Гроза отношения катерины и тихона. Прощание катерины с тихоном. В семье Кабановых

Александром Николаевичем была освещена важнейшая и особенно актуальная в то время проблема человеческого достоинства. В аргументы, позволяющие считать ее таковой, приводятся весьма убедительные. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы тем, что вопросы, затронутые в ней, продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, а интерес к ней не ослабевает до сих пор.

В 50-60-е годы 19-го века особое внимание писателей и поэтов привлекали следующие три темы: появление разночинной интеллигенции, крепостное право и положение женщины в обществе и семье. Кроме того, была еще одна тема - тирания денег, самодурства и старозаветного авторитета в среде купечества, под гнетом которой находились все члены семей, а особенно женщины. А. Н. Островский в своей драме "Гроза" поставил задачу обличения духовной и экономической тирании в так называемом "темном царстве".

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: "Это Большинство действующих лиц - либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха - истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон - бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара - бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.

Изобретатель Кулигин

Кулигин - довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле - электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза", эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!", благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.

Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" раскрывается на контрасте "темного царства" и "луча" - Катерины.

"Темное царство" и его жертвы

Обитатели Калинова разделены на две группы. Одну из них составляют представители "темного царства", олицетворяющие власть. Это Кабаниха и Дикой. К другой принадлежат Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они являются жертвами "темного царства", ощущающими его жестокую силу, но выражающие протест против нее по-разному. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме "Гроза". План Островского был показать с разных сторон влияние "темного царства" с его удушающей атмосферой.

Характер Катерины

Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.

Эта девушка - натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого "темного царства" завершается трагически.

Взаимоотношения Катерины и Тихона

Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание - хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв "темного царства", не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.

Катерина и Борис

Племянник Дикого, Борис, - это тоже жертва ханжеской, темной среды. По своим внутренним качествам он находится значительно выше "благодетелей", окружающих его. Полученное им в столице образование в коммерческой академии развило его культурные потребности и взгляды, поэтому данному персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе "Гроза" встает и перед этим героем. Однако у него недостает характера, чтобы вырваться из-под их тирании. Он единственный, кто сумел понять Катерину, но был не в силах ей помочь: у него не хватает решимости сражаться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, покориться судьбе и покидает ее, предчувствуя гибель Катерины. Неспособность бороться за счастье обрекла Бориса и Тихона на то, чтобы не жить, а мучиться. Лишь Катерина сумела бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе таким образом, это и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов "темному царству". К ним относилась только главная героиня.

Мнение Добролюбова

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" была раскрыта в статье Добролюбова, который назвал Катерину "лучом света в темном царстве". Смерть одаренной молодой женщины, сильной, страстной натуры осветила на миг спящее "царство", как луч солнца на фоне мрачных темных туч. Самоубийство Катерины Добролюбов рассматривает как вызов не только Диким и Кабановым, но и всему укладу жизни в мрачной, деспотической феодально-крепостной стране.

Неизбежный финал

Это был неизбежный финал, несмотря на то что главная героиня так чтила Бога. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем терпеть упреки свекрови, сплетни и угрызения совести. Она признала себя виновной прилюдно, поскольку не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует расценивать как поступки, которые возвысили ее человеческое достоинство.

Катерину могли презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижалась, не совершала недостойных, низких поступков, они лишь шли вразрез с моралью этого общества. Хотя какая может быть мораль у столь ограниченных, тупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - это проблема трагического выбора между тем, чтобы смириться или бросить вызов обществу. Протест при этом грозит тяжелыми последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.

а) Анализ письменных ответов учащихся на основе проверки домашнего задания.

б) Какой предстает перед нами Тихон: ленивый, тупой, грубоватый купчик или глубоко страдающий, любящий человек? («Жаль мне смотреть-то на нее…» .

Слово учителя: Вспомним, что немилосердное «темное царство» отвергало по существу любые движения человеческого сердца, сковывало и подавляло любые проявления личностного начала. Даже самая слабая попытка усомниться в том, что Калинов – это и есть «обетованная земля», как утверждает Феклуша, подавлялись с беспощадной жестокостью. Вспомним и самое последнее слово, которым заканчивается пьеса: мучиться. Его произносит Тихон. Одно это заставляет нас более внимательно присмотреться к сыну богатой купчихи Кабановой. Так ли справедливо традиционное восприятие молодого Кабанова как «тупого и ленивого».

