Начальная школа урок моя малая родина. Конспект внеурочного занятия в начальной школе на тему: «Моя малая Родина. Город Владимир. Изучение нового материала

Ребята! Давайте улыбнёмся друг другу! Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения.

Просмотр презентации и прослушивание песни «У моей России длинные косички»»

Вам понравилась презентация?

Какие слайды вы запомнили?

Понравилась ли вам песня?

Какие слова повторялись в песне?

Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить?

Что такое Россия?

Мне однажды в жизни повезло:
Я однажды родилась в России –
В том краю, где от берёз светло,
На земле, которой нет красивей.
Моя любовь – моя земля,
Моя красивая Россия.
Её озёра и поля,
Берёзы, вербы да осины.
Всё это навсегда со мной
И в счастье, и в беду лихую.
На свете нет другой такой,
Да и зачем её – другую?

А сейчас подумайте, что значит для

вас Родина?

Россия – это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть своя

малая Родина – тот уголок, где мы

родились, где живут наши ро родители, друзья, где находится но родной дом. Для кого-то малая

Р Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с

к качелями. Родина не обязательно жн должна быть большой. Здесь наша ис история и каждый человек должен зн знать историю своего края, его людей. В э В этом частица нашего счастья сть Наша малая Родина – это наша

д деревня Афанасьева. Послушайте

с стихотворение, которое посвящено и именно деревне, которую мы

на называем малой родиной. (дети читают стихи о своём селе)

(- А в каком районе находится

наша деревня?

А какие ещё деревни

Тулунского района вы знаете?

Кто является мэром нашего района?

А что вы знаете о своём родном селе?

Что есть в нашем селе? Куда бы вы привели своего друга, который в первый раз приехал к вам в гости?

У нас есть большая уютная школа, Дом культуры, магазины, медпункт, детский сад, почта, молочно-товарная ферма.

Какая река протекает по территории нашей деревни?

В центре нашего села есть священное место-это памятник солдатам, нашим землякам, которые в годы ВОВ с фашистами за нашу Родину.

А почему наше село так названо? Обратимся к истории.

Афанасьевское сельское поселение включает три населённых пункта: деревня Афанасьева, посёлок Ермаки, село Никитаево. Деревня Афанасьева названа по имени первого поселенца, который поселился здесь больше двухсот лет назад. Вот какая старенькая ваша деревня. Позже стали съезжаться сюда семьи из Белоруссии, Украины, чуваши, мордва. Всего насчитывалось 24 двора.

Тяжёлым испытанием для жителей были военные годы. Все мужчины ушли на фронт, остались одни женщины и дети. Молоденькие девчонки работали в поле на тракторах и комбайнах. А летом 1943 г.в деревне случился пожар, сгорело половина деревни.

После войны деревня стала оживать, строились школы, больницы, магазины, дома культуры, детские сады.

Большим событием в жизни Афанасьва было строительство средней школы, в которой вы сейчас учитесь.Раньше, чтобы получить среднее образование приходилось ездить в Тулун.

В 1992 году построен современный Дом культуры, где размещена библиотека, работают кружки, проходят праздники, конкурс, концерты.

В этом году у всех жителей нашего района большой праздник. Нашему району исполняется 90 лет - лет. В адрес именинников, как правило, говорят только хорошие слова. И наши труженики их достойны. Наш район, наше село богато замечательными людьми, тружениками, их имена вызывают у нас гордость за земляков.

Сегодня у нас в гостях почётный житель нашего села, работник культуры, мастер своего дела и просто прекрасный человек Казакевич Мария Васильевна.

А что мы должны делать, чтобы ваша Родина могла гордиться вами?

Эксперимент (предлагаю сломать былинки из веника) А сейчас в моих руках веник, в котором этих былинок много и все они плотно связаны друг с другом. Попробуйте их переломит. Не получается. Так и родина будет крепкой и непобедимой, если все жители нашей страны будут жить в мире и дружбе.

Вот и закончился наш урок.

Что вы узнали нового о своём селе?

У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого живёт любовь к родной земле, к родному краю, к родному селу. Пусть в сердце каждого из вас живёт любовь к своей малой РОДИНЕ.

В этом конспекте материал по проведению урока на тему " Моя малая Родина". Даны стихи, тексты о Родине, презентация " С чего начинается Родина", на уроке выступали родители с презентацией о Павловске, о своей семье. Пыталась донести до детей, что воспитание любви к своей малой Родине начинается с любви к семье, к своим близким.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Моя малая Родина»

Классный час в 3 классе

Классный руководитель: Троицкая Л.С.

Задачи урока:

Образовательная:

1. способствовать формированию у учащихся понимания понятия «Малая Родина»;

2. познакомить учащихся со знаменитыми людьми г. Павловска

Развивающая :

1. способствовать логическому мышлению учащихся;

2. возбуждать мысль и интерес к предмету

Воспитательная :

1. прививать любовь к родному краю;

2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;

3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения, гордости за свою Родину

Оборудование :

карта Родины

текстовый раздаточный материал

аудиозапись песни «С чего начинается Родина?»;

набор слайдов

видеофрагменты г. Павловска,

презентация о семье Клюевых.

Тип урока: урок- беседа

Ход урока:

(Звучит песня «С чего начинается Родина?») презентация на тему

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

А может, она начинается

С веселой запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности,

Ты ей в своем сердце принес…

Учитель :

Именно о Родине, ребята, будет наш сегодняшний урок.

Как называется наша Родина?

Кто скажет, какая наша Родина? (карта)

И действительно, наша Родина красивая, богатая, огромная. Мы только сейчас садимся за парты, а на Дальнем Востоке давно закончился первый учебный день, скоро наступит ночь.

Мы можем сказать, что наша Родина могучая, сильная.

Учитель:

За Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.

С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.

Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово (на доске написано слово «Родина»)

Подберите, пожалуйста, однокоренные слова к слову Родина.

Ответы детей:

  • родник,
  • природа,
  • рождение,
  • родня,
  • родной,
  • народ,
  • родить,
  • родинка,
  • род,
  • родители

Учитель :

Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.

Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем.

Текст № 1.

«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Учитель:

И именно об этом говорит советский поэт Константин Симонов.

Ученик :

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

Непобедима, широка, горда…

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли…

Учитель :

Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трех великих океанов, и крошечный клочок земли, где ты родился и где живешь.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как называется тот небольшой клочок земли, где мы все сейчас живем?

Ответы детей:

Учитель.

Кто из вас родился здесь?

А откуда сюда приехали ваши родители?

Из каких мест?

Как давно они здесь живут?

Ответы детей:

Видеоролик « Санкт – Петербург. Павловск.

Часть 1»

Учитель.

У каждого человека есть Родина- край, где он родился и где все кажется ему особенным, прекрасным, родным. Все в нем до боли знакомо, и у каждого человека бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, поселком, городом, где ты родился и вырос. Это и есть наша « малая родина».

Учитель :

И перед нами стоит проблемная задача, которую мы должны будем решить, и звучит она так: является ли г. Павловск для большинства из нас, живущих здесь, Малой Родиной?

Учитель :

Почему эта местность так называется?

Ответы детей

Учитель :

Скажите, какие улицы нашего города носят имена знаменитых людей?

Ответы детей:

Учитель :

А чем же знаменит наш город?

Ответы детей:

Учитель :

Какие основные промышленные предприятия вы знаете?

Ответы детей:

Учитель :

Скажите, а что является наиболее ценным богатством нашего края?

Без кого не было бы нашего города?

Назовите одним словом …

Ответы детей:

  • Люди

Учитель:

Какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего города?

Ответы детей:

Учитель :

Можно ли выделить 2-3 профессии и сказать, что они самые главные?

Ответы детей:

Учитель :

Почему?

Ответы детей:

- (без врачей, учителей, продавцов и др. наш город не смог бы функционировать).

Учитель :

Итак, можно утверждать, что каждая профессия важна и необходима.

Ребята! А что окружает наш город?

Ответы детей

Учитель :

Нравится ли вам наша природа?

Ответы детей:

Учитель :

Красива и неповторима природа, окружающая нас

Скажите, пожалуйста, а за что мы любим свой город, свой край?

Ответы детей:

Ученик. Читает стихотворение М. Пляцковского « Родина»

Слышишь песенку ручья?

Это Родина моя!

Это Родина моя!

Видишь звездочки Кремля?

Это Родина моя!

Школа, где мои друзья,

Это Родина моя!

Руки матери моей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в лесу смородина-

Все это моя Родина!.

