Главные герои повести. Володя и Зинаида. Персонажи повести: Майданов. Граф Малевский. Мать Зинаиды Герои рассказа первая любовь тургенев

Система персонажей . Но он ли один оказывается в подобной ситуации? Зинаида окружена искателями, восхищающимися ее красотой.

«Каждый из поклонников был ей нужен», - сообщает повествователь о Зинаиде. Мы можем с уверенностью предположить: в каждом, словно в зеркале, отражается какая-то часть ее души. Отчаянный гусар Беловзоров не отличался «умственными и прочими достоинствами». Но он располагает к себе прямотой, удалью, умением рисковать. К тому же он - самая подходящая партия для знатной, но бедной девушки.

Романтик Майданов «отвечал поэтическим струнам ее души». Создавая его портрет, автор пародийно снижает черты романтического поэта, Ленского: «Высокий молодой человек с чрезвычайно длинными черными волосами (пушкинское «И кудри черные до плеч…»), но со «слепыми глазками». Чуткая Зинаида «чистосердечно хвалила» поэмы Майданова. Но «наслушавшись его излияний, заставляла его читать Пушкина, чтобы <…> очистить воздух». Зинаида неизмеримо превосходит его своим пониманием прекрасного. В печальные минуты она просит своего пажа прочесть наизусть «На холмах Грузии». «Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду…» - задумчиво произносит девушка. Это замечание тонкой ценительницы поэта созвучно словам Гоголя, определяющим пушкинскую манеру: «Чистота и безыскусственность взошли <…> на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной <…>. Все - не только самая правда, но еще как бы лучше ее».

В окружении Зинаиды самой глубокой и оригинальной натурой, несомненно, является доктор Лушин. На его примере Тургенев вновь показывает роковую власть чувства даже над самыми умными и скептическими из людей. Очевидно, доктор появился в ее свите в роли наблюдателя, владеющего своим сердцем. Но под чарами девушки «он похудел <...>, нервическая раздражительность сменила в нем прежнюю легкую иронию и напущенный цинизм». Зинаида, догадываясь, что он «любил ее больше всех», обращалась с ним подчас жестоко, не гнушалась испытывать свою власть «с особенным злорадным удовольствием».

Культ работы, суровый простонародный язык («прокаленный», «наш брат старый холостяк»), манера скрывать чувства («смеялся глуше, злее и короче») роднит его с Базаровым в эпоху увлечения Одинцовой. Подобно герою «Отцов и детей», материалист Лушин свое гипнотическое увлечение Зинаидой пытается логически просто объяснить: «…Каприз и независимость <…>. Эти два слова вас исчерпывают…» И, подобно Базарову, чувствует, что в его словах не вся правда. Боязнь губительной власти девушки заставляет его остерегать юного Володю: «Вам бы надобно учиться, работать - пока вы молоды <…>. Разве вы здоровы теперь?.. Разве то, что вы чувствуете, полезно вам, хорошо?» Володя и «сам в душе осознавал, что доктор прав». Но доктор не в состоянии исполнить собственный совет… «Я бы и сам сюда не ходил, - признается Лушин, - если б (доктор стиснул зубы).., если б я не был такой же чудак».

Одновременно Зинаида принимает графа Малевского, фата и сплетника, «с самодовольной и заискивающей улыбочкой». «Фальшь» Малевского очевидна даже для наивного Володи. На прямой вопрос Зинаида отшучивается тем, что ей «усики нравятся». Но в минуту душевного просветления с ужасом сознает в себе черты Малевского: «Сколько во мне дурного, темного, грешного».

По мере знакомства Володи с семьей Засекиных в гордой княжне прорывается чувство отверженности, которое роднит ее с Асей. Зинаиде было отчего почувствовать себя уязвленной. «Неправильное воспитание, странное знакомство и привычки, постоянное присутствие матери, бедность и беспорядок в доме...» отмечает наблюдательный Володя. Зинаида развивалась в особых условиях, мало похожих на положение девушки в «барском степенном доме». Семья ее бедна. «Своего экипажа не имеют-с и мебель самая пустая…» - докладывает лакей. Нанятый ими флигель «был так ветх, и мал, и низок».

