История и этнология. Факты. События. Вымысел. Гопники: история возникновения и обычаи

В 1990-х казалось, что “гопники” завладеют если не всем миром, то, по крайней мере, одной шестой суши.

"Гопники” правили бал во всех 11 часовых поясах России. Гопники - или российские мужчины, перенявшие стиль гопников, - нахлынули во все сферы жизни, от "бизнеса", где они играли роль пехоты, до политики, где они образовали ядро сопротивления западному влиянию…

Гопник - (нормальный пацан, гопер, гопарь, гоп, гопoта, шпана, гопсон) в постреволюционном Петрограде — житель Городского Общежития Пролетариата (нынешняя гостиница «Октябрьская», по свидетельству современников, поголовно ходившие в красных носках и по ним идентифицируемые, оттуда и пошло) — низшее многоклеточное, пехота от уголовного мира, а на самом деле — шпана, мелкий уличный уголовник, основным хобби которого, является отжимание у прохожих денег и мобильников, ну и конечно, попинать эмо и прочих представителей менее агрессивных субкультур.

Внешность гопников типична и предсказуема: русские ребятки типа "палец в рот не клади" с тупыми лицами, на которых отражается только одна мысль "да клал я на тебя!".

Этим парням комфортнее сидеть на корточках, чем стоять. Но, самое главное, это последние мужские особи на планете Земля, которым удается носить гангстерские кепки 1920-х годов с шиком, все остальные в таких кепках похожи разве что на педиков из театрального училища, репетирующих какой-нибудь мюзикл.

Гопники круты тем, что в их мире нет места самоиронии. Они очень "аутентичны". Доказательство этого - их фантастически отважные вкусы: смесь безвкусицы, угрозы и присущего "третьего миру" крикливого шика. Даже тот факт, что гопники любят врубать техно на всю катушку, петь песни под караоке в дешевых кафешках с цветомузыкой или носить дешевые остроконечные кожаные ботинки под стать своим кепками-таблеткам в стиле регтайма 1920-х, не может отнять у них статуса самых опасных подонков в мире.

История слова, культура гопников. О слове. Мало найдется терминов, которые на все сто соответствуют обозначаемому объекту. "Гоп" звучит злобно, тупо и смешно, но не настолько смешно, чтобы вы осмеливались смеяться гопнику в лицо. В основе слова "гопник" лежит аббревиатура: "Государственное общежитие пролетариата". Добавьте к "Г.О.П." суффикс "ник" - и новый биологический вид готов. Появились гопники после революции. Первые гопники приезжали в 1920-х годах в Петроград в поисках работы. По происхождению они были крестьянами или вовсе безземельной голью перекатной.

У вида "гопник обыкновенный" даже был свой конкретный ареал обитания - Лиговский проспект, дом 10. Собственно, это гостиница, ныне называющаяся "Октябрьская", а гопники на свой лад превратили в коллективистский бандитский клуб. Поскольку они и у себя-то в деревнях были аутсайдерами, часто детьми из неполных семей, а многие уже имели на счету мелкие преступления, если не что похуже, коренное население Петрограда, а потом Ленинграда относилось к гопникам брезгливо.

Они вошли в легенды как блатари и фартовые, которых не могла сломать даже советская система. У них был свой кодекс чести, они жили по собственным правилам, у них были свои татуировки на пальцах, свои моды. Они представляли собой нечто типа касты "воров в законе" в мире правонарушителей-"хулиганов". Позже значение слова изменилось, и выражение "гопник" обозначало любого сомнительного типа с бритой головой, в куртке из толстой кожи, дурацких кожаных ботинках и кепке-таблетке.

Некоторые гопники сменили кожаные куртки и "олимпийки" на коричневые блейзеры от Hugo Boss, но не смогли устоять дополнить это великолепие блестящими мульками: золотыми цепями на руках и шее, навороченными часами и прочим. Культуру гопников в 90-х сопровождала музыка в стиле техно. Однако 1990-е годы оказались не столько взлетом Нации Гопников, сколько Началом ее Конца.

Дожили ли гопники до наших дней?
Большинство источников сходятся на том, что их практическому вымиранию способствовали два фактора. Первый: в 1980-1990-х годах внезапно и повсеместно стали доступны тяжелые наркотики и оружие.
Их внедрение в столь бесстрашную и примитивную культуру, как гопническая, означало, что за одно десятилетие почти половина особей ушла в мир иной.

Вторая причина больше связана с изменениями среды обитания. Приход западных буржуазных ценностей и культурных предпочтений, а также начало периода внешней стабильности, роста и трезвости при Путине означает, что 70-летнему царствованию гопника в качестве короля мира бунтарей внезапно пришел конец: россияне всех социальных слоев быстро возненавидели мужланскую эстетику гопников.

Ничто так красноречиво не говорит о трагическом исчезновении гопника с лица земли, как тот факт, что Шнур из группы "Ленинград", большой фанат гопнической культуры, собирается открыть (возможно уже открыл, не знаю) в родном Санкт-Петербурге "Музей гопников". Группа Шнура романтизирует гопников перед публикой из среднего класса, которая наконец-то оценила их, хотя и в полуироничном духе, который был бы невозможен, если бы гопники не исчезли. Даже изначальная колыбель гопников - дом 10 по Лиговскому проспекту - сегодня не что иное, как трехзвездочный отель.

Анатомия гопника. Кепка-таблетка - ключевой элемент наряда гопника. Кожаные - для тяжких убийств, полоски - для всяких пустяков. Уши - обычно оттопыриваются сильнее, чем у обычного гомо сапиенс, благодаря дракам, а также непременной стрижке под ноль. Шашлык - гопники (как и все русские) считают, что мясо всего вкуснее, когда оно зажарено на палке над огнем. Спортивные штаны и доселе остаются наиболее эргодинамичными для сидения на корточках.