Учитель :

А как можно назвать человека, преданного своему народу, любящего свою Родину, совершающего ради ее интересов трудовые и героические военные подвиги? Назовите одним словом…

Ответы детей:

  • (патриот)

На доске patria - родина, отечество, слово латинское.

Портреты известных людей г. Павловска.

Учитель .

Подвиги совершаются и воинами, и шахтерами, и врачами, и плавильщиками на заводах. И все они совершаются во имя любви к своей Родине, к своему Отечеству.

Мне хочется, ребята, чтобы вы все были патриотами своего родного города, независимо от того, куда вас забросит судьба. Вы должны помнить наш город, свой дом, свою школу.

Но любовь к своей « малой родине» невозможна без любви к семье, к родным, к родителям. И именно в семье зарождается любовь к Родине.

Презентация « Семья Клюевых».

Учитель.

Россия, Родина, Отечество. Родная сторона. Такие до боли знакомые слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, но наша малая родина всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Учитель :

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам больше всего запомнилось?

А что понравилось?

Кто такой патриот?

Что значит для вас слово «Родина»?

Ответы детей:


Конспект урока для детей начальной школы на тему: «Моя малая Родина. Город Владимир"


Автор: Исляева Розалия Рафаэльевна, учитель начальных классов, ГКСОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №2 г. Владимира".
Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям.
Тема урока: «Моя малая Родина. Город Владимир»
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Познания
Социализация
Безопасность
Музыка
Чтение
Художественное творчество
Цель: воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей
Задачи:
Образовательная: - дать детям представление, что такое Родина, родной край, уточнить и расширить знания о родном городе. Познакомить с картой и символикой, основными достопримечательностями г. Владимира
Коррекционно-развивающие:
- формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному городу
- развивать связную речь, активизировать словарь по теме,
- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к родному краю.

Словарная работа: малая Родина, герб.

Предварительная работа: Прослушивание песни «С чего начинается Родина», просмотр фотографий старого и нынешнего г. Владимира, рассматривание карты города, экскурсия по городу.
Оборудование: Интерактивная доска, маркерная доска, плакат с государственной символикой РФ, запись песни «С чего начинается родина», гимна РФ, гимна Владимира и Владимирской области

Ход урока:

1. Организационный момент: Сегодня первый урок у нас будет необычным. Мы побеседуем о нашей с вами Родине. А начнем мы беседу с прослушивания песни. Я предлагаю вам внимательно послушать ее и подумать, о чем в ней поется. Звучит песня «С чего начинается Родина»
- Итак, о чем же поется в песне? Кто услышал? (о Родине)
- Правильно. Кто знает, что такое Родина? (ответы детей)
-Молодцы.
2. Основная часть. Беседа о Родине:
- А сейчас послушайте стихотворение и скажите, что такое Родина?

«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»

Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наша школа. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Самое прекрасное слово на свете – Родина, Родина-мать. У каждого человека есть Родина и все любят её. Любит место, где он родился и живет.
- Родина – это страна в которой мы живем.
- Как она называется, кто знает? (Россия)
-Молодцы! (На экран проецируется карта России)
Посмотрите на карту, как обширны наши земли, как огромна наша страна. Это большая наша Родина. А какой главный город в России? (Москва.) Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем - это наша родная земля город Владимир. Это наша малая Родина. (На экран проецируется вид города Владимир) Посмотрите, вы узнаете город Владимир?
-Молодцы, все узнали. У нашего города, как и у всех других есть свой герб и флаг. (На экран проецируется герб и флаг г. Владимира) Вы знаете, что такое герб? Это отличительный знак.
-Посмотрите это герб города Владимира. Кто изображен на гербе города Владимира? Правильно. «В красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест» Этот лев не просто так изображен на нашем гербе. Лев– родовой знак Владимирских князей. Лев сильный зверь и на гербе его изобразили, что-бы показать силу нашего города, его величие.
-Хорошо, а кто знает что такое флаг? Флаг это символ страны или города. Его вывешивают у административных зданий. А это, посмотрите - флаг города Владимира. Он очень похож на герб. Правда? Чем?
Пожалуйста, запомните наш герб и флаг.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять -
Вместе мы пойдем гулять.
На опушке возле ели
На пенечек дети сели.
(Дети выполняют ходьбу по кругу, затем садятся на кор точки.)
Посидели, отдохнули,
Ручки к солнцу потянули.
Опустили их опять,
Можно ими помахать.
(Дети поднимаются на носочках, потягиваются, опуска ют руки, делают махи. Дыхание при этом - свободное носовое. Выделенные жирным шрифтом строки дети проговаривают на выдохе.)
Снова к солнцу потянулись
И друг другу улыбнулись.

А теперь я расскажу вам о самом городе. Послушайте что пишут о нашем городе поэты:

Владимир – родина моя!
Мой уголок, моё богатство,
Мне так родны твои края,
Мне дороги твои убранства!
Ты не равняйся на Москву,
Твои дары побольше многих.
Пускай столицей не зовут,
Зато зовут – Великий город!
Мне даже небо кажется здесь шире,
Здесь дышит гордостью земля.
Один такой ты в целом мире,
Один такой ты на века!

И еще одно: Любимый Владимир на Клязьме стоит,
И солнце его купола золотит.,
Здесь древние соборы, и церкви, и палаты,
Широкие просторы древностью богаты.

Понравились вам стихотворения? А вы внимательно их слушали? Тогда вопрос, на какой реке стоит Владимир? На реке Клязьма. (На экран проецируется фотография моста через реку Клязьма)
- Молодцы! А как вы думаете, Владимир это старый или молодой город?
- Владимир очень древний город. Он был заложен Владимиром Мономахом в 1108 году. (На экран проецируется фотография В. Мономаха) В этом году ему исполнится 906 лет.
Наш город поражает не только своим возрастом но и обилием различных достопримечательностей, памятников. Главная достопримечательность как вы думаете какая?
- Конечно же Золотые Ворота! один из наиболее древних и знаменитых архитектурных памятников Владимира. Золотые ворота были сооружением военного назначения. Через них осуществлялся въезд в город, окруженный земляными валами. Впоследствие ворота не раз переделывались. (На экран проецируется фотография Золотых Ворот) Построены они в 1164 году при князе Андрее Боголюбском. После того как ворота утратили свою оборонительную функцию - они стали парадным въездом в город. Возле Золотых ворот расположено ещё одно примечательное здание - Троицкая церковь. (На экран проецируется фотография Троицкой церкви)
Еще: Успенский собор Княгинина монастыря(На экран проецируется фотография Княгинина монастыря) и Дмитриевский собор(На экран проецируется фотография Дмитриевского собора), Водонапорная башня(На экран проецируется фотография Водонапорной башни), Палаты(На экран проецируется фотография Палат), Храм Святого Розария(На экран проецируется фотография Храма Святого Розария), памятник крестителям Владимирской земли, основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору, памятник Андрею Рублеву(На экран проецируется фотография памятника Андрею Рублеву), памятник замечательному русскому полководцу князю Александру Невскому, монумент в честь 850-летия города Владимира (В основании памятника три фигры - былинный воин, древнерусский зодчий и советский рабочий.) Фигуры расположены так, что воин смотрит в сторону Золотых ворот, зодчий на Успенский собор и палаты, а рабочий - в направлении промышленных кварталов города.
Рассказать про все памятники и достопримечательности Владимира за один час невозможно. О них можно говорить неделями. Я покажу вам еще несколько знаменитых мест Владимира, если вы их узнаете, то помогайте мне.
Итак, теперь мы посмотрим, что вы запомнили.
Закрепление: Игра «Наш город какой». Мы поиграем в игру «Наш город какой?» Я буду кидать вам мяч и тот, кто его поймает должен рассказать о том, что запомнил о нашем городе.
Итог урока: И в заключение этого урока я предлагаю вам отгадать слово, в котором перепутались все буквы ВЛДИИАМР
- Правильно составили, это Владимир. Ну вот и подошло к концу наше путешествие! О чем мы сегодня разговаривали с вами? Что нового узнали на уроке? Как называется наша большая Родина, наша страна? А наша малая Родина это что? (это наш город)
- Вы сегодня все молодцы, все хорошо слушали, все активно работали! Хотелось бы выделить следующих ребят: …… . Теперь вы знаете что такое Родина. И я надеюсь будете гордиться ею.

Классный час: "Милый сердцу уголок -

моя малая родина "

Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.

Задачи:

    способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая родина» обобщить понятия: Родина, малая родина;

    способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей стране и малой родине;

    развивать у детей речь, творческие способности, желание больше узнавать о своем крае.

Тип урока: урок- беседа.

Оборудование : текстовый раздаточный материал, аудиозапись песни «С чего начинается Родина?», набор слайдов.

Ход занятия.

Эпиграф:

Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

I . Организация класса. Эмоциональный настрой.

Ребята, я вам предлагаю сначала поиграть.

Игра на сплочение.

Обучающиеся встают в круг. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем. Затем проделывается то же, но по отношению к соседу слева.

Ребята проходят на свои места.

(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

А может, она начинается

С веселой запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности,

Ты ей в своем сердце принес…

Скажите, ребята, о чём эта песня?

Выслушиваются ответы детей.

II . Сообщение темы и цели занятия.

Учитель. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня разговаривать? (дети формулируют тему занятия, учитель обобщает)

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, а точнее, о нашей малой родине.

III . Актуализация знаний обучающихся.

Учитель. Ребята, как называется наша страна?

Дети. Россия.

Учитель. А какая она, наша Россия?

Дети (по очереди) Большая, красивая, огромная, богатая, сильная.

Учитель:

И именно об этом говорит Константин Симонов.

Ученик :

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов

Непобедима, широка, горда…

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли…

Учитель. Как называется область, в которой мы с вами живём?

Дети. Брянская область.

Учитель. Ребята, если мы с вами скажем, что живём в России, в Брянской области, то наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок, так как Брянская область большая, поэтому нам надо уточнить наш адрес.

Кто хочет продолжить, уточнить наш адрес, подробно указать, где же мы с вами живём?

Дети. Мы живём в Гордеевском районе, в селе Гордеевка.

Учитель.

А почему наш район называется Гордеевский? (ответы детей)

Учитель. Да, название нашего района пошло от села Гордеевка. История села Гордеевка уходит в глубокую старину.

Учитель.

Кто знает, сколько лет нашему селу?

История Гордеевской земли началась с XIV столетия ; более трёхсот лет существует центр района - село Гордеевка. В начале 18 века полковой писарь Гордей Носикевич на реке Поконке поселил слободу и дал ей свое имя. Прежде здесь была Буда поляка Чижа, и земли эти, называемые Северскими, принадлежали крупному в ту пору государству-Речи Посполитой/современной Польше/; После Андрусовского мира, заключенного между Польшей и Россией в 1667 г.Северская земля отошла государству Российскому.

Все это время, не смотря на приграничное положение, сложности экономическиой и политической ситуации Гордеевский край всё время рос и развивался. В наше время район один из развитых в Брянской области, благодаря труду местных жителей, внесших огромный вклад в обустройство своей малой Родины.

Учитель.

Наш район, как и все другие, имеет свой символ – герб. А как выглядит герб нашего района?



Учитель. Посмотрите внимательно на наш герб.

Описание:
В зеленом поле с серебряной оконечностью поверх всего золотой дуб с корнями, переменяющими цвет на червлень в оконечности, и сопровождаемый в верхних углах золотыми пчёлами с серебряными крыльями.

Герб может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях: без короны и со статусной территориальной короной.
Версия герба со статусной территориальной короной применяется после утверждения Государственным геральдическим Советом при Президенте Российской Федерации соответствующего законодательного закрепления порядка включения в гербы муниципальных образований изображения статусных территориальных корон.

Обоснование символики:
Символика фигур герба многозначна. Все фигуры герба символизируют лучшие черты местных жителей.
Пчела - символ трудолюбия, порядка, бережливости и усердия.
Дуб - символ крепости, долголетия, гражданского мужества и воинской доблести показывает, что гордеевцы хранят и продолжают славные традиции, заложенные многими поколениями предков. Также дуб перекликается с гербом Стародуба (Стародубского полка), в земли которого входила территория современного района в XVII столетии.
Золото - символ богатства, стабильности и урожая аллегорически указывает на сельское хозяйство - основу экономически района.
Серебряная оконечность как "фундамент" герба символизирует исторические корни, аллегорически показывая сооружённые в начале XVIII века буды - места добычи поташа, который шёл на изготовление стекла, мыла и пороха.
Серебром в гербе показаны реки Пакона и Ипуть протекающие по территории района
Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
Зеленый цвет - символ земли, травы.

IV . Беседа о значении слова «родина».

Учитель. Ребята, а у кого из вас есть родственники, друзья, которые живут в других деревнях нашего района? Вы там часто бываете, знаете все дорожки, каждый уголок?

(ответы детей)

Учитель. Это наш родной край, наша малая Родина.

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

Учитель. А почему мы свой край называем Родиной?

Дети. (варианты ответов: здесь мы родились, здесь мой родной дом, здесь живут мои родители, родственники).

Родиной мы называем дом, в котором растём, дом, где живёт моя семья.

Кроме того, когда люди говорят о своей Родине, многие думают своём дворе, улице, где играли с друзьями. О любимом уголке природы, где привыкли отдыхать.

Так же родиной называют город или село, в которой стоит твой дом и живут твои земляки.

Родиной человек называет ту страну, в которой он родился.

Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живём, это наш дом, это всё то, что нас окружает…

V . Пословицы о Родине.

Учитель. Какие пословицы о Родине вы знаете?

Работа в группах.

Класс делится на 2 группы. Каждой группе дается 2 конверта с разрезанной в них на части пословицей. Обучающиеся должны собрать пословицы и объяснить их смысл.

Если дружба велика, будет Родина сильна.

Жить - Родине служить

На чужой стороне, что соловей без песни.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Физминутка.

Напишите левым локтем слово «Россия», носком правой ноги – слово «родина», правым локтем – слово «село», носком левой ноги – слово «дом».

VI . Достопримечательности нашей малой Родины.

Учитель.

Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом, твоя родная земля.

Ребята, а какие достопримечательности нашего села вы знаете?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель.

У каждого села есть свои традиции. А какие народные традиции есть в нашем селе?

Выслушиваются ответы детей.

Учитель.

Ежегодно в с.Гордеевка 27 сентября проводятся мероприятия, посвященные Дню освобождения Гордеевского района от немецко-фашистских захватчиков.

На центральной площади проходит ярмарка «Сергейки». Ярмарка проводится 20 октября и длится один день.

Из летописи села Гордеевка известно, что в старые времена ярмарка проходила с 25 октября по 1 ноября, а со 2 ноября продолжалась в селе Петрова Буда Гордеевского района, потом в соседнем Красногорском районе в селе Верещаки и других селах.

Учитель.

Почему ярмарка имеет название «Сергейки»?

Оказывается, ее так назвали не в честь святого Сергия Радонежского, а в честь дня рождения Гордеевского помещика Сергея Булацеля. Он утвердил эту ярмарку и назвал своим именем.

Ярмарка приурочивалась к окончанию сбора урожая. Люди со всего района и ближайших областей привозили излишки товара для обмена или продажи.

Вдоль улиц раскидывали палатки, шатры, кибитки. Продавали также прямо с телег. Кондитерские изделия продавали с лотков, закрепленных на груди. Самые расторопные продавцы приезжали на всю ночь, чтобы занять место получше.

На площади в торговых рядах собирались матера, которые плели корзины, делали деревянные игрушки, а также точильщики ножей и топоров. Плели из бересты лукошки и лапти, вырезали ложки.

Ярмарочная торговля проводилась один день, в этот день устанавливалась импровизированная сцена, где пелись русские народные песни, частушки, а также устраивались танцы под гармошку. На площади устраивались соревнования на силу, быстроту и ловкость.

VII . Подведение итогов занятия.

Учитель. Какие слова вы бы выбрали, чтобы описать свою малую Родину?

(какая она?)

Выслушиваются ответы детей.

Учитель. Сейчас подойдите к столу и выберите карточку с тем словом, которое вам больше нравится для описания нашей малой родины и прикрепите на доске.

(любимая, красивая, чистая, интересная, зелёная, берёзовая, удивительная, великолепная, солнечная, светлая, разноцветная, чудесная, добрая)

(Дети выбирают карточки для описания своей малой родины и прикрепляют на доске)

Учитель. Ребята, вы назвали свою родину красивой, любимой, интересной, зелёной, удивительной.

Как вы думаете, а что нужно для того, чтобы она оставалась такой и процветала?

Выслушиваются ответы детей.

Мне очень хочется, чтобы вы гордились своей родиной. А для этого надо очень сильно любить и беречь её.

Учитель. Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

Ученик:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.

Цель: воспитывать чувство гордости за свою малую Родину

Задачи урока:

Образовательная:

  • определить вместе с учащимися понятие “Малая Родина”;
  • познакомить учащихся со знаменитым человеком города Магнитогорска – Николаем Семёновичем Соколовым.

Развивающая:

  • способствовать логическому мышлению учащихся;

Воспитательная:

  • прививать любовь к родному краю;
  • воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;

Оборудование :

  • текстовый раздаточный материал: Высказывание Константина Дмитриевича Ушинского о Родине
  • видеопесни “С чего начинается Родина?”;
  • презентации : Классный час “Моя малая Родина”; “Николай Семёнович Соколов”

Тип урока: урок-беседа; встреча со знаменитыми людьми.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Ребята, мы с вами сегодня встречаемся первый раз после летнего отдыха на необычном классном часе. (Презентация № 1. Слайд № 1)

II. Работа над понятием Родина

У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте прочитаем. (Слайд№ 2)

“Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

А что для вас, ребята, означает слово “Родина”? (Выслушать ответы детей)

Родина – это земля, государство, где человек рождается.

Слово “Родина” произошло от древнего слова “Род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

III. Игра “Родня”

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем “род”.

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле.

Как называется наша страна?

Да, ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. (Слайд № 3) Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

IV. Знакомство с понятием малая Родина .

Я хочу продолжить наш урок видеофильмом к песне “С чего начинается Родина” http://www.youtube.com/watch?v=RgGo98OlJ58

(можно чтобы стихотворение рассказывали дети на фоне картинок по тексту стихотворения. Слайды № 4-9).

Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.

Скажите как вы думаете это стихотворение о малой или большой Родине.

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!

  • Кто из вас родился в нашем замечательном городе?
  • А кто из вас знает что его родители родились в другом месте?
  • Скажите откуда сюда приехали ваши родители?
  • Как давно они здесь живут?

Люди среднего поколения разными путями попадали сюда.

V. Анкета “Знаю ли я свою малую Родину?”

Выберите один или несколько ответов.

1. Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
а) Знаю все о своих родителях
б) Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
в) Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
г) Затрудняюсь ответить
д) Владею информацией частично

2. Являетесь ли Вы коренным жителем своего города (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
а) Да
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить

3. Знаете ли Вы знаменитых земляков?
а) Не знаю
б) Знаю (укажите)______________________

4. Знаете ли Вы историю своего края (области)?
а) Традиции праздников
б) Особенности местного костюма
в) Легенды, сказки, предания
г) Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ (На следующем классном часу по результатам анкетирования можно сделать вывод о том, как ребята класса осведомлены о своей малой родине)

Ребята, кто из вас знает почему наш город называется Магнитогорск?

Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём!

VI. Знаменитые люди нашего города

  • А чем же знаменит наш город?
  • Скажите, а что является наиболее ценным богатством нашего края?
  • Без кого не было бы нашего города?
  • Назовите одним словом... (люди)
  • Как вы думаете, какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего города?
  • Можно ли выделить 2-3 профессии и сказать, что они самые главные?
  • Почему? (без врачей, учителей, продавцов и др. наш город не смог бы функционировать).

Итак, можно утверждать, что каждая профессия важна и необходима.

Ребята в нашем городе живёт много знаменитых людей, представителей различных профессий, каких можно увидеть в книге “Азбука профессий. Южный Урал”

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле...
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.

VII. Знакомство с Николаем Семёновичем Соколовым

Сегодня я хочу познакомить вас с замечательным человеком. Профессия нашего гостя – строитель. (Слайд № 10) (Зачитать вслух с. 21 о строителях из “Азбуки профессий. Южный Урал”).

Давайте посмотрим небольшую презентацию, что бы поближе познакомиться с нашим гостем. (Приложение 1)

(Рассказ Николая Семёновича о своей трудовой биографии и ответы на вопросы учащихся)

VIII. Заключение

Ребята, я очень надеюсь, что судьба нашего гостя Николая Семёновича Соколова вам показала, как нужно относиться к своей большой и малой Родине. Большое Вам спасибо, Николай Семёнович! (Ребята дарят цветы)

Ребята, любите город, в котором вы живёте, продолжайте его лучшие традиции, не забывайте о людях, которые вошли в его историю.