Копия свидетельства о регистрации ип. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ип

В недавнем прошлом Свидетельства о регистрации ИП были отменены. Теперь многие граждане не понимают, почему при регистрации им не выдают официальный документ, подтверждающий ведение предпринимательской деятельности. Рассмотрим подробности изменений.

Почему отменили Свидетельство ИП, и какой документ выдаётся вместо него?

Свидетельство о регистрации ИП отменено приказом ФНС №ММВ - 7–14/481 от 12.09.16 г., который вступил в силу с 01.01.17 г. В соответствии с этим документом утверждена новая форма и регламентировано содержание документа о внесении записи в реестр ИП. С текстом приказа можно ознакомиться на сайте налоговой, а также на интернет-портале правовой информации.

Эти изменения потребовались для повышения качества обслуживания и упрощения процедуры взаимодействия граждан и организаций с налоговой службой. Именно эта причина указана в приказе в качестве основания для его утверждения. Результатом изменений стало уменьшение времени регистрации с пяти до трёх рабочих дней.

Свидетельства заменили Листом записи ЕГРИП. Этот документ подтверждает факт внесения записи в Единый Государственный Реестр, т. е. он является официальной бумагой, которая подтверждает, что ИП зарегистрировано и соответствующая запись внесена в реестр.

Важно! Обратите внимание, что Свидетельства, выданные до 01.01.17 г. остаются действительными и могут использоваться в качестве основного документа, подтверждающего регистрацию. Однако при необходимости внесения сведений о новых услугах, смене места проживания или других данных предпринимателя, а также при необходимости восстановления документа после утери будет выдан Лист записи ЕГРИП.

Какая информация отражается в Листе записи ЕГРИП?

Лист записи ЕГРИП не относится к документам строгой отчётности. Он выдаётся на обычной бумаге формата А4 и не содержит голографической наклейки, серии и номера. Согласно действующему законодательству основанием для деятельности предпринимателя является ОГРНИП, а не Лист записи, поэтому он выдаётся на простом листе без дополнительной защиты. Однако этот документ имеет утверждённую форму №60009, которая является приложением №2 к Приказу ФНС.

Лист записи ЕГРИП не относится к документам строгой отчётности

В Листе записи ЕГРИП отражаются следующие сведения:

  • уникальный номер - ОГРНИП;
  • сведения о том, какая запись была внесена в ЕГРИП;
  • наименование отделения ФНС;
  • ФИО уполномоченного лица с указанием занимаемой должности, а также его подпись;
  • печать регистрирующего органа.

Отсутствие одного из вышеперечисленных сведений делает документ недействительным. Скачать образец Листа записи ЕГРИП можно .

Получение Листа записи

Процесс регистрации или внесения изменений в данные и/или сведения об ИП производится в два этапа. Первый - подготовка пакета документов. Второй - подача документов в отделение налоговой по месту прописки гражданина.

Пакет документов

К обязательным документам относятся:

  • заявление на регистрацию ИП утверждённого образца по форме № Р21001;
  • ксерокопия паспорта;
  • квитанция, подтверждающая, что госпошлина за регистрацию ИП была оплачена.

К необязательным документам относятся:

  • ИНН. Оно предоставляется при наличии его у гражданина или выдаётся по результату процедуры регистрации при его отсутствии;
  • удостоверение личности иностранного гражданина, для лиц, не имеющих российского гражданства;
  • удостоверяющие документы для лиц, не имеющих гражданства;
  • документ, подтверждающий место постоянной регистрации при отсутствии данных о прописке;
  • Свидетельство о рождении, для лиц, у которых в паспорте отсутствуют сведения о месте рождения;
  • нотариально заверенная доверенность для граждан, регистрирующих ИП с помощью посредника;
  • документ, подтверждающий разрешение от органов опеки на предпринимательскую деятельность и согласие родителей на ведение деятельности, либо решение суда, подтверждающее полную дееспособность гражданина, либо Свидетельство о браке для несовершеннолетних граждан.

Как выбрать коды ОКВЭД?

После сбора документов предприниматель должен выбрать коды ОКВЭД для подтверждения информации о направлениях деятельности, которым будет заниматься ИП. Для этого можно воспользоваться общероссийским классификатором ОКВЭД или ОКВЭД-2.

Важно! Обратите внимание, что для всех форм правоотношений, которые возникли позднее 01.01.14 г. с 01.01.17 г. действует классификатор ОКВЭД-2. Классификатор ОКВЭД используется только для правоотношений, возникших до 31.12.13 г.

Классификатор состоит из 21 разделов, каждый из которых имеет собственные подразделы. В заявление о регистрации ИП нужно вносить код, состоящий не менее чем из четырёх цифр. К примеру, 47.51 - подгруппа для ведения розничной торговли текстильными изделиями, которая включает в себя продажу текстиля и галантерейных изделий 47.51.1 и 47.51.2 соответственно.

