Фра филиппо липпи благовещение все работы. Фра Филиппо Липпи. Неожиданное послесловие. Художник вытесняет монаха

Fra Filippo Lippi (1406-1469) - один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

"...Дивная прелесть моей кисти - у всех на устах.
Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,
Набожных души умел - голосом бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,
Принуждена меня звать мастером равным себе".
(
эпитафия на могиле Филлипо Липпи )

Фра Филиппо Липпи ( итал . Fra Filippo Lippi , 1406 — 1469 ) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения .Филиппо Липпи (по отцу — Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции , предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника. В раннем детстве потерял родителей и остался на попечении тетки, от которой несколько времени спустя был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 15 лет от роду принял обет монашества («фра» — сокращение от итал. frate , то есть брат). Как художник развился под влиянием Мазолино и Мазаччо , на его художественное образование также повлиял Фра Анджелико Фьезольский .Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю. Однако это предание не подтверждается документами.Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи — похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи , не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брака законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе ( 1434 ), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето , где и умер 9 октября 1469 г.Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи . Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены. Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»). Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное « Коронование Марии » (галерея Уффици ) и « Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти . Из картин Липпи, встречающихся вне Италии , особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и « Крещение Господне» там же.


Мадонна с двумя ангелами

Мадонна на троне . Tempera et dorure sur bois, 1437

Sts Augustine and Ambrose

В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции. К 1447 он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо. Когда он начал работу над фресками в хоре собора в Прато (1452-1464), его тондо Мадонна (Флоренция, галерея Питти) еще не было закончено. В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико. Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь - Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни. В 1457 он выполнил алтарный образ Св. Михаил, который Джованни Медичи послал в качестве дара неаполитанскому королю. В 1466 ему поручили украсить фресками апсиду собора в Сполето, эта работа была завершена уже после смерти мастера его помощником фра Диаманте. Испытав в начальный период своего творчества сильное влияние Мазаччо, фра Филиппо стал последовательным приверженцем ренессансного натурализма. Совершенствуя свой стиль, делая его все более утонченным, он смог создать такие нежные образы, как Саломея (Прадо) и Богоматерь в берлинском Поклонении младенцу Христу.

Coronation of the Virgin 1441-1447

Adoration of the Magi 1445

Madonna and Child Enthroned with Saints

Madonna and Child with Saints and a Worshipper

Благовещение

Поклонение младенцу.

Портрет мужчины и женщины

Мадонна в лесу.

Поклонение младенцу.

Обрезание.

Мадонна с младенцем.

С четкой иерархической дифференциацией представлены ряды ангелов, святых, церковных лиц и донаторов, наблюдающих за коронованием Мадонны . Множество объемных фигур в углубляющемся пространстве не производит впечатления ирреального зрелища. Используя правила перспективы и тонкую светотеневую моделировку форм, художник основывает композицию на рациональных закономерностях. Взгляд зрителя втягивается в изображение с помощью таких приемов, как фигура ангела, помещенная на границе между картинным и реальным пространством, и направленный из картины прямо на зрителя взгляд епископа в зеленой мантии. Эта фигура священнослужителя является автопортретом Липпи. Оставшись сиротой в восьмилетнем возрасте, он был отдан в монастырь, где стал монахом, однако чувствовал себя созданным для мирской жизни. Из монастыря Филиппо бежал вместе с монахиней (которая послужила моделью многих его Мадонн ), и хотя позднее был освобожден от монашеского обета, чтобы иметь возможность жениться на ней, это бракосочетание так и не состоялось .Сын фра Филиппо и Лукреции Филиппино Липпи (1457-1504), ученик Боттичелли, унаследовал живописное дарование отца. , он также был известным ренессансным художником.

Коронование Марии.

