Лев николаевич толстой людям. Лев николаевич толстой. Последние годы жизни

МОУ Хазанская СОШ

Урок по теме «Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» (8 класс)

(С использованием элементов технологии критического мышления )

Урок 1.

Тема: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. « Чтобы жить честно… ».

Цели урока:

Обучающие:

    Расширить знания учащихся о биографии писателя; показать своеобразие мировоззрения Толстого;

    постичь особенности композиции рассказа «После бала»;

    закрепить литературоведческие термины: трилогия, рассказ, композиция, рассказ в рассказе;

    погружение» и «вживание» в созданный автором мир рассказа

Развивающие:

    Развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь;

    долговременную память в процессе деятельности;

    аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;

    умение работать с текстом;

Воспитывающие:

    Выявить социально-нравственные проблемы рассказа;

    Развивать творческую и познавательную активность учащихся;

    создавать на уроке особую тёплую атмосферу человеческого общения

    Воспитывать чувство долга, чести, совести

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, диск с записью рассказа «После бала» Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать и опять начи-
нать, и опять бросать и вечно бо-

душевная подлость.
Л.Н.Толстой

1. Фаза вызова Ход урока

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на портрет художника Ге. Кто изображен на нем? Как вы думаете, какое состояние передает художник в портрете Л.Толстого?

- Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника.

Многие считали, что Толстой знает всё. Ему присылали письма. Например: «Я не понимаю учения Будды. Объясните». Ему писали письма из тюрем,

простые люди. И все просили: «Научите, как жить». Он почти всем отвечал. (Зажечь свечу)

А ночью ждал, когда все уснут, раскрывал свой дневник и писал: « Господи, научи меня жить…» Значит, Толстой тоже сомневался, ошибался, путался…

И вот она, мудрость, пришедшая в таких муках :

Чтобы жить честно , надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать, и опять начи-
нать и опять бросать, и вечно бо-
роться и лишаться. А спокойствие-
душевная подлость.

Л.Н.Толстой

Учащиеся формулируют тему урока и цели, записывают в тетради: Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество (1828-1910 г). « Чтобы жить честно… ».

2. Фаза осмысления

Учитель : Что вы знаете о жизни и творчестве Л. Н. Толстого?

Проверка домашнего задания. Короткий пересказ материала учебника по кластеру. (В тетрадях все дети дома оформили кластеры).

Примерно:

Дополнения учащихся.

Я тоже дома работала над кластером, посмотрите, что получилось у меня.

Путешественник, педагог общественный деятель, философ

Нельзя быть счастливым, если рядом с тобой много горя и страданий

Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле

Л. Н. Толстой « «Господи, научи меня жить…»

Активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях

Принимал участие в крестьянском труде

Вся его жизнь – это и есть служение человечеству

Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками

Студент Казанского университета, военный подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе

Синквейны

« Господи, научи меня жить…».Какие жизненные принципы кажутся вам наиболее важными и сегодня? Дополните свой кластер

Любовь , милосердие (в Новом Завете греческое слово « », αγάπη , caritas ) - христианская : любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления. Одна из наряду с верой и надеждой, причем главная из них.

Церковь учит, что любовь (милосердие) - это и любовь к Богу (amore dei) и одновременно любовь к ближнему (amore proximi), причем вторая без первой мало чего стоит церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения», которое было охарактеризовано как формирующее негативное отношение к Русской Православной Церкви, а сам Л. Н. Толстой - как «противник Русского Православия».

Экспертная оценка отдельных высказываний Толстого

  • В 2009 году в рамках судебного дела о ликвидации местной религиозной организации Свидетели Иеговы «Таганрог» была проведена судебная экспертиза литературы организации на предмет наличия в ней признаков возбуждения религиозной розни, подрыва уважения и неприязни к другим религиям. В заключении экспертов отмечено, что журнал «Пробудитесь!» содержит (без указания источника) высказывание Льва Толстого: «Я убедился, что учение [Русской православной] церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения», которое было охарактеризовано как формирующее негативное отношение и подрывающее уважение к Русской Православной Церкви, а сам Л. Н. Толстой — как «противник Русского Православия».
  • В марте 2010 года в Кировском суде Екатеринбурга Лев Толстой был обвинен «в подстрекательстве религиозной ненависти к православной церкви». Эксперт по экстремизму Павел Суслонов засвидетельствовал: "В листовках Льва Толстого «Предисловие к „Солдатской памятке“ и „Офицерской памятке“», направленных к солдатам, фельдфебелям и офицерскому составу, содержатся прямые призывы к разжиганию межрелигиозной розни, направленные против православной церкви".

Библиография

Переводчики Толстого

  • На азербайджанский язык — Дадаш-заде, Мамед Ариф Магеррам оглы
  • На английский язык — Констанс Гарнетт, Лео Винер, Эльмер и Луис Мод (en:Aylmer and Louise Maude)
  • На болгарский язык — Сава Ничев, Георги Шопов, Христо Досев
  • На испанский язык — Сельма Ансира
  • На казахский язык — Ибрай Алтынсарин
  • На малайский язык — Виктор Погадаев
  • На норвежский язык — Мартин Гран, Олаф Брох, Марта Грундт
  • На французский язык — Мишель Окутюрье, Владимир Львович Биншток
  • На эсперанто — Валентин Мельников, Виктор Сапожников
  • На японский язык — Кониси Масутаро

Мировое признание. Память

Музеи

В бывшей усадьбе «Ясная Поляна» - музей, посвящённый его жизни и творчеству.

Основная литературная экспозиция о его жизни и творчестве - в Государственном музее Л. Н. Толстого, в бывшем доме Лопухиных-Станицкой (Москва, Пречистенка 11); его филиалы также: на станции Лев Толстой (бывшая станция Астапово), мемориальный музей-усадьба Л. Н. Толстого «Хамовники» (улица Льва Толстого, 21), выставочный зал на Пятницкой.