Классификатор имеет разбивку на логичные разделы. К примеру, выбрав раздел «Торговля» предприниматель с лёгкостью найдёт пункт, который будет относиться к выбранному виду продаж.

ИП имеет право указать один код или выбрать целый перечень кодов, максимально отвечающим его запросам. Однако следует отметить, что некоторые виды деятельности могут расширить обязательный пакет документов. Например, справкой об отсутствии судимости для работы в дошкольных учреждениях, школах, в организациях социальной или медицинской сферы.

Как заполнить заявление?

Заявление подаётся по форме № Р21001, которое состоит из пяти листов. На первом листе указываются:

  • ФИО лица, регистрирующего ИП;
  • ИНН (если оно имеется);
  • дата, место рождения и гражданство.

На втором листе указываются следующие данные:

  • прописка гражданина;
  • данные паспорта;
  • индекс места проживания.

Третий лист предусмотрен для иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. В нём указываются те же сведения, что и на втором листе для российских граждан.

Четвёртый лист - это место для указания всех выбранных кодов ОКВЭД, состоящих из 4 или более цифровых знаков.

На пятом листе заявитель расшифровывает ФИО, ставит подпись, указывает порядок получения регистрационных документов и контактный номер телефона.

Важно! Расшифровка ФИО и подпись ставится чёрными чернилами только в присутствии сотрудника налогового органа, принимающего заявление.

Подать заявление на регистрацию ИП можно следующим образом:

  • при личном посещении отделения налогового органа;
  • на сайте ФНС России https://www.nalog.ru ;
  • на портале Госуслуги https://www.gosuslugi.ru ;
  • в ближайшем отделении МФЦ.

Скачать образец заявления можно .

Пошлина

Размер обязательной государственной пошлины за регистрацию ИП составляет 800 руб. вне зависимости от формы или места подачи документов. При подаче заявления на прекращение предпринимательской деятельности размер пошлины составляет 160 руб.

Размер пошлины установлен законодательно и отражён на официальном сайте ФНС России по адресу: https://service.nalog.ru/gp2.do

Эта страница является первым способом оплаты госпошлины. Для этого нужно перейти в пункт, предусмотренный для оплаты пошлины за регистрацию, затем заполнить данные заявителя и выбрать способ оплаты. Всего их два:

  1. Наличными. С его помощью формируется квитанция в формате ПДФ, которую можно распечатать и оплатить в любом банке.
  2. Безналичный расчёт. Он предназначен для оплаты через интернет, с помощью онлайн банков или электронных кошельков (например, Киви).

Также пользователи могут воспользоваться порталом Госуслуги. Как и в предыдущем способе на этом сайте есть возможность оплаты, не выходя из дома: с помощью мобильного телефона, карты, через клиентский сервис банка, электронными деньгами или сформировав квитанцию для оплаты в любом отделении банка или на почте.

Обратите внимание, что по состоянию на май 2018 г. при оплате пошлины на портале Госуслуги с помощью телефона, карты или электронных денег действует скидка 30%

Оплату также можно произвести в МФЦ или в отделении ФНС, непосредственно при подаче документов.

Заявление о переходе на УСН

При необходимости работы по упрощённой системе налогообложения заявителю нужно проинформировать об этом налоговый орган. Для этого нужно подать заявление по утверждённой форме 26.2–1.

В соответствии со статьёй 346.13 НК России, если предприниматель подаст соответствующее заявление в течение 30 дней с момента регистрации ИП, то датой вступления в силу упрощённой системы налогообложения будет считаться дата регистрация ИП. Однако можно подать заявление и позже, но в таком случае, оно вступит в силу с 1 января года, который следует за годом регистрации ИП. Скачать образец заявления на УСН можно .

Срок регистрации

Срок регистрации зависит от места подачи заявления. Если оно было подано при личном обращении гражданина в отделение налогового органа или на сайте ФНС, то срок регистрации составляет 3 рабочих дня. В случае подачи заявления на портале Госуслуги или через МФЦ, срок увеличивается до 5 рабочих дней.

Что делать при утере Свидетельства ИП?

Если предприниматель уже был зарегистрирован, но утерял Свидетельство, то он может обратиться в ФНС за его повторной выдачей. Взамен утраченного документа ему выдадут Лист записи ЕГРИП, в соответствии с новой формой.

Эта услуга также требует оплату госпошлины. Её размер составляет 200 руб. при стандартном сроке получения новых документов и 400 руб. для срочного изготовления.

