перед ним стоит.

Подготовила Татьяна Маковеева.

Обычаи - это исторически сложившиеся в какой-либо местности (или среди определенного сообщества) правила поведения людей в той или иной жизненной ситуации.

Какие есть обычаи

В зависимости от того, к какому именно событию в человеческой жизни они привязаны, все народные обычаи можно подразделить на следующие большие группы:

  • свадебные обычаи;
  • похоронные обычаи;
  • обычаи на крещение ребенка;
  • праздничные обычаи (к их числу относятся обычаи празднования церковных и народных праздников - Пасхи, Троицы, дня Ивана Купалы, Святок, Масленицы и т. д.);
  • обычаи на закладку нового дома;
  • обычаи, связанные с севом и сбором урожая.

Свадебные обычаи

  • Свадьбе на Руси предшествует целый ряд обычаев. Всякая свадьба начинается со смотрин невесты. После смотрин в дом невесты засылаются сваты. После того, как сваты договорятся о приданном и получат согласие от родителей невесты, назначается день свадьбы. В день накануне свадьбы устраивается девичник. Во время встречи со своими подругами невеста прощается с прежней незамужней жизнью.
  • В первый день свадьбы с утра невеста под жалобные напевы подруг облачается в свадебный наряд. В ее дом заезжает дружка жениха узнать, готова ли молодая к свадьбе.
  • После этого визита к дому невесты подъезжает жених со сватами и начинается неотъемлемая и поныне, самая веселая часть свадебного действа - обряд выкупа. Подружки невесты наотрез отказываются отдать жениху будущую супругу, задают ему и сватам шуточные загадки и требуют выкупа за вход в дом и за саму невесту. Заканчивается все это веселье тем, что жених дает подружкам деньги и конфеты, забирает свою невесту и везет ее к алтарю.
  • Из церкви новоиспеченный муж отвозит молодую супругу в свой дом, где их на пороге встречают родители жениха с иконой, и караваем в руках. После получения родительского благословения, молодая семейная пара входит в дом, их усаживают на центральное место за столом и вручают им подарки. Затем начинается обильный и долгий свадебный пир.

Похоронные обычаи

  • Тело усопшего человека омывают сразу после его смерти. Делают это пожилые вдовые женщины. Омовение можно производить лишь в светлое время суток.
  • В доме, где есть покойник, все зеркала завешивают темной тканью.
  • Пока в доме лежит покойник в нем не метут пол и не стирают вещи.
  • Покойника выносят из дому ногами вперед.
  • Когда его несут на кладбище, ни в коем случае не переходят дорогу перед похоронной процессией.
  • После похорон во упокой души усопшего устраивают тризну (поминки).
  • В вечер после похорон во всем доме обязательно моют пол.

Крестильные обычаи

  • Ребенка стараются покрестись в промежуток времени, начиная с восьмого и заканчивая сороковым днем после рождения.
  • Крестные мать и отец не могут быть мужем и женой.
  • Крестный в день крещения дарит малышу крест и Святую Библию, крестная мать дарит крыжму - вышитую и отделанную кружевом длинную белую рубашечку.
  • После крещения обязательно устраивается праздничный обед с большим количеством сладостей - засахаренных орехов, конфет, печенья и сдобных плюшек. Главное угощение такого обеда это крестильная каша - гречка, сваренная на молоке и густо сдобренная сливочным маслом и медом.

Праздничные обычаи

Число праздников так велико, а праздничные обычаи столь разнообразны, что подробно описать их все в небольшой по объему статье просто невозможно. Поэтому расскажем только о самых известных из них.

  • На Пасху пекут куличи, красят яйца и делают творожные пасхи.
  • В пасхальное утро ходят смотреть, как «солнце играет». На пригорке ожидают восхода солнца и смотрят на поднимающийся из-за горизонта солнечный диск через закопченное стеклышко. Считается, что в это праздничное утро солнце разбрасывает лучи, искрящиеся всеми цветами радуги.
  • На Троицу в церкви освящают зеленые ветки деревьев и букеты полевых цветов и обильно украшают ими жилища.
  • В ночь на Ивана Купалу для очищения от злых духов прыгают через костер и плещутся в открытых водоемах. В Иванов день собирают лечебные травы, которые согласно народным поверьям, в это время обретают особую целебную силу.

Подшучивая и безобидно разыгрывая своих друзей и знакомых, мы даже не подозреваем о том, что это древний обычай. Он был распространен не только у восточных славян, но и почти по всей Европе, и даже на Востоке. Как же появился веселый праздник «Первое апреля»? Как было принято отмечать его в старину?

Еще И. М. Снегирев писал, что у древних индийцев в апреле, с которого начинался их год, существовала традиция отмечать день, когда появилась на свет богиня Сита. В ее честь устраивались праздничные представления, участники этих сценок обманывали друг дружку в шутливой форме. Своими действиями они старались задобрить божество.