«Коронование Марии» (итал. Incoronazione Maringhi ) — алтарный образ художника Фра Филиппо Липпи, известный также как «Коронование Мариньи». Выполнен в 1441—1447 годах для флорентийской церкви Сан-Амброджио. Ныне хранится в галерее Уффици во Флоренции. В конце 1430-х годов Филиппо Липпи оставил монастырь Кармине во Флоренции, чтобы открыть свою мастерскую. Он не имел достаточно средств для оплаты труда помощников и учеников. С Липпи работали лишь его постоянные сотрудники: Фра Карневале, Фра Диаманте и ещё один неизвестный «художник Пьеро ди Лоренцо». Возможно, это был Мастер Кастельского Рождества (итал. Maestro della Natività di Castello ). Картина была заказана согласно последней воле каноника собора Сан-Лоренцо и прокуратора Сан-Амброджио, Франческо Мариньи (ум. 1441), пожертвовавшего деньги на создание нового алтарного образа для собора. По документам Липпи получал деньги на выполнение заказа Мариньи частями с 1439 по 1447 годы. Картина вызывала восхищение своей новизной как у художников, так и у простых зрителей. Сохранилось множество копий её самой и её деталей. По сообщению Вазари, алтарный образ очень понравился Козимо Медичи, который стал большим поклонником творчества Липпи и его покровителем. Картина находилась в церкви до 1810 года, когда она была похищена. С 1890 года — в галерее Уффици. Картина выполнена на одной большой панели, однако, Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» — «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее.Художник избрал самый распространённый в то время в Италии иконографический тип Коронования, когда Мария преклоняет колени перед Богом-Отцом, возлагающим на её голову венец. В основе композиции лежит треугольник, его вершина, корона Девы Марии, является точкой схода линий перспективы. Доминирующее положение центральных фигур подчёркнуто их размером, бо́льшим, чем у окружающих персонажей. Платформу с престолом окружают ангелы — Липпи повторяет традиционное композиционное решение, встречающееся, например, в «Короновании Марии» (1414) у Лоренцо Монако.Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы — символ семи небес (итал. Cieli del Paradiso ). Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета — Коронование и Святое собеседование . Среди святых — Магдалина, Святой Евстафий с двумя детьми и женой — Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя.Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель. Слева, у ног святого Амвросия, Липпи изобразил себя в одежде кармелита.Поместив в верхних круглых «окошках» сцену Благовещения, Липпи отступил от традиции, по которой Коронование обычно совмещалось с Успением Марии . Лилии в руках ангелов — напоминание о Непорочном зачатии.Монументальность и пластичность фигур «Коронования» роднит их с персонажами Мазаччо. Однако Липпи создавал более изящные округлые формы, уделяя большее внимание плавности линий и созданию объёма с помощью светотени.

Фра Филиппо Липпи. Автопортрет. Деталь «Коронования Марии»


The Annunciation with two Kneeling Donors


Благовещение.


Видение Блаженного Августина. прибл. 1450-1460 гг.
Темпера на деревянной панели

Картина хранится в Эрмитаже. Сюжет ее заимствован из старой легенды и рассказывает о том, как святому Августину в видении явился Христос в виде мальчика, который переливал воды моря в ямку, выкопанную на берегу. Невозможность вместить море в эту ямку означало здесь бессилие человека, пытающегося проникнуть в тайны религии. Несмотря на то, что сюжет картины проникнут духом уходящей эпохи, фра Филиппо и здесь проявил себя как человек нового времени. Это особенно чувствуется в пейзаже, который для тех лет представлял собой новую область живописи. Перед зрителем развертывается уходящая вдаль панорама холмов, чувствуется их объем и рельеф, переданный контрастами тени и света. Использование светотени и перспективы в живописи принадлежит к числу важнейших завоеваний искусства Возрождения.

Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином .

В трактовке деталей интерьера и ландшафта видно влияние мастеров нидерландской школы живописи, с творчеством которых художник явно был знаком. В зрелые годы творчества Липпи пишет полиптих для алтаря капеллы Барбадори в церкви Святого Духа во Флоренции. В этой работе он сумел соединить возвышенные, почти скульптурные формы Мазаччо с подлинной жизненностью фигур и предметов. Для алтаря им была выбрана форма полиптиха, потому что она точно соответствовала задачам единого действия и единого пространства. Колонны на картине Липпи немного не совпадают с делением ее на три части, что создает иллюзию расширения пространства. Ангелы, непринужденно расположившиеся вокруг статной Мадонны и крупного, но как будто невесомого Младенца Христа, которого она лишь слегка поддерживает около своего бедра, посматривают в разные стороны. Богоматерь свободно движется, встав с трона навстречу двум коленопреклоненным и сосредоточенным святым. Демонстрация подчеркнутого благочестия, характерная для более ранних алтарей, здесь явно не главная задача изображения. Это святое собрание уже близко к тому, чтобы превратиться в святое собеседование, ставшее позже нормой искусства Ренессанса.Прохладные тона сдерживают общий колорит картины. Но на этом фоне отчетливо звучат более яркие, теплые ноты. Красные цветовые пятна вместе с золотистым светом отражаются в складках одежд, в оттенках ликов и рук. Они привносят свежесть в пространство изображения, создавая предощущение полноты и богатства живописи. Мадонна Филиппо Липпи из алтаря Барбадори попала в Лувр в 1814 году в составе коллекции картин раннего Ренессанса, вывезеннной бароном Виван-Деноном из Тосканы.

Portrait of a Woman

Madonna with the Child and Scenes from the Life of St Anne (detail )

Madonna with the Child and Scenes from the Life of St Anne (detail)

St John Taking Leave of His Parents

St John Taking Leave of his Parents (detail)

Herod"s Banquet

Herod"s Banquet (detail)

Coronation of the Virgin
http://www.bibliotekar.ru/muzeumLuvr/7.htm

Нравы художественных мастерских были вольными и демократичными. Многие подростки-ученики с самого начала не только трут краски и постигают азы технологии, но зачастую становятся любимыми моделями своих наставников. Художники упражняются в рисовании друг с друга, пока, уже в конце столетия, не появляются профессиональные натурщики. Случалось, конечно, что кое-кого поколачивали за шалость или провинность, но даже это проделывалось, скорее, патриархально, по-семейному, ничем не напоминая административный подход.

«Семейственная» вольница мастерской, разумеется, сильно рознилась своей несомненной наклонностью к буйству от тихой богобоязненной атмосферы, к которой привык подросток Сандро в родительском доме. Зато дружелюбие и щедрость вольнодумной и шумной боттеги обычно не знали границ. В легенды художнического мира вошла корзинка для добровольных взносов на общее и единичное пользование, подвешенная к потолку в скульптурной мастерской Донателло, который сам, по словам Вазари, «никогда не придавал никакой цены деньгам». Даже весьма сребролюбивый биограф в данном исключительном случае приписывает столь безоглядное бескорыстие не порокам, но душевным «доблестям Донато».

Особенно колоритную фигуру в плане буйного и вместе самого безобидного для окружающих вольнолюбия представлял добродушный и щедрый учитель Боттичелли фра Филиппо Липпи. По достоверным сведениям, «фра Филиппо очень любил веселых людей и сам всегда жил в свое удовольствие». Монах-кармелит, открыто и явно для всех пренебрегший монашескими обязанностями, приверженный всем мирским соблазнам, буквально излучал жизнерадостность. Его весьма бурная и занимательная, как авантюрный роман, биография послужила обильным источником печатных новелл и изустных преданий.

