Сваны происхождение. Сванетия. Грузины клялись мне, что бомбить не будут

Сваны являются народом сванской группы, относящейся к картвельской языковой семье. Самоназвание народа - лушну, мушван. Ранее сваны выделялись как отдельная народность, но после переписи 1926 года их стали включать в состав грузин. Все сванские фамилии имеют окончание «-ани».

Где живут

Проживают сваны на северо-западе Грузии в краях Самегрело, Земо-Сванети, Рача-Лечхуми, Нижней Сванетии, Местийском и Лентехском муниципалитетах. Все они объединены в историческую область под названием Сванетия. Небольшое количество представителей народа живет на территории Абхазии в Кодорском ущелье, входящее в Гульрипшский район.

Сванетия - самый высокогорный исторический район в Грузии. Располагается она по обе стороны Сванетского хребта на севере Грузии, а также на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта. Сванетия делится на две части:

  1. Земо-Сванети (Верхняя Сванетия), располагается в ущелье реки Ингури, на высоте 1000-2500 метров над уровнем моря;
  2. Квемо-Сванети (Нижняя Сванетия), расположена в ущелье реки Цхенисцкали, на высоте 600-1500 метров над уровнем моря.

В Сванетии нет городов, административная столица области - поселок городского типа Местия, где даже есть аэропорт.

Численность

По разным оценкам, численность сванов, проживающих в Сванетии, составляет от 14 000 до 30 000 человек. По некоторым оценкам, их гораздо больше, от 62 000 до 80 000 человек. В России, в соответствии с проведенной в 2010 году переписью населения, живут 45 сванов.

Язык

Говорят сваны на сванском языке (лушну нин), он относится к отдельной сванской группе картвельских языков. В сванском существует ряд говоров, четыре диалекта, поделенных на 2 группы:

  1. верхние - нижнебальский и верхнебальский;
  2. нижние - лентехский, лашский.

Этот язык бесписьменный, для письма носители сванского используют письменность грузинского языка и латиницу. В 1864 году в свет вышла сванская азбука на грузинском языке, но этот алфавит не прижился.

В сванском много заимствований из мегрельского, грузинского языков. Все носители сванского двуязычные и хорошо владеют грузинским.

Еда

Часто на столе сванов можно увидеть хачапури с сыром или мясом, колбасу кровянку зисхора, соленый сыр сулугуни, мясо. В пищу употребляют баранину, свинину, говядину. К праздничному столу готовят запеченного целиком молочного поросенка. Из куриного мяса в сочетании с острыми приправами делают холодную закуску сациви. Готовят картофельное пюре с сыром (шуша), шурпу - мясной бульон с острым перцем, иногда в него добавляют картофель. Почти ежедневно сваны едят мацони - кислое молоко, похожее на простоквашу. Есть в рационе народа орехи и мед.

Чрезвычайно популярна сванская соль - столовая соль, перемешанная с ароматными травами, перцем цицака. Измельчается соль в ступке около 3 часов, потом к ней добавляют специи с травами, которые можно найти только в Сванетии. Соль всегда присутствует на столе сванов, ее добавляют в различные блюда, благодаря чему те становятся более ароматными и вкусными.

Из алкогольных напитков пьют традиционно фруктовую или медовую водку. Виноград в этой местности не приживается, поэтому своего вина нет, сваны его покупают в иных регионах Грузии. Но самым главным напитком у них является минеральная вода, добывают ее из многочисленных источников на земле Сванетии.


Религия

Издавна у сванов присутствовало язычество. 160 дней в году было посвящено поклонению богу солнца. В 9 веке в Сванетию пришло православие, что способствовало конфликту, в результате жители продолжили верить в бога солнца. После второй попытки церкви удалось войти в Сванетию и даже повлиять на население. Но священники до 19 века появлялись здесь редко. Сегодня сваны - православные христиане. В области построено невероятное количество церквей, в них находятся уникальные иконы. В одном только селении построено до 60 маленьких церквей.

Внешность

Сваны всегда отличались своим характером, славились храбростью, статностью. Это гордые люди, сдержанные и терпеливые. Никогда не обижают никого без причины, не ругаются бранными словами. В сванском языке их даже не существует. Самое сильное ругательство у них - это слово «дурак». Сванов издавна считают самыми лучшими воинами Кавказа.

Они высокие, хорошо сложенные и красивые, похожи внешне на грузин. Сегодня сваны носят обычную одежду и обувь. Раньше одежда мужчин состояла из двух или трех узких бешметов, надетых один на другой, при этом оставляли открытыми предплечья, грудь, колени. Рубахи не носили. Вместо штанов надевали передник, от щиколотки до бедер обматывали ноги полосками сукна. Обуви у них не существовало, ступни оборачивали куском необработанной кожи, спереди ее складывали в острый нос. Традиционным головным убором сванов является круглая шапочка из войлока, ее мужчины носят и сегодня.

Девушки голову не покрывали, после замужества носили красный платок, закрывающий все лицо, открытыми оставались лишь уши. Из одежды носили узкие длинные платья, пошитые из полотна красного цвета. Спереди пришивали завязку. Зимой надевали плащ, сшитый из грубого сукна, летом - накидки из красного холста.


Жизнь

Семьи сванов состоят из 30 и более членов. У народа существуют родовые отношения. В один род входит до 30 домов и насчитывается до 200-300 родичей. Жилье родителей доставалось всегда сыновьям, если в семье нет мальчиков, то дом обречен на разруху. Дочери всегда уходят в жилище мужа. Сваны славятся своей воинственностью, но они никогда не нападали с целью захвата территории, а только защищали свои земли от врага.

