Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности. Анализ детских работ

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    Неменская
    Л.А.

    зам.
    директора Центра НХО,

    кандидат
    философских наук, доцент,

    Лауреат
    премии Президента РФ


    КАК ОЦЕНИВАТЬ
    ДЕТСКИЙ РИСУНОК

    Множество
    детских работ перед собравшимися членами
    жюри, надо выбирать победителей. Участники
    конкурса — это дети, которые обнаружили
    свои способности к художественной
    деятельности, они более, чем другие
    проявляют свою потребность рисовать,
    им нравится этим заниматься — и это
    важнейший показатель одаренности.

    Оценивая
    выполненные в конкурсных условиях
    работы детей, надо помнить, что
    главной целью и ценностью является сам
    ребенок, его развивающаяся душа и
    взрослеющая личность. Поэтому выбор и
    оценка детских работ требует от нас
    особой ответственности, и должна быть
    понята как диалог, форма общения с
    ребенком и с его педагогом. Но, неизбежно,
    мы попадаем в ситуацию наставления и
    указания пути. Надо сказать, что за
    период проведения конкурса уровень
    качества детских работ повышается с
    каждым годом. Это особенно заметно не
    только по лучшим произведениям, но по
    количеству работ высокого уровня и по
    возрастающей художественности большинства
    представляемых работ. Потому теперь
    мы не стали выбирать «самых первых», а
    выделили более широкий круг произведений
    по разным номинациям.

    К
    детскому рисунку можно подойти с разных
    сторон, оценивая его с совершенно разных
    позиций. Появление аналитического
    интереса к детскому рисованию принято
    относить к началу ХХ века, когда детский
    рисунок стал объектом исследований,
    более всего психологических, направленных
    на соотношение графических качеств
    детского рисунка с интеллектуальным
    развитием их авторов. Процесс рисования
    использовался, впрочем, как и теперь, в
    качестве вида психодиагностики и
    психотерапии. Наш подход имеет другое
    содержание, но нельзя не учитывать
    степень выявленности внутреннего мира
    детей в их рисунках.

    Иной
    подход — когда критерием анализа детского
    рисунка определяется «мастерство
    изображения» — то есть умение иллюзорно
    изображать предметный мир в
    соответствии с профессиональными
    правилами обучения. Эта позиция долго
    служила распространенным основанием
    для суждения о художественной
    неполноценности детского творчества.
    Определенные правила и приемы, конечно,
    необходимая составляющая обучения, но
    у каждого правила должен быть понятный
    и востребованный, актуальный смысл.
    Тогда правило выступает средством
    высказывания и средством художественного
    познания, а не как навязанный образец
    для подражания, не как прием. Исполнение
    заученного приема не должно являться
    конечной целью в процессе художественного
    развития ребенка.

    Художественный
    подход к детскому творчеству направлен
    на выявление художественной природы
    детской изобразительной деятельности.
    Сущность детского изображения подобна
    сути творчества профессиональных
    художников, она заключается в выраженности
    личных переживаний автора, его видения
    и отношения к миру. Поэтому основой
    оценки детского произведения выступают
    такие качества как активность авторской
    позиции по отношению к изображаемому,
    выразительность образного содержания
    и изобразительных средств, изобретательность
    в их поиске, чуткость к характеру
    художественных материалов.

    Выявлять
    и оценивать в рисунке можно композиционное
    решение, общее настроение, выбор сюжета
    через смысловую и эмоциональную его
    трактовку. На выборе сюжета отражаются
    интересы ребенка, его актуальные
    впечатления и знания. Задачи изображения
    у детей, как и во «взрослом» изобразительном
    искусстве, определяются не стремлением
    более или менее точно передать вид
    предмета, а стремлением выразить свое
    понимание и эмоциональное отношение к
    нему. Внимательный взгляд юного художника
    высвечивает личностно значимые для
    него и сущностные аспекты окружающего
    мира, и если ему удается выразить их в
    рисунке, то это становится настоящим
    открытием и откровением для зрителя.
    Детские произведения уникальны тем,
    что в них воплощаются многообразные
    переживания детской души, открывающей
    для себя окружающий мир.

    Успех
    воспитания и обучения в огромной степени
    зависит от мастерства учителя, от
    творческого подхода к обучению, и конечно
    от знания возрастной психологии. Педагог
    должен добиваться в своей деятельности,
    чтобы, даже учебная, урочная, определенная
    темой задания, изобразительная
    деятельность ребенка выступала для
    него как собственная потребность, как
    желание его души, что и соответствует
    реальному назначению творческого
    изображения. Это не должна быть работа
    «на показ», ориентированная лишь на
    успешный результат, подменяя творчество
    исполнением. Специфика детского рисунка
    состоит как раз в значимости самого
    процесса рисования, во время которого
    развивается и видоизменяется, выращивается
    его содержание. Этот процесс, включающий
    в себя игру как форму переживания и
    моделирования реальности, и он отражается
    на результате и придает рисунку качество
    особой эмоциональной насыщенности.
    Моделируя и воспроизводя в изображении
    впечатления действительности,
    ребенок-автор осознает свой индивидуальный
    опыт в формах изобразительного языка,
    в котором происходит освоение культуры
    и самопознание. А как следствие, — и само
    преобразование.

    Искренняя
    художественная выразительность детского
    произведения вызывает эмоциональный
    отклик и эстетическое сопереживание у
    зрителя. Конкурсы и выставки детского
    творчества это среда общения, которую
    ищут и юные художники, и их учителя.
    Экспозиция выставки как результат
    конкурсного отбора рисунков, строится
    с целью выявить характерные особенности
    детского творчества, организовать
    взаимодействие художника и зрителя,
    дать возможность наглядно продемонстрировать
    произведения юных авторов широкой
    публике. Это важное событие в жизни
    каждого рисующего ребенка. В рамках
    выставки проводятся семинары и
    консультации преподавателей, открытые
    методические мастерские, которые
    позволяют на примерах детских работ
    обсуждать вопросы художественного
    развития и обучения детей атмосфере
    обмена педагогическим опытом и
    радости профессионального общения.

    На каждом занятии по изобразительной деятельности воспитателем должна проводиться индивидуально-групповая работа по обучению детей анализу и оценке выполненных ими работ. Эта оценка связывается с качеством выполнения задания и учитывает определённые критерии, соблюдению которых целесообразно научить и детей. Такими критериями для лепки, аппликации, предметного и сюжетного рисования является образность, композиционная выразительность, цветовое решение изображений.

    В методической литературе можно встретить такие критерии оценок детских рисунков, как правильность передачи форм и пропорций, сходство с натурой, то есть правильность и аккуратность. На наш взгляд такие критерии не подходят для оценки изобразительной деятельности т.к. она является деятельностью художественной, т.е. в основе своей содержит передачу эмоционального состояния «автора». Если взять во внимание неразвитость технических навыков детей, имеющих проблемы в развитии, то можно сразу сказать, что их работы будут заведомо слабыми и примитивными. Поэтому следует так оценивать работы детей, чтобы не отпугнуть их от занятий излишней педантичностью и неуместной строгостью. Для этого следует обращать внимание, прежде всего на выразительную сторону изображения и все неизбежные технические огрехи и неточности рассматривать через призму выразительности. Важно показать ребёнку, что его работа выполнена по-своему, не так как у другого ребёнка и что именно это делает его работу особенной и оригинальной.

    Например, ребёнок изобразил Снеговика не совсем вертикально на листе бумаги. Помня, что это рисунок ребёнка, а не чертёж, где всё должно быть безупречным и точным, мы должны увидеть в этом наклонившемся герое особую «изюминку», выразительность и показать её детям. Можно подвести их к пониманию того, что Снеговика пригрело солнышко (и предложить изобразить его, сделав рисунок более интересным) или была другая причина, отчего он так наклонился.

    В процессе обучения необходимо знакомить детей со способами сочетания цветов для создания выразительного образа. Нужно сформировать у них представление о том, что изображение может быть реалистическим (это требует адекватного выбора цвета) или сказочным, фантастическим – в этом случае ребёнок может проявить свою фантазию и создать изображение с использованием «неподражаемого» цвета (это понятие введено Н.П.Сакулиной). Это направление в работе над цветом особенно важно, поскольку помогает детям с проблемами в развитии преодолевать шаблонные представления о закреплённости того или иного цвета за предметами и явлениями окружающего мира. Кроме этого многие педагоги отмечают, что дети с проблемами в развитии порой очень чувствительны к эмоциональной характеристике цветов, что делает их выбор «неподражаемого» цвета в рисунке выразительным и оригинальным.

    Необходимо коротко сказать о формах проведения занятий. Естественно, что они должны быть разнообразны и динамичны. Продолжительность занятий должна учитывать индивидуальные особенности детей. Хотя и существует традиционное выделение определённого количества времени на занятие (в младших группах по 15-20 минут, в старшей – 20-25 и в подготовительной – до 35 минут), когда дети увлечены, их очень трудно остановить рисовать или лепить. Иногда возникает вопрос, а надо ли останавливать. Скорее всего, это следует определять задачами коррекционной работы. Если ставится задача формирования интереса, вряд ли следует останавливать увлечённого работой ребёнка, а если преследуется цель формирования навыков саморегуляции и самоконтроля, то по-видимому ребёнку стоит мягко предложить завершить работу в следующий раз и, проявив волю и выдержку, дождаться этого следующего раза.

    В организационном плане занятия изобразительной деятельностью проводятся фронтально воспитателем чаще всего во второй половине дня. По учебному плану в течение недели во всех возрастных группах планируется определённое количество занятий рисованием лепкой и аппликацией. Однако, подобное деление занятий по видам изобразительной деятельности является довольно условным для практической организации обучения. Занятия, на которых выполняются работы в смешанных техниках, могут быть отнесены воспитателем по своему усмотрению к тому или иному виду изобразительной деятельности, который воспитателем оценивается как ведущий.

    Вопросы по теме:

    1. Какие материалы и инструменты используются на занятиях изодеятельностью в детском саду? Как их следует подготовить для занятия с детьми?

    2. Какова структура занятия по изодеятельности и какие задачи воспитатель решает в каждой части занятия?

    3. Почему необходимо осуществлять связь занятий по изодеятельности с повседневной жизнью детей? Каким образом это следует делать?

    4. Каковы показания к введению пропедевтического периода в обучение?

    5. Какова последовательность работы с детьми в пропедевтическом периоде? Какие задачи обучения при этом решаются?

    6. Какие изменения в поведении детей свидетельствуют о том, что они готовы к обучению изобразительной деятельности?

    7. Как следует реагировать на просьбу ребёнка нарисовать ему рисунок? Что ещё необходимо сделать, чтобы использовать эту ситуацию для развития ребёнка?

    8. Чем отличается выполнение задания по показу от выполнения задания по натуре?

    9. В чём специфика выполнения изображений по словесной инструкции взрослого?

    10. Как адекватно анализировать и оценивать детские работы?

    Тема 6. Обучение предметному рисованию и лепке в специальном детском саду .(2 ч.)

    Предметное рисование и лепка подводят ребёнка к изображению реального предмета. В лепке этот предмет изображается в объёме, а в рисунке на плоскости. При этом у ребёнка возникают объёмный образ предмета и его графический образ. В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения воспитатель соединяет воспринятое со словом: называет предметы, которые дети рисуют, их качества и свойства.

    В процессе лепки и рисовании с натуры дети воспринимают пространственные отношения предметов, их частей. Представления о пространственных отношениях так же оформляются в слове.

    Таким образом, в ходе предметного рисования и лепки дети учатся правильно воспринимать окружающие предметы, передавать воспринятое в изображении, обозначать их словом.

    В процессе предметного рисования дети знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства.

    Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движение кисти, пальцев), рука готовится к обучению письму.

    Эти занятия имеют существенное значение в плане эстетического воспитания ребёнка. Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качестве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым правильно оценивать их.

    Вслед за предметным рисованием и лепкой по натуре поводится предметное рисование и лепка по представлению. Опираясь на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, воспитатель учить изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формированию умения оперировать имеющимися образами, восстанавливать их по слову. Значение этих занятий для сенсорного и речевого развития детей трудно переоценить. Именно в процессе этих занятий осуществляется контроль за тем, достаточно ли хорошо ребёнок усвоил слова и выражения, данные ему в процессе рисования и лепки по натуре.

    Лишь в результате большой работы по обучению детей рисованию и лепке по натуре и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. Первоначально все дети, имеющие какие-либо проблемы в развитии, не могут работать по замыслу, так как они не имеют должного запаса образов восприятия и представления. Работа над формированием замысла теснейшим образом перекликается с работой по обучению предметному, а затем сюжетному рисованию и лепке. Образы, накопленные ребёнком в процессе работы по натуре и по представлению, по-новому используются ребёнком в изображениях по собственному замыслу. При этом воспитатель учит ребёнка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие.

    Все эти виды занятий способствуют развитию памяти ребёнка, в частности произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего последующего обучения не только в детском саду, но и в школе.

    Основными видами работы на первом-втором годах обучения становится предметные лепка и рисование. Однако, следует отметить, что приёмы руководства ими в течение этого времени не остаются неизменными. В отличие от подготовительного этапа, на котором особое внимание уделялось совместным действиям ребёнка со взрослым, на этапе предметных изображений вначале внимание уделяется обучению детей действиям по подражанию, а затем по показу.

    Действие по подражанию предполагает синхронное выполнение действия одновременно взрослым и ребёнком.

    При выполнении действий по показу ребёнок выполняет действие отсрочено, после выполнения его взрослым.

    В дальнейшем основными видами работы становятся лепка и рисование по натуре и по представлению. Рисование по натуре на первых порах приводит к ухудшению качества рисунка по сравнению с рисунками, выполненными по показу и образцу. Однако, на это следует сознательно пойти, так как дело нельзя сводить к обучению детей умению проводить линии, штриховать, правильно держать карандаш. Чрезвычайно важно научить детей самостоятельно воспринимать окружающее и передавать в рисунке свои впечатления от воспринятого.

    Если воспитатель из занятия в занятие, показав детям предмет, который они будут изображать, после этого на глазах детей рисует или лепит образец, то ясно, что при таком способе обучения у ребёнка не может быть полноценного восприятия соответствующего предмета. Он воспринимает и изображает тот образец, который на его глазах по частям создавался воспитателем. При такой форме проведения занятий ребёнок ограничивается снятием копии с продукта «чужого» восприятия. При этом страдает и сенсорное и эстетическое восприятие ребёнка. В этой связи следует ещё раз подчеркнуть, что во время лепки, рисования или аппликации по натуре образец показ должны быть исключены.

    Представления об окружающем лежат в основе любого, и реалистического, и фантастического изображения. Представления об окружающей действительности у детей с проблемами в развитии являются неполными, а иногда ошибочными. Самостоятельное приобретение элементарных сведений вызывает у них затруднение. Так, У.В.Ульенкова выделяет такую особенность зрительных представлений 6-летних детей с ЗПР, как их несистематизированность и эти же недостатки характерны для их рисунков.

    Для проведения целенаправленной работы по обучению детей предметным изображениям в лепке и рисовании, целесообразно научить их выделять следующие качества и свойства предметов:

    1.восприятие и представление формы;

    2.восприятие и представление величины;

    3.восприятие и представление цвета;

    4.пространственные представления.

    Представления о форме являются ведущими в системе сенсорных эталонов. В ходе обучения следует выделять определённую последовательность изучения и овладения детьми представлениями о форме.

    Сначала дети овладевают формой круга, затем прямоугольника, потом овала, треугольника. Подобная последовательность необходима для того, чтобы дошкольники, имеющие проблемы в развитии не смешивали между собой формы близкие по внешним признакам, например, круг и овал. В начале обучения дети лепят и рисуют предметы простой формы (апельсин, огурец, платочек, шапочка, слива), затем переходят к лепке и рисованию предметов более сложной формы (домик, неваляшка, многоэтажный дом, зайчик, мышка). При этом надо придерживаться правила планирования занятий, по которому предмет изображается последовательно – в лепке, аппликации и лишь затем в рисунке. Это, с одной стороны, облегчает детям овладение техникой изображения, а с другой учит их увидеть в предмете основные признаки, которые необходимо отобразить в разных материалах.

    Развитие восприятия и формирование представлений о величине начинается в дидактических играх на выделение, сериацию и классификацию предметов по величине. Специальная работа проводится по выделению величины отдельных частей внутри самого предмета. Способы передачи величины в рисунке начинаются с рисования предметов, соразмерных с их изображениями на бумаге (сушки, солнечные зайчики, ягодки). Затем детей можно учить создавать уменьшенное или увеличенное изображение по отношению к изображаемому объекту. Организуя этот переход, основной акцент воспитатель делает на подробный анализ объекта изображения с выделением его существенных и второстепенных деталей, учитывая их внутреннее соотношение по величине и расположению. С целью создания гибких графических образов детям предлагаются для обследования подобные предметы разной величины или с изменённым пространственным расположением частей, фигурки одного и того же животного в разных позах. При таком предъявлении объекта графические действия, совершаемые детьми в процессе его обследования и последующего рисования, несколько различаются между собой, что способствует формированию обобщённого графического образа предмета.

    Работа с цветом в коррекционно-развивающем процессе начинается со знакомства с основными цветами.

    Знакомство с любым цветом должно проходить в три этапа. Сначала проводится сопоставление цвета с сенсорным эталоном, затем ребёнок определяет цвет по называнию и производит поиск цвета и его оттенков в предметах и явлениях окружающей действительности и только после этого от него требуется самостоятельное правильное называние цвета или его оттенка.

    На первых занятиях предметным рисованием, имеющим задачу ознакомления с цветами, используются карандаши и гуашевые краски основных цветов: красный, жёлтый, синий. Позже детей можно познакомить с их оттенками (розовый, голубой), а в дальнейшем – с промежуточными цветами и способом их получения путём смешения основных цветов. Например, на занятии на тему «Апельсин» детей нужно научить смешивать на палитре красную и жёлтую краски и рисовать апельсин полученным цветом, выполняя изображение наращиванием пятна. В этом случае дошкольников надо приучать брать краску полученного цвета только с палитры, чтобы изображённый объект был везде однородно раскрашен.

    Работа над представлениями детей о цвете развивается в русле двух тенденций. С одной стороны, детей учат передавать реальные цвета изображаемых предметов, а с другой стороны необходимо учитывать свойственную дошкольному возрасту тенденцию к цветовой самоцели. Учитывая эту вторую тенденцию, на отдельных этапах обучения детям можно предлагать специальные упражнения с использованием гуашевых красок, вызывая у них «радость экспериментирования» от игры с цветом. Раздувая капли краски, дети могут получать узоры, необычные изображения; складывая лист с несколькими каплями краски пополам, создать удивительную бабочку. Для развития воображения детям предлагается дополнить получившиеся рисунки деталями от руки. Нужно отметить, что подобные задания сначала вызывают у детей серьёзные затруднения. Они могут чувствовать себя скованно, им страшно сделать что-нибудь не так. Е.А.Екжанова проводила такие занятия с детьми с ЗПР. Она отмечает, что техника «пятнографии» оказалась успешной лишь тогда, когда детям удалось преодолеть не только страх непривычного материала, но и некоторые личностные особенности, блокировавшие их произвольную и творческую активность. Несложно понять, что большое значение здесь имеет психологический климат в группе, стиль общения воспитателя с детьми. При авторитарном поведении воспитателя дети, скорее всего, не смогут преодолеть внутреннего барьера и насладиться игрой с красками.

    В работе над цветовым оформлением детских рисунков необходимо широко использовать образно-цветовые определения (вишнёвый, лимонный, малиновый, салатовый и др.). Детей постепенно следует учить различать и образовывать название цветового оттенка со словами «светло..», «тёмно..», «бледно..», «ярко..» (тёмно-синий, светло-серый, бледно-розовый и т.п.). Слыша эти определения в повседневной жизни, при наблюдении за явлениями природы, при рассматривании иллюстраций и репродукций, дети постепенно начинают использовать их в своих высказываниях.

    Работа поформированию пространственных представлений регулярно проводится в повседневной жизни. Начинается она с уточнения ориентировки ребёнка в частях и положении своего тела. При этом закрепляются представления детей о верхней и нижней частях, левой и правой сторонах тела. Затем детей учат ориентироваться в условиях трёхмерного пространства. Сначала в своём ближайшем окружении – в группе, а затем в помещении детского сада, в ближайшем лесопарке, постепенно расширяя область знакомого пространства. Создание такого базиса облегчает понимание детьми условности двухмерного пространства листа бумаги, а так же накопления образов-представлений, объединённых определённой ситуацией или обстановкой, что создаёт предпосылки для изображения впоследствии сюжетов.

    В процессе обучения рисованию выделяется три типа пространственных отношений, которые должны учитываться при создании изображения. Первый тип пространственных отношений – это отношения внутри изображаемого предмета, второй тип – касается взаимоотношения изображения и фона, а третий тип – это взаимоотношения нескольких объектов, входящих в состав сюжетного рисунка.

    Постижение отношений внутри объекта изображения начинается с анализа натуры, проводимого с помощью зрительного и осязательно-двигательного способов обследования. Хорошо зарекомендовали себя занятия лепкой и аппликацией, предваряющие процесс рисования карандашом и красками. На них дети упражняются в размещении частей изображаемого предмета, постигают общность пространственных отношений объекта независимо от материала изготовления.

