Шереметевский дворец. Музейшереметевский дворец - музей музыки Что предлагает гостям Шереметьевский дворец

Сегодня расскажу о Шереметьевском дворце в Останкино. К сожалению, дворец в настоящее время реставрируется, поэтому на фотографиях будут присутствовать леса и другие атрибуты стройки. На первом фото вид дворца и церкви с .


В XVI веке подмосковная деревня Останкино принадлежала дьяку Василию Щекалову, который в 1584 году в этом месте устраивает пруд, сажает рощу, строит дом и церковь. Из всего этого до наших дней сохранился только пруд. Все остальное было уничтожено в Смутное время. Усадьбу восстанавливает в XVII веке князь Черкасский, которому эти владения пожаловал царь Михаил Федорович. Одна из наследниц правнучка князя выходит замуж за графа Шереметьева и Останкино переходит в его собственность в качестве приданного. Настоящий вид усадьба приобрела в XVIII—XIX веках. Строительство самого дворца было завершено в 1795 году.

Вид на дворцовую церковь и Шереметьевский дворец, которого почти не видно за деревьями. со стороны пруда. Пруд, как я отмечал в , ужасно грязный и требует очистки.

Шереметьевский дворец, закрыт лесами и навесом. Перед ним проезжая часть - Первая Останкинская улица, которая до эпохи большевиков называлась Дворцовая.

Кентавры на воротах оригинальной ограды дворца:

Вазы на столбах ограды, также стилизованы под античность.

Центральная часть дворца, в центре портик в коринфском ордере, по бокам - в аттическом. Перед дворцом псевдоантичная статуя.

Правое крыло дворца с дорическими колоннами. Таким образом, в колоннаде использованы все античные стили.

Хозяйственный флигель.

Относящаяся к дворцу церковь Храм Троицы Живоначальной в Останкине. Год постройки 1692. Была построена на месте деревянной церкви. Впоследствии неоднократно перестраивалась.

Церковь невероятно красива. По красоте уступает, наверное, только Храму Василия Блаженного на Красной площади. Все фасады украшены декором.

Фрагменты внешней отделки церкви:

В XVIII веке по Фонтанке проходила южная граница города, для благоустройства окраин новой столицы, Петр I жаловал земельные участки на берегах Фонтанки своим приближенным.

В 1712 году участок, на котором расположен дворец был пожалован фельдмаршалу Б.П. Шереметеву, женатому на родственнице государя А.П.Нарышкиной.
Участок Шереметева занимал огромную территорию. Начинаясь от самых берегов, он доходил до линии нынешнего Литейного проспекта. Первоначально здесь был построен большой деревянный дом со службами, а в середине XVIII столетия его заменили на еще более крупное каменное здание.

Началось строительство в 1740-е годы под руководством архитектора Г.Д.Дмитриева, затем его возглавил С.И.Чевакинский. Отделкой Шереметевского дворца занимался крепостной архитектор Ф.С.Аргунов на рубеже 50-60 годов XVIII столетия.

После смерти жены и дочери граф Пётр Борисович (сын Б.П.Шереметева) в 1768 году переехал в Москву, но усадьба продолжала перестраиваться и во время отсутствия хозяев.

Двухэтажный дворец, построенный в стиле пышного и нарядного барокко, имеет достаточно скромный внешний облик. Здание стоит в глубине парадного двора, раскрытого в сторону реки. Центр главного фасада выделен пилястрами и мезонином, завершенным лучковым фронтоном.

В поле фронтона помещен картуш с гербом Шереметевых. Боковые крылья здания завершены едва намеченными ризалитами, которые так же украшены пилястрами и увенчаны треугольными фронтонами.

После смерти Петра Борисовича усадьба перешла к его сыну Николаю, который с конца 1790-х годов стал регулярно жить в Санкт-Петербурге. При нем интерьеры дворца были переоформлены по проекту архитектора И.Е.Старова. Позднее интерьеры дворца изменялись архитекторами Д.Кваренги и А.И.Воронихиным.

На территории усадьбы были построены новые здания и перестроены Служебные флигели. У Шереметевых здесь был свой театр и оркестр, в которых исполнителями были наиболее талантливые люди из крепостных.

С этим дворцом связана романтическая история женитьбы Николая Петровича Шереметева в 1801 году на крепостной актрисе его театра Прасковье Ивановне Ковалевой, театральное имя которой было Параша Жемчугова. Она умерла вскоре после рождения сына Дмитрия, убитый горем Николай пережил супругу всего на шесть лет. Дмитрий Николаевич и стал следующим владельцем усадьбы.