Деятели науки, культуры, политические деятели о Л. Н. Толстом




Экранизации его произведений

  • «Воскресение» (англ. Resurrection , 1909, Великобритания). 12-минутный немой кинофильм по одноимённому роману (экранизирован ещё при жизни писателя).
  • «Власть тьмы» (1909, Россия). Немой кинофильм.
  • «Анна Каренина» (1910, Германия). Немой кинофильм.
  • «Анна Каренина» (1911, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Морис Метр
  • «Живой труп» (1911, Россия). Немой кинофильм.
  • «Война и мир» (1913, Россия). Немой кинофильм.
  • «Анна Каренина» (1914, Россия). Немой кинофильм. Реж. - В. Гардин
  • «Анна Каренина» (1915, США). Немой кинофильм.
  • «Власть тьмы» (1915, Россия). Немой кинофильм.
  • «Война и мир» (1915, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Я. Протазанов, В. Гардин
  • «Наташа Ростова» (1915, Россия). Немой кинофильм. Продюсер - А.Ханжонков. В ролях - В. Полонский, И.Мозжухин
  • «Живой труп» (1916). Немой кинофильм.
  • «Анна Каренина» (1918, Венгрия). Немой кинофильм.
  • «Власть тьмы» (1918, Россия). Немой кинофильм.
  • «Живой труп» (1918). Немой кинофильм.
  • «Отец Сергий» (1918, РСФСР). Немой кинофильм фильм Якова Протазанова, в главной роли Иван Мозжухин
  • «Анна Каренина» (1919, Германия). Немой кинофильм.
  • «Поликушка» (1919, СССР). Немой кинофильм.
  • «Love» (1927, США. По роману «Анна Каренина»). Немой кинофильм. В роли Анны - Грета Гарбо
  • «Живой труп» (1929, СССР). В ролях - В. Пудовкин
  • «Анна Каренина» (Anna Karenina, 1935, США). Звуковой фильм. В роли Анны - Грета Гарбо
  • «Анна Каренина» (Anna Karenina, 1948, Великобритания). В роли Анны - Вивьен Ли
  • «Война и мир» (War & Peace, 1956, США, Италия). В роли Наташи Ростовой - Одри Хепбёрн
  • «Agi Murad il diavolo bianco» (1959, Италия, Югославия). В роли Хаджи Мурата - Стив Ривз
  • «Тоже люди» (1959, СССР, по фрагменту «Войны и мира»). Реж. Г. Данелия, в ролях - В. Санаев, Л. Дуров
  • «Воскресение» (1960, СССР). Реж. - М. Швейцер
  • «Анна Каренина» (Anna Karenina, 1961, США). В роли Вронского - Шон Коннери
  • «Казаки» (1961, СССР). Реж. - В. Пронин
  • «Анна Каренина» (1967, СССР). В роли Анны - Татьяна Самойлова
  • «Война и мир» (1968, СССР). Реж. - С. Бондарчук
  • «Живой труп» (1968, СССР). В гл. роли - А. Баталов
  • «Война и мир» (War & Peace, 1972, Великобритания). Сериал. В роли Пьера - Энтони Хопкинс
  • «Отец Сергий» (1978, СССР). Художественный фильм Игоря Таланкина, в главной роли Сергей Бондарчук
  • «Кавказская повесть» (1978, СССР, по повести «Казаки»). В гл. роли - В. Конкин
  • «Деньги» (1983, Франция-Швейцария, по рассказу «Фальшивый купон»). Реж. - Робер Брессон
  • «Два гусара» (1984, СССР). Реж. - Вячеслав Криштофович
  • «Анна Каренина» (Anna Karenina, 1985, США). В роли Анны - Жаклин Биссет
  • «Простая смерть» (1985, СССР, по повести «Смерть Ивана Ильича»). Реж. - А. Кайдановский
  • «Крейцерова соната» (1987, СССР). В ролях - Олег Янковский
  • «За что?» (Za co? , 1996, Польша / Россия). Реж. - Ежи Кавалерович
  • «Анна Каренина» (Anna Karenina, 1997, США). В роли Анны - Софи Марсо, Вронский - Шон Бин
  • «Анна Каренина» (2007, Россия). В роли Анны - Татьяна Друбич

Подробнее также см.: Список экранизаций «Анны Карениной» 1910-2007 гг.

  • «Война и мир» (2007, Германия, Россия, Польша, Франция, Италия). Сериал. В роли Андрея Болконского - Алессио Бони.

Документальный фильм

Кинофильмы о Льве Толстом

  • «Уход великого старца» (1912, Россия). Режиссер - Яков Протазанов
  • «Лев Толстой» (1984, СССР, Чехословакия). Режиссер - С. Герасимов
  • «Последняя станция» (2008). В роли Л. Толстого - Кристофер Пламмер, в роли Софьи Толстой - Хелен Миррен. Фильм о последних днях жизни писателя.

Галерея портретов

Переводчики Толстого

  • На японский язык - Кониси Масутаро
  • На французский язык - Мишель Окутюрье, Владимир Львович Биншток
  • На испанский язык - Сельма Ансира
  • На английский язык - Констанс Гарнетт, Лео Винер, Эльмер и Луис Мод (en:Aylmer and Louise Maude)
  • На норвежский язык - Мартин Гран, Олаф Брох, Марта Грундт
  • На болгарский язык - Сава Ничев, Георги Шопов, Христо Досев
  • На казахский язык - Ибрай Алтынсарин
  • На малайский язык - Виктор Погадаев
  • На эсперанто - Валентин Мельников, Виктор Сапожников
  • На азербайджанский язык - Дадаш-заде, Мамед Ариф Магеррам оглы

1. Ставил цель, придерживался ее

Апрель, 1847 год, Казань. Дом на улице Черноозерской, во дворе собака лает на мотив песни «Только» певицы Нюши. В окно квартиры лезет весеннее солнце. За столом сидит парень с короткой стрижкой и большими ушами, его зовут Лев. Перед ним - тетрадь. Смотри, что там записано: «Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность». И еще: «Преодолевай тоску трудом, а не развлечением». 19-летний Лев весь март лечился от гонореи, а потом придумал и записал себе правила, которыми собрался руководствоваться в жизни. Так Толстой стал вести дневник. Думаешь, через пару недель он забыл об этой идее и увлекся разведением джунгарских хомяков? Толстой записывал мысли по поводу своей жизни и поступков до самой смерти в 82 года! Ты можешь проследить его целеустремленность и тягу к самосовершенствованию, например, по «Избранным дневникам», которые с 1978-го по 1985 год выпускало издательство «Художественная литература» (21 том!).

2. Был храбрым

Осень 1851 года, Чечня, место неподалеку от Кизляра. Река Терек бурлит и уходит за поворот, где-то за лесом горцы чистят ружейные дула. На нашем берегу, словно расстрелянный, спит казак, а юнкер 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады Лев Толстой смотрит, как солнце опускается за горы. Писатель (по определению - мирный человек) на поле боя отличался завидным мужеством. В 1851 году Лев отправился на Кавказскую войну, а потом стал участником Крымской. С 1854-го по 1855 год он оборонял Севастополь, командовал батареей, которая находилась на 4-м бастионе - в одном из самых опасных мест. Вражеские снаряды туда падали так часто, что это казалось каким-то природным, как снег зимой, явлением. Когда в 1856 году Лев вышел в отставку, на груди у него висел орден Святой Анны и медаль «За защиту Севастополя».

3. Вечно боролся с собой

Ясная Поляна, Тульская область, лето 1860 года. Лев уже отрастил бороду, крупные уши скрывают волосы. Он ступает по тропинке. Вокруг зеленый лес, а в глазах Толстого что-то неуловимое. Обдумывает судьбы местных крестьян? Вовсе нет. «Шлялся в саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту. Ничто мне так не мешает работать», - писал позже Толстой о таких днях. Одним из своих основных пороков Лев считал страсть к женщинам - он то побеждал ее, то вновь проигрывал в этой борьбе, затянувшейся на многие годы. В итоге его любовь к слабому полу пошла на пользу мировой литературе и кинематографу. Как ты, наверное, знаешь, главная героиня романа «Анна Каренина» (издан в 1878 году) - женщина. Эту работу Льва Толстого режиссеры из разных стран мира экранизировали уже 30 раз - первая версия фильма вышла в 1910 году, а последняя - в 2012-м (режиссер Джо Райт, в главной роли Кира Найтли).

4. Не боялся экспериментов

В 1859 году Лев Толстой открыл для крестьянских детей странную школу прямо в своем имении. Толстой, представь себе, был уверен, что учеба должна быть исключительно в удовольствие. «Образование не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся» - вот что он писал. В Яснополянской школе, помимо самого Льва, преподавали еще четыре человека. Они обязаны были не вдалбливать знания в детей, а заинтересовать их уроками. Школьники могли сами выбирать, на какие занятия им ходить, ученикам разрешалось являться на уроки в любое время и покидать школу, когда захочется.

Кто тут с бородой

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в родово­й усадьбе Ясная Поляна в Тульской области. Умер от воспаления легких 20 ноября 1910 года в доме начальника железнодорожной станции Астапово (сейчас – «Лев Толстой», Липецкая область).

Ника Т. : Мне всегда очень хотелось этого наивного соответствия: уж если я восхищаюсь творчеством какого-либо автора, то его человеческими качествами я тоже хочу очаровываться. Чтобы не возникало противоречий в моей душе, чтобы одно не нарушало целостности другого.
И когда веришь в чистую душу и помыслы художника, а потом сталкиваешься с фактами, которые опровергают чистоту этой души и этих помыслов, чувствуешь, как разбивается очередной божок в твоем внутреннем мире. И это так печально! Потому что, во-первых, разбивается иллюзия относительно твоего кумира - а это всегда неприятно, а во-вторых, все меньше остается веры в то, что такие люди, каких ты себе придумал, вообще существуют на свете.

Вот и спрашивается: а стоит ли в принципе подходить близко к своему кумиру, чтобы потом с большой вероятностью снять со своих глаз и сердца розовые очки? Надо ли знать о нем больше положенного или лучше оставаться в счастливом неведении? А если знать, то как относиться к этому знанию? Ведь многие знания - многие печали... Вредно это или полезно? Помогает или мешает?

И здесь каждый решает для себя...

Вот такая обратная сторона личности у моего любимого Льва Толстого:

Ученик Ч. Ломброзо, доктор-психиатр Макс Зюдофельд взяв псевдоним Нордау, написал книгу «Вырождение». В ней он просто и ясно изложены выводы психиатра о жизни и творчестве знаменитых литераторов, их психических отклонениях, отклонениях которые и доныне умышленно умалчиваются. Среди прочих знаменитых писателей, М.Нордау рассмотрел жизнь и деятельность, сквозь призму психиатрии, графа Л.Н.Толстого. Отметим, что книга «Вырождение» вышла в свет при жизни графа. Коротко, из официальных источников о Льве Толстом: «исследователь «диалектики души» Л.Толстой выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию…». Вот об этих «постижениях внутренней сущности» Л.Тостого, Нордау есть, что сказать. Учение Льва Толстого о «непротивлению злу насилием»: «Не противьтесь пороку, не судите, не убивайте. Долой, таким образом, суды, войска, тюрьмы, подати…», это ни что иное, как полное одобрение анархизма. Когда революционеры-террористы убивали госчиновников, жандармов Толстой не реагирует на это, но когда революционеров-террористов стали ловить, судить и вешать, то граф Толстой поднял в знак протеста шум, своей статьёй «Не могу молчать». Нам М.Нордау объясняет вред от толстовского «непротивления злу насилием»: «Первою задачей общежития, во имя чего отдельные люди сошлись в общину, заключается в защите своих членов от больных, одержимых зудом убийств, от тунеядцев, от нездоровых отклонений, стремящихся жить за счет труда других и устраняющих с дороги всякое существо, мешающее им удовлетворять их похоти. Особы с противообщественным наклонностями сделаются, несомненно, большинством, если здоровые люди перестанут вести с ними борьбу, не станут препятствовать их размножению: если они останутся в большинстве, тогда общество и человечество погибнут…».

Часто граф Толстой, в соответствии со своими философствованиями на тему «лечение трудом», надев лапти, пахал землю, но это не более чем лицемерие. Походив в лаптях, садился шить сапоги. И швец, и жнец и на дуде игрец. Вообще система «лечения трудом» применялась многие сотни лет в монастырях. Суровая монашеская жизнь и тяжелый труд умертвляли плоть и спасали души. Кстати, сестра Л.Толстого, Мария, ушла в монастырь. Но граф не собирался спасать свою душу, предпочитая блуждать в лабиринтах противоречий и парадоксов своей больной психики. Да и не приняли бы Л.Толстого в монахи, за богоискательство и статью «Христианство и церковь», в которой граф написал: «Церковь всегда была лживым и жестоким учреждением». Толстого отлучили от церкви. Дошумелся.

Графа Толстого так и тянуло учить-поучать. Комментирует М.Нордау: «Путь к счастью, по Толстому, состоит в отрицании науки и знания, В возращении к естественной жизни, то есть к земледелию: нужно покинуть город, распустить народ с фабрик, вернуться к земле… Как философ, он проповедует нам, в виде понятий о мире и жизни, библейские тексты, постоянно противореча им, дико их толкуя. Как главный глашатай нравственности, он проводит теорию непротивления злу и преступлению, раздачи имуществ и уничтожения человеческого рода при посредстве воздержания». А философ Бердяев, за схожие с Толстым высказывания о христианстве приговоренный в 1915 году Святейшим Синодом к вечной ссылке в Сибирь, называл Л.Толстого «настоящим отравителем колодцев жизни».

Биограф Толстого, Левенфельд, режет правду-матку об эгоцентризме графа: «В стремлении быть самостоятельным, Толстой часто оскорбляет требования эстетики, сражаясь с давно установившимися авторитетами только потому, что они давно установились. Так, он Шекспира называет дюжинным писакою и утверждает, что восторги перед великим британцем объясняются ничем другим, как нашею привычкою повторять чужие взгляды, не продумав их». Можно сказать проще, у графа ум за разум заходит, но доктор-психиатр Нордау объяснит подробнее: «Он страдал манией сомнения и умствования в той форме, как это наблюдалось на многих вырождающихся высшего порядка…». Ломброзо, указывая характерные черты гениальных помешанных, говорит: «Все они терзаются религиозными сомнениями, ум их теснит, как мучительная болезнь, одна и та же мысль; та же тяжесть давит сердце. Таким образом, мы имеем дело не с благородным стремление к познанию, толкающего Толстого к вопросам о цели и значении жизни, но с болезнью вырождающегося, сомнением и умствованием, совершенно бесплодными…».

Ленин говорил, что Толстой - зеркало революции, а у психиатров своё мнение, Нордау: «Он делается творцом метафизических систем, разрушает вековые тайны мироздания… По словам Ломброзо, произведения многих анархистов имеют в своём основании такие именно причины. Он мечтает о всеобщем счастье и придумывает планы преобразования Вселенной, поражая в них своей мнимой любовью к ближним, рядом с абсурдностью и страшным невежеством по части действительно существующих отношений».

А вот справедливо ли оценивал Нордау творчество Толстого, судите сами: «Какими бы достоинствами ни отличался художественный талант Толстого, своею мировою славою и влиянием на современников он обязан не ему. Его романы были признаны замечательнейшими произведениями литературы; и, тем не менее, в продолжении десятилетий «Война и мир» и «Анна Каренина» почти не имели читателей за пределами России, и критика восторгалась автором с большими оговорками…Только появившаяся в 1889 году «Крейцерова соната» разнесла его имя по всем углам земного шара… «Крейцеров соната» как художественное произведение, далеко ниже большей части его романов и рассказов; тем не менее, славу, не дававшуюся так долго автору «Войны и мира», «Казаков» и «Анны Карениной», она завоевала одним ударом…».

Вспомним содержание сего «произведения». Там написано, муж убивает жену из ревности к любовнику. Ну и что? Дело, грубо говоря, житейское. А психологи сразу дали правильный расклад «сонаты»: в действительности, муж был влюблен в любовника жены, а свою жену убил из ревности к нему. Этот рассказ упоминается во многих справочниках психопатологии, как пример подавленного гомосексуализма. Кстати, жена Толстого сразу невзлюбила этот рассказ, она поняла, что послужила прообразом жены Позднышева. А сам граф говорил, что жена у него - камень на шее. Чем страдал - о том и писал И еще об этом. В повести «Дьявол», юный дворянин после долгой связи с дворовой крестьянкой, женившись на женщине из своего круга, начинает метаться как лев в клетке. Он не может забыть любви к дворовой крестьянке, жена ему ненавистна, и он, бедолага, страдая, выбирает, что же ему делать: убить крестьянку? а может жену? или себя? Для читателя это полный бред, а у психологов есть объяснение. Главного героя терзает не дьявол, а бес двуполой педерастии, ведь под персонажем дворовой крестьянки скрыт мужчина-любовник молодого дворянина. Терзали эти темы душу Л.Толстого, поэтому и писал такое. Малость замаскировано. Доктор Нордау, совсем не удивляясь виражам психики графа, продолжает: «Существенным пунктом учения Толстого о нравственности является умерщвление плоти. Всякое сношение с женщиной нечисто: брак - такое же греховное дело, как и свободное сожительство между двумя полами. «Крейцерова соната» воспроизводит это учение в художественных образах. Убийца из ревности, Позднышев, говорит: «Медовый месяц! Ведь название - то одно, какое подлое!…Это нечто вроде того, что я испытывал, что я испытывал, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их и делал вид, что мне приятно».

Нормальный человек прочитав «Крейцерову сонату», или «Семейное счастье», или «Дьявол» останется в недоумении. Почему после брака мужчина и женщина должны стать врагами, почему мужчина должен испытывать отвращение или ненависть к женщине? Ответ прост, в перечисленных произведениях Толстого главные герои совсем не совсем мужчины, как-то так . Вот такой он, граф Л.Н.Толстой - глашатай нравственности. Опубликована во многих биографиях о Толстом, запись в дневнике от 29 ноября 1851 года: «Я никогда не любил женщин…но я довольно часто влюблялся в мужчин…Я влюбился в мужчину еще не зная, что такое педерастия… Например, Дьяков - я хотел задушить его поцелуями и плакать…». Запись сделана Толстым в возрасте 23 лет. А когда графу было уже за 80 лет, он взял к себе в секретари некоего Черткова. Жена графа, которая была моложе мужа на двадцать лет, почитывала дневники мужа, обвиняла его в педерастии и грозилась застрелить (цитата) «чертова Черткова». Нордау подтверждает свой профессионализм, продолжая: «…Мораль философских рассказов Толстого об отношениях между полами - литературное изложение половой психопатии скопцов… В мировой известности Толстого, замечательный художественный талант играет большую, но далеко не главную роль…Его влияние покоится не на эстетических, а на патологических основах». Что было, то было.

Граф Толстой в периоды «нравственного совершенствования» и «духовной трансформации» проявлял большой интерес к сектам: молоканам, скопцам, духоборам. О сектах скопцов скажем так, в психиатрии это называется комплексом вины, с помощью кастрации пытаются избежать «плотских соблазнов». А молоканы - это педерасты, «малокай» - в переводе с греческого - педераст. Секты духоборов, «сынов свободы», и сейчас многочисленны в Северной Америке. Они известны своим анархизмом, взрывами, поджогами, «голыми» маршами протеста. Но, что самое интересное, граф Толстой интересуясь скопцами, проповедуя полное целомудрие и половое воздержание, делает все наоборот. Его жена почти беспрерывно беременна, на её «счету» двенадцать детей, четверо из которых умерли. Узнав, что жена беременна тринадцатым ребенком, целомудренный граф обвиняет в этом жену-соблазнительницу. Здесь уместно вспомнить фразу Льва Толстого о женщинах: «Непременно все хорошие женщины не только самки - даже дуры». Прости его господи за это. Старый ханжа днем пишет, ночью опровергает. Нескучная жизнь была в семье Толстого, жену доводит до грани самоубийства, утверждает, что она у него, как «камень на шее», она, то хочет топиться, то хочет травиться, а сам граф, то прячет ружье, чтобы не застрелиться, то веревку - чтобы не повеситься. Дурдом, да и только. А Ленин утверждал, что Толстой - зеркало русской революции. Кстати, знаменитый психиатр Россолимо лечил В.И.Ленина. Но за много лет до этого, Россолимо, вызванный для осмотра Толстого, поставил графу такой диагноз: «Дегенеративная двойная конституция: паранойяльная и истерическая, с преобладанием первой». Доктор Ланге-Эйхбаум во втором издании своей книги «Гений, безумие и слава» сообщает о Толстом: «Уже его отец обладал дегенеративными чертами, психическими и физическими: тик, дефект речи. Лев Толстой вырожденец. Мазохист, попытки самоубийства, эгоцентризм». Отметим, мазохизм графа породил ложное человеколюбие, а эгоцентризм - невероятно болезненное тщеславие, свойственное, как утверждает Ч. Ломброзо многим гениям.

Вот фразы из дневника графа Толстого, актуальные и доныне. Запись от 12 июня 1890 года: «Я серьёзно убежден, что миром управляют совсем сумасшедшие. Не сумасшедшие или воздерживаются, или не могут участвовать». Запись от 27 июня 1910 года: «Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей. Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград: ни стыда, ни правдивости, ни совести, ни даже страха». Догадайся сам, кого подразумевает граф Толстой под словом сумасшедшие. Вот напоследок. Из письма Толстого, написанного после возвращения из Европы, от 18 августа 1857 года: «В России скверно, скверно, скверно…Поверите ли, что приехав в Россию я долго боролся с чувством отвращения к родине…». Надеюсь, понятно по каким причинам широкому кругу любителей литературы не известны истинные психологические портреты-диагнозы великих писателей. Ведь многих из них нам представляют, как носителей идеалов нравственности. А кому интересны психи-графоманы без ретуши? Ланге-Эйхбаум печально констатирует: «Исследователь в этой области пожинает неблагодарность, даже ненависть, а его труды становятся запретными… Даже только сбор этого материала связан с бесконечными трудностями». Некоторые, ранее знакомые с учением Толстого, на себе испытали результаты его проповедей. «1920 год. Подвалы Киевской Чрезвычайки.…На стене одной из камер смертников нацарапана голова Льва Толстого, а под ней слова: «Великому растлителю русской души,… идущие на смерть шлют своё проклятие». Д.Котсовский «Достоевский, Толстой и Революция», стр.78, изд. Нью-Йорк, 1955 год.

Происхождение семьи русского писателя Льва Николаевича Толстого. Переезд в Казань, поступление в университет. Лингвистические способности юного Толстого. Военная карьера, выход в отставку. Семейная жизнь писателя. Последние семь дней жизни Толстого.

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    "Радостный период детства" великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. "Бурная жизнь юношеского периода" в жизни писателя. Женитьба, мечты о создании новой религии. История написания романов "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение".

    презентация , добавлен 05.03.2015

    Этапы жизненного и идейно-творческого развития великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Правила и программа Толстого. История создания романа "Война и мир", особенности его проблематики. Смысл названия романа, его герои и композиция.

    презентация , добавлен 17.01.2013

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Льва Николаевича Толстого - выдающегося русского писателя и мыслителя. Его детские годы и период образования. Расцвет творчества Толстого. Путешествия по Европе. Смерть и похороны писателя в Ясной Поляне.

    презентация , добавлен 02.05.2017

    Детство и отрочество Льва Николаевича Толстого. Служба на Кавказе, участие в Крымской кампании, первый писательский опыт. Успех Толстого в кругу литераторов и за границей. Краткий обзор творчества писателя, его вклад в русское литературное наследие.

    статья , добавлен 12.05.2010

    Жизнь в столице и московские впечатления великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Московская перепись 1882 года и Л.Н. Толстой - участник переписи. Образ Москвы в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", повестях "Детство", "Отрочество", "Юность".

    курсовая работа , добавлен 03.09.2013

    Детство, юность и семья Льва Николаевича Толстого. Женитьба графа. Начало его литературной деятельности. Известность романов "Война и мир" и "Анна Каренина". Отношение писателя к церковному вероучению и духовенству. Последнее путешествие графа Толстого.

    презентация , добавлен 09.05.2012

    Краткая биографическая справка из жизни Л.Н. Толстого. Школа в Ясной Поляне. Работа над романом "Война и мир". Социальный, психологический разрыв в повести писателя "Хозяин и работник". Статья Толстого "Не могу молчать", рассказы "После бала" и "За что?".

    презентация , добавлен 25.09.2012

    История происхождения рода Толстых. Биографические данные Льва Николаевича Толстого (1828-1910), общая характеристика его творческого пути. Анализ наиболее известных произведений Толстого – "Казаки", "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение" и другие.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2011

    Основные вехи жизненного пути Л.Н. Толстого: происхождение, детство, образование, литературная и педагогическая деятельность, военная карьера. Обзор наиболее известных произведений Толстого: "Война и мир", "Анна Каренина". Причины отлучения от церкви.

    реферат , добавлен 26.01.2011

    Граф Лев Николаевич Толстой - потомственный аристократ и один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Московская жизнь юного Толстого. Попытки наладить по новому отношения с крестьянами. Творческое наследие великого писателя.