Эффект боке на фотографии. Выбираем подходящий объектив. Что вводить в кадр

Боке — общепринятое слово, призванное заменить длинную и сложную формулировку “характер размытия заднего и переднего плана в зоне нерезкости”.

Боке это то, как выглядят разные объекты, находящиеся не в фокусе объектива. Это относится как к удалённым предметам, так и к расположенным непосредственно перед фотографом. У всех объективов боке разное, и зависит от нескольких параметров.

1. Светосила вашего объектива

Чем больше диафрагма, тем сильнее размытие заднего/переднего плана.

2. Фокусное расстояние объектива

Чем больше фокусное расстояние (зум), тем ярче выражено размытие заднего и переднего плана. При этом большое фокусное расстояние (например, у телеобъектива) обеспечивает достаточно сильное размытие даже при относительно малой диафрагме.

3. Расстояние до объекта съёмки и заднего/переднего плана

Итак, размытие заднего плана зависит от трёх факторов. Изменение хотя бы одного из них сильно влияет на глубину резкости и боке.

От чего зависит рисунок боке?

Как мы уже заметили, рисунок у всех объективов разный. Одни объективы размывают задний план «в кашу», другие создают множество рваных колец, третьи словно бы закручивают его. Характер размытия изображения зависит от конструктивных особенностей объектива. Общая тенденция такова: у старых объективов с ручной фокусировкой, большими, толстыми стёклами и малым количеством линз боке имеет более пластичный, объёмный рисунок, нередко очень агрессивный и сильно отвлекающий на себя внимание.

Вот для примера фотография, сделанная на объектив Гелиос-40 — старый советский портретный объектив со светосилой 1.5. Позади цветка множество капель. Как видите, они выглядят довольно контрастно и даже рвано.


А следующий снимок сделан на дешёвый никоновский объектив Nikkor 50 1.8D. Наблюдается похожий эффект, но «бокешки» (кружки заднего плана) уже менее контрастные


Или вот ещё фотография, сделанная на Гелиос-40. Обратите внимание, как закручивается задний план.


На следующем фото пример размытия заднего плана объективом Tokina 100 2.8 macro. Как видите, кружки менее контрастны, эффект закручивания слабо выражен:


Однако, многие забывают, что помимо боке заднего плана есть ещё и боке переднего плана. Вот пример работы объектива Nikkor 80-200 2.8D, здесь присутствует как задний, так и передний план. Между моделью и фотографом влезли листики, которые вы можете видеть как жёлтые пятна.


Как добиться боке от моего объектива?

Всё и просто, и сложно одновременно.

  1. Откройте диафрагму до максимума. Для этого лучше установите режим А (Av) на фотоаппарате и установите значение F на минимум. Например, это может быть 1.8, 2.8, 3.5…
  2. Установите максимальное фокусное расстояние (зум на максимум). Если у вас очень мощный зум, то ограничтесь каким-то здравым смыслом.
  3. Сделайте так, чтобы ваша модель была к вам достаточно близко (1.5-4 метра, если речь о человеке. 10-15 см, если речь о макро), а фон позади модели был максимально далеко (минимум 10 метров, а лучше километр для человека, 30см и больше для макро).
  4. Сделайте фотографию. Всё должно получиться.

На следующей фотографии есть боке переднего плана (руки), резкий ребёнок и боке заднего плана (фон)

Здесь боке переднего плана — очки, резкий ребёнок, а боке заднего плана — пол.

Как добиться ярких кружков в боке?

Чтобы получить яркие и контрастные пятна в боке, вам нужно, чтобы на заднем плане были яркие пятна. Это может быть листва, лампочки или капли воды, освещённые Солнцем. При этом важно, чтобы они находились достаточно далеко для появления размытия, но не слишком далеко, чтобы не пропала детализация. Например, эта фотография шишки сделана в закатное время после дождя ( ?), и тут нет никакой дополнительной обработки.


Какой объектив выбрать для самого сильного боке?

Для разных ситуаций есть разные решения.

Для классического портрета используются фокусные расстояния от 85 миллиметров (для полнокадрового фотоаппарата), и максимальное размытие здесь достигается величиной диафрагмы: 2.0, 1.8, 1.4, 1.2 — эти значения обеспечивают максимальное размытие и малую глубину резкости.

Для репортажного портрета используются телеобъективы. Их светосила не превышает 2.8, а частенько фотографы пользуются и гораздо более «тёмными» объективами со светосилой 3.5-5.6. В этом случае размытие заднего плана обеспечивается большим фокусным расстоянием — от 135 миллиметров.

