Какие бывают романы по жанру. Виды литературных жанров по форме. Какие литературные жанры существуют

Жанр – тип литературного произведения. Существуют эпические, лирические, драматические жанры. Выделяют и жанры лироэпические. Жанры делят и по объему на крупные (включают рома и роман-эпопею), средние (литературные произведения «среднего размера» ‑ повести и поэмы), малые (рассказ, новелла, очерк). Имеют жанры и тематическое деление: авантюрный роман, психологический роман, сентиментальный, философский и т.д. Основное же деление связано с родами литературы. Представляем вашему вниманию жанры литературы в таблице.

Тематическое деление жанров довольно условно. Не существует строгой классификации жанров по темам. Например, если говорят о жанрово-тематическом разнообразии лирики, выделяют обычно любовную, философскую, пейзажную лирику. Но, как вы понимаете, этим набором многообразие лирики не исчерпывается.

Если вы задались целью изучить теорию литературы, стоит освоить группы жанров:

  • эпические, то есть жанры прозы (роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, сказка);
  • лирические, то есть жанры поэтические (лирическое стихотворение, элегия, послание, ода, эпиграмма, эпитафия),
  • драматические – типы пьес (комедия, трагедия, драма, трагикомедия),
  • лироэпические (баллада, поэма).

Литературные жанры в таблицах

Эпические жанры

  • Роман-эпопея

    Роман-эпопея – роман с изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

  • Роман

    Роман – многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами. По тематике бывают: исторические, сатирические, фантастические, философские и др. По структуре: роман в стихах, эпистолярный роман и др.

  • Повесть

    Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера.

  • Рассказ

    Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В Р. чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие. Новелла отличается от Р. неожиданным финалом.

  • Притча

    Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».


Лирические жанры

  • Лирическое стихотворение

    Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лир.героя, его чувств, эмоций.

  • Элегия

    Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь.

  • Послание

    Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание м.б. адресовано одному лицу или группе лиц.

  • Эпиграмма

    Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость.

  • Ода

    Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержание. Прославление в стихах.

  • Сонет

    Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета


Драматические жанры

  • Комедия

    Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические («Недоросль», «Ревизор»), высокие («Горе от ума») и лирические («Вишневый сад»).

  • Трагедия

    Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. Пьеса Вильяма Шекспира «Гамлет».

  • Драма

    Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.


Лироэпические жанры

(промежуточные между эпосом и лирикой)

  • Поэма

    Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений. Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя

  • Баллада

    Баллада – средняя лиро-эпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского


Все литературные жанры уникальны, каждый из которых обладает комплексом присущих исключительно ему качеств и характеристик. Первую известную их классификацию предложил еще Аристотель, древнегреческий философ и натуралист. В соответствии с ней, базовые литературные жанры можно скомпоновать в небольшой список, который не подлежит никаким изменениям. Автор, работающий над каким-либо произведением, должен просто найти схожие черты между своим творением и параметрами указанных жанров. В течение следующих двух тысячелетий любые изменения в разработанном Аристотелем классификаторе принимались в штыки и считались смещением от нормы.

В XVIII веке началась масштабная литературная перестройка. Укоренившиеся виды жанра и их система стали подвергаться капитальным видоизменениям. Сложившиеся условия стали главной предпосылкой тому, что некоторые жанры литературы канули в Лету, другие получили сумасшедшую популярность, третьи и вовсе только начали формироваться. Итоги этого преобразования, продолжающегося и сейчас, мы воочию можем наблюдать своими глазами – виды жанров, непохожие по смыслу, по роду и множеству других критериев. Попробуем разобраться с тем, какие есть жанры в литературе и в чем их особенности.

Жанр в литературе – это исторически сложившееся множество литературных творений, объединенное совокупностью схожих параметров и формальных характеристик.

Все существующие виды и жанры литературы можно визуально представить в таблице, в которой в одной части появятся большие группы, а в другой – типичные ее представители. Выделяют 4 основных группы жанров по родам:

  • эпические (в основном проза);
  • лирические (в основном поэтика);
  • драматические (пьесы);
  • лироэпические (что-то среднее между лирикой и эпосом).

Также виды литературных произведений можно классифицировать по содержанию:

  • комедия;
  • трагедия;
  • драма.

Но понять, какие бывают виды литературы, станет куда проще, если разобраться с их формами. Форма произведения - это метод подачи идей автора, положенных в основание работы. Различают внешнюю и внутреннюю формы. Первая, по сути, язык произведения, вторая – система художественных методов, образов и средств, с применением которых оно было создано.