Фра Филиппо, сын мясника Томмазо ди Липпо, родившийся в 1406 г. во Флоренции, потеряв в двухлетнем возрасте отца, до восьми лет кое-как воспитывался попечением тетки, которая, будучи не в силах содержать его по собственной бедности и по чрезмерной резвости племянника, сбыла его с рук в флорентинский монастырь дель Кармине. Так в 1421 г. Филиппо в силу житейской необходимости волей-неволей стал монахом. Бойкий, общительный, не признававший малейшей узды дисциплины, отнюдь не склонный к созерцанию и размышлению, он «с ранних лет явил себя столь же ловким и находчивым в ручном труде, сколь тупым и плохо восприимчивым к изучению наук, почему он никогда не испытал желания приложить к ним свой талант и с ними сдружиться», а потому вместо чтения и зубрежки, «вместо учения занимался не чем иным, как только пачкал всякими уродцами свои и чужие книги». Последнее неизбежно повлекло обучение живописи, и шаловливого монашка откомандировали в мастерскую благочестивого и кроткого живописца фра Анджелико.

Одну из жизненных легенд фра Филиппо излагает новеллист Маттео Банделло, утверждая, что слышал ее в Милане от самого Леонардо да Винчи, который поведал историю Липпи специально в подтверждение того, что «в своем превосходстве редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам». Это крылатое изречение приписывалось «Отцу отечества» Козимо Медичи, который, будучи сам непритязательным и придерживаясь весьма строгих нравственных правил, тем не менее от пристрастия к обаятельному живописцу если не поощрял открыто до вседозволенности, то с благодушием покрывал целый ряд сумасбродных его похождений.

И самое нашумевшее, самое романтическое из них — похищение из монастыря в Прато хорошенькой юной монахини Лукреции Бути.

Тогда, в 1456 г., Фра Филиппо не пожелал разлучаться с возлюбленной, однако с монашеским званием тоже — «дабы не лишать себя связанной с этим свободы». Хотя влиятельные церковные лица не раз предлагали снять с него духовный сан, он «не захотел связать себя узами брака», предпочитая «располагать собою и своими склонностями так, как ему вздумается».

Плодами этого романа фра Филиппо явились дочь и сын Филиппино, унаследовавший профессию отца. Только в 1461 г. с особого разрешения папы Пия II кармелит обвенчался с бывшей монахиней.

Нерадивый инок и приятный живописец был торжественно погребен в 1469 г. в Сполето, в великолепной гробнице из белого и красного мрамора, в церкви, расписанной им самим. Богобоязненные сполетцы чтили захоронение великого грешника наподобие местной реликвии и даже отказали сыну покойного, просившему от имени Медичи перевезти останки отца на родину, мотивируя свой отказ тем, что во Флоренции и без того довольно достопримечательностей. Филиппино Липпи позволили только высечь на отцовской гробнице латинскую эпитафию сочинения отменного поэта Анджело Полициано:

«Здесь я покоюсь, Филипп, живописец, навеки бессмертный,

Дивная прелесть моей кисти — у всех на устах.

Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,

Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,

Принуждена меня звать мастером, равным себе».

Делая скидку на погребальное красноречие тех времен, которое требовало непременно превосходной степени в оценке заслуг усопшего, следует все же признать большие достоинства фра Филиппо как живописца — звучную красоту его красок, естественную жизненность образов в сочетании со светлою их поэтичностью. У Липпи меньше сказочной изобретательности, чем у Гоццоли, зато нет и его утомительного перечисления житейских подробностей.

Общеизвестному сумасбродству учителя несомненно пришлось по душе скрытое сумасбродство ученика — фра Филиппо не мог не постигнуть хотя бы отчасти того, чего не сумели разгадать родственники Сандро, что приводило в такое недоумение его отца. Художник становится для душевно одинокого подростка первым истинным духовным отцом — отцом по святому призванию к живописи, по вольнолюбию, по искусству.

Тем не менее, скоро познав секреты мастерства Липпи, по отъезде учителя на работу в Сполето (откуда тот уже не вернется) в 1467-1468 гг. Боттичелли начинает посещать мастерскую иной, уже более интеллектуальной направленности. Боттега Андреа Верроккио походила не столько на художническую вольницу, сколько на серьезную художественную школу, на маленькую академию, на научно-экспериментальную лабораторию. Искусство Андреа и его многочисленных учеников готовилось к миссии самой ответственной на данном этапе — концентрировать в себе все важнейшие достижения художественной практики под контролем научной мысли, почти в полном согласии со строгим идеалом Леон-Батиста Альберти.