Обувь. Гопники предпочитают - а) остроносые кожаные ботинки или б) тапочки, но по мере культурной ассимиляции иногда надевают кроссовки. Стакан - всем известно, что водка всего вкуснее, когда ее подают теплой в пластиковых стаканчиках. Очень важно, чтобы на ее поверхности плавало несколько мошек. Куртка кожаная, в альтернативе - олимпийка. Лоб - выпуклые лобные доли унаследованы от далеких предков - людей.

Гид по гопникам разных стран

Выезжая за границу, русские туристы порой решают, что в других странах исключительно интеллигентные, доброжелательные, стильно одетые законопослушные граждане. Разве вы видели в Японии гопников? Нет? На самом деле вы их упустили из поля зрения только потому, что не знали, как они выглядят. Из этого материала вы узнаете, кого опасаться или, наоборот, рядом с кем можно присесть на корточки и поговорить за жизнь за границей…

Начнём с классики.

«Chav» происходит от цыганского слова «сhavvi», что в переводе значит «ребёнок». Как правило, это представители неблагополучных семей, которые живут на пособие по безработице. Из-за этого они и становятся объектами презрения: британцы жалуются, что бездельники живут на их налоги, не принося пользы обществу. В одежде чавы предпочитают спортивный стиль, хотя за занятиями спортом замечены редко.
Девушки-чаветты носят обтягивающие майки с логотипами известных брендов, узкие джинсы или короткие юбки, угги или кроссовки, но особенно выделяются своими прическами: обесцвеченные волосы с отросшими корнями стягиваются в тугой хвост, а уши украшают большими сережками в форме колец. Чаветты вообще любят блестящую бижутерию, имитирующую золото. И мужчины, и женщины редко выпускают из рук банку пива и сигарету, поэтому их можно смело причислить к деталям гардероба.
Из музыки чавы предпочитают хип-хоп и R&B, несмотря на то, что не гнушаются бытового расизма. Чавы очень любят автомобили, но недостаточно терпеливы (или слишком авантюрны) для того, чтобы подкопить денег и купить хорошую машину. Предпочитают брать сильно подержанную и тратить время и деньги на её тюнинг. Общаются на характерном сленге с сильным акцентом, лексика богата матерными словами.


Ирландское слово «knacker», помимо местного аналога «гопника», используется ещё для описания человека, который покупает старый или больной скот, чтобы убить его и продать мясо. Можно предположить, что оскорбительная коннотация распространяется на все его значения. Помимо этого, ирландские некеры немногим отличаются от британских чавов — тот же внешний вид и образ жизни. Сокращение «ned» расшифровывается как «non-educated delinquent», в переводе с английского — «необразованный преступник». От английских чавов отличаются в основном акцентом и пристрастием к фальшивым кепкам марки Burberry. Часто курят гашиш, который измельчают и сворачивают в самокрутки. Эта привычка настолько распространенная, что понадобилось специальное слово для дырок в одежде, прожженных пеплом сигарет с кусочками гашиша — «боммерс».


Внешний вид боганов радикально отличается от стиля других гопников: они носят фланелевые рубашки, чёрные джинсы или легинсы, чёрные шерстяные свитера и угги. Боганы разъезжают на подержанных Holden Commodore или Ford Falcon. В отличие от других гопников мира, боганы носят длинные волосы или на худой конец длинные чёлки.
Нельзя сказать, что они крайне агрессивны или пытаются «отжать мобилу», но в сознании австралийцев боганы занимают место необразованных, аморальных элементов общества. Боганы собираются в пабах, где смотрят с обожанием австралийский футбол и изредка устраивают потасовки. Девушки-боганы считаются намного более агрессивными и неуправляемыми. Они коротают время, прогуливаясь по торговым центрам и супермаркетам с бутылкой пива, постоянно прикрикивая и задирая других женщин.


В разных автономиях Испании субкультура молодёжи рабочего класса называется по-разному. Общее название — кани, но в действительности их больше двух десятков: сурманито и уилли в Севилье, буррако в Малаге, дончо в Гранаде, гаррульо в Каталонии, уесо в Альмерии, макой в Эстремадуре, покеро в Мадриде и множество других названий в разных автономиях, городах и селах. Если говорить о стиле одежды, тут всё зависит от возможностей каждого отдельно взятого кани. Если у кани есть пуховик El Niño, то он не станет его снимать даже в августе. Под пуховиком обязательно должен быть спортивный костюм. Если же у парня рельефный торс, то заставить его надеть футболку можно будет только перед Рождеством. И те и другие обожают солнечные очки и носят их, не обращая внимания на время года и количество солнечного света.
То же касается и бейсболок. В общественном транспорте любят включать музыку с мобильного телефона, чаще фламенко, раггатон или бакалао — местный подвид клубной музыки. Разумеется, в общественном транспорте можно встретить только тех, у кого нет собственного средства передвижения. Как правило, это скутер Yamaha Jog-R с заменённым глушителем — фабричный ведёт себя слишком тихо. Особым шиком считается заменить как можно больше запчастей скутера, чтобы он мог ехать быстрее и шуметь громче.


Ньеро (также известные как турро в Аргентине, надо в Мексике и тукки в Венесуэле) отличаются от кани прежде всего прической — на южноамериканском континенте до сих пор в почете маллеты (или «семёрки», как их называют колумбийцы). По свидетельствам местных, наибольшая концентрация ньеро наблюдается в городе Медельине, который в последние годы укрепляет свой статус столицы наркоторговли.
Примером для подражания ньеро выбрали Эль Зарко, героя одноименного романа мексиканского писателя Игнасио Мануэля Алтамирано и фильма, снятого по его мотивам. Эль Зарко — лидер криминальной группировки, молодой и красивый, но агрессивный и беспощадный. Как и у кани, униформа ньеро — поддельные спортивные костюмы Nike, Puma и Adidas. Иногда её дополняют ладанками или образами, которые вешают на шею, и собакой, которая сидит у ног. Чем злее и больше пёс, тем лучше. Часто стреляют у прохожих сигаретку, полтос и телефон. Слушают обычную латиноамериканскую попсу, иногда латиноамериканский хип-хоп.
Помимо мелкого воровства и распространения наркотиков иногда зарабатывают на жизнь весьма необычным способом: торгуют сладостями в автобусах, придумывая себе трагичную историю или заимствуя её из теленовеллы (жена брата-близнеца моего отца убила его, семья осталась без кормильца). Ньеро постарше работают помощниками водителя, сидят на приставной табуреточке и собирают деньги с пассажиров, а самые взрослые становятся водителями и украшают своё рабочее место иконами, флажками и брелоками. В свободное время ньеро любят играть в мини-футбол, обязательно с голым торсом, фотография себя на мобильный телефон, как обычные русские цыпочки.


Ракаи выделяются из общей массы спортивным костюмом Lacoste (иногда Sergio Tacchini или Airness) и привычкой заправлять штаны в носки. Поверх спортивного костюма надевается поясная сумка (тоже Lacoste), а мобильный телефон висит на шнурке вокруг шеи. Как и испанцы, французские гопники любят слушать музыку в общественных местах, не используя наушники, но плейлист у них несколько отличается: они предпочитают хип-хоп, R&B и всеми забытый тектоник.
Ракаи передвигаются на мопедах, что позволяет некоторым их них ловко вырывать сумки из рук прохожих прямо во время езды. Особая территория ракаев — это пригородные поезда RER. Они похожи на наше метро, только вагоны двухэтажные и очень грязные, а станции длиннее. Там они собираются огромными группами в 15-20 человек, зажимают девушек, налетают всей компанией на какого-нибудь хилого француза, чтобы отобрать деньги или телефон, качаются на поручнях и плюют на пол.

В Японии «янки» называют не американцев, как в остальном мире, а японскую молодёжь рабочего класса с антисоциальными повадками. О них часто говорят как о будущих членах якудзы, но янки гораздо безобиднее и из преступлений ограничиваются мелким воровством, хулиганством, вандализмом и драками. Янки могли бы отлично поладить с простыми русскими пацанами: и те и другие предпочитают общаться, сидя «на кортах».


Слово «дрес» появилось в 1990-х благодаря спортивным костюмам (dres), которые наводнили рынки. Предполагается, что раньше в единую субкультуру дресов никто не объединял и назывались они по-простому хулиганьём или уголовниками. Ареал обитания — спальные районы больших городов, так же как и у нас застроенные многоэтажными домами. Поэтому иногда дресы гордо именуют себя blokersi, то есть «пацанчики с района». На шее у уважающего себя дреса всегда красуется псевдозолотая цепь с крестом. В бабершопы дресы не заглядывают, а предпочитают бриться с помощью друзей налысо или укладывать волосы назад, обильно поливая голову гелем. Из машин предпочитают немцев, в основном могут позволить себе только старенькие Volkswagen, Opel, Audi. Поднявшиеся karki (шея, бычья шея, братки) ездят на подержанных BMW. Совсем молодые, без опыта уличных грабежей вынуждены передвигаться на автобусах. Тут тоже своя культура: дресы, вне зависимости от количества братков, занимают последние шесть мест.
Тем, кому по уровню не положено сидеть, висят на поручнях, раскачивают автобус и пристают к горожанам. Иногда, если встречается особо ворчливый дед, могут уступить ему место. Вообще, престарелые люди находятся вне понятия лохов, поэтому их не бьют и не «кидают на мобилу». Что интересно, дресы, в отличие от наших худощавых гопников, посещают качалки. Также часто заводят собак бойцовских пород (стаффордширские терьеры и питбули).


Если в городских кварталах честь гопников отстаивают всем известные чернокожие гангста, то в провинции для всего отребья существует широкое понятие «white trash». «Белым мусором» ещё в XIX веке начали называть бедных белых рабочих, которые наравне с чёрными рабами собирали урожаи на плантациях. Сейчас white trash называют малообразованных бедных американцев, чьё поведение не укладывается в рамки общепризнанной морали. Хоть внешне они не похожи на гопников других стран, однако воспринимаются именно как деклассированные элементы.

Самый распространённый образ белого мусора — это белый мужчина, который живёт в трейлере или хотя бы ездит на пикапе, имеет свое оружие, носит прическу маллет, на его теле множество татуировок, сделанных в домашних условиях дружками. Если и работает, то зарабатывает крайне мало, а полученные деньги сразу тратит на «новый телик» вместо еды детям, а чаще просто получает пособие по безработице. Развлекается посещением «деревенского клуба», где обязательно устроит драку. Среда обитания — по всей стране, но наибольшая концентрация таких людей — на юге. Отличается рьяным патриотизмом и межнациональной ненавистью.

В маленьких городках очень часто образуются банды из молодых людей, которых тоже можно отнести к белому мусору. В каждом поселении обычно несколько воюющих группировок, которые борются за авторитет и влияние на жителей. Они очень хорошо организованны, подчиняются самому старшему участнику банды, который младшим членам раздаёт задания. Обычно это мелкое уличное хулиганство, выжимание денег из «пацанчиков и лохов» или кражи со взломом. Из домов выносят чаще всего стереосистемы и оружие. Иногда торгуют наркотиками и оружием. Интересно, что в таких бандах существуют свои кодексы. Например, одно из правил — все, что происходит в банде, не должно затрагивать семьи участников.