Из разговоров родителей Володя узнает, что брак родителей Зинаиды в свете расценили как мезальянс. Ее легкомысленный отец в свое время женился на девушке из скромной по общественному положению семьи. Однако по характеру мадам Засекина ничем не напоминает скромную Фенечку или строгую Татьяну, мать Аси. Матерью Зинаиды оказывается недалекая, грубая и пошлая мещанка, дочь приказного. Чуткий юноша ощущает за ее внешним радушием - лицемерие, вместо простоты - распущенность. «Слишком просто», - подумал я, с невольной гадливостью окидывая взором всю ее (княгини Засекиной) неблагообразную фигуру».

Мать предоставляет Зинаиде редкую для светской девушки свободу, не препятствует устраивать в доме веселые сборища, во время одного из которых «у приказного от Иверских ворот украли с колен шапку и заставили его, в виде выкупа, проплясать…». «Мне <…>, выросшему в барском степенном доме, весь этот шум и гам, эта бесцеремонная, почти буйная веселость, эти небывалые сношения с незнакомыми людьми так и бросились в голову...» - рассказывает Володя. Однако Зинаида, как и Ася, тяготится пустым и праздным существованием, духовно она выше окружающего общества. Княгиня озабоченно жалуется доктору Лушину, что дочь «пьет воду со льдом» и опасается за ее здоровье. Между Зинаидой и доктором происходит такой диалог:

А что из этого может выйти?

Что? Вы можете простудиться и умереть.

- <…> Ну что ж - туда и дорога! <…> Разве жить так весело? Оглянитесь-ка кругом <…>. Или вы думаете, что я этого не понимаю, не чувствую? Мне доставляет удовольствие - пить воду со льдом, и вы серьезно можете уверять меня, что такая жизнь стоит того, чтоб не рискнуть ею за миг удовольствия, - я уж о счастии не говорю».

Разговор о «счастии» возник не случайно. В кружке поклонников Зинаида не видит достойного претендента: «Нет, я таких любить не могу, на которых мне приходиться смотреть сверху вниз. Мне надобно такого, который сам бы меня сломил…». И тут же пытается обмануть судьбу: «Не попадусь никому в лапы, ни-ни!» Писатель многажды показывал, как бессмысленно зарекаться от любви. И в этой повести наблюдаем за тем, как душою гордой девушки овладевает настоящее чувство. В ответ на упреки Лушина она горько парирует: «Опоздали <…>, любезный доктор. Наблюдаете плохо <…>, не до капризов мне теперь…»

Повесть была написана Тургеневым как автобиографический сюжет. Зинаида была в его судьбе. Это его отец увлекся юной барышней. Поэтому Тургенев смог опубликовать свое произведение лишь после смерти матери в 1860 году. Критика недружелюбно приняла тургеневскую Зиночку. Д.И. Писареву писал, что не понимает ее характера, а для Добролюбова она была Печориным и Ноздревым в одном лице. «Никто такой женщины не встречал, да и не желал бы встретить, — заключил критик.

Главные герои повести Тургенева «Первая любовь»:

Владимир Петрович – холостяк. Основное развитие сюжета происходит, когда Владимиру Петровичу было 16 лет. Тогда он впервые влюбился в соседку княжну Зину Засекину. Он испытывал блаженство, когда был рядом с нею, безумно ревновал к другим мужчинам, тосковал, когда ее не было рядом. Молодой Владимир забросил занятия, прогулки по окрестностям, перестал кататься верхом.

Марья Николаевна, матушка – на сына не обращала никакого внимания, несмотря на то, что это был единственный сын. Была ревнива, постоянно волновалась или сердилась.