Какие бывают жанры книг по форме: эссе, видение, новелла, эпопея, ода, пьеса, эпос, очерк, скетч, опус, роман, повесть. Рассмотрим каждый подробно.

Эссе

Эссе – небольшое сочинение прозаической направленности со свободной композицией. Его главная цель – показать личное мнение и понятия автора по конкретному поводу. При этом эссе не обязано полностью раскрывать проблему изложения или четко отвечать на вопросы. Основные свойства:

  • фигуральность;
  • приближенность к читателю;
  • афористичность;
  • ассоциативность.

Существует мнение, согласно которому эссе – отдельный вид художественных произведений. Этот жанр доминировал в XVIII-XIX веках в британской и западноевропейской журналистике. Известные представители того времени: Дж. Аддисон, О. Голдсмит, Дж. Уортон, У. Годвин.

Эпос

Эпос – одновременно род, вид и жанр литературы. Он представляет собой геройский сказ о прошлом, показывающий тогдашнюю жизнь людей и реальность персонажей с эпической стороны. Часто в эпосе подробно говорится о каком-то человеке, о приключении с его участием, о его чувствах и переживаниях. В нем также рассказывается об отношении героя к тому, что происходит вокруг него. Представители жанра:

  • «Илиада», «Одиссея» Гомер;
  • «Песнь о Роланде» Турольд;
  • «Песнь о Нибелунгах», автор неизвестен.

Прародителями эпоса являются традиционные поэмы-песни древних греков.

Эпопея

Эпопея – большие произведения с героическим подтекстом и те, что схожи с ними. Какая бывает литература этого жанра:

  • повествование о важных исторических моментах в стихотворной форме или прозе;
  • история о чем-либо, включающая несколько описаний разных знаменательных событий.

Еще существует нравописательная эпопея. Это особый вид повествования в литературе, отличающийся своей прозаичностью и высмеиванием комического состояния социума. К нему относят «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле.

Скетч

Скетчем называют короткую пьесу, в которой присутствует всего два (редко три) главных героя. Сегодня скетч используется на эстраде в виде комедийного шоу с миниатюрами продолжительностью не более 10 минут. Такие шоу регулярно появляются на телевидении Британии, США и России. Известные программы-примеры на ТВ – «Нереальная история», «6 кадров», «Наша Russia».

Роман

Роман – обособленный литературный жанр. В нем представляется развернутое изложение о развитии и жизни ключевых персонажей (или одного героя) в самых кризисных и сложных периодах. Главные виды романа в литературе – принадлежащий конкретной эпохе или стране, психологический, рыцарский, классический, нравственный и множество других. Известные примеры:

  • «Евгений Онегин» Пушкин;
  • «Доктор Живаго» Пастернак;
  • «Мастер и Маргарита» Булгаков».

Новелла

Новелла или рассказ – ключевой жанр беллетристики, имеющий меньший объем чем повесть или роман. К основным свойствам произведения относят:

  • наличие малого количества героев;
  • сюжет имеет всего одну линию;
  • цикличность.

Создатель рассказов – новеллист, а собрание рассказов – новеллистика.

Пьеса

Пьеса – представитель драматургии. Она предназначена для показа на сцене театра и в других спектаклях. Пьеса состоит из:

  • речей главных героев;
  • авторских примечаний;
  • описаний мест, где идут основные действия;
  • характеристик внешнего вида участвующих лиц, их манеры поведения и характер.

Пьеса включает несколько актов, которые состоят из эпизодов, действий, картин.

Повесть

Повесть – произведение прозаического характера. Не имеет особых ограничений по объему, но располагается между новеллой и романом. Обычно сюжет повести имеет четкую хронологию, показывает естественное течение жизни персонажа без интриг. Все внимание принадлежит главному лицу и специфике его натуры. Стоит отметить, что линия сюжета всего одна. Известные представители жанра:

  • «Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла;
  • «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина;
  • «Степь» А. П. Чехова.

В иностранной литературе понятие «повесть» равно понятию «короткий роман».

Очерк

Очерк – сжатый правдивый художественный сказ о нескольких событиях и явлениях, продуманных автором. База очерка – точное осмысление предмета наблюдения непосредственно писателем. Виды таких описаний:

  • портретные;
  • проблемные;
  • путевые;
  • исторические.

Опус

Опус в общем понимании – пьеса, сопровождающаяся музыкой. Главные характеристики:

  • внутренняя завершенность;
  • индивидуальность формы;
  • основательность.

В литературном смысле опус – любая научная работа или творение автора.

Ода

Ода – стихотворение (обычно торжественное), посвященное конкретному событию или человеку. В то же время ода может быть отдельным произведением со схожей тематикой. В Древней Греции одами считали всю стихотворную лирику, даже пение хора. Со времен Возрождения так начали называть исключительно высокопарные лирические стихотворения, ориентирующиеся на образы античности.

Видение

Видение – жанр литературы Средневековья, в основе которого находится «ясновидец», рассказывающий о загробных и нереальных образах, которые ему являются. Многие современные исследователи относят видения к дидактике повествовательного типа и публицистике, так как в эпоху Средневековья человек мог таким образом передавать свои соображения о непознанном.

Это основные виды литературы по форме и то, какие бывают их вариации. К сожалению, все жанры литературы и их определения сложно вместить в небольшую статью – их действительно очень много. В любом случае, каждый понимает необходимость и важность чтения самых разнообразных произведений, ведь они – настоящие витамины для мозга. С помощью книг можно повысить свой уровень интеллекта, расширить словарный запас, улучшить память и внимательность. BrainApps – ресурс, который поможет развиваться в этом направлении. На сервисе представлено более 100 результативных тренажеров, которые с легкостью прокачают серое вещество.

Видеоурок 2: Литературные роды и жанры

Лекция: Литературные роды. Жанры литературы

Литературные роды

Эпос – рассказ, минувших событиях. Большие эпические произведения содержат описания, рассуждения, лирические отступления, диалоги. Эпос предполагает участие большого количества действующих лиц, множества событий, не ограниченных временем или пространством. В произведениях эпического характера значительная роль отводится рассказчику или повествователю, не вмешивающемуся в ход событий, оценивающему происходящее отстраненно, объективно (романы И. Гончарова, рассказы А.Чехова). Часто повествователь рассказывает историю, услышанную от рассказчика.


Лирика объединяет массу стихотворных жанров: сонет, элегию, песню, романс. Лирическое произведение легко отличить от двух других главных родов литературы – эпоса и драмы - по отсутствию событийности и присутствию изображения внутреннего мира человека, описанию смены его настроений, впечатлений. В лирике описание природы, события или предмета преподносятся с позиций личного переживания.

Между этими основными родами литературы расположился промежуточный, лирико-эпический жанр . Лиро-эпос соединяет в одно целое эпическое повествование и лирическую эмоциональность (А. Пушкин «Евгений Онегин»).


Драма – главный литературный род, пребывающий в двух ипостасях – рода сценического действия и жанра литературы. В драматическом произведении нет повествовательного развернутого описания, текст целиком состоит из диалогов, реплик, монологов действующих лиц. Для того, чтобы у сценического действия появились признаки драмы, необходим конфликт (основной и единственный, либо несколько конфликтных ситуаций). Некоторые драматурги виртуозно умеют показывать внутреннее действие, когда герои только размышляют и переживают, тем самым «двигая» сюжет к развязке.


Итак, запоминаем, в чем разница между главными литературными родами:

    Эпос – о событии рассказывается

    Лирика – событие переживается

    Драма – событие изображается


Жанры литературы

Роман – относится к эпическому роду литературы, отличается значительным временным периодом развития сюжета, наполнен множеством персонажей. Некоторые романы прослеживают судьбы нескольких поколений одной семьи («семейные саги»). В романе, как правило, одновременно развиваются несколько сюжетных линий, показываются сложные и глубокие жизненные процессы. Произведение, написанное в жанре романа, насыщенно конфликтами (внутренними, внешними), события не всегда сохраняют хронологию следования.

Тематика

Структурные разновидности

автобиографический
притча
исторический
фельетон
авантюрный
памфлет
сатирический
роман в стихах
философский
эпистолярный, и др
приключенческий, и др.

Роман - эпопея описывает широкие пласты народной жизни в кульминационные моменты, на изломе исторических эпох. Другие признаки эпопеи схожи с особенностями романа, как эпического произведения. К жанру относятся «Тихий Дон» М. Шолохова, «Война и мир» Л. Толстого.


Повесть – прозаическое произведение среднего объема (меньше романа по количеству текста и по числу персонажей, но больше рассказа).

Композиционные особенности: повести присуще хроникальное развитие событий, автор не ставит перед читателем крупномасштабные исторические задачи. По сравнению с романом повесть – более «камерный» литературный жанр, где основное действие сосредоточено на характере и судьбе главного героя.


Рассказ представляет собой произведение малой прозаической формы. Характерные признаки:

    кратковременность событий,

    малое число действующих лиц (может быть только один или два персонажа),

    одна проблема,

    одно событие.