Беседа с учащимися:

– Как вы думаете, в начале пьесы Тихон любит Катерину? Как он к ней относится? (Жалеет, стремится облегчить ее участь, в самые напряженные моменты обнаруживает неожиданную тонкость чувств).

– Где кульминация в пьесе? (Сцена признания Катерины).

Чтение действия четвертого, явления шестого. Наблюдение за Тихоном и Катериной.

– Что толкает Катерину на признание? (Действие четвертое, явления 3 – 6).

– Как реагирует Тихон на признание Катерины? Обратите внимание на ремарки. (Он совершенно неожиданно для него самого и для всех окружающих хочет обнять ее). Почему? (Хочет защитить ее).

Слово учителя: Так настает для него момент истины. Именно Тихону дано если не понять, то, уж, во всяком случае, почувствовать глубину переживаний Катерины, безвыходность ее положения. Дано ему и нечто большее – умение сострадать, прощать, то милосердие, которого начисто лишена Марфа Игнатьевна Кабанова. Как это ни парадоксально звучит, но Тихон начинает ощущать нежность и даже любовь к Катерине именно в ту минуту, когда внезапно понимает, что теряет ее. Совсем недавно он не сомневался, что ничего страшного с Катериной произойти не может, что она всегда, в любом случае будет рядом, будет принадлежать ему… И лишь когда страшная правда раскрывается перед ним, в нем самом – совершенно неожиданно для него – пробуждаются новые чувства. Тихон изменяется в конце пьесы, но начало этому положено еще до самоубийства Катерины. Поэтому так важна концовка четвертого действия. От нее протягивается мостик к началу пятого действия, где речь идет о событиях в доме Кабановых уже после покаяния Катерины. Становится ясно, что порыв Тихона обнять виновную жену после ее горького признания, был для него не случайным.

– Что же происходит в душе молодого человека, узнавшего, что его не любят? Как он об этом рассказывает Кулигину? (Маменька поедом ест, жена тает как воск, плачет, а сам Тихон убивается, глядя на нее)

Слово учителя: Подумайте, и это идет речь о жене, которая ему изменила! Теперь он другими глазами смотрит на Катерину. Тихон наконец-то увидел в ней человека – несчастного, страдающего, покаявшегося… В душе его зреет бунт. Он идет к этому бунту постепенно. Не только в конце пятого действия, но и в его начале он произносит осуждающие слова о матери. А по отношению к Катерине Тихон предстает перед нами любящим, добрым, трогательным. Вместо грубоватого и недалекого купчика, снисходительно посматривающего на молодую жену, перед нами появляется совсем иной человек, глубоко страдающий и тонко чувствующий. Разрушились оковы, искусственно стягивающие его человеческие чувства и душу, и он находит в себе, чтобы перед всеми выкрикнуть обвинение матери. Это уже не просто безотчетный порыв. Наконец-то он выговорил вслух то, что долго у него таилось в душе. Теперь горькое прозрение наступило и для него, он трижды прямо в лицо бросает грозной матери обличающее «вы!».

в) Каким мы видим Бориса: эгоистичного, холодного, трусливого или любящего человека? («И он к ней жалость имеет…») .

Слово учителя: Борис выглядит на первый взгляд эгоистом. Разве он не мог помочь Катерине? Даже Кудряш, которого мы считаем не очень эмоциональным, убежал с Варварой, чтобы спасти ее от матери. А Борис лишил Катерину последней надежды, когда не захотел взять с собой. Не является ли он тем самым человеком, который толкнул Катерину к гибели?

Беседа с учащимися:

– Почему Борис не взял Катерину с собою? (Церковный брак нерасторжим. Стать женой Бориса она не сможет. Мало этого, у нее и собственных-то документов никаких нет: по законам того времени дочь вписывалась в паспорт отца, жена – в паспорт мужа. Первая же полицейская проверка приведет к тому, что Катерину задержат и отправят по этапу домой, по месту жительства. Не исключено, что и самого Бориса обвинят в похищении чужой жены. Что же остается в такой ситуации ему делать? Рискнуть? Борис прекрасно понимает, какие лишения и опасности неминуемо подстерегают Катерину.

