Ревизор описание чиновников. Чиновники в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор

Николай Васильевич Гоголь дал в комедии “Ревизор” широкую картину чиновничье-бюрократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни.

Это раскрыто в образах помещиков Бобчинского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок. Но более всего характеризуют быт и нравы этого города его чиновники.

Описывая чиновников, Н. В, Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренившимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии “Ревизор”.

Во главе всех стоит городничий. Мы видим, что он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудренный жизненным и служебным опытом, он “обманывал мошенников над мошенниками”. Городничий – убежденный взяточник: “Это уж так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят”. Он постоянно присваивает себе казенные деньги. Цель стремлений этого чиновника – “со временем… влезть в генералы”. А в общении с подчиненными он груб и деспотичен. “Что, самоварники, аршинники…”, – обращается он к ним. Совсем по-другому этот человек говорит с начальством: заискивающе, почтительно. На примере городничего Гоголь показывает нам такие типичные черты российского чиновничества, как взяточничество, чинопочитание.

Групповой портрет типичного николаевского чиновника хорошо дополняет судья Ляпкин-Тяпкин. Уже одна его фамилия говорит об отношении этого чиновника к своей службе. Именно такие люди и исповедуют принцип “закон, что дышло”. Ляпкин-Тяпкин – представитель выборной власти (“избран судьей по воле дворянства”). Поэтому он держится свободно даже с городничим, позволяет себе оспаривать его. Поскольку этот человек прочел за свою жизнь 5-6 книг, он считается “вольнодумцем и образованным”. Эта деталь подчеркивает невежество чиновников, их низкий уровень образования.

Еще мы узнаем про Ляпкина-Тяпкина, что он увлекается охотой, поэтому взятки берет борзыми щенками. Делами же он совсем не занимается, и в суде царит беспорядок.

О полном равнодушии к государственной службе состоящих на ней людей говорит в комедии и образ попечителя богоугодных заведений Земляники, “человекатолстого, но плута тонкого”. В подведомственной ему больнице больные мрут как мухи, врач “по-русски ни слова не знает”. Земляника же тем временем рассуждает: “Человек простой; если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Как типичному представителю чиновничества, ему также свойственно низкопоклонство перед вышестоящими и готовность донести на своих сослуживцев, что он и делает, когда приезжает Хлестаков.

Трепет перед начальством испытывает и смотритель уездных училищ Лука Лукич Хлопов, до смерти запуганный человек. “Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул”, – говорит он. А почтмейстер Шпекин не нашел себе лучшего занятия, как вскрывать письма. Об ограниченности этого “простодушного до наивности” человека говорит то, что именно из чужих писем он черпает свои познания о жизни.

Наверное, групповой портрет российского чиновничества 30-х годов XIX века не был бы полным без такого яркого персонажа комедии, как Хлестаков, которого принимают за тайного ревизора. Как пишет Гоголь, это “один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует безо всякого соображения”. Значимость в комедии образа Хлестакова еще и в том, что он не принадлежит к кругу провинциального чиновничества. Но, как мы видим, петербургский служащий по уровню своей образованности, нравственным качествам ничуть не выше остальных персонажей комедии. Это говорит об обобщающем характере изображенных в комедии чиновников – таковы они по всей России.

Наверняка почти каждый из них, подобно Хлестакову, стремится “сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена”. И при этом “лжет с чувством” и “в глазах его выражается наслаждение, полученное им от этого”. Испытываемый же чиновниками города всеобщий страх, на котором и держится действие в комедии, не позволяет городничему и его подчиненным увидеть, кто же Хлестаков на самом деле. Поэтому они и верят в его вранье.

Все эти персонажи комедии создают обобщенный облик чиновничества, управлявшего Россией в те годы. Правдивое их изображение Николаем Васильевичем Гоголем позволило сказать В. Г, Белинскому, что чиновничество – это “корпорация разных служебных воров и грабителей”.

