Удивителен каждый день! Литературно-исторические заметки юного техника

Российский писатель-сатирик Евгений Петров прославился после выхода в свет книг «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», «Одноэтажная Америка» и «На войне», написанных в тандеме с .

Евгений Петрович Катаев (настоящая фамилия публициста) родился 13 декабря 1902 в Одессе. Когда люди, не знакомые с творчеством и жизнью Евгения, читают его автобиографию, у них складывается впечатление, что творец жил не в реальном, а идеальном Советском Союзе. Был свободным, писал, что хотел, путешествовал по всему миру и чудесным образом избежал ареста и репрессий во времена, когда сажали всех вокруг.

Правда, если копнуть глубже, выясняется, что реальная жизнь журналиста отличалась от официальной биографии. Известно, что на протяжении пары лет никто точно не знал подлинную дату рождения Евгения, поэтому во всех энциклопедиях указывался октябрь 1903 года. Только когда в 60-х годах сотрудники одесского архива отыскали метрическую книгу, в которой была записана дата рождения и крещения, все встало на свои места.

Отец писателя - Петр Васильевич Катаев - работал преподавателем в епархиальном и юнкерском одесских училищах. Мать Евгения - украинка из Полтавы, умерла от воспаления легких через пару месяцев после рождения второго сына (у писателя есть старший брат ).


Известно, что у Катаевых была обширная семейная библиотека, но классическая литература не привлекала Евгения. Любознательный парень зачитывался книгами Густава Эмара, и .

В 1920 году Евгений окончил 5-ю одесскую классическую гимназию, в которой его одноклассником и лучшим другом был Александр Козачинский (мальчики даже принесли клятву братской верности: надрезали кусочком стекла пальцы и смешали кровь). Затем будущий публицист на протяжении пары месяцев работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а после - инспектором уголовного розыска в Одессе.


Мало кто знает, но 1922 году во время погони с перестрелкой Катаев лично задержал своего друга Козачинского, возглавлявшего банду налетчиков. Впоследствии писатель добился пересмотра его уголовного дела. В итоге Александра не расстреляли, а отправили в лагерь.

Эта история позднее легла в основу приключенческой повести «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой - Володи Патрикеева – стал Петров. Также по произведению в 1959 и 1983 годах были сняты одноименные фильмы.


Через три года Катаев переехал в Москву. Там юноша занялся самообразованием и журналистикой. Уже в 1924-ом в сатирическом журнале «Красный перец» появились первые фельетоны и рассказы под псевдонимом Петров. За период своей литературной карьеры сатирик использовал другие псевдонимы. Делалось это, потому что писатель не хотел, чтобы его произведения приписывали брату.

До начала сотрудничества с Ильей Ильфом Евгений Петров опубликовал более полусотни юмористических и сатирических рассказов в различных периодических изданиях и выпустил три самостоятельных сборника. В 1926 году, работая в газете «Гудок», публицист познакомился с Ильей Ильфом, с которым он на начальных этапах обрабатывал материалы для газеты «Гудок», а также сочинял темы для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач».


Когда началась война, Петров стал военным корреспондентом в Совинформбюро. Он писал для советских печатных изданий и по работе, часто подолгу, бывал на фронте. Однажды писатель вернулся из-под Малоярославца контуженный взрывной волной.

Несмотря на то, что публицист практически не разговаривал, он как мог скрывал свое состояние от коллег и родных. Известно, что как только ему стало немного легче, журналист сразу же взялся писать о боях за Малоярославец.


Которому довелось побывать с Петровым в одной из самых длительных фронтовых поездок на Северный фронт, вспоминал о том, что Евгению было крайне тяжело преодолевать пешком большие расстояния из-за слабого сердца. Молодой Симонов часто предлагал Катаеву помощь, но Петров наотрез отказывался и радовался, когда делался привал или они доходили до штаба.

