Требования к оформлению читательского дневника

Дневник читателя - это дневник для книголюбов (и для тех, кто должен ими стать, т. е. для школьников, которым приходится читать летом по заданным спискам), он является идеальным журналом для учёта истории книг, которые вы прочитали и хотите оставить всё самое важное, собрав всё по разным книгам в одном месте. Эта книга, от первого в России наставника по чтению, научит анализировать и понимать книги, покажет, что литература - это целый мир, в котором вы тоже можете стать творцом.

Этот дневник представляет собой прочную книгу/дневник, которая состоит из двух частей. В первой части объясняется, чем можно заниматься в читательском дневнике : как записывать свои впечатления и цитаты, рисовать любимых героев, составлять словарь, даже придумывать кроссворд или интеллект-карту, искать рецепт блюд, упоминавшихся в книге, придумывать фанфик. Здесь есть примеры, составленные детьми - учениками Марты.

Вторая часть дневника - творческие страницы , которые читатель и будет заполнять.

Это полезный подарок для любителей книг, которым полезно отслеживать все свои литературные завоевания, для любого школьника , потому что такой дневник поможет быстро вспомнить прочитанные произведения и написать сочинение (незаменимо для подготовки к ЕГЭ!). Как бы ни были удобны тома с краткими содержаниями литературных произведений, своя собственная "выжимка" гораздо полезнее любого из них. Здесь именно ваши мысли и ощущения, то, что поможет вам написать уникальное, неповторимое сочинение.

Дневник индивидуален, поэтому каждому читателю - свой экземпляр . Для семей книголюбов рекомендуется приобретать экземпляры для каждого читающего члена семьи.

Читательский дневник научит свободно выражать и записывать на бумаге свои мысли; рассуждать логически, анализировать, находить закономерности, работать с информацией; обращать внимание на детали; запоминать важное. Это именно те самые навыки, которые требуются при написании любого эссе .

Тем, кто любит писать , эта книга поможет развить писательское мастерство, расширит кругозор, научит через анализ литературного произведения лучше понимать себя и других людей.

Более того, эта уникальная книга привьёт любовь к литературе и чтению, разнообразит досуг, потому что в ней собрано много идей, как провести время после прочтения книги.

Дневник написан живым языком, с ним дети начинают творить !

Страницы вы можете заполнять как угодно: если вы не хотите рисовать иллюстрации, оставьте эти страницы для записи о книгах. Никакого навязывания чужой воли: это ваш дневник.

Некоторые страницы на фото:



От автора

У тебя в руках редкость. Почти у каждого есть мобильный телефон или хорошие кроссовки, а читательский дневник - только у творческих и вдумчивых. Таких людей ещё называют талантливыми. Им обязательно нужно место для их идей, впечатлений, рисунков, чертежей. И в читательском дневнике его много! Это территория твоей свободы.

Первые страницы заняты рассказом о том, как можно с азартом и фантазией заполнять читательский дневник. Вторая часть - пустые развороты. Простор для тебя, главного человека в этом читательском дневнике.

Когда здесь не останется пустых строк, читательский дневник станет порталом в мир твоих суперспособностей ко всему на свете: рисованию иллюстраций, анализу фактов, кулинарии, написанию рецензий, а главное - увлечённому чтению художественной литературы, такому же редкому дарованию , как телепортация, предвидение или управление стихиями.

Сейчас ты прочёл сколько-то книг, может быть, одну, а может, несколько десятков. Их все ты кое-как держишь в памяти. Наступит день, когда ты уделишь внимание сотням писателей и их историям. Чтобы всё вспомнить, тебе будет достаточно пролистнуть свой читательский дневник.

Поспорить с Пушкиным, побыть соавтором Чехова, наставить восклицательных знаков, опубликовать разгромную критическую рецензию на последний роман Роулинг, выкрасить все буквы в зелёный цвет... Нет такого другого места, в котором столько свободы, сколько в читательском дневнике.

Что в книге?

КАК ВЕСТИ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

5 причин вести читательский дневник
Дневники великих
Что можно делать в читательском дневнике
Что ещё можно делать в читательском дневнике
Как писать о своих мыслях и чувствах
Звезда, круг, буква - шифр!
Зачем выписывать цитаты?
5 советов начинающему иллюстратору
Составь словарь книги
Интересные факты
5 действий картографа
Анатомия рецензии
Напиши фанфик
Попробуй литературу на вкус
Лучший способ задавать вопросы
Инструкция по составлению литературного кроссворда
Тайна двух книжных полок

МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Цитаты и мои мысли
Иллюстрации
Словарик
Интересные факты
Карта
Рецензия
Фанфик
Рецепт
Кроссворд

Об авторе

Марта Райцес - основатель и методист первой в России организации профессиональных наставников по чтению «Книжный гид».

По её словам, чтение - это занятие, в котором нужно развиваться постоянно: «Мы популяризируем чтение и показываем людям, что на самом деле это не просто развивающее занятие. Это ещё и исключительно интересно. Чтение - прекрасный вид досуга. Помимо этого мы формируем навыки, которые помогут человеку при чтении. Это навыки анализа текста, запоминания, методики скорочтения, способность рисовать интеллектуальные карты, ориентироваться в историко-культурном контексте ... Очень важно, что мы преподносим всё это в лёгкой форме, без назидательности».

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и , а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

Шаблоны оформления читательского дневника

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

NB Читательский дневник заполняется в течение семестра . Сдается на проверку не позднее 20 декабря (для нечетных семестров) и 20 мая (для четных семестров) 1 . После указанной даты дневники на проверку не принимаются и не допускаются для использования во время сдачи экзамена/зачета.

В случае соблюдения всех требований дневником разрешается пользоваться на экзамене/зачете (тексты произведений, конспекты научной литературы, шпаргалки, телефоны и прочие средства «спасения» использовать нельзя).

Структура дневника:

    Название прочитанного произведения (если у поэтического произведения нет заглавия, то в качестве названия указывается первая строчка), автор (если оно не анонимно).

    Цитаты из текста, отражающие суть произведения (небольшие по объему лирические тексты – до 8 строк – можно цитировать целиком).

    Имена основных действующих лиц, их характеристики, тезисно отметить последовательность развития событий (для драматических и эпических произведений). Характеристика лирического героя (для лирики).

    Цитаты из исследовательской литературы и учебников по данному автору или произведению 2 (обязательны ссылки на источник цитирования с полным указанием библиографических данных, оформленных по стандарту). Количество и объем цитат определяется здравым смыслом и начитанностью автора дневника.

Википедия, Рефераты.ру и т.п. не считаются ни исследовательской, ни учебной литературой!

    Характеристика произведения с точки зрения его жанра (определить жанр и указать его признаки в этом произведении).

    Характеристика произведения с точки зрения его принадлежности к одной из эстетических парадигм 3: определить литературное направление (художественный метод) и указать его признаки в поэтике произведения.

    (Опционально) Собственные размышления по поводу прочитанного произведения (размышления и рассуждения, но не оценка произведения!).

Примечания : для нескольких небольших по объему поэтических произведений одного автора, относящихся к одному жанру, пункты 4-6 могут быть общими.

Тексты, выделенные в списке литературы курсивом, обязательны для прочтения, но в дневнике не описываются.

Образец заполнения читательского дневника

А. Для поэтических произведений

    «Вороне раз кусок лисицы», «Ну наконец-то получилось», «Ночь улица фонарь аптека».

вороне раз кусок лисицы послал какой то добрый бог и басня стала и короче и справедливее в разы

ну наконец-то получилось сизиф устало закурил на камне посидел подумал вскочил и вниз его столкнул

ночь улица фонарь аптека не в шутку дядя занемог скажи-ка дядя ведь недаром пекут поэты пирожки

  1. В первом и во втором стихотворениях лирического героя нет, потому что в обоих случаях сюжет не лирический, а эпический. В третьем произведении лирический герой представлен имплицитно: нет его явной номинации, но само стихотворение представляет собой речь лирического «Я».

    «Интернет завоевали пирожки – скорые, румяные и горячие четверостишья, написанные без знаков препинания, без заглавных букв и, как правило, без рифмы. Пирожковая поэзия активно распространяется через социальные сети, и потому большинство четверостиший уже потеряли своих авторов: они переходят со страницы на страницу, словно афоризмы или интернет-мемы. <...> Пирожок, как следует из правил сообществ, должен "волновать, не быть банальным и соответствовать духу пирожка"». (Вагина, М. Пирожки: как пишут и с чем едят [Электронный ресурс] / М. Вагина // Мнения.ру. – URL: 4)

«Когда-то давным-давно жили-были прекрасные авторы... Живут они и сейчас, но когда-то давным-давно они писали... Пишут они и сейчас, но тогда они писали хокку. Это была довольно большая и веселая тусовка на сайте hokku.ru , а также его ответвлении stih.ru . В какой-то момент хозяева сайта перестали им заниматься, и он стал периодически переставать работать. В связи с этим автор по имени Вадим Саханенко (Сохас) открыл форум на движке fastbb (впоследствие превратившемся в borda), куда пригласил своих друзей и знакомых с хоккуры писать хокку, а также экспериментировать с другими минималистическими поэтическими жанрами: сдвоенные хокку с рифмой, лимерики и другие; впоследствии все эти разделы форума были закрыты, и остался один единственный заветный жанр.