С древних времен народ занимался созданием живописных изделий из бронзы, золота, меди. Сванские известные кузнецы, резчики по дереву и каменотесы создавали хозяйственный инвентарь, посуду из меди, серебра, глины и дерева. Сваны сами делают порох, добывают и плавят свинец, производят грубое сукно, а затем продают его в Имеретии. Традиционно жители Сванетии занимаются пчеловодством. Самое почитаемое занятие у них - это охота и альпинизм. Сваны всегда были и сегодня остаются профессиональными альпинистами и охотниками. Альпинизм для народа - это вид спорта, а охота - важная хозяйственная деятельность.

Активно жители Сванетии раньше использовали рабский труд. Захватывали в плен жителей соседних государств и республик, работавшие у них на полях, разводили скот, кололи дрова, занимались прочими бытовыми работами.

В Сванетии существовала демократическая своеобразная форма правления. Главу общины (теми) называли Махвиши, его избирали на общем собрании, в котором имели право участвовать только здравомыслящие люди обоих полов, которым уже исполнилось 20 лет. Избранный отличался от остальных такими качествами, как мудрость, душевная чистота, степенность, справедливость. Он должен был быть православным христианином. В мирные времена Махвиши являлся судьей, а во время войны возглавлял рать и назначался главнокомандующим.


Жилище

Сваны строили двухэтажные дома (мачуи), стены возводили из камня без закрепляющего раствора или делали жилища из плетенок и обмазывали глиной. Зимы в горах суровые, поэтому все животные жили вместе с людьми под одной крышей. Первый этаж отводился для женщин и домашнего скота, на втором жили мужчины, там размещался сеновал. Имелась в доме отдельная комната для рожениц, спали все на скамьях. При в ходе в жилище располагался коридор, откуда внутрь жилья вели два или три входа. Отсюда произошла сванская поговорка «Женщины налево, коровы направо». Отапливался дом очагом-камином, на нем готовили еду. Дворы с жильем окружали каменной стеной высотой в 3 метра.


Традиции

Кровная месть у сванов является нормальным явлением, как для современных людей суд. Сегодня сваны стали более цивилизованными, постепенно начали вступать в контакт с европейцами, но временами кровная месть все-таки случается. Раньше конфликты происходили даже по малейшему поводу, например, если один мужчина не так посмотрел на жену другого или пнул его собаку. Причинами могли стать обиды, зависть, оскорбления, в результате чего одна семья шла на другую и проливалась кровь. В таких случаях семьи прятались в своих башнях, построенных около дома, а если всю семью все-таки убивали, их башня и дом считались проклятыми.


Сегодня на территории Сванетии есть много таких старинных каменных башен. Эти строения занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все башни древние, и новые уже никто не строит. Возводили их в основном для защиты от нападений и снежных лавин, спускавшихся с гор, в башнях хранили продовольствие и использовали как сторожевую вышку. Забирались в башни по веревочным лестницам, которые сворачивались, и в строения было почти невозможно попасть. Позже сваны считали, у какой семьи башен больше, та считается более крепкой и успешной.

Влиял на успех также пол рожденного ребенка, ведь мужчина в семье - это защитник и добытчик. Если рождался мальчик, вся семья считалась счастливой. Рождение девочки не приносило такой радости. После свадьбы молодых, по обычаю, землей и приданым обеспечивают родители невесты. Это еще одна причина, по которой рождения мальчика было радостью для семьи.

Праздник Лампроба отмечают за 10 недель до Пасхи, в феврале. В этот день воспевают доблесть мальчиков, юношей и мужчин над врагами, поминают своих предков, разжигают костры, устраивают факельные шествия с праздничной трапезой. В каждом доме зажигают столько факелов, сколько в семье мужчин. Если есть в семье беременная, зажигают факел в честь ребенка, которого она носит. Факелы делают из цельных стволов дерева, верхушку расщепляют на несколько частей. Во время шествия с факелами мужчины идут в сторону церкви, поют песни на сванском языке. Во дворе церкви из факелов складывают большой костер, накрывают столы. Всю ночь до рассвета люди читают молитву Святому Георгию, поднимают тосты.


Еще один праздник называется «Неделя душ». Все накрывают столы, затем ждут прихода душ умерших родственников. В этот праздник проводятся обряды:

  • на столы не кладут ножи;
  • детей обмазывают сажей;
  • ставят на стол свежую выпечку;
  • зажигают свечи.

Все сваны безмерно уважают старших, если в комнату заходит человек, который старше присутствующих, все встают. Существовало у этого народа обычное для них дело - воровать из чужих селений людей, за которых потом брали выкуп в виде оружия. Например, за красивую молодую девушку, украденную из чужого села, требовали позолоченное ружье.

Народ весьма гостеприимен, всегда хорошо встретит гостя, накормит и обеспечит необходимым. Для мужчины считается постыдным сидеть около своей жены, они не любят разговоров о женщинах и даже не знают толком, какой у женщины в семье образ жизни. Свадьбы сванов проводятся в доме невесты, ее выкупают у родственников, потом начинают пировать. Женщины и мужчины всегда сидят за отдельными столами.

Один за всех, и все за одного. Каждый — часть большой семьи. По такому принципу живут грузинские горцы, оберегающие ценности рода так же тщательно, как и свободу

Нас легко вычислить по фамилии. У сванов она оканчивается на -ани. А еще у нас нетипичные для Грузии светлые волосы и глаза. Я верю, что именно в Сванетии живут те грузины, чья кровь не смешалась с кровью тюрков и других завоевателей.

Язык у нас тоже свой. Он совсем не похож на грузинский, на котором преподают в школах нашим детям. Мы всегда разговариваем с грузинами на государственном языке, с русскими — на русском, а между собой — на сванском.

Главное для нас — свобода. Нами никогда никто не управлял, сванов не подчиняли князья, не порабощали феодалы и враги. Мои предки выбрали независимую жизнь вдали от цивилизации. Потому часто Вольную Сванетию (она же Восточная Сванетия — территория от Латали до Ушгули) справедливо называют «сообществом свободных кланов».

