Образование дворянства второй половины XVIII века. Культура и быт во второй половине XVIII века в России

Воспитание и образование во второй половине XVIII века.

В век Екатерины продолжает развиваться светское воспитание и образование. Государство, как и прежде, испытывает сильную нужду в грамотных людях для своего бюрократического аппарата. Церковь, встревоженная падением авторитета клира, добивается грамотности и образования духовенства.

По данным 1797 г. процент грамотного сельского населения ровнялся 2,7%; городского – 9,2%, при этом стоит учесть, что основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4% составляли горожане. Критерий грамотности был чрезвычайно низким. Грамотным считался человек, который мог вместо крестика подписаться.

Потребность в знаниях была осознана многими, но удовлетворить ее было непросто. Противоречивость русской жизни в области народного образования сказалась едва ли не в большей степени, чем в других областях культуры.

На образование народа в XVIII существовали различные, часто противоположные взгляды, которые определялись социальным статусом, степенью образованности и уровнем понимания государственных задач конкретного носителя этих взглядов.

Многим деятелям этого времени не была чужда мысль об образовании народа. Так князь М. М. Щербатов вполне в духе «века Просвещения» признавал, что можно «между пахарей» найти многих Александров и Цезарей. Однако поскольку они «родясь с сохой, с сохой и умирают, никогда не подозревая такие дарования иметь», то Александров, Цезарей и Сципионов нужно искать не у сохи, а среди «благородных» /11/.

Государство эпохи Екатерины устраивало школы, но исключало из сферы образования основную массу народа. Как обычно, на школы не хватало денег. Кроме того, для крепостных крестьян образование просто не предусматривалось.

Ко всему этому стоит прибавить, что ни опыта в организации народного просвещения, ни разработанной педагогической теории не было. К тому же в такой громадной, многонациональной и неравномерно развитой стране, как Россия, естественно возникало множество сложностей.

Развитие образования во время царствования Екатерины Великой условно можно разделить на два периода:

Первый, 1755- 1782 гг. характеризуется развитием просветительских педагогических идей, возрастающей ролью Московского университета, осознанием необходимости государственной системы народного образования, реформами учебных заведений.

Второй, начинается школьной реформой 1782-1786 гг. – первой попыткой создания государственной системы народного образования. Заканчивается этот период школьной реформой 1804 г.

Итак, первый период связан с осуществлением и развитием в деятельности Московского университета основных положений М. В. Ломоносова, что имело принципиальное значение не только для русской педагогики, но и для русской культуры в целом /12/.

Московский университет возник в период подъема общественной мысли, когда складывалось русское Просвещение. С полным правом, первыми русскими просветителями можно назвать М. В. Ломоносова и большинство его учеников. Новые педагогические идеи развиваются под влиянием идей Просвещения. Тем более что в системе общественных воззрений просветителей проблемы воспитания и образования занимали ведущие позиции.

В 60-80 гг. в России расцветает публицистика, и в журналах начинают печататься статьи по проблемам образования и воспитания, при чем не только в учебных заведениях, но и в семье. Появилась даже статья о самовоспитании.

В это же время в нашем отечестве усиливается интерес к западноевропейской педагогической мысли. Профессор Московского университета Н. Поповский переводит сочинение виднейшего английского просветителя и философа Д. Локка «О воспитании детей…». Идеи Локка, направленные против средневековой педагогики, основой которой являлся принцип устрашения ребенка, подавления его личности, были очень близки русским просветителям.

Русская педагогическая мысль развивалась и под влиянием идей Ж. Ж. Руссо. Требование «естественного воспитания», которое раскрывает, а не извращает добрые природные свойства личности, беспощадная критика средневековой морали, все это находило отклик в сердцах русских педагогов. Знакомы были русские просветители и с педагогическими высказываниями Я. А. Каменского. Эти педагогические размышления способствовали тому, что русские просветители-гуманисты начали выступать за гармоническое развитие человеческой личности путем воспитания, основанного не на подавлении личности ребенка, а на уважении к ней.

Идеи просвещения становятся наиболее привлекательными для передовых людей того времени. И. И. Бецким, Н. И. Новиковым высказываются мысли о воспитании и образовании «новых людей» и «полезных граждан». Сама Екатерина разделяет эти воззрения.

Екатерина II и те, кто по ее поручению занимался проблемами образования, были «детьми века Просвещения». Им казалось, что если с младых ногтей правильно воспитывать человека, то можно создать «новую породу людей». Это будут просвещенные, гуманные дворяне, купцы, промышленники и ремесленники. Просвещенные дворяне стали бы

по-отечески заботиться о своих крепостных, не озлобляя их излишней жестокостью, а купцы, промышленники и ремесленники прилежно бы трудились. Разумеется, они должны быть всецело преданы престолу и не склонны к «вредным умствованиям». Управлять такими подданными просвещенному монарху было бы спокойно и приятно. Монарх должен господствовать не только над телами, но и над душами и умами подданных.

Поэтому в 60-70 годах была сделана попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений, в которой могли бы реализоваться эти мечты. Осуществление задуманного Екатерина поручила Ивану Ивановичу Бецкому (1704-1795). Бецкой был известным педагогом и общественным деятелем эпохи. Сын фельдмаршала, князя И. Ю. Трубецкого, И. И. Бецкой родился в Стокгольме, где его отец был в плену. Будучи внебрачным ребенком, он унаследовал сокращенную, без первого слога, отцовскую фамилию. В царствование Елизаветы Петровны служил в коллегии иностранных дел. Получив отставку, пятнадцать лет провел заграницей, где познакомился с французскими просветителями – Дидро, Руссо, Гримом. Вернувшись в Россию, в 1761 году представил проект реформы народного образования, который в 1764 г. был одобрен Екатериной. И. И. Бецкой представил «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором ставил грандиозную задачу: «преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение…». Он полагал, что «самые мудрые законы без добрых нравов не сделают государство счастливым, и что нравы должны быть впечатлеваемы на заре жизни». В своей программе он перечислил добродетели, которые следовало воспитывать в детях: веру в Бога, благонравие, дружелюбие, бережливость, опрятность, терпение и т. п. Реформатор поощряет детскую резвость, живость, охоту к забавам и играм, считая, что это «есть главное средство к умножению здоровья и укреплению телесного сложения».



Дать правильное воспитание, по мнению Бецкого, можно, изолировав детей от пагубного влияния общества. Предусматривалось создание закрытых «воспитательных училищ», куда поступали бы дети не старше 5-6 лет, пока они еще не испорчены дурным влиянием и неправильным воспитанием. Находясь в училище до 18-20 лет, они должны встречаться даже с ближайшими родственниками только по определенным дням и в присутствии воспитателей. Бецкой разработал целую систему игр и занятий, чтобы «упражнять детей в различных мастерствах и рукоделиях».

В его проекте строго проводился сословный принцип. Дворянские дети должны учиться в кадетских корпусах и «училищах для благородных девиц», а разночинцы - в училище при Академии художеств и воспитательных домах во всех губерниях.

Выйдя из училища, разночинцы должны были составить новое сословие – «третий степень людей» - ученых, художников, ремесленников, учителей, врачей. Первые две «степени» – дворяне и крестьяне. Об образовании крестьянских детей речь вообще не шла, крепостных ни в одно училище не принимали.

Согласно проекту, по инициативе И. И. Бецкого, были открыты: училище при Академии художеств; воспитательные дома для сирот и «безродных» младенцев в Петербурге и Москве; Общество двухсот благородных девиц с отделением для мещанских девиц – в Петербурге; коммерческое училище и кадетские корпуса, реорганизован Сухопутный шляхетный корпус /13 А/.

Для всех училищ Бецкой разработал уставы, в которых высказано немало гуманных и новых для своего времени педагогических идей. Уставы училищ утверждались императрицей и неоднократно публиковались, что способствовало распространению новых взглядов на воспитание и образование. К сожалению, действительность показала, что сочинять уставы и проекты гораздо проще, чем создавать на практике учебные учреждения. Благие намерения Бецкого разбивались о неумение, невежество, недобросовестность многих воспитателей.

Смольный институт

Однако среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имеет особое значение в истории русского просвещения. Это Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), которое положило начало женскому среднему образованию в России.

Мысль о том, что женщинам тоже необходимо образование очень медленно проникала в сознание людей XVIII века. В «высшем свете», как правило, ограничивались элементарным обучением грамоте, дочерей учили французскому языку, танцам, хорошим манерам. Серьезным образованием владели немногие женщины того времени. Княгиня Е. Р. Дашкова – будущий президент Российской академии наук – писала: «Смело могу утверждать, что кроме меня и великой княгини (будущей императрицы Екатерины II – М. Л .) в то время не было женщин, занимавшихся серьезным чтением» /14/.

Бецкой считал, что государство должно взять на себя воспитание «юношества обоего пола», так как правильно воспитанные матери будут воспитывать «новую породу людей». Кроме того, благодаря подобным учебно-воспитательным учреждениям, можно было помочь небогатым дворянам в воспитании дочерей, а из девиц мещанского сословия подготовить гувернанток, учительниц, рукодельниц.