Слово «арс», по всей видимости, происходит от марокканского «сутенёр». Арсы — это молодые люди, беззаботно шатающиеся стаями под палящим израильским солнцем и пристающие к девушкам. Они отличаются агрессивным поведением в общественных местах, не стесняются говорить очень громко по телефону среди незнакомых людей (видимо, чтобы показать свое превосходство), предпочитают нарезать круги по городу на машине с открытыми окнами, из которых все могут слышать рэп или арабскую музыку.
Арсы собираются в псевдогреческих кафе, где пьют дешёвое вино и ругаются с официантами и парнями за соседними столиками. Одеваются арсы в штаны с мотнёй и носят золотые гигантские цепи — чем больше цепей на шее, тем лучше. Носят короткие причёски «под горшок». Отличаются арсы ещё и крайне пренебрежительным отношением к женскому полу, при этом каждый арс стремится обзавестись своей (или хотя бы одной на двоих) фрехой. Слово «фреха» переводится с арабского как «радость», им называют девушек без выдающихся умственных способностей. Израильские «фрехи» отличаются прежде всего откровенными нарядами.

Вконтакте

Однокласники

Еще в конце нулевых, объехав злачные московские окраины, репортеры одного иностранного журнала «забили тревогу»: куда-то сгинули знаменитые gopniki. Вместо них дворовые лавочки и парковые кафешки заполняют мирные обыватели, а если кто «бычится» без видимой причины и гоняет на тюнингованных «Ладах», так это кавказцы.

А нынешней весной, видимо, соскучившись по колоритным 90-м, некие отечественные энтузиасты предложили увековечить гопника в камне на его «родине» в Питере. Неужели эта некогда могучая каста вымирает и правда ли ее породила культурная столица России? Anews решил разобраться.


Революция: до и после

Лет 100 назад слово «гопники» действительно можно было услышать только в Петрограде. Поначалу так называли обыкновенных бомжей и бродяг, которыми до революции занималось Городское (или Государственное) Общество Призрения (от слова «призор», не путать с «прЕзрением»), сокращенно ГОП.

Классические носители треников и кепок из 90-х и нулевых имеют мало общего со своими дореволюционными «тезками»:


Это были представители низов, но не обязательно плохиши и преступники. Они попрошайничали и занимались мелким воровством в силу обстоятельств, внушая скорее жалость, чем угрозу - в отличие от хулиганов, которые своими повадками как раз напоминали современную гопоту: сбивались в шайки, шатались по улицам, задирали прохожих, отнимали у них вещи (те же кульки с семечками) и вымогали деньги, грозя избить.


Однако после 1917 года «старых добрых» гопников теснят люмпен-пролетарии - по сути, те же деклассированные элементы, но насквозь пропитанные идеей «все отнять и поделить». Пополнившись этими товарищами, прослойка гопников матереет, криминализируется, становится активно-опасной.

Живи булгаковский Шариков не в Москве, а в Питере, вполне сошел бы за типичного постреволюционного гопника:


Еще какое-то время слово оставалось чисто питерским, но приобрело резко-негативный оттенок. Хотя советская власть упразднила общество призрения, еще два места в Петрограде и Ленинграде нарекли ГОПами: крупнейшую ночлежку-притон на Международном (ныне Московском) проспекте и городское общежитие пролетариата на площади Восстания. Их обитатели - гопники - вызывали уже не брезгливую жалость, а неприязнь, насмешку и страх.

У современных мода другая, лица те же:


После войны

А пока гопники не стали по-настоящему масштабным явлением, во дворах и на районах хозяйничала советская шпана. Случайно зарулив не в тот переулок, нередко даже днем, любой прохожий рисковал нарваться на борзых молодчиков, готовых намять ему бока только за то, что «чужак».


Дворовые банды враждовали, жестоко колотили друг друга. Некоторые провинциальные города стали настоящей ареной боевых действий, где от внезапного налета «врагов» могла уберечь разве что прогулка с девушкой. Но милиция шпаной не занималась, потому что та обходилась без уголовщины и прочных связей с криминалом не поддерживала.


80-е

Только в 80-е годы с расцветом молодежных субкультур гопники возродились и утвердились в их низах. Представители разных течений могли конфликтовать между собой, но все были едины в презрении и ненависти к гопоте, которую отличали не идеология, музыка или мода, а тупое неприятие всего, что не «как у всех».


В те же годы у «неформалов» появился более серьезный враг - любера. Выходцы из заводской среды, рьяно качавшие мышцы в подвалах подмосковных Люберец, толпами совершали вылазки в модные места столицы и били тех, кто возмущал их внешним видом и поведением.


В отличие от гопников, которым никто никогда не хотел подражать, любера с бритыми затылками, крутыми бицепсами и нехитрой моралью быстро завоевали популярность у жителей городских окраин.

Зимняя мода люберов: широкие клетчатые брюки, футболка со Сталонне и меховая шапка.

Привычка насаждать свои понятия о «нормальности» с помощью кулаков вовлекала подвальных культуристов во все более суровые разборки, и к началу 90-х многие из них составили костяк известных ОПГ.

Основатель Медведковской ОПГ Григорий Гусятинский (Гриня, крайний слева) и ореховский авторитет, чемпион СССР по пауэрлифтингу Сергей Ананьевский (Культик, крайний справа):


90-е

Если бывшие любера повысились до криминальных боссов, то гопники 90-х наконец-то обрели что-то вроде идеалов - набор представлений о том, как должны выглядеть и вести себя «четкие пацаны».


У них в большой чести повадки бандитских шестерок и тюремная «романтика», потому что даже самому плюгавому индивиду позволяют возвыситься в глазах себе подобных. Отсюда и любимый способ отбора «ценностей» (денег, мобильников и т.д.) у прохожих - гоп-стоп, и традиция сидеть на корточках: тоже дань кумирам с зоны.



Гопнические мода и образ жизни стали любимым объектом насмешек для всех остальных, при этом сама гопота - пожалуй, единственная из субкультур - абсолютно лишена самоиронии.


Реальная гоп-парочка в метро:


Наши дни

В последние годы оскорбительным словом «гопник» вооружились политики и швыряются им, как комьями грязи, в оппонентов и «быдло-толпу». Достается то украинским деятелям, то окружению Путина, то активистам майдана, то российским ура-патриотам. Этим «ругательством» теперь, выходит, можно наградить любые оголтелые в своей «правоте» и агрессивные группы.