Символ нашего края — сванские башни. Их возводили в VIII-XIII веках, в основном для обороны. Сейчас они превращаются в туристические достопримечательности. Но до сих пор эти высокие каменные сооружения защищают нас от лавин: как волнорезы, «срезают» силу снежных ударов. А когда-то с башен оповещали соседей об опасности, в них прятали церковную утварь, которую свозили со всей страны во время вторжений неприятеля. Семьями укрывались в башнях от врагов.

Сванские земли были разделены между общинами. В общине они распределялись по кланам, а внутри кланов — между семьями. Я происхожу из древнего рода Парджиани. Первые упоминания о нем датируются XII веком, и связаны они с именем великой царицы Тамары, которая по пути в летнюю резиденцию в Ушгули останавливалась на ночлег в доме моего далекого предка Вахтанга Парджиани. Как и он, я тоже живу в Латали. Вот уже 39 лет живу, не считая периодических выездов в другие страны.

Было время, я покинул свой край и устроился работать в России. Там познакомился с Ксенией, которую в итоге перевез в родной дом, когда осознал, что в Сванетии я вижу будущее семьи. У меня пока две дочери, но вообще сванские семьи многодетны. Обычно к 30 годам мужчина имеет уже троих детей. Пятеро в семье не предел, иногда бывает и десять.

Под одной крышей живет сразу несколько поколений, как в старые времена. Наши предки жили в мачуби — просторном каменном доме с одной комнатой, в центре которой горел очаг. Зимой к большому семейству присоединялся и скот, чтоб всем вместе было теплее. Сейчас у нас, конечно, дома современные, оснащены всей техникой, а животных мы переселили во двор.

У каждого мужчины должен родиться сын. Он унаследует дом и земли. Дочери всегда переезжают в дома мужей, а это значит, что, если нет сына, отчий дом обречен на разрушение. Знаю случаи, когда мужчины брали вторую жену, если первая не могла родить мальчика. Но это скорее исключение, чем правило. На традиционном сванском застолье третий тост посвящается святому Георгию, покровителю Грузии. Во время этого тоста мы желаем сына тем, у кого его еще нет.

Я работаю много, как и большинство соплеменников. Нам всегда есть чем заняться: выгнать коров на пастбище, почистить сарай, построить забор, заготовить дрова на зиму. Наши женщины трудятся не меньше. На их плечах дом и кухня. Мы и детей приучаем работать. Дочери помогают убираться и готовить, а сыновья все лето пасут скот на горах. Поэтому среди местных мужчин так много альпинистов. Мы чувствуем себя на вершинах как дома!

День начинаю в шесть утра с овсянки со сванским медом — самым вкусным в мире. С раннего утра женщины замешивают тесто — здесь хлеб не покупают в магазинах, а пекут сами. Средняя семья из 6-7 человек съедает около 10 лавашей в день. Когда тесто замешано, женщины доят коров и готовят сыр и мацони из парного молока.

Возле домов мы выращиваем горные травы. Для них выделяем почетный угол в саду. Кинзу, уцхо-сунели, имеретинский шафран добавляем в традиционные блюда и в сванскую соль. Ту самую, которую перемалывают 2-3 часа в большой деревянной ступке вместе с травами и специями, растущими только в Сванетии. Это особое искусство и особая традиция, которая передается из поколения в поколение по женской линии, вместе со ступкой. Нашей уже 400 лет.

Сваны похожи на сицилийцев. Нам всегда была свойственна кровная месть. Она могла разгореться из-за оскорбления или земли. История знает пример, когда вендетта между двумя кланами продолжалась более 300 лет, и за это время было убито по 12 человек с каждой стороны. Мой народ считал, что кровная месть помогает сохранить порядок в крае. Страх смерти силен, тем более что за преступления могла быть наказана вся община. Потому мы несем ответственность за поступки не только перед собой, но и перед предками и будущими детьми. Хотя сегодня былые обиды люди в основном заглаживают деньгами или скотом.

Все меняется... Мать, которой сейчас 73 года, часто рассказывает, какой была Сванетия в ее детстве — без электричества и дорог. Как 500 лет назад. А сейчас мы одеваемся, как и все, живем в домах с удобствами. В 2011 году сюда проложили прекрасную дорогу из Зугдиди, в поселке Местиа построили аэропорт, откуда можно добраться до Тбилиси. Жизнь стала другой. Поэтому важно не потерять самое ценное — наши традиции.

Действие первое

Детство...

Сынок, дружи с грузинскими ребятами, с азербайджанскими, с армянскими, но никогда не подходи к Сванам…, - говорил Отец…

Почему, они ведь такие как и мы…

Такие, да не такие… Люди Они очень хорошие, справедливые, честные – все бы такие были… Но Сваны не прощают обид, а Тебе ещё только семь лет… Сначала скажешь, а потом думаешь…

Грузия, военный городок, в/ч 61615, советские войска КГБ, специальная правительственная связь… Центральная аллея от клуба, по обе стороны жилые дома – тут расквартированы семьи офицеров и прапорщиков, между них - офицерское общежитие для холостяков… 1986 год… По аллее гордо идёт высокий мужчина, крепко сложенный, на поясе висит огромный кинжал… За спиной подобие рюкзака… При виде его мамочки спешно забирают с улицы детей… Человек идёт с сыном… мальчику около восьми лет, голова высоко поднята… Молчаливый кивок в сторону военного патруля (офицер и два солдата)… Офицер отвечает таким же, едва заметным кивком, пристально провожает Отца и Сына до границ части… Человек с кинжалом проходит между двух столбиков, на которых некогда была натянута колючая проволока и неспешно удаляется по протоптанной тропинке… Сван приходил покупать продукты…

Кто же такие эти Сваны? Те, кого боялись даже в частях КГБ как огня?