– Понаблюдаем как меняется Борис, сравним два свидания Бориса и Катерины: первое и последнее (действие третье, явление третье; действие пятое,

явление третье).

Слово учителя: Во время первого свидания Борис, несмотря на клятвенные заверения, думает только об удовольствиях, которые сулят ему свидания с молодой женщиной. Он не хочет даже помыслить о том, к чему могут привести эти встречи. Узнав, что Тихон уехал на две недели, радуется. На последнем свидании слова как бы идут от сердца, они проникнуты грустью, мы видим, что он начал беспокоиться за Катерину. Собирается уезжать и говорит, что измучится дорогой, думая о ней. Первоначально, прощаясь с Катериной, уговаривал ее терпеть, а там стерпится и слюбится. И только в конце появляются гневные слова: «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» . В Борисе становятся заметными проблески искреннего чувства, способность к глубоким переживаниям. Это почувствовал и Тихон.

– Как относится Тихон к Борису? Учтите, что Борис – соперник. Докажите. (Сочувствует, говорит, что тот очень страдает, имеет жалость к Катерине; делает вывод, что он хороший человек).

– Почему мы можем сказать, что Борис изменился? (Он думает теперь уже не о своих удовольствиях, а о судьбе Катерины).

– Борис назвал себя «вольной птицей». Так ли это? (Это неправда: он сидит в тесной клетке, откуда ему не вырваться. Удалось только Катерине, но ценой жизни).

3. Каким мы видим Кулигина («Лучше уж стерпеть».

Слово учителя: Никакой помощи и поддержки Катерина ни от кого получить не может. Героиня пьесы, рвущаяся к людям, к свету, остается, в конечном счете, одинокой и непонятной. Это относится и к Кулигину, нарисованным Островским с нескрываемой симпатией. В пьесе их линии ни разу не пересекаются. Возможно, это обстоятельство должно было подчеркнуть изолированность и одиночество не только Катерины, но и Кулигина.

Беседа с учащимися:

– Где мы впервые встречаемся с Кулигиным? Как он себя называет? (Механик-самоучка).

Устное рисование. Каким вы себе его представляете?

Слово учителя: Вместе с тем, в литературоведении уже было сделано обоснованное наблюдение, что и Кулигин – порождение все того же калиновского мира. Образ его явно проецируется не на будущее, а на прошлое. Взять хотя бы его чисто технические идеи: солнечные часы, о которых он мечтал, – изобретение, сделанное в глубокой древности, вечный двигатель – старательно придумывали в средние века, но уже в 18 веке стала ясна полная невозможность такого изобретения. Борис об этом знает и не хочет разочаровывать Кулигина. И в литературе симпатии механика-самоучки отданы прошлому – Ломоносову, Державину… Кулигин – типичный просветитель. Дикому он толкует о необходимости громоотвода и объясняет его устройство, обывателям рассказывает о благодетельности грозы.

– Как реагирует Кулигин на угрозы Дикого?

– Какую мы можем выделить черту, объединяющую всю группу, условно именуемую жертвами «темного царства»? (Примирение с невыносимым гнетом, покорное согласие с существовавшими условиями. Лишь один Тихон в финале пьесы предпринимает попытку бунта – да и то скорее всего бесплодную, если вспомнить ответную реплику Кабанихи).

Слово учителя: Все же не только Варваре, но и Тихону, и Борису, и даже Кулигину совершенно не свойственен тот нравственный максимализм, который характерен для Катерины. Они сознательно или бессознательно склоняются к компромиссам, где жизнь требует сделать выбор. И все-таки характеры их сломлены, души опустошены. Именно в этом проявляется определенный замысел драматурга: именно на их фоне, а не только на фоне Дикого и Кабанихи, становится наиболее очевидным подлинный масштаб личности Катерины. Для нее совершенно неприемлемы принципы и советы, смысл которых сводится в конечном счете к мысли о необходимости жизненных уступок.

– Как герои говорят о необходимости жизненных уступок?

Нечего делать, надо покориться », – говорит о себе Кулигин.

«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», – убеждает Катерину Варвара.

«Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай» , – учит Тихон жену. «Эх, кабы сила!» – восклицает в отчаянии Борис.

Слово учителя: Современник А.Н.Островского писатель П.И.Мельников-Печерский считал, что подлинным «лучом света в темном царстве» является Кулигин.

– Согласны ли вы с писателем?

Слово учителя: Покориться Катерина не может, скрывать ничего не умеет, пропускать мимо ушей оскорбления не хочет, а сила у нее есть. Поэтому именно она, а не кто-либо другой из действующих лиц, является лучом света в «темном царстве».


Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения.

Главные действующие лица в эпизоде - Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во-первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и её тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею неприемлемое. Это доказывает клятва, которую так и не взял Тихон с жены. Кабанов жалеет Катерину и искренне просит у нее прощения, но на уговоры не уезжать или взять супругу с собой не поддается, и даже не пытается скрыть желания сбежать от семьи, неволи, а жена будет ему только помехой.

Также Кабанов не понимает страха Катерины, о чём свидетельствует множество вопросительных предложений в конце эпизода. Речь Катерины, напротив, содержит мольбу, выраженную в восклицаниях.

Авторские реплики указывают на невозмутимость и непреклонность Кабанова к просьбам и ярое непринятие Катериной отъезда мужа. Девушка то обнимает Тихона, то падает на колени, то плачет - она в отчаянии. Тот безразличен к уговорам жены и мечтает лишь вырваться из ставшего ненавистным дома.

В целом, данный эпизод играет большое значение в произведении, так как влияет на разворачивающиеся позже ключевые события, такие как встреча Катерины с Борисом.

Обновлено: 2016-08-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Обучающая – с помощью классического произведения продемонстрировать влияние семьи и социума на формирование личности.
  • Воспитательная – воспитывать нравственную жизненную позицию учащихся,
  • Развивающая – построение собственных жизненных целей, как основу саморазвития

Задачи:

  • На основе прочитанного материала проанализировать историю жизни Катерины и Тихона, формирование их, как личностей.
  • Актуализация исторической ситуации в России.
  • Развитие критического мышления учащихся.
  • Соотнести реальные социальные возможности людей 19 века и наших современников.
  • Проговорить возможные выходы из кризисных ситуаций.

Ход урока

1. Теоретический экскурс в историю эпохи: Россия перед грозой.

2. Рассказ о критиках, писавших о драме А.Н. Островского “Гроза”

  • Н.А. Добролюбов (1836-1861)
  • Д.И. Писарев (1840-1868)

3. Принципы воспитания Катерины и Тихона.

4. Основные черты характеров, сформировавшиеся при разном стиле воспитания у Катерины и Тихона.

5. Образ Тихона

6. Образ Катерины

7. Образование Катерины

8. Мечты Катерины

9. Особенности Характеров Катерины и Тихона

10. Понимание любви героями

11. Поступки Катерины и Тихона

12. Возможность позитивного выхода для Катерины и наше отношение к самоубийству?

Темы для обсуждения:

  • Чей образ, Катерины или Тихона, нам понятнее и ближе?
  • Был ли другой выход у Катерины с точки зрения автора?
  • Какие позитивные выводы может сделать для себя современная молодежь?

Список литературы.

  1. “Гроза” А.Н. Островского. – М., 1975.
  2. Драма Островского “Гроза” в русской критике. – Л., 1990.
  3. Добролюбов Н.А. Статья "Луч света в темном царстве".
  4. Писарев Д.И. Статья "Мотивы русской драмы"
  5. Силинская Л.Н. "Поурочное планирование по литературе" К учебнику "В мире литературы. 10 класс" под ред. А.Г.Кутузова. - Экзамен, 2006 г.
  6. Фадеева Т.М. Тематическое поурочное планирование по литературе к учебнику Ю.В.Лебедева. - Экзамен, 2005 г.

Сочинение: Островский А. Н. - Гроза - "СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”"

"СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”"

СВОЕОБРАЗИЕ

КОНФЛИКТА

В ПЬЕСЕ А. Н.

ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”

драматическом произведении связь между

композицией, конфликтом и жанром очень

тесна, эти три слагаемые произведения

просто не могут не перекликаться друг с

другом, и часто, прочитав жанровое

определение, выделенное мелким шрифтом на

титульном листе, мы уже угадываем не только

форму, но подчас и сюжет, а вместе с ним и

идею, тему всего произведения,

соответственно и конфликт, порождающий эти

идеи. Иногда само жанровое определение (в

может просто не соответствовать основным

традициям жанрового деления в литературе.

вдруг не соответствует форме или

тут намного глубже, чем диктуют рамки

одного избранного жанра. Если же писатель

нарочно подчеркивает это несоответствие

между формой и содержанием, то

исследователи, критики сталкиваются с еще

одной загадкой, разрешение которой важно

для понимания конфликта, а следовательно, и

идеи произведения. Ярким примером могут

служить гоголевские “Мертвые души”, не

случайно названные поэмой. Своим

произведением Н. В. Гоголь как бы подводит

итог всей предшествующей литературе,

заставляя отточенные до совершенства уже

существующие жанры

работать по-новому, и целью такой работы

является выявление

нового глубокого конфликта.

Ситуация в

пьесе “Гроза”, история ее создания и

похожа и разнится

от высказанных выше наблюдений. А. Н.

Островский не подводил итоги, не

синтезировал новые жанры, тем не менее

жанровое определение “Грозы” как бытовой

социальной драмы, данное им самим, является

не совсем правильным, а соответственно, и

один, лежащий на поверхности конфликт, по

сути, заменяется другим, более глубоким и

сложным. Жанровое определение А.

Островского явилось лишь данью

литературной традиции. Конфликту же здесь

суждено сыграть совсем иную роль. Если

рассматривать “Грозу” как социально-бытовую

драму, то и вытекающий из этого конфликт

выглядит довольно просто: он как бы внешний,

социальный; внимание зрителей поровну

распределено между героями, все они,

как шашки

на доске, играют почти одинаковые роли,

необходимые для создания сюжетной канвы,

они запутывают и потом, мелькая и

перестраиваясь, как в пятнашках, помогают

разрешить запутанный сюжет. Если система

персонажей раскладывается таким образом,

что и конфликт возникает и разрешается как

бы с помощью всех действующих лиц. Тут мы и

имеем дело с драмой бытового характера, ее

конфликт прост и легко угадывается. Что же

происходит в “Грозе”? Замужняя женщина,

довольно богобоязненная, полюбила другого

человека, тайно встречается с ним, изменяет

мужу. Единственное, что волнует ее - это ее

отношения со свекровью, которая является

представителем “века минувшего” и свято

охраняет именно букву закона,

Катерина при такой раскладке конфликта и

таком его понимании в свете жанрового

определения “Грозы” как социально-бытовой

драмы является олицетворением нового

времени, “века нынешнего”, и наряду с

Тихоном, Варварой, Кудряшом борется против

пережитков прошлого, против домостроя,

против самой атмосферы застойника отмерших

правил и порядков, олицетворением которого

является дореформенный Калинов. Легко

выявляются и главные антагонисты -

Катерина и Кабаниха. В таком духе понимали

“Грозу” многие критики и, в частности, Н. А.

Добролюбов. Вот сталкиваются сильные

личности, два антагониста, кто-то из них

должен уйти, и вдруг... Этим, казалось бы,

обреченным человеком оказывается не старая

Кабаниха со своими архаическими

взглядами на жизнь, а молодая, полная сил

Катерина, окруженная своими

единомышленниками. В чем же дело? Что же

произошло? Конфликт старого и нового, “века

нынешнего и века минувшего”, казалось бы,

разрешен, но несколько странным образом.

Все это приводит нас к мысли о том, что

конфликт в пьесе гораздо глубже, сложнее и

тоньше, чем на первый взгляд кажется.