  • Стандартный срок получения при подаче заявления в налоговом органе или на сайте ФНС - 3 рабочих дня.
  • Стандартный срок получения при подаче заявления на портале Госуслуги или в МФЦ - 5 рабочих дней.
  • Срочное получение - 1 рабочий день.

Заявление пишется в произвольной форме. При его подаче потребуется паспорт. Обратите внимание, что получить Лист записи может не только сам предприниматель, но и любое другое третье лицо, так как этот документ не содержит конфиденциальных сведений.

При ближайшем рассмотрении становится понятно, что отмена Свидетельств регистрации ИП не привёл ни к каким кардинальным переменам. Однако с помощью этого новшества значительно снизились бюджетные затраты и срок регистрации предпринимателей.

С начала 2017 года в качестве подтверждения того, что физическое лицо прошло всю процедуру регистрации ИП, является выданный лист записи. Ранее выдавалось свидетельство о регистрации ИП. Может ли предприниматель после января 2017 года действовать на основании ранее полученного свидетельства?

Регистрация ИП

Для регистрации в качестве ИП будущему бизнесмену нужно обратиться в налоговый орган по его месту жительства. Место жительства определяется по отметке в паспорте о регистрации. Если у гражданина нет постоянного места жительства (нет отметки о регистрации в паспорте), то гражданин может обратиться за регистрацией по его месту пребывания.

Из основных документов, которые нужно представить в налоговую, это:

  • заявление по форме N Р21001 (требования по заполнению такого заявления указаны в Приказе ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);
  • копия паспорта;
  • оплаченная квитанция госпошлины (её размер составляет 800 руб.).

Квитанцию для уплаты пошлины можно заранее подготовить с помощью электронного сервиса на сайте ФНС.

Подтверждением регистрации является лист записи в ЕГРИП.

Нельзя совмещать предпринимательскую деятельность:

  • нотариусам;
  • муниципальным и государственным служащим;
  • военнослужащим;
  • сотрудникам прокуратуры и органов безопасности.

Запрет на ведение предпринимательской деятельности этими лицами прямо предусмотрен законом.

Будущий предприниматель может зарегистрироваться в качестве ИП по месту его жительства. Гражданский кодекс определяет, что местом жительства гражданина является адрес, по которому физлицо зарегистрировано. Правила такой регистрации установлен Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713.

Стоит отметить, что проживать физическое лицо может:

  • в месте пребывания;
  • по месту жительства.

Лист записи вместо свидетельства

С начала 2017 года документом, подтверждающим регистрацию физического лица в качестве ИП, стал лист записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В листе записи указывается ОГРНИП (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя).

Индивидуальный предприниматель, действующий на основании свидетельства

До января 2017 года в качестве подтверждения регистрации в статусе ИП физическому лицу выдавалось свидетельство — документ строгой отчётности на типографическом бланке. Но с января Приказом ФНС утверждены листы записи, которые выдаются взамен свидетельств. Но все раннее выданные свидетельства не утрачивают своё действие. Поэтому предприниматели могут их использовать.

Свидетельство о регистрации ИП: как выглядит?

Свидетельство должно быть выдано на специальном типографическом бланке.

Такой документ содержит следующие степени защиты, на которые стоит обратить внимание:

  • номер;
  • серию;
  • голограмму;
  • защитный рисунок.

Для того чтобы получить исчерпывающие сведения о предпринимателе, можно обратиться в налоговую для получения выписки из ЕГРИП. Услуга эта платная. Бесплатно можно получить лишь частичную информацию о бизнесмене. Но и эта информация тоже может быть ценной.

Восстановление свидетельства ИП

Восстановить свидетельство, например при его утере, будет невозможно, так как такой документ больше не выдаётся. Взамен него налоговый орган выдаст лист записи в ЕГРИП. Новый документ составляется в более простом формате: на простой бумаге (не на типографическом бланке) без каких-либо степеней защиты и без номера и серии (так как не является документом строгой отчётности). Связано это с тем, что ИП осуществляет свою деятельность на основании ОГРНИП, а не какого-либо документа.

Свидетельство о государственной регистрации – главный документ предпринимателя, который подтверждает его право заниматься бизнесом. Без него бизнесмен не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность, не сможет открыть расчетный счет или оформить лицензию. Ведение дел при отсутствии этого удостоверения ведет к уголовной ответственности.

Чтобы избежать проблем с законом, нужно обязательно получить свидетельство или восстановить его, если оно было утеряно. Тем более что сделать это нетрудно.

Первый шаг при оформлении свидетельства – подготовка заявки и удостоверений.

Для регистрации ИП в отделение Федеральной налоговой службы предоставляем:

  1. Один экземпляр заявления по форме Р21001, которое состоит из 5-и страниц.
  2. Копию идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) или заявление на выдачу ИНН при отсутствии.
  3. Копию паспорта.
  4. Оплаченную квитанцию на сумму 800 рублей в качестве госпошлины.