В 1810-е годы на территории усадьбы были построены Канцелярский флигель и Больничный флигель (со стороны Литейного пр.) и Фонтанный флигель, выходящий в сторону реки. Строительство осуществлялось по проекту архитектора Х.Мейера. Последние серьезные перестройки во дворце осуществлялись в начале XIX века, когда по проекту архитектора Н.Л.Бенуа был пристроен к особняку небольшой флигель.

За время своего существования территория усадьбы значительно уменьшилась, во второй половине XIX века со стороны Литейного проспекта были построены доходные дома.
Архитектор И.Д.Корсини, работавший во дворце в 1837-1840 годы спроектировал, существующую ныне чугунную ограду сада с золоченым гербом Шереметевых над воротами, ограда подхватила усадьбу со стороны набережной Фонтанки.
С историей дворца связаны многие страницы истории русской культуры. Именно здесь в 1827 году художник О.А.Кипренский написал знаменитый портрет А.С.Пушкина.

В 70-е годы ХIХ века в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, под эгидой графа С.Д.Шереметева развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и др.
После революции 1917 года последний владелец усадьбы граф Сергей Шереметев был вынужден передать дом новым властям.

На протяжении XX столетия здесь размещались различные государственные учреждения: Музей дворянского быта, Научно-Исследовательский институт Арктики и Антарктики.

Интерьеры дворца были уничтожены, а во флигеле, построенном по проекту Бенуа, находились жилые квартиры. В одной из них с 1924 по 1952 годы проживала А.А.Ахматова. К столетнему юбилею поэтессы в 1989 году, здесь был открыт ее музей.

С легкой руки Ахматовой Шереметевский дворец получил свое второе название «Фонтанный дом», так она назвала его в своих стихах.

5 марта 2006 году у дворца был открыт памятник А.А.Ахматовой в сороковую годовщину смерти поэтессы.

Памятник - дар директора музея "Исаакиевский собор " H.Hагорского, представляет собой кусок стены с изображением Ахматовой.

Надпись, выгравированная в зеркальном отображении, содержит строчки из ее стихов "Тень моя на стенах твоих". Автором мемориального знака является известный петербургский скульптор В.Бухаев.

В конце XX века здание дворца было передано Музею театрального и музыкального искусства. Залы дворца начали реставрировать.Так после реставрации во дворце был открыт Белый концертный зал, где проводятся концерты классической музыки.

В парадных интерьерах, открытых после длительной реставрации, представлены предметы коллекций Шереметьевых-декоративно прикладное и изобразительное искусство XVII-XX веков, а также частные собрания, поступившие в музей в 1990 годах.

В Шереметьевском дворце размещена Петербургская коллекция музыкальных инструментов (3000 экспонатов).

В ее составе инструменты крупнейших мастеров и исполнителей, а также исторические раритеты. Среди них есть русские музыкальные колокола, а так же старинные арфы, виолы и клавесины, созданные в Европе в XVII-XVIII веках.

Собрание включает в себя и живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели, библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон.

В Фонтанном доме проходят и временные художественные выставки, концерты, а также лекции на различные темы.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Бунатян Г.Г. ,Чареая М.Г.Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Путеводитель Паритет.СПб,2007

© Е. А. Паршина, 2009

Прасковья долго просила мужа открыть странноприимный дом, где бездомные, нищие, увечные люди могли бы получить бесплатное лечение и крышу. Супруги вместе выбрали место для постройки на тогдашней окраине Москвы, за Земляным валом у Сухаревской площади. Первый проект богоугодного заведения был разработан учеником Баженова, крепостным архитектором Елизвоем Назаровым. Домовая церковь в центре здания разделяла его на два крыла, на больницу и богадельню. Удобный подъезд для доставки больных украсили сдвоенными колоннами. Обширную благотворительную деятельность Шереметева прославил придворный поэт Гавриил Державин:

Нет, нет, не роскошью такой
Его днесь в свете прославляют,
Столы прошли, как сон пустой.
Их скоро гости забывают:
Но тем обрел он всех любовь,
Что бедным дал, больным покров.

После смерти жены безутешный граф Шереметев поручил своему другу, архитектору Джакомо Кваренги, перестроить здание Странноприимного дома так, чтобы он стал величественным памятником его усопшей супруге. Достойное, но простое здание Назарова нужно было превратить в великолепный дворец, не имеющий аналогов в мировой архитектуре.

Архитектор Джакомо Кваренги не выезжал в Москву на строительство, а высылал проекты, чертежи и рисунки по почте. Его замыслы на месте воплощали русские архитекторы Миронов, Дикушин и Аргунов, построившие для семьи Шереметевых усадьбы в Кусково и Останкино.

Кваренги заменил простой портик грандиозной полукруглой колоннадой, придавшей зданию торжественность и возвышенность, торцы крыльев украсил шестиколонными портиками, добавил к ансамблю четыре флигеля. Отделка здания, его декор и детали интерьера были выполнены из лучших и самых дорогих материалов, всего на строительство граф потратил три миллиона рублей ― колоссальную по тем временам сумму.

Николай Шереметев всего несколько месяцев не дожил до открытия Странноприимного дома. Оно состоялось в день его рождения - 28 июня 1810 года, при огромном стечении народа. Семья Шереметевых неукоснительно исполняла волю Николая Петровича, принимая деятельное участие в судьбе дома и жертвуя на его содержание огромные суммы.

Общественная деятельность

По духовному завещанию Прасковьи Шереметевой ежегодно отпускались средства на приданое «неимущим и осиротевшим девицам». Нуждавшиеся в помощи девушки тянули жребий 23 февраля, в день памяти Прасковьи, а в Троицкой церкви Странноприимного дома венчались невесты-сироты.

Более 200 000 человек получили в доме помощь. С начала XIX века здесь обосновалось Московское отделение Медико-хирургической академии. К концу столетия укрепляются связи больницы с Московским университетом: в 1884 году она становится его клинической базой. Ведущие ученые страны В.Д. Шервинский, С.С. Заяицкий, Н.Н. Савинов, С.Н. Доброхотов и С.Е. Березовский внедряют здесь передовые методы лечения.

Важным этапом в истории дома стала работа главного доктора Алексея Терентьевича Тарасенкова. При нем было значительно улучшено больничное дело: заменены устаревшие прописи лекарств, установлен контроль за их покупкой и назначением, налажены регулярные обходы и осмотры больных. Он предложил тогдашнему попечителю дома графу С.Д. Шереметеву открыть «приходящее отделение» - бесплатную амбулаторию, а также медицинскую кассу для выдачи пособий больным при выписке на первое время, что и было сделано.

За время работы Шереметевская больница не раз превращалась в госпиталь. После Бородинского сражения сюда привозили раненых солдат и офицеров. В день вступления французов в Москву дом опустел, в богадельне осталось 32 немощных и престарелых человека, в больнице ― 11 раненых русских офицеров. С ними добровольно остались некоторые служащие и врачи. Приняв Странноприимный дом за барский, французы стали было его грабить, но когда узнали, что это благотворительное учреждение, наоборот, выставили у него караул. Многие ценности все же были похищены. Во время пожара пострадали Сухаревский и Докторский флигели, от них остались лишь стены. Дом восстанавливался еще несколько лет.

В страшную эпидемию холеры 1830 года в Странноприимном доме не заболел никто.

Во время Крымской войны здесь был собран санитарный отряд из врачей. В Русско-японскую войну действовал лазарет на благотворительной основе. Позже лечили участников революций 1905 и 1917 годов. В 1919-м в Странноприимном доме была организована Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923-го здесь разместился один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Инициатива восстановить Странноприимный дом и вернуть ему былой блеск принадлежала хирургу Сергею Сергеевичу Юдину.

Главный хирург НИИ им. Склифосовского С.С. Юдин был старостой Троицкой церкви и пожертвовал на восстановление ее росписей Сталинскую премию.

В 1986 году здесь открылся Центральный музей медицины, который в октябре 1991-го получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.

Ансамбль Странноприимного дома ― главный корпус, два боковых, два флигеля во дворе, ворота и ограда, фреска кисти Джованни Скотти в куполе церкви, горельефы в интерьерах скульпторов Г. Замараева и Т. Тимофеева ― входит в список объектов культурного наследия федерального значения и внесен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Троицкая церковь

Предполагается, что среди фигур росписи Троицкой церкви есть портреты Прасковьи Шереметевой в виде ангела с бубном и ее сына Дмитрия в виде херувима с пальмовой ветвью.

По замыслу архитекторов церковь объединяла все части величественного здания. Расстановка и мерный ритм колонн подчеркивают центральную часть здания под высоким куполом. Убранство храма из белого итальянского мрамора и зеленого уральского камня не уступает дворцовым помещениям. Центральный престол церкви посвящен Живоначальной Троице, боковые ― Николаю Чудотворцу и Димитрию Ростовскому. Классическая простота линий и изящество отделки придают двухсветному залу церкви ощущение радости; недаром церковь Странноприимного дома называли вертоградом ― садом Господним.

В конце XIX века произошел забавный случай. В Городскую управу было подано прошение владельца морской выставки «Кит-великан» Вильгельма Карловича Эглита. Хозяин настоящего кита добивался разрешения провести свою выставку в разных местах города, но всюду его постигала неудача, так как для размещения кита-великана надо было строить временный балаган. Эглиту помогло заступничество Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, благодаря которому было дано разрешение разместить балаган на парадном дворе Странноприимного дома. Вход на выставку был платным для всех, кроме учащихся городских училищ. И можно сказать, что богадельня на время приютила еще одного «бездомного».

В 1703 году Петром был основан Петербург. Всего через девять лет он становится столицей государства. Главный город страны при непосредственном участии своего покровителя начинает активно заселяться и благоустраиваться. Одним из первых на перебрался родственник царя граф генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев. Ему под постройку имения был выделен участок №34 по набережной Фонтанки.

Первые каменные строения в усадьбе

Участок с одной стороны ограничивала с другой - Литейный проспект. На время строительства родового имения граф с семьей был размещен на Миллионной улице. На участке со временем появились деревянный дом и служебные флигеля. Новой усадьбе суждено было стать родовым гнездом Шереметьевых. На месте деревянного дома в 1730-х годах был возведен одноэтажный каменный дворец. В 1750-1755 годах надстраивается второй этаж здания, проектированием которого занимались С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов.

Усадьба при Петре Борисовиче

Владевший усадьбой потомок Бориса Петровича в связи со скоропостижной кончиной жены и дочери в 1768 году принимает решение переехать в Москву. Находясь там, он начинает освоение имения. Оно досталась ему в наследство от жены. Впоследствии, уже при его сыне, был полностью достроен Шереметьевский дворец в Останкино. Он, так же как и Северный, является одним из родовых имений и в отсутствие хозяина неоднократно сдается в аренду и продолжает перестраиваться.

Расцвет театрального искусства в усадьбе

Следующим владельцем усадьбы в Санкт-Петербурге становится сын Петра Борисовича Николай. Сначала новый хозяин предпочитал жить в Москве, крайне редко посещая свое Северное имение. Однако уже в 1796 году он переселяется в Санкт-Петербург. Под руководством архитектора И. Е. Старова начинается значительное обновление интерьера дома на Фонтанке. Николай Петрович был большим поклонником сценического искусства. Во дворце им был организован театр, актерами которого служили крепостные. Он даже дал вольную и в 1801 году женился на одной из своих актрис, Ковалевой Прасковье Ивановне. В период его владения перестройкой усадьбы занимались Кваренги и Воронихин. На территории имения при них возникли и Летний дом, а также Каретные сараи.

"Жить за шереметьевский счет"

После смерти Николая Петровича в 1809 году усадьба переходит к его сыну Дмитрию, которому на тот момент было всего шесть лет. Создается опекунский совет во главе с главным попечителем М. И. Донауровым. Продолжается активная перестройка: в 1810-20-х годах появляются Канцелярский, Фонтанный, Больничный и Певческий флигеля. Авторами проектов выступают Х. Мейера и Д. Кварди. При Дмитрии Николаевиче, служившем в Кавалергардском полку, постоянными посетителями дворца становятся сослуживцы владельца, возникает выражение "жить за Шереметьевский счет". Здесь также часто бывают художник Кипренский и Пушкин. В 1837-м году граф связывает себя узами брака с фрейлиной императрицы Анной Сергеевной. От этого брака в 1844 году рождается сын Сергей. В 1838 году в имении появляется чугунная ограда с воротами, украшенная гербом графов Шереметьевых. Архитектор И. Д. Корсини, работавший двадцать лет в усадьбе, кардинально перестроил все дворцовые помещения. В 1840-х годах на ее территории появляется Садовый флигель. Само имение становится одним из самых посещаемых мест столицы. Здесь проводятся музыкальные вечера, которые украшают своими выступлениями Глинка, Берлиоз, Лист, Шуберт. Первая супруга Дмитрия Николаевича умирает от отравления в 1849 году. Спустя десять лет, в 1859 году, он женится во второй раз. На свет появляется сын Александр. К Шереметьевскому дворцу в 1867 году пристраивается Северный флигель. Автор проекта - Н. Л. Бенуа.

Сергей Дмитриевич и его взгляд на усадьбу

В 1871 году граф Дмитрий Николаевич умирает. В результате раздела имущества Шереметьевский дворецдостается в наследствоСергею Дмитриевичу.В 1874 году на территории усадьбы появляются новые пятиэтажные корпуса (архитектор А. К. Серебряков). Со стороны Литейного проспекта возводятся доходные дома, парадную часть на Фонтанке - 34 оставляют без изменений. Начало двадцатого века проходит под знаком разрушения. Уничтожаются Грот, Эрмитаж, Садовые ворота, Оранжерея, Китайская беседка. Манежи и Конюшни перестраиваются в Театральный зал - сейчас это Драматический театр на Литейном. Появляются в 1914 году двухэтажные (архитектор М. В. Красовский).

Имение после революции

В послереволюционный период Шереметьевский дворец был передан Сергеем Дмитриевичем в распоряжение новой власти. В одном из его флигелей с середины 1924 до 1952 года проживала А. А. Ахматова. Основные части здания были переделаны. До 1931 года здесь располагался музей. Шереметьевский дворец в 1984-м году принял НИИ по Арктике и Антарктике. В результате ненадлежащего использования и ухода интерьеры залов утратили былое величие и красоту, а часть флигелей стали жилыми квартирами. В конце 20-го века постепенно начало меняться отношение к имению. Шереметьевский дворецподвергся реставрации. Основной целью этого мероприятия являлось воссоздание атмосферы XVIII столетия. Первая выставка в Шереметьевском дворце была представлена экспонатами, принадлежащими семье хозяев имения. Среди них совершенно уникальные образцы. Здесь коллекции картин и предметов искусства, музыкальные инструменты. В доме на Фонтанке, 34 традиционно проводятся концерты и художественные экспозиции. С 1989 года работает Литературно-мемориальный музей А. А. Ахматовой. В нем воссоздана рабочая комната поэтессы. Широкой публике представлены ее книги, фотографии и личные вещи. В 2006 году на площадке у Шереметьевского дворца появился памятник А. А. Ахматовой. Его открытие было приурочено к сороковой годовщине смерти поэтессы.

Что предлагает гостям Шереметьевский дворец?

Музей музыки, расположенный в здании имения, имеет в своих запасниках огромную коллекцию старинных инструментов. Она по праву считается одной из лучших в мире. В коллекцию входят уникальные инструменты, созданные русскими и европейскими мастерами в 16-ом - 18-ом веках, принадлежащие царской династии Романовых, а также уникальные образцы со всего света, не имеющие аналогов. Также в музее находятся русские колокола и воссозданные копии различных античных инструментов. Посетить музей можно в рамках ежедневно проходящих там экскурсий. Темы их весьма разнообразны. Например, в рамках экскурсии "Графы Шереметьевы" можно узнать много нового о создателях имения, их жизни и судьбе. Есть и другие программы. Например, "Фонтанный дом. Дворец и усадьба". Эта экскурсия посвящена архитектурному памятнику-усадьбе и ее созданию. В ее рамках можно узнать много увлекательных подробностей из жизни дворца, например, одну из легенд о том, что при проектировании дома были использованы чертежи Ф. Б. Растрелли. Но все-таки большинство экскурсий, проходящих в Шереметьевском дворце, посвящено музыке: "Эволюция клавишных инструментов", "Духовые инструменты — народные и профессиональные", "Выдающиеся имена в коллекции музыкальных инструментов" и другие.

Усадьба сегодня

Шереметьевский дворец, был предметом гордости пяти поколений его хозяев, их родовым гнездом. На протяжении нескольких веков каждый из владельцев сохранял и приумножал имущество рода. Предметы искусства, картинная галерея, античные скульптуры, нумизматическая и оружейная коллекции, богатейшая библиотека - вот далеко не полный перечень того, чем владели хозяева усадьбы до 1917 года. Шереметьевский дворец, фото которого представлены выше, на протяжении нескольких веков был местом встречи интеллигенции. Сегодня он не потерял своего былого величия и продолжает притягивать к себе миллионы людей.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Шереметевский дворец - Музей музыки, также именуемый «Фонтанный дом» по месту своего расположения на территории бывшей усадьбы графов Шереметевых «Фонтанный дом». Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки - С. Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.

До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых.

После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства, библиотеку, собрание церковной утвари и икон.

В 1990 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

Музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов и является одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. В ее составе инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI-XX вв.; мемориальные инструменты композиторов русской школы 19 - 20 столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальные инструменты всех континентов мира.

В музее функционирует постоянная выставка «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга 18 - начала 20 веков», открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

Полезная информация

Режим работы: четверг-понедельник 11.00-19.00, среда 13.00-21.00, касса закрывается на час раньше, выходные: вторник и последняя среда месяца.

Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 34