Проблемы межнациональных отношений в условиях кризиса союзного государства. Кризис межнациональных отношений в ссср. парад суверенитетов

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР. С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии, и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989) и Молдавской ССР (1990) Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания призедентов бывших союзных республик.12 июня 1990 г. 1 съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н.Ельцин, вице-призедентом-А.В.Руцкой.Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. 4 съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновлённого Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведён всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновлённого Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Августовские события 1991 и их последствия.

Август 1991 года и его последствия. Часть высших руководителей Советского Союза восприняла подготовку подписания нового союзного договора как угрозу существованию единого государства и попыталась его предотвратить.В отсутствие Горбачева в Москве, в ночь на 19 августа, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. К. Пуго и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки конституции 1977 г.; приостановил деятельность оппозиционных партий; запретил проведение митингов и демонстраций; установил контроль над средствами массовой информации; ввел в Москву войска. Утром 20 августа Верховный Совет России выступил с обращением к гражданам республики, в котором расценил действия ГКЧП как государственный переворот, и объявил их незаконными. По призыву президента Ельцина десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг здания Верховного Совета, чтобы предотвратить его штурм войсками. 21 августа начала работу сессия Верховного Совета РСФСР, поддержавшая руководство республики. В тот же день президент СССР Горбачев возвратился из Крыма в Москву, а члены ГКЧП были арестованы.

ИА REX публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с планами введения должности омбудсмена по делам национальностей.

публикует заявление Московского бюро по правам человека в связи с планами введения должности омбудсмена по делам национальностей.

Межнациональные отношения в России претерпевают явный кризис. Происходит это в силу разных причин: различные регионы России развиваются неравномерно, экономическое положение в целом ряде стран СНГ крайне тяжёлое, очень высок уровень безработицы, наряду с крайне низкими зарплатами. В результате резко увеличились миграционные потоки: сотни тысяч и миллионы жителей мигрируют в Россию и по России, где экономическая ситуация всё же получше, в поисках работы. Миграционная политика в России неурегулирована, в стране высочайший уровень коррупции, мигранты лишены элементарных прав, живут в тяжелейших условиях, что частично приводит к их криминализации. В стране огромное число нелегалов. Местное население относится к мигрантам агрессивно, видя в приезжих конкурентов за рабочие места и чуть ли не «оккупантов». А в условиях агрессивной ксенофобии в России, массированной националистической пропаганды в интернете, отношения между разными этническими группами только обостряются, приводя к открытым массовым конфликтам. Любой бытовой эпизод, будь то пьяная разборка в ресторане, или ссора футбольных болельщиков, может разжечь межнациональный конфликт. Частота и масштаб конфликтов возрастает, о чём свидетельствуют события в разных регионах страны.

Для преодоления такого положения необходима реализация целого комплекса мер в самых разных сферах: законодательной, миграционной, образовательной, деятельности местных органов власти.

Планы о введении должности омбудсмена по делам национальностей выдержаны в духе решений последних лет, когда, в дополнение к главному омбудсмену страны и омбудсменам региональным, добавились «функциональные» омбудсмены по ключевым вопросам соблюдения прав человека в разных сферах: по защите детей, по делам бизнеса. Предполагается, что омбудсмен по делам национальностей будет подотчётен непосредственно президенту и будет докладывать ему о межнациональной ситуации в стране.

По словам председателя комитета Государственной думы по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева , на должность уполномоченного по делам национальностей должен быть избран человек, знающий проблемы всех регионов страны, «интернационалист до мозга костей», знающий «менталитет, историю и религию разных народов». Он будет обязан находить пути решения национальных конфликтов в различных регионах, искать индивидуальный подход к возникающим ситуациям, а главное, оперативно реагировать на них: «Совет по делам национальностей можно собрать, скажем, раз в год, тогда как омбудсмен будет всегда иметь доступ к президенту и оперативно реагировать, решать проблему по ходу дела... В рамках своей должности он будет иметь определенную независимость и свободу, а иначе он не сможет давать объективную оценку ситуации... Во многих регионах создаются управления по внутренней политике, отслеживается внутренняя и внешняя миграция, омбудсмену есть с кем и с чем работать. Его аппарат будет представлен и в регионах, люди омбудсмена обязаны реагировать на возникающие конфликты на местах, один он не справится с этой работой из Москвы, у нас огромная страна».

Интересно, что в качестве одной из кандидатур на должность омбудсмена рассматривается сам Сафаралиев (в качестве другого кандидата называют советника президента по национальной культуре Владимира Толстого ), однако сам он утверждает, что не видит себя на этой должности, и в случае подобного предложения откажется.

Как это обычно и бывает в оценках подобных должностей, мнения на счёт их эффективности расходятся. Так, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин сомневается в том, что один человек сможет справиться с такой глобальной проблемой, как межнациональные отношения и в улаживании конфликтов на этой почве: «Когда появляется омбудсмен по вопросам бизнеса или вопросам национальностей, понятно, что этот человек будет всегда крайним... Насколько одному человеку под силу решить проблемы многих национальностей и регулировать те конфликты, которые уже существуют и будут только множиться, это вопрос открытый. Такой человек должен быть очень авторитетным политическим тяжеловесом, который привык выступать третейским судьёй».

В любом случае работа омбудсмену по вопросам межнациональных отношений предстоит архисложная. Об этом свидетельствуют многочисленные конфликты последнего времени, принимающие очень часто межнациональную окраску. Новости о таких конфликтах поступают из самых разных регионов России:

— очередной межнациональный конфликт произошел в Астраханской области — в массовой драке сошлись казахи и чеченцы. Обе стороны что-то не поделили во время посиделок в местном кафе, в итоге — один человек скончался, двое в больнице;

— конфликт между фанатами «Спартака» и молодыми чеченцами на площади у Киевского вокзала в Москве окончился перестрелкой и поножовщиной. Обе стороны применили травматическое и холодное оружие;

— конфликт между жителями кировского пос. Демьяново и выходцами с Северного Кавказа едва не обернулся массовой дракой. По словам представителя МВД, «около 50 местных жителей собрались у пилорамы для выяснения отношений. Пилорама, находящаяся в километре от основного жилья, была оцеплена сотрудниками правоохранительных органов. При попытке прорвать оцепление один из местных жителей нанёс удар металлическим прутом по щиту сотруднику полиции. Для предотвращения нападения двое сотрудников полиции произвели выстрелы в воздух». Противостояние удалось локализовать лишь к вечеру. Однако в последующую ночь сгорел принадлежащий гражданину Азербайджана деревянный дом, оборудованный под кафе-бар, где и возникла ссора, ставшая причиной последующего конфликта. В результате пожара деревянное здание размерами 10×15 м было полностью уничтожено. По предварительной версии, причина пожара — поджог. Напряжение в посёлке удалось снять лишь ценой больших усилий. И хотя губернатор Кировской области Никита Белых заявил, что в причинах конфликта между жителями пос. Демьяново с несколькими десятками уроженцев Кавказа нет национальной подоплёки, для жителей очевидной является именно эта версия;

— в Кисловодске произошёл конфликт на почве бытовой ссоры. Она началась с кражи у одного из торговцев в кисловодском парке. В последовавшей драке участвовали представители разных национальностей. В результате драки погибли два человека;

— в одном из поселков Выборгского района силы правопорядка с трудом предотвратили серьёзный межнациональный конфликт. Там местное население ополчилось на гастарбайтеров-азиатов, работающих на здешней птицефабрике — как выяснилось, нелегально. Жители долго терпели и то, что ради чужаков их «выдавливают» с фабрики, и то, что мигранты начали устанавливать здесь свои порядки. Но после того как была жестоко избита и изнасилована 45-летняя местная жительница, в поселке стал назревать общественный бунт. Жители собрались на стихийный митинг с требованием проверить соблюдение миграционного законодательства, а также взять на контроль уголовное дело об изнасиловании. Правоохранители оперативно задержали подозреваемого в этом преступлении — им оказался ранее судимый 30-летний уроженец Узбекистана Санжар Рустамов, живший в Ленобласти без регистрации. Он уже признался в содеянном. Заодно силовики задержали несколько десятков нелегальных мигрантов на местной птицефабрике.

