История 4 ноября. Военные события и политические новости. День социального работника в Армении

4 ноября в России отметят День народного единства. Во всех городах страны будут организованы праздничные мероприятия. В центре Москвы в 10:30 начнется многотысячное шествие, которое завершится митингом-концертом «Мы едины». В нем примут участие известные политики и артисты, представители национально-культурных автономий и общественных организаций, в том числе активисты движения «Антимайдан».

В начале XVII века Россию потрясли бедствия смутного времени: голод и неурожаи, крестьянские восстания, децентрализация власти, самозванцы на царском престоле, польская и шведская интервенции, в результате которых поляками была захвачена Москва, а шведами Новгород. Смута могла стать заключительным этапом истории России, если бы не ее народ, который объединился в борьбе с иностранным захватчиками.

Осенью 1612 года силы нижегородского ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского вместе с казачьими отрядами князя Трубецкого вступили в Москву и освободили престольный город от польских захватчиков. Важно отметить, что войска ополчения состояли из представителей народов, которые совсем недавно вошли в состав будущей Российской Империи. Под одними знаменами с жителями Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, Суздаля, Смоленска и других городов сражались казанцы и астраханцы, чьи ханства были завоеваны Иваном Грозным. Татары могли бы ударить ополчению в тыл, но, наоборот, выступили с ним единым фронтом против западных интервентов, засевших в Москве.

День народного единства, учрежденный в 2005 году, совпадает с чествованием Казанской иконы Божией Матери - одной из самых почитаемых православных святынь. Список с чудотворного образа, хранящийся сейчас в Богоявленском соборе столичного Кремля, был прислан в ополчение Минина и Пожарского перед тем, как русское войско смогло освободить Москву.

Завтрашнее шествие в Москве, которое пройдет по Тверской улице от станции метро «Пушкинская» до Манежной площади, объединит тысячи людей. Все они гордятся славной историей своей страны, хотят сохранить ее наследие для грядущих поколений.

Желающим принять участие в шествии и митинге-концерте вместе с представителями движения «Антимайдан» просьба присылать свои заявки на электронную почту: .

Дмитрий Саблин, сопредседатель движения «Антимайдан», первый заместитель председателя «БОЕВОГО БРАТСТВА», депутат Госдумы РФ:

«Этот праздник, наделенный огромным внутренним смыслом, важен и нужен. Мы помним, как наш народ, объединившись, спасся от внутренней смуты и внешнего врага. Только преодолев разделение, единой силой можно достичь великой цели.

Мы ощущали единство народа, когда Крым вернулся домой. Важно не потерять эту общность ради будущего страны. Быть едиными не значит быть одинаковыми. Главное должно быть общим - вера, верность традициям, любовь к Родине, честь» .

Антон Демидов, сопредседатель движения «Антимайдан»:

«На фоне нестабильности, которую мы наблюдаем сейчас в мире, необходимость единства нашего народа перестала быть абстрактным понятием, а стала вопросом первостепенным, вопросом нашей национальной безопасности. Именно поэтому важность 4 ноября сложно переоценить. День народного единства - ключевой праздник для всей российской нации. В этот день мы должны показать всем, что в России живет единый многонациональный народ.

Завтрашний праздник еще очень молодой, несмотря на свои глубокие исторические корни. Однако, на мой взгляд, День народного единства уже стал знаковым для большинства граждан нашей страны. Мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей приняли участие в праздничных мероприятиях 4 ноября».

Николай Дьяконов, директор Национального союза патриотического воспитания:

«Я считаю, что праздновать День народного единства намного важнее, чем, например, Новый год. Консолидация была жизненно необходима для нашей страны в прошлом, она нужна сейчас, и потребность держаться вместе останется актуальной для жителей России в будущем.

Солидарность народа - это крепость страны, та самая основа, которая цементирует нашу многонациональную и многоконфессиональную Родину. Именно в единстве состоит национальная идея России.

Сплоченность нашего народа, которая сейчас находится на подъеме - это тот мост в будущее, который мы выстраиваем для наших детей, внуков и правнуков».

