Иверская (из дореволюционной часовни на Красной площади). Часовня иверской иконы божией матери у воскресенских ворот

Красная площадь в Москве - это своего рода «нулевой километр», самое значимое место для россиян. Чтобы пройти к ней, нужно миновать Воскресенские ворота, что и делает ежедневно несколько миллионов людей. Но не все они знают, что совсем рядом находится одно из самых почитаемых православными мест Москвы. Это - Иверская часовня на Красной площади. Многие москвичи считают это небольшое строение, притулившееся у Воскресенских ворот, новоделом. Но это не так. Она была лишь реставрирована на прежнем месте взамен старой, разрушенной большевиками. Иверская икона Божьей матери считалась на Руси чудотворной. Для такой святыни требовалась и подходящая «оправа». Ею и стала часовня. Почему она расположена не внутри собора или церкви? Об этом расскажет наша статья. История ее, как и иконы Божьей Матери, также будет раскрыта. Мы дадим точный адрес этого здания, часы работы небольшого храма и проводимых там богослужений.

Иверская часовня на Красной площади: как добраться

Найти эту достопримечательность Москвы и святыню православного народа предельно просто. Ведь она расположена на «туристическом нулевом километре». Рядом - Красная площадь с Кремлем и Мавзолеем. Доехать сюда практически из любой точки Москвы можно на метро. Здесь проходят многие ветки столичной подземки. Выходить следует на станциях «Охотный Ряд», «Театральная» или «Площадь Революции». Оптимальный вариант - первый. От станции «Охотный ряд» размещены дорожные указатели для пешеходов - «Выход на Красную площадь». Следуя им, придете к двухстворчатым воротам. Они увенчаны двумя башнями. Под ними стоит небольшое строение под куполом. Это и есть Иверская часовня на Красной площади. Адрес у строения таков: проезд Воскресенские ворота, дом 1а.

Икона Божьей Матери Иверской

Марина Цветаева назвала этот чудотворный образ «червоным сердцем Москвы». А появился он в столице задолго до того, как была построена первая часовня. в Москве была не все время, она привезена из Греции, со святой горы Афон. Это не оригинал. Настоящая икона Богоматери так и осталась в стенах монастыря на Афоне. Но для России была изготовлена точная копия - «список». Он был доставлен в Белокаменную в октябре 1648 года. Сначала икона обреталась в Никольском монастыре, но спустя несколько лет ее передали Она и дала имя образу. По приказу царя Алексея Михайловича иконописцам дали указание изготовить точную копию этого «списка». Ее поместили в триумфальной арке Неглиненских ворот. Сквозь них русские цари въезжали на Красную площадь. Уже позже, в 1669 году, эти ворота переименовали в Воскресенские.

История первой часовни

Некоторое время от дождя и снега, ветра и солнечных лучей «список» защищал только небольшой навес. В тысяча шестьсот восьмидесятом году было решено построить небольшую деревянную часовню для образа. То были времена, когда икона пользовалась славой помогающей при болезнях. Поэтому лик часто доставлялся в дом недужного или тяжело рожавшей женщины. Ее доставлял эскорт из священников и стражников, а на время отсутствия иконы ее заменял в часовне новый «список». Со временем и здание, в которой хранился чудотворный лик, стало предметом поклонения набожного народа. Купцы перед заключением сделки, школяры перед экзаменом, путешественники приходили к нему, чтобы «благословиться». Но это строение до наших дней не дошло. В восемнадцатом веке Иверская часовня на Красной площади как минимум дважды перестраивалась. В середине столетия она опять стала деревянной и только в 1791 году - каменной.

Современный вид Иверской часовни

Итак, конец восемнадцатого века ознаменовал новую эпоху. Икона Иверской Богоматери встречала всех проходящих через Воскресенские ворота. Мужчины должны были снимать шапки, христиане - прикладываться к образу. Иверская часовня на Красной площади не замыкалась на ночь. В любое время там толпился народ. Но русский архитектор Матфей Казаков решил не делать часовню чересчур просторной. Она и сейчас вмещает самое большее пятьдесят человек. Архитектор спланировал простое квадратное одноярусное здание, увенчанное куполом. Во время наполеоновского нашествия часовню разграбили. Для ее восстановления князь Николай Юсупов пригласил итальянского художника Пьетро Гонзаго. Он украсил здание снаружи, усыпал купол металлическими звездами, поместил на самую верхушку позолоченную с крестом, оформил интерьеры. И как-то так само собой получилось, что часовня стала символом триумфа русского народа в войне с Наполеоном.

