Где родился альберт дюрер. Краткая биография альбрехта дюрера

Дюрер, Альбрехт (Drer, Albrecht) (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства.

Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Здесь ему двадцать два года. Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека). Здесь самолюбование мастера, заметное в его более ранних автопортретах, сменяется трезвой прямотой. Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492-1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди; однако из многочисленных гравюр, приписываемых этому периоду творчества Дюрера, его произведением может считаться только фронтиспис к изданию посланий св. Иеронима 1492.

В 1494, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 серии гравюр на дереве Апокалипсис. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Эмоциональная напряженность достигается при помощи противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями; так создается удивительный скульптурный эффект. В это время слава Дюрера, которому с 1496 покровительствовал курфюрст Саксонский Фридрих, распространилась по всей Европе.

В 1503-1504 Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений, из которых наиболее знаменит Большой кусок дерна (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью.

Исполненная в 1504 гравюра Адам и Ева отличается монументальностью и классицизирующими тенденциями. Обе фигуры - плод исследований пропорций человеческого тела, занимавших Дюрера в течение всей жизни. Теперь художник обратился к гравюре на металле, дававшей возможность оперировать более тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии.

Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 более важное место занимают картины. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи), и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Гибкие тела удлиненных пропорций со слабовыраженными признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). В его композиции отразилось влияние итальянских двухъярусных изображений Вознесения Богоматери. Благодаря использованию этой схемы мастеру удалось достичь поразительной монументальности образа. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). Это - наиболее амбициозное из всех произведений художника. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной, и распятый Христос); вокруг - поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева - мученики во главе с Богоматерью; справа - пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя; внизу слева - деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа - миряне во главе с императором и королем. В самом низу изображен пейзаж с озером, на берегу которого показана одинокая фигура самого Дюрера у доски с надписью. Живопись жесткая и сухая, сверкающие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и облаков.

Если в 1507-1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511-1514 годы были посвящены преимущественно гравюре. Он выпустил второе издание Апокалипсиса, цикл из двадцати гравюр на дереве Жизнь Марии, двенадцать гравюр серии Большие Страсти и тридцать семь гравюр на тот же сюжет - Малые Страсти. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению. В 1513-1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол; Св. Иероним в келье и Меланхолия I. На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Рыцарь - аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Лист Св. Иероним в келье, напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. На гравюре Меланхолия I изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.

В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (3ґ3,5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Композиция была призвана прославить историю императорской династии и подвиги императора и его предков. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Анной (1519-1520, Метрополитен). Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Св. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу.

В 1519 Максимилиан умер, и трон перешел к Карлу V. В 1520 Дюрер отправился ко двору нового императора. Поездка превратилась в продолжительное путешествие по Нидерландам, подробно описанное Дюрером в путевом дневнике. Художника везде встречали с почестями, по пути он видел самые разные произведения искусства, от Гентского алтаря ван Эйка до образцов искусства американских индейцев, привезенных из Мексики спутниками Кортеса. Вернувшись в Германию, он приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе - проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию.

Альбрехт Дюрер – немецкий живописец и знаменитый европейский мастер ксилографии, один из величайших западноевропейских мастеров эпохи Ренессанса, появился на свет 21 мая 1471 года от рождества Христова в городе Нюрнберге. В пору, когда отцветали яблоневые сады, а в воздухе разливался запах молодой зелени, в семье Дюреров родился очередной ребенок и родители молили бога, чтобы он оставил его в живых. Очевидно, в это время Великий и Всемогущий был в хорошем расположении духа и оставил на родившемся младенце печать благословения, ведь из 19 детей, которые произвела на свет его мать Барбара Дюрер, в конце концов, выжил только он один.

Очень рано его тщеславный, но очень целеустремленный отец, да и сам маленький Альбрехт, поняли, что ювелирных дел мастером он не станет и не продлит дело отца. Старшему Дюреру это было очень не по душе, ведь он почти половину жизни потратил, чтобы стать полноценном гражданином Нюрнберга, но он сумел рассмотреть в своем сыне склонность к пониманию прекрасного, поэтому отдал его в обучение к ведущему Нюрнбергскому художнику Михаэлю Вольгемуту.

