Что такое перформанс в русском языке. Что такое. Основные элементы перформанса

При посещении культурных мероприятий – спектаклей, выставок, театрализованных шоу – очень часто можно услышать иностранное слово «перформанс». Не каждый из нас понимает его значение. Но чтобы чувствовать себя своим среди своих в обществе образованных и культурных людей, разберем, что это понятие означает простыми словами, и каковы его основные отличия от классического искусства?

Содержание:



Определение

За последние несколько десятков лет искусство подверглось значительным изменениям, которые были не только положительными. Одним из новых веяний, которое имеет весьма противоречивую окраску в искусствоведении, является перформанс (от английского «performance» – представление, действие, спектакль) – это одна из форм современного искусства, где произведением выступают действия самого автора, за которыми зрители наблюдают в режиме реального времени.

Основные черты:

  • Происходящее, которое захватывает дух;
  • Эфемерность;
  • Активность;
  • Основное внимание приковано к одному или двум героям;
  • Очень часто – основное содержание составляют немые сцены, поскольку главное в этом виде искусства – зрительное восприятие;
  • Сам творец, создатель – произведение искусства;
  • Своеобразный синтез, переплетение самых разных спецэффектов – шума, громкого музыкального сопровождения, звуковых эффектов, театральных перевоплощений, ярких необычных актерских костюмов и т.д.

Говоря простыми словами, перформанс – это неординарное, странное, интригующее, иногда шокирующее зрителей представление, всевозможные публичные движения.

Примеры: нашумевший панк молебен «Pussy Riot»; Петр Павленский, прибивший свое мужское достоинство гвоздем к мостовой Красной площади; знаменитый заокеанский живописец Джексон Поллак, постеливший под ноги ватман и рисовавший ними по бумаге разноцветными красками; российский живописец Олег Кулик, примеривший на себя образ человека-пса, который громко рычит и бросается на толпу людей. Подобные действия авторов представлений всегда вызывают сильные эмоции и чувства, живой интерес, бурное обсуждение у зрителей.

Термин «перформанс» впервые был введен в обращение в 60-х годах прошлого века, но его истоки берут начало с рубежа XIX и ХХ веков. Еще в годы перед Первой мировой войной иконоборцы-футуристы и конструктивисты использовали в своих работах идею данного вида искусства. Эти представители нового веяния вдохновлялись бурным темпом развития технологий и в своей работе прибегали к нетрадиционным методам привлечения целевой аудитории к своим картинам с помощью их размещения в альтернативных средствах массовой информации.




Энди Уорхол и Йоко Оно – это второе поколение представителей идей перформанса. Они целенаправленно неожиданно отменяли запланированные встречи с почитателями их творчества. Наперекор всем установленным в искусстве правилам и нормам, эти продолжатели перформанса вовлекали зрителей в содержание художественного действия, аудитория становилась непосредственным участником шоу. Эта тенденция в перформансе является основной и в наши дни.

Перформанс – это, прежде всего, развлечение, приятное времяпрепровождение, но бывает и так, что автор обращается к этому виду с целью распространения и афиширования какой-либо важной информации или проблемной задачи.

Перформанс в искусстве

Если объектом действия в других видах искусства выступает картина, скульптура, то в перформансе – это сам человек. Буквально недавно к перформансу стали относить хореографию и театр, но истинная его сущность проявляется во взаимодействии зрителя и талантливого творца. Для того, чтобы передать созерцателям и ценителям искусства свои переживания, эмоции и мысли, автор задействует все свое тело. С помощью жестов, движений, мимики он доносит основную идею своего произведения до зрителя.




Достаточно часто перформанс стали представлять не только на профессиональной сцене, а и просто на улицах города, что иногда бывает полной неожиданностью для проходящих мимо людей, абсолютно не подготовленных к этому, и не сразу осознается и принимается ими. Для перформанса важны мнение и отзывы не только постоянной аудитории, но и случайных зрителей.