Очерк – литературное прозаическое произведение малой формы, разновидность рассказа. В очерке затрагиваются по большей части насущные социальные проблемы. В основу сюжета положены факты, документы, наблюдения автора.


Притча – небольшой прозаический рассказ поучительного характера, содержание передается при помощи аллегорий, в иносказательной манере. Притча очень близка к басне, однако в отличии от нее не заканчивает повествование готовой моралью, а предлагает читателю самому подумать и сделать вывод.


Поэзия


Поэма – объемное стихотворное сюжетное произведение. Поэма объединяет в себе черты лирики и эпоса: с одной стороны это развернутое, объемное содержание, с другой – внутренний мир героя раскрывается во всех подробностях, его переживания, движения души тщательно исследуются автором.


Баллада. Произведения, написанные в жанре баллады, не столь распространены в современной литературе, как стихи или песни, однако в прежние времена балладное творчество было весьма широко распространено и популярно. В давние времена (предположительно, в средние века) баллада являла собой фольклорное произведение ритуального характера, объединившее песню и танец. Баллада легко узнается по сюжетности повествования, подчиненности строгому ритму, повторам (рефренам) отдельных слов или целых строк. Особенно любили балладу в эпоху романтизма: тематическое разнообразие жанра позволяло поэтам – романтикам создавать фантастические, сказочные, исторические, юмористические произведения. Достаточно часто за основу брались сюжеты из переводной литературы. Второе рождение баллада пережила в начале XX века, жанр получил свое развитие в годы развития идей революционной романтики.


Лирическое стихотворение. Самый любимый читателями и слушателями представитель поэтического жанра – лирическое стихотворение. Небольшое по объему, часто написанное от первого лица, стихотворение передает чувства, настроения, переживания лирического героя, или непосредственно автора стиха.


Песня. Небольшие по форме стихотворные произведения, содержащие строфы (куплет) и рефрен (припев). Как литературный жанр, песня есть в культуре каждого народа, это древнейшие образцы самодеятельного устного творчества – народные песни. Песни сочиняются в самых различных жанрах: есть исторические, героические, народные, юмористические, и т.д. У песни может быть официальный автор - профессиональный поэт, песня может иметь коллективного автора (народные творчество), песни сочиняют профессионалы-любители (т.н. «авторская», самодеятельная песня).


Элегия. О том, что представляет собой элегия, можно догадаться по переводу значения слова с греческого языка – «жалобная песня». Действительно, элегии всегда несут отпечаток грустного настроения, печали, иногда даже скорби. В элегическую форму обращены некоторые философские переживания лирического героя. Большой популярностью элегический стих пользовался у поэтов-романтиков и сентименталистов.


Послание. Письмо в стихах, обращенное к конкретному лицу или группе лиц, получило в поэзии название «послание».Содержание такого произведения могло быть дружеским, лирическим, насмешливым и т.д.


Эпиграмма. Это небольшое по объему стихотворение могло быть достаточно вместительным по содержанию: часто всего в нескольких строках помещалась емкая, уничтожающая характеристика какого – нибудь лица или нескольких лиц. Узнаваемость эпиграмме придавали два обстоятельства: остроумие и предельная краткость. Великолепными, подчас нелицеприятными эпиграммами славились А.Пушкин, П.Вяземский, И.Дмитриев, Н.Некрасов, Ф.Тютчев. В современной поэзии выдающимися мастерами «разящей строки» считаются А.Иванов, Л.Филатов, В.Гафт.


Ода сочинялась во славу какого-либо события или конкретного лица. Поэтическое произведение малой формы наполнялось торжественным содержанием, отличалось высокопарностью изложения («высоким штилем»), напыщенностью. Если Ода посвящалась царствующей особе, малая форма могла значительно «укрупниться», дабы поэт смог отметить стихом все превосходные качества адресата.


Сонет – стихотворение из 14 строк (4+4+3+3), имеет определенные правила построения:


Трехстрочник. Развязка


Трехстрочник. Намечается развязка

Четверостишие. Развитие экспозиции


Четверостишие. Экспозиция

В заключительной строке развязки выражена суть стихотворения.


Комедия, трагедия, драма


Очень сложно дать определение смешному. Что именно порождает смех? Почему смешно?

Комедия (греч. «веселая песня») с момента своего появления до наших дней является самым любимым видом сценического произведения и литературного творчества. В произведениях комедийного содержания авторы изображают человеческие типы и различные жизненные ситуации в комическом проявлении: уродство преподносится как красота, тупость выдается за проявление блестящего ума, ит.д.