Для макро размер диафрагмы не играет решающей роли. Здесь определяющим фактором является расстояние до объекта съёмки. При таком малом расстоянии даже на диафрагме 10 глубина резкости может оказаться слишком маленькой. Имеено поэтому макро объетивы часто бывают не особо светосильными, зато позволяют очень сильно закрывать диафрагму.

Я уверен, что вы видели в сети эти завораживающие снимки с размытыми огоньками, и многие из вас интересовались, как лучше достичь мягкого эффекта боке. Если это действительно про вас, то вы пришли по адресу, т.к. в этом уроке я объясню, что такое боке и как вы можете получить его самостоятельно.

1. Узнайте, что это такое

Все чаще в последние годы термин «боке» употребляется не в своем первоначальном значении. Сегодня это слово обычно используется применительно к размытым огням и формам в изображении, в то время как на самом деле оно описывает эстетические качества зоны фотографии, находящейся вне фокуса. Поэтому можно сказать, что боке «хорошее» или «плохое» (хотя это очень субъективно), но, в сущности, термин обозначает все, что находится в той области изображения, которая выходит за границы глубины резкости.

Привлекательность боке проявляется тогда, когда верный выбор установок диафрагмы при съемке кадра приводит к получению приятного светового рисунка, формирующего мягкие узоры из кружков света, и это тот эффект, которого мы попытаемся достичь в рамках данного урока.

2. С чего начать

Для начала вам нужно обратиться к манипуляциям с некоторыми настройками камеры. Для создания «боке» вам потребуется широко раскрытая диафрагма и короткое фокусное расстояние. Лучше всего перевести камеру в режим приоритета диафрагмы, что позволит вам диктовать экспозицию изображения, основанную на выбранной ширине отверстия диафрагмы, которая должна быть большой для того, чтобы пропускать много света.

В зависимости от возможностей вашей камеры и используемого объектива, выберите низкое диафрагменное число, что-нибудь от f/1.8 до f/4, даже /f5.6 подойдет, но чем ниже, тем лучше. Эта апертура гарантирует вам хорошую малую глубину резкости.


3. Глубина резкости

Следующим шагом будет проверка глубины резкости на соответствие цели достижения эффекта размытия. Убедитесь, что оставили достаточно места между вами и источником света, и еще что выбрали на камере ручную фокусировку. Чтобы повысить вероятность создания хорошего боке, расположите объект съемки настолько близко к объективу, насколько это возможно. Если вы фокусируетесь на объекте, чрезвычайно близком к камере, это обеспечит вам отличное размытие огней на фоне.


4. Передний план и силуэты

После того как вы освоили все технические тонкости, вы можете начинать использовать боке в ежедневной фотографической работе. Попробуйте получить боке на фоне изображения, которое имеет альтернативную точку фокуса на переднем плане, например, человека или предмет натюрморта.

Опять же, попытайтесь сделать так, чтобы между вашим объектом на переднем плане и огнями на заднем было максимально возможное расстояние. Еще довольно хорошо работает размещение силуэта перед вашими огоньками, аналогично объекту на переднем плане. Четкая черная форма будет хорошо контрастировать с мягким освещением на фоне.

5. Теперь ваша очередь

Итак, теперь ваша очередь, все, что требуется - это ваша DSLR камера и набор маленьких источников света. Рождественские гирлянды (я знаю, что вы их только что убрали) работают великолепно. Уличные огни вдали также обеспечат вам тот эффект, которого вы хотите достичь.

Найдите время и место, чтобы попрактиковаться с выставлением верных настроек в камере, и когда вы почувствуете, что готовы, вы можете отправляться и начинать применять полученные навыки в вашей работе. Если вы не перестараетесь, боке может быть эффективно использовано для создания приятной мягкости и глубины в изображении без привлечения чрезмерного внимания. Это действительно может сделать ваши снимки лучше!


Фотографы-профессионалы очень любят красиво размывать фон. Это делается не только для того, чтобы привлечь внимание к основному объекту съемки — красиво размытый фон придает фотографии особый шик, улучшает качество снимка. Такой оптический эффект называется расфокусировкой главного объекта съемки, но чаще его называют на французский манер – «боке».

Что такое боке?

Если кратко, то красивым словом «боке» называют рисунок, который создает объектив, проецируя на матрицу расфокусированные световые пятна. Для того, чтобы на снимке появился фон с красивым размытием, нужно выполнить как минимум два условия: полностью открыть диафрагму и подобрать такой фон, на котором контровой свет будет пробиваться сквозь плотную преграду (например – снять что-то на фоне листьев, сквозь которые проходит солнечный свет). Причудливая игра теней и «солнечных зайчиков» и создаст тот самый размытый фон. Само качество боке зависит от расстояния до фона, от контраста светотеневого рисунка и еще многих параметров. При максимально открытой диафрагме форма боке будет круглой, если диафрагма прикрыта, то боке принимает форму многогранника (из-за формы лепестков диафрагмы).

Выбор объектива для боке.

Фотографу, знающему как управлять ГРИП, красиво размыть фон не составит труда. Но только одного знания мало, нужен еще и хороший объектив – разные объективы по-разному изображают нерезкие предметы. Одни мягко и плавно их размывают, другие покрывают зону нерезкости двоящимися линиями и пятнами. Хорошее боке никогда не получится, если ваш объектив дает окантовку в бликах или «двоит» линию, дает четко очерченные границы световых пятен. Кстати, китовый объектив для съемки боке тоже не подходит, поэтому скорее всего придется покупать сменную оптику. Вполне подойдет для съемки боке стандартный портретный объектив 50 мм f 1,8. При выборе обращайте внимание на форму лепестков диафрагмы и их количество в конструкции диафрагмы. От этого параметра напрямую зависит размытие фона – чем больше лепестков, тем интереснее размоется фон.

Как снимать боке?

В теории это будет выглядеть примерно так: по возможности максимально открываете диафрагму, переводите камеру в ручной режим и фокусируетесь на самую близкую дистанцию. Снимаете что-то блестящее (новогоднюю елку, например, или светодиодную гирлянду, собранную в пучок). Главное – чтобы светящиеся пятнышки-точки были поярче и поменьше. Ваша задача настроить камеру так, чтобы эти светящиеся пятнышки «промахнуть» мимо фокуса.

Для съемки боке можно использовать самодельный фильтр с вырезанной в центре фигуркой (сердечком, звездочкой и т.п.). Из черного картона сооружается циллиндрик (бленда) такого диаметра, чтобы плотно надевался на объектив. Спереди на бленду крепится кружок из картона или плотной бумаги черного цвета, в центре которого будет вырезано отверстие нужной вам формы. Размер этого отверстия можно определить только опытным путем. Диафрагма во время съемки полностью открывается.

Еще один интересный метод – использовать для съемки боке рюмочки, фужеры и прочую прозрачную посуду . Держите фужер за ножку перед объективом и крутите. Занятие очень увлекательное и можно получить неплохое боке без особых усилий. Но имейте ввиду, что посуда должна быть безукоризненно чистой, иначе потом засохшие капли воды и следы от пальцев будет тяжело убирать в графическом редакторе.


Как получить эффект боке в графическом редакторе?
Если вы умеете работать в одной из программ для обработки фотографий, то ГРИП легко усилить уже после съемки. Есть немало способов для этого. Например – сделать кисть в виде полупрозрачного круга с более темной окантовкой. Потом кисть настраивается (Shape Dinamics — Other Dinamics — Scattering). Далее создаете папку с режимом наложения Color Dodge, где вы создаете слои и работаете сохраненной кистью. Можно сделать несколько слоев и в каждом рисовать кистью, меняя ее направление и размер. Под папкой создается слой, заливается разноцветным градиентом (режим наложения Overlay).

Эффект боке очень востребован на фотостоках, в макросъемке, портретной съемке , так что есть смысл потратить время чтобы научиться с помощью красивого размытия выделять главный объект на вашем снимке. Но вообще боке, как и многие художественные приемы в фотографии, вещь довольно субъективная, и не факт, что тот эффект, который нравится вам, обязательно понравится кому-то еще.


Опубликовано: Сентябрь 16, 2011 в 07:34

Боке — одно из понятий в фотографии, которое обсуждают и любители, и профессионалы. Слишком часто люди думают, что действительно знают, что значит, когда кто-нибудь говорит, что любит особенные снимки в технике боке. Если Вы только начинаете познавать мир фотографии, то Вам больше нет необходимости залезать в словарь и искать определение этого слова. Статья станет для Вас кратким проводником по эффекту боке.

1. Подобно «до, ре, ми…» при изучении нотной грамоты, начнем с постижения азов. И, прежде всего, с самого слова «боке» (bokeh – англ.). Оно не похоже на английское и по-английски почти не звучит. Было бы простительно, если бы Вы посчитали, что это очередная новомодная идея, охватившая нацию, что-то вроде необычного состояния кожи, или приняли бы это слово за имя одного из трансформеров.

2. Изначально это слово японского происхождения и дословно означает «размытость», «нечёткость». В японском языке на конце слова не встречается буква «h» и кажется, что оно заимствовано из английского для более правильного произношения. Если Вы произнесете «бокэй», то довольно близко подберетесь к оригинальному произношению.

3. Наверно, Вы уже догадались, что суть этого приема кроется в фокусе. Так и есть, правда, это несколько больше чем просто фокус. Вопрос о том, кто ввел этот фотографический термин в английский язык, обсуждается горячо, но предвестником стал Майк Джонсон, некогда выпускавший журнал «Photo Techniques».

4. Фотографическое сообщество использует термин «боке» с середины девяностых. В печати это слово с «h» на конце появилось в начале нашего века. Не думайте, что знали его всегда. Это довольно новое определение. Хотя, как было бы здорово, если бы его придумал Шекспир: “The quality of mercy is not bokeh”.

5. Одним из главных отличий фотографии от других видов искусства, скажем, живописи, является выбор фокуса. Когда мы, люди, смотрим на мир, наши глаза фокусируют объекты, находящиеся перед нами, безотносительно близко они или далеко. Раньше художники в большинстве своем так и изображали действительность. Даже если человек или объект на переднем плане картины написан детально и в четких цветах, то менее значительные объекты, как правило, выписывались так, чтобы можно было разглядеть их.

6. Но если вы целенаправленно посмотрите на один объект перед собой, то менее значимые детали фона расплываются. Существуют линзы фотоаппарата, которые способны растушевать объекты на переднем, среднем или заднем плане фотографии. Различные линзы в различных камерах открывают множество технических возможностей.

7. Камеры с большой величиной диафрагмы особенно искусны в создании эффекта боке. Те, у которых величина диафрагмы небольшая, обычно просто смягчают фон фотографии.

8. Красивое боке при фотосъёмке достигается увеличением значения диафрагмы (F-number). «F» означает «фокусный». Фокусное расстояние определяется способностью оптической системы собирать лучи в одну точку или рассеивать их. Другими словами, фокусировать или расфокусировать изображение.

9. Значение диафрагмы – это отношению диаметра входного отверстия объектива к его фокусному расстоянию. Чем больше размер диаметра входного отверстия, тем более размытым получается фон.

10. Однако, боке это не только наука и механика, это еще и эстетика. Прием определяется не столько тем, насколько размыт фон (или даже передний план), как тем, насколько хорош общий эффект размытия. Когда будите оценивать боке, обязательно обратите внимание, насколько приятна глазу неясность.

11. Эффект боке может значительно улучшить качество фотографии. Это происходит благодаря тому, что объект становится более заметным и заставляет зрителя концентрировать свое внимание на одной части снимка - на той, которую хочет показать нам фотограф.

12. Этот прием особенно полезен любителям макрофотографии - он позволяет подчеркнуть особенности крошечного объекта. Что за размытые очертания позади гигантского мертвого одуванчика? Конечно, дерево в поле. Боке делает изображение более привлекательным, потому что так много находится в центре нашего внимания.

13. Благодаря способности более эффективно, нежели другие средства фокусировать наше внимание на нужном объекте, боке можно назвать своего рода обманом зрения. Некоторые могут сказать, что это свойственно почти каждому приему в фотографии: от использования объективов с возможностью сдвигов и наклонов до применения светотени. Запутались?

14. Что ж, Вы на правильном пути, потому что все дело в так называемом пятне (кружке) рассеяния. Пятно рассеяния представляет собой конус из световых лучей, который исходит от линзы при создании фотографии, когда изображение не сфокусировано, но при этом имеет приемлемый уровень четкости.

15. Большинство отверстий диафрагмы многоугольные, именно поэтому, когда вы видите боке, формы рассеянных пятен на снимке, как правило, имеют схожие с этими отверстиями формы. Однако если вы установите максимальный размер диафрагмы, то боке должно быть в виде кругов.

16. При создании эффекта боке важную роль играет объектив. Диски нерезкости могут светиться равномерно, или, как вариант, ярче по радиусу или в центре. Все это зависит от сферической аберрации объектива. Аберрация - это эффект, возникающий при увеличении преломления света через объектив.

17. В «нормальных» фотографиях это будет аберрацией, но при создании эффекта боке все зависит от фотографа. Другими словами, фотограф может изменять настройки камеры, если сферические аберрации плохо влияют на достижения желаемого эффекта.

18. Конечно, эффект боке всегда изучают ради него самого.

19. Некоторые спорят о том, должно ли еще одно японское слово пополнить английский лексикон. Это слово «пинто» (pinto), что означает «в фокусе». Действительно, все, что на фотографии не в фокусе - то есть боке. Впрочем, это спорно.

20. В конечном счете, мнение о боке субъективно. Оно полностью зависит от того, как считаете Вы: выиграла или потеряла общая композиция от применения этого эффекта. Подводя итог, скажем, что каждый решает, что на фотографии можно убрать на задний план, а на чем можно было бы заострить внимание. Нравится вам боке, или нет - всегда и полностью зависит от вас.

© 2013 сайт

Что такое боке?

(англ. bokeh; яп. 暈け или ボケ – «размытие») – это характеристика эстетических качеств области изображения, лежащей не в фокусе, т.е. за пределами зоны ГРИП . Боке не имеет никакого отношения к резкости : два объектива, одинаково резко изображающие объекты в фокусе, могут иметь совершенно различный рисунок размытия, субъективные художественные достоинства которого и описываются термином боке.

Идеальный с инженерной точки зрения объектив фокусирует свет от точечного источника в виде правильного конуса. Когда вершина конуса касается плоскости матрицы или плёнки фотоаппарата, изображение оказывается в фокусе и на фотографии получается предельно малая точка. Чем лучше объектив, тем меньше эта точка и тем резче изображение. Если же источник оказывается не в фокусе, то конус света пересекается матрицей и точка на фотографии превращается в диск, который называется кружком нерезкости или пятном рассеяния . При достаточно большом размере кружков нерезкости они начинают оказывать существенное влияние на эстетическое восприятие фотографии в целом.

Так формируется кружок рассеяния.

Боке чаще наблюдается на заднем плане, реже – на переднем, в силу того, что фокус фотографии обычно приходится на ближний к фотографу объект.

Очевидно, что боке становится заметным при малой глубине резкости. Размер кружков рассеяния будет тем больше, чем больше формат камеры , чем больше фокусное расстояние объектива , чем больше величина относительного отверстия диафрагмы , чем больше расстояние от снимаемого объекта до фона и чем меньше расстояние от камеры до объекта.

Качество боке

Боке – понятие субъективное и говорить о плохом или хорошем боке, а уж тем более измерять его в каких-то математических единицах трудновато. Лично мне нравится мягкое боке, при котором задний план невещественно расплывается и не мешает восприятию главных элементов фотографии. Под плохим же боке я разумею боке жёсткое, бросающееся в глаза и отвлекающее от переднего плана.

Оптически совершенный кружок нерезкости имеет вид равномерно освещённого диска с достаточно чёткими краями. Такой диск может быть красив сам по себе, но будучи элементом намеренно размытого фона, идеальные кружки нерезкости создают иллюзию ненужной резкости за счёт своих резко очерченных краёв, и отвлекают внимание от по-настоящему резких и сюжетно значимых объектов на переднем плане.

Пример нейтрального боке.

К сожалению (а может и к счастью) идеальных объективов не существует, а реальным объективам свойственен ряд аберраций или искажений, в той или иной степени скорректированных разработчиками. Уровень сферических аберраций объектива влияет на распределение света в пределах вышеупомянутого конуса, а значит и на равномерность освещённости пятна рассеяния. В реальности кружок нерезкости практически всегда будет иметь несколько размытый край, а распределение яркости от центра диска к его краям будет сильно разниться.

Красивое (с моей точки зрения) боке подразумевает плавное убывание яркости кружка нерезкости от центра к краям по закону нормального распределения. Это является следствием не полностью скорректированных сферических аберраций объектива. Иными словами, техническое несовершенство диалектически переходит в художественное достоинство.

Пример хорошего, ненавязчивого боке.

Противоположная крайность – это сферические аберрации, скорректированные сверх меры. В таком случае яркость диска возрастает к его краям. На мой вкус окольцованное боке смотрится мерзко, но многие, напротив, в восторге от такого специфического, чтобы не сказать «творческого» рисунка.

Посредственное боке.

У многих зум-объективов, особенно с большой кратностью, качество боке может различаться в зависимости от выбранного фокусного расстояния и дистанции фокусировки. Это нормально, поскольку оптические схемы подобных объективов всегда подразумевают компромиссные решения. Добиться идеального боке во всём диапазоне фокусных расстояний практически невозможно, да и разработчики объективов ориентируются на кружок нерезкости идеальный скорее с математической, чем с художественной точки зрения. Кроме того, если рисунок боке и оптимизируется, то обычно для областей, расположенных на заднем плане, при этом характером боке для плана переднего нередко приходится жертвовать. В этом также нет ничего плохого, поскольку большинство людей предпочитает видеть передний план резким, а задний размытым, а значит красивое боке гораздо сильнее востребовано именно для фона.

Факторы, влияющие на боке

Число и форма лепестков диафрагмы

Устройство диафрагмы объектива влияет не столько на качество размытия, сколько на форму кружков нерезкости. На самом деле т.н. кружки нерезкости редко имеют идеально круглую форму. Обычно они выглядят как более-менее правильные многоугольники, число сторон которых соответствует числу лепестков диафрагмы. Диафрагма в объективах Nikon имеет 7 или 9 лепестков, в объективах Canon – 6, 7 или 8 (изредка 9). Чем больше лепестков, тем более округлым выглядит диск нерезкости, причём нечётное количество лепестков обычно порождает многоугольники более приятные для глаза.

В современных объективах лепесткам диафрагмы всё чаще придают несколько искривлённую форму, что делает стороны многоугольников рассеяния выпуклыми и, таким образом, визуально приближает многоугольник к кругу. 9 скруглённых лепестков дают почти идеально круглое боке.

Если фотография сделана при полностью открытой диафрагме, то по краям кадра пятна нерезкости будут приобретать овальную или даже чечевицеобразную форму, оставаясь при этом вполне круглыми в центре изображения.

Особенности конструкции объектива

Defocus Control Nikkor – это пара портретных телеобъективов (AF DC-Nikkor 105mm f/2D и AF DC-Nikkor 135mm f/2D), выпускающихся компанией Nikon с начала 1990-х гг. и снабжённых механизмом, позволяющим фотографу напрямую управлять характером боке, варьируя степень коррекции сферических аберраций. Это даёт возможность тонко настроить размытие либо для переднего, либо для заднего плана, а также для конкретных значений диафрагмы.

Sony (Minolta) 135mm F2.8 T4.5 STF – специфический телеобъектив с ручной фокусировкой и аподизационным элементом, обеспечивающим очень плавное размытие фона.

Зеркально-линзовые объективы (Reflex-NIKKOR, Рубинар и т.д.) дают боке в виде чётко выраженных колец или бубликов. Эффект сугубо на любителя.

Анаморфотные объективы и насадки используются в кинематографе и позволяют обнаружить себя по характерному боке в виде вытянутых в вертикальном направлении эллипсов.

Стабилизаторы

Если ваш объектив или камера снабжены оптическим стабилизатором изображения , то весьма желательно отключать его в тех случаях, когда вы хотите получить идеальное боке. Большинство систем стабилизации имеют тенденцию придавать областям, лежащим не в фокусе несколько беспокойный вид.

Уровень контраста

Чем контрастнее фон и чем ярче блики, тем отчётливее видны диски нерезкости и тем резче их края. Наиболее очевидное боке получается при съёмке ночного города или пронизанной солнечными лучами листвы.

Цвет объектов вне фокуса

Степень сферических аберраций различается для волн света разной длины. В результате сферохроматизма , т.е. хроматической разности сферических аберраций для лучей различных длин волн, края пятен рассеяния на заднем плане приобретают размытую кайму зелёного цвета, а на переднем плане – такую же кайму, но малинового цвета. Этот эффект особенно заметен при использовании объективов с большим фокусным расстоянием при широко открытой диафрагме. Интересное следствие сферохроматизма таково, что боке получается особенно мягким и красивым, когда фон на фотографии зелёного цвета. Отсюда привлекательность портретной съёмки на пленере.

Напоследок позвольте дать вам маленький совет: не превращайте погоню за красивым боке в самоцель, как это часто бывает у новичков. Никто не запрещает вам немного побаловаться, снимая боке ради боке, но такая забава быстро надоедает. Просто помните о боке, как об одном из выразительных инструментов для фотографий с малой глубиной резкости, но не создавайте из этого инструмента идола.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.