Основные элементы перформанса

Перформанс включает в себя четыре основных элемента:

  1. Непосредственно актер (исполнитель);
  2. Синхронная взаимосвязь случайного прохожего и талантливого творца и их совместное действие;
  3. Время;
  4. Место.

Составляя единое целое, эти элементы создают некоторое живое действие, показанное зрителю в конкретное время и в конкретном месте. Перформанс предусматривает придуманный заранее замысел, в котором в мельчайших подробностях прорисованы все нюансы и детали. Автор берет на себя образ конкретного героя и исполняет его роль, руководствуясь четко построенной моделью поведения, позволяющей донести до зрителя идею, используя разнообразные реквизиты, атрибуты, позы и жесты. Нередки случаи, когда герой перформанса представляет себя с определенной долей иронии и сатиры, рассчитывая таким способом значительно впечатлить случайного зрителя, задеть его за живое.

Виды

Зависят от задач, которые ставит перед собой автор, и значения самого представления для зрителя:

  • Современное исполнение – в основе представления лежит желание автора отразить истинную реальность всего происходящего в настоящий момент времени;
  • Провокационный или соц-арт перформанс – цель исполнителя состоит в том, чтобы продемонстрировать публике свой неудержимый характер и вызвать у зрителя смятение от увиденного, буквально потрясти и повергнуть его в шок.

Отличие инсталляции от перформанса

Современными видами искусства являются хепенинг, инвайронмент, лэнд-арт, инсталляция. Многие путают последнее с перформансом.



Инсталляция (от английского «to install» – устанавливать) – это своеобразный изменчивый, с точки зрения жанра и пластики, вид современного искусства, род занятий, в котором преобладают творец, предопределяющий жест и растянутый эпизод проецирования. Единственным сходством инсталляции с перформансом является факт частоты негативных отзывов общественности об этих видах искусства современности. Инсталляция не изображается, не сочиняется, не играется, она создается техническим способом – собирается, складывается их отдельных, разорванных эпизодов, отрывков, фрагментов.

Искусство инсталляции выражается в представлении пространственной композиции, созданной автором из таких составных частей:

  • Визуальные данные;
  • Текст;
  • Натуральные объекты;
  • Промышленное сырье;
  • Технические изделия;
  • Бытовые объекты.

Марсель Дюшан, французский сюрреалист и дадаист, – родоначальник инсталляции.

Предшественники этого вида искусства, уходящие своими корнями к античным временам, – различные алтарные сооружения в древних культурных местах. Больше всего произведений искусства, относящихся к инсталляции, было во времена знаменитых стилей рококо и барокко. Систематизацию и жанровую осмысленность инсталляция получила относительно недавно, в то время, когда границы образов и жанров внутри искусств были совсем разрушены.



Отличие от классического искусства

Отличительные черты перформанса и классического искусства представлены в таблице.

Отличительные признаки

Перформанс

Классика

Предмет творения

Центром является безличный объект (картина, скульптура)

Необходимость в длительной подготовке

Обдумывается до мелочей, но одновременно предполагает импровизацию, самопроизвольные действия, что создает эффект полной неожиданности для зрителя

Требуется длительная репетиция

Главная роль

Отсутствует

Присутствует

Проживание роли

В последние годы в искусстве появляются все новые и новые направления и веяния. Не все они получают положительную реакцию общества. Это обусловлено глубиной смысла, который они несут в себе. Это относится и к перформансу – виду современного искусства, в котором сам автор является его творением.

11Авг

Перформанс – это форма современного искусства, которая характеризуется активностью и эфемерностью, а не статичностью и постоянством. Данное искусство призвано непосредственно привлекать аудиторию как за счет общей картины происходящего, так и за счет действий творца.

Что такое ПЕРФОРМАНС — значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Перформанс – это нестандартное выступление (действие ), которое сочетает в себе довольно странные, интригующие или шокирующие публику события. В качестве примера самых нашумевших перформансов, можно привести панк молебен «Pussy Riot» или Петра Павленского, который прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке на Красной площади. Таким образом можно сказать что перформанс за счет своей шокирующей составляющей призван вызывать и создавать .