За готовым подтверждением придется прийти повторно.

Копии необязательно заверять у нотариуса в том случае, если заявитель лично приносит бумаги в ФНС и подтверждает их подлинность оригиналами.

Если будущий предприниматель выбрал упрощенную систему налогообложения, то дополнительно к указанным документам предоставляют заявление о переходе на УСН.

Иностранные граждане, желающие открыть в России бизнес, обязаны принести в налоговую копию вида на жительство.

Дубликаты остаются в налоговой и не возвращаются заявителю даже в случае отказа в регистрации ИП.

Собранный пакет документов для получения свидетельства можно подать в одну из двух организаций:

  1. Отделение Федеральной налоговой службы по месту прописки.
  2. Региональный многофункциональный центр госуслуг (МФЦ).

Совет! Уточните часы приема граждан, прежде чем идти подавать заявление, чтобы не пришлось приходить повторно.

Иногда предприниматель не может сделать это лично.

В таком случае нужно заверить копии у нотариуса и отправить их любым удобным способом:

  • по почте заказным письмом;
  • через интернет;
  • с помощью посредника.

Получение свидетельства

Согласно закону решение о государственной регистрации ИП или об отказе в выдаче свидетельства принимается в течение 5 дней.

Этот срок увеличивается еще на 5 дней в том случае, если у гражданина оформляющего ИП, не было ИНН и номер налогоплательщика присваивается ему вместе со свидетельством.

По истечении положенного времени предприниматель получает ряд документов:

  1. Свидетельство о государственной регистрации с указанием ОГРНИП по форме Р61001.
  2. Уведомление о постановке на учет в налоговой.
  3. Уведомление о регистрации в отделении Пенсионного фонда по месту жительства.

Важно! Надо обязательно проверить данные, указанные в свидетельстве. Если выданный документ будет содержать ошибку и это обнаружиться через некоторое время, предпринимателя могут обвинить в предоставлении ложных данных и выписать штраф.

Содержание и внешний вид документа

Свидетельство печатается на специальной гербовой бумаге с несколькими элементами защиты для исключения подделок.

В нем указываются:

  • серия и номер;
  • ФИО ИП;
  • дата регистрации;
  • персональный номер в ЕГРИП;
  • наименование отделения инспекции, выдавшей документ;
  • ФИО сотрудника, утвердившего законность свидетельства.

По номеру ОГРНИП легко получить информацию о деятельности предпринимателя. Для этого на сайте ФНС разработали специальную форму.

В некоторых случаях на документе сразу два номера. Это внутренняя информация налоговой службы, которая фиксирует внесение изменений в личные данные предпринимателя, чтобы и дальше поддерживать актуальность.

Свидетельство относится к бессрочным документам и действует до заявления бизнесмена о прекращении предпринимательской деятельности.

Назначение документа

Бумаги, полученные в налоговой, постоянно используются в работе предпринимателя. Особо аккуратные бизнесмены даже заказывают дубликат, который показывают при необходимости подтверждения их права вести деятельность.

Проверить свидетельство могут:

  1. При заключении договоров.
  2. При сдаче отчетов.
  3. По запросу проверяющих организаций.

По номеру можно установить личность предпринимателя, дату создания фирмы, сферу деятельности.

Это интересно! У начинающих бизнесменов часто возникает вопрос: «Можно ли зарегистрировать два ИП на одного человека». Поскольку статус индивидуального предпринимателя присваивается физическому лицу, а не фирме, как думают многие, то регистрация двух ИП невозможна и бессмысленна. При необходимости расширить сферу деятельности бизнесмен может добавить соответствующий код по ОКВЭД.

Повторное получение

Законодательством предусмотрены ряд случаев, при которых допускается получение свидетельства повторно:

  • изменение ФИО;
  • смена пола;
  • внесение поправок в информацию о дате и месте рождения;
  • потеря документа.

Полезно знать! Смена места жительства не является причиной для повторной выдачи. Вести бизнес можно в любом регионе России вне зависимости от места регистрации ИП. Потребуется только встать на учет в отделении ФНС по новому месту пребывания.

Повторно выдается только бланк свидетельства о регистрации, реквизиты документа остаются прежними.

Чтобы получить дубликат предприниматель должен:

  1. Прийти в отделение ФНС.
  2. Сделать соответствующий запрос.
  3. Оплатить госпошлину.

Сумма госпошлины за повторную выдачу свидетельства составляет 20% от величины платежа за первоначальную регистрацию ИП. Для граждан, оформивших ИП до 30 января 2010 года, начисление по квитанции – 80 рублей. Тем, кто открыл бизнес после этой даты, восстановление обойдется в 160 рублей.