А что же классические гопники - ушли в историю вместе с нулевыми?

Субкультура гопников примечательна тем, что появилась именно в СССР, хотя, по сути, гопники – это прослойка рабочей молодёжи из малообеспеченных семей, и аналогичные прослойки можно найти буквально в любой стране в тот или иной период. К примеру, британские панки 1930-х (не путать с субкультурой панков 1960-1970х годов), о которых подробнее можно прочитать в статье, посвящённой панкам. Однако отечественные гопники – явление поистине уникальное.

Существует несколько версий происхождения слова «гопник». По первой из них термин появился на рубеже XIX – XX веков, а дело обстояло так: в Санкт-Петербурге было устроено Государственное общество призрения, куда помещали беспризорников, занимавшихся воровством и хулиганством. Возможно, слово «гопник» стало употребляться по отношению к этим самым беспризорникам. Другой вариант: в здании этого Государственного общества после революции 1917 года было организовано Гражданское общежитие пролетариата, которое использовалось в тех же целях, что и предшествующее общество. И в том и в другом случаях слово «гопник» пошло от аббревиатуры данных учреждений. Еще одна версия гласит, что слово «гопник» пошло из воровского жаргона. По этой версии гопниками называли воров, занимающихся гоп-стопом (по примеру других преступных «специализаций»: карманник – «щипач», убийца – «мокрушник» и т.д.). Некоторые утверждают, что «гопник» походит от аббревиатуры «гражданин опасного поведения». Однако во всех этих случаях гопником называется любой асоциальный тип с воровскими замашками. Особенно остро гоповская субкультура проявилась в 1970-1980-е годы. Гопники заявили о себе в многочисленных драках с тогдашними советскими неформалами – панками и металлистами . С тех пор слово «гопник» прочно вошло в наш с вами лексикон.

Среди музыкальных предпочтений у гопников – блатной шансон, рэп и низкосортная попса. Свои коллективные прогулки гопники не мыслят без прослушивания любимой музыки. Советские гопники слушали музыку на кассетных магнитофонах, работающих на батарейках. Гопник, носивший с собой «мафон», был в особом почёте среди «кентов». В наше время гопники слушают музыку с мобильных телефонов. Нынешние гопники являются страстными поклонниками творчества таких групп, как «Фактор-2», «Сектор Газа», «Бутырка», «Ленинград», «Каста», «Мальчишник» и исполнителей Ноггано, рэпера Сявы и т.д.
Таким образом, налицо все признаки отдельной субкультуры гопников – свои идейные принципы, музыкальные вкусы, свой стиль в одежде, а также ни с чем не сравнимый стиль поведения. Низкий уровень морального и эстетического развития, невысокий духовный уровень гопников определяет соответствующее поведение. Молодые люди, желающие жить «по понятиям», одевают «чёткий» спортивный костюмчик и идут пить пиво с «пацанчиками». И что самое печальное – число таких желающих ничуть не уменьшается.

В английском языке есть такое слово privacy*. В русском языке есть совсем другое - гопник. Значения и того, и другого почти невозможно передать на родном языке, вообще бесполезно - переводить. Но оба слова характеризуют какую-то свою...

В английском языке есть такое слово privacy *. В русском языке есть совсем другое - гопник. Значения и того, и другого почти невозможно передать на родном языке, вообще бесполезно - переводить. Но оба слова характеризуют какую-то свою неповторимую среду. У них, например, полная свобода передвижения - в любое время и в любом направлении. Это прайвиси. У нас - паспортный режим, регистрация, «задержание до выяснения». Это абсолютно законное гопничество. И совместить два этих понятия невозможно. Они взаимоисключающи.

За последние лет сто гопникам у нас давали два определения. Бродяги, нищие и мелкие воры. Из таких формировался костяк комбедов, раскулачивавших крестьян. Для них же на месте двух петроградских гостиниц большевики открыли «Городское общежитие пролетариата» (сокращенно «ГОП»). Это 1920 год.

Малообразованная молодежь городских окраин, электорат ЛДПР, гоняющий на тюнинговых «девятках». Они грызут семечки у подъездов, мусорят на тротуарах, ненавидят приезжих из СНГ, промышляют мелким рэкетом, ходят в остроносых туфлях и пьют крепкое пиво из пластмассовых стаканчиков. Это уже 90-е.

И тех и других, как принято считать, больше нет. Концентрат гопников начала века, по легенде, уничтожила советская власть, с трудом растворив их в массе приличных граждан. То же самое было и с гопниками 90-х, высерками переходного времени - так отразилась на прослойке стабильность при Владимире Путине. Но было бы глупо утверждать, что с гопотой в обоих случаях было покончено. Гопник всего лишь растворился в массе, переоделся в новую одежду и сел за руль другой машины. Массы, в свою очередь, приобрели некоторые его приметы. Само гопничество перестало обозначать узкую группу людей, теперь это черта характера всякого человека. И ключевые свойства - непонимание границ личной свободы, то есть прайвиси, враждебность и даже отсутствие самоиронии, - сейчас присущи всем.

Но кому-то больше, кому-то нет. Кто-то почти гопник, а кто-то почти приличный. Кто, например, мой знакомый, милый с виду молодой бухгалтер Роман, - я так и не знаю. Вот на своей красной «Пежо» он уступил дорогу пешеходам. А через час сковырнул на парковке зеркало заднего вида с соседской машины и поехал дальше. Вот Рома на день рождения нашего общего друга Сергея заказывает столик в одном из ресторанов Новикова и дарит какой-то невнятный мексиканский бамбук. А уже через час после небольшого дружеского стеба над подарком бьет со всей дури им по Сергеевому лицу. Вот, наконец, Рома жалуется на засилье мигрантов. А затем убеждает нас, что Эстония - единственная нацистская страна на свете.

У гопничества появился другой облик и новые привычки. На примере Романа мы составили инструкцию, как распознать современного гопника, какие у него приметы и отличия от предшественников.