У древних римлян существовал похожий обычай. С наступлением дня весеннего равноденствия они праздновали день, посвященный божеству смеха (Risus). Это было празднество, когда полагалось шутить и обманывать. Л. Апулеем, написавшим знаменитые «Метаморфозы», были описаны игры, совершаемые в угоду Смеху. В праздничных забавах изобиловали выдумки, веселье и шутки. Все это делалось ради того, чтобы умилостивить бога, имя которому было Смех.

Однако не одни только древние римляне любили апрельские шутки, хотя они и были одними из первых, кто отмечал этот праздник. Исландские саги тоже содержат упоминания о существовании древнего обычая обманывать в этот весенний день. Предположительно эта традиция существовала с незапамятных времен и была введена по воле самих богов — Азов. Сохранилась она и по сей день в некоторых странах — Дании, Швеции, Норвегии. Фото: Depositphotos

Англичанам тоже знаком этот праздник. Они его называют «Днем дураков» (All fools day), а тот, кого обманули первого апреля, именуется «апрельским дураком».

У немцев также есть древняя традиция в шутку посылать в этот день кого-то за тем, что невозможно добыть. Как правило, так разыгрывают маленьких детей. Считается, что этот веселый обычай появился у немцев как подражание одной из сцен Святого Писания. Речь идет об инсценировке допроса Христа, которого водили от Каифы к Пилату, а от Пилата к Ироду, вследствие чего возникла французская поговорка: «renvoyer d’Herod a Pilate» (посылать кого-либо понапрасну). В русском языке тоже есть подобная поговорка: «Посылать от Понтия к Пилату» (совершать бессмысленное действие).

Обычай первоапрельской шутки в России появился во времена царствования Петра Великого. Предположительно он был позаимствован у немцев, проживающих в России. Изначально обычай шутить в этот день был распространен только среди знати. Первое апреля отмечалось шутками при дворе императрицы Анны Иоанновны, а также Елизаветы Петровны.

Со временем традиция отмечать День смеха распространилась на более низкие слои населения. Так, городские девушки в этот день должны были обмануть как можно больше знакомых. Считалось, что таким образом они уберегут себя от обмана со стороны женихов. Крестьянской среде этот обычай остался незнаком.
Фото: Depositphotos

Откуда же появился веселый обычай отмечать первое апреля шутками и розыгрышами? Есть основания полагать, что он пришел в Европу либо от римлян, либо с Востока и являлся составляющей языческого обряда, связанного с празднованием. Родившись на чужой земле, он прижился и в наших краях, став достоянием нашей жизни и культуры.

Слушать: Эфир от 18.08..html

- Для чего Господь показал Свою небесную славу и светлость Божества Своего?

Все, что мы читаем в новозаветной евангельской истории, божественно и таинственно, и не следует думать, что всякий вопрос найдет свое разрешение. «Что Бог творит, никому не говорит», - размышляли наши благочестивые предки. Церковные песнопения, тропарь, кондак праздника, служба, составленная святым Иоанном Дамаскиным, свидетельствует нам, что прежде Своего восстания из гроба, Господь уверяет апостолов, укрепляет их веру в Свое Богосыновство. И собственными ушами, духовным слухом сердца эти трое избранных – Иоанн, Иаков и Петр слышат голос Отца, как, может быть, они еще не слышали Его на Иордане. Спаситель сияет. Слава Божества. Это сияние Божественной Благодати.

В этот праздник в России осень начинается, потому мы так радуемся духом, потому что на это сияние фаворского света отзывается наше сердце, а ведь в нем горит, мерцает огонек Божественной благодати, сообщенный и нам в крещении. Мы, по Божьей милости, призванию, сыны Царства, чада Света. Мы призваны ходить в этом свете, и он воистину озаряет, освящает наши чувства, весь круг земного бытия, если мы к правой вере прилагаем смирение, чистоту и милосердие. Когда в нашем сердце прорастут эти зеленые росточки добродетелей, тогда воссияет Свет Присносущный и мы духом удостоверимся, что Царь Неба и Земли Иисус почивает на престоле нашего сердца.

Преображение - это праздник, который говорит нам о том, что рай есть, существует. И это является ответом тем, кто говорит, что с того света никто не возвращался.

Не только Преображение, но и пребывание Христа с Петром в лодке, когда едва не прорвался невод от обилия рыб, и Сионская горница, в которой апостолы вечеряли со своим Учителем - все это преддверия рая. Где Господь, где Его мир и любовь - там и рай. Слава Божественная действительно до Преображения никогда в такой полноте не являлась, не открывалась апостолам. И Петр, забыв самого себя, сказал: «Поставим три сени - Моисею, Илии и Тебе, хорошо нам здесь быть». Он действительно вкусил, как и обещал ученикам Спаситель шестью днями ранее, вкусил силы Царства Божия. Дух его изнемогал от того блаженства, которого апостолы в своем сердце ощущали, и Петр не хотел, чтобы это когда-то прекратилось. Поэтому и предложил Спасителю остаться.