Комедии бывают нескольких видов:

    «Высокая» («Горе от ума») – серьезная жизненная ситуация преподносится на фоне действий комических персонажей.

    Сатирическая («Ревизор») – выставляет характеры и действия в смешном, нелепом свете.

    Лирическая («Вишневый сад») – нет деления героев на «хороших» и «плохих», нет действия, отсутствует видимый конфликт. Важное значение приобретают звуки, детали, символика.

Трагедия – особый драматургический жанр: в произведении нет, и не может быть счастливой развязки. Сюжет трагедийного произведения заключается в непримиримом столкновении героя с обществом, с Судьбой, с окружающим миром. Исход трагедии всегда печален – в финале герой обязательно гибнет. Особенно трагичными были древнегреческие трагедии, создававшиеся по строго предписанным правилам. Позднее (в XVIII в.), трагедия стала постепенно утрачивать жанровую строгость, сближаясь с драмой. Образуются новые жанры - героическая историческая, трагическая драмы. В конце XIX в. состоялось объединение трагедии и комедии, появилась новый жанр - трагикомедия .

Драма различается как жанр литературы и как род сценического представления.

Для понимания особенностей драмы можно сравнить особенности, характерные черты трагедии и драматического произведения.




Роды литературы – это общность словесно-художественных произведений по типу отношения автора к художественному целому.

В литературе определяют три рода: драма, эпос, лирика.

Эпос – (в переводе с древне-греческого – слово, повествование) - объективное изображение действительности, рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.

Драма - (от древне-греческого - действие) - изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.

Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).

Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

Жанр - свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.

Эпические жанры:

  • роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
  • роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
  • повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
  • очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
  • новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
  • рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
  • притча – нравственное поучение в аллегорической форме.

Драматические жанры:

  • трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
  • драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.

Лирические жанры:

  • ода - (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
  • элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
  • сонет - лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
  • песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
  • послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
  • эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., - малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:

  • баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
  • поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
  • роман в стихах – роман в стихотворной форме.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Литературный жанр - это группа литературных произведений, имеющая общие исторические тенденции развития и объединённая совокупностью свойств по своему содержанию и форме. Иногда этот термин путают с понятиями «вид» «форма». На сегодняшний день нет единой чёткой классификации жанров. Литературные произведения подразделяются по определённому количеству характерных признаков.

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск , в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Какие литературные жанры существуют

Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.

Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров

по родам эпические басня , былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея
лирические ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма
лиро-эпические баллада, поэма
драматические драма, комедия, трагедия
по содержанию комедия фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок
трагедия
драма
по форме видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч

Разделение жанров по содержанию

Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.

Комедия – разновидность литературы , которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:

Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.

Трагедия - драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.

Драма – особый вид художественной литературы , где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.

Наиболее известные прозаические жанры

К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.

Роман

Роман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX - начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.

Новелла

Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо . Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».

Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности - примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.

Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.

Характерными чертами новеллы являются:

  1. Максимальная краткость изложения.
  2. Острота и даже парадоксальность сюжета.
  3. Нейтральность стиля.
  4. Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
  5. Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.

Повесть

Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина .

Рассказ

Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу . Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.

Пьеса

Пьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.

В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.

Вся пьеса делится на большие части - акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.

Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).

Описание и примеры отдельных жанров

Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.

Поэма

Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи

В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:

  1. Дидактическая.
  2. Героическая.
  3. Бурлескная,
  4. Сатирическая.
  5. Ироническая.
  6. Романтическая.
  7. Лирико-драматическая.

Изначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия , «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.

Одновременно развивалась и романтическая поэма - «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.

С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).

В XIX-XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).

Эпос

Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.

Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.

Видения

Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица , якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.

  1. Уже в эпоху античности под видом реальных видений стали описываться вымышленные события в форме видений. Авторами первых видений были Цицерон, Плутарх, Платон.
  2. В Средние века жанр стал набирать обороты популярности, достигнув своих вершин у Данте в его «Божественной комедии», которая по своей форме представляет развёрнутое видение.
  3. Некоторое время видения были неотъемлемой частью церковной литературы большинства стран Европы. Редакторами таких видений всегда были представители духовенства, получив, таким образом, возможность выражать свои личные взгляды якобы от имени высших сил.
  4. Со временем в форму видений было вложено новое остросоциальное сатирическое содержание («Видении о Петре-пахаре» Ленглэнда,).

В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.