Безусловно, искусно выстроенная сюжетная

линия, противостояние двух сильных

личностей - Катерины и Кабанихи имеют

место и дают нам возможность наблюдать

конфликт социально-бытового характера,

напоминающий любой нынешний телесериал. Но

глубоко скрытый конфликт выявляется здесь

при несколько ином прочтении пьесы и другом

жанровом определении, при другой трактовке

сюжета “Грозы”. Определение жанра “Грозы”

и понимание конфликта как социально-бытового,

данного А. Н. Островским, является здесь не

только данью традиции, но и, пожалуй,

единственно возможным вариантом в то время.

А. И. Журавлева так объясняет это явление:

“...вся история предшествовавшей

Островскому русской драматургии не давала

образцов такой трагедии, в которой героями

были бы частные лица, а не исторические

деятели, хотя бы и легендарные”. Итак,

жанровое определение “Грозы” при другой

трактовке - трагедия, а трагедия,

соответственно, предполагает более высокую

ступень конфликта, чем в драме.

Противоречие осуществляется не на уровне

системы персонажей, а на более сложном

уровне. Конфликт возникает прежде всего в

сознании героя, который борется с самим

трагедии уходит далеко в глубь веков, но

обычно действующими лицами, начиная от

античной трагедии, являлись исторические

личности. Достаточно вспомнить Антигону

Софокла, которая не знает, как ей поступить,

не нарушив своих моральных, внутренних

нравственных принципов (а отнюдь не “внешних”,

синтезированных государственных законов).

классицистов примерная ситуация в “Сиде”

Корне ля, она разрешается лишь путем

устранения борющихся в Родри-го

нравственных сомнений. Таков и конфликт у А.

Н. Островского, он внутренний, нравственный,

только его переживает не царская дочь или

знатная дама, а простая купеческая жена.

Воспитанная на христианской морали и

домостроевских принципах, она с ужасом

видит их крушение не только вокруг, но и

внутри себя, в своей душе. Все вокруг нее

рушится, “время стало в умоленье приходить”,

говорит странница Феклуша. Сознание своей

греховности и в то же время понимание того,

что она ни в чем не виновата и не в ее силах

противостоять страсти, доводит ее до

неразрешимого противоречия внутри

Катерина не может не любить Тихона - ведь

так она предает Бога в своей душе, но тем не

менее случается страшное, и Катерина не в

силах что-либо изменить. Конфликт состоит

не в антагонизме Кабанихи и Катерины,

которая на первый взгляд добивается права

на свободу выбора чувств, конфликт заложен

в самой Катерине, видевшей в такой борьбе

преступление против Бога и не сумевшей

смириться с этим. И не Каба-ниха губит

Катерину, как в финале восклицает Тихон,

воспринимающий все происходящее с точки

зрения человека нового времени, - Катерину

губит собственная гнетущая

противоречивость ее чувств. Но понимание

внутренних переживаний Катерины

недоступно Тихону, как и всем другим

персонажам пьесы. Они как бы отодвигаются

на второй план, служат лишь фоном,

декорацией для проявления характера

Катерины, как, например, Дикой или барыня. А

по сути, один из главных героев, Борис,

вообще характеризуется как “принадлежащий

более к обстановке”. Все герои как бы

образуют единое целое - их неверие вкупе с

прогрессивным мировоззрением Кулигина

выступает своеобразным противовесом

фанатичной вере Катерины. В то же время

почти сектантская вера Катерины приводит к

неразрешимому противоречию в ее душе, тогда

остальные давно примирились со своей

совестью. Это противоречие не может мирно

разрешиться, и Катерина не способна пойти

на компромисс с самой собой.

Катерина

резко отличается от всех остальных героев,

тем не менее она очень похожа на Кабаниху.

Обе фанатично верят, обе осознают ужас

проступка Катерины, но если Кабаниха

охраняет старое, отжившее, то Катерина к

тому же верит всей душой, и для нее все эти

испытания во много раз тяжелее, чем для

Кабанихи. Не выдерживая состояния

неопределенности, Катерина видит выход в

покаянии, но и это не приносит ей облегчения.

Покаяние уже не играет особой роли,

возмездие неотвратимо, Катерина, как все

истинные верующие, фаталистка и не верит в

то, что можно что-либо изменить. Покончить с

трагическим конфликтом в душе можно лишь

одним способом - лишиться ее, лишить ее

бессмертия, и Катерина совершает самый

тяжкий грех - самоубийство.