Художники нидерландов знаменитые. Голландская живопись. Основные черты искусства Возрождения Нидерландов

Основные тенденции, этапы развития живописи и знаковые живописцы Голландии.

Голландская живопись

Введение

Голландскую живопись XVII века иногда ошибочно считают искусством для среднего класса, преклоняясь перед фламандской живописью этого периода и называя ее придворной, аристократической. Не менее ошибочным является мнение о том, что голландские художники занимаются только изображением непосредственной человеческой среды, используя для этой цели пейзаж, города, море, жизнь людей, в то время как фламандское искусство посвящено исторической живописи, которая в теории искусства считается более возвышенным жанром. В противоположность этому, для общественных зданий в Голландии, которые должны были иметь внушительный вид, а также богатых посетителей, какими бы ни были их религиозные убеждения или происхождение, требовались картины на аллегорическую или мифологическую тематику.

Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным. Например, Питер Артсен, родившийся в Амстердаме, до возвращения в родной город в 1557 году работал в Антверпене , а его ученик и племянник Иоахим Букелаер всю жизнь провел в Антверпене. В связи с подписанием Утрехтской унии и обособлением семи северных провинций многие жители после 1579–1581 гг. эмигрировали из северных Нидерландов в протестантскую часть искусственно разделенной страны.

«Мясная лавка». Артсен.

Развитие искусства

Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного, искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». В 1583 г. живописец и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Одним из главных мастеров этого харлемского или утрехтского маньеризма был Абрахам Блумарт.

Затем Исайя ван де Вельде, рожденный в Голландии в семье эмигрантов из Фландрии, и учившийся в кругу живописцев, центром которого были фламандские художники Давид Винкбонс и Гиллис Конинксло, в своих ранних картинах выработал реалистический стиль живописи, который отсылал к Яну Брейгелю-старшему, с яркими цветовыми градациями художественных планов. Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета. Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном.


Зимний пейзаж. Вельде.

Один из наиболее монументальных пейзажей высокого барокко , «Большой лес», кисти Якоба ван Рейсдаля, принадлежит к следующему периоду развития голландской живописи. Зрителю больше не приходится переживать достаточно аморфный вид простирающегося пространства в серо-коричневых тонах с несколькими бросающимися в глаза мотивами; отныне впечатление производит фиксированная, энергетически акцентированная структура.

Жанровая живопись

Голландская жанровая живопись, которую, по сути, вряд ли можно назвать всего лишь портретированием повседневной жизни, часто несущим в себе моралистическое послание, представлена в Вене работами всех основных ее мастеров. Ее центром был Лейден, где Жерар Ду, первый ученик Рембрандта , основал школу, известную под названием «Лейденская школа изящной живописи (fijnschilders)».

Фигуративная живопись

Встреча офицеров роты. Франс Хальс.

Три величайших голландских мастера фигуративной живописи, Франс Хальс, Рембрандт и Ян Вермеер Дельфтский, следовали друг за другом с интервалом почти в целое поколение. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Для многих он стал олицетворением открытого, жизнерадостного и спонтанного живописца-виртуоза, в то время как искусство Рембрандта, мыслителя - как гласит клише, - раскрывает истоки человеческой судьбы. Это одновременно и справедливо, и неправильно. Что сразу бросается в глаза при взгляде на портрет или групповой портрет кисти Хальса, так это способность передать человека, которого переполняют эмоции, в движении. Для того чтобы изобразить ускользающий момент, Хальс использует открытые, заметно нерегулярные мазки, перекрещивающиеся зигзагами или в виде штриховки. Этим создается эффект постоянно мерцающей поверхности, подобной наброску, которая сливается в единый образ только при взгляде с определенного расстояния. После возвращения «подарков» Ротшильда - выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Портреты, написанные в поздний период творчества Хальса, ближе к работам Рембрандта по психологической проникновенности и отсутствию позерства.

Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.

Вермеер

Лишенное драматизма искусство Яна Вермеера, полностью сосредоточенное на созерцании, считалось отражением голландского среднего класса, теперь независимого и довольного тем, что у него есть. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Их ясность и спокойствие являются результатом точного анализа, включающего использование новейших технических изобретений, таких как камера обскура. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Процесс, начатый Яном ван Эйком, уроженцем северных Нидерландов, пассивное, отстраненное созерцание недвижимого мира, всегда оставался главной темой голландской живописи и в работах Вермеера достиг аллегорического и в то же время действительного апофеоза.

Голландская живопись

обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Нидерланды - уникальная страна, подарившая миру не один десяток выдающихся деятелей искусства. Известные дизайнеры, художники и просто талантливые исполнители - вот небольшой список, которым может пощеголять это небольшое государство.

Расцвет искусства Голландии

Эпоха процветания искусства реализма длилась в Голландии сравнительно недолго. Этот период охватывает весь XVII век, однако масштабы его значимости сильно превосходят данные хронологические рамки. Голландские художники того времени стали образцом для подражания для последующего поколения живописцев. Дабы эти слова не звучали голословными, стоит упомянуть фамилии Рембрандт и Гальса, Поттера и Рейсдаля, которые навеки укрепили за собой статус непревзойденных мастеров реалистичного изображения.

Весьма значимым представителем нидерландской Ян Вермеер. Его принято считать самым загадочным персонажем в эпоху расцвета голландской живописи, так как, будучи известным при жизни, он утратил интерес к своей персоне уже менее чем через полвека. О биографических сведениях Вермеера мало что известно, в основном искуствоведы исследовали историю о нем с помощью изучения его работ, однако и здесь были сложности - художник практически не датировал свои полотна. Наиболее ценными с эстетической точки зрения принято считать работы Яна "Служанка с кувшином молока" и "Девушка с письмом".

Не менее известными и достойными уважения художниками были Ганс Мемлинг, Иероним Босх, гениальный Ян ван Эйк. Всех творцов отличает обращение к бытовому нашедшему отражение в натюрмортах, пейзажах и портретах.

Наложила свой отпечаток на последующее развитие французского искусства второй половины XVII века и стала образцом для реалистичных пейзажей, творящихся в эпоху Возрождения. Не обделили вниманием голландцев и русские художники-реалисты. Можно смело утверждать, что искусство Нидерландов стало прогрессивным и показательным и сумело найти отражение в полотне каждого выдающегося художника, писавшего натуральные этюды.

Рембрандт и его наследие

Полное имя художника - Рембрандт ван Рейн. Он был рожден в памятном 1606 году в достаточно преуспевающей на те времена семье. Будучи четвертым ребенком, он все-таки получил хорошее образование. Отец хотел, чтобы его сын окончил университет и стал выдающимся деятелем, однако его ожидания не оправдались ввиду низкой успеваемости мальчика, и дабы все старания не прошли зря, он был вынужден уступить парню и согласиться с его желанием стать художником.

Учителями Рембрандта стали голландские художники Якоб ван-Сваненбюрх и Питер Ластман. Первый обладал достаточно посредственными навыками в живописи, однако сумел снискать уважение к своей личности, так как долгое время провел в Италии, общаясь и работая с местными художниками. Рембрандт недолго находился рядом с Яковом и отправился на поиски иного учителя в Амстердам. Там он поступил на учение к Питеру Ластману, ставшему для него настоящим наставником. Именно тот обучил юношу гравюрному искусству в той мере, которую ее могут наблюдать современники.

Как свидетельствуют работы мастера, выполненные в огромном количестве, Рембрандт стал вполне оформившимся художником уже к 1628 году. В основу его эскизов ложились любые предметы, не стали исключением и человеческие лица. Обсуждая портреты голландских художников, нельзя не упомянуть имя Рембрандта, который со своих юных лет прославился недюжинным талантом на этом поприще. Он написал немало отца и матери, которые нынче хранятся в галереях.

Рембрандт быстро набирал популярность в Амстердаме, но при этом не прекращал совершенствоваться. В 30-е годы XVII века создаются его знаменитые шедевры «Урок анатомии», «Портрет Коппеноля».

Интересен тот факт, что в то время Рембрандт женится на прекрасной Саксии, и в его жизни начинается благодатная пора изобилия и славы. Юная Саксия стала музой художника и воплотилась не на одной картине, однако, как свидетельствуют искусствоведы, ее черты неоднократно встречаются в других портретах мастера.

Умер художник в нищете, не утратив при этом приобретенную им при жизни известность. Его шедевры сосредоточены во всех крупных галереях мира. Его по праву можно назвать мастером, чьи работы являют собой синтез всей средневековой реалистичной живописи. Технически его работы нельзя назвать идеальными, так как он не гнался за верностью построения рисунка. Самым важным художественным аспектом, выделяющим его среди представителей школ живописи, была его непревзойденная игра светотени.

Винсент Ван Гог - гениальный самородок

Услышав фразу «великие голландские художники», многие люди сразу же рисуют в голове образ Винсента Ван Гога, его неоспоримо прекрасные и сочные картины, которые были оценены по достоинству лишь после смерти художника.

Этого человека можно назвать уникальной в своем роде и гениальной личностью. Будучи сыном пастора, Ван Гог, как и его брат, пошли по стопам отца. Винсент изучал теологию и даже был проповедником в бельгийском городке Боринаже. На его счету также работа комиссионером и различные переезды. Однако служба в приходе и тесное соприкосновение с суровыми буднями шахтеров возродили в юном гении внутреннее ощущение несправедливости. Ежедневно созерцая поля и быт рабочих людей, Винсент так вдохновился, что принялся рисовать.

Голландские художники в первую очередь известны своими портретами и пейзажами. Не стал исключением и Винсент Ван Гог. К своему тридцатилетию он бросает все и начинает активно заниматься живописью. На этот период приходится создание его известных работ «Едоки картофеля», «Крестьянка». Все его работы проникнуты остервенелым сочувствием к простым людям, которые кормят всю страну, но при этом едва могут прокормить собственные семьи.

Позже Винсент направляется в Париж, и направленность его работ несколько меняется. Появляются напряженные образы и новые темы для сопереживания. Полунищенский образ жизни и женитьба на проститутке отразились и на его искусстве, что хорошо просматривается в картинах «Ночное кафе», «Прогулка заключенных».

Дружба с Гогеном

Начиная с 1886 года, ван Гог увлекся изучением пленэрной живописи импрессионистов и проявляет интерес к японской гравюре. Именно с того момента в работах художника просматриваются характерные черты Гогена и Тулуз-Лотрека. В первую очередь это прослеживается в изменении передачи цветового настроения. В работах начинают преобладать мазки насыщенно желтого цвета, а также голубое «сверкание». Первыми этюдами в характерной цветовой гамме были: «Мост через Сену» и «Портрет папаши Танги». Последний ослепляет своей яркостью и смелыми мазками.

Дружба между Гогеном и Ван Гогом носила корреляционный характер: они взаимно влияли на творчество хоть и использовали разные выразительные инструменты, активно обменивались подарками в виде собственных картин и неустанно спорили. Разность между характерами, неуверенная позиция Винсента, который считал, что его живописные манеры «по-сельски скотские», рождала споры. В некотором роде Гоген был более приземленной личностью, нежели В,ан Гог. Страсти в их отношениях так накалялись, что однажды они поссорились в их любимом кафе и Винсент швырнул в Гогена стакан с абсентом. Ссора на этом не завершилась, и на следующий день последовала длительная череда обвинений в сторону Гогена, который, по словам Ван Гога, был повинен во всех Именно по окончании этой истории голландец был так взбешен и подавлен, что отрезал себе часть уха, которую он любезно преподнес в подарок одной проститутке.

Голландские художники, независимо от эпохи их жизни, неоднократно доказывали обществу свою непревзойденную манеру переносить моменты жизни на холст. Однако, пожалуй, никто в мире так и не смог удостоиться звания гения, не обладая при этом ни малейшим понятием о технике рисунка, построении композиции и способах художественной передачи. Винсент Ван Гог является уникальным самородком, который сумел добиться мирового признания благодаря своему упорству, чистоте духа и непомерной жажде к жизни.

Голландская живопись до конца XVI века нераздельно связана с фламандской и имеет общее название «нидерландской школы». Обе они, являясь ответвлением немецкой живописи считают своими родоначальниками братьев ван-Эйков и долго идут по одному направлению, развивают одну и ту же технику, так что художники Голландии ничем не отличаются от своих фландрских и брабантских собратий.

Когда голландский народ избавился от угнетения Испании, голландская живопись приобретает национальный характер. Голландских художников отличает воспроизведение природы с особой любовью во всей ее простоте и правде и тонкое чувство колорита.

Голландцы первые постигли, что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, все привлекательно, все способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца.

Среди пейзажистов, истолковывающих свою отечественную природу, особенно уважаются Ян ван Гойен (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. 1590-1630) и Питером Молейном Старшим (1595-1661), считается основателем голландского ландшафта.

Но художников Голландии нельзя распределить на школы. Выражение «голландская школа живописи» весьма условно. В Голландии имели место организованные общества художников, представлявшие собой свободные корпорации, защищавшие права их членов и не влиявшие на творческую деятельность.

Особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта (1606-1669), в личности которого сосредоточились все лучшие качества голландской живописи и его влияние отразилось во всех ее родах - в портрете, исторических картинах, бытовых сценах и пейзаже.

В XVII веке успешно развивалась бытовая живопись, первые опыты которой отмечаются еще в старой нидерландской школе. В этом жанре наиболее известны стали имена Корнелиса Бега (1620-64), Рихарта Бракенбюрга (1650-1702), Корнелиса Дюзарта (1660-1704) Генрика Рокеса, прозванного Зоргом (1621-82),

К разряду жанристов можно причислить художников, писавших сцены военного быта. Главный представитель этой отрасли живописи - знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68)

В особый разряд можно выделить мастеров, которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии - Паулюс Поттер (1625-54); Альберт Кейп (1620-91).

С величайшим вниманием художники Голландии относились к морю.

В творчестве Виллема ван де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына Виллема ван де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), живопись морских видов составила их специальность.

В области натюрморта приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93).

Блестящий период голландской живописи тянулся недолго - лишь одно столетие.

С началом XVIII в. наступает ее упадок, причиной тому вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV. Вместо прямого отношения к природе, любви к отечественному и искренности водворяется господство предвзятых теорий, условность, подражание корифеям французской школы. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711),

Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан ван де Верфф (1659-1722), тусклый колорит картин которого казался некогда верхом совершенства.

Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX века.

Впоследствии голландские художники обратились к своей старине - к строгому наблюдению природы.

Особенно богата новейшая голландская живопись пейзажистами. К их числу принадлежат Андреас Схелфхаут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. 1837), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др.

Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иоханнесу Схотелю (1787-1838).

В живописи животных выказал большое искусство Воутерс Версхур (1812-74).

Купить репродукции картин голландских художников вы можете в нашем интернет-магазине.

Ф ламандская живопись - одна из классических школ в истории изобразительного искусства. У всех интересующихся классическим рисунком это словосочетание на слуху, но что стоит за таким благородным наименованием? Вы могли бы, не задумываясь, определить несколько черт этого стиля, назвать главные имена? Для того, чтобы увереннее ориентироваться в залах крупных музеев и чуть меньше стесняться далекого XVII века, эту школу необходимо знать.


История фламандской школы

XVII век начался с внутреннего раскола Нидерландов из-за религиозной и политической борьбы за внутреннюю свободу государства. Это повлекло за собой раскол и в культурной сфере. Страна распадается на две части, южную и северную, живопись которых начинает развиваться в разных направлениях. Южане, оставшиеся в католической вере под управлением Испании, становятся представителями фламандской школы , в то время как северные художники относятся искусствоведами к нидерландской школе .



Представители фламандской школы живописи продолжали традиции старших итальянских коллег-художников Возрождения: Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти , уделявших большое внимание религиозной и мифологической тематике. Двигаясь по знакомой колее, дополненной неорганичными грубыми элементами реалистичности, нидерландские художники не могли создать выдающихся произведений искусства. Застой продолжался, пока за мольберт не встал Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Что же такого удивительного смог принести в искусство этот голландец?




Знаменитый мастер

Талант Рубенса смог вдохнуть жизнь в не слишком примечательную до него живопись южан. Близко знакомый с наследием итальянских мастеров, художник продолжал традицию обращения к сюжетам религиозной тематики. Но, в отличие от коллег, Рубенс смог гармонично вплести в классические сюжеты черты собственного стиля, тяготеющего к насыщенности красок, изображению наполненной жизнью природы.

С картин художника, как из открытого окна, будто разливается солнечный свет («Страшный суд» , 1617). Непривычные решения построения композиции классических эпизодов из священного писания или языческой мифологии привлекали внимание к новому таланту среди его современников, и привлекают сейчас. Такое новаторство выглядело свежим, в сравнении с мрачными, приглушенными оттенками полотен современников-голландцев.




Характерной чертой стали и модели фламандского художника. Тучные светловолосые дамы, написанные с интересом без неуместных прикрас, часто становились центральными героинями картин Рубенса. Примеры можно найти на полотнах «Суд Париса» (1625), «Сусанна и старцы» (1608), «Венера перед зеркалом» (1615) и др.

Кроме того, Рубенс оказал влияние на формирование пейзажного жанра . Он начал развиваться в живописи фламандских художников до главного представителя школы, но именно творчество Рубенса задало основные черты национальной пейзажной живописи, отражающей местный колорит Нидерландов.


Последователи

Быстро прославившийся Рубенс вскоре оказался в окружении подражателей и учеников. Мастер научил их пользоваться народными особенностями местности, колорита, воспевать, может, непривычную человеческую красоту. Это привлекало зрителей и художников. Последователи пробовали себя в разных жанрах - от портретов (Гаспаре Де Кайне, Абрагам Янссенс ) до натюрмортов (Франс Снайдерс ) и пейзажей (Ян Вильденс ). Бытовая живопись фламандской школы оригинально исполнена Адрианом Браувером и Давидом Тенирсом Мл.




Одним из самых успешных и заметных учеников Рубенса стал Антонис Ван Дейк (1599 - 1641). Его авторская манера складывалась постепенно, сначала полностью подчиненная подражанию наставнику, однако со временем проявилась большая аккуратность с красками. Ученик испытывал склонность к нежным, приглушенным оттенкам в противовес учителю.

Картины Ван Дейка дают понять, что у него не было сильной склонности к построению сложных композиций, объемных пространств с тяжелыми фигурами, которыми отличались полотна учителя. Галерея работ художника наполнена портретами одиночными или парными, парадными или камерными, что говорит о жанровых приоритетах автора, отличных от Рубенса.



06.05.2014

Жизненный путь Франса Хальса был таким же ярким и насыщенным, как и его картины. Доныне известны миру рассказы о пьяных дебошах Хальса, которые он то и дело устраивал после больших праздников. Художник, имеющий такой веселый и буйный характер, не смог завоевать уважения в стране, государственной религией в которой был кальвинизм. Франс Хальс родился в Антверпене в начале 1582 году. Однако его семья покинула Антверпен. В 1591-м году Хальсы приехали в Харлем. Здесь родился младший брат Франса...

10.12.2012

Ян Стен является одним из известнейших представителей голландской школы живописи середины XVII века. В работах этого художника вы не найдете ни монументальных или изящных полотен, ни ярких портретов великих людей или религиозных изображений. На самом деле Ян Стен - это мастер бытовых сценок наполненных весельем и искрометным юмором своей эпохи. На его картинах изображены дети, пьяницы, простые люди, гулены и многие-многие другие. Родился Ян в южной провинции Голландии, городке Лейдене около 1626 года...

07.12.2012

Творчество известного нидерландского художника Иеронима Босха до сих пор неоднозначно воспринимается как критиками, так и просто любителями живописи. Что изображено на полотнах Босха: демоны преисподней или просто обезображенные грехом люди? Кем на самом деле являлся Иероним Босх: одержимым психопатом, сектантом, провидцем или всего-навсего великим художником, этаким древним сюрреалистом, как и Сальвадор Дали черпавшим идеи в сфере бессознательного? Может быть, его жизненный путь...

24.11.2012

Известный нидерландский художник Питер Брейгель-старший создал свой колоритный стиль письма, которым существенно отличался о других живописцев эпохи Возрождения. Его картины - это образы народного сатирического эпоса, изображения природы и быта деревни. Некоторые работы завораживают своей композицией - на них хочется смотреть и смотреть, рассуждая о том, что именно хотел донести до зрителя художник. Особенность письма и видения мира Брейгеля напоминают творчество раннего сюрреалиста Иеронима Босха...

26.11.2011

Хан ван Меегерен (полное имя - Хенрикус Антониус ван Меегерен) родился 3 мая 1889 года в семье простого школьного преподавателя. Все свое свободное время мальчик проводил в мастерской любимого учителя, которого звали Кортелинг. Отцу это не нравилось, но именно Кортелинг сумел развить в мальчике вкус и умение подражать манере письма старины. Ван Меегерен получил хорошее образование. Он поступил в Делфтский технологический институт, где прослушал курс архитектуры, в 18 лет. Одновременно с этим он проходил обучение в...

13.10.2011

Известный нидерландский художник Йоханнес Ян Вермеер, известный нам и как Вермеер Делфтский, по праву считается одним из ярчайших представителей золотого века голландского искусства. Он был мастером жанрового портрета и так называемой бытовой живописи. Родился будущий художник в октябре 1632 года в городе Делфте. Ян был вторым ребенком в семье и единственным сыном. Его отец торговал предметами искусства и занимался шелкоткачеством. Его родители были дружны с художником Леонартом Бреймером, который...

18.04.2010

Уже избитая фраза о том, что все гении немножко сумасшедшие, просто идеально накладывается на судьбу великого и гениального художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога. Прожив всего лишь 37 лет, он оставил богатейшее наследие - около 1000 картин и столько же рисунков. Эта цифра впечатляет еще больше, когда узнаешь, что Ван Гог посвятил живописи меньше 10 лет своей жизни. 1853 30 марта года в селе Грот-Зундерт, находящимся на юге Голландии, родился мальчик Винсент. За год до этого в семье священника, в которой родился…