Суть перформанса.

Данный вид искусства призван вызывать очень сильные чувства со стороны аудитории. К перформансу часто прибегают в тех случаях, когда автору необходимо распространить и обнародовать какую-то важную идею или проблему. Хотя, встречаются ситуации, когда перформанс выступает в качестве развлечения. К примеру человек, может каким-то необычным образом играть на музыкальном инструменте посреди улицы. Это тоже можно считать перформансом.

Перформанс и история.

Сам термин был придуман в 1960-х годах, но корни движения относятся к рубежу прошлого века. Идея искусства, восходит к иконоборцам-футуристам и конструктивистам, которые работали в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. Вдохновленные стремительным темпом технологических изменений, эти художники часто работали в альтернативных СМИ. Они использовали нетрадиционные методы, чтобы вызвать реакцию со стороны аудитории.

Перфоманс, стоит обратиться к авторитетным источникам. Согласно словарю живописных терминов, перфоманс (от англ. performance – «выступление», «исполнение», «игра», «представление») – короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой художественной галереи, музея или на открытом воздухе.

Эта форма современного искусства в конце 1960-х годов, вобрав в себя элементы театра, поэзии. Но при всей своей эклектичности перфоманс имеет ряд особенностей, которые делают его вполне самостоятельным явлением сегодняшней культурной жизни.

Отличительные черты перфоманса как формы искусства

Перфоманс является спланированным действом. Он предполагает наличие определенного сценария, в котором может быть продумано все, включая малейшие движения. Действие становится похоже на игру, правила которой определяет сам художник.

Особое значение в действии отводится художнику. Автор перформанса примеряет на себя роль некого персонажа и выбирает определенную поведенческую модель, которая помогает выразить замысел представления.

При этом предполагается невовлеченность зрителя в процесс. Сторонний человек не становится частью художественного действия, а остается наблюдателем.

Перфоманс протестует против традиционных художественных принципов, не требует от зрителя восприятия с позиций привычного искусства. Действие зачастую имеет ироничное, пародийное начало, нацелено на эпатаж. Тем самым выражается радикальная эстетическая позиция художника.

Известные перфомансисты и их работы

Одним из самых знаменитых перформансистов современности является югославская художница Марина Абрамович. Свой творческий путь она начала в конце 1960-х. К этому периоду относятся первые эксперименты со звуком и пространством. Однако настоящую славу ей принесли совместные работы с голландским перформансистом и фотографом Уве Лейсипеном, более известным под псевдонимом Улай.

Яркий пример совместного творчества Абрамович и Улая – перфоманс «Отношения во времени». Художники, расположившись друг к другу спиной, сплели свои волосы и находились в таком положении 16 часов. Все это время в зале галереи не было никого, кроме ее сотрудников. В начале 17-го часа, когда Марина и Улай уже были изрядно утомлены, в зал пригласили зрителей. Художникам удалось продержаться еще час, после чего представление было завершено.

Связанная статья

Популярным жанром современного творчества стал перфоманс. Перфоманс – это вид искусства, при котором художественное произведение состоит только из действий актеров в определенное время и в определенном месте.

Перфоманс впервые появился в 1952 году. Основоположником данного направления искусства считается Джон Мильтон Кейдж, который исполнил на сцене «4 минуты и 33 секунды тишины».

Действие вне времени и пространства

Данная форма выступления появилась в результате уличных выступлений футуристов, театра Баухауза и клоунады дадаистов. Суть заключается в преодолении пространства картины.



В результате творчества многих художников, таких как Крис Бурден, Йозеф Бойс и многих других в 60-е гг. прошлого столетия перфоманс стал новым направлением в мире искусства и творчества. Однако на Западе он просуществовал недолго, и к концу 80-х годов развитие концептуального действия полностью прекратило свое существование.