Вот, что сказано в Большой Советской Энциклопедии:

«…Сваны, этнографическая группа грузин; живут в Местийском и Лентехском районах Грузинской ССР. Сванские племена, занимавшие в древности обширную территорию на южных склонах Большого Кавказа (см. Сванети) и частично на северных склонах (главным образом в верховьях р. Кубани), вместе с племенами картов и мегрелолазов (чанов) составили основу формирования грузинского народа. Сваны говорят на грузинском языке, в быту - и на сванском языке. В прошлом характеризовались локальными чертами культуры и быта (оригинальные формы башенной архитектуры, развитое альпийское хозяйство, пережитки военной демократии и др.)…»

Википедия менее многословна:

«…Сваны проживают в Местийском и Лентехском районах на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. Shwan), а также в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии. Численность в Сванети — около 60 тысяч; в Абхазии — 2 тысячи человек. Общая численность порядка 80 тысяч человек…»

Почему терпели Сванов в военных городках, почему разрешали ходить с холодным оружием? Ответ прост – некто мудрый понял, что начни притеснять Сванов – врядли можно было располагать военных с семьями на территории Грузии… Полностью закрыть военный городок, в котором находились школы, санитарная часть, несколько магазинов, детский садик и т.д. было бы невозможно… Рано или поздно были бы жертвы, а следовательно открытый конфликт… Поэтому к Сванам относились с уважением и страхом… Не переняли эту тактику грузинские политики «Революции роз»…

Конфликт...

В Грузино-Осетинском конфликте на Северном Кавказе равнодушных или нейтральных мнений нет. Или за или против… Нейтралитет присущ славянским народам, но не народам Кавказа, хотя и славяне и кавказцы являются, в большинстве, Христианами… Одна вера и столь разные мнения…

1993 год – Абхазские войска успешно отбивали атаки грузинских войск, но занимать Кодорское ущелье не стали, более того - признали данную территорию нейтральной… Причины на то были и абхазцы их очень хорошо знали… Сваны не были против своей автономии…

В Свании создаётся вооружённое формирование, получившее название «Охотник» - лидером которого становится Эмзар Квициани…

Эмзар Бекмуразович Квициани родился 25 апреля 1961 года в селении Чхалта Кодорского района Грузинской ССР в сванской (народность, этнографическая группа грузин, проживающая в Кодорском ущелье) семье. Отец – Бекмурза Квициани, мать – Мариам Гурчиани. У Квициани есть сестра Нора …

В 1988 году Квициани закончил экономический факультет Новосибирского сельхозинститута. Photo-1R По другой информации, Квициани получил высшее сельскохозяйственное образование в Волгограде. В советское время Квициани трижды привлекался к уголовной ответственности – за хулиганство, воровство и по подозрению в убийстве. Следствие по последнему делу не было доведено до конца из-за политических потрясений, связанных с распадом СССР …(Данные с сайта http://www.lenta.ru/lib/14163606/)

Эдуард Шеварнадзе, на мой взгляд, опытнейший политик и дипломат, дабы избежать обострения обстановки в регионе, назначает Эмзара Квициани политическим Photo-3L представителем в Сванетии… DOB-2R Эту должность Эмзар Квициани занимал до самой «Революции роз»… С приходом к власти Михаила Саакашвили Грузия старается любой ценой подчинить Абхазию, а вместе с ней Сванию официальному Тбилиси… «Охотник» оказывается вне закона, а что немаловажно, бойцы отряда остались без зарплаты. Следовательно, их семьи - без куска хлеба. Квициани смещён с должности политического представителя…

Правительство «Роз» расставляет своих министров, представителей на местах и т.д. Цивилизованных переговоров не получилось:

Саакашвили кидает резкую и неосторожную реплику: "Я заставлю плакать мать того, кто поднимает руку на грузинское государство".

Квициани в долгу не остался: "Дорого обойдется президенту его мат. Если он хотел вспомнить мою мать, то мог приехать сюда четвертого июля, когда ее хоронили. Если они будут говорить о наших матерях, мы навестим их матерей. Сваны никому не прощали оскорбления матери".

Для Грузина реплика, брошенная Саакашвили, идентична мату, грубо оскорбляющему собеседника и всю его семью… Конфликт оказался неизбежен…

Михаил Саакашвили вместо того, дабы урегулировать обстановку путём переговоров, посылает в Абхазию войска… В Кодорское ущелье отправлены значительные силы МВД и министерства обороны Грузии, одну из колон задерживают российские миротворцы… после двухчасовых переговоров колону пропускают… DOB-1L

Поставлен крест на мирном договоре 1994 года…

Вот требования Эмзара Квициани, при которых конфликт смог бы перейти из политического русла в личную обиду и решаться двумя мужчинами иными способами:

1. Отправить в отставку министров внутренних дел и обороны Вано Мерабишвили и Ираклия Окруашвили.

2. Восстановить функционирование в Кодорском ущелье подразделения "Монадире"(«Охотник»)

3. Прекратить гонения на Грузинскую православную церковь.

4. Прекратить обвинения беженцев из Абхазии в предательстве.

5. Наказать заказчиков убийства 27-летнего Сандро Гиргвлиани и других жертв "эскадронов смерти".

Действие второе

Почему Леонид Кучма выучил украинский язык?

Как известно, любой правитель должен общаться со своим народом на государственном языке, по причинам качественной передачи информации и отдавая дань уважения традициям народа и языка. Десять лет в Украине на посту президента находился человек, которому разговаривать с вверенным ему народом было очень тяжело по причине не Photo-2R уверенного владения государственным языком… Русский язык, которым Леонид Данилович владел гораздо лучше, нежели украинским, вопреки высказываниям националистических организаций, понимают все. Во всяком случае, основной смысл разобрать можно, равно как и остальные родственные языки славянской группы.

За четыре года проживания в Грузии я, в младшем школьном возрасте, смог выучить лишь два слова и то сомневаюсь в правильности произношения… Но грузинские дети с раннего возраста знали минимум два языка – родной грузинский и русский… Русский был со смешным акцентом, но взаимопонимание было, на мой взгляд, даже лучше, нежели украинцев с русскими… Очень хорошо помню передачи грузинского телевидения, которые в ГССР занимали большую часть эфира двух каналов – третий был «Останкино»… Понять на грузинском канале, как я не старался, ничего не мог… Хотя в повседневном общении интуитивно понимал речь Грузин…

По всей видимости, в современной Грузии помимо русского языка начали усиленно изучать и английский. Президент Грузии свободно, нарушая все дипломатические правила этикета, без переводчика, разговаривает на английском языке с мировым сообществом. Все умиляются – ай, да молодец, как хорошо английский язык знает… Нравятся президенту хвалебные оды и решил Он и с Грузинами на английском заговорить, мол, поймёте, а кто не поймёт – пусть учит!..

Теперь спроектируем ситуацию на Украину. Десять лет Леонид Данилович, побеждая в себе невежество в сфере владения украинским языком, силился общаться с народом именно на государственном языке. Даже в Восточных областях Украины, где, казалось бы и так поймут, мы слышим ужасный суржик президента…

Знал Кучма, что начни Он разговаривать на русском языке - терпеть такого не станут и дни его президентства будут сочтены…

Знал Кучма, что говорить на русском с президентской трибуны – это грубое неуважение к жителям Украины, причём всех регионов.

Знал Кучма, что не поймут его ни на Западной Украине, ни на Восточной…

Действие финальное

Photo-4L И так, почему же Михаил Саакашвили решил просто так плюнуть на свой народ, на этнические традиции и обратиться к Грузинам в трудную для них минуту на английском языке? Грузинский язык президент знает отлично, как, возможно, и ещё несколько языков (как я упоминал, грузинам очень хорошо даются иностранные им языки) … Тем более, что его с очень большим трудом, но поняли бы абхазцы, осетины, сваны и прочие национальные меньшинства маленькой Грузии… Вывод один – обращение должны были понять без погрешностей перевода англоязычные страны… Вот яркий пример марионеточности Михаила Саакашвили…

Эпилог…

Понятие дружбы у Грузин во многом отличается от аналогичного слова среди славянских народов. Эти люди предать друга не в состоянии – у них просто не заложен этнически такой вариант… Люди бывают разные и среди грузин - у одних более цивилизовано-европейские взгляды на дружбу, у других - традиции предков...

Иметь друга среди грузин – это иметь крепкую опору, иметь врага-грузина… лучше не рассматривать такую перспективу…

Вернёмся к Сванам… Если излагать простыми словами – Сваны – это горцы, суровый народ, чтящий и уважающий традиции до мелочей. Сваны до сих пор в своих понятиях культивируют кровную месть. Хоть этот народ и принадлежит к православию – Сваны не забывают и языческих традиций. Дружба и вражда у этого народа до конца жизни. У Сванов очень остро развито чувство собственного достоинства… Именно Сваны - альпинисты и скалолазы от рождения - составляли костяк советских подразделений, разгромивших в годы Второй Мировой войны немецких горных егерей из дивизий "Эдельвейс" и "Тироль", не пропустивших фашистов в Закавказье. Сваны до сих пор вооружены не только автоматами «Калашникова» и гранатометами, но и трофейными "шмайсерами".

Как будет развязан этот военно-политический конфликт – покажет время, но в Грузии, видимо, не всех предупреждали заботливые родители, что со Сванами надо быть осторожным… Очень дорого может стоить обида на Кавказе!

P.S. Когда грузовой автомобиль вёз меня с матерью в Тбилисский аэропорт, дабы на долгие годы покинуть эту великолепную страну, у меня в глазах расплывались величественные пейзажи, красивейшего горного ландшафта… расплывались от слёз т.к. я понимал, что очень не скоро, а возможно, никогда, не увижу этой замечательной страны… Во мне и по сей день живёт мечта - вернуться в Грузию…

Сванетия - историческая горная область Севера-Запада Грузии. Высокогорная долина в верхнем течении реки Ингури . Сванетия граничит с Абхазией и Кабардино-Балкарией. Территория Сванетия занимает всего 4,5% всей территории Грузии.

Сванетия, одна из самых высокогорных областей Грузии, на границе с Россией (Кабордино-Балкарией) горы достигают более 5.000 метров и покрыты ледниками.

Сванетия, «Страна тишины и спокойствия », как назвал ее в 253 году до нашей эры грузинский царь Саурмаг, выселивший сюда своих непокорных подданных. Сванетия — символ гордого свободолюбия. Сванетия, крошечная страна, мир ледников, узких долин, бешеных потоков.



Сванетия делиться на Верхнюю и Нижнюю и разделены Сванетским хребтом высотой 4 008 м. С севера и востока Верхнюю Сванетию окаймляет Главный Кавказский хребет с вершинами Шхара, Ушба, Тетнульди и др., по которому проходит граница Грузии с Россией.
Именно здесь, в Сванети, находятся главные вершины Кавказа и крупнейшие ледники, которые охватывают до 300 кв. км территории и как ледяная броня высятся над Кавказом. Главные вершины: Цурунгала (4220 м), Аилама (4550 м), Шхара (5068 м), Джанга (5060 м), Гестола (4860 м), Тихтингени (4620 м), Тетнулди (4860 м), Мазери (4010 м), Чатини (4370 м). Тут же расположен широко известный двуглавый горный, крутой скалистый массив Ушбы (4700 м). Если в Альпах эталоном красоты и трудности считается Матерхорн (4478 м), то на Кавказе - Ушба.

В Верхнюю Сванетию можно попасть только через перевалы или по узкому ущелью реки Ингури. В Верхней Сванетии говорят так : «Плохая дорога это та, с которой путник обязательно свалится, и тела его найти нельзя. Хорошая дорога — та, с которой путник падает, но труп его можно найти и похоронить. А прекрасная дорога та, с которой путник может и не упасть ».

Только в 1937 году, когда по ней была проложена автомобильная магистраль , сваны впервые увидели колесо, до этого весь груз перевозился здесь вьюком или на санях при помощи быков.


Верхняя Сванетия известна своими архитектурными сокровищами и живописными пейзажами. Выделяются жилые башни, сооружённые главным образом в IX—XII столетиях. Также сохранились древние каменные православные церкви.
Абсолютная высота теменной части Кавказа - Сванети - 4125 м, максимальная - 5068 м (Шхара), минимальная - 3168 м (Донгузоринский переход). На этом участке Кавказа насчитывается до двадцати перевалов различной степени трудности, которые с северной стороны спускаются на сторону Российской Федерации. Высота перевалов достигает 3160 м. Некоторые из них годятся для сапалне (мера вина) транспорта, большинство же предназначено для пешеходов, а некоторые доступны только альпинистам.

Верхняя Сванетия — не только в целом отделенная от всего мира страна, но и внутри ее долины с селениями отделены друг от друга горными хребтами и сообщаются лишь через перевалы, не проходимые из-за снега девять месяцев в году. На Камчатской Чукотке, на самом краю света, чукчи и коряки имеют больше возможностей общаться друг с другом и с внешним миром, чем жители Сванетии. Те могут зимой съезжаться на оленях и собаках на праздники, на ярмарки, бывать в культурных центрах. В Сванетии же, до появления авиации, в зимнее время невозможно было проникнуть в соседнее ущелье без риска погибнуть в снежной лавине..


В Сванетии живут сваны . До 1930 года, сваны считались отдельным народом, но позднее их стали считать просто грузинами.

Сванети - единственное место, где до сегодняшнего дня сохранилась у сванов тайна добычи из рек золотого песка.

Сегодня точно не известно, сколько сванов живёт в Грузии, по одним данным 14.000 человек, по другим 30.000 человек. Усванов есть свой безписьменный язык у которого ещё имеется 4 диолекта и несколько групп наречий. Все сваны свободно владеют так же грузинским языком, хотя сванетский язык на грузинский так не похож, что грузины из других регионов его даже вообще не понимают.

Сванский язык живет параллельно с грузинским. По-грузински читают и учатся, а на сванском говорят в семье и поют песни . Большинство сванов таким образом пользуются теперь тремя различными языками — сванским, грузинским и русским..

Все сванетские фамилии оканчиваются на =ани =. Например: Хергиани, Кипиани, Чаркивани, Головани, Иоселиани...

История народа сванов насчитывает несколько тысячелетий. У сванов никогда не было крепостного права , и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых — строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями». Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки — национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство — древнее занятие многих народов, распространенное в том числе и в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм . Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм — национальный вид спорта Сванетии.


Все сваны православные . Но есть у них и свои народные праздники, как например праздник Лампроба . Этот праздник отмечают в феврале за 10 недель до Пасхи и воспевают доблесть сванетского мужчины, юноши, мальчика перед врагами. Главный герой праздника, Св. мученик Георгий Победоносец . Основные мероприятия праздника связаны с поминовением предков, разжиганием костров, факельными шествиями и праздничной трапезой .

В день Лампроба в домах Сванетии зажигается столько факелов сколько мужчин в семье. А если в доме есть беременная женщина, то зажигается факел в честь ребёнка, которого она носит, ведь это может быть и мальчик! Факел готовится из цельного ствола дерева, верхушка которого расщепляется на несколько частей.

Шествие мужчин с горящими факелами направляется в сторону церкви с песнями на сванском языке. На церковном дворе складывается большой костер из факелов, там же накрываются столы. Всю ночь до появления первых лучей солнца сваны читают молитвы святому Георгию и поднимают тосты .

Сваны, в горах ощущают себя свободными и независимыми. По своей природе очень мужественны. Постоянные риск-факторы - обвалы, потоки брекчий, частые оползни, очень суровые холодные зимы и многие другие трудности, требуют от горцев большой выносливости, зоркости, проницательности, внимания и отваги.

Война шла не только между отдельными селениями, но и между домами. Достаточно было сказать обидное слово или пнуть ногой собаку, чтобы получить пулю в лоб. И тогда мужчины поднимались в башни. Они забирали туда женщин и детей, прокопченные мясные туши, боеприпасы, наполняли водой деревянные баклаги в башнях. Башни имеют выход в дом, который тоже представлял из себя крепость. Вместо окон в сванских домах узкие бойницы, а сами дома построены из камня — не подожжешь.

Сванский жилой дом называемый Мачуби , представлял собой высокое двухэтажное здание. Первый этаж использовался для жилья и под хлев для скота, на вотором этаже находился сеновал. Дом отапливался очагом-камином характерной для сванской архитектуры конструкции, здесь же готовилась пища. Как правило, дом был пристроен (приставлен) к 3-4 этажной сторожевой башне. Численность семьи колебалась от тридцати человек и выше, иногда достигая и ста . Такие крупные жилые комплексы сохранились до сегодняшнего дня. В общине Мулахи двор семьи Калдани окружен трехметровой крепостной стеной. Во дворе и по сей день стоят одна хорошо сохранившаяся и одна полуразвалившаяся башни. Там же находится церковь с уникальными иконами, крестами и святыми мощами.

Основная часть жилого дома свана - башня . Она представляет собой стоящее отдельно четырехстороннее (5х5м) квадратное, высокое сооружение. Башня - многогранная каменная вышка, напоминающая пирамиду, высота которой может достигать 25 метров. В башне четыре или пять этажей. В верхней части находится оконное пространство, внутренние размеры которого больше наружного проема, что способствует большему обзору местности и увеличивает её оборонительную способность. Башню строили на склоне, и обязательно ее ребро было направлено на этот склон. Ориентация башни, предназначенная для наблюдения за местностью, массивное полушарие в её основании, являются гарантией её устойчивости во время природных катаклизмов (обвалы, наводнения, снежные лавины и др).

В Сванети с древности была внедрена своеобразная демократическая форма правления: главу общины (теми) - Махвиши - выбирали на общем собрании. Участвовать в собрании имели право здравомыслящие лица обоих полов, достигшие 20 лет. Избранный Махвши выделялся своей мудростью, степенностью, справедливостью и душевной чистотой. Он был проповедником христианской религии и морали. В мирное время он являлся и судьей, а в военное - возглавлял рать (лашкари), т. е. был главнокомандующим. Во время набата (общий сбор) проводилось объединенное собрание общины - Съезд Хеви , где все вопросы решались большинством голосов. Рассматривались важнейшие проблемы Хеви, как внутренние, так и возникшие за его пределами. Обсуждались обострения отношений с соседями, готовность к предстоящим войнам, стратегия обороны, нужды крупных церквей, вопросы строительства (фортификационные сооружения, мосты, дороги) и участие во всем этом членов общины. Съезд занимался также и юридическими вопросами - утверждал нормы и формы наказаний. В юридической иерархии Съезд считался высшей инстанцией. Он ни перед кем не отчитывался. Его решения были окончательны и не подлежали обсуждению .

В Сванети плодородные земли были собственностью конкретных лиц, правами пользования лугами, полями и лесами обладали все члены общины. Кроме того, существовали т. н. иконный лес и земля, которые использовались для церковных нужд и религиозных праздников.

Каждое гражданское или уголовное дело рассматривалось местным судом, в состав которого входили судьи - медиаторы. В Сванети их называли “Морвали”. Обе стороны, ведущие тяжбу, выбирали судей из семейного клана, но могло быть задействовано и постороннее лицо. “Морвали” всех внимательно выслушивали. Процесс обсуждения, переговоры были долгими и могли затянуться на целые годы. Это длилось до тех пор, пока дело не доводилось до полной ясности и точности. Перед святой иконой давалась клятва быть честными и справедливыми. После клятвы уже никто не сомневался в объективности приговора, и “Морвали” принимали решение, которое в большинстве случаев было окончательным и не требовало пересмотра. Во время объявления приговора судья брал камень и глубоко погружал его в землю, что означало конец дела. Часто рассматриваемые дела заканчивались примирением. Суд был справедлив и пользовался всеобщим уважением. Если вина приступника была доказана, его изгоняли из своего общества, а дом могли предать огню. Иногда выносились смертные приговоры.

В последнюю неделю Большого поста начиналась т. н. Хориемма. Глава семьи молился, брал два железных бруска и ударами их друг о друга изгонял из дома темные силы (каджи), затем выходил во двор и для устрашения злых духов стрелял из ружья. Всем членам семьи на правые руки, скоту на рога, а также на соху хозяйка дома наматывала черные нити. Этот ритуал оберегал людей от сглаза, сохранял скот и орудия труда.
Во время засухи женщины бросали кости в ближайшее озеро и, проводя дни и ночи в молитвах, просили у бога обильного дождя. В некоторых общинах мужчины выносили иконы Иисуса Христа и Девы Марии (Богоматери), обмывали их в реке и в песнопениях просили спасти землю от засухи.


Национальная шапочка свана

Сванская женщина всегда делила с мужчиной все трудности и радости, постоянно была рядом - и во время пахоты, сева, и особенно во время сбора урожая. Поэтому в приданное невесте всегда давали серп, как символ сбора зерна.

Суровые природа и быт воспитали сванов трудолюбивыми, мужественными и выносливыми людьми. Поэтому на бирже труда в Грузии сван-рабочий и его труд оплачивались вдвойне .

Кухня Сванетии . На сванском столе можно видеть в первую очередь хачапури — лепешки с мясом или с сыром. Сулугуни — соленый сыр. Мясо. Баранина, телятина и свинина. На праздничном столе часто появляется маленький поросенок, запеченный целиком. Холодная закуска из курицы — сациви — с острой приправой. Сванская соль, перемешанная с перцем и ароматной толченой травкой. Изредка делают шурпу, то есть мясной бульон, остроперченый, иногда с картофелем. Почти каждый день едят мацони — кислое молоко, что-то вроде простокваши. Бывают на столе мед и орехи. . Всей Грузии известна Сванетская соль, состоит из столовой соли, цицака (перец) и разнообразных ароматных трав. Блюда, приготовленные с этой солью, отличаются особым ароматом, остротой и необыкновенно вкусны. Сванскую соль употребляют также и отдельно.
Все блюда Сванети приготовлены из местных натуральных продуктов, поэтому они очень ароматныи и экологически чисты.

А вот вина в национальной кухне в Сванетии нет , а всё потому, что винаград в той частии Грузии не выживает, а потому вино завоздное с других регионов. Сваны традиционно пьют водку, фруктовую или медовую . Главный атрибут застолья - минеральная вода , добытая из многочисленных источников, которыми так богата земля Сванети.

Сваны долгое время сохраняли родовой строй. Совсем недавно здесь еще были живы родовые отношения в своей неприкосновенности. В один род входило около тридцати домов, только они назывались не домами, а «дымами» — дым, очаг, кладовая, хозяйство. В роду насчитывалось обычно двести-триста родичей. Поселение бывшего рода так и называлось «селение».

Три года на своём клочке земли свены сражались против Советской власти. Впервые Советская власть победила тут в 1921 году. Но малочисленной группе партийцев во главе с С.Навериани пришлось отступить под натиском контрреволюционных сил. Отряд Красной Армии, посланный на подавление контрреволюции, погибает вместе со своим командиром Прохоровым в теснине Ингури, где была устроена засада. Окончательная победа приходит в 1924 году, когда сваны расстреливают последних сванских князей Дадешкелиани , разрушают их замок в Мазери и восстанавливают Советскую власть по всей Верхней Сванетии. Центром ее становится революционный очаг — местечко Местиа .

Только с 1917 года по 1924 год, до установления в Верхней Сванетии Советской власти, от кровной мести погибло здесь 600 мужчин. За семь лет — 600 мужей Сванетии, 600 пастухов, пахарей, отцов, братьев! Почти по сто человек в год уносила в это время кровная месть. А бывали в истории Сванетии годы, когда эти страшные цифры были еще больше.

Война, распри, кровная месть тяжелым бременем ложились на маленький гордый народ, были для него страшной бедой. Очевидно, именно отсюда в Сванетии ведет свое начало обычай носить такой продолжительный траур. Ведь если в год погибало только от «лицври» около ста человек, имеющие очень широкое родство сваны просто никогда не снимали черной одежды, они не успевали окончить один траур, как начинался другой .

Носить национальный костюм уже не принято в Сванетии. Традиция умерла . Об этом можно только пожалеть. А ранее свана всегда можно было отличить по круглой войлочной шапочке .

На Кавказе сваны ни когда не были богатым народом, но всегда считались самыми гордыми и самыми гостеприимными людьми .
Сваны уважают старших. Если в комнату входит человек, по возрасту старше присутствующих, все встают .

Сваны неторопливы, сдержанны и вежливы. Они никогда не обидят человека. Сванский язык отличается отсутствием бранных слов . Самое сильное ругательство у сванов — слово «дурак.


. Зато воровать людей из соседних селений или обществ было делом довольно обычным для сванов . Существовала даже определенная такса для выкупа украденных людей, она обычно исчислялась не быками, не землей, а оружием. Например, молодая и красивая девушка была «эквивалентна» позолоченному ружью.

Сванские церкви очень маленькие зато их бывает в селе до 60 штук. Люди заходят ставить свечи.

Одну из самых больших ценностей сванских церквей составляют, безусловно, серебряные иконы, чеканные, давленые и кованые, многие из которых относятся к X-XII векам. Верхняя Сванетия занимает одно из первых в Грузии мест по количеству и разнообразию сохранившихся здесь стенных росписей X-XII веков. Кресты в храмах делались большими, в рост человека и выше, устанавливались в середине сванских церквей. Не в алтаре, а перед алтарной преградой. Этот сванский обычай уходил в глубь веков, к IV столетию, и был запрещен специальным постановлением только в XVI веке. Делались кресты из дубовых балок и сплошь обивались чеканными серебряными пластинками. По лицевой стороне чеканка золотилась .

Христианство в Сванетию пришло поздно, только в 9 веке, а до 19 века здесь и свещенники бывали редко

В Сванетии нет городов. Посёлок городского типа Местия является административной столицей. Тут живут 2600 человек. При этом в Местии есть аэропорт .



Сванетия регион дорогой, так в Местии продукты и товары на 50% выше чем в Тбилиси .

В Сванетии говорят: "Кто приезжает в Грузию не побывав в Сванетии, тот не видел настоящую Грузию! ".

Сванетия - один из самых высокогорных районов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Земо (Верхняя) Сванетия находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2000 метров над уровнем моря), а Квемо (Нижняя) Сванетия - в ущелье реки Цхенис-цкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с Рача-Лечхуми, на западе - с Абхазией, с юга примыкает Имерети и часть территории Самегрело. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай и Кабарда.

Население Сванетии - сваны - грузинские горцы, этнографическая группа грузин, говорящих на грузинском и в быту на сванском языках (сванский язык относится к картвельским языкам и имеет четыре диалекта и ряд говоров). Сваны - чрезвычайно колоритный народ. Они всегда славились своей статностью и храбростью. Сваны считались самыми лучшими воинами в Грузии. Ещё древнегреческий географ и историк Страбон писал: «Сваны могущественный народ и, я думаю, самый храбрый и отважный вообще на свете. Они в мире со всеми соседними народами». О гостеприимных, просвещенных и сильных сванах писали Плиний, Птолемей, Аппий, Евстафий Тесалонийский.

История гордого, мужественного и свободолюбивого народа Сванов, который сохранил свой язык, насчитывает несколько тысячелетий. Он никогда не был порабощён врагами, может, поэтому народ, некогда заселявший прибрежную полосу Колхидской низменности и нынешнюю Абхазию, после многочисленных войн выбрал для себя свободную жизнь в горах.. Примечательно, что у сванов никогда не было крепостного права, да и дворянство носило условный характер. Ведь каждый сван -это личность, которая не приемлет над собой господства. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых "Сванскими башнями". Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство - древнее грузинское занятие, особенно распространенное в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм - национальный вид спорта Сванетии. Много выдающихся спортсменов дала сванская школа альпинизма. Самым знаменитым человеком в Сванетии является альпинист и скалолаз- "Тигр скал" - Михаил Хергиани, трагически погибший в итальянских Доломитах на стене Су-Альто в 1969 году. Покорителями вершин Ушба, Тетнульды и Шхары были уроженцы Сванетии Габлиани, Джапаридзе, Гугава, Ахвледиани и многие другие. Сваном был Герой Советского Союза, капитан 3-го ранга Ярослав Константинович Иоселиани, который в годы войны совершил не один десяток боевых походов и торпедировал множество вражеских судов. Еще один известный сван - знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани, поставивший фильмы «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль» и др.