Римские имена — зеркало древнего общества. Красивые римские имена женские и мужские: список, происхождение и особенности

В Древнем Риме весьма серьезно относились к именам и их значениям. Римляне считали, что в них кроется судьба человека. Они верили, что если недоброжелатель узнает имя, то сможет с помощью магии отнять у человека жизнь. Вот почему рабам было запрещено произносить имя своего господина.

Рим - это один из древнейших городов в мире, он некогда был столицей прославленной Римской империи. Жителей города того времени условно можно разделить на две группы: свободные и рабы. Между тем, каждая из этих групп состояла из множества других более мелких сообществ. Свободные граждане могли быть как коренными жителями Рима, их называют патрициями, так и приезжими из других областей империи - плебеи. Рабы же получали свой статус исходя из происхождения и места службы. Они могли быть частными, общественными, военнопленными, купленными на специальных рынках или родившимися в хозяйском доме. И что самое интересное, римские имена давались в зависимости от статуса человека, его происхождения и принадлежности к генеалогическому древу.

Структура древних римских имен

История возникновения римских имен была довольно запутанной, ведь она складывалась на протяжении многих веков. Окончательно система имен и их присваиваний, которые надолго закрепились в Древнем Риме, были сформированы примерно во II веке н. э. - в самый пик расцвета могущественной Римской Империи.

В те времена римские имена имели четкую структуру, по которой можно было определить, к какому роду принадлежит человек. Причем римляне удостаивали чести давать полные имена только мужчинам, с женщинами дело обстоит иначе. Для полного понимания этих традиций следует изучить разделение более подробно.

Римские имена, мужские и имена жрецов, состояли из трех частей. Эта система немного напоминает нашу современную: первое имя - преномен (личное имя), второе обозначало принадлежность к определенному роду - номен (что-то вроде фамилии) и, наконец, третье имя - когномен, человек получал его благодаря каким-то признакам в своей внешности. Давайте изучим каждый из них более детально.

Происхождение мужских имен

Всего личных мужских имен было немного: их насчитывается не больше 20. Все дело в том, что у римлян была традиция нарекать своих старших сыновей в честь отца. Получается, что все первенцы одного рода носили одинаковые имена. Преномен - это личное имя, которое мальчики получали на девятый день после рождения. Постановлением Сената - главного органа власти в Древнем Риме, в период 200-х годов до н. э. было решено нарекать всех старших сыновей преноменом отца. Вот почему многие императоры носили имена своих прадедов, дедов и отцов. Их дети также продолжали славную традицию и нарекались в честь своих предков неизменными именами. А вот римские имена (женские) давались дочерям с некоторыми изменениями в окончаниях, чтобы указать, что оно принадлежит женщине.

Родовые имена

Очень интересна история происхождения второго имени. Номен - это родовое имя, которое обозначало принадлежность человека к определенному роду. Общее количество родовых имен превышает одну тысячу, если верить римскому энциклопедисту и писателю Марку Варрону. Номены, в отличие от преноменов, никогда не сокращались на письме, исключение составляли только самые известные родовые имена. Например, номен Antonius мог быть записан как Ant. или Anton.

Пожалуй, самым загадочным элементом являются когномены (третьи римские имена) - мужские, которые считались необязательными. То есть они могли отсутствовать у некоторых мужчин. Суть римского имени в данном случае заключается в том, что римлянин получал прозвище за какие-то личные качества в характере или во внешности. Позднее стали возникать новые ответвления в семейном роде, получавшие свои названия в честь когномена своего прародителя. Самые известные - это роды Probus (в переводе - честный, прозвище, полученное за правдивость и беспорочность человека), Rufus (рыжий, очевидно, что оно получено за внешние качества), Severus (беспощадный) и Lucro (чревоугодник).

Красивые имена: римские и греческие

Неудивительно, что римское население по своему составу было неоднородным, ведь в столицу империи съезжались со всех территорий люди разных сословий. На протяжении веков жители смешивались между собой: римляне вступали в браки с греками, в результате появлялись новые имена, которые со временем прочно закрепились в римском обществе. Греческие и римские имена имеют множество сходств, ведь в основе их культуры лежит общая вера в существование античных богов и похожая мифология. Однако, несмотря на эти факты, греческие имена сильно отличаются от римских. Например, греки нарекали своих детей исключительно хорошими именами, имевшими определенный смысл. Они верили, что тогда ребенок получает и покровительство богов. Проследить историю возникновения каждого из них практически невозможно, поэтому считается, что многие древнегреческие имена могут быть и римского происхождения. Вот самые красивые и известные греко-римские имена: Александрос - защитник родины; Андреас - воинственный, храбрый; Архимед - мыслящий, мудрый; Вазилис - царских кровей; Грегорайос - бдительный; Джорджиос - хозяйственный; Дорасеос - дар богов; Иоаннис - добрый; Константиос - сильный, непоколебимый; Никиас, Никон - победоносный.

Женские римские имена: происхождение и особенности

В принципе, общественный строй римлян можно причислить к патриархальным с элементами некоторых поправок в пользу женщин. Дело в том, что положение жительницы Рима определялось социальным статусом ее отца. Если девушка была из знатного и богатого рода, то окружающие относились к ней с уважением. Такая особа обладала относительной свободой: она могли появляться в обществе, имела право на физическую неприкосновенность, т. е. даже муж не мог принудить ее к любви.

И даже несмотря на это, женщин почему-то обделяли личным именем. Их нарекали только родовыми именами отцов, правда, немного изменяя окончание, чтобы получались другие римские имена (женские формы образовывались с помощью окончания -ia). Например, любимицу из дочерей Гая Юлия Цезаря звали Юлией, а старшая дочь Публия Корнелия Сципиона была названа Корнелией. Вот почему у всех женщин одного рода были одинаковые имена, которые различались лишь преноменами.

По традиции, когда в семье рождались другие дочери, к их родовому имени - номену, добавляли и преномен, который определялся в зависимости от ее возраста. Сёстры назывались личным именем в порядке рождения, например, Major называли старшую, Secunda была второй, Tertila - третьей, а Minor - это преномен самой младшей сестры.

Имена замужних женщин

Когда девушка выходила замуж, то к ее имени добавлялся когномен (прозвище) мужа. Все обращались к замужней женщине, называя ее полное имя. Например, Юлия (номен отца - Юлий), выходившая замуж за Тиберия Семпрония Гракха, получала имя Юлия, дочь Юлия, (жена) Гракха.

На письменности также указывали полное имя женщины. Самая известная надпись "Caeciliae, Q(uinti) Cretici f(iliae), Metellae, Crassi (uxori)" высечена на гробнице жены триумвирата Марка Лициния Красса.

Женщины из очень знатных родов, которые выходили замуж за влиятельного человека, имели право наследовать не только родовое имя, но и когномены своих отцов. Например, полное имя супруги полководца Красса было Цецилия Метелла, полученное от отца, которого звали Луций Цецилий Метелл Далматика. Он был военачальником, одержавшим победу над далматами, за что впоследствии получил от Сената свое четвертое имя - агномен.

Архаическая форма рабских имен

Система имен для рабов сформировалась в результате обширного распространения рабовладения: в официальные документы, которые были неизменными атрибутами политического устройства Древнего Рима, необходимо было вносить все имена рабов.

Обычно у рабов были имена греческого происхождения, например, Антигон, Филоник, Деадумен или Эрот. Рабы считались собственностью, поэтому юридически они являлись не субъектами, а объектами, это объясняет их полное бесправие и зависимость от господ. Многие из них получали римские имена, состоящие из преномена господина, номена или когномена отцов и добавочного слова puer (сынок, мальчик).

В Римской Империи судьба рабов была весьма тяжелой, однако это никак не отразилось на их именах: напротив, многие получали прозвища, которые звучали позитивно, например, Felix - счастливый, радостный.

Современные имена

С течением времени имена изменялись под влиянием смены исторических эпох. Большинство древнегреческих имен сохранилось и до наших дней. Правда, многие из них имеют немного другую форму, которая отличается лишь окончаниями. Корень у современных европейских имен и древнегреческих - одинаковый.

Многие римские имена в преобразованном виде до сих пор используются в некоторых странах Европы. Считается, что латынь - язык, на котором писали римляне, вымер. Однако это не совсем так, потому что практически все европейские языки являются продолжателями латыни. Вот полный список римских имен (мужских и женских), которые актуальны и в наши дни:

  • Александр и Александра;
  • Августин и Августина;
  • Аврелий и Альбина;
  • Бенедикт и Бэлла (Belus);
  • Гектор и Гелла;
  • Гаспер и Гермиона;
  • Гоммер и Гея;
  • Димитрий и Дафна;
  • Ипполит и Ирена;
  • Кастор и Кассандра;
  • Лев и Лаида;
  • Майя, Мелисса и Мелани;
  • Нестор и Ника;
  • Пенелопа;
  • Рея и Селена;
  • Тимофей, Тихон и Тия;
  • Феодор, Филипп, Фрида и Флоренс (Флора).

Эти римские имена почти утратили свое изначальное значение, сейчас люди так нарекают своих детей, руководствуясь в основном эстетическими прихотями. Ведь эти имена звучат очень красиво и имеют интересную историю происхождения.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 14 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Римские (латинские) имена

Римские мужские и женские имена и их значение

Мужские имена

Женские имена

Август

Августин

Амадей

Амадеус

Антон

Ануфрий (Онуфрий)

Бонифаций

Бенедикт

Валерий

Валентин

Венедикт

Вивиан

Викентий

Виктор

Виталий

Герман

Дементий

Доминик

Донат

Игнат (Игнатий)

Иннокентий

Ипатий

Капитон

Касьян (Кассиан)

Клавдий

Клим (Климент)

Конкордий

Константин

Констанций

Корнил

Корнилий

Корней

Лавр

Лаврентий

Леонтий

Лука

Лукиан

Максим

Максимиллиан

Марк

Мартин (Мартын)

Меркурий

Модест

Овидий

Павел

Патрикий

Пров

Роман

Северин

Сергей

Силантий

Сильван

Сильвестр

Терентий

Теодор

Устин

Феликс

Флавиан (Флавий)

Флор

Флорентий

Фортунат

Феликс

Цезарь

Эраст

Эмиль

Ювеналий

Юлиан

Юлий

Юстин

Януарий

Августа

Агния

Агнесса

Акулина

Алевтина

Алина

Альбина

Антонина

Аурелия

Астра

Беатриса

Белла

Бенедикта

Валентина

Валерия

Венера

Веста

Вида

Виктория

Виталина

Виргиния

Виринея

Георгина

Глория

Гортензия

Джемма

Джулия

Диана

Доминика

Домна

Иоланта

Калерия

Карина

Капитолина

Клавдия

Клара

Клариса

Климентина

Конкордия

Констанция

Лаура

Лилиана

Лилия

Лола

Любовь

Люсьена

Люция (Лючия)

Маргарита

Марина

Марселина

Матрона

Наталья (Наталия)

Нонна

Павла

Павлина (Паулина)

Римма

Регина

Рената

Роза

Сабина

Сильва

Стелла

Северина

Ульяна

Устина

Фаустина

Флора

Фелицата

Фелиция

Цецилия

Эмилия

Юлиана

Юлия

Юнона

Юстиния

Значение римских (романо-византийских) имен

Римские мужские имена и их значение

Мужские: Август (священный), Антон (римское родовое имя, в греческом языке – вступающий в бой), Валентин (здоровяк), Валерий (силач), Венедикт (благословенный), Викентий (побеждающий), Виктор (победитель), Виталий (жизненный), Дементий (посвещённый богине Дамии), Донат (подарок), Игнат (незнаемый), Иннокентий (невинный), Ипатий (высокий консул), Капитон (головастик), Клавдий (хромоногий), Климент (снисходительный), Константин (постоянный), Корнил (рогатый), Лавр (дерево), Лаврентий (увенчанный лавровым венком), Леонид (львёнок), Леонтий (львиный), Максим (наибольший), Марк (вялый), Мартын (родившийся в марте), Модест (скромный), Мокей (пересмешник), Павел (палец), Пров (проба), Прокофий (преуспевающий), Роман (римлянин), Сергей (римское родовое имя), Сильвестр (лесной), Феликс (счастливчик), Фрол (цветущий), Цезарь (царственный), Ювеналий (юношеский), Юлий (вертлявый, кудрявый), Януарий (привратник).

Римские женские имена и их значение

Женские: Аглая (блеск), Агнесса (овечка), Акулина (орлица), Алевтина (силачка), Алина (неродная), Альбина (белянка), Беатриса (счастливица), Валентина (сильная, здоровая), Виктория (богиня победы), Виргиния (девственница), Диана (богиня охоты), Калерия (манящая), Капитолина (по названию одного из семи холмов Рима), Клавдия (хромоножка), Клементина (снисходительная), Маргарита (жемчужина), Марина (морская), Наталия (урождённая), Регина (царица), Рената (обновлённая), Руфь (рыжая), Сильва (лесная).

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

Последнее время римские имена приобретают всё большую популярность. Дело в том, что родители пытаются подобрать самое необычное и оригинальное имя для своего чада.

Некоторые пришедшие из Римской империи имена настолько древние, что даже самые опытные и профессиональные историки не могут дать им расшифровку.

Мужские древнеримские имена

Мало кому известно, что изначально мужское римское имя состояло из трёх частей: личная, родовая и индивидуальная. Вариантов личных имён было немного: менее ста в общем количестве и около двадцати часто используемых. Вторая часть названия ассоциировалась с фамилиями в современном мире. Третья могла звучать как прозвище человека или, если такого не имелось, как название родовой ветви.

Преномен, или личная часть

Римские имена настолько древнего происхождения, что в современном мире они практически вышли из употребления и потеряли свою ценность. На письме использовали сокращённые наименования, как правило, первые три буквы:

  • Аппий, Луций, Маний, Нумерий, Паблий, Сервий, Спурий, Тиберий;
  • Авл, Гай, Марк Квинт, Тит;
  • Децим, Кезон, Мамерк, Секст.

Интересным фактом является то, что личные имена присваивались только первым четырём сыновьям. Для младших именами служили числа от пяти и далее. Имя Секст (что означало шестой) является ярким примером. С течением времени количество рождаемых детей в семье уменьшалось, а имена оставались. Так, второго мальчика могли назвать Октавием, что должно было бы соответствовать числу восемь. Но это спустя много-много лет.

Номен, или родовая часть

Соответствующий фамилии титул записывался в форме прилагательного в мужского роде и не подлежал сокращению. Отличались наименования по своеобразным окончаниям. Всего негласных фамилий насчитывалось около тысячи:

  • Туллиус, Юлиус, Улиус, Антониус, Клаудиус, Флавиус, Помпеиус, Валериус, Ульпиус, Варенус, Алфенус;
  • Аквиллии, Атернии, Атилии, Вергинии, Балоянни, Ветурии, Горации, Генуции, Кассии, Курции, Марции, Минуции, Навтии, Румилии, Сервилии, Сергии, Фабии;
  • Мафенас, Аспренас, Фулгинас;
  • Мастарна, Перперна, Сисенна, Тапсенна, Спуринна.

Значение некоторых номенов настолько давнее, что уже потерялся их смысл. Но до нашего времени всё-таки сохранились некоторые фамилии, объяснить значение которых представляется возможным. Например, Азинус - осёл, Кулиус - слепой, Канинус - собака, Фабиус - боб, Овидиус - овца, Поркиус - свинья.

Примечательно, что ближе к нашей эре обладатели чинов верховной власти стали брать себе «божественные» фамилии, переводящиеся на русский язык как Венера, Юпитер, Эней. Тем самым правители пытались обосновать своё право на престол и причислить себя в число родственников небожителей Олимпа.

Когномен, или индивидуальное прозвище

Обычай вписывать в полное название имени ещё и прозвище появился позднее, чем родилась традиция конспектировать первые две части. Поэтому переводы и смыслы когноменов более или менее понятны современному читателю: Агрикола (проповедник), Крассус (толстый), Лаутус (тучный), Лентул (чечевица), Макер (худой), Цельсус (высокий), Пауллус (невысокий), Руфус (рыжий), Страбо (косоглазый), Насика (остроносый), Северус (жестокий), Пробус (честный), Лукро (обжора), Тавр (бык).

Иногда римляне прибегали к наречению дополнительной четвёртой составляющей имени - агномена . Получалось это из-за того, что зачастую несколько членов семьи имели одинаковые имена, и для того чтобы яснее представлять, о ком идёт речь, использовались дополнительные символы. Чаще это требовалось представителям древних и знатных родов, насчитывающих большое количество ветвей.

Женские имена Древнего Рима

В эпоху правления императоров римлянки не имели прав на присвоение личных имён. К ним обращались по званию родового племени, употребляемому в женском роде. Юлия, то есть дочь того самого Юлия; Клавдия, значит, её отец Клавдий; Корнелия, соответственно, произошедшая из рода Корнелиев.

Различали девушек по преномену . Если все семье две сестры, то старшая получала второе имя Мажор, а младшая - Минор. В многодетных семьях использовались количественные преномены: Секунда (вторая), Тертия (третья), Квинта (пятая) и так далее. Последняя дочь сохраняла звание Минор.

Вышедшая замуж женщина оставалась при своём имени, но к нему добавляли когномен мужа. А знатные дамы из имперских династий и дочери полководцев имели исключительное право носить когномен отца.

Особые имена рабов

Стоит ли рассказывать о том, что в древние времена рабы не считались людьми, не имели никаких прав и приравнивались к имуществу хозяина. Так как благоразумный человек не станет придумывать имена для дивана, стола, платья, то и рабы в названиях не нуждались. К ним обращались по имени рабовладельца с приставленным суффиксом «пур», что в переводе с римского означает «мальчик». Например, Луципур, Маципур, Публипур, Квинтипур.

С течением времени развитие рабовладельчества стало набирать обороты, количество невольных неумолимо росло. Пришлось согласиться с тем, что присвоение имён лишённым свободы людям стало необходимой мерой. Как ни странно, но властители отказались от обидных кличек для своих подчинённых. Рабам давали красивые названия камней, растений, имена мифических героев (Сардоник, Адамант, Гектор). Иногда хозяева ссылались на профессиональные навыки несчастного или место его рождения. Коринфус (корфинянин), Дакус (дакиец), Пиктор (живописец). Часто вместо имён использовали просто числительные.

Тема этих имён обширная и там можно очень долго копаться - традиции именования изменялись на протяжении полутора тысячелетий, и у каждого рода были свои причуды и обычаи. Но я постарался, и упростил всё это для вас в десять интересных пунктов. Думаю, вам понравится:

1. Классическое имя римского гражданина состояло из трёх частей:

Личное имя, "преномен", давалось родителями. Оно схоже с сегодняшними именами.

Имя рода, "номен" - что-то вроде наших фамилий. Принадлежность к старой благородной семье много чего значила.

Индивидуальное прозвище, "когномен" - часто давалось человеку за какие-то заслуги (не обязательно хорошие), или же передавалось по наследству.

Например, у самого знаменитого римлянина, Гая Юлия Цезаря, преномен был Гай, номен - Юлий, а когномен - Цезарь. При этом все три части своего имени он унаследовал у отца и деда, которых обоих звали в точности так же - Гай Юлий Цезарь. Так что "Юлий", это вовсе не имя, а скорее фамилия!

2. Вообще, наследование старшим сыном всех имён своего отца было традицией. Таким образом он так же перенимал статус и титулы родителя, продолжая его дело. Остальным же сыновьям как правило давали другие преномены, чтобы не путать детей. Как правило их называли так же как братьев отца.

Но заморачивались только с первыми четырьмя сыновьями. Если их рождалось больше, то остальных просто называли по номеру: Квинтус (пятый), Секстус (шестой), Септимус (седьмой), и т.д.

В итоге из-за продолжения этой практики много лет, количество популярных преноменов сузилось с 72 до небольшой кучки повторяемых имён: Децим, Гай, Кезон, Луций, Марк, Публий, Сервий и Тит были столь популярными, что их обычно сокращали одной лишь первой буквой. Все сразу понимали, о чём речь.

3. Общество Древнего Рима чётко делилось на плебеев и патрициев. И хотя иногда были случаи когда семьи отличившихся плебеев добивались статуса аристократии, гораздо более частым методом социального роста было усыновление в благородную семью.

Обычно это делалось, чтобы продлить род влиятельного человека, а значит, усыновлённый должен был принять и имя нового родителя. При этом его предыдущее имя превращалось в прозвище-когномен, иногда - в добавок к существующим когноменам приёмного отца.

Так, Гай Юлий Цезарь усыновил в своём завещании внучатого племянника, Гая Октавия Фурия, и тот, сменив имя, стал называться Гай Юлий Цезарь Октавиан. (Позже, по мере захвата власти, он добавил ещё несколько титулов и прозвищ.)

4. Если человек не наследовал когномен от своего отца, то первые годы жизни проводил без него, пока не отличил себя чем-нибудь от своих родственников.

В эпоху поздней Республики, люди часто выбирали в качестве когноменов вышедшие из моды преномены. Например, на заре Римского государства существовал популярный преномен "Агриппа". По истечению веков его популярность сошла на нет, однако имя было возрождено как когномен среди некоторых влиятельных семей конца республиканского периода.

Удачный когномен закреплялся на много поколений, создавая новую ветвь в роду - так было с Цезарем в роду Юлиев. Так же в каждой семье были свои традиции на тему того, какие конгномены присваивали её члены.

5. Все римские имена имели мужскую и женскую формы. Это распространялось не только на личные преномены, но и на фамилии-номены, и прозвища-когномены. Например всех женщин из рода Юлиев называли Юлиями, а тех, у кого был когномен Агриппа - Агриппинами.

Выходя замуж, женщина не брала номен своего мужа, так что её трудно было перепутать с другими членами семьи.

6. А вот личные имена, преномены, у женщин поздней Республики использовались редко. И Когномены тоже. Возможно это было из-за того, что женщины не принимали участия в общественной жизни Рима, так что различать их посторонним людям не было нужды. Как бы то ни было, чаще всего даже в знатных семьях дочери назывались просто женской формой номена своего отца.

То есть все женщины в роду Юлиев были Юлиями. Родителям было просто называть дочь, а другим это было не нужно (пока она не выходила замуж). А если в семье было две дочери, то они именовались Юлией Старшей и Юлией Младшей. Если три, то Примой, Секундой и Терцией. Иногда старшую дочь могли называть "Максимой".

7. Когда иностранец обретал римское гражданство - обычно, по окончанию военной службы - он как правило принимал имя своего патрона, или, если он был освобождённым рабом, то имя своего бывшего хозяина.

В период Римской Империи было немало случаев, когда императорским указом гражданами становилось сразу огромное количество человек. Они по традиции все принимали имя императора, что вызывало немалый конфуз.

Например, Эдикт Каракаллы (этот император получил свой когномен от названия галльской одежды - длинного халата, моду на который он ввёл) сделал гражданами Рима всех свободных людей на его огромной территории. И все эти новые римляне приняли императорский номен Аврелий. Разумеется, после таких действий значение этих имён сильно уменьшалось.

8. Императорские имена - это вообще что-то особенное. Они чем дольше жил и правил император, тем больше имён он набирал. В основном это были когномены и их поздняя разновидность, агномены.

Например, полное имя императора Клавдия было Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик.

Со временем "Цезарь Август" уже стало не столько именем, сколько титулом - его принимали те, кто добивался императорской власти.

9. Начиная с ранней империи преномены стали терять популярность, и были по большому счёту сменены когноменами. Отчасти это произошло из-за того, что преноменов в обиходе было немного (см пункт 2), а семейные традиции всё чаще диктовали название всех сыновей преноменом отца. Таким образом, из поколения в поколение преномен и номен оставались одинаковыми, превращаясь постепенно в сложную "фамилию".

В то же время на конгномене можно было разгуляться, и после I - II веков нашей эры, именно они стали настоящими именами в нашем понимании.

10. Начиная с III века нашей эры, преномен и номен вообще стали использовать всё реже и реже. Отчасти это было из-за того, что в империи появилось куча народу с одинаковыми номенами - люди массово получившие гражданство в результате императорского указа (см пункт 7) и их потомки.

Так как когномен стал к этому времени более индивидуальным именем, люди предпочитали использовать его.

Последнее задокументированное употребление римского номена было в начале VII века.

Имя — гаданье.

Римская поговорка

Обстоятельные, стремящиеся все и всюду поставить на законную основу, римляне гораздо большее значение, чем греки, придавали «фамилиям» — родовым именам, переходящим от поколения к поколению. Это было связано прежде всего с существовавшими в Риме изначально социальными и политическими различиями между полноправными патрицианскими родами и родами плебейскими, которые еще должны были добиваться в городе политического полноправия. Первоначально римлянин обходился двумя именами: личным (преномен) и родовым («номен гентиле»). В эпоху республики и позднее его стали называть тремя именами: добавилось семейное прозвище (когномен), а иногда человек получал и другое прозвище — индивидуальное. За примерами далеко ходить не нужно: вспомним хотя бы Марка Туллия Цицерона, Гая Юлия Цезаря, Публия Овидия Назона, Квинта Горация Флакка, Публия Корнелия Сципиона Африканского Старшего.

Личных имен в Риме было немного:

  • Аппий
  • Децим
  • Луций
  • Мамерк
  • Маний
  • Нумерий
  • Постум
  • Публий
  • Квинт
  • Сервий
  • Секст
  • Тиберий
  • Вибий
  • Вописк

Малочисленность этих имен позволяла в документах, надписях, литературных произведениях обозначать их общепринятыми сокращениями — одной или несколькими первыми буквами имени. Наиболее распространенными именами были Марк, Публий, Луций, Квинт, Гай, Гней, Тит; остальные встречаются реже. Некоторые личные имена образованы просто от числительных: Квинт (пятый), Секст (шестой), Децим (десятый), — что говорит, пожалуй, о небогатой фантазии римлян в этой области, особенно если вспомнить красивые, разнообразные, красноречивые имена греков.

Родовых имен было значительно больше: Клавдий, Юлий, Лициний, Туллий, Валерий, Эмилий и многие другие. Каждый род включал в себя несколько больших семей: так, к роду Корнелиев принадлежали семьи Сципионов, Руфинов, Лентулов, Цетегов, а «номен гентиле» Эмилий носили члены семей Павлов и Лепидов.

Некоторые личные имена были исключительным достоянием определенных родов: например, имя Аппий встречается только в роду Клавдиев, а преномен Мамерк монополизировали представители рода Эмилиев. Если кто-либо запятнал свой род каким-нибудь постыдным деянием, то его имя в этом роду больше не употреблялось. Так, в роду Клавдиев мы не найдем имя Луций, а в роду Манлиев с 383 г. до н. э. существовал запрет на имя Марк, после того как патриций Марк Манлий, победитель эквов в 392 г. до н. э. и защитник Капитолия во время нашествия галлов на Рим, решительно выступил за права плебеев, вызвав этим бешеную ненависть римских патрициев, в том числе собственных родственников. Он был признан «предателем своего рода» (Ливий . От основания города, VI, 20), и отныне членам рода Манлиев запрещалось называть детей его именем.

Когда род разрастался и внутри него выделялись отдельные семьи, появлялась необходимость в когноменах. Первые семейные прозвища возникли в среде патрициев и были связаны с главными в то время занятиями римлян — земледелием и скотоводством. Прозвище Пилумн восходит к слову «пилум» — пестик; Пизон — от глагола «пизо» или «пинзо» — толочь, растирать. От названий культурных растений происходят семейные прозвища Цицеронов («цицер» — горох), Лентулов («лене» — чечевица). В роду Юниев встречается прозвище Бубулк — волопас, так как первые представители этого рода были известны тем, что разводили волов. Другие когномены отражают какую-либо характерную черту человека: Катон — ловкий, хитроумный; Брут — косный, туповатый; Цинциннат — кудрявый.

Уже в эпоху республики некоторые видные граждане имели, как сказано выше, не три, а четыре имени. Четвертым было дополнительное прозвище (агномен), которое присваивали за выдающиеся подвиги или за образцовое и запомнившееся людям исполнение тех или иных должностных обязанностей. Публий Корнелий Сципион, победитель Ганнибала в битве при Заме в 202 г. до н. э., получил почетное прозвище Африканский. Марк Порций Катон, прославившийся своей деятельностью в качестве цензора, остался в истории как Катон Цензор. Подобные прозвища могли даже переходить по наследству к старшему сыну героя, но со временем от этого обычая отказались.

Первоначально при внесении молодого римлянина в списки граждан или в иные официальные документы записывали только его личное имя и полное трехчленное имя его отца в родительном падеже. Впоследствии практика изменилась и стали указывать все три имени нового гражданина вместе с именем его отца. В надписях можно обнаружить также указания на имя деда или даже прадеда: «сын Марка», «внук Публия» и т. п. Цезарь, желая внести больше порядка в административные дела государства, постановил в своем муниципальном законе 49 г. до н. э., чтобы в актах приводились не только все три имени гражданина, но и имя его отца, а кроме того, отмечалось, к какой городской трибе принадлежит человек. (Рим издавна подразделялся на 35 триб.) Следовательно, в официальных документах гражданина именовали так: «Марк Туллий, сын Марка, внук Марка, правнук Марка, из трибы Корнелия, Цицерон» или же «Марк Метилий, сын Гая, из Помптинской трибы, Марцеллин».

Дочерей называли родовым именем отца в женской форме: дочь того же Марка Туллия Цицерона звалась Туллия, дочь Теренция — Теренция и т. п. Иногда добавляли и преномен, происходивший главным образом от числительных: Терция (третья), Квинтилла (пятая). Замужняя женщина сохраняла свое имя — «номен гентиле», но к нему прибавлялось семейное прозвище ее мужа в родительном падеже. В официальных документах это выглядело так: «Теренция, дочь Теренция (жена) Цицерона» или же «Ливия Августа», т. е. супруга Августа. В эпоху империи женщины часто носили двойные имена, например: Эмилия Лепида.

Стать членом чужого рода римлянин мог путем усыновления («адопцио»), при этом он принимал полное трехчленное имя усыновителя, а свое собственное родовое имя сохранял как второй когномен с прибавлением суффикса -ан (ус ). Так, Павла Эмилия, после того как он был усыновлен Публием Корнелием Сципионом, стали называть: Публий Корнелий Сципион Эмилиан, а Тит Помпоний Аттик, друг Цицерона, усыновленный своим дядей Квинтом Цецилием, оставил себе и свое семейное прозвище, превратившись в Квинта Цецилия Помпониана Аттика. Иногда не только семейное прозвище, но и родовое имя усыновленного сохранялись без изменений в качестве когноменов: когда Гай Плиний Секунд усыновил своего племянника Публия Цецилия Секунда, того стали именовать Гай Плиний Цецилий Секунд. Случалось и так, что сын получал и прозвище от родового имени матери; это имело целью подчеркнуть тесный союз двух семей: например, Сервий Корнелий Долабелла Петроний носил родовое имя и когномен отца, Корнелия Долабеллы, второе же прозвище он унаследовал от матери, которую звали Петрония. Итак, мы видим, что строго определенного порядка в римской антропонимической номенклатуре не было и, скажем, происхождение второго семейного прозвища было в разных случаях весьма различным.

Христианство, стараясь оторваться от языческой традиции имен, решительно вводило в номенклатуру необычные, искусственно созданные и подчас довольно причудливые конструкции, восходящие к христианским ритуальным формулам, молитвам. Достаточно привести несколько примеров: Адеодата — «богом данная», Деограциас — «благодарение богу» и даже Кводвультдеус — «то, чего хочет бог».

Как и в Греции, в Риме рабы могли сохранять имена, данные им при рождении. Чаще, однако, в домах и поместьях рабов различали по их происхождению, и тогда этникон заменял личное имя: Сир, Галл и т. п. Рабов называли также «пуэр» — мальчик, — соединяя это обозначение с именем господина в родительном падеже. Так, раб Марка (Марци пуэр) становился Марципором, а раб Публия (Публии пуэр) — Публипором.

Раб, отпущенный на волю, вольноотпущенник, принимал родовое, а иногда и личное имя своего господина, даровавшего ему свободу, собственное же имя сохранял как когномен. Андроник, грек из Тарента, один из родоначальников римской литературы (III в. до н. э.), получил от Ливия Салинатора свободу, а вместе с ней и традиционное римское трехчленное имя: Луций Ливий Андроник. Тирон, образованный невольник и секретарь Цицерона, обретя свободу, стал зваться Марком Туллием Тироном. Бывало и иначе. Римлянин, отпускавший на волю своего раба, мог пожаловать ему не собственное родовое имя, а «номен гентиле» другого человека, с которым поддерживал дружеские и родственные связи. Один из рабов Цицерона Дионисий, став вольноотпущенником, получил имя Марк Помпоний Дионисий: Цицерон дал ему свое личное имя, а имя родовое позаимствовал у своего друга Аттика, высоко ценившего образованного Дионисия.

Раб, которого отпускала на волю женщина, принимал личное и родовое имя ее отца, а кроме того, в официальных актах указывалось, кому он был обязан своей свободой: например, Марк Ливий, вольноотпущенник Августы, Исмар.

Добавим, наконец, что немало иностранцев стремились любой ценой выдать себя за римских граждан и, возможно, поэтому охотно принимали римские имена, особенно родовые. Лишь император Клавдий строго запретил людям иноземного происхождения присваивать себе римские родовые имена, а за попытку обманным путем выдать себя за римского гражданина виновный подлежал смертной казни (Светоний . Божественный Клавдий, 25).