Валерий Калякин, президент Союза граждан и организаций по сохранению историко-культурного наследия «Международный союз “Наследники Победы”»:

«Это важный праздник для нашей многонациональной страны. Именно в единстве сила. Только в единстве возможны достижения как в экономике и народном хозяйстве, так и в вопросах безопасности страны. Именно единство нашего народа во время Великой Отечественной войны помогло нашим дедам и прадедам победить столь сильного противника, ведь на фашистскую Германию работала не только Европа, а практически весь мир.

День народного единства — государственный праздник России. Учрежден по инициативе Межрелигиозного совета России, отмечается 4 ноября ежегодно с 2005 года.

В этот день в разных городах России политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

В Южной Осетии День народного единства внесен в календарь памятных дат и праздничных дней, однако выходным не является.

История установления праздника

Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная правительством отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной Октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Инициативу поддержал думский Комитет по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. Позже инициативу Думы установить празднование 4 ноября публично поддержал патриарх Московский и всея Руси Алексий.

В ноябре того же года на рассмотрение Думы был внесен законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября — годовщины октябрьского переворота и 12 декабря — Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября.

В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат.

На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты.

27 декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали "за", 104 (все коммунисты) — против, двое воздержались.

В память о Смутном времени

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.

Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

Ополчение Минина-Пожарского

В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение.

По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.

Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Освобождение Москвы и первый Романов

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

Освобождение Москвы создало условия для восстановления государственной власти и избрания нового царя — в ноябре 1612 года руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве Земского собора. В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители самых разных слоев населения страны (духовенство, боярство, дворянство, казачество, черносошные крестьяне и др.), избрал новым царем молодого Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых.

После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже на деньги князя Пожарского на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году была перенесена в новоустроенный храм, где хранилась почти 300 лет.

Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

Старый новый праздник

В память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков указом царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, был установлен праздник — День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Он стал православно-государственным праздником Московской Руси, отмечался до 1917 года. В церковный календарь этот день вошел как Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году). Отмечается 4 ноября (22 октября по старому стилю).

Таким образом, День народного единства, по сути, совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Длинные выходные и многотысячное шествие

В этом году в связи с празднованием у россиян будет три выходных дня подряд — непосредственно в праздничный день, приходящийся в этом году на пятницу, а также в субботу и воскресенье, 5 и 6 ноября.

В Москве 4 ноября пройдут шествие и митинг-концерт "Мы едины!", они соберут более 10 тысяч участников и могут стать ежегодными

Общественный порядок в День народного единства будут охранять более 17 тысяч полицейских, наряду с правоохранителями службу будут нести и войска Росгвардии.

4 ноября вся Россия будет отмечать праздник "День народного единства". Несмотря на то, что это относительно молодой праздник, его корни уходят в 17 век. Вместе с разбираемся, что это за день и почему его путают с 7 ноября.

Что произошло в этот день?

Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом отвоевали Китай-город, тем самым освободив Москву от польских интервентов.

Изгнание поляков из Москвы завершило долгий период Смутного времени в России. После изгнания поляков из Москвы в России был избран новый царь - представитель династии Романовых Михаил Федорович.

Смутой принято называть события со смерти царя Ивана Грозного (1584 год) до избрания первого государя из династии Романовых - Михаила Федоровича (1613 год). После смерти Ивана Грозного на престол взошел его сын Федор I Иоаннович. Однако потомков у него не было, и династия Рюриковичей пресеклась. Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах еще при жизни Фёдора. В народе стали поговаривать, что, возможно, он жив. Именно с этого момента в России и началось Смутное время, на престол начали претендовать самозванцы Лжедмитрии.

Когда День народного единства стал праздничным днем?

В 1613 царь Михаил Федорович учредил праздник - день очищения Москвы от польских интервентов. Он праздновался 4 ноября.