Под руководством опытного мастера молодой Дюрер сумел освоить живопись, но и ремесло гравировки по дереву и меди. Завершив образование, он в 1490 отправился в путешествие по городам Германии, а потом и дальше, в Швейцарию и Нидерланды. Эта поездка заняла четыре года, которые были очень плодотворными, ведь молодой художник продолжал совершенствоваться в живописи и искусстве обработки гравюр Вернувшись в родной Нюрнберг, молодой Альбрехт почти сразу женился и зажил своим домом. Однако даже молодая жена не смогла остановить его от путешествия в Италию, которое он предпринял вскоре после женитьбы.

Знакомство с искусством знаменитых итальянцев Мантеньи, Лоренцо ди Креди, Полайоло и других мастеров, произвело на Дюрера неизгладимое впечатление и подстегнуло в нем желание творить самому. Он возвращается в родной город, полный замыслов и планов, и последующее десятилетие его творческой жизни было самым насыщенным и плодотворным. В период с 1495 по 1505 годы создана значительная часть гравюр, получивших в последствии мировое признание. В 1505 году Дюрер еще раз посещает Италию, может быть в надежде, что этот благословенный край художников и музыкантов, еще раз напитает его вдохновением.

В 1520 году он совершает путешествие в Нидерланды, где заразился неизвестной болезнью, которая будет мучить его до конца жизни.

Дюрер – живописец и график

За свою не очень короткую творческую жизнь Дюрер оставил довольно богатое наследие. Очень интересны его автопортреты, которых он написал несколько в разные периоды своей жизни. Эти произведения не просто отражают смену физического возраста и рост мастерства Дюрера как художника, а фиксируют изменение мировоззрения его как личности.

Первый Автопортрет Альбрехт написал в возрасте 13 лет. Это очень незатейливый рисунок серебряным карандашом чувствительного молодого человека. На следующем "Автопортрете с гвоздикой” ему уже 22 года. Это молодой человек в щегольской одежде с ухоженными волосами и открыто смотрящим, смелым взглядом, присущим молодости. Через пять появляется еще один "Автопортрет”. На этом полотне Дюрер – преуспевающий человек, которому удалось ухватить "фортуну”. Здесь он более напоминает богатого бюргера, чем ремесленника или человека искусства.

В 1500 году Дюрер пишет знаменитый "Автопортрет в образе Христа”. Здесь вместо обычного самолюбования – трезвость и прямота богатой интеллектом личности, а образом Христа художник пытается выразить мысль, что в своем ремесле он творец сродни Богу.

Во время пребывания в Венеции Дюрер создает одну из самых прекрасных своих картин, "Праздник веревочек". Ее сюжет взят из мистической духовной практики, которую проповедовали монахи из Доминиканского Ордена. Они считали, что чтение молитвы с помощью вереницы, помогает верующим католикам проникнуться не только мысленно, но и духовно. Только вместо бусинок, которые используют в других религиях, монахи-доминиканцы представляют венки из алых и белых роз. Именно этот момент и изображает художник. Картина вызывает ощущение радости, праздника. Это одно из лучших изображений девы Марии с младенцем Иисусом.

Правитель Венеции предлагал Дюреру остаться на службе, обещая достойное вознаграждение за его искусство, но художник вернулся на родину, где встретил старость и смерть 6 апреля 1528 года.

  • Мало кто знает, что последние годы Дюрер увлекался совершенствованием оборонительных укреплений городов и замков, и это ему принадлежит авторство нового типа укрепления, которое он назвал бастея, или бастион.

Немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства. Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера.


Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Здесь ему двадцать два года. Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. На мадридском Автопортрете (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом. В 1500 эти тенденции достигают кульминации в Автопортрете в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека). Здесь самолюбование мастера, заметное в его более ранних автопортретах, сменяется трезвой прямотой. Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера – выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он в 1490 поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492–1494 он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди; однако из многочисленных гравюр, приписываемых этому периоду творчества Дюрера, его произведением может считаться только фронтиспис к изданию посланий св. Иеронима 1492.