Замена документа

Многих предпринимателей интересует вопрос о том, требуется ли замена свидетельства о регистрации в случае переезда в другой регион и дальнейшего осуществления там своей коммерческой деятельности. В данном случае необходимость в замене документа отсутствует, так как согласно законодательству ИП действует на основании свидетельства без ограничений на всей территории России. А вот на налоговый учёт придётся встать по основному месту ведения бизнеса.

Замену свидетельства иногда всё же приходится производить при его повреждении или безвозвратной утере. Важно, чтобы причина порчи была неумышленной и весомой (пожар или затопление места хранения), а не простой вашей халатностью. В противном случае проще обращаться в налоговые органы с прошением о замене, сославшись на утерю документа.

Хранение документа о регистрации

Чтобы документ сохранил опрятный внешний вид, и вам не пришлось обращаться в соответствующие органы с просьбой получить дубликат его нужно хранить надлежащим образом. Для этого достаточно поместить его в прозрачный файл или жёсткую папку. А вот необходимости в ламинировании свидетельства нет, так как нанесённая плёнка препятствует снятию качественных копий. Да и налоговые органы относятся к данному способу защиты негативно, потому что это препятствует распознаванию того подлинник ли документа находится перед вами.

Хранить оригинал свидетельства лучше в надежном месте, а не выставлять или вешать на стену на всеобщее обозрение. Ведь при случайной пропаже вас ожидает процедура его восстановления в связи с утерей, которая повлечёт ненужные временные затраты. Чтобы демонстрировать клиентам наличие у вас разрешения на ведение предпринимательской деятельности, подтвержденное свидетельством, достаточно снять с него цветную копию и разместить её на видном месте.

Сдача свидетельства

Закрыть свидетельство о регистрации можно:

  • по заявлению гражданина;
  • по решению суда;
  • в связи со смертью бизнесмена;
  • для зарубежных гостей по истечении срока разрешение на работу.

Свидетельство сдается только в процессе полного прекращения деятельности.

В случаи отказа сдать свидетельство при прекращении деятельности документ признается недействительным. Бизнес на основании такого документа будет признан незаконным, бизнесмен понесет ответственность.

Подведем итоги. Свидетельство о регистрации ИП – главный документ предпринимателя.
Для получения этой бумаги бизнесмен должен собрать необходимый пакет документов и отнести его в ФНС или МФЦ.

Копии не возвращаются даже в случае отказа. Срок получения – 5 дней, если нет иных, продлевающих это время, обстоятельств.

По номеру ОГРНИП можно узнать важную информацию об индивидуальном предпринимателе.

Получить свидетельство повторно можно, сделав запрос в налоговую и оплатив государственную пошлину. Сдача свидетельства осуществляется в процессе прекращения предпринимательской деятельности.

Каждый предприниматель, который официально оформил свою деятельность, получает на руки документальное подтверждение регистрации ИП. Свидетельство ИП, является документом, который подтверждает право гражданина заниматься предпринимательской деятельностью на территории РФ

Что такое свидетельство о государственной регистрации ИП

Свидетельство представляет собой бланк, в котором указывается ФИО предпринимателя, номер ЕГРИП, а также дата регистрации предпринимательской деятельности. Без этой бумаги невозможно будет заключать договора и официально вести бизнес. Осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации в налоговом органе, может повлечь за собой штрафные санкции от 500 до 2000 рублей. Возможны и более суровые виды наказания, поэтому прежде чем приступать к ведению какого-либо легального бизнеса, следует произвести регистрационные мероприятия, и получить свидетельство ИП.

Эта бумага, имеет уникальный номер, по которому можно легко определить, является ли данный документ подлинным. Для этого достаточно зайти на официальный сайт ИФНС, где в сервисе «Проверь контрагента», для получении информация о владельце потребуется ввести в специальные формы
номер ОГРН и ИНН индивидуального предпринимателя.

Сотрудниками фискального контроля достоверность документа проверяется по пятнадцатой цифре номера, которая является контрольной и позволяет выполнить проверку без обращения к интернет-сервису.

Как получить свидетельство ИП?

Свидетельство ИП получает каждый предприниматель, который зарегистрировал свою деятельность в установленном законом порядке. Для осуществления регистрационных действий потребуется приготовить следующие документы:

При оформлении документов, следует внимательно вписывать личные данные в бланк заявления. Внесение неверных данных, может стать причиной отказа в регистрации ИП. Повторная регистрация, в этом случае, будет возможна только после повторной оплаты госпошлины. Особое внимание следует уделить правильному написанию кодов ОКВЭД. Если будет внесена в заявление на получение ИП неверная кодировка, то предприниматель получит право заниматься коммерческой деятельностью совершенно иного направления, чем планировалось изначально.

От правильного написания кодов ОКВЭД будет зависеть величина уплачиваемых налогов, и количество предоставляемых в налоговый орган документов. По некоторым категориям ведения предпринимательской деятельности, взимается меньший процент отчислений в ПФР, поэтому необходимо выбрать только те коды, которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности.

Если возникнут сложности с оформлением документов, можно воспользоваться помощью различных фирм посредников, которые за умеренную плату оформят все необходимые документы. Регистрация ИП занимает несколько дней, по истечение которых будет выдано свидетельство о регистрации ИП, или начинающий предприниматель получит отказ. Для получения свидетельства гражданину необходимо лично посетить налоговый орган по месту жительства. Для получения этой бумаги понадобится предъявить оригинал общегражданского паспорта.

Особенности получения иностранными гражданами

Для того чтобы получить свидетельство ИП иностранными гражданами потребуется учесть некоторую специфику такого оформления документов. Для того чтобы зарегистрировать предпринимательскую деятельность на территории РФ, нерезиденту потребуется иметь временную регистрацию. При отсутствии документального подтверждения временного проживания на территории РФ, получить эту бумагу будет невозможно.

Процедура оформления документов, практически, не отличается от порядка регистрации для граждан РФ, но потребуется предоставить в налоговый орган дополнительный документ подтверждающий легальность нахождения иностранного гражданина на территории РФ. Вся документация оформляется исключительно на русском языке.

Данный документ содержит следующие данные:

  • Наименование органа, который осуществил выдачу документа.
  • Дата регистрации ИП.
  • ФИО предпринимателя.
  • Уникальный номер свидетельства.

Данный документ подтверждает внесение ИП в ЕГРИП, по которому можно будет определить достоверность регистрации предпринимательской деятельности и осуществить идентификацию владельца этой бумаги.

Срок действия свидетельства

Свидетельство ИП, является бессрочным документом, но в некоторых случаях потребуется выдача нового документа.

Замена свидетельства осуществляется в следующих случаях:

  • Утрата свидетельства ИП.
  • Изменение паспортных данных индивидуального предпринимателя.

При получении нового паспорта, в котором ФИО будет отличаться от того документа, который подавался на регистрацию предпринимательской деятельности, потребуется подать заявление о внесении изменения в свидетельство ИП.

После того как новый документ будет получен, необходимо в кратчайшие сроки уведомить пенсионный фонд и ОМС о произведённых изменениях в документации. После получения нового паспорта и свидетельства ИП, следует посетить банк, в котором был открыт счёт при регистрации ИП, для внесения изменений. Если у индивидуального предпринимателя есть официально зарегистрированные работники, то после изменения регистрационных данных потребуется внести новые записи в трудовые книжки сотрудников.

Если произошла утрата документа или его кража, то в этом случае также понадобится получение нового документа. В этом случае, необходимо написать заявление в свободной форме, обратившись в службу, где было выдан оригинал свидетельства ИП. Кроме заявления, понадобится оплатить госпошлину на получение нового свидетельства. Дубликат свидетельства выдаётся в течение 5 рабочих дней, но если необходимо выполнить срочную замену, то в этом случае потребуется оплатить дополнительный сбор.

При смене постоянного места жительства не требуется замена свидетельства ИП. Достаточно предоставить в налоговый орган по месту регистрации ксерокопию уже имеющегося документа, чтобы произвести регистрационные действия в налоговой службе по новому месту жительства.

Несмотря на довольно простое получение дубликата свидетельства ИП, следует очень осторожно обращаться с оригинальным документом. Не рекомендуется производить ламинирование данного документа. В этом случае не всегда удаётся установить подлинность свидетельства, качества бумаги и печатей при проведении контрольных проверок соответствующими органами контроля.

При совершении сделок с контрагентами, также необходимо предъявлять копию документа, которая будет заверена печатью ИП. Печать следует приобрести ещё на стадии оформления документов на получение свидетельства. Несмотря на то, что делать это не, обязательно, заверенные печатью документы пользуются большим доверием, а предприниматель будет иметь более высокий статус в сравнении со своими коллегами, не имеющими печати.

Сдача свидетельства ИП

Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя сдаётся в следующих случаях:

  • При самостоятельном прекращении гражданином предпринимательской деятельности.
  • По решению суда о прекращении предпринимательской деятельности.
  • В связи со смертью владельца свидетельства ИП.

При временном прекращении предпринимательской деятельности в качестве наказания, эту бумагу сдавать в местный налоговый орган не требуется. Приостановка предпринимательской деятельность может быть наложена судом сроком до 90 дней. По истечение этого времени предприниматель может снова приступить к осуществлению деятельности.