Петр Васильевич, отец – человек изысканно спокойный, самоуверенный и самовластный. К сыну относился равнодушно ласково. Был на 10 лет моложе жены и женился на ней по расчету. К сыну относился отстраненно, воспитанием почти не занимался.

Княгиня Засекина – 50-летняя женщина. Судя по манерам, рождена не в княжеской семье. Во второй половине XIX века были приняты браки между состоятельными купцами и промышленниками с обедневшими дворянами. Дворянское сословие деградировало. Княгиня Засекина не отличалась светскими манерами, и даже была неприятной женщиной

Зиночка, дочь Засекиной – барышня 21 года. Кокетлива. Лицо ее было тонко, умно и мило. В отличие от матушки она как раз и отличалась светскими манерами, тактом. Не была лишена княжеской надменности. Прекрасно говорила по-французски, читала. Зиночка нравилась мужчинам, и прекрасно это знала, и пользовалась этим. Она быстро заметила, что 16-летний Владимир был влюблен в нее, заигрывала с ним, дразнила, баловала, потешалась над ним.

«Во всем ее существе, живучем и красивом, была какая-то особенно обаятельная смесь хитрости и беспечности, искусственности и простоты, тишины и резвости; над всем, что она делала, говорила, над каждым ее движением носилась тонкая, легкая прелесть, во всем сказывалась своеобразная, играющая сила. И лицо ее беспрестанно менялось, играло тоже: оно выражало, почти в одно и то же время, - насмешливость, задумчивость и страстность. Разнообразнейшие чувства, легкие, быстрые, как тени облаков в солнечный ветреный день, перебегали то и дело по ее глазам и губам».

Над Зинаидой довлело неправильное воспитание, ее окружали странные люди; бедность и беспорядок в доме. Она ощущала свое превосходство над людьми, пользовалась безграничной свободой. Все это, вместе взятое, выработало в ней некоторую небрежность ко всему и невзыскательность. «Каприз и независимость», - так охарактеризовал Зиночку Лушин.

Зиночка подтрунивала над поэтом Майдановым, сочувствовала ему, и в то же время заставляла его читать Пушкина.

Но из всех мужчин, окружавших Зиночку, она полюбила Петра Васильевича, отца Володи. Полюбила настолько сильно, что смогла снести от него удар хлыстом. Это больше всего поразило юного Владимира.

Граф Малевский говорил с легким польским акцентом. Это был красивый и франтовато одетый брюнет с усиками, выразительными карими глазами, тонким носом и маленьким ртом. Он был умен и красив, но в нем чувствовалась фальшь, нечто сомнительное. Он заработал себе репутацию мистификатора, он мастерски дурачил людей на маскарадах. Обладал лисьей хитростью и неосознанной лживостью, впитавшейся во все его существование.

Доктор Лушин отличался правдивостью и прямолинейностью. За эту черту его уважал Владимир Петрович. Он лучше других знал Зинаиду, и, наверное, больше других любил ее. На словах был циничным и насмешливым человеком.

Поэт Майданов – высокий молодой человек с худощавым лицом, подслеповатыми глазами и длинными черными волосами. Человек холодный, как все сочинители, живший в своем выдуманном мире. Он уверял Зиночку, а может быть в большей степени самого себя в том, что обожает ее, воспевал ее в своих стихах.

Отставной капитан Нирмацкий, сорокалетний мужчина, рябой до безобразия, курчавый как арап, сутуловатый, кривоногий.

Беловзоров, гусар, — красавец гусар с глазами навыкате и белокурыми кудрями был статного и даже богатырского телосложения. Как военный человек, он всегда носил мундир. Он предлагал Зинаиде выйти за него замуж. Зиночка называла гусара «мой зверь». Беловзоров безумно ревновал Зиночку ко всем

Роман заканчивается тем, что 4 года спустя после описанных событий Зиночка умирает при родах. Владимир окончил Университет, а Зиночка вышла замуж за некоего состоятельного господина Дольского.

Образ Зинаиды в романе «Первая любовь»

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви.

Много общего с «Асей» имеет завязка сюжета повести "Первая любовь". И здесь, и там пожилой человек повествует о первом своем чувстве. Читая «Асю», мы можем лишь догадываться, кто были слушатели господина Н. Во вступлении "Первой любви" и персонажи, и ситуация конкретизированы. В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь -- это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций -- от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости.

Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц - так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя.

После описания портрета юноши, автор рисует портрет главной героини. Зинаида возникает как видение, тем более прекрасное, что до этого юный герой предавался не слишком поэтическому увлечению. Он вышел пострелять ворон, и вдруг «увидел за забором девушку в розовом платье и платочке». Володя наблюдал ее сбоку и поэтому героиня предстает нам впервые в качестве эскиза в профиль: «…Стройный стан, и слегка растрепанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежная щека под ними». Соседку Володя застал не одну, и тоже за странным занятием: «Вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу <…> серыми цветками». Игра, которая рисует детское начало в облике героини. И в то же время раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять - «молодые люди так охотно подставляли свои лбы - а в движениях девушки <...> было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Володя мгновенно попадет в круг молодых мужчин, очарованных ее красотою.

Тургенев делает акцент не на красоте её черт, а на их подвижности, живости, изменчивости, на «милых», «очаровательных» движениях. Поэтому в описании портрета много глаголов: «задрожало», «засмеялось», «сверкнули», «поднялись». Княжна очень живая, раскрепощённая, непосредственная, в этом её прелесть, именно это делает её неотразимой и желанной. Вместе с девушкой мы попадаем в какой-то светлый и радостный мир, где всё расцветает и радуется жизни, не случайно фоном портрета становится летняя природа.

Образ Зинаиды такой же, как её портрет: девушка всегда разная, она не бывает одинаковой, в ней всё постоянно меняется. На обеде у матери Володи (гл.6) холодная и чопорная, в ней трудно узнать вчерашнюю ветреницу, в шутливых играх со своими поклонниками (гл.7) Зинаида кажется совершенно легкомысленной, но вдруг в гл.9 мы видим её страдающей, глубоко печальной, с горечью думающей о своей непростой судьбе. Абсолютная свобода самопроявлений, конечно, восхищает, но это только подтверждает, что характер девушки весь соткан из глубоких противоречий, которые мучают её, в нём много загадок.

Описание Зинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит девушку среди зелени, в саду -- это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ее образа. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его “эти пальчики хлопнули по лбу”. Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушки толпятся поклонники-- видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он бы, может быть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства Владимир влюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы поклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида бессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и “что в душе, то и на лице”.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Конечно, двадцатилетняя девушка свысока смотрела на поклонника шестнадцати лет. В минуту ласковой откровенности Зинаида говорит: «Послушайте, ведь я <…> могла бы быть вашей тетушкой, право; ну, не тетушкой, старшей сестрой». Недаром она «поручила мне своего брата, двенадцатилетнего кадета, приехавшего на каникулы». Совпадение имен - приехавшего мальчика тоже звали Володей - говорит о сестринских, покровительственных чувствах Зинаиды к обоим. Пытаясь анализировать свои тогдашние чувства, Владимир Петрович так же несколько раз повторяет: «Я был еще ребенок». Во многих эпизодах Володя на самом деле проявляет ребячество. Вслед за кадетом он с удовольствием «посвистал» в самодельную дудочку. Чтобы доказать свою любовь к девушке, он готов по ее просьбе спрыгнуть на дорогу с «двух сажен» высоты. Тронутая его робким поклонением, Зинаида отчасти шутливо, отчасти серьезно, «жалует» его своим пажом. Это признание и подаренная роза переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. В отношении Зинаиды к своему «пажу» много недосказанного, противоречивого, порой жестокого. На справедливый сквозь слезы упрек «…Зачем же вы играли мною?… На что вам нужна была моя любовь?» Зинаида отвечает признанием: «Я виновата перед вами, Володя… Ах, я очень виновата...» «Она делала со мною все что хотела», - подытоживает герой.