В 1649 году этот день был объявлен православно-государственным праздником Казанской иконы Божией Матери. По преданию, икона была прислана из Казани Дмитрию Пожарскому. С ней ополчение вошло в Москву. Многие верят, что изгнать поляков удалось именно благодаря иконе.

После революции 1917 года традиция отмечать освобождение Москвы от польских интервентов прекратилась.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства. Инициативу поддержали в Госдуме, и этот день стал выходным вместо 7 ноября.

Почему праздник получил название День народного единства?

В пояснительной записке к проекту закона о введении нового праздника говорится следующее:

"4 ноября 1612 года войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарвского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".

Как празднуют День народного единства?

Одним из новых праздников, не так давно появившихся в нашем календаре, стал День народного единства.

Датой этого праздника исторически стало 4 ноября, и этот день является официальным выходным для жителей России с 2005 года. Однако стоит разобраться, как появился День народного единства, и каким событиям посвящен этот праздник?

День народного единства: краткая история праздника

Этот праздник установлен в честь важного события в истории России - освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, и приурочен к Дню Казанской иконы Божьей Матери. В далеком 1612 году, когда земля русская стонала под игом польско-литовских интервентов, в городе Новгород под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского собрали народное ополчение и 22 октября освободили Китай-город. А военные, которые состояли на службе Речи Посполитой, укрылись в Кремле. 26 октября была подписана капитуляция, а на следующий день войско сдалось. Благодаря самоотверженному подвигу людей, в 1613 году, к концу февраля, был проведен Земский Собор, на котором был избран новый царь из династии Романовых - Михаил. С тех пор и вплоть до 1917 года во главе Российской Империи стояли цари из дома Романовых.

Вполне логичным будет вопрос: когда День народного единства в России, если по истории это 22 октября, а празднование 4 ноября? Все дело в календарях. После 1917 года Советская власть поменяла календари летоисчисления с григорианского на юлианский, поэтому 22 октября в современном мире соответствует 4 ноября.

День народного единства - праздник мужества, героизма и сплоченности народа, когда, не испугавшись врага, люди сплотились воедино под руководством Минина и Пожарского и освободили свою Родину от вражеского войска и от смуты. Благодаря народному подвигу в России появился самодержец.

История утверждения праздника в России была довольно сложной. В обществе возникали горячие споры. Мнения о празднике расходились. Существовало мнение, что День народного единства не приживется в современном обществе. Но в 2004 году идея праздника обрела крепкую опору не только в Думе, но и в церкви, а также благодаря широкой поддержке общественности. И в конце 2004 года, в канун новогодних праздников, 27 декабря, в Думе был принят проект закона.

Различные мнения граждан России поначалу вызывали недопонимания праздника и зачастую связывали введение Дня единства желанием заменить (отменить) праздник 7 ноября. Но благодаря многочисленным обсуждениям День народного единства стал самостоятельным, а не «искусственным». Этот праздник свидетельствует о силе духа человеческого и говорит о том, что кем бы вы ни были, богатым или бедным, к какой вере не принадлежали, сплотившись, все народности мужественно и самоотверженно дали отпор Смуте, дотоле ходившей по русской земле.

Сегодня День народного единства празднуется широко и массово. Концерты, митинги, праздничные шествия – все это объединяет людей и напоминает им о подвиге предков, который не забыт и в 2015 году, по прошествии 403 лет.

С 2005 года в четвертый день ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник — пусть и с отчетливым «политическим» оттенком — напоминает нам о важной дате из истории страны: спасении России от полной потери независимости в 1612 году.

Власти новой России не жалуют главный коммунистический праздник — 7 ноября, когда отмечается годовщина Октябрьской социалистической революции 1917 года. Поэтому (что бы ни говорили официальные лица) в 2004 году Государственная Дума Российской Федерации изменила закон «О днях воинской славы». В результате появился новый праздник — День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:

«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Для закрепления значимости ему передали выходной день, ранее «принадлежавший» 7 ноября. Впервые новый праздник отмечали в 2005 году, т.е. ровно 10 лет назад.

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.


Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.