Литература

Летом 1927 года Ильф и Петров совершили поездку в Крым, на Кавказ и посетили Одессу. Они вели совместный дневник путешествия. Позднее впечатления от этой поездки вошли в роман «Двенадцать стульев», который был опубликован в 1928 году в ежемесячном литературном журнале «30 дней». Роман имел большой успех у читателей, но был довольно холодно встречен литературными критиками. Еще до первой публикации цензура сильно сократила его. Вскоре роман стали переводить на европейские языки, и он был издан во многих странах Европы.


Следующим их романом стал «Золотой теленок» (1931 год). Изначально произведение печаталось частями в ежемесячнике «30 дней». В сентябре 1931 года Илья Ильф и Евгений Петров были командированы на учения Красной армии в белорусском военном округе. По материалам поездки в журнале «30 дней» был опубликован очерк «Трудная тема». С 1932 года Ильф и Петров печатались в газете «Правда».


В 1935-1936 годах писатели совершили путешествие по США, результатом которого стала книга «Одноэтажная Америка» (1937 год). Также в соавторстве с Ильей Ильфом были написаны новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928–1929 год), фантастическая повесть «Светлая личность» (1928 год), новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929 год) и превеликое множество других прекрасных работ.

Творческое сотрудничество писателей прервала смерть Ильфа в 1937-ом. Катаев многое сделал для увековечивания памяти своего друга. В 1939 году он издал «Записные книжки» Ильи Ильфа, а позже задумал написать роман под названием «Мой друг Ильф». Правда, роман не был закончен и сохранились только отдельные наброски и развернутые варианты плана.


Перу Евгения Петрова принадлежит ряд киносценариев. В соавторстве с Ильей Ильфом были созданы «Черный барак» (1933 год), «Однажды летом» (1936 год). Позднее в соавторстве с Георгием Мунблитом появились «Музыкальная история» (1940 год), «Антон Иванович сердится» (1941 год).

Самостоятельно Катаев написал сценарии к фильмам «Тиха украинская ночь» и «Воздушный извозчик». Также известно, что писатель работал над сценарием фильма «Цирк», но в итоге потребовал не указывать свою фамилию в титрах.

Помимо прочего, по произведениям Ильфа и Петрова поставлены фильмы: «Золотой теленок» (1968 год), «Двенадцать стульев» (1971 год), «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1972 год). Также по пьесе Катаева «Остров мира» снят мультфильм «Мистер Уолк» (1949 год).

Личная жизнь

Супругу Евгения звали Валентина, она была младше него на восемь лет. Петров каждый день удивлял возлюбленную и делал все, чтобы с лица избранницы не сходила улыбка. Молодые люди узаконили отношения, когда девушке едва исполнилось девятнадцать. После свадьбы писатель сохранил к жене столь же трепетное отношение. Стоит отметить и то, что на брак не оказала никакого влияния мода на свободные отношения, распространившаяся в 1920-х годах в богемной среде.


В этом союзе родились два сына – Петр (назван в честь отца) и Илья (назван в честь друга). По воспоминаниям внучки писателя, ее бабушка до самой смерти (в 1991 году) продолжала любить мужа и никогда не снимала с пальца подаренное им кольцо.

Старший сын Евгения и Валентины стал кинооператором, снял множество популярных советских лент. Младший Илья трудился композитором, написал музыку к паре фильмов и сериалов.

Смерть

Петров пережил своего друга Илью на пять лет. После кончины Ильфа смерть в буквальном смысле ходила за Евгением по пятам. Однажды писатель в гимназической лаборатории наглотался сероводорода, и его едва откачали на свежем воздухе. Затем в Милане публициста сбил велосипедист, и он чуть не попал под колеса проезжающей мимо машины.

Во время финской войны снаряд попал в угол дома, в котором автор рассказа «Блудный папа» ночевал. Под Москвой журналист попал под минометный огонь немцев и едва уцелел. В тот же год сценаристу прищемило пальцы дверью фронтовой «эмки». Случилось это, когда на писателя налетела немецкая авиация, и ему необходимо было в срочном порядке покинуть машину и бежать в кювет.


Могила Евгения Петрова на месте его гибели

Погиб творец в годы Великой Отечественной войны. Когда второго июля 1942 года Евгений возвращался самолетом в Москву, пилот, уходя от бомбардировки, снизил высоту полета и врезался в курган. Из нескольких человек, находившихся на борту, погиб только Петров, которому на тот момент было 38 лет.

Останки писателя похоронили в Ростовской области в селе Маньково-Калитвенское.

Библиография

  • 1922 – «Настоящая работа»
  • 1924 – «Не выгорело»
  • 1926 – «Радости Мегаса»
  • 1927 - «Без доклада»
  • 1928 - «Двенадцать стульев»
  • 1928 – «Светлая личность»
  • 1929 – «Шапка»
  • 1931 - «Золотой теленок»
  • 1934 – «Рецепт спокойной жизни»
  • 1936 - «Одноэтажная Америка»
  • 1942 - «На войне»
  • 1942 - «Фронтовой дневник»
  • 1965 - «Путешествие в страну коммунизма» (незакончено)

Российский писатель-сатирик Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия — Катаев) родился 13 декабря (30 ноября по старому стилю) 1903 года (по некоторым данным — в 1902 году) в Одессе.

Его отец — Петр Васильевич Катаев был сыном священника из города Вятки, преподавателем епархиального и юнкерского училищ города Одессы. Мать — Евгения — украинка из Полтавы, в девичестве носившая фамилию Бачей, умерла вскоре после рождения второго сына. Старший брат — Валентин Катаев, будущий писатель.

У Катаевых была обширная семейная библиотека, но классическая литература не привлекала Евгения. Он зачитывался книгами Гюстава Эмара, Роберта Льюиса Стивенсона и др. Мечтал стать сыщиком, его манили приключения.

В 1920 году Евгений Катаев окончил пятую одесскую классическую гимназию. Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, потом инспектором уголовного розыска в Одессе.

В 1923 году переехал в Москву , где продолжил образование и занялся журналистикой.

В 1924 году в сатирическом журнале "Красный перец" появились первые фельетоны и рассказы под псевдонимом Петров, также под именем гоголевского "Иностранца Федорова". Использовал сатирик и другие псевдонимы. Он не хотел, чтобы появился еще один писатель с фамилией Катаев.

До начала сотрудничества с Ильей Ильфом Евгений Петров опубликовал более полусотни юмористических и сатирических рассказов в различных периодических изданиях и выпустил три самостоятельных сборника.

В 1926 году, работая в газете "Гудок", Евгений Петров познакомился с Ильей Ильфом. Началась их совместная работа: обрабатывались материалы для газеты "Гудок", сочинялись темы для рисунков и фельетонов в журнале "Смехач".

Летом 1927 года Ильф и Петров совершили поездку в Крым и на Кавказ, посетили Одессу. Они вели совместный дневник путешествия. Позднее некоторые впечатления от этой поездки вошли в роман "Двенадцать стульев", который был опубликован в 1928 году в ежемесячном литературном журнале "30 дней". Роман имел большой успех у читателей, но был довольно холодно встречен литературными критиками. Еще до первой публикации цензура сильно сократила его. Вскоре роман стали переводить на многие европейские языки, и он был издан во многих странах Европы.

Следующим их романом стал "Золотой теленок" (1931). Изначально он печатался частями в ежемесячнике "30 дней".

В сентябре 1931 года Илья Ильф и Евгений Петров были командированы на учения Красной армии в белорусском военном округе, по материалам поездки в журнале "30 дней" был опубликован очерк "Трудная тема".

С 1932 года Ильф и Петров начали печататься в газете "Правда".

В 1935-1936 годах писатели совершили путешествие по США, результатом которого стала книга "Одноэтажная Америка" (1937).

В соавторстве с Ильей Ильфом были написаны новеллы "Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска" (1928-1929), фантастическая повесть "Светлая личность" (1928), новеллы "1001 день, или Новая Шахерезада" (1929) и др.