Зинаида видит эту любовь; она разрывается между Владимиром и его отцом, который также увлечен ею. Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие переживания, ее рассудительность. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к решению: стать любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его сына, еще мальчика? Тургенев передает и мучения перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность. “Все мне опротивело, -- прошептала она, --ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить.... И что ждет меня впереди! .. Ах, мне тяжело.... боже мой, как тяжело! ”

Зинаида несмотря на кажущееся легкомыслее способна на страдания и серьезные чувства. Она страдает от "незаконности" своего чувства, это толкает ее на непредсказуемые поступки. Это тип "тургеневской девушки" - ребячество, детские повадки с силой любви и чувством взрослой девушки.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере - любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

В этом смысле характерны не только образ героини и ее судьба, но и образ и судьба отца Володи - Петра Васильевича. Он, также как и Зинаида, человек далеко не заурядный. Стремясь подчеркнуть значительность его личности, писатель окружает ее даже ореолом некоторой таинственности. Он фиксирует внимание на характерном для Петра Васильевича властолюбии, на его деспотическом эгоизме. Но и Петр Васильевич, этот по-своему сильный и необычный человек, также не находит своего счастья, зря растрачивает свои силы и способности.

О глубоких чувствах Петра Васильевича сначала можно догадываться только по этим косвенным свидетельствам, но они красноречивее слов любви. Отчего он помолодел, отчего так легка его походка, отчего его тянет разговаривать с девушкой, низко нагнувшись к ней? Отчего так медленно поднимаются глаза княжны? Ответ один: они любят и скрывают свою преступную любовь, но внутреннее состояние героев, их душевные переживания выдаёт внешний жест, движение, которые многое делают понятным. В этом особенность психологизма Тургенева. (Психологизм - изображение внутренней, скрытой жизни человеческой души).

Конечно, вспоминается сцена подсмотренного свидания героев в домике у реки, в которой всегда спокойный и ироничный Пётр Васильевич теряет самообладание и бьёт Зинаиду хлыстом по руке (гл.21). Удар хлыстом - это внешнее проявление внутреннего состояния отца Володи. Писатель ничего не говорит нам о чувствах героя, которые кипят в глубине его души, но через этот жест мы о них догадываемся: удар по руке - нечто большее, чем выражение злости на Зинаиду, не желающую подчиниться его решению. Это протест героя против обстоятельств его жизни, безжалостно разлучающих его с той единственной, которую он любит, в нём отчаяние и боль.

Поражает реакция девушки: «Зинаида вздрогнула, молча посмотрела на отца и, медленно поднеся свою руку к губам, поцеловала заалевший на ней рубец». Исполненный самоотвержения жест пробуждает раскаяние в душе старого эгоиста: «Отец швырнул в сторону хлыст и, торопливо взбежав на ступеньки крылечка, ворвался в дом...» Скорее всего, этот день стал поворотным в жизни Петра Васильича и в его отношении к людям: «Он задумался и опустил голову <…>. И тут-то я в первый и едва ли не в последний раз увидел, сколько нежности и сожаления могли выразить его строгие черты».

Перед нами новая Зинаида, «с непередаваемым отпечатком преданности, грусти, любви и какого-то отчаяния». Это лицо, темное печальное платье говорят, насколько нелегка жизнь девушки, всем пожертвовавшей ради первой любви.

В финале повести Тургенев вновь затрагивает тему времени, снова напоминает, как непоправимо страшно промедлить в любви. Господин Н. не смог догнать Асю. Владимиру Петровичу посчастливилось спустя «года четыре» услышать о Зинаиде. Княжна сумела устроить свою жизнь, вопреки светским пересудам. Так можно понять вежливые недомолвки Майданова, из уст которого Владимир узнал о дальнейшей cудьбе Зинаиды, теперь уже госпожи Дольской. Им можно встретиться и встретить былое. Тем более, что она «еще похорошела» и, по уверениям друга, «будет рада» видеть прежнего поклонника.

«Старые воспоминания во мне расшевелились, - рассказывает Владимир Петрович, - я дал себе слово на другой же день посетить бывшую мою «пассию». Легкомысленное слово «пассия», которое Владимир Петрович употребил, говоря о своей первой любви, внушает читателю тревогу. И действительно, герой не очень спешит: «Но встретились какие-то дела; прошла неделя, другая…» А судьба не хочет ждать: «…Когда я, наконец, отправился в гостиницу Демут и спросил госпожу Дольскую - я узнал, что она четыре дня тому назад умерла почти внезапно <…>». «Меня как будто что-то в сердце толкнуло, - рассказывает герой. - Мысль, что я мог ее увидеть и не увидел и не увижу ее никогда, - эта горькая мысль впилась в меня со всею силою неотразимого упрека.

Интересно и то, почему Тургенев назвал свою героиню таким необычным в те времена именем «Зинаида». Рассмотрев его значение становится понятно, что именно это имя как ни одно другое характеризует девушку.

Зинаида (греч.) - рожденная Зевсом (в греческой мифологии Зевс - верховное божество); из рода Зевса.

Имя Зинаида означает божественная; принадлежащая Зевсу, т. е. Божья; из рода Зевса; рожденная Зевсом. Яркое, светлое, веселое и сильное имя. В нем звучит внутренняя сила и сосредоточение, требовательность и серьезная проникновенность. Это имя создает впечатление вооруженности и неуязвимости, словно рыцарские латы.

По складу психики Зинаида - лидер. Но, когда надо, она подчинится мужчине. Эта женщина с постоянным стремлением к первенству, что называется, с характером. Мятущаяся и всегда неудовлетворенная душа.

Зинаида в компании - "императрица". В жизненном море - как рыба в воде. Она решительна и даже бесшабашна. Не поступится своими интересами, но на подлые поступки не способна. А если и поскандалит, то по мелочам и быстро остывает. Она знает обязанность каждого перед обществом, перед самим собой.

Зинаида несколько холодновата, но мужчины всегда обращают на нее внимание. Она дурманит их разум.

“Из всех моих женских типов, - сказал однажды Тургенев, - я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительное, живое лицо: кокетку по природе, но кокетку, действительно, привлекательную”

Знакомство с героем и героиней . Повествование, помимо пролога, включает в себя двадцать две маленькие главки. Их содержание не превышает двух-трех страниц - так стремительно сменяются события и впечатления, так быстро растет главный герой, Володя. Он лишь недавно расстался с гувернером, который своей «заботой» о воспитаннике напоминает мосье Бопре («Капитанская дочка»). Ему, как и Петруше Гриневу, исполнилось шестнадцать лет. В те времена этот возраст считался временем выбора жизненного пути. Правда, Володю не отправили служить в далекую крепость. Герой «Первой любви» мирно готовится поступать в университет. Лето он проводит на даче, в кругу семьи. Фамилии богатой, внешне приличной, но внутренне ущербной. Юноша ощущает это неблагополучие. Он знает, что между матерью и отцом состоялся обычный в дворянской среде брак без любви. «Мой отец, - рассказывает Володя о жизненной драме матери, - человек еще молодой и очень красивый, женился на ней по расчету; она была старше его десятью годами <…>. Она его очень боялась, а он держался строго, холодно, отдаленно...» Но до времени отношения между родителями мало занимают героя. «Чудесная» погода гармонирует с настроением Володи, которым овладело, «как весенняя травка, радостное чувство молодой, закипающей жизни». Как всегда у Тургенева, настроение раскрывается через пейзаж: «У меня была верховая лошадка, я сам ее седлал и уезжал <…>, пускался вскачь и воображал себя рыцарем на турнире - как весело дул мне в уши ветер! - или, обратив лицо к нему, принимал его сияющий свет и лазурь в разверстую душу».

Душа Володи настежь распахнута новым впечатлениям. Настроение подготовлено, и читателя не удивляет, когда Володя влюбляется в молодую соседку, княжну Засекину, занявшую с матерью ближайший домик. «Дача, - поясняет повествователь, - состояла из барского дома <...> и двух низеньких флигельков». Но рассказ о встрече с девушкой впереди. Сначала автор посчитал нужным поведать, кто обитает во втором флигеле, превращенном в фабрику. Он показывает, как трудятся городские рабочие, такие же мальчики, как сам главный герой: «Десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах с испитыми лицами <…> вскакивали на деревянные рычаги <…> и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытискивали пестрые узоры обоев». Им не до удовольствий жизни. Неотступное размышление о роковой вине образованных сословий перед народом присуще Тургеневу. Люди обеспеченные, пользующиеся благами жизни, и не замечают своего благополучия. В «Рудине» Тургенев приводил нас в крестьянскую избу. В "Первой любви" - на фабрику.

Только после этого рисует портрет главной героини. Зинаида возникает как видение, тем более прекрасное, что до этого юный герой предавался не слишком поэтическому увлечению. Он вышел пострелять ворон, и вдруг «увидел за забором девушку в розовом платье и платочке». Володя наблюдал ее сбоку и поэтому героиня предстает нам впервые в качестве эскиза в профиль: «…Стройный стан, и слегка растрепанные белокурые волосы под белым платочком, и этот полузакрытый умный глаз, и эти ресницы, и нежная щека под ними». Соседку Володя застал не одну, и тоже за странным занятием: «Вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу <…> серыми цветками». Игра, которая рисует детское начало в облике героини. И в то же время раскрывается одна из главных черт: юное кокетство, желание пленять и покорять - «молодые люди так охотно подставляли свои лбы - а в движениях девушки <...> было что-то такое очаровательное, повелительное, насмешливое и милое». Володя мгновенно попадет в круг молодых мужчин, очарованных ее красотою.

Конечно, двадцатилетняя девушка свысока смотрела на поклонника шестнадцати лет. В минуту ласковой откровенности Зинаида говорит: «Послушайте, ведь я <…> могла бы быть вашей тетушкой, право; ну, не тетушкой, старшей сестрой». Недаром она «поручила мне своего брата, двенадцатилетнего кадета, приехавшего на каникулы». Совпадение имен - приехавшего мальчика тоже звали Володей - говорит о сестринских, покровительственных чувствах Зинаиды к обоим. Пытаясь анализировать свои тогдашние чувства, Владимир Петрович так же несколько раз повторяет: «Я был еще ребенок». Во многих эпизодах Володя на самом деле проявляет ребячество. Вслед за кадетом он с удовольствием «посвистал» в самодельную дудочку. Чтобы доказать свою любовь к девушке, он готов по ее просьбе спрыгнуть на дорогу с «двух сажен» высоты.

Все же автор, который незримо возникает из-за маленького Володи, и из-за взрослого повествователя, исподволь убеждает в обратном. Герой испытывает настоящее глубокое чувство, настоящие переживания: «…Звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам, спокойный и унылый - а я сидел <…> и наполнялся весь каким-то безыменным ощущением, в котором было все: и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни». Встретив как-то Зинаиду, «бледную, в горькой печали <…>, глубокой усталости», Володя близок к отчаянию: «Каждое ее слово так и врезалось в мое сердце. В это мгновенье я, кажется, охотно бы отдал жизнь свою, лишь бы она не горевала». Тронутая его робким поклонением, Зинаида отчасти шутливо, отчасти серьезно, «жалует» его своим пажом. Это признание и подаренная роза переносит в рыцарские времена, времена рыцарей и прекрасных дам. В отношении Зинаиды к своему «пажу» много недосказанного, противоречивого, порой жестокого. На справедливый сквозь слезы упрек «…Зачем же вы играли мною?… На что вам нужна была моя любовь?» Зинаида отвечает признанием: «Я виновата перед вами, Володя… Ах, я очень виновата...» «Она делала со мною все что хотела», - подытоживает герой.

Владимир Петрович – (Володя/ Вольдемар) – главный герой повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Именно от его лица и про его первую любовь ведётся рассказ.

Сначала мы видим взрослого Владимира Петровича, который будучи в гостях, соглашается записать и затем рассказать свою историю первой любви.

Было ему тогда всего 16 лет, и он только-только расстался со своим гувернером-французом. Он с родителями переехал на дачу, где потихоньку готовился к университету. На даче он любил ездить на лошадке и отстреливать ворон из ружья.

Зинаида Засекина – княжна, главная героиня повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Мы знакомимся с ней, когда ей 21 год, она ещё не замужем. Она только что приехала с матерью на скромную дачу. Они имеют громкие титулы, но не имеет денег, и живут в нужде. Несмотря на это, она имеет много поклонников, которыми крутит, как пожелает.

Молодой человек, по имени Володя, её сосед, которому всего ещё 16 лет, влюбляется в неё и пополняет ряды поклонников. Обычно, она всех собирает у себя, и они играют в разные игры, такие как фанты или верёвочку, а то и выдумывают свои.

Отец Володи (Пётр Васильевич) – красивый, спокойный и самоуверенный мужчина, женившийся по расчёту на матери Володи, которая старше его на 10 лет. Он не любит свою жену, а также сына, практически не занимается его воспитанием, но иногда может поиграть с ним или поговорить.

Когда сыну исполнилось 16 лет, то Пётр завёл роман с его первой любовью – княжной Зинаидой Засекиной, их соседкой по даче. Об этом романе узнала жена Петра Васильевича, но он сумел убедить её простить его, после чего, им пришлось срочно уехать с дачи в город.

Мать Володи (Марья Николаевна) – второстепенный персонаж, мать Володи и жена Петра Васильевича. Несмотря на то, что Володя был у неё единственный ребёнок, она не обращала на него внимания. Часто волновалась и постоянно ревновала мужа. Сразу негативно стала относиться к новым соседям Засекиным. Про княгиню сказала, что та очень груба и нахальна, а Зинаиду называла гордячкой и авантюристкой. Простила мужу измену с княжной Зинаидой.

Княгиня Засекина - второстепенный персонаж, мать Зинаиды. Неприятная и невоспитанная особа. Растратила все свои деньги и сейчас просит всех, чтобы за неё вступились, выпрашивает деньги в долг. ­

Беловзоров – второстепенный персонаж, гусар, один из поклонников Зинаиды. Мог ради неё свернуть горы. Постоянно предлагал ей выйти за него замуж.

Малевский – второстепенный персонаж, граф, один из поклонников Зинаиды. Был умный и хорош собою. Володя считал его фальшивкой. Написал анонимное письмо матери Володи, где сообщил о связи её мужа с Зинаидой.

Лушин – второстепенный персонаж, доктор, один из поклонников Зинаиды. Прямой и циничный человек, мог сказать правду в лицо, в том числе Зинаиде.

Майданов – второстепенный персонаж, поэт, один из поклонников Зинаиды. Любил воспевать её в стихах, собственного сочинения.

Нирмацкий - второстепенный персонаж, отставной капитан, один из поклонников Зинаиды.

Сергей Николаевич – эпизодический персонаж, вместе с хозяином слушал рассказ главного героя­ Владимира Петровича о его первой любви. Своей первой любви у Сергея Николаевича не было, по его словам он сразу начал со второй.