Уничтожение и воскрешение

Сразу же после победы Октябрьской революции Иверская часовня испытала на себе неприязнь новой власти к религии. Уже весной восемнадцатого года здание было разграблено. Потом была закрыта Николо-Перервинская обитель, к которой была приписана часовня. В двадцать втором году оставшиеся ценности были «экспроприированы в пользу голодающих». А еще через семь лет пришел конец и часовне. В последних числах июля двадцать девятого года, под покровом ночи, маленькое здание было снесено. Находившиеся в ней «списки» были при этом утрачены навсегда. Еще через два года исчезли и Воскресенские ворота. Они якобы мешали проезду военной техники для парадов на Красной площади. Весь архитектурный комплекс (ворота и часовня) был восстановлен в девяносто пятом году. А для православной паствы иконописцами Афона был сделан новый список. Сейчас с «нулевого километра», от Иверской часовни, стартуют многие экскурсии по Москве на автобусе. И маленькое здание у Воскресенских ворот - первый экспонат в списке.

Святыня и храм

Реставрированная в 1994-1995 гг. часовня была освящена самим патриархом Алексием Вторым. Теперь это - храм, хоть и самых скромных размеров. Святыней русского народа его делает новая копия иконы Богоматери-Вратарницы, выполненная монахами-живописцами с горы Афон в Греции. Приложиться к образу, а заодно и полюбоваться на роскошный интерьер храма можно каждый день. Часы работы Иверской часовни на Красной площади с восьми утра и до двадцати ноль-ноль, без выходных. Все московское духовенство служит там молебны. При этом происходит чтение акафиста Деве Марии в честь ее иконы «Богоматери Иверской». Есть у этого небольшого храма и престольные праздники. Они отмечаются с большой торжественностью двадцать пятого февраля, во вторник Светлой седмицы и 26 октября. Храм сейчас приписан к Патриаршему подворью, что только повышает его статус. У часовни имеется свой настоятель. Сейчас его обязанности исполняет протоирей Геннадий Нефедов.

Иверская часовня на Красной площади в литературе и живописи

Этот небольшой храм стал определенным символом православной России. Когда Петр Великий, вернувшись из военного похода, не поехал приложиться к иконе Иверской Богоматери, москвичи почти взбунтовались. Известно, что здесь молился перед казнью Иверская часовня в Москве часто упоминается в художественной литературе, как в поэзии, так и в прозе. У И. Бунина это рассказы «Чистый понедельник» и "Воспоминания", у И. Шмелева - "Богомолье", у Б.Зайцева - «Голубая звезда». Антон Чехов в Москве всегда останавливался в гостинице «Большая Московская», причем просил номер, выходящий окнами на Иверскую часовню, чтобы наблюдать за ночными молебнами. Лаконично, но в то же время символически описал храм у ворот между Красной и Манежной площадями Лев Толстой в «Войне и мире». Пьер Безухов, миновав Иверскую часовню с ее бесчисленными свечами под золотыми ризницами, почувствовал, наконец, себя дома. Храм упоминается у Солженицына, Мандельштама, Цветаевой, Ходасевича. А в живописи ему посвящена картина А. Лентулова «У Иверской».

Копии

Часовня, став неким символом российского патриотизма (например, в борьбе с Наполеоном Бонапартом) и православной набожности, была очень популярна на закате империи. Многие города начали строить похожие здания. Иверская часовня у Воскресенских ворот в Москве послужила образцом для маленького Там копия была сооружена в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году. Во время советской власти и этот провинциальный храм был снесен, а на его месте разбили сквер. Но жители Томска восстановили свою часовню в двух тысяч втором году. Ее, как и столичный оригинал, освятил патриарх Алексий Второй. Существует как минимум еще одна копия Иверской часовни в Москве. Правда, находится она не в России, а в Белграде. Она была построена на Новом кладбище на деньги эмигрантов из СССР в тридцать первом году. Много лет эта часовня стояла заброшенной, но летом 2014 года была полностью восстановлена и отреставрирована. Есть еще часовни Иверской Богоматери, где хранится один из «списков», но они не являются копиями московского храма.

Достопримечательность столицы

Даже если вы - атеист или принадлежите другой религии, если вы понимаете, что новая копия и старинная икона - это не одно и то же, все равно не проходите мимо этого маленького храма. Осмотреть его снаружи и внутри - дело получаса. А экскурсии по Москве на автобусе отводят часовне и того меньше времени. Но стоит присмотреться к росписям и лепнине, полюбоваться ангелом на крыше и пройти внутрь. Кроме главной иконы Богоматери Иверской, привлекает внимание двойной аналой, весь покрытый резьбой по дереву.

Иверская часовня (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Краснодарский край
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

На западной окраине города Горячий Ключ у подножья Абадзехской горы ютится маленькая православная часовенка - часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери. Раньше на ее месте бил целебный родник, который в народе называли Иверским. Воды в нем были железистые, насыщенные минералами и полезными микроэлементами. Благами живого источника пользовались не только местные жители, но и многочисленные паломники, стремившиеся сюда из всех окрестностей. Кое-где в горячеключевских архивах еще сохранились свидетельства о небывалой красоте источника. Родник венчали врата с иконой Иверской Божьей Матери, а подход к ним состоял из череды массивных каменных ступеней. Однако же в 20-х гг. 19 века в результате грунтового сдвига Иверский источник иссяк. В память о нем остались лишь чаша-раковина и часовня.

Каждую пятницу перед образом Иверской Божьей Матери совершается торжественная утренняя служба.

Иверская часовня, или, как правильно ее называть, часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери, представляет собой небольшую изящную конструкцию, словно бы вшитую в горный склон. Вход в часовню украшает высокая арка, а свод завершается скромным куполом, выполненным в христианских традициях. Внутри часовни, в центральной ее нише собственно и хранится сама икона Иверской Божьей Матери, а по бокам от нее - лики мессии и святых. Главная икона написана художницей Н. Рыжиковой по специальному заказу. Каждую пятницу перед образом Иверской Божьей Матери совершается торжественная утренняя служба.

Среди всех достопримечательностей Горячего Ключа часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери носит исключительный характер. Ведь история курорта, собственно, и началась с освящения Псекупских минеральных источников. Водосвятная церемония происходила у подножья Абадзехской горы, у места выхода минеральных источников на поверхность, в присутствии знатных особ и наказного атамана Кубанского казачьего войска. Ныне это место называется Минеральной поляной, именно здесь нашла приют Иверская часовня.

На землях, где ныне расположен Горячий Ключ, к Иверской иконе издавна относились с особым трепетом и почтением. Считалось, что она обладает животворящей силой и способна излечивать болезни.

Рядом с Иверской часовней находится масса интересных мест. Например, Минеральную поляну венчает единственный в мире памятник «живой воде». Обелиск высится прямо у «созвездия источников» и как бы олицетворяет собой дань уважения к псекупским минеральным водам. Также неподалеку от часовни находится вход в Дантово ущелье - самый популярный прогулочный маршрут в городе и место невероятной красоты. А из Дантова ущелья можно выйти к скале Петушок и старинной крепости Псыфабэ.

Часовня, как и многие достопримечательности Горячего Ключа, расположена на западной окраине города. Если ехать сюда автомобилем, то главным ориентиром на трассе будет ресторан «Старый замок». Около него необходимо пересечь реку по пешеходному мосту и преодолеть Дантово ущелье. В случае поездки общественным транспортом спрашивайте остановку «Санаторий» - это конечная станция большинства городских маршрутов.

Храм-часовня Иверской иконы Божией Матери в Сивцевом Вражке возведена в период с 1993 года по 1995 год. Часовня освящена 26 октября 1995 года в честь Иверской иконы Божией Матери.

Церковь-часовня состоит при средней общеобразовательной школе с этнокультурной грузинской составляющей. В здании школы ранее (в 1988 году) был открыт детский сад для грузинских детей, а позже открыта школа.

Церковь-часовня Иверской иконы Божией Матери представляет собой небольшое здание восьмиугольной формы. Здание башнеобразное без выделенной апсиды. С западной стороны здания находится притвор. Восьмискатная крыша здания увенчана крестом.

Интересна история иконы Божией Матери «Иверская» «Вратница». В 9 веке близ города Никеи (ныне территория Турции) в доме благочестивой вдовы находилась икона Божией Матери. Это были времена иконоборства. Когда икону нашли воины, целью которых было находить и уничтожать иконы Богородицы, вдова упросила за вознаграждение оставить ей икону до утра. Воины согласились, но, уходя, один воин ударил копьем в лик Богородице. Мгновенно из пронзенной иконы потекла кровь. Испугавшись, воины ушли. Вдова отнесла икону к морю и опустила в воду, желая спасти икону. Икона не легла на воду, а стоя двинулась по морю.

Через два века икона была обретена монахами Иверской обители в Афоне. Ее поместили в храм, но утром нашли над воротами. Так повторялось несколько раз. И вот Пресвятая Богородица явилась преподобному Гавриилу и сказала, что не хочет быть хранимой иноками, а желает сама быть Хранительницей. Иноки возвели надвратную церковь. В ней чудотворная икона находится поныне. «Иверской» икона названа по имени обители, а по месту нахождения – «Вратницей».

О чудотворной иконе хорошо знали в России. В царствование Алексея Михайловича в Иверском Афонском монастыре был заказан список иконы. Доску для иконы изготовили из кипарисного дерева. После Божественной литургии смешали святую воду и частички святых мощей. Иконописец смешал их с красками и написал икону Божией Матери. В октябре месяце 1648 года икону привезли в Москву. Ее торжественно встречал царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и множество людей. С тех пор это одна из самых чтимых православных икон.

Адрес: Москва
Первое упоминание: 1669 год
Разобрана: 1929 год
Начало строительства: 1994 год
Окончание строительства: 1995 год
Архитектор: Матвей Фёдорович Казаков
Святыня: Список с чудотворной иконы Иверской Божией Матери
Координаты: 55°45"20.5"N 37°37"04.6"E

В самом центре столицы, в пешеходной зоне рядом с Красной площадью стоит небольшая изящная часовня, и туда в любое время года заходят верующие. История почитаемого православного храма начинается с конца XVII столетия. В нем находится копия со знаменитой иконы, оригинал которой с XI века хранится в монастыре на греческом полуострове Афон.

Иверская часовня на фоне Воскресенских ворот

История иконы

Искусствоведы и историки не имеют единого мнения о возрасте иконы Иверской Богоматери. В Афинском университете считают, что этот образ написали в первой половине XI столетия, а сотрудники университета имени Леопольда и Франца, расположенного в австрийском городе Инсбрук, утверждают, что его создали позднее - уже в XII веке.

О появлении чудотворной иконы записано в христианских Сказаниях. Славяне впервые написали об удивительной иконе в XV веке, а греки - в XVI веке. В летописях существуют совершенно различные версии ее происхождения. По одному из сохранившихся преданий во времена иконоборчества, при византийском императоре Феофиле, неподалеку от греческого города Никея жила женщина. Понимая, что икону могут забрать и уничтожить, она решила спасти лик Богородицы от преследователей и опустила икону в море.

Через два века образ оказался у монахов и его поместили в Иверскую обитель, которая была основана в конце X века выходцами из Грузии, происходившими из царского рода Багратидов. По монастырю икона и получила свое имя «Иверская».

Вначале ее хранили в киоте, помещенном над входом в соборный храм, и называли «Вратарницей». Однажды на полуостров напали сарацины. Один из варваров подъехал к монастырю и ударил копьем по иконе. По преданию в то же мгновение из нее брызнула кровь. Увидев такое, разбойник раскаялся и принял монашеский постриг.

Потом для иконы возвели небольшую отдельную церковь. В XVI веке грузинские чеканщики сделали для образа серебряный оклад, в котором остались открытыми только лики младенца Христа и Богоматери. В древнем Иверском монастыре икона хранится и в наши дни.

Общий вид часовни

Как была построена первая часовня

Списки или копии со знаменитой афонской иконы начали делать очень давно. Верующие считали, что они, как и оригинал, обладают чудотворными свойствами и помогают в решении жизненных проблем и исцелении от недугов. В 1648 году настоятель Новоспасской обители архимандрит Никон попросил насельников афонского монастыря привезти в русскую столицу оригинал иконы. Монахи не захотели расставаться со святыней, и тогда изограф Ямвлих Романов создал ее точную копию. Умелый мастер нарисовал список на кипарисовой доске, использовав краски, замешанные на святой воде.

К царскому двору икону привез сам настоятель Иверской обители архимандрит Пахомий. Вначале образ разместили в Никольском монастыре, а потом переправили в Валдайскую Иверскую обитель. Согласно летописям, в 1651 году, благодаря новой иконе, сумела выздороветь царская дочь. Обрадовавшись, российский государь Алексей Михайлович щедро отблагодарил Иверский монастырь и подарил ему обитель Святого Николая, расположенную в Московском кремле .

Через 8 лет специального для Москвы афонские изографы создали еще одну копию с иконы и привезли ее в столицу. В 1669 году возле Неглименских ворот построили небольшой навес, чтобы новая икона имела надежную защиту в дождь и снегопад. Место для чудотворной иконы возле сдвоенных ворот Китай-города было выбрано не случайно. Через них русские государи торжественно въезжали на Красную площадь.

1680 году навес заменили на деревянный храм. Примечательно, что в 1722 году по Синодальному Указу были уничтожены почти все московские часовни, однако, Иверскую часовню тронуть не посмели.

Строительство каменного храма

Деревянный храм простоял до конца XVIII века и сильно обветшал, поэтому его решили заменить на каменный. Проект новой часовни выполнил талантливый российский зодчий Матвей Казаков, а украшать ее доверили итальянскому мастеру Пьетро Гонзаго. По его эскизам часовню оббили жестью и декорировали позолоченными звездами и медными пилястрами. Наверху храма появился изящный золоченный ангел, держащий крест.

Маленький храм освятили в 1791 году, и он сразу понравился москвичам. Хотя в часовню и не могло попасть больше 50 верующих, сюда приходили помолиться из разных частей города. К чудотворной иконе шли не только православные. Она почиталась и католиками, которые приезжали в Россию по государственным или торговым делам. Купцы обязательно заходили в часовню перед важными сделками, а гимназисты и студенты просили у Богородицы хороших оценок на экзаменах.

Время от времени знаменитая икона покидала часовню. По заказу жителей города образ возили по домам для исцеления больных и помощи роженицам. Для того чтобы Иверская часовня не оставалась пустой, с образа сделали копию и вешали ее на освободившееся место.

Несколько веков в Москве была традиция, по которой прибывающий в город государь первым делом ехал приложиться к Иверской иконе. Это правило было нарушено только один раз. В 1699 году молодой Петр I вернулся в Россию из первого путешествия по Европе . Вместо Иверской иконы он поспешил к своим друзьям в Лефортово, и это поступок вызвал резкое осуждение горожан. После этого Петр I и другие российские государи, приезжая в Москву из Санкт-Петербурга и возвращаясь в северную столицу, обязательно молились в Иверской часовне.

Перед нашествием французских войск в начале осени 1812 года знаменитую икону вывезли из Москвы. Чтобы враги не могли надругаться над православной святыней, ее спрятали в одном из владимирских монастырей. Однако, через два месяца, после того как французы покинули город, икону вернули в московскую часовню. Затем храм отреставрировали, и в городе ежегодно стали проводить крестный ход в честь освобождения страны от Наполеона. Во время него толпы верующих с чудотворной иконой на руках обходили вокруг стен древнего кремля.

Разрушение и возрождение часовни

Судьба небольшого храма круто изменилась с приходом советской власти. Весной 1918 года рядом с часовней на здании думы повесили красную звезду и большой антирелигиозный плакат. Потом храм ограбили. Московская милиция возбудила уголовное дело о краже, однако воров так и не нашли.