*Privacy - обозначение неприкосновенности частной жизни, личных свобод человека и их границ, установленных законодательством.

Гопник и гопник

Гопник 90-х годов не понимал значения слова «гопник». Понятие употреблялось только вне гопнической прослойки. В этом смысле Г. обозначались как некая замкнутая субкультура вроде панков, скинхедов или готов. Но в отличие от них Г. не присваивали остальному населению каких-либо названий (в среде панков и готов обычные граждане были «цивилами»). Более того - Г. не признавали разницы между собой и прочими людьми. Современные же представители этой прослойки очень часто употребляют понятие Г. в отношении приезжих, безработных, политически индифферентных людей, лиц без высшего образования. Так делает Роман, являясь при этом уроженцем Кабардино-Балкарии. С присущей Г. нетолерантностью Роман презирает всех, кто на него похож.

Примечание : в качестве синонима Г. последнее время употребляется «быдло»: «офисное быдло», «быдло с Кавказа», «модное быдло» и пр.

Гопник и прайвиси

Последнее, о чем будет думать Рома, - это об интересах и комфорте окружающих. О чужих интересах Рома, кажется, не знает совсем. Поэтому запросто выкидывает окурки из окна на головы прохожим. До покупки машины Рома никогда не уступал свое место женщинам и пожилым людям в метро. А после - свой парковочный пятачок на тротуаре. Если бы у Ромы была собака, он водил бы ее в туалет на детскую площадку и даже не задумался прихватить пакет. Для Ромы существует только его собственное прайвиси, хоть он и не знает, что это такое. И обеспечивает он его всегда за счет других.

Гопник и одежда

Купленные на рынке остроносые туфли, спортивный костюм и кепка с коротким козырьком уходят в прошлое. Торговые центры с европейской одеждой есть теперь в каждом районе Москвы и других миллионников. Г. приобщились к стилю casual: повседневные джинсы, рубашка, кеды. Но при этом никуда не делся элемент дурновкусия: современные Г. полюбили дешевый шик и пафосность. На недорогой майке обязательно есть стразы, кеды должны быть с блестками, желательно золотистого оттенка. Под расстегнутой (специально) рубашкой опять же со стразами - толстая цепь. Летом молодые Г. вместо шортов носят подвернутые до колен джинсы. И невозможно понять, какая тут преследуется цель.

Вообще любая вещь должна отдавать пафосом, это принципиально - с костюмом за 5 тыс. руб. непременно надеваются яркие запонки. Одежда должна выглядеть не только шикарно, она должна об этом кричать. Отсюда болезненное стремление Г. покупать подделки известных брендов. У нашего Романа на ремне большая золотистая бляха с надписью Prada. В переходе на Пушкинской такая штука стоит 700 руб. («Модное быдло» носит оригинал, но бляхи все те же - золотистые и огромные.)

Большой популярностью у Ромы пользуется сеть магазинов Zara. Несмотря на длинные очереди, нет у Ромы магазина любимее. За 15 тыс. руб. там можно одеться с ног до головы. Причем вещи по внешним признакам очень похожи на ассортимент более дорогих брендов. Прилепишь к каким-нибудь джинсам большие буквы Armani - и вообще не отличить. «Зару» уже не раз обвиняли в пиратстве. Но как отказаться от такой замечательной ниши?

Гопник и негопник

В отличие от своего предшественника, современный Г. стремится быть похожим на негопника. Роман общается по работе с самыми разными людьми. Но тесные контакты удаются с трудом, что вызывает у Ромы раздражение. Его неумение шутить и вообще понимать иронию отталкивает рядовых граждан. Убедить в чем-то Рому тоже невозможно. Как и любой Г., Рома высказывается на любые темы и не признает альтернативного мнения. Так что спор с Ромой рассматривается как вторжение в зону его прайвиси и, скорее всего, кончится вторжением в вашу. В разговоре он любит дотрагиваться руками до собеседника, акцентируя тем самым мысль. Когда говорить начнете вы, Рома тут же отвлечется на свои дела, уставится в телефон или включит радио.

Гопник и власть

Вообще Г. крайне аполитичен. Но насчет власти у Г. есть свое мнение. Если наш Роман и ходил на выборы - то только потому, что на выборы ходили его коллеги и друзья. Роме хоть и все равно до интересов окружающих, но соответствовать негопникам - его основная идея. Несмотря на это, в силу своего голоса Роману верить не удается. Власть, по его соображению, не может быть такой запутанной. Она должна быть конкретной, четкой, но напрямую не задевающей самого Рому. Такая власть есть у президента, за что его искренне любит всякий Г. В то же время Г. презирает всех остальных ее представителей. И боится конкретных - милицию, налоговиков и пр. В отличие от президента, они всегда могут применить к Г. уже свою прямую и явную власть. А Рома, как нормальный Г., такого никак не приемлет.

Гопник и патриотизм

Гопник и гражданская активность

Аполитичность молодого Г. всегда можно преодолеть. Главное только - публично разделить его взгляды. Теперь это делают сразу несколько политических сил - начиная с ДПНИ, заканчивая в каком-то смысле более приличными - «Молодой гвардией» и «Нашими». Но среди ДПНИ и «Наших» слишком много собственно Г., которых Роман по возможности избегает (см. Гопник и гопник). Поэтому в его фаворитах на данный момент «Единая Россия».

Гопник и закон

Законы никто не соблюдает, по этой причине так же поступает и Роман. Соответствуя, как ему кажется, массам. Он нередко садится подвыпившим за руль. Сознательно не пристегивает ремень. Другое дело - когда ему на перекрестке однажды ударили в зад, Роман несколько изменил свои манеры. Но все же соблюдать законы не научился - такому можно только заставить. Поэтому Г. так не любит власть в лице конкретных исполнителей (см. Гопник и власть). Вторгаясь в неограниченное прайвиси Г., они заставляют его изменить свои взгляды. И нет для уверенного в себе Г. ничего ужаснее.