Вконтакте

Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - документ, отражающий важный реквизит ИП - ОГРНИП. Ранее оно выдавалось всем ИП, но с 01.01.2017 вступил в силу приказ ФНС № ММВ-7–14/481@, которым ставшие привычным свидетельства были отменены. Сейчас на руки бизнесмену выдаётся лист записи из Единого государственного реестра (ЕГРИП). Рассмотрим эту новеллу подробнее.

Общие положения

Для ведения предпринимательской деятельности без создания юридического лица и на законных основаниях гражданину следует зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Без этой регистрации всякая деловая активность физического лица будет являться нелегальной и подлежит пресечению. Подтверждение разрешения на занятие индивидуальным бизнесом до 01.01.2017 фиксировалось свидетельством о регистрации.

Ранее ИП после постановки на учёт в налоговом органе выдавалось свидетельство о государственной регистрации

В настоящее время свидетельство как для частного предпринимателя, так и в отношении компании аннулировано. Но это совсем не означает, что отменяется сама регистрация. Просто одним из бланков строгой отчётности в области постановки на учёт предпринимателя стало меньше.

Отмена свидетельства о регистрации является ещё одним шагом на пути перехода к документообороту между предпринимателем и фискальными органами в электронном виде. Однако пока обычные документы на бумажной основе полностью ликвидировать невозможно.

Вместо свидетельства о регистрации на руки выдаётся уже ранее существовавший бланк выписки из Единого государственного реестра - лист записи ЕГРИП по форме 60009.

Выписка из ЕГРИП в настоящее время выдаётся ИП вместо аннулированного свидетельства о регистрации

Поэтапная процедура регистрации ИП

Выделяются три основных способа регистрации ИП:

  1. Самостоятельное оформление документов непосредственно в помещении налоговой инспекции.
  2. Саморегистрация путём посылки документов почтой.
  3. По интернету на сайте ФНС.
  4. Обращение за помощью в регистрации к посторонней коммерческой организации.

Самостоятельная регистрация обойдётся значительно дешевле, чем помощь профессионального регистратора, но займёт намного больше времени. В стоимость самостоятельной регистрации официально входит только цена государственной пошлины, составляющая 800 рублей. Конечно, потраченные предпринимателем на это мероприятие время, усилия, расходы на транспорт, канцелярские и другие расходы, как всегда, не учитываются.

А также не учитываются затраты на изготовление печати и открытие счёта в банке, так как они не являются обязательными - можно работать без печати и банковского счёта.

Стоимость регистрации при помощи сторонней организации обойдётся предпринимателю дороже. Конечно, если она будет заключаться только в предоставлении отдельных юридических справок, то можно ограничиться суммой в 100–200 рублей. Но обычно организация принимает на себя обязательства осуществить полное оформление документов и пройти все бюрократические процедуры. Такая услуга обойдётся будущему предпринимателю в сумму от двух до пяти тысяч рублей. Для гарантированного обеспечения регистрации ИП этот пункт должен быть обязательно зафиксирован в соглашении между гражданином и фирмой, оказывающей такую услугу.

Первый тест на умение распоряжаться деньгами и временем предприниматель сдаёт в тот момент, когда принимает решение о способе регистрации своего бизнеса

Подготовка необходимой документации

Начальным этапом самостоятельной регистрации физического лица в качестве ИП является сбор необходимых документов. Их перечень довольно прост:

  • Заявление о государственной регистрации.
  • Квитанция на оплату государственной пошлины.
  • Заявление о переходе на одну из систем налогообложения:
    • упрощённую (УСН);
    • единый налог на вменённый доход (ЕНВД);
    • общую систему (ОСНО).
  • Копия паспорта.
  • Копия ИНН.

Заявление о государственной регистрации ИП составляется по форме Р21001 .

Заполнение этого бланка требует внимательности. Для корректного оформления документа необходимо тщательно изучить все требования, прописанные в приложении № 20 приказа ФНС № ММВ-7–6/25@ от 25.01.2012. При заполнении граф печатным образом применяется шрифт Courier New размером 18 пикселей. При заполнении вручную используется ручка с пастой и чернилами чёрного цвета, а записи делаются только печатными заглавными буквами.

В заявлении заполняются страницы 1,2 и листы А, Б. Наиболее сложным является заполнение листа А, в котором указываются коды экономической деятельности по ОКВЭД.

На листе А заявления указываются коды экономической деятельности

Количество кодов не ограничивается. На странице А есть графы для 14 кодов, но не запрещается делать её продолжение. При этом нужно записать не менее четырёх знаков кода.

Иногда при составлении заявления, возникает вопрос, где взять ИНН. Проще всего свой индивидуальный налоговый номер (ИНН) узнать на сайте ФНС. Для этого там существует специальная форма: заполнив её, можно получить ИНН немедленно.

Для того чтобы узнать свой ИНН, достаточно заполнить специальную форму на сайте ФНС

Аналогичным образом на том же сайте ФНС можно оформить квитанцию для оплаты государственной пошлины на регистрацию ИП.

Оплатить госпошлину несложно в отделении любого банка или с помощью сторонней коммерческой организации. При заполнении бланка квитанции вручную необходимо узнать реквизиты конкретной ИФНС, в которой будет проводиться регистрация.

Подача пакета документов на регистрацию

Оформление регистрации нового ИП проводит региональная налоговая инспекция, обслуживающая район по месту жительства гражданина, указанному в его паспорте. Если имеется только временная прописка, то документы на регистрацию подаются в специальные регистрирующие налоговые инспекции, обычно расположенные в крупных городах. Например, в Москве документы принимаются в ИФНС № 46, расположенной по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3, стр.2.

Подавать документы можно:

  • в электронном виде, через онлайн-сервис ФНС;
  • по почте;
  • самостоятельно в налоговый орган;
  • непосредственно в налоговую инспекцию через доверенное лицо.

При передаче документов лично работнику налогового органа заявление подписывается в присутствии последнего.

Если заявление и другие сопутствующие документы пересылаются по почте или передаются доверенным лицом, то необходима их нотариальная заверка. В случае с доверенным лицом на него выписывается доверенность, а также в листе Б заявления проставляется значение «2», а не «1», когда документы передаются и получаются лично заявителем.

После передачи в налоговый орган документов лично или через посредника работник налоговой инспекции выдаёт расписку об их получении с обязательным входящим номером и штампом.

Получение документов

По истечении трёхдневного срока от даты подачи документов необходимо вновь обратиться в налоговую инспекцию за получением регистрационных документов. Выдача этих документов осуществляется согласно полученной расписке или доверенности на их получение, если за документами приходит доверенная особа.

В пакет разрешительных регистрационных документов входят:

  • лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме № Р60009;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе.

После отмены свидетельства о регистрации основным документом, свидетельствующим о регистрации нового бизнесмена, является лист записи в ЕГРИП.

Лист записи ЕГРИП является основным документов выдаваемым ИП после его регистрации в налоговых органах

В этом документе в качестве основного идентификатора ИП вписан Основной государственный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), присваивающийся ИП раз и навсегда. Этот номер не может быть изменён.

Идентификатор ОГРНИП имеет пятнадцать цифр, каждая из которых включает часть информации о бизнесмене. Структура кода:

  • В начале номера ставится цифра 3, если номер является основным, или цифра 4, когда он дополнительный.
  • Вторая и третья цифры обозначают год регистрации.
  • Четвёртый и пятый знаки фиксируют код региона, в котором расположена налоговая инспекция, осуществившая регистрацию.
  • Шестой и седьмой номер указывают на код самой ИФНС, в которой прошла регистрация ИП.
  • Далее число, зафиксированное в знаках от восьмого до четырнадцатого включительно, показывает порядковый номер записи в ЕГРИП.
  • И, наконец, пятнадцатая цифра вычисляется путём деления числа их четырнадцати цифр, которое сформировалось перед ней, на число 13. Но при этом на пятнадцатое место вписывается не само число, которое, естественно, будет не целым, а дробным, а цифра младшего разряда числа остатка, полученного от деления.

В результате, во-первых, достигается уникальность номера ОГРНИП, а во-вторых - возможность проверки номера на его подлинность.

Если у вас с математикой не очень хорошие отношения, то подлинность идентификатора ОГРНИП можно проверить бесплатно, введя его номер на специализированных сайтах.

Однако для проверки подлинности проще воспользоваться следующим алгоритмом вычислений, выполняемых самостоятельно:

  1. Четырнадцать знаков номера разделить на 13 и округлить результат до целого числа.
  2. Полученное число умножить на 13.
  3. Дружите с математикой, и тогда проверка подлинности идентификатора ОГРНИП будет для вас простым делом

    Вторым документом, выдаваемым после регистрации, является свидетельство о постановке на учёт. Начиная с января 2017 года вопрос выдачи свидетельства о постановке на учёт тоже значительно упростился:

  • теперь этот документ оформляется не на бланке строгой отчётности, а на обычном листе бумаги А4;
  • формуляр о постановке на учёт сейчас можно получить не только в ИФНС, зарегистрировавшей ИП, но и в ином налоговом органе.

Видео: изменения в законодательстве о регистрации юридических лиц и ИП

Сегодня законодательно отменён такой привычный всем документ, как свидетельство о регистрации ИП. Теперь вместо свидетельства о регистрации ИП выдаётся Лист записи единого реестра, являющийся отныне основным юридическим удостоверением предпринимателя. Порядок оформления регистрации физического лица в качестве ИП также претерпел незначительные изменения.