В начале 2003-го года пользователь al cogol (Владислав Кунгуров) опубликовал на сайте stih.ru стихотворение "пирожки". Оно состояло из нескольких четверостиший, написанных четырехстопным акаталектическим ямбом, строчными буквами, без рифмы и знаков препинания. Стихотворение было очень прикольным и необычным, четверостишия были, в общем-то, не связаны между собой, большая часть четверостиший была о еде. Вадим увидел это стихотворение, ему очень понравилось, и он предложил Владиславу создать из этого жанр и писать пирожки у него на форуме. Стремительно определив правила жанра во взаимной переписке, Сохас и al cogol начали обмениваться этими короткими смешными стихами. Происходило это в конце 2003-го года. Этот момент можно считать отправной точкой для пирожков как для самостоятельного жанра». (Васильев, В. История пирожков [Электронный ресурс] / В. Васильев // Пирожковая. – URL: http://www.perashki.ru/info/History )

    Все три текста относятся к жанру «пирожок». Общие черты: четверостишие, четырехстопный ямб, написание строчными буквами без знаков препинания, цифр и дефисов. Количество слогов по строкам: 9-8-9-8. Слоги прописаны явно: « в ŏ ó ĕ р á з к ў ó к л ŭ ú ӹ // п ŏ -сл á л к ă ó й т ŏ д ó -бр ӹ й б ó г» . Аббревиатуры пишутся с гласными, цифры – буквами. Рифма чаще всего отсутствует. Стоит отметить, что в первом стихотворении сохраняются черты жанра басни, пародией на который данный текст является: отсутствие лирического героя и лирического переживания, дидактическое начало (мораль), эпический сюжет.

    Пирожки – явление современной сетевой литературы, в котором наблюдаются некоторые черты постмодернистской поэтики: цитирование классических произведений, трансформации известных сюжетов, игра с читателем. Так, например, в первом тексте трансформируется и пародируется сюжет классической басни И. А. Крылова «Ворона и лисица», следствием чего при соблюдении всех правил «пирожков» является переосмысление дидактической поэзии как таковой. Во втором стихотворении очевидно присутствует мифологический сюжет, который тоже переосмыслен: Сизиф – не исполнитель воли рока, а творец собственной судьбы. Третье стихотворение почти целиком состоит из точных или искаженных цитат известных поэтических произведений Блока, Пушкина и Лермонтова, которые, следуя друг за другом в определенном порядке, образуют совершенно самостоятельный оригинальный сюжет. Отсутствие знаков препинания, характерное для пирожковой поэзии, позволяет прочитывать текст и как центон, и как собственную речь лирического героя.

Б. Для эпических произведений

    «Курочка Ряба». Фольклорное произведение.

    Жили-были дед да баба, у них была курочка ряба. Снесла курочка яичко:

Пестрó, вострó, костянó, мудренó, Посадила яичко в осиновое дупелко, в кут под лавку.

Мышка бежала, хвостом вернула, яичко приломала. Об этом яичке дед стал плакать, бабка рыдать, вереи хохотать, курицы летать, ворота скрипеть, сор под порогом закýрился, двери побутусились, тын рассыпался, верх на избе зашатался...

А курочка ряба им говорит: Дед не плачь, бабка не рыдай, куры не летайте, ворота не скрипите, сор под порогом не закуривайся, тын не рассыпайся, верх на избе не шатайся – Снесу вам еще яичко: пестрó, вострó, костянó, мудренó, яичко не простое – золотое.

    Событийный ряд: курочка снесла яичко – мышка его разбила – мир рушится – Курочка обещает снести другое яйцо, лучше прежнего, и восстановить миропорядок.

Характеристика персонажей: Дед и Баба – какие-либо личностные характеристики у персонажей отсутствуют, следовательно они не индивидуализированы и, скорее всего, являются воплощением мифологического представления о прародителях.

Курочка Ряба – олицетворение космических сил, наделена речью, поскольку является персонажем сказки.

Мышка – олицетворение демонических сил, ломает яйцо, которое снесла курочка, и становится причиной хаоса.

    «Из других деталей, существенных в связи с мотивом яйца как начала вселенной и так или иначе обнаруживаемых в славянской фольклорной или ритуальной традиции, следует подчеркнуть раскалывание яйца и золотой цвет яйца в целом. Допустимо думать, что крайне вырожденный вариант этих представлений обнаруживается в известной детской сказке о курочке, снесшей золотое яичко, и мышке, расколовшей его; параллель может быть продолжена указанием на роль птицы, причем нередко именно пестрой (ряба). А это сочетание мотивов золотого яйца на воде и птицы, как уже давно установлено, эквивалентно мотиву солнца, восходящего из вод и заходящего в воды». (Топоров, В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце (на материале русских сказок) [Текст] / В. Н. Топоров // Топоров В. Н. Мировое древо: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. – М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. – С. 399).

«Основные ступеньки процесса трансформации мифа в сказку: деритуализация и десакрализация, ослабление строгой веры в истинность мифических "событий", развитие сознательной выдумки, потеря этнографической конкретности, замена мифических героев обыкновенными людьми, мифического времени - сказочно- неопределенными... перенесение внимания с коллективных судеб на индивидуальные и с космических на социальные, с чем связано появление ряда новых сюжетов и некоторых структурных ограничений». (Мелетинский Е. М. Поэтика мифа [Текст] / Е. М. Мелетинский. – М., 1976. – С. 264).

    Это фольклорная бытовая сказка. Черты жанра: изображение космогонического начала через бытовые сюжеты; персонажи как правило не имеют индивидуальных характеристик. Сказка «Курочка Ряба» является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.

    Данный текст является фольклорным, следовательно не может быть рассмотрен с точки зрения принадлежности к той или иной эстетической парадигме.

    Раньше «Курочка Ряба» мне казалась сказкой абсурда, без малейшего прикладного смысла, как заклинание: получили яйцо – и вроде бы радуйтесь, что есть золотая вещь, – но они его зачем-то хотят разбить (на куски, я так думала). Бьют долго и решительно, хотя понятно, что металлическую вещь не разобьешь. Оставили в покое – но тут мышь прибежала. Почему они не разбили, а об пол яйцо разбилось – загадка. Ну разбилось – вот, радуйтесь же! А они вдруг в рев! Отчего? Потому что мышка у них кайф разбивания украла? Из зависти и обиды на нее? Или вдруг поняли, что не больно-то и хотелось разбивать? И жалко его целого?

И тут приходит курочка и утешает: мол, снесу еще одно, но простое! Так им же золотое было нужно!!! Как их может утешить ее простое дурацкое яйцо??? Это же две разных вещи, и уж простое-то не утешит по поводу золотого. Короче, была сплошная загадка для меня. И я думала – это просто так, белиберда заговорная – чтобы детишкам зубы заговаривать.

1Студенты, обучающиеся на заочном отделении, должны сдать дневник в первый день выхода на сессию.

2Исследовательская литература предпочтительнее учебной, поэтому дневник, содержащий ссылки только на учебники, не зачитывается.

3Эстетическая (художественная) парадигма – совокупность представлений о мире, человеке, месте искусства в жизни общества в определенный исторический период (античность, средневековье, Возрождение, барокко, классицизм, сентиментализм, предромантизм и т. д.).

4Ссылки можно оформлять и по ГОСТу 2008 г.: Вагина, М. Пирожки: как пишут и с чем едят // Мнения.ру. URL: http://mnenia.ru/rubric/culture/pirojki--kak-pishut-i-s-chem-edyat ; Топоров В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце (на материале русских сказок) // Топоров В. Н. Мировое древо: Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 399

Вместе со списком литературы на лето учитель дает задание - вести читательский дневник. Конечно, есть учителя, которые подробно объясняют детям, что это такое и как его "вести".

Но чаще всего просто ограничивается парой-тройкой фраз о том, что это тетрадка, в которую надо записывать все книги, которые ребенок прочитает летом.

А как записывать, что записывать ученик так и не понимает. В итоге про читательский дневник никто не вспоминает все лето. Даже если ребенок много и с удовольствием читает. А уж про тех, кто читать не либит, и говорить не приходится.

А между тем читательский дневник может стать отличным подспорьем для развития творческих способностей ребенка.

Вместо обычной скучной тетрадки, сделайте красочный альбом.

К примеру, такой:

Скачать шаблоны дневников можно здесь: (cкачиваний: 1980)

Какие бывают читательские дневники

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге. Это больше подходит для тех, кто читает много и "запоем". Да, такие дети есть и в наши дни.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. Самый лучший вариант для пробуждения интереса к чтению.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Начиная с первого класса, преподаватели дают детям конкретный перечень книг, которые они должны прочитать к началу учебного года. Дневниковые записи помогут школьнику вспомнить содержание книги. Кроме того, дневник читателя позволяет легко и быстро находить нужную информацию при подготовке к различным опросам, тестам и экзаменам. Зафиксированные впечатления от книги помогут вспомнить литературные образы даже спустя много лет после того, как вы прочитали последнюю страницу указанной книги.

Оформлять читательский дневник легко. Немного терпения — и у вас все получится.

Для начала определитесь с оформлением будущего помощника . Самым простым вариантом будет использование обычной тетради в клетку. На титульном листе напишите: «Читательский дневник», ниже укажите имя и фамилию его составителя, а также класс. После этого ваш ребенок может украсить тетрадку, как ему нравится.

Посмотрите, как можно оформить тетрадь.

Примерный образец оформления

Следующую и последнюю страницы тетради вы можете оставить для заметок. Либо на первой после титульной страницы укажите перечень прочитанных книг с указанием количества страниц.

Раскройте следующий разворот и расчертите таблицу , состоящую из 6 колонок:

  1. В первой колонке укажите фамилию, имя и отчество автора, название и год написания произведения. Желательно сразу приучать ребенка полностью писать имя и отчество писателя, чтобы ему или ей было проще готовиться к экзамену. Также попросите ребенка указать два-три значимых факта из жизни автора.
  2. Вторую колонку отведите под краткое описание. Объясните ребенку, что он должен записать все значимые факты произведения, выделить главных героев, определить все сюжетные линии таким образом, чтобы ему было проще сделать подробный пересказ.
  3. В третьем столбце укажите жанр, стилистические особенности и структуру книги.
  4. Четвертый столбец отведите полностью под персонажей. Можете предложить дочери или сыну начертить схему взаимоотношений главного героя с остальными действующими лицами, появляющимися в работе. Не забудьте особо подчеркнуть черты характера, внешность и прочие важные особенности героев. Также не забывайте описывать место и время действия, основной конфликт и способы решения его по ходу раскрытия сюжета.
  5. Попросите ваше чадо описать запомнившийся эпизод в пятой колонке. Интересные цитаты с указанием того, кто это сказал, можно фиксировать здесь же. Их можно впоследствии использовать для группового обсуждения в классе.
  6. В последней колонке напишите несколько строк о впечатлениях после прочтения. Затем через некоторое время снова вернитесь к этой колонке и напишите общее впечатление от книги. Если книга большая по объему, то впечатления можно записывать по ходу прочтения. Не забывайте просить ребенка делиться с вами мыслями о героях.

Электронный или бумажный

Иногда намного проще и полезнее вести электронный дневник . Благодаря ему, дети быстрее освоят пакет офисных программ компьютера. Вы можете подготовить шаблон читательского дневника в электронном виде и показать, как его заполнять. После чего вам останется только распечатать дневник.

Электронный дневник хорош еще и тем, что ребенок может постепенно начать осваивать поиск в Интернете, находить фотографии прочитанных им авторов. Вы можете придумывать и делать с малышом интерактивные задания. Например, найдите в Интернете несколько картинок, отражающих сюжет разных сказок, в том числе и той, которую вы читаете с ребенком. И попросите его или ее найти ту, которая соответствует смыслу прочитанного.

Или же вы можете найти раскраски с героями из сказок. Пусть малыш раскрасит героев, как пожелает, затем аккуратно вырежьте листки и вклейте их в дневник.

Еще один пример оформления — в этом видео.

Приучайте ребенка читать до того, как он пойдет в первый класс . Купите ему красочный букварь и кубики. Чтение развивает воображение, сострадание, помогает мыслить нестандартно. Вы можете под чутким руководством своего чада начать публиковать на страницах в социальных сетях его рисунки. Ведь дети так любят рисовать после того, как им прочитают какую-нибудь запоминающуюся сказку.

Как правило, дети, которым еще только предстоит пойти в первый класс, уже активно осваивают компьютерные игры. Предложите ребенку самостоятельно заняться оформлением электронного читательского дневника. Поищите шаблоны оформления, которые можно будет потом распечатать.

Вести электронный дневник будет намного проще и интереснее. Его основным преимуществом перед бумажным собратом является невозможность потерять его . Его ведение целиком и полностью зависит от детских идей и творческого подхода. Немаловажно также ставить для ребенка конкретные цели или задавать вопросы, связанные с содержанием произведения, например:

  • Прочитать такую-то книгу к такому-то числу.
  • Почему автор назвал своего главного героя так, а не иначе?
  • Как бы ты закончил произведение?

А затем отслеживать выполнение поставленной цели по мере заполнения дневника и ответов на поставленные вопросы.

Независимо от того, какой вариант ведения читательского дневника вы изберете со своим первоклашкой, это занятие само по себе принесет ощутимые плоды в ближайшем будущем .