(No Ratings Yet)

  1. Сюжет комедии “Ревизор”, как и сюжет бессмертной поэмыМертвые души”, был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо...
  2. Николай Васильевич Гоголь всем сердцем любил Россию и не мог оставаться в стороне, наблюдая, как она погрязла в болоте продажного чиновничества. Он создает два весьма значительных произведения, отображающих неблаговидную реальность...
  3. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих действительное состояние страны. Одним...
  4. Появление комедии “Ревизор” в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня....
  5. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии:...
  6. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Огромное художественное достоинство комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” заключается в типичности ее образов. Он сам высказал мысль, что “оригиналы” большинства персонажей...
  7. Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Свою комедию “Ревизор” Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают...
  8. “Смех – благородное лицо” в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Разъясняя смысл “Ревизора”, Н. В. Гоголь указал на роль смеха: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в...
  9. РЕВИЗОР Идейно-художественное своеобразие Комедии “Ревизор” Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы:...
  10. Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о жизни в Петербурге (“Ревизор” Н. В. Гоголя)? Выполняя задание, опишите характер поведения Хлестакова с чиновниками, его желание извлечь максимальную выгоду из создавшейся ситуации. Вспомните...
  11. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ (по повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”) 1 вариант Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – эпическое повествование о славном героическом прошлом украинского казачества, его...
  12. Русская литература 1-й половины XIX века Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию “Ревизор” “немой сценой”? Гениальная гоголевская комедия написана в Петербурге осенью 1835 года – зимой и весной 1836 года....
  13. В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, “душевной” атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах,...
  14. С самого начала писательской деятельности Гоголь мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким...
  15. 1835 год стал переломным в творчестве Николая Васильевича Гоголя. Вместе с “Миргородом” создавалось первое из “Петербургских повестей”, которое считается Вершиной малой прозы Гоголя. “Портрет”, “Нос”, “Записки сумасшедшего” открывали новейшую реальность...
  16. Замысел “Мертвых душ” возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: “Боже, как грустна наша Россия!”. В 1842 году поэма...
  17. Русская литература 1-й половины XIX века Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать...
  18. Выдающийся русский драматург и дипломат, поэт и композитор настоящий русский дворянин Александр Сергеевич Грибоедов вернувшись из заграничной командировки в 1816 году, был приглашен на один из аристократических вечеров. Жеманство, лицемерие...
  19. Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”? (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Они жили в самом начале XIX века… Рылеев,...
  20. “Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений в русской литературе. Это блестящий пример тесной связи литературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль...
  21. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841 г.) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые выходят к масштабным художественным обобщениям, к коренным проблемам человеческой жизни. В омертвении душ персонажей Гоголь...
  22. КЛАССИКА А. С. ГРИБОЕДОВ ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА НАЗВАНИЕМ КОМЕДИИ “ГОРЕ ОТ УМА” А. С. ГРИБОЕДОВА Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” носит необычное, интригующее, прямо-таки из ряда вон выходящее...
  23. Великий русский критик В. Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, “чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением жизни”. Именно таким писателем, потрясающим...
  24. Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, – срывает у тебя камер-юнкер или генерал. Н. В. Гоголь... Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова...
  25. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” – выдающееся произведение русской литературы XIX века. К сожалению, нам не известно, когда точно началась работа над комедией. Исследователи называют и 1816, и...
ГРУППОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧИНОВНИКОВ (по комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”)