С чем связана разница: в Евангелии от Марка написано «и по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна». А в Евангелии от Луки почему-то идет разговор, что через 8 дней взял?

- «Дней шести» не сказано определенно, что именно шесть дней. Апостолы, часто говоря о временах и сроках, во-первых, называют условный промежуток времени, а, во-вторых, нужно памятовать, что в иудейском восприятии день не вполне совпадает с нашим о нем представлении. Так вот, и воскресение Иисуса Христа из мертвых, совершившееся на третий день, понять можно только, если мы будем учитывать, что и часть дня могла браться за целое. Поэтому, если вы раскроете Толковую Библию Лопухина, вы найдете там очень подробное изъяснение, согласующее оба этих Евангельских повествования. И противоречий между учениками Христовыми нет, как в этом случае, так и во всех других.

- Для чего на горе Фавор явились пророки древние, и почему они тоже явились в Небесной Славе?

Когда апостолы пробудились, вы помните, на них снизошло некое таинственное светлое облако, которое как будто обняло собой Спасителя, и голос, пришедший свыше «сей есть Сын Мой возлюбленный», был произнесен над одним из них их Учителем. Ильи и Моисея уже не было рядом, но те беседовали со Христом о Его страдальческой кончине, об исходе, об этом упоминают евангелисты, до того, как прозвучал голос Небесного Отца. Очевидно, что именно эти, а не другие ветхозаветные пророки беседовали с Господом не случайно. Потому что Илия, как вы помните, еще не вкусил смерти и он из небесных хранилищ был силой Божьей перенес сюда на гору Фавор. А законодавец, то есть тот пророк, через которого был заключен тот самый завет с Израилем на горе Синай, был возвращен из преисподнии, где томились, конечно, не в таких муках как жители Содома, но все-таки лишены были до Креста Господня, до Воскресения, блаженства райского. Таким образом, и преисподняя, и Небо оказались в лице Илии и Моисея у стоп Христа. Апостолом дано было понять, что Иисус Христос - истинный Сын Божий, коль скоро, почитавшийся более других пророков у иудеев, Моисей беседует с Ним как раб с владыкой. Значит, Иисус Христос воистину не противник Моисея, и пришел Он восполнить древний закон, обновить его. А Илья - ревнитель, более всего пекся при жизни о Славе Божьей. Если бы Иисус Христос был противником Отца, Илия Пророк никогда бы не преклонил перед Ним колена и главу. Таким образом, события Преображения Господня нам подсказывает в этом троичном собрании Христа и Его пророков, что Иисус Христос воистину Отчее Сияние.

- Почему ученики испугались, услышав глас Бога?

Как вы думаете, что может чувствовать творение, когда слышит голос Отца? Давайте вспомним другую гору – Синай. И вспомним, как у подножия его ветхозаветные иудеи молили своего вождя – «пусть Бог не говорит с нами, а говорит только с тобой, мы не можем слышать голос Его». Еще тогда человечество не обрело искупителя, Бог еще не воплотился, и поэтому Моисей вынужден был круговой чертой окаймить Синайскую гору, дабы ни зверь, ни птица, ни человек не перешли этой черты, ибо они могли умереть. Нельзя было тогда ни возрожденным, ни обновленным Духом Святым, простолюдину видеть славу Его. Поэтому апостолы и изображаются на иконе Преображения падшими вниз, как будто стремглав они летят с этой горы, прикрывают глаза и уши, не в силах ни лицезреть, ни слышать голос Небесного Отца. И так всегда было, и так всегда будет. Давайте перенесемся мысленно в события Апокалипсиса, и вы вспомните, что один из свидетелей Преображения Господня, любимый ученик, взятый на гору, потому что он был девственник, его сердце было чистым зеркалом богословия, уже на острове Патмос, увидев воскресшего Христа тоже в сиянии, Иоанн упал к ногам Спасителя тогда как мертвый. Если бы Спаситель не возложил десницу на уже престарелого ученика и не восставил его, то и дух бы вышел из апостола. Поэтому-то благоговение, тот страх и трепет, которыми были наполнены сердца учеников, хотя бы в малом мире, пусть коснется и наших сердец, чтобы мы по крайней мере беседовали об этих высоких предметах не на ходу, но укоряя себя, что наши уста недостаточно чисты, равно как и сердца, чтобы в полной мере понять и подняться до того, что явилось умам, ушам апостолов.

Есть ли какое-то объяснение, почему Господь не разрешил ученикам рассказывать о том, что они видели на Фаворе?