В 1764 г. в Петербурге открылось первое женское дворянское учебное заведение – женский воспитательный институт, (его называли Смольным по имени монастыря, рядом с которым он был расположен) или Императорское воспитательное общество благородных девиц. В него принимали девочек из семей потомственных дворян. Курс обучения был рассчитан на 12 лет и начинался с 6-летнего возраста. Институт являлся закрытым учебным заведением на 200 учащихся.

В указе, разосланном по всей стране говорилось, что каждый дворянин мог «дочерей своих в младенческих летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию», однако на это приглашение никто из провинциальных дворян не откликнулся. Первый курс набрали исключительно из девочек знатных петербургских фамилий. Позже в институт стали принимать в основном небогатых дворянок, это было особым отличием, привилегией. Иногда туда попадали девушки из знатных семей, как правило, это были сироты. Если какой-нибудь заслуженный генерал погибал на поле сражения, то императрица из милости могла зачислить его дочь в институт.

Все обучение длилось девять лет. В институт брали маленьких девочек шести-семи лет, и в течение девяти лет, они, как правило, не видели дома. Родители, жившие в Петербурге, могли посещать детей, но посещения эти строго ограничивались. А небогатые родители девочек из провинции из-за дороговизны поездки в Петербург чаще всего этого сделать не могли.

Ученицы делились на четыре возрастные группы (позже – три), по 3 года в каждой, и в каждом «возрасте» барышни носили платья определенного цвета. Девочки 6-9 лет одевались в светло-серые платья. Они изучали закон Божий, русский, французский, немецкий и итальянский языки, арифметику, рисование, танцы и рукоделие. Девочки 9-12 лет носили коричневые платья с белыми коленкоровыми передниками (их называли «кофейные»). Кроме перечисленных предметов они изучали историю, географию и домоводство. Смолянки 12-15 лет одевались в платья голубого цвета и носили прозвище «голубые» или «отчаянные». В силу переходного возраста они безобразничали, дразнили младших, не делали уроков. «Голубые» дополнительно занимались словесными науками, в том числе «стихотворством», а так же физикой, архитектурой и геральдикой. Девушки 15-18 лет ходили на занятия в зеленых платьях, но назывались «белыми» из-за того, что у них были белые бальные платья. Этим девочкам разрешалось устраивать в институте балы, где они танцевали друг с другом («шерочка с машерочкой»), а в особых случаях на бал приглашалось ограниченное число придворных кавалеров. На уроках «белые» повторяли пройденное и усиленно занимались домоводством, рукоделием и счетоводством.

В уставе общества было сформировано, в чем состоит «совершенное молодых девиц воспитание». Это христианское благочестие, повиновение начальствующим, учтивость, кротость, чистое, к добру склонное сердце, приличная благородным особам скромность и великодушие.

Цель воспитания по системе Бецкого – изгонять зародыши гордости и самомнения: «дабы не думали никогда, что уже совершенны, старались они час от часу лучше быть» /15/.

Особое внимание в воспитании девочек уделялось физическому развитию. Ученицы много времени проводили на свежем воздухе. Девочки играли в подвижные игры, закалялись. По воспоминаниям одной из выпускниц, зимой в дортуарах было холодно, а в воде для умывания плавали льдинки. Пища была простая, исключалось острое и пряное.

В Смольном институте не допускались телесные наказания. Наказывали лишением прогулки с другими детьми, стоянием на одном месте, лишением завтрака или обеда (лишать ужина запрещалось).

Много внимания уделялось, как мы бы сейчас сказали, эстетическому воспитанию. Смолянки ставили домашние спектакли, оперетты, балеты. Считалось, что для воспитания светской девушки театр может сыграть важную формирующую роль. Екатерина II приказала поставить детский театр на широкую ногу: для этих спектаклей писала и сама императрица, и лучшие литераторы того времени, костюмы для спектаклей и концертов шили портные придворного театра, декорации писали тоже придворные мастера. Ведущие балетмейстеры и драматические актеры готовили воспитанниц к спектаклям. Не мудрено, что оторванные от своих семей девочки увлекались театром и играли очень хорошо. Наиболее способные девочки выступали в Эрмитажном театре. Г. Р. Державин писал о смолянках:

Пеньем душу восхищали,

А красотою всех сердца…

Воспитательному обществу благородных девиц и Екатерина II, и Бецкой уделяли на много больше внимания, чем другим общественным заведениям. На него были отпущены большие средства. И. И. Бецкой часто бывал в Смольном, устаивал прогулки по Летнему саду, поездки в Царское Село. Посещала Смольный и императрица.

Первый выпуск смолянок состоялся в 1773 г. Их торжественно, с музыкой повезли на прогулку в Эрмитажный сад, где собралась избранная публика. Лучшие воспитанницы по окончанию института получили шифр (это украшенная бриллиантами монограмма императрицы) и могли стать фрейлинами, что для бедной дворянки было очень важно.

В 1765 г. на следующий год после открытия Смольного института было основано «Особливое училище при Воскресенском Новодевичьем монастыре для малолетних девушек» - закрытое женское учебное заведение для девочек мещанского сословия на 240 мест. Возраст воспитанниц был от 10-12 до 16-18 лет. Программы воспитания и обучения были такими же, как и у смолянок, но исключалась геральдика, география и история.

По окончании курса обучения девушек старались выдать замуж, если находились «достойные их состоянию женихи». В 1776 г. Екатерина II пожаловала из казны 100 тыс. рублей для «содержания и снабжения приданым из сих девиц, которыя сей помощи… ниоткуда иметь не могут».

К сожалению, педагогическая система Бецкого себя не оправдала. Из смолянок не получилось «новой породы людей». Они оставались людьми той же «породы», что их отцы и матери. Однако пребывание в закрытом учебном заведении накладывало на воспитанниц Смольного неизгладимый отпечаток. Родителям порой казалось, что их дети совсем другого склада, чем они. Воспитанные в искусственных тепличных условиях, напичканные «возвышенными» идеями, эти девушки в реальной жизни часто были беспомощными и беззащитными. Однако из этих девушек получались отличные жены – разбиравшиеся в домоводстве и домашней экономике, и вместе с тем достаточно образованные. Недаром, у некоторых передовых деятелей культуры жены были выпускницами Смольного института. Смолянками были жены В. В. Капниста, А. Н. Радищева и Н. И. Новикова.

Созданные по проекту И. И. Бецкого воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей, а потребность в образованных людях не переставала расти. Многие дворяне обучали своих детей в частных пансионах, которые принадлежали большей частью французам. В таких пансионах много внимания уделялось шляхетным, т. е. светским наукам, геральдике, танцам, фехтованию, иностранным языкам. Изучение французского языка позволяло учащимся быть в курсе достижений европейской культуры и литературы. Их учили «культурным привычкам», благонравию и пристойному светскому поведению. В 1750-х гг. появились частные пансионы для девочек, а к концу столетия в столице было 28 иностранных вольных, т. е. частных школ.

В 1777 г. в Петербурге были основаны две народные школы для детей «обоего пола» - Екатерининская (32 ученика) и Александровская (93 ученика). Инициатором их создания был русский просветитель Н. И. Новиков. Содержались они за счет издания журнала «Утренний свет». Печатая в своем журнале статьи об этих школах, Новиков приглашал общество принять в них участие с помощью денежных взносов по 40 рублей в год на обучение каждого ученика.

Закрытые училища не могли решить задачи образования и воспитания, требовалась новая реформа народного образования.

В 1782 г. внимание Екатерины привлекла австрийская школьная система. По рекомендации австрийского императора Иосифа II в Россию приехал известный австрийский педагог серб Ф. И. Янкович де Мириево. Он хорошо знал русский язык, исповедовал православие. Для руководства реформой была образована Комиссия об учреждении училищ. Возглавил ее сенатор П. В. Завадовский. В городах должны быть созданы «народные училища» двух типов: главные – в губернских городах и малые – в уездах. Малые училища были двухклассными. Их учебные планы совпадали с учебными планами 1 и 2 классов главных училищ, которые были четырехклассными.

В первых двух классах давали элементарное образование – чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис. В старших классах главных училищ изучали закон Божий, русский язык, арифметику, географию, всеобщую и русскую историю, общую и русскую географию, естественную историю, геометрию, архитектуру, механику. Иностранный язык изучался тот, «какой по соседству каждого наместничества, где главное училище находится, быть может полезнее по употреблению его в общежитии». Так, в южных губерниях изучали греческий язык, а в Иркутске – китайский. Для тех, кто хотел учиться дальше, дополнительно вводился латинский язык.

Екатерина продолжала верить в силу воспитания, поэтому главной целью училищ становится воспитание. Правда, теперь оно не рассматривается, как средство создания новой «породы» людей, а трактуется как «…руководство к закону Божию, к познанию должностей своих и к наблюдению законов и учреждений государства, что воспитанием называется» /16/. Поэтому его главной задачей становится толкование правил для учащихся. Для этого Комиссией создается специальная книга «О должностях человека и гражданина» /17/. Она отвечает задаче направить стремление детей к достижению «истинного благополучия» и помочь им в этом. Истинное благополучие не в богатстве, а в чистой совести, здоровье и довольстве своим состоянием. Для того чтобы их достичь, надо «напоить душу нашу добродетелью», заботиться о здоровье, исполнять свой долг и знать правила хозяйствования.