Сам Андреа Верроккио в яркости личности далеко уступал фра Филиппо Липпи, зато был одареннейшим педагогом. Тонко угадывая особенности развития каждого, не оказывая ни малейшего давления, Верроккио тактично и осторожно направлял индивидуальность учеников. В его «академии» царила удивительная «одновременность разных возрастов» и дарований, направлений и мнений в самом широком смысле. Здесь жития Христа, Богоматери и святых с непринужденностью переносятся в современную обстановку, а Рождество или Успение, да и всякое священное чудо показывают как реальное общественное событие уже без карнавала Гоццоли и вне компромиссного небесно-земного решения, всегда отличавшего Липпи. Правда, искусству, проводимому в жизнь спокойной трезвостью Верроккио, не требуется уже и высокая этическая страсть, которая придавала нечто общечеловеческое произведениям Мазаччо. Здесь царит рассудительная логика сегодняшнего дня. Но неизвестно еще, в каком направлении повернет всю эту трезвую ясность прихотливое своенравие таких учеников неутомимого экспериментатора, как Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи.

Пробыв у Верроккио чем-то вроде вольнослушателя примерно до 1469 г., в 1470-м Боттичелли уже работает самостоятельно.



Начало -

Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, Флоренция, 23 июня 1406 - Сполето, 8 октября 1469) - флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения .

Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю. Однако это предание не подтверждается документами.

Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи - похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брак законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.

Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время работал с Никколо Пиццоло в Падуе в 1434-1438 годах над росписью капеллы палаццо дель Подеста, в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.

Был учителем Сандро Боттичелли . Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо.

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны - очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы - прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Особенно стоит выделить картину «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», написанную художником уже в зрелом возрасте. Фактически это семейный портрет: для образа Мадонны ему позировала его жена, для младенца и ангела, которого мы видим на переднем плане, - его дети. Обращает на себя внимание и то, что волосы Мадонны у самого пробора выщипаны - как предписывала флорентийская мода того времени.

Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму - писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi (рус. тондо) и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в Лондонской национальной галерее и «Крещение Господне» там же. Несколько работ Липпи хранится в Государственном Эрмитаже.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Одноклассники

Разрешение картинок от 499x723px до 2536x3387px

800 x 1578

Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406-1469) - флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Биография
Филиппо Липпи (по отцу - Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника. В раннем детстве потерял родителей и остался на попечении тетки, от которой несколько времени спустя был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 15 лет от роду принял обет монашества («фра» - сокращение от итал. frate, то есть брат). Как художник развился под влиянием Мазолино и Мазаччо; на его художественное образование также повлиял Фра Анджелико Фьезольский.

Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве; но это предание не подтверждается документами.

Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи - похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству флорентийского герцога Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брака законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.

Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.

Творчество
Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны - очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы - прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены. Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму - писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Богородицы» во флорент. акд. худож. и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же.

Библиография
Фосси Г. Филиппо Липпи. М., 1997.

760 x 1053


2024 x 2256


803 x 1079


801 x 1189


988 x 667


702 x 879


1354 x 603


2048 x 1442


801 x 1406


499 x 723


1218 x 767


2536 x 3016


820 x 1004


803 x 1329


1256 x 2637


920 x 997


1280 x 571


2024 x 2023


802 x 1000


962 x 966


803 x 1171

Цитата сообщения Ела2012 Филиппино Липпи (Filippino Lippi), 1457-1504 гг.

Филиппино Липпи (Filippino Lippi), 1457-1504 гг.

Итальянский живописец эпохи Возрождения. Мастер флорентийской школы. Сын художника фра Филиппо Липпи, ученик Боттичелли.