Наконец, ещё одно тревожное сообщение пришло на днях: массовая драка цыган и русских произошла в Самарской области. В селе Кротовка Кинель-Черкасского района загорелся сарай возле одного из домов, принадлежащих женщине-цыганке. Через некоторое время пламя перекинулось на баню, находящуюся на соседнем участке. Прибывший на место наряд пожарной части приступил к тушению пожара, начав с бани. Из-за этого между семьями, проживающими на соседних участках, разгорелся конфликт, переросший в драку, в ходе которой её участники цыганской национальности произвели несколько выстрелов из травматического оружия. По информации местного агентства «Регион Самара», в драке, завязавшейся после пожара, участвовали 250 человек. По словам местного жителя, цыгане пошли в атаку с палками, арматурой, кирпичами и огнестрельным оружием в руках. Остановить массовую бойню удалось после приезда главы цыганской общины и полицейских. В результате конфликта в Кинель-Черкасскую центральную районную больницу были доставлены: женщина с ушибом губы и в состоянии алкогольного опьянения; мужчина с огнестрельным ранением из травматического оружия; начальник пожарной части, приехавшей тушить возгорание, с диагнозами «ушиб грудной клетки» и «ушиб голеностопного сустава».

Хотя в ходе проверки выяснено, что межнационального конфликта в данном происшествии не усматривается, эта история ещё раз свидетельствует, как из-за порой самых абсурдных поводов может возникнуть очень опасный конфликт с видимой межнациональной окраской.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод : «Все эти события, и, главное, их возрастающее количество, вселяют большую тревогу. В такой многонациональной стране, как наша, с её непростым социально-экономическим положением, могут возникать бесчисленные конфликты по самым разным поводам. А каждый такой конфликт может обернуться большой кровью. И омбудсмену по делам национальностей придётся оперативно искать решения во всех этих случаях».

Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60-70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о "сплоченной семье братских народов" и созданной в СССР новой исторической общности - "советском народе" - очередными мифами "развитого социализма".

С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению "социалистической законности" и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось "умиротворить" лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987-1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа).

Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной "пакта Риббентропа- Молотова" состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала "тихой" массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.

Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к-КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. , В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.
Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного "малодержавия", их национальное движение носило как бы оборонительный характер.

Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев.

На рубеже 80-90-х гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки, транспортное сообщение и т. п.

Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16), На основании положительных результатов всенародного голосования состоялась встреча с руководителями России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, которая завершилась подписанием "Заявления 9 + I", в котором декларировались принципы нового Союзного договора. Однако процесс формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем.

Проблема межнациональных отношений в нашем государстве стоит на особом счету, что естественно делает ее очень актуальной для нашего региона с его спецификой и особенностями в виде проживания различных народов исповедующих различные религии. В последнее время в средствах массовой информации и сетях интернет публикуются различные материалы по данной тематике. Недавно вышел в свет сборник научных работ по результатам работы конференции в одном Высшем учебном заведении Ставропольского края. В одной из работ автором которой является Туфанов, рассмотрены вопросы: веротерпимости, национализма и межнациональных отношений на Кавказе.

Так по мнению автора проблема толерантности и веротерпимости - самая острая, сложная и подвергаемая огласке особенно во многонациональных регионах, каким и является Северный Кавказ (здесь проживает более 50 этнических групп). На данную тему повсеместно ведутся споры, высказывается множество мнений на всех социальных уровнях: как на высшем, государственном, так и среди простых граждан.

Людей всех возрастов увлекают беседы, касающиеся толерантности и веротерпимости, национализма и межнациональных отношений на Кавказе, а как известно, сколько людей – столько и мнений. Одни придерживаются мирных позиций и выступают за братские отношения и дружбу народов, живущих на данной территории. Другие же поддерживают крайне националистские позиции, которые порой доходят до нацизма и ксенофобии.

К последним относятся лидеры различных движений, как исламских, так и славянских. Межэтнические и межнациональные конфликты - это очень серьёзная задача, которой сегодня занимаются и спецслужбы очень многих западных стран, и просто провокаторы. А основная масса их сторонников – молодежь. Это и является самым страшным в подобных течениях, ведь молодые люди – это надежда народа, а юноши и девушки с «затуманенным» разумом и неправильным отношением к другим нациям вряд ли смогут сохранить мир и единство в нашем регионе в будущем.

Многие из крайне настроенных людей попросту не знают истории России, Кавказа, истинного смысла текстов Корана и Библии, что безусловно на руку тем, кто стоит за подобными движениями. Поэтому, по моему мнению, первое, чем нужно заняться – это просвещение молодежи именно в этническом направлении с ранних лет. Люди, знающие традиции, их смысл и историю возникновения будут ценить как свою, так и чужую культуры. А значит, и друг друга. Ведь нигде мы не найдем такого разнообразия обычаев, поверий и прочего культурного достояния, как здесь - во многонациональном Северном Кавказе.

Зачастую межнациональная рознь базируется на религии. На этот счет все религиозные деятели Кавказа, как православные, так и мусульмане, имеют единое мнение: «Миллионы людей по всему миру хотят свободы и процветания для себя и для всего человечества… религия и политика должны служить прочным основанием для мира и диалога между цивилизациями, а не использоваться причиной разногласий и конфликтов. Все мы созданы Единым Создателем, и это обуславливает нашу взаимную ответственность за сохранение священного дара жизни».

Люди должны объединиться не смотря на разную национальную принадлежность, бороться против террористических актов и прочих братоубийственных столкновений в мире и на Кавказе.

Подобными идеи должно проникнуться и руководство нашего региона и Российской Федерации в целом, проводя здесь национальную политику с учетом этнических, культурных и исторических особенностей населения. Так как условия жизни формируют национальное сознание населения – сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских религиозных и прочих взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Понятие «национальное сознание» включает в себя такие элементы, как осознание нацией необходимости своего единства, целостности и сплоченности во имя реализации национальных интересов; понимание необходимости добрососедских отношений с другими социально-этническими общностями; осознанное отношение нации к своим материальным и духовным ценностям.

Как мне кажется, главная задача национальной политики – не притеснить ни один из народов Кавказа, обеспечить население возможностью самовыражаться и следовать обычаям своих предков, не доставляя при этом неудобства представителям других народностей. Тема отношений в регионе, как уже было сказано ранее, поднимается на государственном уровне, где почти у каждого руководителя существует свое мнение практически полностью противоположное друг другу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждый житель Кавказа должен быть заинтересован решением национальной проблемы. Необходимо обеспечить достойные условия жизни в каждом субъекте нашего региона для всех народов на государственном уровне. А так же подтолкнуть молодежь Кавказа к взаимодействию и ведению конструктивного диалога. Люди должны понять необходимость братских отношений и всячески противодействовать конфликтам. Мы должны сохранить Кавказ для следующих поколений.

Киселева Кристина

Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует расхожее утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок (экстенсивное развитие), и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Ладожский многопрофильный техникум»

Доклад по истории

На тему:

«Межнациональный кризис и распад СССР»

Работу выполнила студентка I курса

группы 8по профессии

повар, кондитер

Киселева КристинаСергеевна

Краснодар 2017

1.Введение

2.Обострение межнациональных конфликтов

3.Беловежское соглашение

4.Последствия распада СССР

Заключение

1.Введение

Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует расхожее утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок (экстенсивное развитие), и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

Несомненно, это тема актуальна именно в наше время. Изучив проблемы рассматриваемого периода (конец 50-х - 91гг.), можно выявить причины экономического отставания нашего государства. Поскольку эта тема мало изучена, поэтому взгляды историков расходятся.

Историк А. Г.Механик считает, что в период с 1917 по 1991 гг. происходила не иначе как Великая революция, и все существование Советского государства лишь переходный период к новой российской государственности. М. Головин считает, что именно развал армии привел к развалу СССР. Есть мнение о несовпадении этнополитики и геополитики СССР. Исследованием данной темы занимались такие политики как Э. Баталов, А. Зубов, Т. Камоза, В. Цедербаум-Левицкий и другие.

Цель работы – изучить процесс распада СССР. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Выявить причины распада СССР;

Рассмотреть Беловежское соглашение 1991 года;

Подвести итог распада СССР.

2. Обострение межнациональных конфликтов

В середине 80-х годов состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек - представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера.

Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения ("Рух" на Украине, "Саюдис" в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем ком-партия Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха - территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев - таков быд один из результатов происшедших конфликтов


3. Беловежское соглашение

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом - А. В. Руцкой. Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

В апреле - мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора.

Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения "Демократическая Россия" выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева - в связи с состоянием его здоровья - исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вопий вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр B. C. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур.

ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконститупионный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств - России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода развития в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эта задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживающим его демократическим силам.

4. Последствия распада СССР

Можно выделить несколько последствий распада СССР:

1. В политической сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

2. Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

3. Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов миграции последних десяти лет составляет около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.

4. Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс "разделенной нации". Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.

5. Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный - на несколько десятилетий - процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать - желательно политическими методами.

6. Возникла проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало. Новые государства столкнулись с рядом сложных приграничных вопросов.

7. В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения относительно уменьшилась.

Заключение

Распад СССР являлся следствием ошибок в правящей среде. На протяжении всей истории советского государства делались попытки либерализации «системы», однако все реформы имели незаконченный характер.

В обществе шло прогрессирующее отчуждение народа от власти. Власть повисла в воздухе, у нее не было социальной опоры.

Подавляюще большинство ресурсов направлялось на развитие ВПК – военно-промышленного комплекса. Хотя необходимо было развивать наукоемкие производства, осуществлять вложения в область компьютерных технологий. Вместо этого же происходило непомерное развитие тяжелой промышленности.

1985 год – избрание М. С.Горбачева – провозглашение руководством КПСС курса на перестройку – время великих перемен, масштаб которых справедливо сопоставляют с такими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 г. в России. Однако носила она затяжной, мучительный характер и завершилась, фактически исчерпав себя, обнажив тот факт, что тоталитарная система не поддается реформированию.

Список используемой литературы

Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России 1917-2014.

Верт Н. История советского государства 1900-1995.- М.: Прогресс-академия, 2014.

Гумилёв Л. Н. От Руси к России. – М.: Прогресс, 2013.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России. ХХ век. - М.: Новый учебник, 2015.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, ХХ век. – М., 2015.

Дмитренко В. П., Есаков В. П., Шестаков В. А. История отечества. ХХ век. – М.: Дрофа. 20014.

Долуцкий И. И. Отечественная история. ХХ век. - М.: Мнемозина, 2014.

Зуев М. Н. История России. - М.: Просвещение, 2015.

История России XX - начала XXI в./под. ред. Милова Л. В. – М.: Наука. 2016.

Кириллов В. В. Отечественная история ХХ века в таблицах и диаграммах: В помощь старшекласснику и абитуриенту. - М.: Дом педагогики, 2013.

Личман Б. В. История России. – М., 2014.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Неоргиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. – М.: Проспект, 2014.

Отечественная история. Учебник для вузов/ под ред. Проф. Ш. М. Мунчаева. - М.: Наука, 2013.

Платонов С. Ф. Курс лекций по русской истории. - М., 2012.

Пушкарёв С. Т. Обзор русской истории. - М., 2014.