Сценарий мероприятия по казачьим традициям. Сценарий общешкольного мероприятия с презентацией: Казацкие посиделки

Сценарий праздника «В гости к казакам»

Цель: ознакомить воспитанников с традициями астраханского казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор воспитанников; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: сцена оформлена в виде казачьей избы.

Ход праздника

1-й ведущий (воспитанник)
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

2-й ведущий (воспитанник)

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Исполняется песня о России

1-й ведущий

Колышет березоньку ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон...
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.

Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлет журавлей.

2-й ведущий

Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.

Нам русские песни с рождения пели.
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал:

И белые рощи, и ливни косые.
И мысленно детям своим завещал:
Любите Россию, любите Россию -
Россию, которую я защищал.

Исполняется песня об Астрахани

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Более 120 национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями Астраханского казачества.
Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

(На скамейке у печи сидит дед-казак)

Ведущая: Здравствуйте дедушка. Как живете-поживаете?

Казак: А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые астраханцы. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Казак: Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Инсценировка песни

Казак: С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали.
(Произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Казак: Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая.
Посылали молоду
Под горошку по воду.
А водица далеко,
А ведёрко велико.

Песня-инсценировка «Пошла млада за водой»

Казак: Пока девицы по воду ходили, казаки лошадей купали. . Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Исполняется песня « Астраханские казаки»

Ведущая.
Казаки съезжаются,
Пляски, игры начинаются.

Проводится игра «Достань платок».

Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.

Казак:

Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчонки астраханки,
До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Астраханская земля.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.

Ты играй, играй гармошка,
Гармошечка казацкая!
Я девчонка боевая
С края Астраханского.

Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Казак: Весной принимались казаки ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях и молодёжные игры, в которых рассказывалось об этих работах.

Хороводная игра «Просо сеяли».

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова:
«А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа.
Затем на слова:
«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли».
Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем».

Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».

Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу».

Девушки идут навстречу парням со словами:
«Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую».

Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Ведущая. Но не всегда было спокойно, безоблачно, мирно в казачьих станицах. Казак одной рукой за плуг держится, а другой - за строевого коня.

Ведущий 1
Только враг зашевелится,
Наш казак уж на коне –
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.


Ведущий. Перед походом казак кланялся в ноги отцу с матерью, просил простить, если обидел невзначай, а отец давал сыну наказ:
«Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».

Ведущий 2

И да пошлёт тебе Бог силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили,
И славу рода поддержать.

Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черёд,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословлясь, ступай вперёд!

Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, ни ругай,
Будь христианином и перед боем
Крестом себя ты осеняй…

Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи,
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!

Ведущий 1.
Наш сотенный командир –
Он во всём нам господин.
Он не спал и не дремал,
Свою сотню обучал.
Подтянул сотню свою,
Хоть показывай царю.

Исполняется песня «Атаман»

Ведущая. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.

Ведущий 2
Жила в сердцах их смелая отвага,
Своей любовью к Родине сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Геройские сыны своей страны.

Исполняется песня «Едут, едут по Берлину наши казаки»

Ведущий 1

Все в мире сущие народы,
Благославите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив порог войны…
А. Твардовский

Ведущий 2

Пусть слава героям шумит не смолкая,
Не сгладит почёта грядущей мечты,
И пусть к постаментам, как память живая,
Ложатся во веки бессмертья цветы.

Ведущий 1

Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

Ис полняется песня «Казачата»

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Сценарий Казачьих посиделок.

Цели:

Познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков

Прививать любовь к родному краю

1 ЧТЕЦ: Мой край, где невесты-березы

Зеленые косы плетут,

Где первые вешние грозы

Саблями небо секут,

Над речкою мостик горбатый

И месяц, упавший в траву,-

Все это – что с детства так свято

Я Родиной милой зову.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.

2 ЧТЕЦ: Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!

В нас кровь – горячее огня –

За наши курганы и наши станицы

И горе соседям, коль в бешеном споре

Весной заколышется степь.

И вспенит волну до широкого моря

Ковыль – наша белая лепь!

2 ВЕДУЩИЙ: Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.