Смерть Ильфа в 1937 году прервала творческое сотрудничество писателей.

Петров многое сделал для увековечивания памяти своего друга. В 1939 году он издал "Записные книжки" Ильи Ильфа, а позже задумал написать роман под названием "Мой друг Ильф". Роман не был закончен, сохранились лишь отдельные наброски и развернутые варианты плана.

Перу Евгения Петрова принадлежит ряд киносценариев . В соавторстве с Ильей Ильфом были созданы "Черный барак" (1933), "Однажды летом" (1936), в соавторстве с Георгием Мунблитом — "Музыкальная история" (1940), "Антон Иванович сердится" (1941) и др. Самостоятельно Петровым были написаны сценарии к фильмам "Тиха украинская ночь" и "Воздушный извозчик". Он работал над сценарием фильма "Цирк", но в конце концов потребовал снять свою фамилию из титров.

В 1941 году Петров стал военным корреспондентом "Правды" и Совинформбюро. Часто и подолгу он бывал на фронте.

2 июля 1942 года Евгений Петров погиб, возвращаясь самолетом из осажденного Севастополя в Москву. Писатель был похоронен в Ростовской области в селе Маньково-Калитвенская.

По произведениям Ильфа и Петрова поставлены многие фильмы: "Золотой теленок" (1968), "Двенадцать стульев" (1971), "Ехали в трамвае Ильф и Петров" (1972) и др. По мотивам пьесы Евгения Петрова "Остров мира" (опубликована в 1947 году) снят мультфильм "Мистер Уолк" (1950).

Евгений Петров был награжден орденом Ленина и медалью.

Супругой писателя была Валентина Грюнзайд. Их дети : Петр Катаев (1930-1986) — известный кинооператор, снявший почти все фильмы Татьяны Лиозновой; Илья Катаев (1939-2009) — композитор, автор ряда популярных песен и музыки к кинофильмам.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Советский писатель Евгений Петров известен абсолютно всем жителям постсоветского пространства и многими любим, чего уж греха таить. Именно он вместе с Ильей Ильфом написал знаменитые «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка». Так вот, было у Петрова очень оригинальное и любопытное хобби. Он собирал конверты от собственных писем. Петров придумал прекрасный метод: он писал письмо за границу на выдуманный адрес — и город, и улицу, и дом, и фамилию адресата, всё брал из головы. Само собой, примерно через пару месяцев письмо возвращалось назад со штемпелями «Адресат неверный».

Весной в 1939 году Евгений Петров решил получить конверт со штемпелями Новой Зеландии. Придумал город Хайдбервилль, в котором на улице Райтбич проживал в доме № 7 некий Мерил Юджин Уизли. Он настолько увлёкся игрой, что вложил в конверт письмо, в котором написал: «Дорогой мой Мерил! Я искренне соболезную тебе из-за кончины твоего дяди Пита. Держись, дружище! И прости, что я так долго не отвечал тебе. Как поживает Ингрид? Поцелуй дочку, она уже, наверное, совсем большая. Жду ответ, твой Евгений».

Прошло много месяцев — а письмо всё не возвращалось. Петров почти забыл о нём, но в конце лета совершенно для себя неожиданно получил ответ из Новой Зеландии. Увидев обратный адрес, писатель получил настоящий шок: «Мерил Юджин Уизли, Райтбич, 7, Хайдбервилль, Новая Зеландия». На конверте стоял и штемпель почтового отделения, подтверждающий отправителя и место отправления. Но удивительнее всего оказалось то, что было в конверте.

Текст полученного письма был такой: «Милый Евгений! Благодарю тебя за сочувствие! Дядя Пит погиб совершенно нелепо, и эта трагедия на целых полгода выбила из колеи всю нашу семью. Потому я и не писал столь долго, но мы с Ингрид не забыли тебя и те три дня, что ты провел с нами. Глория действительно подросла на полголовы, но все еще не расстается с российским мишкой, которого ей привез ты. Твой Мерил». Но письмо было не единственным содержимым конверта. Петров трясущимися руками достал фотографию, на которой был запечатлен он сам в обнимку с абсолютно незнакомым мужчиной! Когда писатель увидел дату на снимке, он буквально схватился за сердце — именно в тот день, 9 октября прошлого года, он попал в больницу с тяжелейшей формой воспаления легких. Несколько дней врачи боролись за его жизнь и буквально вытащили его с того света...

Евгений Петров никогда не верил в мистику, эзотерику и иже с ними, потому немедленно написал в Новую Зеландию еще раз. Ответа он, к сожалению, не дождался - с первых же дней начала войны в Европе, Петров стал военным корреспондентом «Информбюро» . Его коллеги утверждали, что после получения странного письма Петров, вечный шутник и балагур, стал мрачным и замкнутым, а шутить перестал вовсе...

В 1942 году самолёт, в котором летел Евгений Петров из Севастополя в столицу, был сбит немцами в Ростовской области. В день гибели самолета, домой к писателю всё же пришёл ответ из Новой Зеландии. В этом письме Мерил Уизли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова. Кроме того, в письме были вот такие строчки: «Помнишь, Евгений, ты мне сказал после купания в озере, что утонуть тебе не суждено, а суждено разбиться на самолете. Очень прошу тебя — летай как можно меньше!».

Вот и не верьте теперь в мистику.

Российский режиссер Алексей Нужный по своему же сценарию, основанному на этой истории, снял короткометражный фильм «Конверт» с Кевином Спейси в главной роли. Смотрим ниже.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Евгений Петров (псевдоним Евгения Петровича Катаева, 1902-1942) - русский советский писатель, соавтор Ильи Ильфа.

Евгений Петрович Петров (настоящая фамилия Катаев) родился в Одессе в семье учителя истории.

В Одессе Катаевы жили на Канатной улице.

В 1920 году окончил 5-ю одесскую классическую гимназию. Во время учёбы его одноклассником был Александр Козачинский, написавший впоследствии приключенческую повесть «Зелёный фургон», прототипом главного героя которой - Володи Патрикеева - стал Евгений Петров.

Работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства.

В течение трёх лет служил инспектором одесского уголовного розыска (в «двойной автобиографии» Ильфа и Петрова (1929 год) об этом периоде жизни сказано:
«Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины»).

В 1922 году во время погони с перестрелкой лично задержал своего друга Александра Козачинского, возглавлявшего банду налётчиков. Впоследствии добился пересмотра его уголовного дела и замены А. Козачинскому высшей меры социальной защиты - расстрела - заключением в лагере. Эта история позднее легла в основу повести Козачинского «Зелёный фургон», по которой в 1959 и 1983 годах были сняты одноимённые фильмы.

В 1923 году Петров приехал в Москву, где стал сотрудником журнала «Красный перец».

В 1926 году пришёл работать в газету «Гудок», куда устроил в качестве журналиста освобождённого к тому времени по амнистии А. Козачинского.

В 1927 году совместной работой над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Евгения Петрова и Ильи Ильфа (который также работал в газете «Гудок»).

Роман «Двенадцать стульев» (1928);
роман «Золотой телёнок» (1931);
новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928);
фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована);
новеллы «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада» (1929);
повесть «Одноэтажная Америка» (1937).

В 1932-1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газеты «Правда».

В 1935-1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка» (1937). Книги Ильфа и Петрова неоднократно инсценировались и экранизировались.

Во время Великой Отечественной войны Петров стал фронтовым корреспондентом. Погиб 2 июля 1942 года - самолёт, на котором он возвращался в Москву из Севастополя, был сбит немецким истребителем над территорией Ростовской области, у села Маньково. На месте падения самолёта установлен памятник

Как долго смерть гонялась за Евгением Петровым (Катаевым)?