    Формирование предметных изображений начинается с выбора предмета с определённым свойством, предназначенного для обследования и последующего изображения. Сначала в предмете выделяется лишь один существенный признак. Так, малышам можно предложить рисование дорожек, по которым они уже потопали своими ножками, покатали Колобка или водили в гости Ёжика к Зайчику. Перед тем, как предложить нарисовать ленточки, воспитатель выкладывает их на большом листе бумаги, потом вывешивает на доске. Детям предлагается провести по ним пальчиком. Хорошо, если есть возможность затем нарисовать их мелом и фломастером. Ребёнку важно почувствовать собственную самостоятельность, получить новый кинестетический опыт, увидеть разнообразные возможности различных изобразительных материалов.

    Например, первой формой, которую усваивают дети, является круглая форма. Поэтому, готовя детей к созданию этих изображений, следует проводить с ними дидактические игры «Что катится, что не катится», «Найди круглую форму», «Прокати шар», обучая малышей ориентироваться на существенный признак – форму.

    Перед рисованием детям предоставляется возможность поиграть с предметом, познакомиться с его функциональным назначением, выделить в нём основное свойство – форму, обвести её по контуру. Так, прежде чем предложить детям нарисовать клубочек, им предоставляется возможность выполнить с клубком практическое и игровое действие – покатать, намотать нитку на клубочек. Дети вслед за педагогом воспроизводят обводящее движение, при этом педагог стремится к тому, чтобы глазки ребёнка следили за рукой. Для того, чтобы научить детей передавать в рисунках форму предмета, не следует быстро переходить к закрашиванию или штриховке нарисованных контуров. Лучше несколько раз поупражнять детей в воспроизведении той или иной формы.

    Способы обследования предметов, которым обучают детей на каждом занятии – это ощупывание перед лепкой и обведение контура перед рисованием. Техническая сторона выполнения этих действий становится основой для формирования изобразительных навыков. Наряду с формой дети учатся передавать в своих лепных и рисуночных изображениях такое качество как величина. Первоначально дети усваивают процесс обследования предметов большого размера, и тут же параллельно им предлагается для обследования тот же предмет маленького размера.

    Общеизвестно, что дошкольники крайне редко обращают своё внимание на реальный предмет, который они изображают. Дети рисуют с опорой на свои представления. Однако, поскольку для детей с проблемами в развитии характерно именно недостаточное количество этих представлений, то накопить этот запас, усовершенствовать его – вот в чём заключается главная задача этого обучения. Делать это надо не только на занятиях. Даже во время прогулки, заметив интересные объекты – листочек, камушек, облако выразительной формы, дети должны (сначала совместно с педагогом, а затем и без помощи взрослого) моделировать их форму. При этом, заканчивать подобное рассматривание объекта, как правило, надо вопросом: «Как будем это рисовать?». И здесь же надо предложить детям нарисовать – мелом на асфальте, палочкой на песке – привлекший их внимание объект.

    Работа над представлениями о форме и цвете проводится в тесном взаимодействии с уточнением и расширением базы сенсорных эталонов. Особое внимание надо уделять формированию у детей обобщённых представлений о форме и цвете. Для этого детей надо учить сравнивать и сопоставлять предметы и явления окружающей жизни, а затем передавать в рисунке их характерные особенности изобразительными средствами.

    Постепенно дети должны усвоить порядок проведения обследования и последовательность выделяемых признаков. На этой основе в дальнейшем осуществляется актуализация уже имеющихся у детей представлений о предметах изображения и сам процесс рисования предметных изображений. Переводя на осознаваемый уровень отношения между изображением и фоном, детей учат рисовать крупно, вводить в рисунок и аппликацию опорную линию, подбирать формат бумаги в соответствии с замыслом и величиной предмета. Параллельно с этим проводятся дидактические игры, направленные на уточнение ориентировки дошкольников на листе бумаги.

    В заключение темы хотелось бы остановиться на технических вопросах рисования и лепки.

    Анализ детского рисунка

    Большинству детей нравится рисовать. Они используют для этого, как традиционные материалы: краски, карандаши, фломастеры, так, порой, и самые неожиданные, например, мамину помаду. А в качестве мольберта может быть выбраны шкаф, мебель, обои. Многое из того, что ребенок пока не может выразить словами - отражается именно в детском рисунке.