Так ведь и в других случаях часто не разрешал, велел умалчивать тем, кто был Им исцелен, тем, кто был свидетелем замечательных чудес, например, воскрешения девицы умершей. Почему? Все Спаситель делает премудро. В одних случаях учит нас скромности, чтобы мы не величались перед людьми, когда Бог нам влагает в уста или в руки свершить нечто, достойное Его святого Имени. А вот в случае Преображения Своего, очевидно потому запрещает апостолам делиться до времени увиденным, что еще не взошел на крест. Ибо надлежало сначала Спасителю усвоить вину, тяготевшую над согрешившим человечеством, надлежало искупить Своей кровью адамов грех, надлежало пройти от уничижений к славе Воскресения и Вознесения. И если множество людей соблазнилось крестом, вы помните фарисеев и книжников, которые цинично с жестокосердием невероятным глумились над Агнцем, распятом на древе. Если иные из тех, кто следовал за Господом, из апостолов усомнились, увидев Его воскресшим, то что же говорить о славе Преображения?! Не поверили бы многие. Вот почему Спаситель учит апостолов не метать бисера, но сокрыть эту жемчужину фаворского света. И лишь после сошествия Духа Святого, когда народы были покоряемы вере благодаря апостольской вере, подтверждающейся чудесами и знамениями, только после этого Петр запечатлел письменно все, что он видел и слышал. И сегодня мы можем в одном из двух его посланий об этом прочитать.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет в проповеди на Преображение, что в этот пресветлый праздник мы празднуем не только преображение Господа на горе Фавор, но и прославление человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Батюшка, не могли бы Вы пояснить, что имеется в виду?

Господь нам свидетельствует, к какой славе, чести мы призваны. Ибо Он взял на Свои плечи овечку, усвоил себе нашу природу, и в Нем, в Христе прославлено и наше естество. Это значит, что и мы сегодня - чада Церкви, получаем от Господа по Его милости, по Его дару, по Его благодати то, что Он имеет по естеству как Богочеловек. Действительно, мы находим у апостола Петра свидетельство, что мы, верующие в Сына Божия, становимся причастниками Божеского естества в Таинстве Причащения, а я знаю, что на праздник Преображения большинство наших слушателей причащаются. Они вместе с Живоносной Кровью и Плотью Искупителя воспримут и благодать Духа Святаго. Благодать заполнит наш внутренний мир. И об этом мы должны всегда помнить. Вот почему никто из здравомыслящих христиан никогда не воспримет ложную богохульную мысль, что человек может заимствовать свою природу от каких-то приматов (обезьян). Человеческое тело - это киот, служащий обрамлением души. Наше естество уникально.

- Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет!

Совсем недавно я прочитал размышления одного батюшки, который не без некоторого резона говорит: «Друзья, но сколько можно повторять эти формулы?! Не очень-то это благочестиво. Слово Спас – Спаситель употреблять в таком словосочетании – Яблочный Спас, Медовый Спас. Ну, как-то это не хорошо». Был бы прав батюшка, если бы мы вкладывали в это словосочетание такой смысл, что он соотносится с личностью Спасителя. В данном случае не будем переносить языковые явления на самые реалии, которые за ними стоят. Потому что тогда нужно было наш благочестивейший народ, патриархальный обвинять чуть ли не в кощунстве – «Петр и Павел час убавил, Илья пророк два уволок». Ну как это уволок? Стащил, взял без спроса? Это, знаете ли, молнией можно получить от Ильи Пророка, если действительно эти фразеологизмы так прямолинейно соотнести с самими лицами, которые стоят за этими выражениями. За этим не стоит панибратство, нужно видеть другое - тысячелетнюю русскую культуру, такое знакомство с месяцесловом, которое подразумевает вхождение самого календаря в трудовую жизнь русского народа. Это традиционные для русского уха словосочетания.

А второй вопрос – не вкушать яблок. Это уже, несомненно, реалии русской церковной жизни. Вы знаете, какие русские были отчаянные грекофилы, и до сих пор, в известной степени, остаются, потому что мы от красавицы Византии восприняли церковные уставы и саму христианскую книжность, и типикон прописывал воздержание от винограда. А от усердия еще своего мы добавили традиционные для нас яблоки. Впрочем, тот ученый батюшка, который обиделся за Яблочный Спас на наш народ, он высказывает другую мысль, что если яблоки поспевают гораздо раньше, то нужно, по мнению этого священника, принести их в храм. «От избытка сердца поблагодарите Господа, - говорил батюшка, - и ешьте». Но это не я сказал, это тот ученый батюшка. Я бы сказал, что нужно варить компот, целую бочку и сотрудников радиостанции «Радонеж» пригласить на Преображение у этой бочки посидеть, поговорить о том о сем.