В 1494, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 серии гравюр на дереве Апокалипсис. В гравюре Четыре всадника Апокалипсиса кони летят над телами упавших людей. Эмоциональная напряженность достигается при помощи противопоставления темной густой параллельной штриховки, больших пятен чистой белой бумаги и мест, где формы едва обозначены тонкими линиями; так создается удивительный скульптурный эффект. В это время слава Дюрера, которому с 1496 покровительствовал курфюрст Саксонский Фридрих, распространилась по всей Европе.

В 1503–1504 Дюрер создает замечательные акварельные этюды животных и растений, из которых наиболее знаменит Большой кусок дерна (1503, Вена, Художественно-исторический музей). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью.

Исполненная в 1504 гравюра Адам и Ева отличается монументальностью и классицизирующими тенденциями. Обе фигуры – плод исследований пропорций человеческого тела, занимавших Дюрера в течение всей жизни. Теперь художник обратился к гравюре на металле, дававшей возможность оперировать более тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии.

Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507–1511 более важное место занимают картины. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи), и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Для этого периода характерны такие картины, как Адам и Ева (1507, Прадо). Гибкие тела удлиненных пропорций со слабовыраженными признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504. В 1508 для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ Успение Богоматери (не сохранился и известен лишь по копиям). В его композиции отразилось влияние итальянских двухъярусных изображений Вознесения Богоматери. Благодаря использованию этой схемы мастеру удалось достичь поразительной монументальности образа. В 1511 по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал Поклонение Троице (Вена, Художественно-исторический музей). Это – наиболее амбициозное из всех произведений художника. Троица изображена на центральной оси (Святой Дух в виде голубя, Бог Отец, увенчанный короной, и распятый Христос); вокруг – поклоняющиеся Божественному Престолу святые, образующие четыре группы: вверху слева – мученики во главе с Богоматерью; справа – пророки, пророчицы и сивиллы под предводительством Иоанна Крестителя; внизу слева – деятели церкви, ведомые двумя папами, а справа – миряне во главе с императором и королем. В самом низу изображен пейзаж с озером, на берегу которого показана одинокая фигура самого Дюрера у доски с надписью. Живопись жесткая и сухая, сверкающие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и облаков.

Если в 1507–1511 Дюрер в основном занимался живописью, то 1511–1514 годы были посвящены преимущественно гравюре. Он выпустил второе издание Апокалипсиса, цикл из двадцати гравюр на дереве Жизнь Марии, двенадцать гравюр серии Большие Страсти и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – Малые Страсти. В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах Взятие Христа под стражу (серия Большие страсти) и Четыре всадника Апокалипсиса. В 1512 Дюрер выпустил третью серию гравюр Страсти изысканных и утонченных по исполнению. В 1513–1514 он создал три самых знаменитых своих листа: Рыцарь, смерть и дьявол; Св. Иероним в келье и Меланхолия I. На первом из них рыцарь-христианин едет по гористой местности, сопровождаемый Смертью с песочными часами и дьяволом. Образ рыцаря возник, возможно, под влиянием трактата Эразма Роттердамского Руководство христианского воина (1504). Рыцарь – аллегория активной жизни; он совершает свои подвиги в борьбе со смертью. Лист Св. Иероним в келье, напротив, является аллегорическим изображением созерцательного образа жизни. Старик сидит у пюпитра в глубине кельи; на переднем плане растянулся лев. Сквозь окна в это мирное уютное жилище льется свет, однако и сюда вторгаются символы, напоминающие о смерти: череп и песочные часы. На гравюре Меланхолия I изображена крылатая женская фигура, сидящая среди разбросанных в беспорядке приборов и инструментов.

В 1514 Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Вместе со своими помощниками он создал гравюру (3ґ3,5 м), которая изображает триумфальную арку и торжественную процессию. Композиция была призвана прославить историю императорской династии и подвиги императора и его предков. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный Портрет императора Максимилиана (Вена, Художественно-исторический музей) и образ Богоматерь с Младенцем и св. Анной (1519–1520, Метрополитен). Последний представляет собой композицию, состоящую из трех плотно сгруппированных фигур. Св. Анна в задумчивости опустила руку на плечо юной Богоматери, поклоняющейся Младенцу Христу.

В 1519 Максимилиан умер, и трон перешел к Карлу V. В 1520 Дюрер отправился ко двору нового императора. Поездка превратилась в продолжительное путешествие по Нидерландам, подробно описанное Дюрером в путевом дневнике. Художника везде встречали с почестями, по пути он видел самые разные произведения искусства, от Гентского алтаря ван Эйка до образцов искусства американских индейцев, привезенных из Мексики спутниками Кортеса. Вернувшись в Германию, он приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе – проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию.

Вопрос о религиозных представлениях Дюрера остается без ответа. В сюжетах его картин можно найти и католические, и протестантские оттенки. Он симпатизировал Лютеру, с которым, однако, не был знаком. В 1526 Дюрер создал Портрет Эразма Роттердамского (гравюра на меди), чьи умеренные религиозные воззрения, по-видимому, совпадали с его собственными. Диптих Четыре апостола (1526, Мюнхен, Старая Пинакотека) был подарен Дюрером городскому совету Нюрнберга. Возможно, четыре фигуры апостолов в рост были написаны под влиянием образов алтаря Джованни Беллини из венецианской церкви Фрари (1488). На левой створке столь любимый Лютером Иоанн Богослов помещен перед Петром – камнем утверждения католицизма; на правой створке Павел, апостол Реформации, стоит впереди Марка. Возможно, это произведение было создано специально для недавно ставшего протестантским города; однако надпись внизу можно расценивать и как предостережение против любого проявления религиозного фанатизма.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - немецкий гравёр и живописец, один из крупнейших мастеров ксилографии.

Детство, семья

Один из величайших художников Ренессанса появился на свет 21 мая 1471 г. в Нюрнберге. Его отец был ювелиром, переехавшим в Германию из Венгрии. Венгерскую фамилию Айтоши (венг. ajtо - «дверь») Альбрехт Дюрер-старший перевёл на немецкий как Türer, позднее она трансформировалась в Dürer. Свою мать Барбару Хольпер будущий художник характеризовал, как благочестивую женщину, которая старалась наказывать своих детей часто и усердно. В Семье Дюреров родилось 18 детей, но выжило только 8. Альбрехт был третьим ребёнком.

Учёба

В 1477 г. Альбрехт начал посещать латинскую школу. Кроме того, отец обучал сына ювелирному делу. Тем не менее, Альбрехт решил заниматься живописью. Будучи подростком, он написал свой автопортрет (1484 г.) и «Мадонну с двумя ангелами» (1485 г.). Когда Альбрехту исполнилось 15 лет, он начал обучение у нюрнбергского художника М. Вольгемута. В его мастерской Дюрер изучал живопись, а также гравирование по меди и дереву. По мнению искусствоведов в этот период он работал над некоторыми гравюрами для «Книги хроник» Х. Шеделя. В частности, над гравюрой, известной под названием «Танец смерти».

По традиции учёба должна была завершаться путешествием, в которое Дюрер отправился в 1490 году. Ученическая поездка Альбрехта Дюрера длилась около 4-х лет. За это время он побывал в Швейцарии, Германии и Нидерландах. В 1492 г. Дюрер задержался в Эльзасе, где некоторое время работал в мастерской Шонгауэра. Затем он переехал в Базель. Здесь он участвовал в создании гравюр к «Кораблю дураков» С. Бранта. Некоторое время Дюрер провёл в Страсбурге, где создал свой «Автопортрет с чертополохом» (1493). Последнее творение было подарком для невесты Дюрера.

Гравёр

1495 г. – Дюрер открывает в Нюрнберге собственную мастерскую, где создает большую часть своих гравюр. Он испробовал много новых приёмов в технике гравюры и открыл продажу первых оттисков

1498 г. – вышла книга «Апокалипсис», для которой Дюрер сделал 15 ксилографий. Последние принесли ему широкую известность.

1500 г. – появилась книга «Страсти св. Бригитты». Для неё Дюрер выполнил 30 гравюр. В этот период он также присоединяется к нюрнбергским гуманистам, которых возглавлял Конрад Цельтис.

1501 г. – Дюрер гравирует изданный Цельтисом «Сборник комедий и стихов» Росвиты.

1504 г. – создает гравюру «Адам и Ева», которая считается одним из шедевров резцовой гравюры на металле.

1507-1512 гг. – выполняет серии религиозных гравюр «Малые страсти», «Большие страсти» и «Жизнь Марии».

1512 г. – главным покровителем гравера стал император Максимилиан I. Дюрер участвует в работе над «Триумфальной аркой», монументальной ксилографией, которая выполнялась на заказ императора.

1513 г. – принимает участие в иллюстрировании «Молитвенника императора Максимилиана». В 1515 г. император назначил Альбрехту Дюреру пожизненную пенсию.

1513-1514 гг. – создает 3 графических листа, которые в истории искусства известны, как «Мастерские гравюры»: «Святой Иероним в келье», «Рыцарь, смерть и дьявол» и «Меланхолия». Последняя гравюра стала знаменитой благодаря «магическому квадрату», изображенному на её заднем плане.

1515 г. – выполнил 3 гравюры, изображавшие карты северного и южного полушария звёздного неба и восточного полушария Земли.

1515-1518 гг. – начинает работать в новой технике - офорте. Офорты Дюрера выполнены на железных досках.

Дюрер приложил много усилий для достижения мастерства в гравировании, считая это верным путем к материальному благополучию и признанию. Он был первым немецким художником, одновременно работавшим в обоих видах гравюры - на меде и на дереве. Реализацией гравюр Дюрера занимались его мать и жена. Его гравюры можно было часто встретить на ярмарках Нюрнберга, Аугсбурга и Франкфурта-на-Майне. Кроме гравюр в начале XVI века Дюрер работает над экслибрисами. На данный момент известно 20 экслибрисов, созданных им. Первый экслибрис Альбрехт Дюрер сделал для своего друга Виллибальда Пиркгеймера.

Живописец

1494-1497 гг. – создал портрет саксонского курфюрста Фридриха III.

1498 г. – написал свой автопортрет.

1499 г. – создал портрет торгового агента О. Креля и своего отца.

1500 г. – выполнил для курфюрста Саксонии Фридриха III полиптих «Семь скорбей»

1504 г. – на заказ упомянутого саксонского курфюрста написал картину «Поклонение волхвов».

1505 г. – пребывая в Венеции, по заказу немецких купцов выполнил картину «Праздник венков из роз». Дюрер считал, что именно эта работа заставила многих признать его не только гравёром, но живописцем.

1506 г. – Дюрер возвращается в родной Нюрнберг.

1509 г. – избран членом Большого совета Нюрнберга.

1511 г. – на заказ купца Маттиаса Ландауэра пишет алтарь «Поклонение Святой Троице».

1518 г. – Дюрер представляет Нюрнберг на рейхстаге в Аугсбурге. Здесь он пишет портреты Якова Фуггера, Максимилиана I и других известных участников съезда.

1526 г. – Дюрер создает диптих «Четыре апостола».

Личная жизнь

В 1494 г. Дюрер женился по воле своего отца. Агнесе Фрей происходила из старинной нюрнбергской семьи. До дня свадьбы молодые так и не увиделись. Хотя Дюрер отправил невесте свой автопортрет. К браку художник относился без особого энтузиазма, хотя и воле отца не противился. Ведь по тогдашним правилам мастером считался только женатый художник. Сразу же после венчания Дюрер выехал в Италию, чтобы совершенствовать свое мастерство. У супругов не было детей. По мнению Дюрера, настоящий художник должен оберегать себе от женщин: «не жить с ними вместе, не видеть их и даже не касаться».

Альбрехт Дюрер скончался 6 апреля 1528 г. от болезни печени. Его похоронили на Нюрнбергском кладбище «Йоханесфридхоф» около могилы его друга В. Пиркхаймера.