В 1922 году в стране проводили кампанию, в ходе которой ценности принудительно изымали их храмов и монастырей . В часовню пришли люди и забрали из нее чудотворную икону и всю богослужебную утварь. Так москвичи утратили одну из своих главных святынь. В 1923 году на Сочельник перед Рождеством комсомольцы развели перед храмом огромный костер и демонстративно сожгли в нем предметы религиозного культа.

В 1928 году в городе было подготовлено решение о сносе культовых зданий и последующей реконструкции главной площади Москвы. Летом 1929 года храм закрыли для верующих и в течение суток разобрали до самого основания. Воскресенские ворота снесли чуть позже - в 1931 году. Ведущий на Красную площадь проезд освободился и через него стали пускать колонны демонстрантов и технику для парадов.

Московскую святыню возродили в середине 1990-х годов под руководством архитектора О. И. Журина. Осенью 1995 года вновь отстроенную часовню освятили и поместили в нее новую копию со знаменитой иконы, созданную афонскими мастерами.

(Иверской иконы Божией Матери) в Москве у Воскресенских (Неглиненских, Триумфальных, Куретных, Львиных) ворот Китай-города; одна из особо почитаемых святынь православной Москвы. С сер. XVII в. в ней находилась чудотворная Иверская икона Божией Матери .

Сведения об И. ч. как о деревянном строении Николо-Перервинского мон-ря появились в источниках в 1659-1660 гг. в связи со встречей в Москве у Неглиненских ворот Китай-города привезенной 13 окт. 1648 г. с Афона Иверской иконы. Через эти ворота совершались торжественные въезды на Красную площадь русских царей, иностранных послов. Первая И. ч., где находился один из списков образа, вероятно, была сооружена на месте встречи иконы и скорее всего сгорела во время большого пожара в авг. 1668 г. 19 мая 1669 г. к Неглиненским воротам (в И. ч. или под отдельный навес) перенесли новый список иконы (прежний отправили в Иверский Валдайский мон-рь). Согласно «Указателю Московских церквей» М. И. Александровского (М., 1919. Ркп.), постройки первоначально находились с внутренней стороны стены Китай-города.

По-видимому, в 1680 г., при реконструкции Неглиненских ворот, И. ч. была отстроена заново к северу от них. На воротах были изображены «добрым письмом» покровители Москвы: прп. Сергий, великомученики Георгий Победоносец и Феодор Стратилат, Московские святители Петр и Алексий, над ними - образ Воскресения Христова. Согласно источнику 1722 г., новая часовня была каменной. По синодальному указу в 1723 г. И. ч. была закрыта, но в 1727 г. открылась вновь. Из-за строительства новых Воскресенских ворот после пожара 1737 г. И. ч. вновь оказалась на новом месте. При имп. Елизавете Петровне И. ч., в документах названная «деревянным чуланом», была разобрана, и по прошению игумена Николо-Перервинского мон-ря икону поместили в каменный «приделок». В 1791 г. И. ч. отстроили заново (архит. М. Ф. Казаков), в 1801 г. она была «благолепно украшена» (проект П. Гонзаго): снаружи обита жестью, декорирована медными вызолоченными пилястрами с капителями, гирляндами, 8-конечными звездами, купол увенчивала позолоченная фигура ангела. После перестройки И. ч. вмещала до 50 чел. Во время Отечественной войны 1812 г. И. ч. пострадала от пожара и была восстановлена; в память об изгнании имп. Наполеона ежегодно совершался крестный ход из Кремля к И. ч. и оттуда с образом вокруг кремлевских стен. В 1929 г. И. ч. была разобрана.