ОТЕЦ Фра Филиппо Липпи, Fra Filippo Lippi (1406-1469)


Автопортрет Филиппо Липпи, деталь фрески в Сполетском соборе

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Особенно стоит выделить картину «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», написанную художником уже в зрелом возрасте. Фактически это семейный портрет: для образа Мадонны ему позировала его жена, для младенца и ангела, которого мы видим на переднем плане, — его дети. Обращает на себя внимание и то, что волосы Мадонны у самого пробора выщипаны — как предписывала флорентийская мода того времени.

Фра Филиппо Липпи «Мадонна с двумя ангелами»
Вторая треть 15 века
Дерево 92 x 63 см
Флоренция. Галерея Уффици


Фра Филиппо Липпи «Коронование Марии»
1441-1447
Дерево 200 x 287 см
Флоренция. Галерея Уффици



Фра Филиппо Липпи «Поклонение младенцу со св. Бернардом»
Около 1459
Дерево 127 x 116 см
Берлин. Картинная галерея


Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и сцены из жизни Святой Анны»
1452
Масло на панели, диаметр 135 см.
Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi (рус. тондо) и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат много таких произведений Липпи.


Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем, св. Фредианус и св. Августин»
1437-38
Панель, 208 x 244 см.
Лувр. Париж



1460-65
Панель, 146 x 157 см.
Музей Чивико. Прато


Фра Филиппо Липпи «Благовещение с донаторами»
Около 1455
Дерево, темпера 153 x 143 см
Рим. Палаццо Венеция


Фра Филиппо Липпи «Поклонение ребенку со святыми»
ок. 1463
Темпера, дерево, 140 x 130 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Фра Филиппо Липпи «Благовещение»
После 1443
Дерево 203 x 186 см
Мюнхен. Старая Пинакотека
Первоначально алтарный образ в монастырской церкви Суоре Мурате во Флоренции

Фра Филиппо Липпи «Мадонна на троне»
Вторая треть 15 века
Дерево, темпера 121,2 x 62,5 см
Нью-Йорк. Музей Метрополитен


Фра Филиппо Липпи «Св. Джон прощается с родителями»
1452-65
Фреска
Кафедральный собор Святого Стефана (Дуомо ди Прато)

СЫН Филиппино Липпи, Filippino Lippi (1457-1504)

Lippi Filippino Self Portrai

После смерти своего отца и первого учителя Филиппе Липпи, Филиппино,которому было тогда 12 лет, поступает в мастерскую Боттичелли, влиянием которого отмечены его первые работы, созданные в 1478-1482. Филиппино заимствовал у своего учителя удлиненные и утонченные фигуры, элегантные и патетичные.
Он является самой яркой индивидуальностью среди мастеров круга Боттичелли; его искусство отмечено чертами изящества и прирожденного артистизма

Филиппино Липпи «Мадонна»
Последняя четверть 15 века
Дерево, масло
Рим. Национальная галерея античного искусства


Филиппино Липпи «Поклонение младенцу Христу»
1480-е гг.
Медь, темпера, переведена с дерева. Круг, диам. 53 см.
Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.

Эрмитажное тондо со сценой Поклонение младенцу Христу» — превосходное произведение Филиппино Липпи, характерный образец искусства медицейской школы.

Группу переднего плана составляют фигуры мадонны и ангелов. Вытянутые пропорции, изящные формы резко отличают их от полнокровных, земных» образов в искусстве предшествующего времени. Впечатление нереальности события усиливает изображение двух парящих над землей ангелов, написанных легкими мазками белил и золота, отчего они кажутся бесплотными. Наряду с этим, в картине есть характерная для кватроченто конкретность обстановки и предметов: каменная балюстрада, украшенная вазонами, тщательно выписанные трава и цветы, мельчайшие детали одежды.

С условностью композиции первого плана контрастирует пейзаж, переданный вполне реалистично. Одиноко стоящее темное дерево помогает объединить передний и задний планы, уводя взгляд зрителя вдаль и подчеркивая глубину пространства. Предметы постепенно утрачивают четкость контуров и определенность колорита, у самого горизонта они как бы подернуты легкой дымкой. Филиппино использовал здесь воздушную перспективу, которая впоследствии была освоена практически и обоснована теоретически Леонардо да Винчи.