При рассмотрение поведения, языка чиновников, их реакции па приезд “ревизора” дает отчетливое представление об основных ярко выраженных чертах их характеров. Важно отметить отношение чиновников к городничему. На первый взгляд, между ними приятельские отношения: ведь они вместе участвуют в служебных злоупотреблениях. Судья даже приглашает его к себе, а Лука Лукич играет с ним в карты. Нона самом деле отношения чиновников к городничему совсем иные, и с целью показать это Гоголь вводит реплики “в сторону”, в которых чиновники выражают свои истинные чувства к городничему. Это двуличное отношение к городничему отчетливее всего видно в поведении и словах Земляники. Когда городничий в действии характеризует себя как ревностного и добросовестного служаку, Артемий Филиппович не может удержаться, чтобы не сказать про себя: “Эка, бездельник, как расписывает! дал же бог такой дар!”
В V действии, когда в доме городничего отмечают неожиданное счастье, одним из первых (вслед за судьей) появляется с поздравлениями Земляника. На реплику Луки Лукича о том, что сама “судьба уж так вела” городничего, Земляника подобострастно поправляет его: “Не судьба, батюшка, судьба – индейка; заслуги привели к тому”, а словами “в сторону” целиком выдает себя: “Этакой свинье лезет всегда в рот счастье”. То же и несколько дальше. С одной стороны, репликой “в сторону” Земляника выражает явно неприязненное отношение к городничему: “уж и в генералы лезет! Чего доброго, может и будет генералом. Ведь у пего важности, лукавый не взял бы его, довольно”, а с другой стороны, он туг же заискивающе обращается к нему: “Тогда, Антон Антонович, и нас не позабудьте”.
Так, Земляника чрезвычайно двуличен в отношении к городничему: в глаза лебезит, подхалимствует, за глаза (“в сторону”) выражает неприкрытое презрение, даже приправленное значительной долей брани. То же двуличие отмечаем и у судьи. Он готов “попотчевать” городничего собачонкой, продать ему кобелька или какую-нибудь другую собаку, он приглашает его обедать, первым является поздравить его с “привалившим необыкновенным счастьем” и, подобно Землянике, просит его оказать поддержку в случае, если ему улыбнется генеральский чин: “Если что случится: например, какая-нибудь надобность по делам, не оставьте покровительством”. Но совсем иное он произносит “в сторону”: “Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом. Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло!” и т. д.
Вообще реплики чиновников “в сторону” заключают в себе отрицательную оценку городничего, от этого не свободен даже скромный, боязливый Лука Лукич. Когда городничий говорит Хлестакову о своей неприязни к картам, Лука Лукич не удержался и “в сторону” признается: “у, меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей”.
Обратим внимание на лексическую сторону языка чиновников. Всем этим четырем представителям чиновничьей России свойственна официально-казенная речь, особенно в обращении с начальством. Характерно, что буквально одними и теми же словами они начинают свое представление Хлестакову: “Имею честь представиться”, и заканчивают его: “Не смею долее беспокоить своим присутствием”.
Языку всех четырех чиновников, соприкасающихся с широкими провинциальными низами, свойственна просторечная фразеология и привычные идиоматические выражения. Их больше в речи судьи: “распекает”, “на военную ногу”, “мотает на ус”, “нехорошее дело заварилось”, “попотчевать… собачонкою”. Но их употребляет и почтмейстер: “француз гадит”, “смертельно люблю”, “коротки руки”; и Лука Лукич: “скроил рожу”, “язык в грязь завязнул”, “продал, проклятый язык”; и Земляника: “несет капуста”, “отпустите… хоть душу на покаяние”, “ошеломил”.
Примечательно, что в речи этих чиновников мало иностранных слов: им приходится вращаться преимущественно в провинциальной чиновничьей и мещанской среде.
Вот иностранные слова из их реплик: натура, якобинец (Земляника), министерия (судья), пассажи, эштафета (почтмейстер), выпонтировал (Лука Лукич). Следует заметить еще такие детали речи: солидный судья не прочь иногда вставить в свою речь витиеватое книжное выражение, что объясняется его начитанностью: “высокий посетитель вкусил хлеба”.
Земляника употребляет определения казенно-канцелярского характера: “благоустроенное” государство, общество, “неблагонамеренные” правила, “предосудительное” поведение. Почтмейстер с увлечением передает выдержки из оставленных у себя писем: “жизнь моя, милый друг, течет… в эмпиреях: барышень много, музыка играет, штандарт скачет”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Портрет каждого из городских чиновников в комедии Гоголя “Ревизор” “достойно” завершается в четвертом действии комедии, когда они, собравшись вместе, устраивают визит к лжеревизору Хлестакову. Никто из чиновников честно не несет своей службы и, опасаясь снятия с должности, они пытаются решить Read More ......
  2. В комедии “Ревизор” автор представляет нам целый ряд государственных чиновников, живущих и служащих в небольшом провинциальном городке. Каждый из них занимает свое “достойное” место в этом сатирическом произведении. Никто из городских чиновников честно не несет своей службы. Взять хотя бы Read More ......
  3. Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Гоголь сознательно не указывает точного местонахождения этого городка. В черновых вариантах Read More ......
  4. “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем”, – объяснял замысел своей комедии Гоголь. Изображая злоупотребления в уездном городе N, от которого “хоть три года скачи, никуда не доскачешь”, Read More ......
  5. Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно Мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки Бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому Русскому человеку. Работа над комедией так Read More ......
  6. Сюжет комедии Ревизор, так же как и сюжет бессмертной поэмы Мертвые души, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией настолько Read More ......
  7. Сюжет комедии “Ревизор”, так же как и сюжет бессмертной поэмы “Мертвые души”, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией настолько Read More ......
  8. Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия “Ревизор”, в которой Гоголь Read More ......
Портретная характеристика чиновников в комедии “Ревизор”

Главные герои погрязли в коррупции. Им наплевать на народ и его проблемы. Образы и характеристики чиновников в комедии «Ревизор» являются собирательными. Абсолютно все чиновники того времени были похожи друг на друга. У них схожее мышление и мировоззрение. Гоголю удалось высмеять их пороки, вынести на суд людской. Он искренне верил, что когда-нибудь настанут лучшие времена, и чиновников будут волновать не только собственные интересы, но и интересы простых смертных людей.

Ляпкин-Тяпкин

Судья. Человек высокого мнения о себе. Разговаривает со всеми на равных. Даже с Городничим, который на порядок выше его по социальному статусу. Считает себя дюже умным. При этом за всю жизнь прочел от силы шесть книг.

«Ляпкин-Тяпкин, судья, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову дает вес».

На работу плюет с большой колокольни. Все у него на тяп-ляп. Большой любитель охоты. Взяточник. Берет не деньгами – щенками борзых.

«Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело».

Считает, что это вполне нормально, ведь он никого не обворовывает. Полный бардак на работе. Канцелярия суда превратилась в хлев, где по коридору гуляют не свиньи, а гуси, но сути это не меняет. В уголовных делах, которые вел судья, совершенная неразбериха. Иногда он сам не понимает, где, что и куда записывал.

Земляника

Попечитель богоугодных заведений.

«Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».

«…Совершенная свинья в ермолке».

В его ведомстве хаос аналогичный канцелярии Ляпкина-Тяпкина. Жуткий проныра. Всюду сует нос. Считает, что с помощью лести можно с легкостью добраться до карьерной верхушки. Лебезит и заискивает перед всеми, кроме простых смертных. На них ему точно наплевать. Больные предоставлены сами себе. Разгуливают по больничным коридорам с сигаретами во рту. Лечить их никто не собирается. Земляника действует по принципу:

«Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет…».

Подлый и низкий человек. В достижении целей пойдет на все: подставит коллег, предаст близких.

Сквозник-Дмухановский

Городничий. Образован. Смог подняться с низов и выбиться в люди. Взяточник от рождения. Твердо убежден, что:

«взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка».

Совесть его нисколько не мучила, что городская казна с его помощью была практически опустошена. Оправдывал воровство низким жалованьем. Мечтал стать генералом. Входил в роль генерала, когда общался с подчиненными. Мог позволить себе унизить, наорать, ударить человека. Наглый, дерзкий тип. Достаточно уверен в себе.

Хлопов Лука Лукич

Смотритель училищ. Безалаберный. Как и всем чиновникам на работу ему наплевать.

«Вот и смотритель здешнего училища. Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность: он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно».

Азартен. Труслив. Немеет перед людьми выше его чином.

Хлестаков Иван Александрович

«Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими».

Недовольный жизнью. При этом не предпринимает никаких попыток изменить ее в лучшую сторону. Живет за счет папиных подачек. Повеса. Фантазер, мечтающий жить красиво. Мелкая пешка, сумевшая выбиться в дамки. Азартен до мозга костей. Именно ему удалось одурачить чиновников города N, где его приняли за ревизора. Парень был не промах и сумел по-быстрому вжиться в роль. Назанимав денег в долг, вовремя ретировался из города, оставив всех с носом.

Шпекин Иван Кузьмич

Почтмейстер. Чрезмерно любопытен. Ему доставляет удовольствие изучать чужую переписку. Все возможности для этого есть. Так и время на работе быстрей пролетает за вскрытием почтовых конвертов. Первый узнал правду, что Хлестаков не ревизор, а лишь выдающий себя за него.

Николай Васильевич Гоголь дал в комедии «Ревизор» широкую картину чиновничье-бю-рократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в образах помещиков Бобчин-ского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок. Но более всего характеризуют быт и нравы этого города его чиновники. Описывая чиновников, Н. В, Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренившимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии «Ревизор».

Во главе всех стоит городничий. Мы видим, что он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудренный жизненным и служебным опытом, он «обманывал мошенников над мошенниками». Городничий -убежденный взяточник: «Это уж так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят». Он постоянно присваивает себе казенные деньги. Цель стремлений этого чиновника - «со временем… влезть в генералы». А в общении с подчиненными он груб и деспотичен. «Что, самоварники, аршинники…», – обращается он к ним. Совсем по-другому этот человек говорит с начальством: заискивающе, почтительно. На примере городничего Гоголь показывает нам такие типичные черты российского чиновничества, как взяточничество, чинопочитание.

Групповой портрет типичного николаевского чиновника хорошо дополняет судья Ляпкин-Тяпкин. Уже одна его фамилия говорит об отношении этого чиновника к своей службе. Именно такие люди и исповедуют принцип «закон, что дышло». Ляпкин-Тяпкин - представитель выборной власти («избран судьей по воле дворянства»). Поэтому он держится свободно даже с городничим, позволяет себе оспаривать его. Поскольку этот человек прочел за свою жизнь 5-6 книг, он считается «вольнодумцем и образованным». Эта деталь подчеркивает невежество чиновников, их низкий уровень образования.

Еще мы узнаем про Ляпкина-Тяпкина, что он увлекается охотой, поэтому взятки берет борзыми щенками. Делами же он совсем не занимается, и в суде царит -беспорядок.

О полном равнодушии к государственной службе состоящих на ней людей говорит в комедии и образ попечителя богоугодных заведений Земляники, «человека толстого, но плута тонкого». В подведомственной ему больнице больные мрут как мухи, врач «по-русски ни слова не знает». Земляника же тем временем рассуждает: «Человек простой; если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Как типичному представителю чиновничества, ему также свойственно низкопоклонство перед вышестоящими и готовность донести на своих сослуживцев, что он и делает, когда приезжает Хлестаков.

Трепет перед начальством испытывает и смотритель уездных училищ Лука Лукич Хлопов, до смерти запуганный человек. «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул», - говорит он. А почтмейстер Шпекин не нашел себе лучшего занятия, как вскрывать письма. Об ограниченности этого «простодушного до наивности» человека говорит то, что именно из чужих писем он черпает свои познания о жизни.

Наверное, групповой портрет российского чиновничества 30-х годов XIX века не был бы полным без такого яркого персонажа комедии, как Хлестаков, которого принимают за тайного ревизора. Как пишет Гоголь, это «один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует безо всякого соображения». Значимость в комедии образа Хлестакова еще и в том, что он не принадлежит к кругу провинциального чиновничества. Но, как мы видим, петербургский служащий по уровню своей образованности, нравственным качествам ничуть не выше остальных персонажей комедии. Это говорит об обобщающем характере изображенных в комедии чиновников - таковы они по всей России.

Наверняка почти каждый из них, подобно Хлестакову, стремится «сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена». И при этом «лжет с чувством» и «в глазах его выражается наслаждение, полученное им от этого». Испытываемый же чиновниками города всеобщий страх, на котором и держится действие в комедии, не позволяет городничему и его подчиненным увидеть, кто же Хлестако
в на самом деле. Поэтому они и верят в его вранье.

Все эти персонажи комедии создают обобщенный облик чиновничества, управлявшего Россией в те годы. Правдивое их изображение Николаем Васильевичем Гоголем позволило сказать В. Г, Белинскому, что чиновничество - это «корпорация разных служебных воров и грабителей».

В «Ревизоре» я решился собрать в кучу всё дурное в России, какое я тогда знал…
Н.В.Гоголь

Цели урока: проанализировать, каким виделся уездный город России первой половины 19 века, его обитатели и чиновники Н.В. Гоголю.

Наглядность:

  1. Портрет Н.В. Гоголя
  2. Портреты городничего, судьи, смотрителя училищ, почтмейстера.
  3. Презентация «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Ход урока.

Словарная работа.

Объяснить устно значение следующих слов: драма, комедия, афиша, монолог, диалог, реплика, богоугодное заведение, смотритель училищ,присутственные места, партикулярный, подорожная, приватно, ассигновать, гарниза, профинтить, елистратишка, пентюх, лабардан, департамент, екивок, якобинец, фельдъегерь, постой, амбре, шелкопёр, инкогнито.

Слово учителя.

Тема нашего урока «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Сейчас посмотрите презентацию «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Смотреть приложение)

Дополните описание города примерами из текста.

Вот такая мрачная картина города. Обобщим сказанное и запишем в таблицу, каков этот городок. (Таблица заполняется в течение урока.)

Как живётся в уездном городе людям?

Кого из жителей показал писатель в пьесе?

Проверка домашнего задания.

Были даны индивидуальные домашние задания учащимся. Выписать из текста цитаты, характеризующие жизнь горожан и чиновников города. Цитаты написать на альбомных листочках и во время рассказа о героях повесить листочки на доску.

Больные

«сделайте так, чтоб всё было прилично: колпаки бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов», «такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдёшь», «Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет», Доктор Гибнер «по-русски ни слова не знает»

Солдаты

«не выпускать солдат безо всего: это дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет»

Купцы

«Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай» «мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке». Купцы жалуются на городничего, хотя вместе с ним воруют городскую казну.

Слесарша

Февронья Пошлёпкина «Мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты... По закону нельзя: он женатый»

Унтер-офицерша

«Высек» «два дни сидеть не могла»

Делаем вывод о положении жителей уездного города и записываем в таблицу.

Вывод: жители города бесправны перед чиновниками, свои дела они могут решать только с помощью взяток должностным лицам. Никакой заботы со стороны властей нет, им всё равно «если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, так выздоровеет». Даже купцам несладко живётся, что уж говорить о бедном люде.

Вопрос классу: «Кому живётся в городе хорошо?»

Сообщения учащихся о чиновниках. Ребята делают записи в таблице, дополняя графу об уездном городе и графу о чиновниках. (Сообщения учащихся отредактированы учителем.)

Например, об Антоне Антоновиче Сквозник-Дмухановском, градоправителе. «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, однако ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен... Черты лица его грубы и жёстки, как у всякого, начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души». Перед нами человек бывалый со своим жизненным опытом, хваткой. Он гордится тем, что раньше «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что готовых весь свет обворовать». За ним, как и за другими чиновниками, водятся «грешки». Он знает о взятках подчинённых и говорит: «Не по чину берёшь». Сам ничем не брезгует: ни сукном, ни воском, ни черносливом «что лет уже по семи лежит в бочке». Жульничать за годы службы городничий научился мастерски. «А кто тебе (купцу) помог сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, когда как его и на сто рублей не было?» Деньги, выделенные на церковь, присвоил, а начальству доложил, что церковь сгорела. Его распоряжения поверхностные, чтоб опять же обмануть ревизора. «Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя».