Чудотворный образ из не запиравшейся на ночь И. ч. часто выносили в дома горожан, замещая его списком. Для перевозки образа использовали особую, закрытую карету, запряженную четверкой лошадей. Процессия, сопровождаемая форейтором с факелом, стала достопримечательностью Москвы. И. ч. называли «отрадным перепутьем для всех верующих»: к ней приходили, уезжая из Москвы или приезжая в нее. Горожане, почитая И. ч., снимали перед ней шапки и не начинали никаких важных дел, не помолившись в ней. Именно благодаря И. ч. укрепился обычай вступать на Красную пл. и в Кремль через Воскресенские ворота. Ему следовали, приезжая в Москву на коронацию, все императоры, вплоть до имп. Николая II; перед возвращением в С.-Петербург обязательно прощались с Иверским образом (царь Петр I, вернувшись в 1699 из Зап. Европы, не сразу поехал к И. ч., что вызвало нарекания москвичей; его торжественный въезд в Москву в 1721, после победы в Северной войне, был совершен через Воскресенские ворота). В 1775 г. здесь перед казнью молился Емельян Пугачёв.

И. ч. постоянно упоминалась в художественной лит-ре как символ особого московского благочестия: у И. А. Бунина («Воспоминания», «Чистый понедельник»), Б. К. Зайцева («Голубая звезда»), И. С. Шмелёва («Богомолье»), А. И. Солженицына («Красное колесо»). В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов «увидал - проехав по городу - эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами» и «почувствовал себя дома, в тихом пристанище». По свидетельству И. Д. Сытина, А. П. Чехов, приезжая в Москву, всегда занимал номер гостиницы «Большая Московская», выходивший окнами на И. ч., чтобы видеть ночной молебен, к которому собиралось много горожан.

Образ И. ч. встречается в поэзии нач. ХХ в.: у О. Э. Мандельштама («От Воробьевых гор до церковки знакомой / Мы ехали огромною Москвой»), М. И. Цветаевой («Мой - рот - разгарчив, / Даром что свят - вид. / Как золотой ларчик, / Иверская горит»; «А вон за тою дверцей, / Куда народ валит, / Там Иверское сердце, / Червонное, горит»), В. Ф. Ходасевича («Грошевую свечу за чудное спасенье / У Иверской поставила она»), в живописи (А. Лентулов. «У Иверской», 1916, ГТГ).

В 1918 и в 1922 гг. И. ч. была ограблена, за небрежное хранение церковных ценностей понесли наказание члены совета общины; остававшиеся в часовне ценности - золотая риза весом более пуда, неск. пудов серебра, 2 больших изумруда, более 100 алмазов, рубины и др. камни - были изъяты в 1922 г. В 1920 г. англ. писатель Г. Уэллс в кн. «Россия во мгле» отметил, что «особенной популярностью пользуется знаменитая часовня чудотворной Иверской Божьей Матери возле Спасских ворот; многие крестьянки, не сумевшие пробраться внутрь, целуют ее каменные стены». Перед И. ч. разворачивалось главное действие «комсомольского рождества» в Рождественский сочельник 1923 г. После закрытия и сноса И. ч. на ее месте была установлена авангардистская скульптура рабочего, исчезнувшая после разрушения ворот в 1931 г.

Остатки И. ч.- каменные прямоугольные в плане фундаменты (5,5×6 м) - открыты и изучены при реконструкции Исторического (Воскресенского) проезда Московской археологической экспедицией Ин-та археологии РАН в 1988 и 1994 гг.

4 нояб. 1994 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень И. ч. В 1996 г. были завершены работы по воссозданию И. ч. и ворот (архит. О. И. Журин). Ныне часовня, пристроенная к сев. стороне Воскресенских ворот, имеет куполообразную кровлю, увенчанную золоченой фигурой арх. Михаила с крестом. Окна (в т. ч. ложные) овальной формы обрамлены венками и золоченым подзором в виде драпировки. К единственному дверному проему на главном (сев.) фасаде ведут широкие чугунные ступени; его фланкируют золоченые горельефные фигуры апостолов Петра и Павла. Перед И. ч. по решению московского правительства установлен знак «Центр Москвы».

25 окт. 1995 г., в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, список иконы прибыл в Москву из Иверского монастыря на Афоне, где был написан иером. Лукой, а на следующий день Патриарх Алексий II совершил чин освящения И. ч. В наст. время в И. ч. ежедневно совершаются молебны, к-рые служат поочередно священники московских храмов.

Арх.: Чернов С. З. Отчет Моск. археол. экспедиции… 1988 г. // Архив ИА РАН. Т. 5. Р-1. 6 № 13158, 13159.

Л. А. Беляев