Горе от ума конфликт чацкого. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Чацкий и Фамусов. Причины и смысл их конфликта (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам». Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Русский посланник А. С. Грибоедов, прозванный персами Вазир-Мухтаром, был убит в Тегеране зимой 1826 года в результате заговора фанатиков-мусульман. Но убийство готовилось заранее в далекой заснеженной России, напуганной декабрьскими событиями на Сенатской площади. Среди декабристов Грибоедова не было, но его опасались не меньше, чем мятежников, вышедших с протестом к царю. Комедия «Горе от ума», переходившая из рук в руки, сеяла крамолу даже в рукописи, подобно радищевскому “Путешествию из Петербурга в Москву”. Смертный приговор писателю - миссия в Персию - был утвержден высочайший рукой на берегах Невы. Грибоедов стал Вазир-Мухтаром. Общество обрекло гениальную личность на гибель. Но пьеса вопреки всему жила… Идейную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии развиваются в московском аристократическом доме в течение одного дня. Но, несмотря на узкие пространственные и временные рамки, автор ярко и подробно нарисовал картину жизни дворянского общества того времени и показал все новое, живое, передовое, что робко зарождалось в его недрах. Чацкий является представителем передовой части дворянской молодежи, которая уже осознает косность и жестокость окружающей действительности, ничтожество и пустоту людей, считающих себя творцами и хозяевами жизни. Таких героев, как Чацкий, еще немного, но они появляются, и это знамение времени. Грибоедов отразил основной конфликт эпохи - столкновение консервативных сил общества со свободолюбивыми личностями, вестниками новых веяний, идей. Конфликт этот не придуман автором, за ним стоят лучшие люди эпохи, будущие декабристы, полные чувства тревоги за родину и народ, вступающие на путь борьбы за счастье, за светлые идеалы, за будущее. Грибоедов показал человека нового типа, деятельного, неравнодушного, способного выступить против крепостничества и косности взглядов в защиту свободы, ума и человечности. Именно такими хочет видеть Чацкий черты «века нынешнего», в котором «… истребил Господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражания». Страстными речами, вольными мыслями, всем поведением героя отвергаются устаревшие нормы жизни и воспевается новая идеология, проповедуются взгляды декабристов. Фамусовское общество, хранящее привилегии и традиции «века минувшего», века покорности и страха, защищает идеологию раболепства, чинопочитания и лицемерия. В понимании общества «ум - это умение сделать карьеру», «награжденья брать» и «весело пожить». Людям, живущим по таким принципам, глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по репликам Фамусова: “Забрать все книги бы да сжечь”, «Ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Главная задача этого общества - сохранить в неприкосновенности жизненный уклад, поступить так, «как делали отцы». Недаром Чацкий часто напоминает именно об этом: «поют все песнь одну и ту же», «сужденья черпают из забытых газет». А Фамусов всех наставляет: «Учились бы, на старших глядя». Путь к заветному благополучию - это, например, карьера Максима Петровича: Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб. Здесь все, по выражению Чацкого, не «служат», а «прислуживаются». Ярче всего это проявляется у Молчалина, которого отец научил «угождать всем людям без изъятья », и даже «собаке дворника, чтоб ласкова была». В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен уродливым представителям этого общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии («чинишки», «местечки»), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне для того, чтобы принести пользу народу, который он считает «умным и бодрым». Резко критикует Чацкий общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. Он ценит людей, которые готовы «в науки вперить ум, алчущий познанья», или заняться искусством «творческим, высоким и прекрасным». Фамусов не может спокойно внимать речам Чацкого, он затыкает уши. Жить глухим - единственная возможность оградить себя от обличений Чацкого! В своих речах Чацкий постоянно употребляет местоимение «мы». И это не случайно, так как он не одинок в своем стремлении к переменам. На страницах комедии упоминается ряд внесценичных персонажей, которых можно отнести к союзникам главного героя. Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу, «в деревне книги стал читать,; это профессора Петербургского педагогического института; это князь Федор - химик и ботаник. Чацкий как герой произведения не только воплощает в себе этику и эстетику декабристов, но имеет много общего с реальными историческими лицами. Он оставил службу, как Никита Муравьев, Чаадаев. Они рады были бы служить, да «прислуживаться тошно». Мы знаем, что Чацкий “славно пишет, переводит”, как и большинство декабристов: Кюхельбекер, Одоевский, Рылеев… До великих и трагических событий двадцать пятого года оставалось еще несколько лет, но финальной сценой поражения Чацкого Грибоедов, быть может, предвосхитил исход этих событий. С жаром и насмешкой Чацкий произносит последние слова, в которых изливает «всю желчь и всю досаду», и уезжает, оставив «мучителей толпу» наедине с клеветой, лукавством, враждой друг к другу, выдумками и вздором - словом, с пустотой дряхлеющего света. В конце действия появляется карета. Может быть, это символ прощания, а может быть, долгой дороги, которую еще суждено пройти герою. Спустя полвека после создания комедии, когда чацкие, чудом выжившие в Нерчинских рудниках, возвращались на свободу, слова финала пьесы звучали очень убедительно. Ведь возвращались победителями «России верные сыны». Во все времена были, есть и, вероятно, будут свои Чацкие, Грибоедовы, Вазир-Мухтары, которые, благодаря своему блестящему и дальновидному уму, становятся пророками в отечестве. Как правило, это нарушает сложившийся общественный порядок, “естественный” ход вещей, и общество вступает с личностью в конфликт. Но для истинных пророков нет и не может быть иного пути, чем идти вперед - «за честь отчизны, за убежденья, за любовь».

Янв 28 2011

Комедия «Горе от ума» была закончена Грибоедовым в тысяча восемьсот
двадцать четвертом году. Сразу же запрещенная цензурой, она при жизни
автора ни разу не появилась ни в печати, ни на сцене. Но рукопись комедии
переписывалась от руки, и списки распространялись по России. К моменту
первых театральных постановок «Горе от ума» зрители знали текст комедии
наизусть. «Горе от ума», как политическая , сразу же была воспринята
правильно и получила высокую оценку декабристов. Прочитаны первые страницы …Стало ясно: все в доме Фамусова ждут человека, так заинтересовавшего меня. Кто он? Почему только о нем и говорят в этом доме? Почему Лиза, горничная, вспоминает о нем как о человеке веселом, остроумном, а Софья, дочь Фамусова, и слышать не хочет о Чацком?А в последствии я убеждаюсь в том, что и Фамусов раздражен и встревожен. Почему? Все эти вопросы мне необходимо разрешить. Комедия с
первых же страниц заинтересовала меня.

Итак, выясняется, что Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме
своего опекуна Фамусова,друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью,
получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернеров. «Привычка
вместе быть день каждый неразлучно» связало их детской дружбой. Но вскоре
юноше Чацкому стало уже «скучно» в доме Фамусова, где отсутствовали
серьезные умственные интересы, и он «съехал», то есть стал жить отдельно,
самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти
годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством. Но и
любовь к девушке не отвлекала его от стремления к знаниям, к изучению
жизни. Он отправляется «странствовать». Прошло три года …И вот наш герой
снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно
любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой
девушкой слышны в его голосе! Он оживлен, весел, остроумен, красив! Чацкий
весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда: ведь
Софья-то любит не его, а секретаря своего отца, хитрого лжеца Молчалина.

Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его
отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не
любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина.
Она способна на лож, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно,
отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может
почувствовать боль человека, истинно любящего свою Родину. Чацкий и Фамусов
встречаются как близкие люди. Но в скоре мы убеждаемся в том, что между
ними постоянно происходят столкновения.

В доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным
претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником
самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником
«свободной жизни», выразителем идей декабристов, новых представлений о
человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная
идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности,
о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе.
Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и
бездушие «отцов отечества», их жалкое преклонение перед всем иностранным,
их карьеризм, яростное сопротивление движению вперед, к лучшей жизни.
Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот
строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых.
Самодовольный крепостник поучает «нынешних гордецов», как надо жить, ставит
в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.

Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев,
Грибоедов? Вряд ли! Вот почему мы так естественно воспринимаем
обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает,
издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как
к его размышлениям отнесутся окружающие.
Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он
хочет довести врагов до «белого каления» и высказать свою правду.
Гнев и обиды гражданина придают ему энергию.

Читая комедию, я все больше и больше восхищаюсь тем, как
выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает
у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне
близки и дороги его высказывания в адрес мира крепостников.

Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, -
олицетворение, подлости, невежества, косности. К этой толпе можно отнести,
на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит
ему предательский удар: сочиняя сплетню о сумасшествии Чацкого. Я понимаю,
что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но
нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной! Ведь она представительница
прекрасного пола и вдруг…. такая подлость! Выдумка о сумасшествии
Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все
повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова. Когда гости начинают
перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой
фразы: по их мнениям сумасшедший - значит «вольнодумец». Все пытаются
установить причину сумасшествия. Хлестова говорит: «Чай, пил не по
летам»,но Фамусов твердо уверен:

Ученье - вот чума,
Ученость – вот

причина….
Затем предлагаются различные меры борьбы с «безумием». Полковник
Скалозуб, самовлюбленный, тупой полковник палочной муштры, враг свободы и
просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит:

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А школы сохранят так: для больших оказий.

А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.

Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за свое свободомыслие. Он
ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой
свободолюбивый . И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, -
возводит на него гнусною клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем
сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как
то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.

И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов. Чацкий
оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и
горничной Лизой. Молчалин признается девушке в любви, но смело горничная
намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут
Молчалин «снимает маску»: он признается Лизе, что «в Софье Павловне нет
ничего завидного», что влюблен он в неё « по должности», « который кормит и
поит, а иногда и чином подарит». Гнев и стыд терзают Чацкого: «Вот я
пожертвован кому!». Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник -
Молчалин, низкий лицемер и обманщик, «глупец», «услужник знаменитый»,
убежденный в том, что «в его лета», в его чине «не должно сметь своё
суждение иметь », но должно, «угождая всем, и награждения брать и весело
пожить».

И Софья направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала
случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена,
унижена! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека! Какую жалкую роль сыграла Софья в его жизни! Но девушка находит в себе
силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её
ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может.
Чацкому нанесена еще одна рана: он узнает, что нелепая сплетня о его
безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет никогда простить ей, так
как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему.
Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая «мучителей толпы, в
любви предателей, в вражде неутомимых», он намеревается «искать по свету,
где оскорбленному есть чувству уголок ».

А Софья? Ведь так возможно было примирение с ней! Но Чацкий,
причислив её к миру своих врагов, убежден, что «другой найдется
благонравный низкопоклонник и делец». Может быть, прав наш герой. Ведь
Софья, воспитанная в духе ненависти ко всему прогрессивному, новому, не
принесла бы человеку, имеющему определенное мнение о крепостном
праве, просвещении, службе. Недаром декабристы видели в Чацком своего
единомышленника.

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не
безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая
характерна для фамусовского общества, погубившего её.
Комедия «Горе от ума» вошла в сокровищницу нашей национальной
культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной
силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое
отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так
часто встречаются и в нашей жизни.

Главный герой комедии учит нас быть непримиримыми ко всему низкому и
пошлому, учит быть честными, добрыми и принципиальными.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » О конфликте Чацкого с фамусовским обществом. . Литературные сочинения!

В чём своеобразие конфликта Чацкого с «фамусовским обществом»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Показать текст целиком

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, но разрешена к печати лишь в 1831 году, уже после смерти Грибоедова. Конец 10-х – начало 20-х годов 19 века – это время возникновения тайных обществ, основной программой которых было освобождение крестьян, уничтожение самодержавия, утверждение русской национальной самобытности в искусстве. Это время, когда в России происходит конфликт между прогрессивным и консервативным дворянством. И этот основной конфликт эпохи царствования Александра 1 нашел отражение в пьесе Грибоедова. Само понятие «конфликт» заключает в себе воспроизведение острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. Так в чем же проявляется своеобразие конфликта главного героя с «фамусовским обществом»?

Завязкой сюжета пьесы является приезд Чацкого, который вернулся на родину после двух лет путешествия по Европе, полный жажды деятельности и соскучившийся по любимой. В завязке определяется конфликт - столкновение интересов Чацкого, влюбленного и добивающегося ответа, и Софьи, для которой Чацкий - угроза ее любви к Молчалину. Развитие действия связано с активностью Чацкого, ищущего ответа на вопрос, кто может быть избранником Софьи. А кульминацией - намеренно пущенный Софьей слух о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». Этому слуху поверили все без исключения, и потому любовный конфликт обретает общественную силу. В развязке комедии Чацкий узнает о том, кто его соперник, и о том, что для всех он безумен. И происходит слияние частного, любовного конфликта с гражданским, социальным.

Между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений . Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.

Ярким представителем фамусовского общества является сам Фамусов. По своему общественному положению он - богатый чиновник, занимающий видное место в Москве.

В службе он считает главным служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными - вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек , желающему служить:

А дядя! Что твой князь? Что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб…

…Упал он больно, встал здорово.

Взгляд же на службу Чацкого совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служение не лицам, а делу, целью службы ставит заботу об общем благе, а не личные материальные интересы:

Кто служит делу, а не лицам…

Честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов». Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Разные взгляды у Фамусова и Чацкого на

На вопрос почему не избежна столкновение чацкого и фамусова? Грибоедов горе от ума заданный автором Невропатолог лучший ответ это Чацкий клеился к Софье. А Софья - дочь Фамусова. Они неизбежно должны были пересечься.
Фамусовскому обществу, твёрдо хранившему традиции «века минувшего» , противопоставлен Александр Андреич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего» , точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей общественное самосознание русского народа, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это самый яркий образ «нового человека» , положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.
Сын покойного друга Фамусова, Чацкий вырос в его доме, в детстве воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров. Рамки комедии не дали возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чацкий, как он рос и развивался. Мы знаем только, что он человек образованный, занимается литературной работой («он славно пишет, переводит») , что он был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей (очевидно, в составе русской армии) . Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед, Европой, столь типичного для фамусовского общества, предохранили Чацкого присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к её народу, критическое отношение к окружающей его действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
Возвратившись в Москву, Чацкий нашёл в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали её и в старые годы. Он нашёл тот же дух нравственного угнетения, подавления личности, который царил в этом обществе и до войны 1812 года.
Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно всё более ожесточённый характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье; его выпады против дворянского общества становятся всё более резкими.
"Главная роль, конечно, -роль Четкого, без которого не было комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов". И. А. Гончаров Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура. Чацкого определяет конфликт комедии - конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их столкновение с обществом неизбежным. Проблема взаимопонимания "века нынешнего" и "века минувшего" была актуальна для времени создания Грибое- довым комедии "Горе от ума", актуальна она и в наши дни. Итак, в центре комедии - конфликт между "одним здравомыслящим человеком" (по оценке Гончарова) и "консервативным большинством". Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума. Ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между "веком нынешним" и "веком минувшим".