Известно, что картину купил в Ареццо князь В. Трубецкой и подарил ее сенатору Д. Мордвинову, который завещал тондо А. Муравьеву. У последнего Поклонение младенцу Христу» приобрел граф П. Строганов. Из его петербургского собрания по завещанию владельца картина поступила в Эрмитаж в 1911 году.


Филиппино Липпи «Поклонение ребенку»
ок. 1483
Дерево, масло 96 x 71 см.
Галерея Уффици. Флоренция

Филиппино Липпи «Signoria Altarpiece (Pala degli Otto)»
1486
Темпера на дереве, 355 x 255 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Филиппино Липпи «Дева с младенцем и ангелами»
Дерево
Палаццо делла Касса ди Риспармио. Флоренция


Филиппино Липпи «Брак святой Екатерины»
1501
Темпера, дерево
Базилика Святого Доминика. Болонья


Филиппино Липпи «Вид часовни Карафа»
1489-91
Fresco
Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва. Рим

К числу лучших произведений позднего флорентийского кватроченто относится его алтарь «Видение св. Бернарда» (Флоренция, Бадия, ок. 1480), полный сдержанности, серьезности и той нежной, просветленной чистоты образов и изобразительного строя, которая будет утрачена искусством Высокого Возрождения.


Филиппино Липпи «Явление Богородицы к св. Бернару»
1486
Дерево, масло, 210 x 195 см.
Церковь Бадиа, Флоренция


Филиппино Липпи «Кающийся св. Джером»
ок. 1485
Темпера, дерево, 47 x 34 см.
Музей Изобразительных искусств, Будапешт

Филиппино Липпи «Св. Джером»
1490s
Дерево, масло 136 x 71 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Филиппино Липпи «Товия и ангел»
Около 1472-1482
Дерево 33 x 23 см
Вашингтон. Национальная картинная галерея


Филиппино Липпи «Портрет молодого человека»
ок. 1485
Масло и темпера на дереве, 52 x 37 см.
Национальная галерея искусств. Вашингтон

Около 1484-1485 он заканчивает фрески в капелле Бранкаччи ц. Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, прерванные за 50 лет до этого смертью Мазаччо. Здесь Филиппино "отрекся и от себя самого, и от Мазаччо" (по выражению Бранди), испугавшись, вероятно, впечатляющего величия росписей Мазаччо; он закончил их в формах более искусственных, лишенных той какую он продемонстрировал в своих первых произведениях.


Филиппино Липпи «Пытки евангелиста Иоанна»
1487-1502
Фреска
Церковь Санта Мария Новелла. Флоренции

Около 1483 он исполнил два тондо <Благовещение> (Сан-Джиминьяно, музей), которые отмечают эволюцию его стиля; линия становится более закрученной и нервозной, драпировки более цветистыми, а колорит более металлическим.


Филиппино Липпи «Мадонна с младенцем и святыми»
ок. 1488
Дерево, масло
Церковь Санто-Спирито. Флоренция

Около 1484 Филиппино Липпи завершил фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции; в 1486 написал Мадонну для городской коммуны Флоренции (Уффици). С 1487 по 1502 работал над украшением капеллы Строцци во флорентийской церкви Санта Мария Новелла, а в 1488-1493 украсил фресками капеллу Караффа в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме.

В 1496 Филиппино написал алтарный образ Поклонение волхвов для флорентийского монастыря Сан Донато а Скорпето (в настоящее время находится в галерее Уффици). Филиппино был одаренной поэтической натурой, искусным мастером с богатым воображением.


Филиппино Липпи «Поклонение волхвов»
1496
Дерево, масло 258 x 243 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Филиппино Липпи «Аллегория музыки»
Последняя четверть 15 века
Дерево 61 x 51 см
Берлин. Картинная галерея