Театр Комеди Франсез в Париже: подробное описание. Театр «Комеди Франсэз» в Париже Купить билеты в Комеди Франсез

Комеди-Франсез (Comedie Francaise) – самый старый во Франции драматический театр. Здание построено по проекту Луи в конце XVIII столетия. В XIX веке театр реконструировали под руководством Шаброля и Фонтена. Труппа Комеди-Франсез была создана самим Жаном-Батистом Мольером, а в театре шли практически все его пьесы. С именем Комедии Франсез связана деятельность таких великих драматургов Франции, как […]

– самый старый во Франции драматический театр. Здание построено по проекту Луи в конце XVIII столетия. В XIX веке театр реконструировали под руководством Шаброля и Фонтена.

Труппа Комеди-Франсез была создана самим Жаном-Батистом Мольером , а в театре шли практически все его пьесы. С именем Комедии Франсез связана деятельность таких великих драматургов Франции, как Бомарше, Дидро, Вольтер, Расин .

Во времена Французской революции театр назывался Театром Нации . В конце XVIII века его обратно переименовали в Комеди-Франсез. В XIX веке в репертуар входили постановки произведений Виктора Гюго, Ожье, Дюма-сына и многих других известных писателей и драматургов. В XX веке театр испытывает влияние реформаторских идей Антуана , обогатившими репертуар лучшими произведениями мировой и французской драматургии.

В здании располагается также музей Комедии-Франсез . По соседству на улице Ришелье стоял дом, где умер Мольер , а в доме №69 на улице Ришелье (сейчас это современное здание), Стендаль работал над своим знаменитым романом «Красное и черное».

Во времена СССР театр Комедии-Франсез четырежды был с гастролями.

Place Colette, 75001 Paris, France
comedie-francaise.fr‎

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Ни для кого не секрет, что Париж по праву считается культурной столицей мира. У большинства жителей планеты на слуху имена великих деятелей литературы, которые родом именно из Франции: Гюго, Дюма, Мольер. Пьесы по их произведениям, в большинстве своем, ставились в не менее знаменитом театре под названием Комеди Франсез (Comédie-Française). Театр Комеди Франсез очень знаменит в Париже.

Это старейшее учреждение культуры Франции, история которого насчитывает свыше 300 лет. Комеди Франсез – ведущий театр Парижа. Он же является одной из ярких звёзд в линейке . Кстати почему-то именно русские туристы просто обожают Комеди Франсэз

Немного истории

Эта достопримечательность была создана по приказу Людовика Четырнадцатого (Короля-Солнце). В те годы скончался Мольер и дабы увековечить память этого знаменитого деятеля, было решено возвести Комеди Франсэз. Уже в те времена театр находился на государственном финансировании. Располагалась жемчужина культурного наследия, как и сейчас, прямо в центре Парижа.

Ныне, этот театр считается старейшим не только во Франции, но и в целом, в Европе. Его и в современности французы иногда называют «Домом Мольера». Кстати, в Комеди Франсез были поставлены все без исключения пьесы Мольера. Но кроме этого, на сцене были представлены произведения:

  1. Дидро.
  2. Расина.
  3. Вольтера.
  4. Бомарше.

В разные исторические периоды, когда во Франции то бушевали революции, то было относительно спокойно, труппа театра не могла оставаться в стороне от происходящего. В рядах актёров были и революционеры, и оппозиционеры, но во все времена актёры были и есть сплоченной командой.

Впрочем, такому порядку вещей весьма способствовали установленные в этом учреждении регламенты. В уставе ясно написано о том, что труппа должна ежедневно собираться и играть столько сколько нужно, без права отказа от ролей, либо спектаклей. Быть актером Комеди Франсэз уже тогда было очень престижно. Каждый из тех, кто имел хоть какое-то отношение к театру, стремился попасть в дружный коллектив Комеди Франсез. У истоков становления труппы Комеди Франсэз стояли:

  1. Л. Бежар.
  2. Ш. Лагранж.
  3. М. Шанмеле.
  4. М. Барон.

Началом развития Комеди Франсэ стало объединение сразу пары парижских театров: «Маре» и «Бургундский отель». Именно в Комеди Франсез перенесли кресло, в котором по легенде скончался Мольер во время игры в очередном спектакле. Кстати, по свидетельству старожил, он изображал именно умершего в кресле больного, но в действительности скончался.

В Комеди Франсез всегда приглашали лучших актеров и режиссеров. На его сцене играли: Жан Маре, Самари, Сара Бернар. Огромное внимание в Комеди Франсэз уделялось правильной речи, постановке голоса, художественному образу. Хорошая дотация из казны государства давала возможность режиссерам ставить пьесы с использованием самых передовых новелл своего времени. Богатейшие, а главное, красивейшие декорации, прекрасные костюмы. Всем этим отличался Комеди Франсез. А ещё на его сцене актеры говорили исключительно на французском языке.

Современность

Сейчас в Комеди Франсез ставят самые разнообразные пьесы и спектакли. Режиссёры не ограничивают себя веяниями времени. Они привыкли использовать в своей работе все разнообразие мировой литературы и культуры. Ставят спектакли, датированные античным периодом, средними веками, Возрождением, 19 веком и, конечно, современностью. Актёры, которые задействованы в постановках – представители разных стран мира.

К примеру, в знаменитом Комеди Франсез поставлен спектакль «Лес» по произведению Островского. Русская классика у режиссёров этого театра в большом почёте. Многие из таких постановок становятся конкурсными работами. Но играют их на чисто французском языке.

Как стать зрителем этого знаменитого театра?

Если начать с цены, то в Комеди Франсез представлены разные категории билетов. Все зависит от места. Наиболее дорогие из них стоят свыше 40 Евро, самые дешёвые – чуть боле 6 (галёрка). Приобретаются билеты на сайте Комеди Франсез. Купить их можно и в кассах театра. Или написав нам [email protected]

Возможность побывать на спектаклях в Комеди Франсэз весьма востребована, поэтому позаботиться о приобретении билетов необходимо заранее. Можно прийти за несколько часов до начала действа, чтобы попытать счастье приобрести билеты, от которых отказались по тем или иным причинам. Но такая возможность появляется редко, поэтому о билетах стоит позаботиться заблаговременно.

Во Франции весьма распространены так называемые Дни молодежи. Представители культурной сферы используют их как предоставление возможности молодым людям культурно образовываться. Каждый первый понедельник нового месяца, для людей, которые не достигли возраста 28 лет, места в театре выделяются на безвозмездной основе.

Координаты Комеди Франсез

Этот театр находится в сердце Парижа, недалеко от . Комеди Франсез стоит на углу улицы Ришелье и площади Пале-Рояль.

Доехать до одной из главных достопримечательностей Франции можно одним из маршрутов автобусов: № 95, 21, 39, 27, 48, 68, 67, 81. Можно сесть на метро и следовать до станции Palais Royal – Musée du Louvre.

КОМЕДИ ФРАНСЕЗ (La Comédie Française; официальное название – Театр Франсе – Théâtre Français), французский национальный театр, один из старейших театров Парижа. Основан в 1680 по указу Людовика XIV.

К 17 в. французский национальный театр еще не сформировался окончательно, несмотря на всплеск развития драматургии (П.Корнель , Ж.Расин , Ж.-Б.Мольер) – общая эстетическая система профессионального театра (как в это же время в Англии) переживала период становления. Ренессанс, оказавший огромное влияние на развитие театра, пришел во Францию на полтора века позже, чем в Италию, и французский театр находился под влиянием светской и клерикальной властей. Регламентацию в это время испытывали все виды французского искусства, это подчеркивалось созданием Академий . Положение осложнялось и тем, что Людовик XIV был любителем театра, так что покровительство власти оборачивалось жестким контролем. Подтверждением тому служит трагическая история жизни Ж.Б.Мольера, которому удавалось, лавируя между требованиями короля и амбициями труппы, удерживать свой театр на высоком профессиональном уровне. После его смерти в 1673 для французского театра наступили не лучшие времена. Бывшая труппа Мольера, объединившаяся с труппой театре Маре и обосновавшаяся на сцене отеля «Генего», конкурировала с труппой «Бургундский отель», соревнуясь за благосклонность короля. Жизнь двух парижских театров состояла из интриг и распрей, зрительский интерес катастрофически снижался.

Для сохранения национального театра 18 августа 1680 Людовик XIV подписал указ, предписывающий слияние трупп «Генего» и «Бургундского отеля». В новый театр переходили лишь лучшие актеры. Указ даровал театру монопольное право на показ спектаклей в Париже. «Театр Французских Комедиантов» (первоначальное название) получил королевскую дотацию в 12000 ливров и руководство – назначаемых королем суперинтендантов, определявших репертуар, состав труппы и творческие вопросы. Уже 25 августа в обновленном составе были сыграны Федра Расина и Орлеанские кареты Ля Шапеля.

В труппу вошли 15 актеров и 12 актрис, в том числе М.Шанмеле, М.Барон, П.Пуассон, Ш.Лагранж, Н.Отерош, К.Розимон, А.Бежар и др. Будучи придворным театром, по своей организационной структуре он представлял собой актерское товарищество (société). Доходы делились на 24 пая (распределением паев занималось руководство); основные участники товарищества, сосьетеры, имели право на получение пая или его части. В труппу входили и т.н. пансионеры – актеры, приглашавшиеся на отдельные роли.

Эта организационная структура театра сохранялась практически все время существования театра. Изменялась она лишь однажды, на несколько лет, в период французской буржуазной революции конца 18 в. Принятый Учредительным собранием в январе 1791 Декрет о свободе театров переименовал Комеди Франсез в Театр Нации и отменил его королевские привилегии и подчинение двору. В 1792 политическая борьба внутри театра привела труппу к размежеванию на роялистов и республиканцев. Актер Ф.Ж.Тальма, исповедовавший идеи революционной героики и гражданственности театрального искусства, вместе с группой своих единомышленников (Ж.Б.Дюгазон, Ф.М.Р.Вестрис и др.) вышел из состава Комеди Франсез и организовал Театр Республики. В 1793 актеры Театра Наций были арестованы якобинскими властями за постановку реакционной драматургии и были приговорены к гильотине. Их спас от смерти актер-любитель Лябуссьеp, но освобождены они были в 1794, после свержения Робеспьера. А в 1799 обе части труппы воссоединились; театру было возвращено прежнее название. Статус и структура Комеди Франсез были подтверждены в «Московском декрете» Наполеона, подписанном в 1812, во время военной кампании против России. Этот декрет подчеркивает важность театрального искусства (в том числе его идеологическую составляющую) для становления и укрепления государственности.

В 17 в. монополия на работу в Париже и королевская субсидия дала театру огромные финансовые преимущества. Однако творческая и повседневная жизнь театра была строго регламентирована. 40 уставных правил определяли еженедельные собрания труппы с обязательным присутствием каждого актера, обязанность сосьетеров ежедневно принимать участие в спектаклях, невозможность отказаться от порученной роли и т.д. За непочтительное отношение к коллегам и использование лексики, «не принятой среди благородных людей», члены труппы платили штрафы, идущие в пользу бедных. Штрафы назначались и за опоздания.

Кроме труппы и высшего административного персонала (казначей, секретарь и контролер, выдвинутые сосьетерами из своего состава и выполнявшие свои обязанности на общественных началах), в театре был большой штат наемных служащих: консьерж, кассир, осветитель, печатник, изготавливающий афиши, портье и др.

С 1802 театр базируется на улице Ришелье в районе Пале-Рояля. Комеди Франсез оказался в помещении, на сцене которого работал Мольер. Здесь у театра была основная сцена с залом на 750 мест и зал поменьше, около 300 мест – Театр Старой Голубятни, а также небольшой зал на 100 мест в Лувре.

Второе, почти официальное, название театра – Дом Мольера, который часто называют Театром слова (Théâtre du Mot). Это подчеркивает творческие тенденции, которым следует коллектив: опора на высокую драматургию, углубленное внимание к языку, речи, чтимых как национальное достояние.

Привилегированное положение театра позволяло привлекать в труппу лучших актеров Франции. Чуть ли не все имена французских актеров, получивших мировую известность за последние триста лет, так или иначе связаны с Комеди Франсез: М.Дюкло, А.Лекуврер , А.Лекен, М.Дюмениль, И.Клерон, Ж.Б.Бризар, Марс, К.Дюшенуа, Жорж, Э.Рашель , С.Бернар , Ж.Муне-Сюлли, К.Коклен и др. А также лучших французских драматургов – Ж.Ф.Реньяра, А.Р.Лесажа , П.Мариво , Ф.Вольтера , Д.Дидро , П.Бомарше , В.Гюго , Э.Скриба , А.Дюма-сына , В.Сарду и др.

Определенный кризис театр пережил в конце 19 – начале 20 вв., в период коренной трансформации мирового театра. Становление режиссерского театра, заставившего весь мир пересмотреть основные принципы театральных постановок, вступили в противоречие с исконными традициями театра, когда сосьетеры осуществляли и функции режиссера, подбирая драматургический материал в первую очередь с точки зрения выигрышности своих ролей. Так, незадолго до создания МХТ , К.С.Станиславский объявил артистов Комеди Франсез «самыми большими врагами Мольера», противопоставляя псевдоисполнительским традициям свежее режиссерское прочтение драматургии.

Первую попытку переломить ситуацию предпринял драматург-сатирик Э.Бурдэ, назначенный в 1936 на пост генерального администратора. Он пригласил в театр самых ярких авангардистов: Ж.Копо , Л.Жуве, Ш.Дюллена и Г.Бати. Они и в новых постановках, и в работе над старыми спектаклями снимали архаический стиль, пытаясь создать из формального собрания актеров-звезд творческий ансамбль. Однако вся четверка режиссеров не ставила своей задачей коренную переделку сложившегося организма, они были «людьми со стороны» и не рассматривали этот театр как «свой». Речь могла идти об отдельных удачах отдельных спектаклей.

Генеральная реформа театра связана с именем Ж.Мейера, ученика Жуве и выпускника Парижской консерватории драматического искусства, учебного заведения, находившегося под эгидой Комеди Франсез. Свои первые спектакли он ставит в 1944, а в 1946, после того, как театр покинул Ж.Л.Барро, назначается руководителем классических постановок. Мейер проработал в театре около двадцати лет, насаждая новую эстетику, воспитывая и обучая молодых актеров внутри театра, без отрыва от живой сценической практики. Его спектаклям сопутствовал зрительский успех, его творчество высоко оценивала критика, связывая спектакли Мейера с возрождением национального театра. Но стремление к единству творческого руководства обусловило конфликт режиссера с комитетом сосьетеров, в итоге вынудившим Мейера покинуть театр. Однако этот период не прошел бесследно; считается, что сегодня театр – чуть ли не единственный в мире классический театр национального масштаба, не чурающийся экспериментов. Так, в 1970-е в репертуар были включены даже постановки абсурдистов Э.Ионеско и С.Беккета. Косвенным подтверждением тому можно считать приглашение в театр на постановки таких российских режиссеров, как А.Васильев (Маскарад , 1992 и Амфитрион, 2002) и П.Фоменко (Лес , 2003).

Сегодня театр сохраняет свою организационную структуру. Им управляет генеральный администратор (сейчас это – М.Бозонне), работу которого контролирует сосьетеры (их уже не 27, а 40). Кроме того – 20 пансионеров. По словам Бозонне, «нет такого пансионера, который не мечтал бы стать сосьетером». Удается это не каждому – на ежегодном собрании не менее 21 сосьетера должны проголосовать за изменение статуса актера. Переход в сосьетеры влечет за собой изменения в творческом статусе и в материальном положении: их доходы превышают заработок пансионеров в 2–3 раза. Комитет сосьетеров решает и вопросы перевода актеров на пенсию.

В России театр гастролировал в 1954, 1969, 1973 и 1985 гг. В 2005 Комеди Франсез стал участником Московского международного Чеховского фестиваля, куда привез спектакль Лес в постановке П.Фоменко.

Татьяна Шабалина

Старейший не только во Франции, но и во всей Европе французский театр « » (Comédie-Française), работает уже больше 330 лет. Он является ведущим драматическим в Париже, а также одной из самых известных достопримечательностей города, особенно любимой русскими туристами. Театр «Комеди Франсез» был создан указом короля Людовика XIV спустя семь лет после смерти знаменитого Жана-Батиста Мольера.

По сути, в этом театре указом короля было объединено два парижских театра, имевшихся тогда в столице Франции. А именно театр Мольера, ранее слившийся с театром «Маре», и театр «Бургундский отель». В труппу вновь созданного театра вошли известные в то время актеры М. Шанмеле, Л. Бежар, Ш. Лагранж, М. Барон и др. В Доме Мольера, как ещё иногда называют «Комеди Франсез», были показаны практически все пьесы великого драматурга. Здесь ставились постановки Бомарше, Дидро, Вольтера и Расина.

Благодаря объединению в 1680 году театр стал получать ежегодную королевскую дотацию в 12000 ливров, а также иметь возможность ставить пьесы на французском языке. Обладая монополией на исполнение литературной драмы, и получая дотацию, позволяющую приглашать лучших актёров, «Комеди Франсез» завоевал славу крупнейшего театра Франции.

В настоящее время Дом Мольера является одним из немногих репертуарных театров в Европе, где ставятся постановки, начиная с античности и до наших дней. Причем приглашаются современные авторы из различных стран. Так, например, Петр Фоменко поставил здесь пьесу А. Островского «Лес», которая была показана на международном чеховском фестивале в 2005 году. Кроме Мольера ставят здесь и зарубежных, в том числе и русских, классиков. «Комеди Франскз» в различные сезоны представлял и «Трамвай "Желание"», и «Вишневый сад», и «Женитьбу». Однако, абсолютное большинство постановок идут на французском. Причем на очень хорошем французском.

Как доехать до «Комеди Франсез»?

Находится « » в самом центре французской столицы, на правом берегу . Расположился он в нескольких шагах от Лувра, в Парижа, на углу площади Пале-Рояль и улицы Ришелье. Добраться до него можно любым автобусом маршрутов №№ 21, 27, 39, 48, 67, 68, 69, 81, 95, или на до станции Palais Royal – Musée du Louvre.

Как попасть на спектакль в «Комеди Франсез»?

Самый дорогой билет на спектакль в этом театре стоит 41 евро, а самый дешевый всего 6 евро.

Билеты можно приобрести на официальном сайте «Комеди Франсез» или в кассе театра. Но об этом нужно позаботиться заранее, так как билеты раскупаются в миг.

Если вы не успели купить билет, то можете прийти за несколько часов до спектакля и попробовать приобрести билет, который вернули в кассу или попасть на галерку за 6 евро.

Каждый первый понедельник для молодежи (младше 28 лет) выделяются бесплатные места.

Приятного посещения «Комеди Франсез»!

Комеди Франсез – самый древний театр Европы, находящийся в столице Франции. Основан во второй половине XVII века по приказу Людовика XIV. Театр функционирует уже более трех столетий и является знаменитой достопримечательностью столицы. Официальное название – Театр-Франсез.

В Париже Комеди Франсез единственный функционирует за счет государственного бюджета. Расположен он в сердце французского города – во дворце Пале-Рояль. Неформально это культурное заведение имеет название «Дом Мольера», так как до его образования в особняке проводила концерты его труппа.

История создания

После кончины известного драматурга Мольера в Париже находилось два драматических театра. Это были «Отель Генего» и его конкурент – «Бургундский отель». Указом короля в 1680 году драмтеатры объединили. В конце августа того же года на сцене Франсез уже выступала труппа, в состав которой входили самые известные актеры Франции. На театральной площадке было представлено все творчество великого Жана-Батиста Мольера.

Благодаря слиянию новый французский театр стал каждый год получать пособие от короля, что дало возможность представлять спектакли зарубежных авторов. Монопольное существование и получение денежных средств от государства позволило дому театрального искусства обрести небывалую популярность во всем мире.

Комеди Франсез сегодня

Дом Мольера – один из немногочисленных драматических театров Европы, где можно увидеть спектакли различных времен – от античности до современности. Помимо пьес французских драматургов можно увидеть работы авторов зарубежья. В мольеровский дом приглашаются режиссеры со всего мира.

Так в 2006 году здесь ставил комедию А. Островского «Лес» российский режиссер П. Фоменко. Также из зарубежных пьес в доме Мольера были показаны «Вишневый сад» А. Чехова, «Женитьба» Н. Гоголя и другие. Но все же большая часть театральных представлений на французском языке. Театр практикует показ спектаклей в кино. В новом сезоне будут представлены труды великих классиков: Мольера, Шекспира, Расина, Мариво.

Практическая информация

Комеди Франсез расположен в центральной части Парижа на улице Ришелье, напротив Лувра. Добраться до него не составит большого труда – многие маршруты автобусов идут через площадь Пале-Рояль. До Франсеза также можно добраться с помощью метро до станции Palais Royal – Musee du Louvre.

Стоимость билетов варьируются в диапазоне от 6 до 42 евро. Есть возможность купить билет на постановку на официальном веб-сайте – https://www.comedie-francaise.fr/, а также в кассе театра.

Если вы вовремя не приобрели билет, то за некоторое время до начала спектакля можно подойти в кассу и узнать, если ли свободные места. Вполне возможно, что кто-нибудь вернул билет в кассу.

Для молодых людей в возрасте до 28 лет можно бесплатно попасть на театральное представление в первый понедельник месяца.