Впервые эта книга была издана в 1783 году в двух вариантах: для учеников (180 стр.) и для учителей (250 стр.). Книга для учителей носит методический характер. Текст тот же, но к нему прилагаются вопросы, которые учитель должен задавать своим ученикам.

Были изданы и «Правила для учащегося в народных училищах». В «Правилах…» указывалось, что прием в училища бывает дважды в году, в другое время не принимали. Это вносило единообразие в учебный процесс, создавало возможность для введения классно-урочной системы. Еще совсем недавно в учебные заведения учащихся принимали в любое время.

Учились зимой с 8 до 11 часов и после обеда с 14 до 16, а летом – с 7 до 10 и с 14 до 17. Занятия начинались молитвой, которую читал учитель или кто-нибудь из учеников. Мальчики и девочки в классе сидели отдельно, им не разрешалось выходить из школы вместе. Телесные наказания запрещались.

В 1783 г. был издан перевод книги известного австрийского педагога И. И. Фельбигера «Руководство учителям первого и второго класса…», «Руководство» было обработано и адаптировано для русских условий учеником Фельбигера Янковичем.

Впервые русским учителям была предложена методика работы с классом. В одной из глав давалась методика опроса («вопрошания»), кроме того, в книгу была включена методика преподавания отдельных предметов. «Руководство» явилось новым словом в преподавании. Оно содержало немало дельных советов и указаний. Для училищ были изданы специальные учебники, во многих из них содержались методические указания учителям. Часть учебников Янкович составил сам, а для работы над другими привлек талантливых ученых. В частности, одним из наиболее удачных был учебник «Начертание естественной истории» академика В. Ф. Зуева. Естествознание впервые становилось учебным предметом. По учебнику Зуева учились до 1828 г.

Тогда уже становилось очевидным, что успех образования определяется в первую очередь педагогами. Янкович много работал над подготовкой учителей. В 1783 г. В Петербурге было открыть первое Главное народное училище. В него зачислили 35 студентов из Петербургской и Московской духовных семинарий. Из них Янкович стал готовить будущих учителей народных училищ. Курс обучения занимал 4 года. В двух высших классах преподавали адъюнкты и профессора Академии наук, в двух младших – подготовленные семинаристы. При училище имелись научные кабинеты и библиотека, выписывались русские и зарубежные журналы. В 1786 г. от Главного училища отделилась Учительская семинария. В ней были организованы 2 факультета: математический и исторический. Учащиеся одного факультета обязательно изучали сокращенный курс другого.

К 1786 г. были выпущены основные уставы и инструкции, изданы учебники и пособия, подготовлены учителя. В этом же году были открыты училища в 25 губерниях, в которых училось около 10 тыс. детей, а к концу века в 288 народных училищах обучалось более 22 тыс. человек, из них 1,5 тысячи девочек. В народные училища могли поступать дети всех сословий, но они открывались только в больших городах, поэтому крестьянские дети там учиться не могли.

Организация народных училищ – это большой прорыв в области российского образования. Впервые в России была создана система единообразно устроенных учебных заведений, с едиными планами, классно-урочным обучением, единой методикой.

Светская школа в России развивалась в трудных условиях. Честь и слава тем людям, которые в это трудное время сеяли «разумное, доброе, вечное», доказывали необходимость учения для всего народа, разрабатывали педагогическую теорию, методику обучения и воспитания.

На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах бо­лее 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.


В России XVIII существовало 3 типа школ: солдатские школы, закрытые дворянские учебные заведения, духовные семинарии и школы. подготовка специалистов велась и через университеты Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в.


При Елизавете () военно-учебные заведения были реорганизованы. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И. И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. Академия художеств. Во второй половине XVIII века прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. В годах была осуществлена школьная реформа. В 1782 году был утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4 классами, а в уездных городах малые народные училища с 2 классами. Было введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с тыс. учеников. Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и шефом Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким. К средним учебным заведениям в это время относились народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии.




Московский университет Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М. В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И. И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И. И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете. Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. В соответствии с идеями создателя университета образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что "университет создан для генерального обучения разночинцев". Лекции в университете читались на русском языке. Одну: из важнейших задач университета М. В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.



Краткая биография Михаил Васильевич Ломоносов () – русский ученый, химик, физик, художник, поэт. Родился в Денисовке, Архангельская губерния. В биографии Ломоносова грамоте, чтению удалось обучиться еще в детстве. Затем, движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву, где поступает в Славяно-греко- латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна, бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов отправляется учиться в Германию. Для Ломоносова биография тех времен была очень насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости на сочинение стихотворений у Ломоносова остается время. В 1741 году возвращается на родину, с того времени в своей биографии М. Ломоносов назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук. Через 3 года стал профессором химии. Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», многие стихи Ломоносова. Он в 1754 году разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того в биографии Михаила Васильевича Ломоносова был открыт закон сохранения материи, написаны работы по теории цвета, построено множество оптических приборов.



Солдатские школы Солдатские школы общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, от­крытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).


Закрытые дворянские учебные заведения Закрытые дворянские учебные заведения - это частные пансионы, шляхетские корпу­са, институты благородных девиц и т. д. всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства.


Духовные семинарии и школы Их насчитывалось 66, в них обучалось человека. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками грамотности в своих приходах.


Естественные науки М. В. Ломоносов в 1739 году создал Географический департамент, а при Екатерине II составил первый кадастр землепользования. Кроме этого, он предложил идеи о непрерывном изменении лика Земли под влиянием внутренних и внешних сил, о движении воздушных масс, о слоях земных и т. д. Географическая наука получила материалы многих экспедиций, которые позволили издать в 1745 году «Атлас Российской Империи». Геология. В этой области были накоплены богатые материалы о месторождении угля, руды, нефти и т.п. В конце век появились первые геологические карты различных регионов.








Медицина Заметные успехи прослеживаются в развитии медицины. Если во времена Петра I в России существовало единственное медицинское училище, то к концу столетия их стало три. Кроме того, в столице была открыта Медико-хирургическая академия, а при Московском университете – медицинский факультет. Особо остро в России стояла борьба с эпидемиями чумы и оспы. В 1768 г. Екатерина пригласила в Россию английского медика и сама первой сделал прививку от оспы. Оспопрививание того времени (вариоляция) хотя и не избавляло от заболевания, но значительно сокращало число смертельных исходов. Мировое признание получили труды о чуме Д.С. Самойловича, являвшиеся итогом изучения свирепствовавшей в России эпидемии в гг. Его вывод о том, что чума передается не по воздуху а от соприкосновения, имел большое практическое значение, поскольку и позволял наметить эффективные средства борьбы с эпидемией.






Академические экспедиции Пристальным вниманием пользовалось изучение природных ресурсов страны. Систематическое научное исследование природных условий страны, организованное государством, началось уже при Петре I. С этой целью было возобновлена практика организации комплексных экспедиций, обследовавших различные районы России. Шла разведка богатств и европейского центра страны, бассейна Печоры, Якутии и других районов. Всего было отправлено 5 экспедиций, объединенных общей целью и планом. Среди них экспедиция руководимая солдатским сыном академиком И.И. Лепехиным. Её маршрут пролегал от Москвы до Астрахани, а оттуда через Гурьев и Оренбург к горным заводам Урала и берегам Белого моря. Богатый материал собрал профессор Н.Я. Озерецковский, путешествовавший по северу страны и району Ладожского озера. Опубликованные отчеты руководителей экспедиций содержат богатейший материал о флоре и фауне, реках и озерах, рельефе, описание городов и населенных пунктов с их достопримечательностями, экономической характеристикой районов и промышленных предприятий. Огромную научную ценность представляет этнографический материал, в том числе относящийся к народам Севера, Сибири, Кавказа и других районов: сведения об одежде, жилищах обрядах, орудиях труда и т.д. К академическим экспедициям примыкают экспедиции промышленных людей, отправлявшихся осваивать острова Тихого океана, а также берега Америки. Наряду с хозяйственным освоением новых земель и привидением в российское подданство местного населения экспедиции составляли более совершенные карты островов и обстоятельное описание их флоры и фауны. Среди исследователей выдающееся место занимает Г.И.Шелихов, составивший в 80-х гг. XVIII века описание Алеутских островов и организовавший освоение Русской Америки (Аляски).

Реализуя свое представление о просвещении и продолжая осуществлять замысел Петра, Екатерина II придавала первостепенное значение созданию современной европейской системы образования.

Система школьного образования была заимствована ею из Австрии, а воплощать ее был приглашен Янкович де Мириево . Когда в августе 1782 года он прибыл в Петербург, ему было 40 лет. В России он прожил 32 года.

Первым делом Янкович создал в Петербурге и возглавил Учительскую семинарию. За годы ее существования (1782 – 1804) обучение прошли более 400 воспитанников. Впервые в России появились учителя, прошедшие специальную педагогическую подготовку.

Янкович подготовил и издал за пять лет свыше 70 учебников, в том числе 10 собственных: букварь, руководство по чистописанию, катехизис, учебник по российской истории, правила для учащихся и т.п.

В августе 1786 года Екатерина II утверждает важнейший документ всей школьной реформы «Устав народным училищам в Российской Империи». Составителем этого документа был Янкович. В губернских и уездных городах, а также в сельской местности создавались общеобразовательные и доступные для всех школы – народные училища.

Впервые наряду со специальным образованием появляется общее. Создается единая система школьного образования. Согласно уставу учреждались два типа народных училищ: главные (срок обучения 5 лет) и малые (2 года). Занятия в училищах начинались зимой в 8 часов (летом – в 7) утра и продолжались до 11 часов, затем следовал перерыв и с 14 до 16 – снова уроки.

Впервые преподавание велось на русском языке. Именно Янкович придал школе тот вид, который она сохранила, по сути, до сих пор.

Раньше учитель занимался не с классом, а с каждым учеником в отдельности, от того в комнате стояло непрестанное гудение: всяк зубрил свое. Впервые в классной комнате появилась одна большая доска. Впервые стали устраивать перед уроками перекличку с непременным ответом «здесь». Было установлено: кто хочет спросить или ответить, должен поднять левую руку. Из XVIII века пришли к нам и классный журнал, и обязательные экзамены, и каникулы – и все это придумал Янкович.

Помимо государственных в это время существовали и частные учебно-воспитательные заведения, в том числе иностранные, открытые немцами и французами. В 1784 году в Петербурге было 22 иностранных частных пансионов, 4 школы. Общее число учащихся – 500 человек (100 девочек). 17 частных школ в Петербурге были русскими, в них обучалось 159 человек.



Учителя частных школ были обязаны иметь свидетельство о знании наук, которые они намерены преподавать. Руководитель пансиона или школы должен был составить полный план обучения и воспитания.

Помимо общеобразовательных, доступных для всех школ в Петербурге была создана сеть закрытых учебных заведений. Инициатором ее создания был И.И. Бецкой – один из образованнейших людей своего времени. «Добрые или худые нравы каждого человека зависят от доброго или худого воспитания», –утверждал он. По его мнению, семья ничего хорошего не могла дать в воспитании детей, поэтому их надо отгородить «от испорченной среды их родителей», вырастить из них «идеальных людей» по просветительской модели. По разработанным Бецким докладам и уставам в Петербурге были открыты: воспитательный дом для детей сирот и подкидышей; училище при Академии художеств для мальчиков всякого звания, исключая крепостных, с 5 – 6 лет (1764); такое же училище при Академии наук (1765); воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре (1764); Сухопутный шляхетный кадетский корпус (преобразован в закрытое училище в 1766г.) и т.д.



Особое внимание Екатерина II уделяла созданию специальных женских учебных заведений. В 1764 году именным указом императрицы создается Общество благородных девиц в Смольном монастыре(Смольный институт благородных девиц). «Отделение благородных девиц» должно было дать обществу высокоинтеллектуальных женщин; «мещанское отделение» – пополнить «третье сословие» работницами и хозяйками, оно готовило учительниц, воспитательниц (позже преобразовано в Александровский институт).

Это было неслыханное новшество – программа создания гражданок, особенно если вспомнить, что совсем недавно эти гражданки сидели взаперти по теремам и горницам. Реформы Петра и Екатерины открыли путь радикального изменения судьбы женщины во всех сферах жизни. До конца века в институте благородных девиц получили образование 1316 девушек – половина «благородных», половина «мещанок». Можно говорить о явном прогрессе в образовании женщин между началом и концом царствования Екатерины, которое выражалось в появлении «читающих» и даже «пишущих» женщин.

Смольный институт был задуман как учебное заведение с очень широкой перспективой. Учебную программу для него разрабатывал Д. Дидро. Предполагалось, что смолянки будут обучаться, по крайней мере, двум языкам (кроме родного, немецкому и французскому, позже в план был включен итальянский), а также физике, математике, астрономии, экономике, истории, географии, стихотворству, танцам, архитектуре, рисованию, музыке, шитью, вязанию. Учиться в институте считалось почетным. Обучение велось девять лет с 5 – 6-летнего возраста. В течение этих лет ученицы практически не бывали дома.

Принцип замкнутости был положен в основу обучения осознанно: этим стремились отгородить воспитанниц от семьи– носительницы старых, отживших традиций. Много времени уделялось нравственному воспитанию учащихся, которое включало в себя усвоение «светских добродетелей»: кротости, учтивости, скромности и великодушия; физическому воспитанию – соблюдению гигиенических норм, прогулкам на свежем воздухе, здоровой пище.

Видным деятелем в области русской государственной педагогики был Федор Иванович Янкович де Мириево (1741 -1814).

При Екатерине II предпринимается попытка развить просвещение для народа. Система народного образования была заимствована из Австрии, а воплощать ее в России был приглашен в 1782 г. Федор Иванович Янкович - серб по происхождению, знавший русский язык. В том же году была создана комиссия но учреждению народных училищ. Янкович перевел на русский язык разные уставы и инструкции учителям, а также перевел, переделал и издал учебники: «Букварь», «Сокращенный катехизис», «Руководство к арифметике », «Священная история», «Руководство к российскому чистописанию » и др. Он проработал в сфере народного образования России более 20 лет.

Главные теоретические положения своих воззрений на образование изложены Янковичем в «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783), составленном под влиянием педагогики Я. А. Коменского. Вкратце они сводятся к следующим рекомендациям: нужно учить учеников совокупно, т.е. вместе всех разом одному и тому же ; для этого их следует разделять на классы ; когда один ученик читает или отвечает, весь класс следит за отвечающим; книги должны быть у всех одинаковы, и дети время от времени читают все вместе вслух.

Совокупное наставление и чтение реформировали школьное обучение. Прежде каждый ученик учился сам по себе, ему задавались особые уроки, учитель особо прослушивал каждого ученика, у каждого была своя учебная книга. Например, в рязанской цифирной школе в 1727 г. 11 учеников учились счислению, 5 - сложению, 1 - вычитанию, 1 - приемам геометрии, 1 - десятичным дробям и т.п.

Были разработаны методы преподавания.

В «Руководстве» пространно говорилось о тех добродетелях, которыми должен обладать учитель: быть миролюбивым и порядочным, терпеливым, прилежным, иметь постоянную бодрость духа и тела; с учащимися поступать справедливо, быть к ним внимательным. Наказания учащихся могут состоять только в лишении приятных вещей, телесные же наказания запрещаются.

В 1786 г. был утвержден Устав народных училищ, согласно которому учреждались два типа народных училищ - главные (5 лет) и малые (2 года). В каждом губернском городе предполагалось открыть главное, в каждом уездном, а также в селах - малые народные училища.

Причины крайне ограниченного применения широко задуманной системы народного просвещения заключались в том, что средств из государственной казны ассигновано не было, государство взяло в свои руки заведование школами, а расходы на школы предоставило населению. Кроме того, не было педагогического персонала - на всю Россию имелась только одна учительская семинария в Санкт-Петербурге, да и ту вскоре признали ненужной и закрыли. Обязанность подготавливать учителей была возложена на главные училища. Когда же появлялись люди с инициативой и развивали кипучую и разнообразную деятельность, такие как II. И. Новиков, их не только не поощряли, но и засаживали в тюрьму как политически неблагонадежных. Духовенство было малообразованным. Например, в 1786 г. в Казанской епархии 380 церковнослужителей едва могли читать, а другие вообще не умели ни читать, ни писать. Но все-таки духовенство представляло собой сравнительно образованный слой.

Наконец, не следует забывать общую коренную причину, затруднявшую проведение всех просветительских реформ того времени, - отсутствие в обществе осознания необходимости образования и школ. Еще слишком много было людей, убежденных, что школа только отвлекает мальчика от прямого практического дела - от прилавка, от сохи, от ремесла, от завода. Например, козловский купец, смотритель местного училища, находил , что все училища вредны и что их полезно повсеместно закрыть. И многие были закрыты, а в те, что остались, набирали учеников насильно. Так, в Тамбове забирали детей в школу с помощью полиции, в Вятке - также «силою власти».

По этим причинам просветительская реформа шла очень вяло. Учителями становились лица, присланные епархиальным начальством из духовных семинаристов.

Вследствие всех этих причин идеи Янковича не были восприняты современниками, его руководствам не следовали, обучение превратилось в механическое выучивание учебника наизусть.

Несмотря на все недостатки и трудности, к концу XVIII в. в развитии школы наметился прогресс. Хоть и с большим трудом, новые начинания стали проникать в школу, о чем красноречиво свидетельствует нижеследующая таблица.

Статистические данные об учебных заведениях России конца XVIII в. 1

Примечание. Речь идет о народных училищах; данные о сословных, ведомственных учебно-воспитательных заведениях в таблицу не внесены.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие новые тенденции в образовании появились в XVIII в. и каковы причины их возникновения?
  • 2. Какие новые типы школ были созданы и каково их предназначение?
  • 3. Какую роль выполняли Академия наук и университет, академические гимназии?
  • 4. Как способствовала деятельность М. В. Ломоносова развитию образования в России?
  • 5. Каковы заслуги в развитии образования И. И. Бецкого?
  • 6. Каким было первое сословное (для дворян) учебно-воспитательное заведение - кадетский корпус?
  • 7. Как началось развитие женского образования?
  • 8. Что было характерно для народной школы?
  • 9. Работа по группам: составьте по одной из тем перечень педагогических событий и дат и тест для других групп.
  • Кантерев П. Ф. История русской педагогии. С. 255.