Альбрехт Дюрер, немецкий художник эпохи Возрождения, родился в Нюрнберге в семье серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца М. Вольгемута (1486 - 1490). Обязательные для художника тех времен «годы странствий» (1490 - 1494) он провел в городах верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. Вернувшись в Нюрнберг, вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-1495, Венеция и Падуя). В Венеции Дюрер побывал еще раз в 1505-1507 годах. В 1520-1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент и другие города). Работал в основном в Нюрнберге.

Дюрер - первый в немецком искусстве человек чисто ренессансного склада как по особенностям своего творчества, так и по широте интересов. В живописи он обращался к самым разным жанрам и темам: писал традиционные для немецкой художественной культуры алтарные композиции и картины на евангельские сюжеты, создал большое количество портретов. Ему же принадлежат исполненные акварелью великолепные пейзажи, изображения растений, животных и птиц. Еще шире его диапазон в гравюре, где ко всему перечисленному добавляются мифологические сцены и образы, бытовые сюжеты, аллегории. Огромно графическое наследие мастера - около 900 листов.

Главная ценность дюреровского художественного мироздания - человек. С обостренным вниманием предавался мастер живому наблюдению различных людских характеров и обликов, пытливому изучению строения человеческого тела. Последней задаче посвящен специальный теоретический труд "Четыре книги о пропорциях человека" (1528), снабженный множеством рисунков, аналитических схем и чертежей. Известны и другие теоретические трактаты художника. Научное постижение мира - важнейшая сторона творческого кредо Дюрера.

Первым из ренессансных живописцев Дюрер осознал, что характер человека, его духовную сущность и физический облик художник может лучше понять и изучить, постигая свою собственную личность. Ни у одного из мастеров дюреровского времени нет такого количества автопортретов. Да и вообще можно сказать, что в качестве самостоятельной художественной задачи эта разновидность портретного жанра возникла благодаря Дюреру. Еще в детском возрасте он начал рисовать себя, придя затем к созданию своих живописных изображений. Три автопортрета, написанные на протяжении всего семи лет, раскрывают формирование творческой личности: меняется человеческая натура самого творца, меняются и принципы ее воплощения в искусстве. На "Автопортрете в двадцать два года" (1493, Париж, Лувр) зритель видит юношу, придирчиво вглядывающегося в себя, поглощенного трудной задачей самопознания.

Через пять лет (1498, Мадрид, Прадо) перед нами предстает уже совсем другой человек - уверенный в себе, элегантный, красивый, сознающий свою красоту и свои творческие возможности. Глухой нейтральный фон предыдущего портрета сменился другим - окном в окружающий мир. Мастер также уже не поглощен самоанализом, а полностью открыт к общению.

В следующем "Автопортрете" (1500, Мюнхен, Старая пинакотека) художник являет себя не в трехчетвертном повороте, а строго в фас. Взор с какой-то неотступной требовательностью обращен на зрителя. Абсолютно правильное лицо, обрамленное волнистыми прядями длинных волос, напоминает канонический лик Христа. Сопоставление - явно умышленное и весьма многозначительное. В нем - новое отношение художника к своей творческой миссии, уверенный взгляд на собственное «я». Колористическая гамма всех автопортретов весьма скупа и сдержанна. Она построена на оттенках коричневого, черного и белого. Задача наибольшего портретного сходства явно превалирует над желанием интенсифицировать красочную выразительность образа. Стоит обратить внимание и на такую деталь. В двух последних автопортретах появляется не только дата исполнения картины и монограмма художника, но и развернутая авторская надпись - факт, еще с одной стороны свидетельствующий о возросшем творческом самосознании мастера.

Наряду с портретами Дюрер писал и традиционные для Северной Европы алтарные картины. По заказу патрицианского семейства Паумгартнеров написан триптих для одной из церквей в Нюрнберге. На центральной части его изображено "Рождество" (ок. 1500, Мюнхен, Старая пинакотека). Композиция причудливо совмещает черты еще средневековых представлений с новыми ренессансными принципами построения пространства. Так, к средневековым иконографическим схемам восходят маленькие фигурки семьи заказчиков алтаря, несоизмеримые по масштабу с основными героями картины - коленопреклоненными Марией и Иосифом, умиляющимся на Младенца. Сцена происходит в руинах величественного старого здания, перспектива которого решена в строгом соответствии с ее научными законами. Насыщенные тона одежд главных фигур, равно как и светлые тона пейзажа в глубине, свидетельствуют об определенном воздействии работ итальянских мастеров, с которыми Дюрер познакомился во время своей первой поездки в Италию.