3 ЧТЕЦ: Сабли, пики, чубы вихрастые –

Храбрецам дозор по силе.

С казаков начиналась Астрахань –

Крепостица южная России.

Укрепив себя станицами,

Рос над Волгой красавец – город,

И его низовой столицею

Казаки называли гордо.

1 ВЕДУЩИЙ: Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.

2 ВЕДУЩИЙ: Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.

(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)

КАЗАК: Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.

КАЗАЧКА: Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!

(Звучит песня в исполнении учащихся).

КАЗАЧКА: А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!

1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)

2) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)

3) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)

4) Желтая свинка без щетинки

На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).

5) Сом с одним усом. (Кнут)

6) У кого в темнице семья родится? (У картошки)

7) Десять братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).

8) Зубы, как у щуки, рога, как у быка.

Испокон веку служит человеку. (Пила)

КАЗАК: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.

С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

КАЗАЧКА: Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.

(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).

ОТЕЦ: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.

СЫН: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!

КАЗАЧКА: По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.

(Продолжение сценки)

СЫН: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.

НЕВЕСТКА: Кланялась я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа.

(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).

КАЗАК: Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!

(Помощь учащихся из зала).

КАЗАЧКА: Молодцы, вспомнили!

А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было множество.

КАЗАК: А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» - говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.

А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.

(Сценка «Ярмарка»)

На сцену выходят казаки и казачки.

1 КАЗАК:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!

2 КАЗАК:

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!

1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!

КОРОБЕЙНИКИ:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!

Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.

Звучит песня “Где был, Иванушка?”

(Инсценировка русской народной песни.)

Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.

(Все уходят. На сцену снова выходят казак и казачка).

КАЗАЧКА: Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.

КАЗАК: Посиделки - посиделками, а про веселье забыли. Ну-ка, гармонист! Частушки!

(Исполнение частушек на казачью тему.)

Мы с веселой песней дружим,

По-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Эх! Донское государство!

Возле Дона куреня.

До чего же ты красива,

Дорогая сторона!

(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ)

1 ВЕДУЩИЙ: Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.

КАЗАК и КАЗАЧКА:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!

«КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ».

На приклубной территории у входа в ДК гостей встречает песней фольклорный коллектив. Появляется есаул.

Есаул:
Эй, станичники, встречайте походного атамана!

Встречают. Появляется атаман с группой казаков.

Есаул:
А ну помолчите-ка, братцы казаки, атаман наш походный речь говорить будет.
Атаман:
Казаки-други, люди вольные! Собирайтесь, братцы, во единый круг из куреней своих с семьями вашими гулять, да гулебного атамана выберем для праздника нашего.
Есаул:
Любо ли вам, братцы, чтобы атаман наш кошевой стал нашим атаманом гулебным?
Толла:
Любо, любо!
Толпа:
Деда Щукаря!

Появляется дед Щукарь.

Щукарь:
Я командовать не прочь…
Завсегда готов помочь…
Тихо, граждане-старушки!
Праздник - енто не игрушки!
Чтоб гулять – нужон хоть рубь,
Я без чарки несогласный (слишком туп),
Я даю самооткуп..
Ты у нас в станице власть,
Вот и правь гулянкой всласть,
А меня чавой-то мутить,
Чей-то лысина вспеклась.
Есаул:
Ты у нас такой дурак
По воскресным дням иль как?
То, что трезвость - норма жизни
Для тебя слова аль как?!
Щукарь:
Я полезных перспектив
Никогда не супротив.
Если линия такая,
Я всегда за коллектив!
Я и на язык остер
И люблю родной фольклор!
Эй, казачки, запевайте,
Я тяперя дерижор!

Песня «Пчелушка златая».

Атаман:
Хор твой, дед Щукарь, хорош,
Но и нашим невтерпеж!
Глянь сюда, как славно пляшет
Без спиртного молодежь!

Исполняется танец «Кривянская кадриль».

Щукарь:
Ох и пляшут, хоть куды,
Девки - спелые плоды.
Но видать давно забыли
Енти, как их, обряды!
Есаул:
Ты чавой-то не туды!
Тоже ляпнул - обряды!
Ударения не знаешь?
Лучше б в рот набрал воды!
Щукарь:
Может я не так сказал,
Только я к чему склонял,
Что обрядов этих старых
Ты давненько не видал!
Атаман:
Ты словами не блуди,
Лучше свадьбу заводи!
Покажи, как на Дону
Выдавали девок замуж
По обряду в старину!
Щукарь:
Все, понятен твой приказ,
Исполняю сей же час,
Не извольте сумлеватъся,
Чай, оно не в первый раз.
Звучит объявление.
Диктор:
Дорогие друзья, к нам на праздник прибыли гости! Молодожены - Галина и Григорий. Встречайте их.

Звучит марш Мендельсона. Появляются молодожены.

Атаман:
Ты послушай атамана,
Побывал я в разных странах,
Видел Лондон, Сингапур,
Аи лав ю знал и лямур.
Повидал весь белый свет
Жозефин и Генриетт,
Но таких, как твоя Галя,
Среди них красавиц нет.
Выбор твой я одобряю,
И при всем казачьем круге
Саблей сей благословляю!
Есаул:
А тебе скажу, жена:
Будь всю жизнь ему верна!
Глянь, какого отхватила -
Все при нем, всего сполна!
Щукарь:
Эй, погодьте-ка, друзья!
Свадьбу так справлять нельзя.
Мы обряды вспоминали,
Нас не вовремя прервали…
Коль попали на майдан,
Ну-ка в круг их, атаман!
Пусть по старому обряду
Погуляют с нами рядом!

Казачка, подружка невесты:
Дорогие Галя и Григорий! Примите в подарок этот торт. Пусть любовь ваша будет сладкой и т.д.

Девушки-казачки преподносят цветы, из толпы кричат: «Горько, горько». Общий хор запевает торжественную казачью песню «Свадебная».

Атаман:
Ой, а где же наш Щукаръ?
Щукарь:
Тута я, чаво, гутарь!
Атаман:
Что же, дед, я очень рад,
Славно справили обряд!
Молодежь нас убедила,
Кровь у них донская В жилах.
Есаул:
Все же у меня сумленье
К молодому поколенью…
Щукарь:
А какое, говори!
Есаул:
Есть ли здесь богатыри?
Казаки не захирели?
Щукарь:
Тоже скажешь, в самом деле.
Енто ты совсем зачах,
А у них сажень в плечах.
А ну, ребята, выходите,
Свою силу покажите!
Ну-ка, Сашка, Скинь рубашку.
Да не блымкай зырками,
Побалуйся гирьками!

Проходит состязание, кто большее количество раз поднимет гирю.

Есаул:
А саблей могут ли владеть?

Проходит состязание. В момент состязания, как бы сопровождая:

Диктор:
Любит каждый человек
Праздник, силы всякой.
Оттого и хлеще всех
И в труде и в драке!
И в привычке у него -
Издавно извечно
За лихое удальство
Уважать сердечно.

Щукарь пытается пройти по бревну. Есаул приглашает молодежь на бой подушками на бревне.

Есаул:
Что ж, спасибо всем на том,
Знать силен наш Тихий Дон.
Порох есть в пороховницах,
Есть орлы в донских станицах.

В середине состязания Щукарь, наблюдая за действием в момент угасания интереса к ним, выкрикивает:

А теперь, честной народ,
Вынь-ка рожи из бород!
Чай у нас не панихида,
А совсем наоборот!
Нам теперь не слезы лить -
Песни петь, да меды пить!
Коль пришли вы веселиться,
Значит так тому и быть.

У входа в ДК хор. Звучит хор. Песня «Ой блины, блины».
Приглашение в ДК.

Зазывала:
Кто охочий до еды -
Пусть пожалует сюды:
Заходи в казачий курень,
Здесь у нас ее пуды!

В ДК идет приготовление. В фойе развернуты столы с традиционной донской кухней.

Зазывала:
Вот, к примеру, получи
Прям из печки калачи.
Есть жаркое из индейки,
Есть компот из алычи.
Есть колбасы и сыры,
Есть полцентнера икры,
Есть карибские омары
И донские осетры.
Атаман Есаулу:
Ты чего стоишь-то, дурень?!
Прем скорей в казачий курень!
Эй, народ, давай сюда.’
Здесь такое продается,
Не увидишь никогда.

Все гости проходят в фойе, где развернута выставка традиционных ремесел Дона. Там же организован «Самоварный стол». Стол с угощениями. Под эмблемой казачества (казак на пивной бочке) размещается пивной бар с вяленой рыбой, раками.

Хозяйка куреня:
Завсегда гостям я рада,
У меня тут и эстрада.
Заходи, казачий люд,
Сколько есть наставлю блюд.
Я гостей всех угощу,
А тебя, дед, не пущу!
Щукарь:
Ты ж мне прям в желудок целишь!
Хозяйка:
Ты же юмора не ценишь,
Ты же шутки не поймешь!
Щукарь:
Я же не со зла, прости!
Хозяйка;
Ладно, старый, заходи! Проходит со Щукарем на эстраду. К гостям: Проходите, размещайтесь, Развлекайтесь, угощайтесь! Ждет игра вас «Угадайка» -Мандалина, балалайка, Самовар вас ждет и квас, Все имеется для вас!

Казачка (с лотком) :
А вот кому пряники, кому печенье?!
Щукарь:
А сколько стоит твой товар?
Чай сладости не скипидар?!
Казачка:
Мы ничего не продаем –
Мы задаром отдаем!
Как загадку отгадаешь -
Угощенье получаешь!
Казачка:
А здесь дают духовную пищу
И не за рубь, а сразу на тысячу!
Свои стихи и куплеты читают местные поэты!

Выступают литературные объединения. Проводится эстафета частушечников. Аукцион пословиц и поговорок «На Дону пословица не от безделья молвится».

Есаул: .
С атаманом Кашевым
Я бывал повсюду.
И во многих городах
Я дивился чуду!
Йогов в Индии видал,
Эквилибр в Китае,
О таланте земляков
Часто вспоминаю!

Казачка приглашает в зрительный зал на концерт самодеятельного творчества фольклорных коллективов. Звучит музыка.
Ведущие концерта персонажи «Тихого Дона» - Аксинья и Григорий. Программа выстраивается из имеющихся творческих возможностей ДК, района.
Финал.

Атаман:
Дорогие земляки! Удалые казаки!
Вечер наш к концу подходит,
Речь гутарить не с руки.
Мы без слов про все сказали,
Вам сегодня доказали:
Что течет, в конце концов,
В жилах наших кровь донцов.
На сцену выходят все участники вечера.

Атаман:
– Что казачьей нашей славы -
Мы наследники по праву.
Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады;
Песни, пляски и обряды! .
Словом, казаки во всем,
Так давайте же споем!
На прощанье грянем вместе
Всем любимую нам- песню
«Как за Доном за рекой».

Исполняется общая хоровая песня «Как за Доном, за рекой». В фойе продолжается вечер. Работают: пивной бар, «Самоварная команда», «Дегустационный стол».

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА

«КАЗАЧЬЕМУ РОДУ НЕМА ПЕРЕВОДУ»

    Звучит музыка (песня А. Розенбаума).

    Историческая справка о казачестве.

1 ведущий :

Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессиий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова: «Слава тебе Господи, что мы – казаки».

2 ведущий :

Происхождение слова «казак» объясняется по-разному. Многие считают, что оно произошло от названия древнего скифского племени Кос-Сака, что в переводе значит «белый олень». А сами скифы часто считаются генетическим предками современных казаков. В переводе с тюркского, «казак» означает «вольный человек». Древние греки писали это слово «косакос», а в древнерусских летописях встречается название племени касогов. В конце концов, славяне называли казаками всех конных солдат.

3 ведущий :

С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.

4 ведущий:

Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.

Масленица /Shrovetide Cossack gulyaniya .wmv

Народные гуляния, казачьи забавы, зима

    Фрагмент из художественного кинофильма «Тихий Дон» режиссер С. Герасимов.

5 Ведущий :

Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник – Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу.

6 ведущий :

Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, погоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под Бога и общины.

7 ведущий :

Шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на отцом невесты, а затем как знак власти в семье висела в хате у двери в спальню.

4. Инсценировка отрывка из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь»

8 ведущий :

Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

    Звучит отрывок из поэмы В. Ходарева «Казачья любовь».

1 ведущий :

К началу ХХ века сложились современные казачьи войска. Они получили названия по территории проживания, часто по названиям рек, берега которых традиционно считались вотчиной казачества. Признаками принадлежности к тому или иному войску были лампасы (широкие цветные полоски на штанах) и околыши на фуражках.

2 ведущий:

В наше время существуют несколько казачьих войск, мы перечислим их в зависимости от того, какое количество казаков входит в их ряды:

Донское, Кубанское, Терское, Хоперское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское, Сибирское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, а также Енисейский и Якутский казачьи полки. Ставропольские казаки традиционно принадлежат Терскому казачьему войску, хотя несколько станиц на границе с Краснодарским краем приписаны к Кубанскому войску.

3 ведущий :

Особого внимания заслуживают казачьи чины и звания. Они не претерпели особой реформы с 16 века, и до сих пор казаки обязательно носят звания, не похожие на армейские. На самой нижней ступени служебной лестницы стоит рядовой казак . За ним следует чин приказного (соответствует званию ефрейтора в армии), затем идут младший урядник, урядник, старший урядник (соответствуют званиям современного сержантского состава). Звание вахмистра характерно только для казачества. Подхорунжий (прапорщик), хорунжий (младший лейтенант), сотник (лейтенант), подъесаул (старший лейтенант) – это младшие офицерские чины. Есаул – особое казачье звание, он командует сотней казаков и приравнивается к современному капитану. Далее следуют войсковой старшина (подполковник), полковник и генерал.

4 ведущий:

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины-казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья. Часто казачки обращались напрямую к Атаману, чтобы тот оградил ее от буйного мужа. Станичные женщины всегда могли дать отпор любому, кто вел себя непочтительно и нагло. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Одну такую казачью песню мы предлагаем Вашему вниманию.

Звучит мелодия казачьей песни «Шёл казак на побывку домой». Выходит ведущий в казачьем костюме. Звук микшируется. Мечодия звучит фоном.

Ведущий:

Шёл казак, шёл чистым полем,
На душе темным-темно.
Отчий дом он кинул в ссоре:
«Где осесть мне суждено?»
Приглянулось чисто поле -
Бьёт родник, степной простор.
И решил казак от горя:
«Здесь поставлю свой я дом!
Как огонь, горят тюльпаны,
А земелька — чернозём!
Возведу курень с плетнями,
Приведу хозяйку в дом.
А когда служить поеду,
Хоть на сборы, хоть в поход,

За себя сынов оставлю — Длился, чтоб казачий род».
Думал так казак. Отрадно Становилось на душе.
Много пота, слёз и крови Пролил он на той земле.
Но зато разросся хутор — Переехали братья.
И с тех пор стоит надёжно,
В нём живём и ты, и я.

В то время, как ведущий произносит последние слова, на задний план выходит
народный коллектив «….». Ведущий уходит. Ансамбль исполняет каза-
чью песню «Как за Доном, за рекой».

После исполнения песни коллектив отходит на второй тан. Звучит мелодия рус-
ской нарсх)ной песни «Деревенькамоя».

Выходит ведулцая в казачьей костюме.

Ведущая (на фоне музыки):

Лет прошло с тех пор немало,
Изменялось всё не раз.
Неизменна только память,
Что живёт в сердцах у нас.

Мы прошли дорог немало И живём по всей стране.
Но, родной наш хуторочек,
Сердце тянется к тебе.
Ты во сне нам снишься часто:
Ведь живём порой вдали,
Но любовь к тебе, наш хутор,
Мы из года в год несли.
Про любовь не каждый скажет — Всё хранится про себя.
Но блеснёт слеза при встрече,
Сердце дрогнет, всех любя!

Выходят ведущие. Фоном звучит лирическая музыка.
Ведущий: Милый наш родной уголок, малая родина, близкий и понятный сердцу ковыльный край, частица России, основа России! Не заметный, затерявшийся среди тысяч таких же хуторов и посёлков, маленькая капелька Отчизны, вливающаяся в реку жизни огромной страны. Как неразрывна связь матери со своими детьми от рождения до смерти, так и судьба родного края неотделима от судьбы Родины.

Ведущая: Наберёт страна сил, расправит крылья — повеселеет посёлок, ярко заблестят обновками казачки, зазвучат игровые песни да припевки, заспешат со двора на двор свахи, выглядывая девок покрасивей да поработящей, завиднеются по улицам жёлтые пятна новостроек.

Ведущий: Что такое «домашнее подворье»? Эти два слова вмещают в себя целый мир. Хлопотный, беспокойный, но счастливый. В этом мире всё в постоянном движении, радостной суете и важной размеренности.

Ведущая: День-деньской, с утренней до вечерней зари, на домашнем подворье кипит работа. Что же там происходит? Какие секреты скрываются за полными закромами и хорошим достатком?
Ведущий: Эти секреты у каждого хозяина и у каждой хозяйки свои. Мы не будем раскрывать их, но объявить победителей конкурса «Лучшее подворье» просто обязаны.

Ведущая. Слово предоставляется….

Ведущая: Для вас, победители конкурса «Лучшее подворье», звучит этот музыкальный подарок.
Солист исполняет песню «Домик окнами в сад» из репертуара
Я. Евдокимова.

Звучит фонограмма песни А. Новикова «Дороги» на стихи Л. Ошанина.
Выходит ведущий.

Ведущим (на фоне музыки): В лихую пору темнеет ликом страна, напрягая силы в борьбе с незваным врагом, — и поселок затихает, как перед ненастьем, затягивает туже пояс, отдаёт лучших сынов своих для защиты Родины, работает от темна до темна и стар, и млад. Так было в 20-е годы, так было в грозные сороковые.

Ведущая: Помнят и любят душа и сердце родной уголок в любое время года, но ни один степной житель до последнего своего вздоха не забудет степь летом, в знойную жару, когда голову дурманит запах свежескошенных трав, высоко в блёклой, выгоревшей синеве звенит невидимый жаворонок, а ветер суховей гонит по буграм бесшумные волны серебристого ковыля. Легенда гласит: каждый стебель ковыля — погибший казак.
Ведущии. Не обошла война и ваш посёлок.
Ведущая: Почтим память погибших солдат и ветеранов, не доживших до сегодняшнего дня, минутой молчания.

Звук метронома. Минута молчания.

Солист исполняет песню М. Фрадкина «За того парня» на стихи Р. Рождественского.

Выходят ведущие.
Фоном звучит лирическая музыка.

Ведущии: Каждый уголок нашей Родины своеобразен и красив. Делают его таким своим трудом и любовью люди, работающие на земле. Сегодня они присутствуют на нашем празднике.

Хор исполняет «Песню о родном крае» Е. Крылатова
на стихи Л. Дербенёва.

Ведущая: Всё на виду в небольшом посёлке, незыблемо чтяться законы: казак - глава в доме, его слово — закон. А казачки-жены истово поддерживают это, хотя самито знают, что и семья, и лад в посёлке - всё держится на женщине: простой, работящей, верной и преданной. Им, матерям, жёнам, подругам, великим труженицам посвящается наш музыкальный подарок.

«Женщины России» и «Уж вы, бабочки».

Ведущий. Устал посёлок, устала природа, переделаны все дела. Наползают на плетни вечерние сумерки, замирают дома и улицы, опускается на измученную степь живительная прохлада, из таинственных глубин льет свет холодный диск луны, и легко дышится, и тянет к воде, и мерещится что-то колдовское… Выходит на улицы молодёжь и начинает игры играть.

Проводится конкурс для девушек «Коромысло».

Две команды, каждая из пяти-шести девушек, получают по коромыслу с двумя ведрами, наполненные водой. За несколько метров от старта на одинаковом расстоянии стоят по два пенька, каждая девушка с ведрами на коромысле должна обежать пенёк, вернуться назад и передать коромысло с ведрами подруге. Если в пути ведро
упало и разлилось, то девушка возвращается на старт, наполняет его и продолжает борьбу. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием и разольёт меньше воды.

Конкурс для юношей «Тополёк-топорок».

Две команды, каждая из трёх-четырёх юношей, получают по топору. На каждого участника выдают по три одинаковых полена. Чья команда быстрее и качественнее порубит полена на дрова, та и победит. Конкурсы проводятся под фонограмму весёлых казачьих песен.

Ведущая: На берег лунный и пустой Всплыла русалка над водой.
Звезда качается на дне И манит путника к себе.
Играет рябь цветным топазом,
Дробится блеск, искрит алмазом.
Катится тихо над волной Звезда с русалкой молодой.
Цветущий хмель Плетень припутал,
Туман в саду тропу запутал.
Закружит голову во сне,
И детство снится на заре.

Ведущий: Люди, умеющие до ломоты в костях трудиться, просто не могут не уметь отдыхать. А разве же песня — не лучший отдых? Донская степь! Сколько песен и мелодий слышали твои просторы! Не тебе ли твои дочери и сыновья доверяли горе и радость? Какие великие песенники жили и живут в нашем крае! Как умеют они «сыграть» казачью песню: с десятком коленец на одном слоге, с особой сменой дыхания, с полной отдачей.

Ведущая: Сейчас мы с вами проведем песенный конкурс. Только вначале отгадайте загадку:

Что за чудо-красота:
Расписные ворота
Показались на пути —
В них ни въехать, ни войти?!

Ведущий: Правильно, это радуга. Вот и наш музыкальный конкурс называется «Ой ты, радуга-дуга». Сейчас мы эту радугу из песен и построим. Вы мне будете петь песню, в которой упоминается один из цветов радуги.

Конкурс «Радуга-дуга».

Всех зрителей делят на две команды: «соловьи» и «скворцы». Команды поочерёдно исполняют песни, в которых упоминаются цвета радуги. Гармонист поддерживает их музыкальным сопровождением.
Например, красный — «Катни красная, кат на вызрела…», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Жёлтый или золотой — «Когда 6 имел пи-тые горы», «Огней так много золотых». Зелёный — «Ивушки вы, ивушки, деревца зелёные». Голубой — «На мне платье голубое», «Голубой вагон». Синий - «Ходит по полю девчонка», «Синим утром удивлён», и т. д.

Ведущий : Истинные любители песни не поют в одиночестве, а тянутся друг к другу, учатся и учат один другого. Для вас поёт народный коллектив.

Коллектив исполняет частушки «О деревне».

Ведущая: Родной посёлок! Труженик, весельчак, красавец. Что ждёт тебя? Сдюжишь ли в лихолетье перемен? Должен, обязан! Как же иначе?

Ведущий: Хочется верить, что солнце над Русью взойдёт,
Вольные ветры холодные тучи разгонят,
Хочется верить, что больше Земля не застонет.
В выжженном поле надежды росток прорастёт.
Хочется верить, что высохнут слёзы в глазах,
Радость осветит улыбкой усталые лица.

Хочется верить, что вдаль улетевшие птицы Вновь возвратятся, забыв про обиды и страх.
Хочется верить, что злобный, разящий свинец Гибельной вьюгой над миром уже не закружит.
Хочется верить: на смену безверью и стуже Нежность и вера плеснутся из наших сердец.

Хочется верить! Ну, как же без веры прожить?
Как без надежды встречать молодые рассветы?
Хочется верить - придёт бесконечное лето!
Дай же нам, Боже, в душе доброту сохранить!

«Люблю я праздники».

Ведущая: Спасибо вам, дорогие земляки, что пришли на праздник, приняли в нём самое активное участие. Любите свой посёлок! Берегите его! Постарайтесь передать любовь к малой родине не только вашим детям, но и внукам, и правнукам! Счастья вам, здоровья и всех благ!

Наш праздник закончился. До свидания!

Н. Белоконь,
старший методист АКБ № 1 Константиновского района

Post Views: 3 596