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений. Он, говоря современным языком, отвечает за больницы, приюты. Средства воруются, сам признаётся: «Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несёт такая капуста, что береги только нос». «Лекарств дорогих мы не употребляем». Его фраза о том, что больные у него «все как мухи выздоравливают», лекарь по фамилии Гибнер характеризует положение дел в больнице. Во время «аудиенции» Хлестакова Артемий Филиппович сплетничает, рассказывая о делах и личной жизни чиновников, готов написать на всех донос. «Не прикажете ли, я всё это изложу лучше на бумаге?»

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин – судья. Его городничий называет умным человеком, потому что прочитал пять или шесть книг. Замечания городничего о присутственных местах: «У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусёнками, которые так и шныряют под ногами». «У вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь, и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник... От него (заседателя) такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Признание Аммоса Фёдоровича «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками» говорит о том, что взятка – это норма для чиновников города, только каждый берёт то, что ему нужно. Судья ничего не понимает в своей работе: «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда, а что неправда».

Хлопов Лука Лукич – смотритель училищ. Самая опасная должность, ведь учёность никогда в России не ценилась. «Не приведи бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». Хлопову объявлен выговор за то, что в учебном заведении «вольнолюбивые мысли внушаются юношеству», а это один из учителей «строил рожи» во время объяснения материала, а другой ломал стулья.

Шпекин Иван Кузьмич – почтмейстер. Почтмейстер даже и не скрывает, что он письма вскрывает и читает, не видит в этом преступления. Он делает это «из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслаждением прочтёшь…» Интересные письма он себе оставляет. Это не только приятное времяпровождение, это и исполнение указаний городничего, который советует читать письма. «Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нём какого-нибудь донесения или просто переписки…» Перехватил же он письмо Хлестакова другу Тряпичкину.

Полицейские. В четвёртом явлении первого действия мы узнаём, что полицейский Прохоров мертвецки пьян, спит на участке. В афише пьесы даны фамилии трёх полицейских: Держиморда, Свистунов, Пуговицын. Уже сами фамилии говорят, как они наводят порядок в городе. Городничий даёт распоряжение насчёт Пуговицына: «Квартальный Пуговицын…он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту». Насчёт Держиморды замечает частному приставу: «Да сказать Держиморде, чтобы он не слишком давал воли кулакам своим; он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому и виноватому». Далее Держиморда стоит у дверей «ревизора» Хлестакова и не впускает к нему горожан. Полицейские городка в полном подчинении у городничего и, думается, действуют не по законам государства, а по прихоти главного чиновника города.

Обобщение сказанного о чиновниках.

Назовите черты, характерные для чиновников. Заполните графу таблицы о чиновниках.

Можно ли образы героев комедии рассматривать как точное воспроизведение характеров действительно живших людей?

Какую роль сыграл художественный вымысел в изображении действующих лиц пьесы?

Чиновники города – люди «бывалые», то есть могут легко провести кого угодно, но почему же они боятся очень ревизора?

Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

Николай 1 заявил после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!» В Перми полиция потребовала прекратить спектакль, а городничий в Ростове-на-Дону грозил упрятать актёров в тюрьму. Гоголь писал о постановке комедии: «Действие, произведённое ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня…» Почему возмущались и чего так испугались царь, чиновники и купцы?

Как вы думаете, актуальна ли пьеса в наши дни?

Домашнее задание.

Написать дома изложение с элементами сочинения «Уездный город в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». В заключении изложения ответить на вопрос: «Как вы понимаете эпиграф к пьесе?»

Итоги урока.

Обращаем внимание на эпиграф к уроку. С какой целью писатель показал в комедии «всё дурное в России»?