    Анализ детского рисунка позволяет выявить особенности характера ребенка, «увидеть» его внутренний мир.

    Малыши до трех лет рисуют в основном круги, линии, точки. В таких рисунках сложно уловить смысл. После четырехлетнего возраста в детских рисунках уже появляются вполне узнаваемые взрослыми персонажи. Чаще всего первыми героями рисунка малыша становятся мама и папа, сам ребенок. Считается, что анализ детского рисунка можно проводить с пятилетнего возраста. Тогда дети уже рисуют все, что видят вокруг - людей, животных, деревья, дома.

    Если вы хотите проанализировать рисунок своего ребенка - дайте ему задание нарисовать что-нибудь. При этом не поправляйте ребенка во время работы, не говорите, как нужно рисовать правильно, просто наблюдайте. Дайте ребенку разнообразный цветовой набор фломастеров, а лучше карандашей. Так вы увидите, какие цвета предпочтет малыш для своего рисунка, а использование карандашей позволит увидеть силу нажима. Чем сильнее нажим - тем импульсивнее ваш ребенок.

    Итак, если ваш ребенок нарисовал человека в центре листа бумаги, значит, он уверен в себе. И наоборот - рисунок в низу листа означает, что у него занижена самооценка. Если нарисованный герой имеет большую голову, это говорит о хороших умственных способностях малыша, маленькую, о том, что ребенок недостаточно развит для своего возраста.

    Большие уши означают, что важным способом восприятия информации для него является слух. Рот с торчащими зубами свидетельствует об агрессии, выпученные глаза могут говорить о таком явлении, как страхи у детей

    Большие длинные руки свидетельствует о том, что ребенок неплохо развит физически, и наоборот слабый ребенок нарисует короткие руки. Тщательно прорисованные пальцы указывают на агрессию. Чем длиннее ноги у нарисованного человечка, тем больше ваш ребенок стремиться стать независимым. Если ноги широко расставлены - значит, малыш уверен в себе. Мальчики в отличие от девочек часто рисуют угловатые квадратные туловища - признак мужественности. Ребенок, чувствующий себя униженным, который имеет очень заниженную самооценку, нарисует непропорционально маленькое по сравнению с остальными частями тела туловище.

    Нарисованный дом без дверей и окон говорит о замкнутости ребенка, маленькие окошки свидетельствуют о его стеснительности. Дерево с раскидистыми, тянущимися к верху ветвями, толстым стволом и прорисованными корнями говорит о том, что ребенок жизнерадостен и уверен в себе.

    Проводя анализ детского рисунка, обратите внимание, какие цвета использует ваше чадо. Чем больше цветов в его рисунке, тем он более эмоциональный и чувствительный. В основном рисунках ребенка присутствует 5- 6 цветов. Обилие желтого свидетельствует о любознательности, оптимизме. Синий цвет, напротив, говорит о внутренних проблемах. Зеленый - о стремлении к безопасности и упрямстве. Красный символизирует агрессию, эксцентричность. Если в рисунке преобладает черный - ваш ребенок подавлен, обратите внимание на его внутреннее психологическое состояние.

    Когда ваш малыш рисует свою семью - первым на рисунке появится тот, кто играет в семье главную роль для ребенка, чей авторитет для него наиболее важен. Если все члены семьи на рисунке держатся за руки - малыш уверен, что его любят. Забыл нарисовать кого-то - значит, этот человек ему неприятен. Если при изображении своей семьи ребенок не нарисует себя - это признак одиночества, нехватки внимания. Детская ревность к брату или сестре может выразится в нежеланием рисовать того или иного члена семьи. Возможен и такой вариант: «художник» нарисует их, но отдельно от остальных.

    Возьмите детский рисунок в руки и задайте себе вопрос, каких эмоций больше вызывает он у вас - позитивные или негативные. Если на рисунке яркие цвета, улыбки на лицах изображенных людей, светит солнышко - скорее всего ваш ребенок счастлив, чувствует родительскую любовь, дружелюбен.

    Тусклые унылые краски, грустные лица свидетельствуют о переживаниях ребенка, возможно, о некоторых проблемах в семье. Поэтому, старайтесь, как можно чаще интересоваться тем, что рисует ваш дорогой человечек. Возможно, это поможет вам избежать многих проблем в будущем.