Гопник и музыка

Здесь Роман ушел далеко от Г. предыдущего десятилетия. Вместо техно и шансона - ар-эн-би и брит-поп. Еще Рома знает тексты «Звезды по имени солнце» и «Ой-о». И уже ведь лучше, чем техно. Но что-то никак не дает покоя. Какая-то замешкавшаяся между треками «Вёрв» и «Радиохед» песня «Стоп, куда же я иду?!» девушки из «Фабрики звезд». Еще немного - и вот уже играет «Не сходи с ума» Тимати, «Не родись красивой» Юлии Савичевой…

Все-таки лучше бы он слушал техно с шансоном.

Гопник и церковь

Наверное, ничто так не греет Рому, как православная вера и уединение в церкви. Крещенный по собственной воле в 20 лет, он каждые полгода посещает храм - на Рождество и Пасху. Там можно побыть собой, подальше от всех этих интеллигентов-христопродавцев. Без стеснения достать из-под рубахи со стразами массивный крест. И, если хватит терпения, послушать, что скажут отцы.

В одно Рождество я встретил Рому с тремя канистрами перед храмом на Сретенке. Минуя службу, он жадно грузил святую воду в багажник.

Дословно

Маша Гайдар , лидер молодежной организации «ДА!»: Для меня это синоним хамства, наглости

Для меня это синоним хамства, наглости. Это человек, для которого не существует никого вокруг. Он абсолютно не стесняется поступать так, как удобно ему, хотя это может не понравиться кому-то еще. Гопник уверен в том, что он всегда прав. Свою правоту он доказывает только силой, потому что не умеет ничего другого.

У гопника, скорее всего, было трудное детство. Проблемы в семье, сложности с учебой. До вуза он не дотянул, потому что не смог и не хотел. Гопнику тяжело общаться в компании приличных людей, поэтому его можно увидеть только в кругу ему подобных.

Такие люди сейчас встречаются в молодежных политических организациях. Это, например, боевое, если так можно сказать, крыло «Наших». Не все «Наши», только провокаторы, которые срывают акции и митинги своих оппонентов и громят посольства. Они действуют по понятиям, и им не обязательно платить за это колбасой и глазированными сырками.

Александр Белов-Поткин , лидер ДПНИ : Деклассированный элемент, склонный к совершению грубых, лишенных изящества преступлений

В моем понимании гопота - это деклассированный элемент, склонный к совершению грубых, лишенных изящества преступлений. Глобально гопота как явление проявляется в период экономической нестабильности, когда большое количество в первую очередь молодых людей не могут реализоваться в жизни, отрываются от семейной среды и ведут асоциальный образ жизни. Сбиваясь в группы, они создают определенную субкультуру. Она не является «классической» преступной, так как гопота живет по квазипонятиям.

В современной России и Украине гопники, как правило, являются выходцами из городских образований на сельских территориях, то есть это не крестьяне и не горожане в классическом понимании. Каждый из них в отдельности может быть неплохим человеком. Однако в силу сложной ситуации в райцентрах, тяжелого материального положения родителей, средних или низких интеллектуальных способностей, отсутствия работы и других источников существования молодые люди стараются выживать совместно, иногда объединяются в полукриминальные сообщества.

Если попробовать нарисовать портрет среднестатистического гопника, то это будет мужчина до 25 лет, одет в одежду, купленную на «вьетнамском» рынке, курит табак, не прочь выпить и забить «косячка», может быть обладателем автомобиля «ВАЗ 2108», поддельных швейцарских часов, скорее всего, имеет короткую прическу, слушает устаревшую попсу или шансон, пытается разговаривать «за жизнь», лицо имеет характерный «сельский загар», может грызть семечки. Гопничество не имеет национальности, распространено среди разных народов.

Атрибутика гопника: кепка, золотые или серебряные цепи, дешевая «печатка», барсетка, кожаная куртка по пояс. Дерзкое поведение, особенно в сообществе себе подобных. Может начать придираться к словам, внешнему виду, если увидит «лоха» или «не местного».

Как-то в начале 90-х я вышел с девушкой из метро, остановился купить у палатки шампанское и шоколадные конфеты, потом пошел по направлению к дому. Видимо, у палатки я «светанул лопатник». По дороге через сквер я почувствовал, что за нами кто-то идет. Резко выхватил из пакета бутылку «Советского» и развернулся. На меня смотрели две пары перепуганных глаз гопников кавказского происхождения, у одного был нож. Секундная пауза - и они убежали.

Удивительное дело: в последние годы на Западе стремительно набирает популярность мода на культуру русских гопников. Местная молодежь учится носить спортивные костюмы, грамотно сидеть на корточках и вовсю отплясывает под когда-то модный музыкальный жанр Hardbass. выяснила, как «ровные славянские пацанчики» завоевали популярность в сети и покорили сердца юных европейцев.

Жизнь - это рейв

Одной из ключевых составляющих образа «ровного славянского пацана» на Западе стала культура рейва - массовой дискотеки под танцевальные диджей-сеты. Многочасовые энергичные пляски зародились в Великобритании еще в конце 80-х годов и мгновенно приобрели популярность в молодежном андерграунде. Быстро сформировавшаяся идея движения уложилась в четыре буквы - PLUR (мир, любовь, единство и уважение).

В скором времени феномен докатился до континентальной Европы, Австралии и США. Молодые люди, накачанные алкоголем и разнообразными стимуляторами, лихо отплясывали под эйсид-хаус и техно в клубах, на заброшенных складах, а то и вовсе в поле под открытым небом.

До России рейв-культура добралась в начале 90-х годов, но ее расцвет пришелся на культовых музыкальных исполнителей вроде The Prodigy, Scooter, Grid и The Shamen. В стране проводились тематические фестивали, в том числе знаменитые «Гагарин-пати» и «КаZантип».

Раз-раз-раз - это Hardbass

Специфический менталитет постсоветской молодежи быстро привел к деформации идеи PLUR под влиянием пацанских понятий и спортивных костюмов Adidas. Это не могло не вызвать раздражение у тех, кто понимал истоки рейв-движения. Благодаря их стараниям к концу 2000-х годов в России появилось совершенно новое и по-своему уникальное музыкальное движение Hardbass. Оно изначально высмеивало рейв-гопников, не продвигавших идеи мира, любви, единства и уважения.

Лейтмотивом Hardbass-культуры стал одноименный трек, основанный на электронной композиции Kickin" Hard популярных нидерландских диджеев Klubbheads. Впервые ролик с танцем под названием «Школа колбасы» появился на YouTube в мае 2010 года. На видео четыре молодых петербуржца пародируют нелепые движения рейв-гопников под аккомпанемент Hardbass и утверждают, что «бутираты и спиды - злейшие враги» всех адептов петербуржской интеллигентной культуры.

Ролик быстро набрал популярность, а у движения появились последователи. Среди них оказались и не понимающие иронии «ровные пацаны», тысячами выкладывавшие на YouTube свои версии вирусного танца. В итоге «Школа колбасы» и Hardbass превратились в интернет-мемы, которые ушли за пределы российского сегмента сети.

В 2011 году поклонники движения появились на Украине и на Балканах. Правда, в отличие от основателей Hardbass, молодые люди не поддержали высмеивающий гопников мем и превратили танец в символ националистического движения. Из колонок украинцев звучали совсем другие тексты вроде «Мы Hardbass к вам в дом приносим, один-четыре, восемь-восемь».

А через пару лет, опять же благодаря YouTube, Hardbass начали танцевать и в остальной Европе. Более того, в молодежном сленге появилось словосочетание Cheeki Breeki, которое твердо ассоциировалось с российскими «народными» танцами под электронную музыку. Немалую роль в становлении фразеологизма сыграла украинская компьютерная игра S.T.A.L.K.E.R., где рыскавшие близ чернобыльской зоны отчуждения бандиты мечтали в одночасье разбогатеть с помощью ставшего мемом метода «Чики-брики - и в дамки».

Быть «ровным славянским пацаном»

Впечатлившись энергичными плясками «ровных пацанов» в спортивных костюмах, европейская молодежь начала познавать неизведанную субкультуру. Как известно, спрос рождает предложение, и на YouTube тут же появились гуру-эксперты, на ломаном английском языке вещающие об особенностях жизни и быта славянского гопника.

Ярким примером такого «мастера-наставника» стал популярный в Европе комик и блогер с псевдонимом Boris. На его YouTube-канале интересующиеся гоп-культурой найдут полноценные гайды, детально описывающие, как правильно сидеть на кортах, танцевать Hardbass, украшать автомобиль по-славянски, готовить Pelmeni, Kompot и Borshch. С не меньшим удовольствием Борис объясняет, почему настоящие славянские парни предпочитают Adidas, рассказывает об их ценностях и привычках.

Успех Boris породил волну похожих роликов, а пользователи смогли полностью погрузиться в загадочный мир российских гопников и узнать невероятные подробности из жизни «ровных пацанов». Например, тот факт, что сидящий на корточках славянин всегда должен касаться земли пятками, ведь неписанный закон гласит: «Если пятки отрываешь - пацанов не уважаешь».

Однако, по словам некоторых гуру-экспертов, это правило распространяется лишь на свой район. Оказавшись на чужбине, «ровный парень» вполне может опираться только на мысочки, ведь он пока не ознакомился с обстановкой и не обязан по умолчанию выказывать уважение местным жителям.

Наслушавшись рассказов Boris и его сподвижников, западная молодежь стала подражать российским гопникам: сидеть на кортах, щелкать семечки и носить спортивные костюмы, время от времени небрежно бурча Cheeki Breeki. Больше всего «четкой» субкультурой предсказуемо прониклись жители Восточной Европы, спонтанно собирающиеся на улицах городов и устраивающие бешеные пляски.

«На гитаре могешь?»

Культура гопников оказала влияние не только на внешний вид молодежи, но и на творчество европейских музыкантов. Вдохновленные Hardbass молодые исполнители принялись записывать полноценные альбомы со «славянскими» композициями, нещадно коверкая английское произношение. YouTube заполонили клипы, в которых одетые в спортивные штаны музыканты изображают из себя так называемое «белое быдло».

Классическим примером подобного творчества стал трек SLAV SQUAT (славянские корточки) британской хип-хоп группы 4NBoyz. В ролике рэперы повествуют о том, как они любят сидеть на корточках, и обращаются к массово уезжающим на Запад мигрантам из Восточной Европы, обещая «отобрать их работу». Лейтмотивом трека стала фраза «твоя телка уйдет ко мне, когда увидит, как я сижу на кортах».

Тему русских гопников активно педалируют и в Восточной Европе, а звезда эстонского рэпа Tommy Cash вообще не отходит от славяно-пацанской тематики. В его клипах пропагандируется спортивная одежда, подержанные российские автомобили, православные иконы и образ жизни «белого быдла».

Любовь рэпера к России обусловлена тесным общением с петербургским рейв-коллективом Little Big, получившим всемирное признание за высмеивание стереотипов о русских людях, в том числе и образа гопника.

Бумеранг

На примере Little Big отчетливо прослеживается, как захватившая Европу обновленная субкультура «ровных пацанов» вернулась в их родной Санкт-Петербург. В творчестве группы есть отголоски того самого Hardbass, который пять лет назад отплясывали в городе на Неве.

Несмотря на то что в России мода на Hardbass угасла еще в 2013 году, а современные гопники и думать забыли про рейв-фестивали, их дело не только живет, но и захватывает умы жителей столь ненавистного им «загнивающего Запада». Молодые люди, еще недавно массово менявшие узкие джинсы на клетчатые рубашки и отращивавшие бороды, с восторгом присаживаются на slav squat и горланят заветное Cheeki Breeki.