  • Для западного человека перфоманс стал жанром сумасбродства и искусственной игры, где художник волен начать и закончить действие в любой благоприятный для него момент.

В настоящее время приверженцами данного стиля являются американский историк Стивен Коэн, сербский Марина Абрамович и некоторые российские , такие как Олег Кулик, Елена Ковылина и многие другие.

ПЕРФОРМАНС

ПЕРФОРМАНС

(performance - англ.: исполнение)

публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина - жест. Эпатаж, провокационность - органич. свойства П. Его эстетич. спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творч. акта как такового (по аналогии с “искусством для искусства” за П. закрепилась характеристика “акт ради искусства”) ; худож. сверхзадачей - утверждение идентичности творца.

П. как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник в 70-е гг. К его художественно-эстетич. предшественникам принадлежат рус. и итал. футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринет-ти в манифесте “Мюзик-холл”, 1913 , концепция “театра неожиданности”, профанирующего классич. искусство своей эфемерной мюзик-холльностью) , дадаизм, хэппенинг, боди-арт, концептуальное искусство, фонетич. поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творч. опыт движения “Флюксус” и япон. группы Гутай.

Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.) , то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому - “концептуальное шаманство” И. Бейса, “живая скульптура” Гилберта и Джорджа.

П. - искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма - своеобр. “театр памяти”, то П. входит в ее состав как символ забвения.

Лит.: Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978; Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Labelle-Rojoux A. L"Acte pour 1"art. P., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1"art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Н.Б. Маньковская

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

Перформанс

(англ. performance - исполнение) Публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина - жест. Эпатаж, провокационность - органические свойства П. Его эстетической спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творческого акта как такового (по аналогии с «искусством для искусства» за П. закрепилась характеристика «акт ради искусства»); художественной сверхзадачей - утверждение идентичности творца. П. как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник в 70-е гг. XX в. К его художественно-эстетическим предшественникам принадлежат русский и итальянский футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте «Мюзик-холл» 1913 г. концепция «театра неожиданности», профанирующего классическое искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), дадаизм, хзппенинг, боди-арт, концептуальное искусство, фонетическая поэзия К.Швиттерса, театр жестокости А.Арто, а также Творческий опыт движения «Флюксус» и японской группы Гутай. Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, рискованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому - «концептуальное шаманство» Й.Бойса, «живая скульптура» Гилберта и Джорджа. П. - искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма - своеобразный «театр памяти», то П. входит в ее состав как символ забвения.

Лит.: Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978;

Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984;

Labelle-Rojoux A. L"Acte pour l"art. P., 1988;

Groupes, mouvements, tendances de l"art contemporain depuis 1945. 2 ed. P., 1990.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .

Перформанс

performance - англ. : исполнение, представление.

публичное создание Артефакт а по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина - жест. Эпатаж, провокационность - органич. свойства П. Его эстетич. спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творч. акта как такового (по аналогии с “искусством для искусства” за П. закрепилась характеристика “акт ради искусства”); худож. сверхзадачей - утверждение идентичности творца.

П. как один из ключевых феноменов искусства Постмодернизм а возник в 70-е гг. К его художественно-эстетич. предшественникам принадлежат рус. и итал. Футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте “Мюзик-холл”, 1913, концепция “театра неожиданности”, профанирующего классич. искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), Дадаизм , Хэппенинг , Боди-арт , концептуальное искусство (см. Концептуализм), фонетич. поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творч. опыт движения “Флюксус” и япон. группы Гутай.

Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому - “концептуальное шаманство” И. Бейса, “живая скульптура” Гилберта и Джорджа.

П. - искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма - своеобр. “театр памяти”, то П. входит в ее состав как символ забвения.

Лит. : Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978; Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Labelle-Rojoux A. L"Acte pour 1"art. P., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1"art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Н.Б. Маньковская.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРФОРМАНС" в других словарях:

    - (английское performance спектакль, представление), направление в неоавангардистском искусстве 1970 80 х гг.: система действий исполнителя или исполнителей, рассчитанная на публичную демонстрацию (например, создание художественного произведения… … Современная энциклопедия

    перформанс - а, м. ст. фр. performance f.,> англ. Бурный успех. Сл. конца 19 в. Эрудит 1995. Перформанс, или перформэнс арт, .. объединяет как равноправные разные визуальные искусства: театр, танец. музыку, видео. поэзию и кино. Действие разыгрывается не в … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (перфоманс) (англ. performance букв. представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изо искусства и театра. Ему предшествовали живые картины, но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности… … Большой Энциклопедический словарь

    - (перфоманс) (англ. performance, букв. представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра. Ему предшествовали «живые картины» (см. ЖИВЫЕ КАРТИНЫ), но окончательно он сложился в акциях представителей… … Энциклопедический словарь

    - [англ. performance исполнение, действие] 1) театр. представление, спектакль; трюки; 2) лингв. употребление языка, языковое (речевое) действие. Противоп. КОМПЕТЕНЦИЯ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 акционизм (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Перформанс (англ. performance исполнение, представление, выступление) форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу… … Википедия

    - (англ. performance – исполнение), вид художественного творчества, объединяющий возможности изобразительного искусства и театра. Прообразом перформансов были представления «живых картин». Художник и (или) подготовленные им участники представляют… … Художественная энциклопедия

    перформанс - перф орманс, а … Русский орфографический словарь

    перформанс - вид визуального искусства, в котором произведением являются любые действия художника, наблюдаемые в реальном времени … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Книги

  • Течения в искусстве. От импрессионизма до наших дней , Джорджина Бертолина , Данный том энциклопедии является логическим продолжением книги "Стили в искусстве" и охватывает все многообразие процессов, которые происходили в мире художественного творчества, начиная с… Категория:

Перформанс – это не квест! Однако не спешите разворачиваться и уходить: это действие сочетает в себе все плюсы квестов в реальности и театрализованного представления, а ваша команда здесь – главные действующие лица.

Каждый перформанс посвящен определенной тематике, чаще всего организаторы создают хоррор-квесты и пытаются напугать игроков, чтобы встряхнуть их и вывести из размеренного темпа жизни. В перформансе игра профессиональных актеров плотно переплетается с сюжетом и действиями игроков, а потому финал почти всегда непредсказуем, в отличие от квеста, где через 60 минут вы все-таки найдете заветный ключ.

Вариативность концовки игры – это не единственное, что привлекает посетителей. Главной особенностью перформанса является наличие в игре актеров, которые направляют игровой процесс, при этом часто вступают во взаимодействие с игроками путем диалога или даже телесного контакта.

Многие организаторы перформансов предлагают перед игрой выбрать уровень контакта, и новичкам, не искушенным посещениями квестов и перформансов, стоит начать с уровня «лайт», чтобы не разочароваться в жанре после первого же посещения. Советуем внимательно относиться к безопасности игры в перформансах и следовать нескольким простым правилам из видео ниже.

В перформансах обычно присутствует минимум логических задач и головоломок, поскольку главный акцент сформирован на возбуждении у игроков определенных эмоций и переживаний. Особое внимание на перформансах уделяется атмосфере игрового помещения: использование световых и звуковых спецэффектов дополняет проработанную легенду. Еще одной особенностью перформанса является то, что ощущение реальности происходящего не покидает участников до последнего момента. Учтите, поверить в то, что это не игра, проще простого.

Первым перформансом в России стало детище «Клаустрофобии» – , открывшийся в конце 2014 года. Команда участников перформанса оказывалась запертой в доме маньяка-людоеда, занимающегося собирательством «редких экземпляров». Перед игрой предлагалось надеть специальные костюмы, после чего каждый игрок снабжался мешком на голову – только после этого команду сопровождали в игровую комнату. «Коллекционер» успешно проработал до конца декабря 2016 года, успев вдохновить многих организаторов на создание страшных перформансов на постсоветском пространстве.