Более ренессансное впечатление как целостное зрелище производит "Поклонение волхвов" (1504, Флоренция, Уффици). Ясная композиция, свободно располагающиеся в пространстве фигуры, уходящие в глубину четкие линии ступеней каменного крыльца, на котором сидит Мария, - все сообщает центральной группе чувство спокойного достоинства и величия, свойственное произведениям итальянского Возрождения. В колористическом строе картины преобладают насыщенные тона красочной гаммы, хотя при ярком голубом небе над пейзажем явно недостает ощущения солнечного света.

Лишь второе, почти годичное, пребывание в Венеции кардинальным образом обогатило красочную палитру Дюрера. Она стала светлей и гармоничней. В картинах появилось ощущение воздушной среды и солнечного освещения.

В произведениях, выполненных в Венеции в 1505-1506 годах, художник свободно решает самые различные жанровые и композиционные задачи - от погрудного портрета ("Портрет молодой венецианки", 1505, Вена, Музей истории искусства) до большой многофигурной алтарной картины ("Праздник четок", 1506, Прага, Национальная галерея). Праздник четок (точнее следовало бы называть "Праздник венков из роз") - работа, исполненная для одной из венецианских церквей. Мастер обратился к довольно редкой теме, позволяющей объединить в одном картинном пространстве легендарные фигуры и реальные лица. Он создал своего рода групповой портрет современников, где среди изображенных можно увидеть и императора Максимилиана, и Папу Римского, и самого художника. Празднество, на котором Богоматерь с Младенцем раздают пришедшим ей поклониться розовые венки, происходит на открытом воздухе на фоне прекрасной природы с густозелеными деревьями, рисующимися на ясном голубом небе, с высящимся вдали заснеженными горами - воспоминание об Альпах. Все великолепно в этой картине: ее крепкая композиционная построенность, удивительное разнообразие лиц и выражений, красочное и фактурное богатство костюмов. Недаром произведение получило заслуженное признание ведущих художников Венеции того времени во главе с Джованни Беллини.

Картины Дюрера, исполненные в первые годы по возвращении на родину свидетельствуют, что импульс, полученный от искусства итальянского Возрождения, продолжает сохраняться. Художник пытается найти математические законы, по которым строится совершенное человеческое тело. Наряду с многочисленными чертежами, схемами и рисунками, посвященными решению этой задачи, возникают две картины, составляющие одно нерасторжимое целое - "Адам" и "Ева" (1507, Мадрид, Прадо). Перед зрителем предстают идеально прекрасные и вместе с тем очень живые образы первых людей. И несмотря на то, что мастер не забывает изобразить непременного третьего участника сцены - Змия-искусителя, художника привлекает не нравоучительный смысл легенды, а человеческое тело как самое совершенное создание Господа.

В 1510-е годы у Дюрера начинают преобладать графические листы. Он создает несколько серий ксилографий и знаменитые гравюры на меди - Рыцарь, Смерть и Дьявол, Святой Иероним и Меланхолия (1513-1514). В них отразились философские размышления мастера о смысле бытия, о времени и о себе, о Германии, сотрясаемой бурей Реформации и крестьянских восстаний, о сложности идейных и духовных коллизий. Истинное содержание некоторых из этих листов до сих пор продолжает разгадываться исследователями. В них - изощренная иносказательность образов, некий свод условных обозначений основных мировоззренческих категорий.

последний период творчества, после поездки в Нидерланды, Дюрер с новой энергией принимается за живопись. Несколько замечательных портретов запечатлевают характерный облик людей этой бурной эпохи: "Портрет молодого человека" (1521, Дрезден, Картинная галерея), "Портрет неизвестного" (1524, Мадрид, Прадо), "Портрет Иеронима Хольцшуера" (1526, Берлин, Государственные музеи).