Под утро 2 июля 1942 года в последние часы героической обороны Севастополя адмирал Иван Степанович Исаков обратился к своему давнему знакомому известному писателю Евгению Петрову: «Евгений Петрович, в полдень на Москву летит «Дуглас». В нём будет местечко и для вас. Всё, что вы хотели увидеть в осаждённом городе – вы уже увидели. Советские люди должны знать, как мы здесь сражаемся». Петров ответил не сразу, он вообще к любому предложению всегда относился крайне осторожно. Он молча посмотрел в сторону моря, где всё было охвачено заревом пожара, прислушался к грохоту канонады, и, наконец, произнёс чуть слышно:
«Я подумаю. А сейчас надо уже расходиться, поздно уже».

От судьбы не уйдёшь?

Они встретились, когда солнце было уже высоко. Петров находился в прекрасном расположении духа, видно было, что часы сна пошли ему на пользу. Впрочем, заснул он не сразу – на столе беседки лежало несколько исписанных листков, придавленных камешками, чтобы не разлетелись от ветра.

– Вы знаете, три или четыре дня я вообще не мог сомкнуть глаз, – улыбнулся писатель адмиралу. – А тут хотя и не сразу, но заснул. Правда, спал как убитый, даже снов не видел… Я согласен: в Москву, так в Москву. На аэродром они поехали вместе. Иван Степанович устало глядел в маленькую чёрную точку, которая отдалялась в пространстве, и думал о том, что может быть, это хорошо, что Петров не увидит собственными глазами, как наши войска покинут Севастополь. Да, он знает, что положение критическое, но даже не представляет, как безнадёжна ситуация. Не сегодня-завтра всё будет кончено. И кто его знает, удастся ли вырваться из этой мясорубки. А так, самолётом, надежнее…

Исаков почувствовал огромное облегчение из-за того, что уговорил одного из авторов «Двенадцати стульев» покинуть город. Он уже корил себя за то, что ему не удалось сделать это тремя днями раньше, когда в Новороссийск возвращался эсминец «Ташкент», на котором Петров прибыл в Севастополь. Тогда Евгений Петрович наотрез отказался убыть обратно… Но кто мог предположить, что судьба уготовила Петрову самую, что ни на есть, шахматную вилку? И выбора у него не было: если бы он отправился на «Ташкенте», его бы ожидала неминуемая гибель: именно 2 июля фашистская авиация совершила массированный налёт на новороссийскую военно-морскую базу и несколько бомб обрушились на «Ташкент», потопив его у самого пирса, как только он вернулся из Севастополя.

Через три с лишним часа, около четырёх часов пополудни, 2 июля, адмирала Исакова подозвали к специальному телефону. Здесь лучше предоставить слово самому адмиралу: «– Вы адмирал Исаков? – Да, я! – Вы отправили утром «Дуглас» с писателем Евгением Петровым? – Да, я! – К сожалению, мы должны известить вас, что Петров разбился... – Кто со мной говорит? – крикнул я, ещё на что-то надеясь. – Уполномоченный НКВД из Чертково».

Смерть гонялась за ним по пятам?

Была ли эта смерть случайной? Трудно сказать, на войне всё случается, как на передовой, так и в относительном тылу. Но старший брат Петрова – писатель Валентин Катаев, узнав о гибели младшего, первым дело воскликнул: «Эта катастрофа была подстроена!». Его кинулись успокаивать. И в самом деле, кто был заинтересован в смерти именно Петрова? Вроде бы, никто, писателя очень любили. Просто роковая случайность. Но Катаев упрямо твердил: «Смерть гонялась за ним по пятам, и по-другому случиться не могло!». Возможно, это были эмоции. Но спустя много лет, Валентин Петрович написал следующее: «…Ему страшно не везло.
Смерть ходила за ним по пятам. Он наглотался в гимназической лаборатории сероводорода, и его насилу откачали на свежем воздухе, на газоне в гимназическом садике, под голубой ёлкой. В Милане возле знаменитого собора его сбил велосипедист, и он чуть не попал под машину. Во время финской войны снаряд попал в угол дома, где он ночевал. Под Москвой он попал под миномётный огонь немцев. Тогда же, на Волоколамском шоссе, ему прищемило пальцы дверью фронтовой «эмки», выкрашенной белой защитной краской зимнего камуфляжа: на них налетела немецкая авиация, и надо было бежать из машины в кювет.

Наконец, самолёт, на котором он летел из осаждённого Севастополя, уходя от «мессершмитов», врезался в курган где-то посреди бескрайней донской степи, и он навсегда остался лежать в этой сухой, чуждой ему земле…»

И тут же многие люди, знавшие Евгения Петрова, тут же начали нагромождать вокруг писателя рассказы один страшнее другого. Как, например, Илья Эренбург, который, как говорится, слышал звон, да не знает где он. Вот что можно прочитать у него в воспоминаниях о Петрове: «…Несколько дней спустя он пробрался в Севастополь. Там он попал под отчаянную бомбёжку. Он возвращался на эсминце «Ташкент», и немецкая бомба попала в судно, было много жертв. Петров добрался до Новороссийска. Там он ехал в машине; произошла авария, и снова Евгений Петрович остался невредимым. Он начал писать очерк о Севастополе, торопился в Москву.
Самолёт летел низко, как летали тогда в прифронтовой полосе, и ударился о верхушку холма. Смерть долго гонялась за Петровым, наконец, его настигла…»

Слухами земля полнится...

Сравним два рассказа, и мы поймём, что только одна деталь является общей – смерть в авиакатастрофе. Но автомобильная авария по мнению Катаева произошла в Милане, а по Эренбургу – в Новороссийске. По Катаеву и Исакову, который провожал Петрова на аэродроме, писатель летел из Севастополя, тогда как по Эренбургу выходит, что из Новороссийска. Загипнотизированные словами двух мэтров и остальные знакомые Петрова начали выискивать в его судьбе мистические совпадения.
«Я твёрдо знал, что очень скоро должен погибнуть, что не могу не погибнуть», – приводят они выдержки из дневника Петрова за несколько лет до 1942 года. Или ещё один: «До сих пор я жил так: я считал, что жить мне осталось дня три, четыре, ну максимум неделя. Привык к этой мысли и никогда не строил никаких планов.
Я не сомневался, что <…> должен погибнуть для счастья будущих поколений. <…> Я твёрдо знал, что очень скоро должен погибнуть, что не могу не погибнуть» – это в набросках Петрова к книге об Ильфе. Остаётся добавить, что в то время Евгений Петрович служил в уголовном розыске и по его собственным словам «...переступал через трупы умерших от голода людей и производил дознания по поводу 17 убийств. Я вёл следствия, так как следователей судебных не было. Дела сразу шли в трибунал». Но разве служба в уголовном розыске не представляет определённый риск? И разве не могла оборваться от выстрела из бандитского обреза?
Но, как видим, его пуля так и не была отлита…

За себя и за того парня...

Одно ясно: Петров не искал смерти, как может кому-то показаться, и не боялся её. Он просто жил такой же фронтовой жизнью, как другие военные корреспонденты той поры, тот же Константин Симонов или Семён Гузенко, ставший Героем Советского Союза. Так что сказать, что смерть персонально «гонялась» за Евгением Петровичем, – значит, погрешить против истины… Кому-то везло, а кому-то не очень. Разве можно сказать, что отделался «лёгким испугом» тот же Иван Степанович Исаков? Спустя три месяца, 4 октября 1942 года он был тяжело ранен под Туапсе, ему ампутировали ногу. Три месяца продолжалась борьба за его жизнь… А потом он начал жить за двоих: за себя и Петрова. В морских журналах и отдельными изданиями печатались его труды-исследования опыта второй мировой войны, которых вышло более 60! Да, Петрова невозможно было вернуть, но его в чем-то заменил Исаков… Да и по большому счёту – у писателей смерти нет. Они живут в своих произведениях…