Анализ рассказа Коловерть (Шолохов М. А.)

Шолохов Михаил

Михаил Шолохов

Началось это с медвежьей охоты.

Тетка Дарья рубила в лесу дровишки, забралась в непролазную гущу и едва не попала в медвежью берлогу. Баба Дарья бедовая,- оставила неподалеку от берлоги сынишку караулить, а сама живым духом мотнулась в деревню. Прибежала - и перво-наперво в избу Трофима Никитича.

Хозяин дома?

На медвежью берлогу напала... Убьешь - в часть примешь.

Поглядел Трофим Никитич на нее снизу вверх, потом сверху вниз, сказал презрительно:

Не брешешь - веди, часть барышов за тобою.

Собрались и пошли. Дарья передом чикиляет, Трофим Никитич с сыном Ильей сзади. Сорвалось дело: подняли из берлоги брюхатую медведицу, стреляли чуть ли не в упор, но по случаю бессовестных ли промахов или еще по каким неведомым причинам, но только зверя упустили. Долго осматривал Трофим Никитич свою ветхую берданку, долго "тысячился", косясь на ухмылявшегося Илью, под конец сказал:

Зверя упущать никак не могем. Придется в лесу ночевать.

Поутру видно было, как через лохматый сосновый молодняк уходила медведица на восток, к Глинищевскому лесу. Путаный след отчетливо печатался на молодом снегу; по следу Трофим с сыном двое суток колесили. Пришлось и позябнуть и голоду опробовать - харчи прикончились на другой день,- и лишь через трое суток на прогалинке, под сиротливо пригорюнившейся березой, устукали захваченную врасплох медведицу. Вот тут-то и сказал Трофим Никитич в первый раз, глядя на Илью, ворочавшего семнадицатипудовую тушу:

А силенка у тебя водится, паря... Женить тебя надо, стар я становлюсь, немощен, не могу на зверя ходить и в стрельбе плошаю - мокнет слезой глаз. Вот видишь, у зверя в брюхе дети, потомство... И человеку такое назначение дадено.

Воткнул Илья нож, пропитанный кровью, в снег, потные волосы откинул со лба, подумал: "Ох, начинается..."

С этого и пошло. Что ни день, то все напористей берут Илью в оборот отец с матерью: женись да женись, время тебе, мать в работе состарилась, молодую бы хозядку в дом надо, старухе на помощь... И разное тому подобное.

Сидел Илья на печке, посапливал да помалкивал, а потом до того разжелудили парня, что потихоньку от стариков пилу зашил в мешок, топор прихватил и прочие инструменты по плотницкой части и начал собираться в дорогу, да не куда-нибудь, а в столицу, к дяде Ефиму, который в булочной Моссельпрома продавцом служит.

А мать свое не бросает:

Приглядела тебе, Ильюшенька, невесту. Была бы тебе хороша да пригожа, чисто яблочко наливное. И в поле работать, и гостя принять приятным разговором может. Усватать надо, а то отобьют.

В хворь вогнали парня, в тоску вдался, больно жениться неохота, а тут-таки, признаться, и девки по сердцу нет; в какую деревню ни кинь поблизости - нет подходящей. А как узнал, что в невесты ему прочат дочь лавочника Федюшина, вовсе ощетинился.

Утром, кое-как позавтракав, попрощался с родными в пешкодралом махнул на станцию. Мать при прощании всплакнула, а отец, брови седые сдвинув, сказал зло и сердито:

Охота тебе шляться, Илья, иди, но домой не заглядывай. Вижу, что зараженный ты кумсамолом, все с ними, с поганцами, нюхался, ну в живи как знаешь, а я тебе больше не указ...

Дверь за сыном захлопнул, глядел в окно, как по улице, прямой и широкой, вышагивал Илья, и, прислушиваясь к сердитому всхлипыванию старухи, морщился и долго вздыхал.

А Илья выбрался за село, посидел возле канавки и засмеялся, вспоминая Настю - невесту проченную. Больно на монашку похожа: губки ехидно поджатые, все вздыхает да крестится, ровно старушка древняя, ни одной обедни не пропустит, а сама собой - как перекисшая опара.

Москва не чета Костроме. Вначале пугался Илья каждого автомобильного гудка, вздрагивал, глядя на грохочущий трамвай, потом свыкся. Устроил его дядя Ефим на плотницкую работу.

Ночью, припозднившись, шел с работы по Плющихе, под безмолвной шеренгой желтоглазых фонарей. Чтобы укоротить дорогу, свернул в глухой, кривенький переулок и возле одной из подворотен услышал сдавленный крик, топот и звук пощечины. Ускорил Илья шаги, заглянул в черное хайло ворот: возле мокрой сводчатой стены пьяный слюнтяй, в пальто с барашковым воротником, лапал какую-то женщину и, захлебываясь отрыжкой, глухо бурчал:

Н-но... позвольте, дорогая... в наш век это так просто. Мимолетное счастье...

Увидел Илья за барашковым воротником красную повязку и девичьи глаза, налитые ужасом, слезами, отвращением.

Шагнул Илья к пьяному, барашковый воротник сграбастал пятернею и шваркнул брюзглое тело об стену.

Пьяный охнул, рыгнул, бычачьим бессмысленным взглядом уперся в Илью и, почувствовав на себе жесткие по-звериному глаза парня, повернулся и, спотыкаясь, оглядываясь и падая, побежал по переулку.

Девушка в красном платке и потертой кожанке крепко уцепилась Илье за рукав.

Спасибо, товарищ... Вот какое спасибо!

За что он тебя облапил-то? - спросил Илья, конфузливо переминаясь.

Пьяный, мерзавец... Привязался. В глаза не видала.

Сунула ему девушка в руки листок со своим адресом и, пока дошли до Зубовской площади, все твердила:

Заходите, товарищ, по свободе. Рада буду...

Пришел Илья к ней как-то в субботу, поднялся на шестой этаж, у обшарпанной двери с надписью "Анна Бодрухина" остановился, в темноте пошарил рукою, нащупывая дверную ручку, и осторожненько постучался. Отворила дверь сама, стала на пороге, близоруко щурясь, потом угадала, пыхнула улыбкой.

Заходите, заходите.

Ломая смущение, сел Илья на краешек стула, оглядывался кругом робко, на вопросы выдавливал из себя кургузые и тяжелые слова:

Костромской... плотник... на заработки приехал... двадцать первый год мне.

А когда ненароком обмолвился, что сбежал от женитьбы и богомольной невесты, девушка смехом рассыпалась, привязалась:

Расскажи да расскажи.

И, глядя на румяное лицо, полыхавшее смехом, сам рассмеялся Илья; неуклюже махая руками, долго рассказывал про все, и вместе перемежали рассказ хохотом молодым, по-весеннему. С тех пор заходил чаще. Комнатка с вылинявшими обоями и портретом Ильича с сердцем сроднилась. После работы тянуло пойти поси деть с нею, послушать немудрый рассказ про Ильича и поглядеть в глаза ее серые, светлой голубизны.

Тетка Дарья нарвалась в лесу на медвежью берлогу, испугавшись, она бросилась в деревню за помощью. Прибежав к Трофиму Никитичу, она рассказала о своей находке. Трофим взял с собой сына и пошел на медведя. После долгих безуспешных попыток догнать убегающее животное, их старания увенчаются успехом. Они подстрелили медведицу.

Родители Ильи, ссылаясь на старость и немощность, пытались уговорить сына жениться. Но молодому человеку были не по душе деревенские невесты, да и жениться он пока не хотел. Илья принял решение ехать в Москву.

Он собрал свои нехитрые пожитки, которые могли бы пригодиться в ремесле плотника, и отправился в путь. Мать плакала, а отец обиделся на сына, он сказал, чтоб тот делал, как знает.

В Москве у Ильи жил родственник, дядя Ефим, он работал продавцом. Ефим помог племяннику устроиться на работу плотником.

Первое время, Илью раздражал шумный ритм большого города и вся эта бесконечная суета. Вскоре, деревенский парень постепенно пообвык, Москва уже не казалась такой раздражительной, ему даже стала нравиться городская жизнь.

Один раз возвращался Илья с работы домой и в подворотне заметил девушку, попавшую в беду, к ней приставал пьяный мужик. Без особого труда, Илья отбил бедняжку из рук пьянчужки. Плотник проводил ее домой. Анна, так представилась девушка, она пригласила своего спасителя, в свободное время прийти к ней в гости.

Субботним вечером Илья решил навестить свою новую знакомую. Анна была рада его приходу. Они мило побеседовали, попили чай, и плотник ушел домой. Так продолжалось в течение нескольких месяцев, парень привык к Анне и стал понемногу в нее влюбляться. Однажды, подойдя к знакомой двери, Илья увидел там записку, в ней говорилось, что Анна уехала и будет через месяц.

Месяц тянулся слишком долго, Илья страшно скучал. Когда пришел назначенный час, он пошел ее встречать. После ее приезда, все вернулось на свои места. Илья вечерами пропадал у девушки, она научила его грамоте и письму.

Один раз, припозднившись, Илья попросился переночевать у Анны, на что она ответила решительным отказом. Девушка сообщила, что она замужем и на выходные ездит к мужу. Илья был ошарашен услышанными словами, он ведь уже полюбил ее. Придя домой, молодой человек свалился в постель, его чувства были растоптаны, он заболел.

Некоторое время, по причине внезапной болезни не появлялся на работе, а когда пришел его отправили на повышение в другой город. Илье это было, как нельзя кстати.

Перед отъездом он повстречал Анну, молодой человек понял, что никаких чувств он больше к ней не испытывает.

Этот рассказ учит быть честными.

Картинка или рисунок Илюха

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Волшебная гора Манн

    События произведения начинают разворачиваться перед войной. Ганс Касторп – молодой инженер, он едет в санаторий для больных туберкулезом, где проходит лечение его кузен Иоахим Цимсен

  • Краткое содержание Зелёное утро Брэдбери

    В книге рассказывается о Бенджамине Дрисколле. В возрасте 31 года Бенджамин решил озеленить планету Марс. В течение 30 дней он жил на Марсе.

  • Краткое содержание Ремарк Триумфальная арка

    Действие романа происходит во времена Второй мировой войны, во Франции. Главным героем выступает бежавший немецкий хирург Равик, который прошёл Первую мировую войну и тайно, без всяких документов и разрешения проживает во Франции

  • Краткое содержание Куприн Юнкера

    Наступил конец августа. Алеша Александров недавно окончил кадетский корпус. Алешу зачислили в юнкерское пехотное училище имени императора Александра II. Он ходил в гости к Синельниковым, чтобы увидеть молодую Юлию

  • Краткое содержание Бурый волк Джека Лондона

    Уолт Ирвин и его жена Медж жили в небольшом горном коттедже. Однажды Ирвин спустился к ручью и увидел там пса. Он был истощён, его лапы были разбиты в кровь.

Михаил Шолохов

Началось это с медвежьей охоты.

Тетка Дарья рубила в лесу дровишки, забралась в непролазную гущу и едва не попала в медвежью берлогу. Баба Дарья бедовая,- оставила неподалеку от берлоги сынишку караулить, а сама живым духом мотнулась в деревню. Прибежала - и перво-наперво в избу Трофима Никитича.

Хозяин дома?

На медвежью берлогу напала... Убьешь - в часть примешь.

Поглядел Трофим Никитич на нее снизу вверх, потом сверху вниз, сказал презрительно:

Не брешешь - веди, часть барышов за тобою.

Собрались и пошли. Дарья передом чикиляет, Трофим Никитич с сыном Ильей сзади. Сорвалось дело: подняли из берлоги брюхатую медведицу, стреляли чуть ли не в упор, но по случаю бессовестных ли промахов или еще по каким неведомым причинам, но только зверя упустили. Долго осматривал Трофим Никитич свою ветхую берданку, долго "тысячился", косясь на ухмылявшегося Илью, под конец сказал:

Зверя упущать никак не могем. Придется в лесу ночевать.

Поутру видно было, как через лохматый сосновый молодняк уходила медведица на восток, к Глинищевскому лесу. Путаный след отчетливо печатался на молодом снегу; по следу Трофим с сыном двое суток колесили. Пришлось и позябнуть и голоду опробовать - харчи прикончились на другой день,- и лишь через трое суток на прогалинке, под сиротливо пригорюнившейся березой, устукали захваченную врасплох медведицу. Вот тут-то и сказал Трофим Никитич в первый раз, глядя на Илью, ворочавшего семнадицатипудовую тушу:

А силенка у тебя водится, паря... Женить тебя надо, стар я становлюсь, немощен, не могу на зверя ходить и в стрельбе плошаю - мокнет слезой глаз. Вот видишь, у зверя в брюхе дети, потомство... И человеку такое назначение дадено.

Воткнул Илья нож, пропитанный кровью, в снег, потные волосы откинул со лба, подумал: "Ох, начинается..."

С этого и пошло. Что ни день, то все напористей берут Илью в оборот отец с матерью: женись да женись, время тебе, мать в работе состарилась, молодую бы хозядку в дом надо, старухе на помощь... И разное тому подобное.

Сидел Илья на печке, посапливал да помалкивал, а потом до того разжелудили парня, что потихоньку от стариков пилу зашил в мешок, топор прихватил и прочие инструменты по плотницкой части и начал собираться в дорогу, да не куда-нибудь, а в столицу, к дяде Ефиму, который в булочной Моссельпрома продавцом служит.

А мать свое не бросает:

Приглядела тебе, Ильюшенька, невесту. Была бы тебе хороша да пригожа, чисто яблочко наливное. И в поле работать, и гостя принять приятным разговором может. Усватать надо, а то отобьют.

В хворь вогнали парня, в тоску вдался, больно жениться неохота, а тут-таки, признаться, и девки по сердцу нет; в какую деревню ни кинь поблизости - нет подходящей. А как узнал, что в невесты ему прочат дочь лавочника Федюшина, вовсе ощетинился.

Утром, кое-как позавтракав, попрощался с родными в пешкодралом махнул на станцию. Мать при прощании всплакнула, а отец, брови седые сдвинув, сказал зло и сердито:

Охота тебе шляться, Илья, иди, но домой не заглядывай. Вижу, что зараженный ты кумсамолом, все с ними, с поганцами, нюхался, ну в живи как знаешь, а я тебе больше не указ...

Дверь за сыном захлопнул, глядел в окно, как по улице, прямой и широкой, вышагивал Илья, и, прислушиваясь к сердитому всхлипыванию старухи, морщился и долго вздыхал.

А Илья выбрался за село, посидел возле канавки и засмеялся, вспоминая Настю - невесту проченную. Больно на монашку похожа: губки ехидно поджатые, все вздыхает да крестится, ровно старушка древняя, ни одной обедни не пропустит, а сама собой - как перекисшая опара.

Москва не чета Костроме. Вначале пугался Илья каждого автомобильного гудка, вздрагивал, глядя на грохочущий трамвай, потом свыкся. Устроил его дядя Ефим на плотницкую работу.

Знакомясь с произведениями «Мягкотелый» М. Шолохова, с уверенностью можно сказать, что все его творчество создано от чистого сердца. Писал он о том, что доставляло дискомфорт и сжимало сердце от душевной боли, доказывал возможность перемен и их необходимость, рассуждал о новой жизни. По-моему мнению, именно в «Донских рассказах» у Шолохова получилось более ярко и красочно раскрыть эту тематику.

Создание рассказов этого сборника совпало с непростым для России временем. Это были годы революции и следующие несколько лет после нее, когда вся наша страна еще отходила от произошедшего. Как мне кажется, именно увиденная Шолоховым картина происходящих событий позволила ему так реалистично и красочно раскрыть тему. Он вдоволь насмотрелся в эти года революции на ужас боли, ненависти родных друг другу людей, вид крови и нечеловеческих страданий близких, друзей и всего русского народа. Ведь это, наверное, самое непонятное, страшное и зверское, когда друг на друга шли люди одной нации, имеющие одну Родину, но не смотря на это продолжали убивать и истреблять своих же.

У Шолохова очень много рассказов. И из большого количества его произведений больше всего мне понравился рассказ «Мягкотелый». 1927 год, когда был создан рассказ, был одним из самых тяжелых для страны. В эти года после войны устанавливалась новая власть. В произведении не изображены бои, полные крови, и моменты самого переворота, а поднята та тематика, с которой у Шолохова ассоциируются самые страшные воспоминания. В этом рассказе раскрыта мысль о личном взаимопонимании между самыми близкими людьми, родственниками.

Все события рассказа разворачиваются в ранние годы после окончания в стране гражданской войны. Это время, когда, на первый взгляд, жизнь простого народа вроде стала обычной и привычной. В это время обновляется власть, формируется новое мышление людей. Однако, в стране все еще продолжал существовать орган от государства ГПУ. Он был предназначен для поимки людей, которые, по мнению власти, были вредны для нового общества, то есть всех тех, кто служил на стороне белых. Главного героя рассказа звали Игнат Ушаков. Он как раз являлся одним из членов этого государственного органа.

Он всей душой верил в обновленную власть, которая точно должна привести всех в новое светлое будущее. Поэтому он добросовестно относился к выполнению всей своей работы. По долгу службы в сюжете рассказа он был поставлен автором в очень сложную ситуацию: перед героем предстал непростой выбор между своей страной и своими родственниками. Игнату пришлось решать, что же для него важнее: преданность своей Родине с обновленными правителями, которым доверял, или любовь своих родственников, которые были ему дороги. Главная мысль рассказа «Мягкотелый» раскрыта в одной встрече и диалоге Игната и Владимира, его двоюродного брата. Здесь очень ярко и красочна отображена вся острота событий, напряженность каждого момента и вся сложность взаимоотношений родных людей.

Перед главным героем возникает сложнейший вопрос: сдать брата властям, ведь он служит в контрразведке у белых, или укрыть его, ведь он же кровный родственник. В рассказе Игнат все же сделал свой непростой выбор. Он говорит брату, что решил умолчать. Эта единственная фраза и есть кульминация всего рассказа. Игнат решил не рушить связи с родственником и не стал докладывать о Владимире государству.

Я считаю, что позиция самого Шолохова в этом вопросе так же неоднозначна, как и предложенный выбор. Ведь с одной стороны, называя Игната «мягкотелым», автор как бы осуждает его, но при этом, с другой стороны, можно сказать, что все таки и сам согласен с выбором, который сделал его герой. Эта неопределенность позиции автора становится очень заметна после высказывания Владимира. Он называет время, в которое происходит действие, временем, когда нельзя доверять даже родному отцу, что уж говорить о брате, к тому же двоюродном.

В отличии от Шолохова, я полностью согласна с выбором Ушакова. Если бы мне пришлось оказаться на его месте, то я однозначно поступила бы точно так же. По моему мнению, семья для каждого человека должна быть всегда на первом месте, являясь самым важным и ценным в жизни. Ведь только члены семьи и самые родные люди, поддержат всегда и в любой ситуации, помогут и направят на истинный путь. Семья любит каждого уже просто за то, что он есть у них. А вот наша власть, к сожалению, не всегда приходит на помощь к своему народу.

Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя.
Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.
Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.» Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего.» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа». Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу».