Гречанинов композитор биография. Творчество а.т. гречанинова в контексте становления русской хоровой школы

«Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий», – говорил Александр Тихонович Гречанинов. С этими словами трудно не согласиться – годы жизни и творчества композитора пришлись на непростое время, а в музыкальное искусство он пришел скорее вопреки жизненным обстоятельствам, чем благодаря им.

Гречининов родился в Калуге, но вскоре семья переехала в Москву. Отец его – купец, занимавшийся мелкой торговлей – едва умел читать, мать была неграмотной. Музыку в семье любили – но какая это была музыка? Интересы матери ограничивались сентиментальными романсами. Более интересным был репертуар отца, который любил петь церковные песнопения, и мальчик пел вместе с ним. Еще больше музыкальных впечатлений получал он в церкви. Со временем он стал петь на клиросе, а в хоре гимназии даже солировал. Первыми музыкальными инструментами, с которыми он познакомился, были гитара и оркестрион, а фортепиано он впервые увидел в четырнадцатилетнем возрасте – и сразу же подобрал на нем мелодию, это была ектения.

Отец менее всего желал видеть сына музыкантом – предполагалось, что сын тоже станет купцом, но музыка все больше увлекала Гречанинова. В семнадцатилетнем возрасте по совету жены брата – студентки консерватории – он решил вопреки родительской воле получить музыкальное образование. На вступительном экзамене в Московской консерватории его «нашли достаточно способным». Гречанинов обучался игре на фортепиано у Николая Дмитриевича Кашкина, композиции – сначала у Николая Альбертовича Губерта, затем – у Сергея Ивановича Танеева. В это время Гречанинов создал немало романсов, снискавших известность (особенно популярной стала «Колыбельная» на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова).

В 1890 г. Гречанинов отправился в Санкт-Петербург, чтобы продолжить образование. Здесь он стал учеником Николая Андреевича Римского-Корсакова. Наставник оценил его талант, благодаря чему Гречанинов получил специальную стипендию (такая материальная поддержка была для него очень важна). Он был рад учиться у – ведь Гречанинову были близки традиции «Могучей кучки», он тоже ориентировался на русский фольклор. Не случайно его первым опытом на оперном поприще стала опера-былина « ». Но были и другие музыкальные впечатления – в частности, музыка , чьи произведения молодой композитор пристально изучал. В другой его опере – «Сестра Беатриса» – можно усмотреть проявление принципов вагнеровской музыкальной драмы.

Возвратившись в Москву в 1896 г., Гречанинов был уже автором множества сочинений в разных жанрах: Элегия памяти Чайковского, Первая симфония, Струнный квартет, хоры, романсы, фортепианный цикл «Пастели» и другие. Важным направлением его деятельности стало изучение фольклора. Экспедицию на Волгу он совершил еще в 1894 г. Близкое знакомство с народными песнями очень помогло ему при создании музыки к пьесе Алексея Константиновича Толстого «Царь Федор Иоаннович» в 1898 г. Этим спектаклем открылся Московский художественный театр. Впоследствии композитор не раз сотрудничал с этим театром, в частности, он написал музыку к «Снегурочке».

Не менее важным направлением творчества Гречанинова было создание духовной музыки. Именно песнопения, исполненные во время гастролей Синодального хора в Вене, прославили его имя за пределами России. В некоторых случаях композитор позволял себе отступать от православных канонов – в его Литургии № 3 и некоторых других сочинениях задействованы музыкальные инструменты.

Занимался Гречанинов и педагогической деятельностью. Преподавание в Музыкальной школе, основанной сестрами Гнесиными, сподвигло его на создание музыки для детей. К каждому концерту детского хора он сочинял новые песни, нередко используя фольклорные мотивы, а в 1911 г. он создал оперу «Ёлочкин сон», рассчитанную на детское исполнение.

В вопросах политики Гречанинов был наивен и не всегда последователен. Он радовался тому, что его романсы пела императрица – но Февральскую революцию принял восторженно. После Октябрьской революции 1917 г. он организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором в детской колонии. Когда его уговаривали эмигрировать, он отвечал»: «Россия – моя мать. Она теперь тяжело больна… Я никогда не оставлю ее». Тем не менее, в 1925 г. композитор эмигрировал. До 1939 г. он проживал во Франции, а затем – в США. В произведениях, созданных в этот период – Симфониях № 4 и № 5, сонатах для различных инструментов и других сочинениях – он сохранял приверженность традициям русской музыки, веяния авангарда не затрагивали его творчество никогда. Гречанинов мечтал возвратиться в родную страну, его волновало всё, что происходило в России. На события Великой Отечественной войны он откликнулся созданием симфонической поэмы «К победе» и «Элегической поэмы памяти героев». Гречанинов ушел из жизни в 1956 г., так и не вернувшись в Россию.

Все права защищены. Копирование запрещено.


Творчество А.Т.Гречанинова

Открытие хорового наследия Александра Тихоновича Гречанинова (1864-1956) также состоялось сравнительно недавно, когда Петербургская хоровая капелла под управлением известного дирижера В.А. Чернушенко спела хоровой цикл “Страстная Седмица”. Справедливости ради отметим, что имя Гречанинова вовсе не было под запретом. Композитор упоминался (правда, вскользь) в книгах и учебниках. Неоднократно переиздавались его детские фортепианные пьески. Однако большинство духовных произведений мастера, а также музыка, написанная Гречаниновым в эмиграции, не были известны даже специалистам. Поэтому для большинства слушателей Гречанинов представлялся композитором малоинтересным, а посему заслуженно забытым.
Между тем Гречанинов - один из основоположников (наряду с А.Д. Кастальским) Нового направления в русской духовной музыке. В его творчестве переплелись традиции XIX в. и новые установки школы Синодального училища. Тяготея к сценическим жанрам, композитор отдал дань как крупной эпической оперной форме (“Добрыня Никитич”), так и импрессионистской музыкальной драме (“Сестра Беатриса”). Однако наиболее ярко его одаренность проявилась в сфере духовной музыки, которую Гречанинов писал с конца XIX в. до середины XX в. Большая часть духовных произведений, созданных в России, раскрывает стремление композитора воплотить не форму, а содержание древнерусских распевов, вникнуть в самую суть духовных песнопений.
Гречанинов родился 13 октября 1864 г. в простой русской семье. Родители композитора за год до рождения мальчика перебрались в Москву из маленького провинциального городка Перемышля.
Профессиональные музыкальные занятия будущий композитор начал поздно, но успел поучиться у таких корифеев Московской консерватории, как В.И. Сафонов, А.С. Аренский, СИ. Танеев. Окончил же Гречанинов Петербургскую консерваторию в возрасте 29 лет у Н.А. Римского-Корсакова.
Жизнь Гречанинова была долгой, и судьба его не раз делала крутые повороты. С 1896 г. он вновь стал жить в Москве. Композитор написал музыку к знаменитым спектаклям Художественного театра “Царь Федор Иоаннович”, “Смерть Иоанна Грозного”. Наибольший успех у публики и критики имела его музыка к сказке А.Н. Островского “Снегурочка”, где Гречанинов с честью выдержал невольное сравнение с опусами П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Тогда же началась его педагогическая карьера как учителя музыки. Гречанинов работал в музыкальных школах, в том числе в школе Гнесиных. Среди его сочинений появляются детские пьесы и детские оперы: “Елочкин дом”, “Теремок”, “Кот, петух и лиса”. В 1903 г. на сцене Большого театра прозвучала опера “Добрыня Никитич”, весьма понравившаяся публике. Стали популярными романсы Гречанинова на стихи Пушкина, Тютчева, Блока, Вяч. Иванова... Постепенно он вошел в число известных московских композиторов. Самой яркой и значительной областью творчества Гречанинова была церковная музыка. Среди его духовных сочинений четыре литургии, Всенощное бдение, шесть месс, цикл “Страстная Седмица”, кантаты, мотеты, арии, псалмы.
Позднее появились хоры “Воскликните Господеви” и “Волною морскою”. Летом 1902 г. была написана “Литургия св. Иоанна Златоуста” № 2. Исполненная в концерте духовной музыки в зале Дворянского собрания, она имела большой успех.
Вершиной духовной музыки Гречанинова является литургический цикл “Страстная Седмица” (1912), состоящий из тринадцати частей, созданных на тексты песнопений Страстной недели (от понедельника до субботы). Тексты объединены идеей “предожидания” великого праздника Пасхи. В музыке сочинения сплелись интонации древнерусских распевов с колоритом, рожденным под влиянием экстатической образности и утонченного лиризма искусства “серебряного века”. Кульминацией цикла стал его монументальный финал.
Хоровая музыка была естественной творческой стихией Гречанинова. И все же, написав две литургии, “Страстную Седмицу”, Всенощную, сложные хоры, в то числе “Внуши, Боже, молитву мою” (слайд № 7), он, по его собственным словам, исчерпал технические средства, какие мог дать хор a capella. Ему захотелось расширить выразительные возможности церковной музыки, соединить человеческий голос со звучанием оркестра.
Первым из таких произведений, ознаменовавших поворот к инструментализму в церковной музыке, был псалом в сопровождении симфонического оркестра. Позднее композитор дополнил псалом другими хорами, составив таким образом кантату “Хвалите Бога”, с большим успехом исполненную в 1915 г. в Москве и Петербурге. С этого сочинения начинается новый этап в творчестве Гречанинова, этап, который можно было бы назвать “музыкальным экуменизмом”1.
Композитор никогда не относился к числу музыкантов, замыкавшихся на чисто творческих проблемах. Политические события февраля 1917 г. чрезвычайно его взволновали. Весть о Февральской революции и конце монархического режима Гречанинов, как и большая часть российской интеллигенции воспринял с энтузиазмом. Творческим откликом на эти события стал “Гимн Свободной России”, написанный Гречаниновым. Первую поэтическую строчку композитор взял из стихотворения Ф.К. Сологуба, а весь остальной текст по его просьбе сочинил К.Д. Бальмонт.
Одним из замечательных сочинений Гречанинова является “Демественная литургия”, написанная в том же 1917 г. для голоса с клавишным инструментом. Древнее название “демественная” означает здесь “домашняя”. Рождение “Демественной литургии” было связано с идеей создания церковной музыки для домашнего музицирования, а в широком смысле - идеей приобщения народа “к настоящему высокому искусству”.
Композитор сочинял эту литургию осенью 1917 г., в страшные дни восстания в Москве. “Горьковатость музыки "аллилуйя" в запричастном стихе, не соответствующая, может быть, значению этого слова, и объясняется ужасными переживаниями, связанными с этой эпохой”, - писал Гречанинов. И далее: “Большевики победили. Начинается жизнь нищенская, полная всевозможных лишений. Жизнью даже назвать нельзя период тогдашнего нашего злосчастного существования”.
В 1925 г. Гречанинов эмигрировал из России. Разрыв с Родиной был болезненным; в его письме 1930 г. композитор признавался: “Временами у меня тоска невыносимая по Родине, по близким; кажется, бросил бы все и, несмотря ни на какие благоразумные соображения, прикатил бы в Москву”

Исторический словарь - Гречанинов Александр Тихонович

(13101864, Москва - 411956, Нью-Йорк) - композитор Из семьи мелкого торговца Музыке обучался в Московской консерватории (1881-90: среди педагогов СТанеев, ААренский, ВСафонов) и в Петербургской консерватории (189 Q-93, класс композиции НРимского-Корсакова) С 1896 жил в Москве Сотрудничал с Художественным театром (муз к спектаклям «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» АТолстого, «Снегурочка» АОстровского) С 1903 - заместитель председателя Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете; с того же года - педагог Музыкальной школы сестер Гнесиных Г начал свой творческий путь как один из представителей поздней формации петербургской школы Дебютировал в Петербурге в 1894 Первой симфонией, написанной под сильным влиянием Римского-Корсакова В той же стилистике выдержаны его первая опера «Добрыня Никитич», поставленная в Москве Большим театром в 1903 (либретто автора по мотивам русских былин; в гл партии выступал ФШаляпин), Вторая симфония, ранние романсы, хоры и тд Продолжением традиций петербургской композиторской школы являлась также многолетняя деятельность Г по обработке песен разных народов России (русские, украинские, белорусские, татарские, башкирские и тд), собранные в экспедициях Музыкально-этнографической комиссии Со 2-й половины 1890-х Г обратился к сочинению духовной музыки, составляющей наиболее ценную часть наследия композитора В русский период своей жизни он, вместе с АКастальским, являлся крупнейшим представителем тн «нового направления» в духовно-музыкальном творчестве, прежде всего его московской ветви - «школы Синодального училища» Это движение, возродившее русскую духовную музыку после застоя, продолжавшегося почти целое столетие, ставило своей целью, с одной стороны, возвращение к древним и традиционным церковным роспевам, а с другой - современное истолкование этих роспевов (обработка или свободное творчество на основе исконно русского интонационного материала) В своей статье «Несколько слов о «духе» церковных песнопений», опубликованной в газете «Московские ведомости» в 1900 и вызвавшей большую дискуссию в церковно-певческих кругах, Г писал: «Если музыка точно соответствует содержанию текста, то через это самое она уже будет «в духе» Иногда бранят церковную музыку, называя ее оперной, но ведь это не упрек, так как в опере можно слышать нередко музыку, весьма подходящую для церкви, например, в «Парсифале» или «Борисе Годунове» или же в «Хованщине», и наоборот, в церквах исполняется зачастую музыка, место которой в каком-нибудь увеселительном заведении» В другом выступлении на ту же тему Г развивал концепцию церковного искусства как самого демократического, призванного художественно просвещать народ: «Единственное место, где народ и по сие время еще имеет общение с настоящим чистым искусством, есть церковь Но произойдет развитие народного вкуса только тогда, когда будет изгнана из нашей церкви всякая ремесленность, а вместо нее водворится искусная работа тонких мастеров» (Хоровое и регентское дело, 1909, № 1) В «русский период» Г создано: три литургии (из них Третья, «Демественная» - в первой редакции для голоса соло и фортепиано), Всенощное бдение, цикл «Страстная Седмица» и несколько опусов отдельных духовных хоров, среди которых особой известностью пользовались хоры ор 19 «Воскликните Господеви» и «Волною морскою»; они вошли в репертуар прославленного Синодального хора и многократно исполнялись им в концертах в России и за рубежом Сенсационный успех имела также часть «Символ веры» из Второй литургии; в частности, на императора Николая II это «Верую» произвело такое впечатление, что автору была назначена пожизненная пенсия, а Придворной капелле было приказано исполнять сочинение за службой каждое воскресенье В художественном отношении вершиной духовно-музыкального творчества Г дореволюционного периода является хоровой цикл «Страстная Седмица» - литургическое музыкальное действо на канонические тексты, относящиеся к разным службам предпасхальной недели Оригинальное сочетание архаического с современным, древних роспевов с утонченным лиризмом, глубоко почвенного колорита с экстатической напряженностью чувств делает «Страстную Седмицу» очень ярким образцом религиозных исканий Серебряного века В конце 1900-х - начале 1910-х Г пережил увлечение модерном, что отразилось в его второй опере, «Сестре Беатрисе» по ММетерлинку (поставлена в 1912 в Москве Оперой СЗимина), а также в камерно-инструментальных сочинениях и вокальных циклах на стихи ШБодлера и русских поэтов-символистов В 19 10-х Г пришел к идее нового типа духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с инструментами, Как известно, введение интрументов в церковную службу православной традицией строго запрещено Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службой и даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917-18, В дореволюционный период в этом жанре Г, созданы: кантата «Хвалите Бога» (1915, 2-я ред - 1932), концертная ария для альта с оркестром «Благослови, душе моя, Господа», полиелей «Хвалите имя Господне» для альта, струнного оркестра, арфы и органа и «Демественная литургия» (1917, 2-я ред с хором - 1926; из этой редакции наиболее известна часть «Сугубая ектения», записанная на пластинку Шаляпиным) Г сначала восторженно принял революцию 1905 (сочинил «Похоронный марш» памяти НБаумана), а потом Февральскую революцию (совм с КБальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью «Гимн Свободной России») В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертамилекциями, преподаванием и тд С помощью друзей ему удалось в 1922 совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей ТМакухиной В 1925 в возрасте 60 лет Г, покинул Россию, До 1939 жил в Париже, с 1940-в Нью-Йорке За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах, преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки, сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и издательствами в СССР Наиболее эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые начались с 1929, по предложению известной русской певицы НКошиц В зарубежный период Г были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера «Женитьба» по Н,Гоголю (не редакция незаконченного одноименного сочинения ММусоргского, как часто полагают, а вполне самостоятельное произведение) Наибольшую известность, особенно в США, принесла Г, его духовная музыка Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья В 1930-е - 1940-е им были созданы: монументальная Missa oecumenica («Вселенская месса») для солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для того же состава все на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты: Четвертая литургия для хора a cappella по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты Все эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера «Вселенской мессы» состоялась в Бостоне под управлением СКусевицкого, премьера одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame С успехом прошла в США и премьера Пятой симфонии под управлением ЛСтоковского В России духовная музыка Г зарубежного периода, как и др его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет собой весьма любопытный образец «музыкального экуменизма» - сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета и даже с формами синагогального пения (в диптихе псалмов) В 1943 возобновились прерванные во 2-й половине 1930-х связи Г с Россией: в 1943 он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра «К Победе», осенью 1944 в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Г, были изданы в СССР, исполнялись по радио и тд В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию - книгу «Моя жизнь» (Нью-Йорк, 1951, на рус, яз) Г скончался в возрасте 91 года Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива - в Музее музыкальной культуры имМГлинки

Алекса?ндр Ти?хонович Гречани?нов (13 (25) октября 1864, Калуга - 3 января 1956, Нью-Йорк) - русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. В стилистическом отношении – поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки».
Краткая биография
Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.
«Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде «Над серебряной рекой, на златом песочке» или «Под вечер осенью ненастной». У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился еще дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса...»
Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано – у Николая Кашкина, по классу контрапункта – сначала у Лароша и Губерта, а затем – у Сергея Танеева, который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».
В 1890 году Гречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора – и для продолжения обучения композиции – переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось и в число «любимых учеников» он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение перед своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную «холодность и дистанцию» и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в Москву. Закончив в 1893 году Петербургскую Консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хором в частной школе Т.Л.Беркман.
«В те годы Гречанинов был невзрачным молодым человеком с наружностью вроде причётника или дьячка, с козлиной бородкой и залепленным чёрным пластырем глазом (он в раннем отрочестве потерял один глаз, но о причинах никогда не говорил...»

Гречанинов, тридцатилетний

Как один из верных учеников Римского-Корсакова и последователей традиционной русской школы (так называемой «Могучей кучки»), Гречанинов был замечен кружком лесопромышленника и мецената Беляева. Первые его опусы («Пять романсов» и струнный квартет g-dur) выходят в Лейпцигском издательстве Беляева, а квартет в 1894 году отмечается премией петербургского общества камерной музыки (тоже беляевского). В ранних сочинениях Гречанинова без труда обнаруживается влияние его учителя, Римского-Корсакова и Чайковского, сочинениями которого он был сильно увлечён с детства. Впрочем, в консерваторских кругах его недолюбливали. Профессора Московской консерватории сходились на том, что он не просто не слишком талантлив и «туговат» в музыке, но ещё у него и нет «никакого своего слова». Это отношение усугублялось также и свойствами характера: Гречанинов за себя стоял жёстко и неумолимо и постоянно вступал в споры в профессорами, чем всех раздражал.
«Вообще он поздно начал заниматься музыкой; семнадцати лет он только впервые стал чувствовать к ней тяготение, и в обеих консерваториях он был «перестарком» лет на десять старше своих сверстников по классам. Он на меня производил впечатление человека очень застенчивого, робкого и в общем «не из того круга», из которого обычно формировалась консерваторская молодёжь. Но я уже тогда заметил, что скромностью он не болел и имел очень высокое мнение о своём даровании. Музыка давалась ему нелегко, путём огромных усилий и оттого он ценил в себе то, что несмотря на препятствия всё-таки овладел ею. Он был очень упорный и чрезвычайно трудолюбивый человек, не лишённый порой педантичности и «дотошности».
Самыми ортодоксально «кучкистскими» из произведений Гречанинова можно назвать первые две его симфонии и оперу «Добрыня Никитич», написанную примерно за шесть лет (1896-1902). Кроме главной былинной темы сюжета и стилистического склада этой оперы, типично почвенной и национальной, во время её написания Гречанинов активно занимался сбором песенного этнографического материала и советовался с наиболее влиятельными участниками «Могучей кучки». В результате опера получилась совершенно в русле балакиревской идеологии.
«Испробовав свои силы в камерном и симфоническом стилях, я начал подумывать об опере. В те времена я очень увлекался древним русским эпосом и решил, что буду писать оперу на какую-нибудь былину. Остановился на былине о Добрыне Никитиче. Начались мои почти ежедневные посещения Публичной библиотеки и увлекательно-сосредоточенная работа в тишине уютного зала для чтения. Неоднократно я видался тогда со служившим в библиотеке В.В.Стасовым и советовался с ним относительно планов будущего либретто. Закончив сценарий, я начал работать над текстом, причем старался как можно ближе быть к былинному оригинальному языку.»
В результате опера встретила благосклонный приём у Римского-Корсакова, который похвалил добротную работу и написал Гречанинову, что «радуется на оперу и считает её хорошим вкладом в русскую оперную музыку». Поставленная в 1903 году, в Большом театре, опера была встречена спокойно и не имела большого резонанса из-за своей слишком явной традиционности. По общему мнению, она опоздала появиться на сцене - лет на тридцать.
«Он и не хотел открывать новые горизонты в музыке, он имел твёрдое желание и намерение - писать музыку доступную и понятную для широких масс публики. При этом не тривиальную музыку для «черни», а музыку художественную.
И он и достиг этого, он стал действительно одним из наиболее популярных и распространённых, любимых композиторов для среднего уровня музыкального понимания. Он писал удобно для голосов (певицы и певцы были в восторге). Он писал для хора. Это область, в которой в России вообще мало было сделано, тут был спрос вообще на композиции для вокального ансамбля. Он писал духовную музыку, в области которой русская музыка вообще не была очень продуктивна, наконец, он писал для детского мира, для которого вообще почти ничего не было сделано.
В итоге его популярность стала очень велика, и именно не среди музыкантов-профессионалов, не среди открывавших новые горизонты, а среди широких масс музыкальных людей, любящих музыку несложную, понятную и приятную, но не пошлую. Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского, и многие певцы находили даже, что Гречанинов выше и «удобнее Чайковского», в чём была безусловно доля истины.

Гречанинов, сорокалетний

Интересуясь более всего народной песней и сопутствующим этнографическим материалом, Гречанинов собрал и обработал большое количество народных песен, в частности, русских, белорусских, татарских, башкирских и прочих. Долгие годы активно участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете, а с 1903 года – стал заместителем её председателя. С 1910 года начал выступать в концертах, в основном аккомпанируя певцам, исполнявшим его собственные песни и романсы. Однако, не вся творческая биография Гречанинова проходила одинаково гладко. Так, например, скандальную известность приобрела его вторая опера «Сестра Беатриса» (на сюжет Мориса Метерлинка), поставленная в 1912 в частной опере Зимина. Вскоре после успешной премьеры спектакль был осуждён и запрещён к исполнению духовной цензурой за неканоническое освещение библейских сюжетов. Формальным поводом запрета послужило - появление на сцене поющей пресвятой Девы Марии. Обратившись к творчеству Метерлинка, Гречанинов одновременно попытался хотя бы немного «модернизировать» и свой музыкальный язык, и образный строй, чтобы не выглядеть посреди эпохи всеобщего «декаданса» последним махровым ретроградом...
«…он стал водить дружбу с Вячеславом Ивановым, писать музыку на его тексты, а также на тексты русских поэтов-символистов. В музыке Гречанинова появились слабые и робкие, чрезвычайно неуверенные попытки обогатить свою гармоническую палитру «под Дебюсси» или хотя бы «под Ребикова». Всё это в высшей степени было наивно и никак не соответствовало его стилю и музыкальному и душевному. Он был сам человек в высшей степени простой и несложный, психологически наивный, менее всего у него могло быть контакта с символистами, людьми мудрёными, путаными, усложнёнными. И музыкальный модернизм шёл к нему, как «корове седло». Его очарование было в первобытной простоте музыкального чувства, в той оставшейся для него небольшой порции ещё не высказанных в музыке простых и искренних эмоций, которую не успели воплотить его музыкальные предки - Чайковский, Римский-Корсаков. Впрочем, он, видимо, и сам почувствовал, что этот мир не для него, и в последующих произведениях опять вернулся к первоначальной своей палитре».
Среди московских музыкантов начала XX века Гречанинов занимал место умеренного традиционалиста, причём умеренность эта скорее была связана с природной общительностью и незлобивостью его характера, чем с настоящим стилем его музыки, которая на деле была значительно более ретроградна, чем её автор. Личное своё упорство или «упрямство», Гречанинов никогда не переносил на убеждения других музыкантов и тем более, композиторов, когда дело не касалось его самого или его творчества. Проще говоря, он был совершенно не агрессивен. Однако, вполне точная позиция и стилистические пристрастия Гречанинова среди противоборствующих музыкальных группировок ни у кого не вызывали особых сомнений, они были вполне определёнными и точными:
«…Музыканты из породы «консерваторов» почти не бывали у Скрябина. Их мысли и настроения были слишком далеки от скрябинского мира, а его мир был слишком далёк от чисто «музыкантских интересов». За всё время моего близкого отношения со Скрябиным ни разу не застал у него крупных наших композиторов «других лагерей» - ни разу не видел Гречанинова, Метнера, раз встретил Танеева и два раза – Рахманинова...»
Тем не менее, прохладное отношение к творчеству Скрябина и практически полное отсутствие личного контакта не помешало Гречанинову, как человеку глубоко православному, активно участвовать в панихиде и похоронах после скоропостижной кончины Скрябина весной 1915 года.
Февральскую революцию Гречанинов принял с восторгом, характерным для большей части русской интеллигенции. Пожалуй, невозможно сказать об этом предмете ярче и нагляднее, чем это он сделал сам, спустя пятнадцать лет после описываемых событий:
«Весть о февральской революции была встречена в Москве с большим энтузиазмом. Народ высыпал на улицы, у всех в петлицах красные цветы, и люди восторженно обнимаются, со слезами на глазах от счастья... Я бросаюсь домой, и через полчаса музыка для гимна уже была готова, но слова? Первые две строки:«Да здравствует Россия, Свободная страна»... я взял из Сологуба, дальнейшее мне не нравилось. Как быть? Звоню Бальмонту. Он ко мне моментально приходит, и через несколько минут готов текст гимна. Еду на Кузнецкий мост в издательство А.Гутхейль. Не теряя времени, он тотчас же отправляется в нотопечатню, и к середине следующего дня окно магазина А. Гутхейль уже украшено было новым «Гимном Свободной России». Весь доход от продажи идет в пользу освобождённых политических. Короткое время все театры были закрыты, а когда они открылись, на первом же спектакле по возобновлении в Большом театре гимн под управлением Э.Купера был исполнен хором и оркестром наряду с Марсельезой. Легко воспринимаемая мелодия, прекрасный текст сделали то, что гимн стал популярным, и не только в России, но и за границей. В Америке мои друзья Курт Шиндлер с женой перевели текст на английский язык, издательство Ширмера его напечатало, и в Америке он быстро получил такую же, если не большую, как в России, популярность. Держалась она долго и после того, как в России никакой уже свободы не было...»
После революции 1917 года Александр Гречанинов несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также продолжал работать с детскими хорами. Однако, с каждым годом стареющему композитору становилось жить всё тяжелее и тяжелее среди беспорядочной и разрушенной революцией и гражданской войной республики.
«...В эпоху «юности советской власти» ему было тяжело. Политически он был наивен как ребёнок. Так же, как он радовался, что его романсы распевает императрица, так же при первых «громах революции» он немедленно сочинил гимн свободной России и так же радовался, что его с успехом исполняют. Успех его музыки - вот что его интересовало. В то время, когда началось просачивание русских музыкантов за границу - а это началось почти одновременно с водворением советской власти, - он на некоторое время как-то застрял: Рахманинов, Метнер, Черепнин и Прокофьев успели смыться ранее. Раз, помню, я его встретил на улице и спросил, почему он не попытается, как многие другие, получить командировку или просто выезд за границу. Он на меня посмотрел недовольно и сказал - я хорошо помню эти слова:
- Россия - моя мать. Она теперь тяжко больна. Как могу я оставить в этот момент свою мать! Я никогда не оставлю её.
Через неделю я узнал, что он выехал за границу, начав хлопоты больше двух месяцев назад».
В 1925 году, будучи уже шестидесятилетним человеком, Александр Гречанинов вместе со своей второй семьёй эмигрировал в Европу. Там, более десяти лет он прожил в Париже, а с началом войны, в 1939 году – переехал в Нью-Йорк.
Подобно многим другим композиторам, эмигрировавшим из Советской России, творчество Гречанинова на долгие годы было вырвано из культурного и концертного контекста. Тем более этому способствовала явно православная и христианская направленность большей части его творчества.
«Искусство русского зарубежья... Навсегда горькая и больная тема. ...Как долго в своём отечестве шло признание к таким выдающимся русским композиторам как Рахманинов, Стравинский, Гречанинов, Метнер, Черепнины?..»
В 1934 году Гречанинов написал книгу воспоминаний «Моя музыкальная жизнь», опубликованную в Париже, а спустя 20 лет – в Нью-Йорке (в переводе на английский язык).
Александр Гречанинов похоронен на Свято-Владимирском православном кладбище в Джексоне (Кассвилл), штат Нью-Джерси, США.

Музыкальный архив

Руке Александра Гречанинова принадлежат всего 59 опубликованных опусов, а также 8 сочинений без присвоенных им при публикации номеров и ещё 6 сочинений не изданных. Однако, трудно утверждать, что этот список - полный. В творческом наследии Гречанинова преобладает вокальная и хоровая музыка. Его стиль большей частью – гомофонный, лишённый сложной фактуры и контрапунктов. Он написал более ста романсов, десятки циклов хоров a cappella. Особенно можно отметить сборники и циклы его детских песен, по материалу и интонации чрезвычайно близких к народным, например, цикл из шести песен «Ай дуду» (1903 года), сборник из двадцати русских народных песен «Петушок» (1906 года) и цикл «Снежинки» (десять песен 1907 года). В этой части творчества Гречанинова нередко называют прямым продолжателем лядовских методов и традиций. Среди наиболее известных светских хоровых сочинений Гречанинова можно назвать «Траурный гимн», «Матушка Русь» (на стихи Некрасова) и хор «Памяти павших за свободу».
«...В общем, надо признать, что широкую публику победило главным образом, если не исключительно, его «песенное творчество» - романсы, снискавшие ему несравненную популярность. В меньшей мере - его духовные сочинения, что объясняется не столько их качествами, сколько теми духовноцензурными условиями, в которых стоит православное церковно-музыкальное творчество. Что же касается его крупных произведений, симфоний и опер, то им повезло значительно менее, и они как-то не угодили ни музыкантам, ни широкой публике. И для тех и для других в этой области Гречанинов оказался просто старомодным, вчерашним днем искусства. Он был последний из русских композиторов, которому удалось собрать позднюю осеннюю жатву с уже угасающего ствола «великой эры русской музыки», эпохи Чайковского и «Могучей кучки»
Немалое место среди произведений Гречанинова занимают также театральные произведения: оперы «Добрыня Никитич» (поставлена в Москве, в Большом театре в 1903 году), «Сестра Беатриса» на сюжет Метерлинка (Москва, театр Зимина, 1912 год) и «Женитьба» (по Гоголю, поставлена в Париже, 1950). Последнюю оперу композитор написал, когда ему было уже за восемьдесят лет.
Гречанинов написал также несколько детских опер: «Ёлочкин сон» (1911), «Теремок» (1921), музыку к драматическим спектаклям А.К.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (Москва, 1898) и «Смерть Иоанна Грозного» (1899), а также – к «Снегурочке» А.Н.Островского (1900). За всю жизнь Гречанинов написал 5 симфоний (1894-1937), «Элегию» памяти Чайковского, оставшуюся неизданной (1897), несколько других оркестровых сочинений, среди которых наиболее известна «Демественная литургия» для струнного оркестра, 4 квартета, ряд фортепианных пьес, а также выполнил множество обработок народных песен для камерного и хорового музицирования.
«В области церковной музыки он является даже новатором и, кроме того, склонным к идее «примирения христианских церквей», своего рода «интегральному экуменизму». Он писал с одинаковым увлечением и чисто православные духовные сочинения, причем в этом писании была большая смелость и даже новаторство, необычное в этой области, которая является одной из наиболее неподвижных в музыкальном искусстве. Он писал и духовные произведения свободного стиля, с участием органа - инструмента, который он очень любил («Демественная литургия») и который до сих пор не участвует в русской церковной музыке. Писал и «латинские» мессы, и «духовные хоры» с английским текстом. Этому стилю композиции он посвятил очень много своего творчества - в общем число его «духовных и церковных» композиций - 16...»
Наибольшей известностью и в настоящее время пользуются духовные хоры Гречанинова, в которых он стремился совместить старинный стиль (знаменного) хорового пения с народной песенностью, (включая прямые фольклорные заимствования) и профессиональной академической культурой. Многие из гречаниновских хоров прочно вошли в церковный обиход и концертную хоровую практику, особенно известна его восьмиголосная обработка «Волной морскою» и «Верую» собственного сочинения. Кроме того, Гречанинову принадлежат регулярно исполняемые циклы церковных песнопений («Литургия Святого Иоанна Златоуста» 1897 года и «Всенощное бдение» 1902 года), а также «Страстная седьмица» и множество отдельных хоровых номеров, к числу самых известных из них принадлежит, пожалуй, короткая молитва «Достойно есть».
Особого упоминания заслуживает тот факт, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов, а во время нью-йоркской жизни – также и протестантские хоры с текстами на английском языке.
и т.д.................

Александр Тихонович Гречанинов (13 октября 1864, Калуга - 3 января 1956, Нью-Йорк) - русский композитор-академист, ученик Римского-Корсакова, более всего известный своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. Заслуженный артист РСФСР (1925).

В стилистическом отношении - поздний продолжатель национальной почвенной эстетики «Могучей кучки». Творчество Гречанинова относят к переходному этапу в истории русской музыки. Его ранние сочинения принадлежат романтической традиции, а в поздних произведениях проявляется влияние И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева.

Краткая биография

Александр Гречанинов родился в Калуге, в купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность. Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения.

Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела не народные здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде «Над серебряной рекой, на златом песочке» или «Под вечер осенью ненастной». У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился ещё дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса…

- (Александр Гречанинов, «Моя жизнь»)

В этой короткой начальной фразе из воспоминаний композитора в концентрированном виде заложена почти вся его будущая творческая жизнь. Только будучи уже молодым человеком семнадцати лет, в 1881 году Гречанинов поступил в Московскую консерваторию, где проучился ещё девять лет. По классу фортепиано - у Николая Кашкина, по классу контрапункта - сначала у Лароша и Губерта, а затем - у Сергея Танеева, который, приметив у молодого студента склонность к сочинительству, также давал ему и частные уроки свободного сочинения (за которые никогда не брал денег). Именно во время обучения в классе Танеева Гречанинов сочинил около десятка первых своих романсов, два или три из которых потом получили очень широкую известность и постепенно составили ему имя и известность. Более других оказалась популярна «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека, во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой Колыбельной».

В 1890 году Гречанинов окончил педагогические курсы московской консерватории по классу Василия Сафонова, тогдашнего директора, и для продолжения обучения композиции переехал в Петербург, где школа преподавания свободного сочинения была значительно более развита. Он поступил в класс Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. За три года учения у Гречанинова сложились ровные и доброжелательные отношения со своим профессором, но тёплого человеческого контакта не получилось, и в число «любимых учеников» он также никогда не входил. Испытывая искреннее восхищение своим учителем, Гречанинов обижался на него за постоянную «холодность и дистанцию» и до конца жизни сожалел о несостоявшейся дружбе с маститым профессором. Пожалуй, это в конечном счёте и явилось одной из причин возвращения в Москву. Окончив в 1893 году Петербургскую консерваторию по классу композиции Римского-Корсакова экзаменационной кантатой «Самсон», Гречанинов спустя ещё два года вернулся в Москву, где преподавал в музыкальной школе сестёр Гнесиных, а позднее руководил детским хором в частной школе Т. Л. Беркман.

С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг...
А. Гречанинов

Было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента - статный, белокурый, в очках, с «чеховской» бородкой; но более всего - той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры, истовый характер служения ей. Творческое наследие Гречанинова огромно - ок. 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова, Н. Голованов, Л. Стоковский. Однако творческая биография композитора складывалась трудно.

«Я не принадлежал к тем счастливцам, жизненный путь которых усеян розами. Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий». Семья московского купца Гречанинова прочила мальчика в торговлю. «Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано... С той поры фортепиано делается моим неизменным другом». Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г. втайне от родителей поступил в Московскую консерваторию, где занимался у В. Сафонова, А. Аренского, С. Танеева. Самыми большими событиями своей консерваторской жизни он считал Исторические концерты А. Рубинштейна и общение с музыкой П. Чайковского. «Мальчиком мне удалось быть на первых представлениях „Евгения Онегина“ и „Пиковой дамы“. На всю жизнь я сохранил громадное впечатление, какое произвели на меня эти оперы». В 1890 г. из-за разногласий с Аренским, отрицавшим у Гречанинова композиторские способности, пришлось оставить Московскую консерваторию и перейти в Петербургскую. Здесь молодой композитор встретил полное понимание и добрую поддержку Н. Римского-Корсакова, в том числе и материальную, что было немаловажно для нуждающегося юноши. Консерваторию Гречанинов закончил в 1893 г., представив в качестве дипломной работы кантату «Самсон», а через год за Первый струнный квартет был удостоен премии на Беляевском конкурсе. (Такими же премиями впоследствии были отмечены Второй и Третий квартеты.)

В 1896 г. Гречанинов вернулся в Москву уже известным композитором, автором Первой симфонии, многочисленных романсов и хоров. Начался период самой активной творческой, педагогической, общественной деятельности. Сблизившись с К. Станиславским, Гречанинов создает музыку к спектаклям МХТ. Особенно удачным оказалось музыкальное оформление пьесы А. Островского «Снегурочка». Станиславский назвал эту музыку превосходной.

В 1903 г. состоялся дебют композитора в Большом театре оперой «Добрыня Никитич» при участии Ф. Шаляпина и А. Неждановой. Опера заслужила одобрение публики и критики. «Считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку», - писал Римский-Корсаков автору. В эти годы Гречанинов много работал в жанрах духовной музыки, поставив перед собой цель максимально приблизить ее к «народному духу». А преподавание в школе сестер Гнесиных (с 1903 г.) послужило стимулом к сочинению детских пьес. «Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовал себя равным им», - говорил Гречанинов, объясняя ту легкость, с которой создавал детскую музыку. Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых «Ай, ду-ду!», «Петушок», «Ручеек», «Ладушки» и др.; фортепианные сборники «Детский альбом», «Бусинки», «Сказочки», «Бирюльки», «На зеленом лугу». Специально для детского исполнения предназначены оперы «Елочкин сон» (1911), «Теремок», «Кот, петух и лиса» (1921). Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку.

В 1903 г. Гречанинов принял участие в организации Музыкальной секции Этнографического общества при Московском университете, в 1904 г. участвовал в создании Народной консерватории. Это стимулировало работу по изучению и обработке народных песен - русских, башкирских, белорусских.

Кипучую деятельность развернул Гречанинов во время революции 1905 г. Вместе с музыкальным критиком Ю. Энгелем он был инициатором «Заявления московских музыкантов», собирал средства семьям погибших рабочих. К похоронам Э. Баумана, вылившимся в народную демонстрацию, написал «Траурный марш». Письма этих лет полны уничтожающей критики в адрес царского правительства. «Несчастная родина! Какой прочный фундамент сложили они себе из мрака и невежества народного»... Общественная реакция, наступившая после поражения революции, в какой-то мере отразилась на творчестве Гречанинова: в вокальных циклах «Цветы зла» (1909), «Мертвые листья» (1910), в опере «Сестра Беатриса» по М. Метерлинку (1910) ощущаются пессимистические настроения.

В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни: организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, делал обработки народных песен, много сочинял. Однако в 1925 г. композитор уехал за границу и на родину больше не вернулся. До 1939 г. он жил в Париже, где концертировал, создал большое количество произведений (Четвертая, Пятая симфонии, 2 мессы, 3 сонаты для разных инструментов, детский балет «Лесная идиллия» и др.), в которых остался верен русским классическим традициям, противопоставляя свое творчество западному музыкальному авангарду. В 1929 г. Гречанинов вместе с певицей Н. Кошиц с триумфальным успехом гастролировал в Нью-Йорке и в 1939 г. переселился в США. Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, постоянно стремился к контактам с Советской страной, особенно в годы Великой Отечественной войны. Событиям войны он посвятил симфоническую поэму «К победе» (1943), ноты которой выслал в Советский Союз, и «Элегическую поэму памяти героев» (1944).

24 октября 1944 г. в Большом зале Московской консерватории торжественно отмечалось 80-летие Гречанинова, исполнялась его музыка. Это чрезвычайно воодушевило композитора, вызвало новый прилив творческих сил.

До последних дней Гречанинов мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Почти оглохший и ослепший, в крайней бедности и одиночестве он скончался на чужбине в возрасте 92 лет.

О. Аверьянова

(1864-1956) - русский композитор, живший после 1925 года во Франции и в США. Главные его достижения связаны с жанрами духовной хоровой музыки. Родился 13 (25) октября 1864 в Москве, учился в Московской консерватории у С. И. Танеева, Н. Д. Кашкина и В. И. Сафонова, затем перебрался в Петербург, чтобы изучать композицию в классе Римского-Корсакова. Первая опера Гречанинова, "Добрыня Никитич", была поставлена в московском Большом театре в 1903 году. Вторая, "Сестра Беатриса" (по Метерлинку) - в 1912 году в Опере Зимина. Эта опера вскоре была запрещена духовной цензурой из-за появления на сцене поющей Девы Марии. В дореволюционные годы Гречанинов был особенно известен как автор православной хоровой музыки в новом стиле. В 1925 году он уехал из России и обосновался в Париже. С 1939 года жил в США (получил американское гражданство в 1946 году). Композитору было уже за восемьдесят, когда появилась его третья опера - "Женитьба" (по Гоголю). Творческое наследие Гречанинова включает также 5 симфоний, массу произведений камерно-инструментальных жанров, сотни фортепианных пьес, романсов, обработок народных песен; большую ценность имеет его музыка для детей (в том числе 4 детских оперы). Кроме православной церковной музыки, он сочинил ряд католических месс и мотетов, а также духовные хоры на английские тексты. Его перу принадлежит книга "Моя жизнь". Умер Гречанинов в Нью-Йорке 4 января 1956.

Belcanto.ru
*************

Александр Тихонович Гречанинов родился 13 октября 1864 года в Калуге в семье мелкого торговца. Учился в Московской (1881-1890, у В. И. Сафонова, А. С. Аренского, С. И. Танеева) и Петербургской (1890-1893, у Н.А. Римского-Корсакова) консерваториях. Преподавал теорию музыки в музыкальной школе Гнесиных (Москва), позже руководил детским хором в школе Т. Л. Беркман. Участвовал в работе Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете. В начале своего творчества написал музыку к спектаклям МХАТа - "Царь Федор Иоаннович" (1898), "Смерть Иоанна Грозного" (1899), а также оперу-былину "Добрыня Никитич" (1901, постановка 1903 года).

В конце 1900-х-начале 1910-х годов Гречанинов пережил увлечение модерном, что отразилось в его опере "Сестре Беатрисе" по М. Метерлинку (поставлена в 1912 в Москве Оперой С. Зимина), а также в камерно-инструментальных сочинениях и вокальных циклах на стихи Ш. Бодлера и русских поэтов-символистов. В 1910-х годах композитор пришел к идее нового типа духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с инструментами. Как известно, введение инструментов в церковную службу православной традицией строго запрещено. Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службой и даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917-1918 годов. В дореволюционный период в этом жанре Гречаниновым созданы: кантата "Хвалите Бога" (1915, 2-я редакция - 1932), концертная ария для альта с оркестром "Благослови, душе моя, Господа", полиелей "Хвалите имя Господне" для альта, струнного оркестра, арфы и органа и "Демественная литургия" (1917, 2-я редакция с хором - 1926; из этой редакции наиболее известна часть "Сугубая ектения", записанная на пластинку Шаляпиным).

Гречанинов сначала восторженно принял революцию 1905 года (сочинил "Похоронный март" памяти Н. Баумана), а потом Февральскую революцию (совместно с К. Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью "Гимн Свободной России"). В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертами-лекциями, преподаванием и т.д. С помощью друзей ему удалось в 1922 году совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей Т. Макухиной. В 1925 году Гречанинов покинул Россию. До 1939 года он жил в Париже, с 1940 года - в Нью-Йорке.

За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах, преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки, сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и издательствами в СССР. Наиболее эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые начались с 1929 года по предложению известной русской певицы Н. Кошиц. В зарубежный период Гречаниновым были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера "Женитьба" по Н. Гоголю (не редакция незаконченного одноименного сочинения М. Мусоргского, как часто полагают, а вполне самостоятельное произведение).

Наибольшую известность, особенно в США, принесла Гречанинову его духовная музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В 1930-1940-е годы им были созданы: монументальная Вселенская месса для солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для того же состава - все на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты; четвертая литургия для хора a cappelle по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера "Вселенской мессы" состоялась в Бостоне под управлением С. Кусевицкого. Премьера одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame. С успехом прошла в США и премьера Пятой симфонии под управлением Л. Стоковского.

В России духовная музыка Гречанинова зарубежного периода, как и другие его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет собой весьма любопытный образец "музыкального экуменизма" - сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета и даже с формами синагогального пения (в диптихе псалмов). В 1943 году возобновились прерванные во второй половине 1930-х годов связи Гречанинова с Россией: в том году под впечатлением побед Советской Армии он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра "К Победе". Осенью 1944 года в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Гречанинова были изданы в СССР, исполнялись по радио и т.д. В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию - книгу "Моя жизнь" (Нью-Йорк, 1951, на русском языке).

Гречанинов скончался 4 января 1956 года в Нью-Йорке. Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива - в Музее музыкальной культуры им. М. Глинки.

Соотечественники
По материалам: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь