Хозяин медной горы. «Хозяйка Медной горы» главные герои

Мифы, сказки, легенды, былины, предания - древняя память человечества. Кабинетные ученые зачастую относятся к устному народному творчеству скептически. Да и нам в большинстве свойственно считать предков простаками, которые придумывали всякую ерунду. Но, как показывает практика, они, напротив, были весьма сметливыми и реалистичными людьми: верили исключительно тому, что видели или могли пощупать.

Сын непростого рабочего

Будущий собиратель уральских сказов Павел Бажов родился в заводском городке Сысерть, что неподалеку от Екатеринбурга, 135 лет назад, в 1879 году. Как писалось в советское время, происхождение у него самое правильное - из рабочих. Вот только Петр Бажов простым пролетарием не считался. «Начальство очень ценило горного мастера Петра Васильевича, несмотря на то, что у него был весьма тяжелый характер. Когда терпеть становилось невмоготу, его отправляли «проветриться» - в длительный оплачиваемый отпуск. Потом он снова выходил на работу. А вот эту усадьбу, где мы сейчас находимся, ему построил завод. Обошлась она Бажову всего в две зарплаты», - рассказывает заведующая дома-музея П. П. Бажова в Сысерти Любовь Крицких.


То, что сегодня стоит здесь - «дом Бажовых», - лишь флигель для гостей. Основное строение не дошло до наших дней, а было оно в разы больше. Банька сохранилась, различные навесы и хозпостройки - тоже. Некогда огромный огород - ныне соседская вотчина. Усадьба располагается в самом центре населенного пункта, поблизости от собора - элитное место. Да и похоронили Бажова-старшего с особыми почестями. «Обычно прямо около церкви лежат только священнослужители, но тут мастера уважили, случай просто небывалый. И надгробная плита, как видите, солидная», - объясняет местный краевед Андрей Горков.

В Сысерти Павел Бажов жил до одиннадцати лет, потом его семья переехала в Полевской. Но именно на своей родине он впервые услышал сказы - от бабушки по отцу Авдотьи Петровны Бажовой.

Венерино железо

Главный персонаж местных преданий - Хозяйка Медной горы. Гора (365 метров над уровнем моря) на месте и сегодня, на ее склонах - отвалы шлака. Разных времен и разного типа: есть и медный, и железный. Более того, найдены многочисленные древние металлургические печи, причем очень совершенные - того же типа, как и в загадочном Аркаиме (Челябинская область). Как рассказывают жители Сысерти, после этой находки археологи были сильно озадачены, ни в какие теории подобные артефакты не вписывались. Поэтому работы решили не возобновлять...


Итак, гору стережет Хозяйка. «Многие представляют ее русской женщиной, но это неверно. Хозяйка - очень высокая, с иссиня-черными волосами, темными глазами, поразительно красивая, надменная. Тип лица - совсем не русский, но и не тюркский. Неизвестный. Старшее поколение еще хорошо помнит предания про нее, образ этой женщины живет в народе. А молодежь, к сожалению, ни во что не верит», - сетует Любовь Крицких.

Про загадочную красавицу в этих местах знали с незапамятных времен. Ее изображение присутствовало даже на продукции местных заводов. «До 1759 года, когда хозяином рудников стал заводчик Алексей Турчанинов, железо тут клеймили изображением женщины, ее потом называли «Венера». Но металлургия официально возникла в Сысерти в 1680 году, так значится в грамоте, которую отправили в Санкт-Петербург в 1732-м. А неофициально железо у нас начали выплавлять еще раньше. Откуда простым мужикам знать про какую-то там античную Венеру? Бесспорно, это было изображение Хозяйки. Кстати, когда при Турчанинове разрабатывали рудники, рабочие постоянно находили глубоко под землей орудия труда - кирки, лопаты, различные емкости, выглядели они очень старыми», - говорит Андрей Горков.

Местная металлургия - штука вообще непонятная. Особенно с точки зрения экономики и логистики. Река Сысерть течет на восток, впадает в Тобол, водных транспортных артерий на запад нет вообще. В послепетровское время в сторону европейской части России были проложены дороги, прежде они напрочь отсутствовали. Но железо зачем-то выплавляли, причем в больших количествах. Хотя, согласно официальной истории, Сибирь тогда еще не была освоена, и местный потребитель отсутствовал. Загадка.

Впрочем, наука не стоит на месте. Правда, не академическая, а альтернативная. «Согласно Марко Поло и арабским авторам, рядом со столицей Сибири Камбалыком было не менее двухсот городов и селений, которые соединялись мощеными дорогами. ...Сторонникам «земли неисторической» все это кажется каким-то бредом. Однако первые же попытки в 1999 году использовать аэрофотосъемку принесли потрясающий результат: в Здвинском районе Новосибирской области был обнаружен крупный археологический объект. В 2000-м он был раскопан, и открылся город размером 400x650 метров, существовавший в VIII веке до нашей эры», - пишет в своей книге «Древняя Русь и Великий Туран» профессор Международной славянской академии Олег Гусев.

Возможно, в древности Сибирь была довольно плотно заселена славянами, а Урал являлся ее «кузницей», потом похолодание выгнало людей в более теплые края. У этой теории сегодня хватает сторонников. Ведь она объясняет и загадку «страны городов» на юге Челябинской области (Аркаим, Берсуат, Куйсак, Чекатай - всего несколько сотен древних населенных пунктов).

Как бы там ни было, Хозяйку в Сысерти не видели уже около полусотни лет. Но это не значит, что она исчезла. Свою вотчину горная дева оберегает. Вот пример. Сегодня Сысерть - популярный курорт областного значения, люди едут на «пруды» (огромные искусственные озера), многие тут селятся - цены на недвижимость скоро выйдут на уровень Рублевки. Для отдыхающих построена пара отличных отелей, некие предприниматели решили сделать бизнес и на Медной горе. Там поставили подъемник - сделали горнолыжную трассу. И прогорели. Желающих покататься, странным образом, не нашлось. «Геологи с давних пор обходят гору стороной. Кстати, еще одно ее название - Бесёновка. Ну, вы понимаете...» - объясняет Любовь Крицких.

Авдотья Бажова рассказывала внуку то, что знала, - только про местные чудеса. Коих хватает и по сей день. Про другие, например, о Великом Полозе, он узнал позже. Там, где это существо водится.

Сказочный самородок

Полевской - тоже заводской город, сегодня здесь главное предприятие - Северский трубный завод. Металлом тут стали заниматься тоже в середине XVIII века - официально. Неофициально - значительно раньше. На Думной горе, что находится в центральной части города, археологи обнаружили восемь больших плавильных печей, их относят к первому тысячелетию до нашей эры. Там же откопали «городище», окруженное мощным валом. Его остатки видны и сегодня.


В Полевском Павел Бажов бывал наездами - он учился в Екатеринбурге, в духовном училище. Потом окончил семинарию в Перми, но стал в итоге не священником, а школьным учителем. На каникулах юноша с друзьями любил бегать на Думную гору, когда в сторожке дежурил Василий Хмеленин, он же «Дед Слышко». Старик знал множество сказов. Именно сказов - сказаний о прошлом. И любил повторять - это не сказки, а быль. Его «лекции» и побудили Бажова заняться сбором и систематизацией народного фольклора. Ведь очень быстро он убедился, что все, что говорил Хмеленин, - правда.

Возьмем сказ «Серебряное копытце», в котором под ногами волшебного козлика появлялись самоцветы. Есть такое дело: их нашли, причем именно там, где указывало древнее предание. «В речке были обнаружены хризолиты и демантоиды. А сказ, скорее всего, появился по очень простой причине: по речушке пробежал лось или олень, копытом разбил друзы, вывалились сверкающие камушки, какой-то охотник это заметил. Бажов просто немного поэтизировал старинную историю», - говорит заведующая Исторического музея города Полевского Наталья Гуркина.


Аналогично и с золотом: о том, где именно его искать, информация передавалась из поколения в поколение. Порой в виде сказов, но точность от этого не страдала. И люди пользовались. Вот наглядный пример: в 1935 году («Малахитовая шкатулка» еще создавалась) артель старателей искала золото около Полевского. Сезон не задался. Но один из промысловиков вспомнил - дед сказывал, что искать нужно у Косого брода. Ему сначала не поверили - там уже копали. Тем не менее передислоцировались в указанном направлении. И в тот же день нашли самородок весом 13,787 килограмма. Артельщики моментально стали богатыми людьми, тогда государство очень хорошо платило за золото (до 60% драгметаллов при Сталине добывалось старателями и частными артелями, в 56-м весь подобный негосударственный бизнес в СССР был ликвидирован Хрущевым). И не только заплатили, а еще и наградили: всем мужикам выдали по отличному патефону, а единственной женщине-старательнице - швейную машинку Singer.

Слепок огромного самородка лежит в музее. А на соседней витрине - камушки, которые «открыл» копытами какой-то «козлик». Все это - наглядные подтверждения правдивости сказов Бажова. И таковых тут много.

Гора приоткрывает тайну

В 1940 году группа школьников отправилась на Азов-гору (этимология названия неизвестна, с морем не имеет ничего общего). Прочитав недавно вышедшую книгу своего земляка, дети решили отыскать клад - тот самый, из сказа «Дорогое имячко». И, что удивительно, нашли!

«Детишкам повезло, за день до этого была буря, повалило много деревьев, и в одном из выворотней они обнаружили медные статуэтки полулюдей-полуптиц, числом около четырех десятков. Несколько штук сейчас хранится в нашем музее, большая часть - в Екатеринбурге», - говорит Наталья Гуркина.

Естественно, вызвали ученых. Но, как вспоминают жители Полевского, археологи были не рады артефактам. Место клада даже толком не исследовали (сегодня оно неизвестно). Быстро придумали объяснение: это культовые идолы древних манси и башкиров, которые верили, что люди произошли от птиц. Одна тонкость: у обоих народов отсутствовали даже зачатки металлургии…

Больше всего фигурки похожи на обычные украшения, на тыльной стороне каждой есть колечко, чтобы его куда-то крепить. Например, на одежду. Быть может, они действительно культовые - каждый день такую тяжесть таскать невозможно. Между тем сказ повествует о том, что «стары люди», которые «медь самородну, ту добывали маленько», к упомянутым народностям (их тогда всех называли татарами) не относятся. «Были они не русськи и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знает», - писал Павел Бажов. Впрочем, музейным работникам, лекторам и экскурсоводам предписывается придерживаться официальной версии про «крылатых» манси-металлургов.

Азов-гора - красивейшее место. Нагромождение скал, между ними как-то умудряются прорастать березки и сосны, удивительная «каменная речка» (осыпь), обрывы. Вид с вершины открывается просто волшебный. Главная районная достопримечательность. Плюс место паломничества искателей непознанного и прочих эзотериков. Люди они, в общем-то, безобидные. Правда, приняв лишнего, порой начинают уж больно пронзительно кричать. Согласно преданию, нужно назвать вслух «дорогое имячко» (женское), тогда гора раскроется и явит миру свои тайны. «Кстати, клад, спрятанный в Азов-горе, - вовсе не золото. У Бажова и не пишется про сокровища, это какие-то древние знания», - считает Наталья Гуркина.

На склонах, среди скал, есть несколько мест, которые можно отождествить со входами в пещеры. Их кто-то старательно загородил огромными, точно подогнанными каменными глыбами - два-три метра в глубь горы и все, тупик. Истина где-то рядом.

Уральская анаконда

В Великого Полоза сам Бажов не верил. Пока не увидел его собственными глазами. «Произошло это в 1947 году, около Дегтярска. Бажов приезжал в населенный пункт по делам - с 1946 года он был депутатом Верховного Совета СССР, встречался со своими избирателями. А на обратном пути через дорогу, по которой ехал на машине, переползал полоз. Павел Петрович остановился, вышел, подождал, пока тот освободит путь. После этого случая сомнения у писателя пропали», - говорит Наталья Гуркина.

Живет полоз в глухих местах. Но жители Полевского района в курсе, где именно. Более того, в наличии аж два вида аспидов - черный и коричневый, с геометрическим рисунком на шкуре. Охотники утверждают, что им известны места обитания полозов, даже целых змеиных семей, изучили они и повадки этих пресмыкающихся.

Полоз действительно великий, то есть большой. «Средняя длина особи - 3–3,5 метра, толщиной 20–25 см, встречаются и по 5–6 метров, но крайне редко. Питаются грызунами, птицами, иногда зайцами. Полоз оглушает жертву ударом головы, потом заглатывает. Он не ядовитый, на людей не нападает. Осенью, перед зимней спячкой, полозы, как и другие змеи, греются на солнышке», - объясняет местный краевед и охотник Анатолий Семилетов. В представлении жителей Полевского и окрестностей великие полозы - такие же обычные животные, как лоси или медведи. К ним привыкли. Хотя туда, где они водятся, все-таки предпочитают не соваться, мало ли что. Огромная змеюка - как-то боязно…

Историй про полоза множество, в том числе смешных. «Как-то одна старушка-мусульманка, из башкир, пасла коз и одновременно выгуливала внучку-проказницу. А та, когда бабушка совершала намаз, щекотала ей пятки прутиком. В общем, старухе это надоело, она выломала длинную хворостину и положила рядом с молитвенным ковриком. И когда почувствовала - ног кто-то коснулся, не глядя хлестнула назад. Тут же ее что-то сильно толкнуло, она даже упала, обернулась - а рядом змей ползет, это его она шлепнула. Здоровый. Старушку он не тронул», - рассказывает Анатолий Семилетов.

Недавно полоза видел ученик спортивной секции, которую ведет Семилетов. Аспид, неожиданно появившийся из высокой травы, сильно напугал молодого человека. Уж больно здоровый. Но места своего постоянного обитания уральская анаконда - так ее тут называют - покидает редко. Правда, одно время, около полувека назад, змей (с узорчатой шкурой) жил на островке невдалеке от города. Все это знали и его не беспокоили.

Зоологи в уральскую анаконду не верят. Тем не менее Анатолий Семилетов и другие энтузиасты тщательно документируют всю информацию по гигантским полозам - где видели, сколько, примерный размер, взрослые или молодь. Вдруг однажды эти знания пригодятся?

Из неизданного

Мемориальный дом-музей П.П. Бажова в Екатеринбурге (филиал Объединенного музея писателей Урала) - здесь писатель провел последние годы жизни. Практически обязательный пункт типовой экскурсии по достопримечательностям города. Вот стол, за которым была написана «Малахитовая шкатулка», вот ее первый «авторский» экземпляр, а это - листок рукописи сказов. Стандартное повествование для туристов.

Но все немного не так. «На самом деле Бажов работал не за этим красивым столом - он появился значительно позже, а за тем, простеньким, что стоит в углу. И еще за старинным дореволюционным бюро, оно сейчас находится в коридоре», - объясняет заведующий музеем Георгий Григорьев.

Среди личных вещей писателя на витрине - скромная записная книжка. Как правило, посетители не обращают на нее внимания. А подобных блокнотов, оказывается, великое множество - это наследие писателя, которое до сих пор остается неизученным. Как известно, трудиться над книгами Бажов начал достаточно поздно. Поэтому большую часть собранных им сказов, мифов, легенд и преданий он просто не успел обработать.


Какие еще загадочные истории скрыты в этих записных книжках? «В фондах Объединенного музея писателей Урала хранятся все блокноты писателя, куда он записывал рассказы своих земляков. Их очень много, целые стопки. Но ими, к сожалению, никто не занимается», - объясняет Георгий Григорьев. Действительно, для будущих исследователей тут просто поле непаханое.

На родину к Даниле-мастеру тоже никто не едет. Деревня Колташи - это между Режем и Невьянском. Данила Зверев (1858–1938), крупный специалист по добыче и обработке уральских самоцветов, жил на Зеленой улице. Моя первая попытка «взять языка» из местных проваливается. Молодой человек ни про какого Зверева не слышал. А вот древний старичок в курсе дел минувших дней. «Здесь дом стоял. Хороший, справный - каменный. Только растащили его по кирпичикам сразу после войны, когда стройматериалов не хватало. У Данилы Зверева наследников не нашлось, сейчас там чей-то огород, дачников вроде, они даже не знают, кто тут жил. Скоро все забудут, что у нас родина Данилы-мастера», - вздохнул дед и поплелся в деревенский магазин.

Каменная девка, или хозяйка Медной горы - это персонаж уральских легенд, благодаря сказам Бажова, получила большую известность. Медной горы хозяйка в произведениях Бажова, предстает в образе красивой девушки в малахитовом платье. Сказки Бажова основаны на народном уральском фольклоре, и имеют интерес для читателей всех возрастов. Главный герой «Хозяйки Медной горы» – Степан, простой рабочий, которому повстречалась сама хозяйка Медной горы, но эта встреча не принесла ему счастья.

Характеристика героев «Хозяйка Медной горы»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Хозяйка Медной горы

Владычица подземных богатств, является то в образе девушки, то превращается в ящерицу. Очень редко показывается людям. Сильная и властная, она сама распоряжается тем, кому показать подземные залежи природных богатств, а кому - нет. Не любит унижающих простых рабочих начальников, в основном, помогает бедным и добрым людям. Ей понравился Степан, его честность и прямодушие, она ему во всем помогает, одарила подарками Настю. Ее любовь не принесла Степану счастья, и он умер на руднике.

Приказчик

В «Хозяйке Медной горы» герой, который, ради своей выгоды, способен на всякие подлости. Трусливый, жадный и завистливый. Старается лишь ради себя, чтобы получить благодарность от начальства. Безжалостно издевается над рабочими, крепостными крестьянами. Приказал выпороть Степана, приковать в горе его на цепь, и лишь после поверил рассказу Степана о хозяйке Медной горы, после чего приказал рабочим прекратить работу на Красногорке, испугавшись ее наказания.

Настасья

Невеста, а после жена Степана. Хозяйка Медной горы подарила ей шкатулку с различными женскими украшениями. Об изумрудных камушках ничего не знает, Степан никогда не говорил ей о них.

Это была краткая характеристика героев «Хозяйки Медной горы», которую можно использовать на уроке литературы.

: Средняя

Относится к славянским духам [ править код ]

В тексте не нашёл указаний что этот персонаж относится к славянским духам. Да и в самом шаблоне на момент удаления про неё не было ни слова. Anahoret 06:08, 26 ноября 2015 (UTC)

Описывается (в числе других славянских горных духов) в статье «Гора» (Славянские древности: Этнолингвистический словарь). --Лобачев Владимир 06:20, 26 ноября 2015 (UTC)

У славян мало специфически горных демонов, хозяев гор . <...> В легендах уральских горняков известна Хозяйка Медной горы.

--Лобачев Владимир 20:59, 7 января 2016 (UTC) Цитата полностью:

У сла­вян мало специфически горных демонов, хозя­ев гор. Известны горной - нечистый дух, обитающий в шахтах (рус. урал.), горный дух, чье королевство находится внутри горы Снежки (пол.), краснолюдки - гномы, охраняющие горную руду и насыщающие солями воды горных источников (пол.), горные ру­салки загоркини (болг.). В легендах ураль­ских горняков известна Хозяйка Медной го­ры, в русских сказках - Горыня-богатырь, который «горами качает» (Даль 1:376), Змей Горыныч, Горынь-змей (олонец.). Согласно русским вариантам легенды об Александре Македонском, в Г. заключены дикие народы Гог и Магог (А ф. Н Р С № 318).

Слова "демон" и "дух" в других предложениях. Хозяйка горы в другом предложении, через запятую перед Змеем Горынычем. Змей Горыныч является демоном или духом? - если да, приведите АИ на это. Далее "народы Гог и Магог " - тоже не демоны. Между ними гномы и русалки - это тоже демонами и духами не считаются.
В "Металлы" // СДЭС Хозяйка также духом/демоном не называется, названа "персонажем". Поэтому я и исправил. Прошу вернуть . --Vladis13 20:29, 8 января 2016 (UTC) Слово «персонаж» не является характеристикой. Поэтому слово «демон» (или «дух») в данном случае предпочтительны. Все перечисленные персонажи в статье «Гора» (СДЭС) относятся к славянской демонологии, к которой относят «демонов, духов, людей с демоническими свойствами» , следовательно, «Хозяйка медной горы» является или демоном или духом. Змея Горыныча лучше обсуждать на соответствующей СО. --Лобачев Владимир 20:51, 8 января 2016 (UTC) Это субъективный орисс, противоречащий АИ. Хозяйка тут посреди персонажей не являющихся демонами. --Vladis13 16:02, 10 января 2016 (UTC) Вот ещё цитата:

В славянской мифологии существует ряд достаточно поздно сформированных персонажей, связанных с горным делом и добычей металлов, - духов - хозяев рудников и покровителей рудокопов : ср. рус. Хозяйка Медной горы , ...

Давайте духом запишем. --Лобачев Владимир 23:45, 10 января 2016 (UTC) Ранее вы сами категорично утверждали, что сокращение «ср.» («сравните») никак не означает «тоже самое». Также в крупном обсуждении вы спрашивали причислять ли этого персонажа к духам, я ответил, сославшись на определение в Дух , что дух, потому и дух что не имеет формы, - ни вы ни другие участники того обсуждения не оспаривали этого. Чем не нравится моя правка с АИ, где персонаж конкретно назван «персонажем»? --Vladis13 Литература тоже называющая «персонажем». --Vladis13 01:33, 11 января 2016 (UTC) Ни одной книги называющей «демоном». Итого: нет АИ на «демона», и есть десятки АИ на «персонаж» (включая словари и цитированный выше СДЭС). --Vladis13 20:27, 20 апреля 2016 (UTC) Ещё цитата из АИ:

На Урале известен женский горный дух золотая девка, малахитница , в сказах Бажова - хозяйка медной горы

--Лобачев Владимир 03:42, 11 января 2016 (UTC)
  • Коллега, ну какой этот персонаж дух, если она имеет физическую форму, и игралась материальными актрисами. Кто вообще духов в фильмах играет, например Святой дух и Дух Божий (Быт. ) - приведите хоть один фильм где их играет актёр. Есть куча фильмов, типа Полтергейст - они все бесформенные, максимум - призраки. А Хозяйка горы - материальная бойкая девка (см. сам рассказ). --Vladis13 14:48, 11 января 2016 (UTC)
Во-первых, в приведенном тексте по ссылке совершенно не очевидно, чтобы сабж относился к демонам. Приведенная там грамматическая конструкция, как минимум, оставляет простор для истолкований. Во-вторых, даже если признать правоту этой точки зрения, ВП:ВЕС и ВП:МАРГ . Сколько еще АИ по уральскому фольклору и сказкам Бажова, кроме этой энциклопедии, считают данного персонажа демоном? Таким образом, если данную формулировку и оставлять, то разве что атрибутировав, как точку зрения составителей данной энциклопедии: "по версии..." Ну и наконец, если использовать этот термин, то следует разрешить его неоднозначность. Хозяйка теоретически подходит под определение "собирательное название сверхъестественных существ или духов, занимающих низшее по сравнению с богами положение, и бывающих как хорошими, так и плохими" (см. Демон), но никак не под христианское или тем более античное значение этого слова. С уважением, Khroniker 19:50, 20 апреля 2016 (UTC)

Азовка в подчинении у Хозяйки [ править код ]

Хозяйка связывается с персонажем девка-Азовка, которая иногда считается прообразом Хозяйки, а иногда несвязана с образом Хозяйки горы и находится в её подчинении

Источник: П. Бажов Уральские сказы

взята из первичного источника. Разве это может быть АИ при описании образа персонажа? Здесь, как мне кажется, надо использовать лишь вторичные, и даже третичные источники. Дело в том, что исследование «К вопросу об исследовании и анализе Архетипа Хозяйки Медной горы из сказов П. П. Бажова », т.е. вторичный источник, анализируя Сказы приходит к выводу, что Хозяйка и Азовка - это один образ. А из этой фразы получается, что Азовка это какой-то иной персонаж с неясными функциями. --Лобачев Владимир (обс) 20:16, 25 октября 2016 (UTC)

  • 1) Сомневаюсь, что автор данного исследования является АИ, эта организация не тянет даже на РАЕН, которая не АИ. Судя по исследованию, автор получала информацию непосредственно вызывая сам призрак этого вымышленного персонажа, при этом призрак Хозяйки медной горы ей отвечала в режиме «накачки энергией через макушечную» чакру. (Призрак с макушкой и чакрой - это абсурд даже для Нью эйдж.) Цитаты:
Первые результаты для меня лично

Следует отметить, что с момента начала активной работы по данной теме (зима 2012-2013), у меня постепенно начали актуализироваться отдельные черты Архетипа Хозяйки. В частности, я стала больше внимания уделять дому, его благоустройству, починке, уборке, упорядочиванию, налаживанию быта. Начала формироваться новая доминанта, касающаяся отношений с пространством, в котором я живу. Считаю этот процесс полезным для себя, значимой зоной роста. Хочу продолжить исследование как Архетипа в целом, так и его проявлений во мне и в моей жизни.

Приложение 1. Расшифровка Архетипической беседы с Хозяйкой Медной горы (фрагменты)

ВВ: Здравствуй, Хозяйка. Позволь задать тебе несколько вопросов о тебе, о сказах Бажова, который описывает тебя, о рабочем фольклоре, который также тебя описывает. Позволь с тобой поговорить об этом.

ХМГ: Чувствую поток энергии сверху вниз. Через макушку и спину. Мое тело покачивается. Энергия входит в затылочной части. Проходит по спине вниз. Покачивание. В руках тоже пошла энергия. Я Хозяйка Медной горы и я готова отвечать на вопросы.

Т.е. именно этот источник - первоисточник, и не научная работа.

2) У Бажова первичный источник - сказы, а ссылка дана на его исследование преданий - это вторичный АИ. Но атрибутировал. --Vladis13 (обс) 20:50, 25 октября 2016 (UTC)

  • Согласен, что работа В. Вороновой - это источник не самый авторитетный. Но ссылка на сами Сказы Бажова (Собрание сочинений, 1952, часть IV) тоже не лучший АИ. Первичный источник обычно используют лишь при описании сюжета. А у Блажеса довольно однозначно написано:

    Девка Азовка и Хозяйка Мед­ной горы - одно и то же.

    --Лобачев Владимир (обс) 06:28, 26 октября 2016 (UTC)
  • Повторюсь, ссылка дана не на сказы Бажова, а на его комментарии.
  • Вы привели цитату Блажесом слов одного единственного жителя. Полная цитата:

    П. П. Бажов писал, что в части полевских преданий отождествляется Хозяйка и девка Азовка . То же самое наблюдается и сегодня: [единственное упоминание у одного жителя]

    То есть ничего нового кроме прямой отсылки к Бажову Блажес не говорит. К тому же сам житель чётко определяет Азовку как про «золото в горе Азов», а Блажес однозначно пишет что Хозяйка - медные руды и рудник в самом Полевском, см. ниже. В то время как сам Бажов писал точнее:

    Кроме многочисленных ящериц, в подчинении Хозяйки горы ещё бурая кошка. … В каком-то подчинении находится и хранительница «главного богатства» «девка Азовка». Иногда, впрочем, этот образ кажется не связанным с образом Хозяйки горы, но все же налет горняцкого тут остается.

    Кроме этого, у самого Блажеса они описаны в разных главах, аналогично всем другим разным персонажам. И у Бажова, и Блажеса - у этих персонажей разная личная история, характер и образы. Например, у Азовки нигде не описана связь с ящерицами, обязательных для Хозяйки, и она пленная девица, проклятая в горе, гоняющая людей стонами.

    Гумешевского медного рудни­ка

    Данный рудник - центр и основа Полевского, а Азов (гора) в ~10 км. Азовка стережёт золотой клад разбойников/язычников в пещере Азова, а Хозяйка управляет медной рудой. --Vladis13 (обс) 00:41, 27 октября 2016 (UTC)

Ещё источник о тождественности образов.

Девка Азовка и Хозяйка Медной горы - одно и то же.

--Лобачев Владимир (обс.) 09:40, 5 декабря 2016 (UTC)

  • Эту крайне сомнительную цитату противоречивых слов единственного местного жителя уже обсуждали выше. --Vladis13 (обс.) 20:58, 5 декабря 2016 (UTC)
    • Эта фраза приведена в авторитетном по данной теме издании. Автор издания считает возможным её употребить, а редакторы Википедии считают, что автор АИ не прав? --Лобачев Владимир (обс.) 08:44, 6 декабря 2016 (UTC)
      • Фразы зависят от контекста, а у вас выдрано из контекста. Вы даже ошибочно посчитали, что это утверждение Кругляшовой, хотя там её только предисловие, но это слова единственного местного жителя, процитированные в работе Блажеса, уже опровергнутые выше.
        В частности (повторяюсь), житель противоречит сам себе в след. словах, утверждению самого Блажеса, что «она - Хозяйка одной Медной горы, то есть Гумешевского медного рудни­ка», основанного на результатах экспедиций и опросах множества жителей, и что «жители знают об этих персонажах только из сказов Бажова». Всё это обсуждали выше.
        Кроме того, этот житель клинически бредит: «Девка Азовка и Хозяйка Мед­ной горы - одно и то же. Где золота много, там в Азов-горе дев­ка Азовка блазнится.» - Золота много в Московском банке, значит «там» в Азов-горе Азовка блазнится? Азов-горы нет в Москве, нет и в руднике «Медная гора». Также и золота нет в «Медной горе». Причём тут Азовка? Хозяйка Медной горы нигде в АИ не связана с золотом, и нигде не описано, что появлась в Азов-горе, как заявляет этот житель. - У него очевидно бред на почве онейроидного синдрома : «с наличием развёрнутых картин фантастических сновидных и псевдогаллюцинаторных переживаний, переплетающихся с реальностью. Дезориентировка во времени и пространстве» . Это вроде источника, который вы называли выше «АИ», где автор получала информацию вызовом духа вымышленной Хозяйки, с потоком энергии через макушечную чакру. --Vladis13 (обс.) 02:59, 7 декабря 2016 (UTC)

Азовка в первых словах преамбулы [ править код ]

Вы , что Азовка - другое имя Хозяйки. Этим прямо противоречите, вами же рекомендованному АИ, Блажесу, и комментариям самого Бажова. Процитируйте источник пожалуйста. --Vladis13 (обс) 08:45, 29 октября 2016 (UTC)

  • Это персонаж различных легенд уральских горняков, поэтому строить описание лишь по Бажову не корректно. Блажес разделяет песонаж по названию в легендах (описывает отдельно), но нигде не говорит, что это разные персонажи. Вот что говорится в комментарии к «Малахитовой шкатулке»:

    Образ Хозяйки Медной горы или Малахитницы в горно-рабочем фольклоре имеет различные варианты : Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка , Горный дух, Горный старец, Горный хозяин - (см. П. Л. Ермаков, Воспоминания горнорабочего, Свердлгиз, 1947; Л. Потапов. Культ гор на Алтае, журнал "Советская этнография", в 2, 1946; "Песни и сказы шахтеров", фольклор горняков Шахтинского района, Ростовское областное книгоиздательство, 1940; Н. Дыренкова, Шорскнй фольклер, М-Л. 1940; А. Мисюрев, Легенды и были, фольклор старых горнорабочих Южной и Западной Сибири: Новосибирск, 1940)

    Образ Медной горы хозяйки собирательный, прототипами послужили фольклерные герои, олицетворяющие хранителей горных недр: Каменная девка, Горная матка, Золотая баба, Горный дух, Горный старец, Горный хозяин, девка Азовка .

    Поэтому не стоит сводить образ лишь к одному руднику или одному городу. Это более широкий образ, известный и помимо сказок Бажова. --Лобачев Владимир (обс) 11:44, 29 октября 2016 (UTC)
  • Вторая цитата явно анонимный рерайт первой и не АИ.
  • Вторая цитата из более раннего издания, поэтому она не может быть рерайтом первой. Это из одного из первых изданий Сказов Бажова. А в СССР кто попало не комментировал официальные издания. --Лобачев Владимир (обс) 15:24, 29 октября 2016 (UTC)
Источник, что это ранее издание? Даже если так, тем хуже, - инфа в нём была видимо до дальнейших уточнений учёными-фольклористами. +Даже в ней написно, что это вероятные прототипы, а не синонимы. --Vladis13 (обс) 15:44, 29 октября 2016 (UTC)
  • «Это более широкий образ, известный и помимо сказок Бажова.» - где данные персонажи известны, кроме как из работ Бажова?
  • Вы приводите список прозвищ «образа » (цитата), то есть класс, или тематику персонажей. Да, это всё духи кладов и драгоценных минералов. Таких множество у всех народов, хоть у племени мумба-юмба в шахтах южной Африки, хоть: Змей-горыныч («Змея горная» и также другой персонаж сказов Полоз, чем не аналогия с ящерицей-Хозяйкой горы?) , Кощей (что «над златом чахнет») , гномы, черти, Шубин, бажовские Полоз и Огневушка-поскакушка. Просто схожим персонажам не место в первых словах преамбулы, где пишутся однозначно известные синонимы. Азовка уже написана в преамбуле с пометкой «иногда» (как в АИ). --Vladis13 (обс) 14:37, 29 октября 2016 (UTC)
Приведённая вами цитата выдернута из контекста. Полностью:

Образ Хозяйки Медной горы или Малахитницы в горно-рабочем фольклоре имеет различные варианты: Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка, Горный дух, Горный старец, Горный хозяин - … Все эти фольклерные персонажи являются - хранителями богатств горних недр. Образ Малахитницы - у П. Бажова значительно сложнее.

То есть этот АИ отделяет общих класс похожих образов-персонажей (которых полно по всей планете во все времена), от Малахитницы. --Vladis13 (обс) 15:04, 29 октября 2016 (UTC) То, что в художественном произведении образ создан более сложный, чем в легендах, не говорит о том, что это единственный источник информации. --Лобачев Владимир (обс) 06:37, 30 октября 2016 (UTC) Они названы разными персонажами и образами. Вы утверждаете, что стоящий в том же ряду непонятный персонаж Горный старец = Хозяйка медной горы? У вас есть АИ на это? --Vladis13 (обс) 15:41, 29 октября 2016 (UTC) АИ про Азовку и другие имена персонажа выше приведены. --Лобачев Владимир (обс) 06:37, 30 октября 2016 (UTC) Вы о чём? --Vladis13 (обс) 16:00, 31 октября 2016 (UTC) Почему на основании этой же цитаты не вписываете Горного старца и других в первые слова преамбулы, на чём основана такая избирательность? --Vladis13 (обс) 19:33, 31 октября 2016 (UTC)
  • @Лобачев Владимир : Вы восстановили правку, противоречащую 3-м главным АИ по теме: 1) результатам фольклорной экспедиции Блажеса, 2) комментариям Бажова с анализом преданий, 3) комментариям к изданию, которые вы сами привели чуть выше (где Горный дед, Азовка и другие названы отдельными персонажами-образами). На каком основании вы повторно восстанавливаете уже отменённую правку, повторяю первый вопрос темы: приведите цитату из восстановленного АИ. --Vladis13 (обс) 16:00, 31 октября 2016 (UTC)
    • Это варианты одного и того же образа. И источник приведено по данному названию приведён. --Лобачев Владимир (обс) 18:15, 31 октября 2016 (UTC)
      • Вы опять не ответили на вопрос. Т.е. сознательно и безосновательно противоречите АИ? --Vladis13 (обс) 18:35, 31 октября 2016 (UTC)
  • В энциклопедии 1914 года опять же Азовка связывается только с кладами и золотым прииском внизу горы Азов. Ни слова про Хозяйку, заповедующую «Медной горой» (рудником Полеского), медью и малахитом (карбонадом меди). --Vladis13 (обс) 18:45, 31 октября 2016 (UTC)
  • Вот ещё Бажов, анализируя сказы, чётко разделяет персонажей:

    Вся «тайная сила» одинаково представлялась только хранителями богатств. Задача у всех их - Полоза, Змеевок, Азовки, горной Хозяйки - была одна: не допустить человека к богатству.

    Бажов. У старого рудника, часть VI

    . --Vladis13 (обс) 20:16, 31 октября 2016 (UTC)
  • Ещё серьёзный научный АИ, диссертация Швабауэр (науч. руководитель Блажес). Азовка и Хозяйка классифицированны как совершенно разные персонажи. В частности в классификации на основе классификация Р. Р. Гельгардта (стр. 47). Между их описаниями дистанция в 40 страниц. В диссертации 247 источников. --Vladis13 (обс) 22:21, 31 октября 2016 (UTC)
  • Ещё АИ о том, что это просто разные местные названия одного персонажа

    В автокомментарии «У старого рудника» (1940) Хозяйка Медной Горы прямо соотносится с «девкой-Азовкой».

    Р. Р. Гельгардт полагает, что образ Хозяйки Медной горы сформировался на основе образа девки-Азовки, потому что его становление происходило в той среде, где легенды об Азовке были прочно укоренены.

    --Лобачев Владимир (обс) 10:18, 1 ноября 2016 (UTC)
    • Что это возможный прототип уже указано в статье. --Vladis13 (обс) 00:12, 2 ноября 2016 (UTC)
    • Липовецкий ошибается, Бажов такого не писал. Выше мы уже цитировали этот автокомментарий Бажова:

      в подчинении Хозяйки горы ещё бурая кошка. … В каком-то подчинении находится и хранительница «главного богатства» «девка Азовка». Иногда, впрочем, этот образ кажется не связанным с образом Хозяйки горы, но все же налет горняцкого тут остается.

      --Vladis13 (обс) 01:47, 2 ноября 2016 (UTC)
      • Кстати, и Гельгардт - источник ошибочный, он такого не писал. Он упоминает Азовку и Хозяйку лишь дважды, перечисляя как отдельных персонажей:

        [стр. 217] Гиперболически представлены и внешние признаки Белой женщины (weiBe Frau) или Горной девушки (Bergjungfrau). Подобно девке Азовке и Хозяйке горы уральских сказов, она показывается людям то в облике устрашающе безобразного существа, то в виде дивно прекрасной жен­щины. …
        [стр. 225] Бажов устанавливал территорию бытования ска­зов о Хозяйке Медной горы в узких границах одного из районов Урала;

        --Vladis13 (обс) 01:47, 2 ноября 2016 (UTC)
      • А вот ещё Ефимова , анализируя былички, записанные её экспедиционной группой, пишет:

        Проблему происхождения образа Хозяйки Медной горы тщательно и глубоко исследовал Р. Р. Гельгардт. .. Но далее исследователь идет, на наш взгляд, по неверному пути, пытаясь связать образ горного хозяина (хозяйки) с определенным, единичным духом русской мифологии. Гельгардт пишет о горном хозяине: "Ближайшим его источником был образ «хозяина дома», «домового». … Однако все указанные черты свойственны не только домовому, но и другим мифологическим персонажам русского фольклора. Затем исследователь находит черты, роднящие горного хозяина с лешим. [Азовка на этой странице вообще не упомянута, хотя в статье Ефимова о ней много пишет.] [стр. 42]

        То есть Швабауэр напутала, Гельгардт считал праобразом Хозяйки домового и лешего. Кстати, на стр. 41 Ефимова тоже разделяет персонажей, ибо это очевидно разные сюжеты. --Vladis13 (обс) 01:47, 2 ноября 2016 (UTC)
        • ошибочное утверждение Швабауэр, поскольку Гельгардт такого не писал. За 1.5 его цитаты так и не появилось. Кстати, большая просьба не , особенно при наличии обсуждения на СО без ответов, а то похоже на фальсикацию. --Vladis13 (обс.) 13:26, 24 марта 2018 (UTC)

Хозяйка Медной горы, Азовка-девка - распространённый персонаж преданий рабочих бывшего Сысертского округа.

--Лобачев Владимир (обс.) 07:15, 3 февраля 2017 (UTC)

  • Это не специалисты по данной теме. Работы именно специалистов приведены выше, они чётко различают персонажей. Про Азовку уже есть далее в преамбуле. В скобках же пишутся бесспорные синонимы. --Vladis13 (обс.) 21:28, 4 февраля 2017 (UTC)
    • Орлов, Александр Сергеевич - советский и российский историк, автор многочисленных учебников. Кандидат исторических наук, доцент. Пихоя, Рудольф Германович - советский и российский историк, главный государственный архивист России (1992-1996). Вопрос истории и мифологии Урала. Историки здесь по теме. Книга вполне научная и попадает под ВП:АИ . --Лобачев Владимир (обс.) 06:18, 5 февраля 2017 (UTC)

Хозяйка в г. Полевской [

В слав. мифологии существует ряд достаточно поздно сформированных персонажей, связанных с горным делом и добычей металлов, - духов - хозяев рудников и покровителей рудокопов: ср. рус. Хозяйка Медной горы , серб. земски дух, рударски цар, рударски чувар, сребрни цар , <...>. Формирование з.-слав, персонажей подобного рода происходило во многом под влиянием представлений о духах - хозяевах кладов, многие черты которых унаследовали мифологические покровители рудников и шахт.

Металлы / Е. Е. Левкиевская // Славянские древности: Этнолингвистический словарь

--Лобачев Владимир (обс) 08:22, 27 октября 2016 (UTC)
  • Вы же видите, что там две сноски - у Блажеса это буквально написано:

    Мы не встречали людей, которые не слышали бы про Хо­зяйку, но знали они её по бажовским сказам и на них ссыла­лись. … В то же вре­мя есть рассказчики, которые знают о Малахитнице из устного источника. Они отмечают её принадлежность Полевскому, она - Хозяйка одной Медной горы, то есть Гумешевского медного рудни­ка , открытого в 1702 году С. Бабиным и К. Сулеевым.

    Выше вы сами рекомендовали именно его как АИ. --Vladis13 (обс) 05:51, 28 октября 2016 (UTC)
    • Тогда так и писать: по мнению некоторых рассказчиков, Хозяйка медной горы имела принадлежность к Полевскому и её считали Хозяйкой Гумешевского рудника . Но насколько эти детали важны, чтобы писать о них в преамбуле? Славянские древности её относят просто к горным духам, без привязки к конкретному руднику или городу. Она, как мне кажется, на Урале является тем, кем на Домбасе выступает) 14:15, 28 октября 2016 (UTC) Это собирательный образ, а легенды были разные в разных местах. См. предыдущую тему об Азовке и других названиях (именах). --Лобачев Владимир (обс) 12:09, 29 октября 2016 (UTC) Там попросил привести АИ, откуда утверждение, что Хозяйка «медной горы» (название конкретно этого рудника) есть где-либо ещё. Мы говорим о конкретном, чётко описанном персонаже, а не собирательном образе чем-то похожих «хранителей кладов и минералов» со всей планеты и всех времён. --Vladis13 (обс) 14:47, 29 октября 2016 (UTC)

      О том, что это хозяйка не одной горы, а всех Уральских гор:

      Хозяйка медной горы - мифический образ хозяйки Уральских гор . Изображается в народных сказках, сказаниях и преданиях как очень красивая молодая женщина, с косой и лентами из тонкой позвякивающей меди, в платье из «шелкового малахита». Живет всегда в окружении ящерок – зеленых, голубых, золотистых, блестящих. Такой редкий человек видел Хозяйку и подпадал под ее чары. Доброму да мастеру она позволяет открыть или найти драгоценные камни и золото, но если ее условий не выполнял человек, то его ждало горе – исчезала удача, пропадало мастерство, да и сам он мог оказаться мертвым. Хозяйка медной горы на Урале символизирует отношения человека и горных богатств, предупреждает от жадности, поощряет доброту, скромность, верность слову и мастерство, т.е. христианские добродетели.

Литературный или Мифологический персонаж? [ править код ]

Сейчас в статье стоит карточка «Литературный персонаж». Однако, согласно многим источникам, Бажов не сам придумал Хозяйку медной горы, а лишь обработал и популяризировал персонаж народных преданий уральских рабочих.

Особый цикл составляют сказы, объединённые образами общих героев - Хозяйки Медной горы, мастера Данилы и его возлюбленной. В них Бажов соединил уральские топонимические предания, былички и рассказы, записанные им от старых рабочих. В результате сложился неповторимый цикл сказов о верности и любви, истинной цене и назначении таланта.

}} , что уж точно не адекватно персонажу. - Персонаж не богиня, и не славянская. Урал - там собственно коренные финно-угры и уральская раса (манси, якуты, и т. д.), +татары, +казаки , среди которых много кавказцев, включая непосредственно кавказское казачество и тюрок. Кстати, по этой же причине, единичное крайне поверхностное упоминание в энциклопедии «Славянские древности» - это лишь косвенный АИ. Ибо былички и сказы о Хозяйке рудника «Медная гора» не является «славянскими», а уж тем более «древностями». Вспомните когда писал Бажов, и когда вообще туда пришли русскоязычные колонисты-горняки и основали рудник. --Vladis13 () 20:37, 11 ноября 2016 (UTC)

Хозяйка Медной горы - сказка Павла Бажова, которая открыла многим детям очарование легенды уральской земли. В ней показана история крестьянского парня Степана. Он трудился, добывая руду и самоцветы для своего барина. Однажды повстречал Степан красавицу в степи, она передала ему наказ для приказчика. Парень исполнил поручение. Что с ним стало потом, кем оказалась девушка, узнайте из сказки. Он учит быть добросовестным, трудолюбивым, внимательным, верным, держать слово и не поддаваться соблазнам в ущерб близким людям.

Пошли раз двое наших заводских траву смотреть.

А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздничный был, и жарко — страсть. Парун (жаркий день после дождя. — Ред.) чистый. А оба в горе робили, на Гумёшках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже. Ну, когда и королек с витком попадали и там протча, что подойдет.

Один-от молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный (инвалид. — Ред.). В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял завсе (постоянно. — Ред.) тот человек.

В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг молодой, ровно его кто под бок толкнул, проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.

Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка (подвижная. — Ред.). Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно ей.

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

«Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей».

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.

«Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта — малахитница-то — любит над человеком мудровать.

Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:

— Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.

Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все-таки девка. Ну, а он парень — ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть.

— Некогда, — говорит, — мне разговаривать. Без того проспали, а траву смотреть пошли. Она посмеивается, а потом говорит:

— Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.

Ну, парень видит — делать нечего. Пошел к ней, а она рукой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он и обошел и видит — ящерок тут несчисленно.

И всё, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены.

Девка смеется.

— Не расступи, — говорит, — мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленьки.

А сама ладошками схлопала, ящерки и разбежались, дорогу дали.

Вот подошел парень поближе, остановился, а она опять в ладошки схлопала да и говорит, и все смехом:

— Теперь тебе ступить некуда. Раздавишь мою слугу — беда будет.

Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки-то сбились в одно место, — как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан — батюшки, да ведь это руда медная! Всяких сортов и хорошо отшлифована. И слюдка тут же, и обманка, и блёски всякие, кои на малахит походят.

— Ну, теперь признал меня, Степанушко? — спрашивает малахитница, а сама хохочет-заливается. Потом, мало погодя, и говорит:

— Ты не пужайся. Худого тебе не сделаю.

Парню забедно (обидно. — Ред.) стало, что девка над ним насмехается да еще слова такие говорит. Сильно он осердился, закричал даже:

— Кого мне бояться, коли я в горе роблю!

— Вот и ладно, — отвечает малахитница. — Мне как раз такого и надо, который никого не боится. Завтра, как в гору спускаться, будет тут ваш заводской приказчик, ты ему скажи, да смотри не забудь слов-то:

«Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть». Сказала это и прищурилась:

— Понял ли, Степанушко? В горе, говоришь, робишь, никого не боишься? Вот и скажи приказчику, как я велела, а теперь иди да тому, который с тобой, ничего смотри не говори. Изробленный он человек, что его тревожить да в это дело впутывать. И так вон лазоревке сказала, чтоб она ему маленько пособила.

И опять похлопала в ладошки, и все ящерки разбежались.

Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как ящерка, побежала по камню-то. Вместо рук-ног — лапы у ее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья. Забежала на вершину, оглянулась и говорит:

— Не забудь, Степанушко, как я говорила. Велела, мол, тебе, — душному козлу, — с Красногорки убираться. Сделаешь по-моему, замуж за тебя выйду!

Парень даже сплюнул вгорячах:

— Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился.

А она видит, как он плюется, и хохочет.

— Ладно, — кричит, — потом поговорим. Может, и надумаешь?

И сейчас же за горку, только хвост зеленый мелькнул.

Парень остался один. На руднике тихо. Слышно только, как за грудкой руды другой-то похрапывает. Разбудил его. Сходили на свои покосы, посмотрели траву, к вечеру домой воротились, а у Степана на уме: как ему быть? Сказать приказчику такие слова — дело не малое, а он еще,- и верно,- душной был — гниль какая-то в нутре у него, сказывают, была. Не сказать — тоже боязно. Она ведь Хозяйка. Какую хошь руду может в обманку перекинуть. Выполняй тогда уроки-то. А хуже того, стыдно перед девкой хвастуном себя оказать.

Думал-думал, насмелился:

— Была не была, сделаю, как она велела. На другой день поутру, как у спускового барабана народ собрался, приказчик заводской подошел. Все, конечно, шапки сняли, молчат, а Степан подходит и говорит:

— Видел я вечор Хозяйку Медной горы, и заказывала она тебе сказать. Велит она тебе, душному козлу, с Красногорки убираться. Ежели ты ей эту железную шапку спортишь, так она всю медь на Гумешках туда спустит, что никому не добыть.

У приказчика даже усы затряслись.

— Ты что это? Пьяный али ума решился? Какая хозяйка? Кому ты такие слова говоришь? Да я тебя в горе сгною!

— Воля твоя, — говорит Степан, — а только так мне велено.

— Выпороть его, — кричит приказчик, — да спустить в гору и в забое приковать! А чтобы не издох, давать ему собачьей овсянки и уроки спрашивать без поблажки. Чуть что — драть нещадно.

Ну, конечно, выпороли парня и в гору. Надзиратель рудничный, — тоже собака не последняя, — отвел ему забой — хуже некуда. И мокро тут, и руды доброй нет, давно бы бросить надо. Тут и приковали Степана на длинную цепь, чтобы, значит, работать можно было. Известно, какое время было, — крепость (крепостничество. — Ред.). Всяко галились (издевались. — Ред.) над человеком. Надзиратель еще и говорит:

— Прохладись тут маленько. А уроку с тебя будет чистым малахитом столько-то, — и назначил вовсе несообразно.

Делать нечего. Как отошел надзиратель, стал Степан каелкой (инструмент для отбивания руды. — Ред.) помахивать, а парень все-таки проворный был. Глядит, — ладно ведь. Так малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает. И вода куда-то ушла из забоя. Сухо стало.

«Вот, — думает, -хорошо-то. Вспомнила, видно, обо мне Хозяйка».

Только подумал, вдруг звосияло. Глядит, а Хозяйка тут, перед ним.

— Молодец, — говорит, — Степан Петрович. Можно чести приписать. Не испужался душного козла. Хорошо ему сказал. Пойдем, видно, мое приданое смотреть. Я тоже от своего слова не отпорна.

А сама принахмурилась, ровно ей это нехорошо. Схлопала в ладошки, ящерки набежали, со Степана цепь сняли, а Хозяйка им распорядок дала:

— Урок тут наломайте вдвое. И чтобы наотбор малахит был, шелкового сорту. — Потом Степану говорит: — Ну, женишок, пойдем смотреть мое приданое.

И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет — все ей открыто.

Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней — на Хозяйке-то — меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает. Идут-идут, остановилась она.

И видит Степан огромную комнату, а в ней постели, столы, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медны.

— Посидим, — говорит, — тут, поговорим. Сели это они на табуреточки, малахитница и спрашивает:

— Видал мое приданое?

— Видал, — говорит Степан.

— Ну, как теперь насчет женитьбы? А Степан и не знает, как отвечать. У него, слышь-ко, невеста была. Хорошая девушка, сиротка одна. Ну конечно, против малахитницы где же ей красотой равняться! Простой человек, обыкновенный. Помялся-помялся Степан да и говорит:

— Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.

— Ты, — говорит, — друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет? — И сама вовсе принахмурилась.

Ну, Степан и ответил напрямки:

— Не могу, потому другой обещался.

Молвил так-то и думает: огневается теперь. А она вроде обрадовалась.

— Молодец, — говорит, — Степанушко. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку. — А у парня верно невесту-то Настей звали. — Вот, — говорит, — тебе подарочек для твоей невесты, — и подает большую малахитовую шкатулку.

А там, слышь-ко, всякий женский прибор. Серьги, кольца и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.

— Как же, — спрашивает парень, — я с эким местом наверх подымусь?

— Об этом не печалься. Все будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ — обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье тебе мое испытание будет. А теперь давай поешь маленько.

Схлопала опять в ладошки, набежали ящерки — полон стол установили. Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается.

Потом и говорит:

— Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. — А у самой слезы. Она эту руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть. — На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, — и подает ему.

Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая, и трясется маленько.

Степан принял камешки, поклонился низко и спрашивает:

— Куда мне идти? — А сам тоже невеселый стал. Она указала перстом, перед ним и открылся ход, как штольня, и светло в ней, как днем. Пошел Степан по этой штольне — опять всяких земельных богатств нагляделся и пришел как раз к своему забою. Пришел, штольня и закрылась, и все стало по-старому. Ящерка прибежала, цепь ему на ногу приладила, а шкатулка с подарками вдруг маленькая стала, Степан и спрятал ее за пазуху. Вскоре надзиратель рудничный подошел. Посмеяться ладил, а видит — у Степана поверх урока наворочено, и малахит отбор, сорт сортом. «Что, — думает, — за штука? Откуда это?» Полез в забой, осмотрел все да и говорит:

— В эком-то забое всяк сколь хошь наломает. — И повел Степана в другой забой, а в этот своего племянника поставил.

На другой день стал Степан работать, а малахит так и отлетает, да еще королек с витком попадать стали, а у того — у племянника-то — скажи на милость, ничего доброго нет, все обальчик (пустая порода. — Ред.) да обманка идет. Тут надзиратель и сметил дело. Побежал к приказчику. Так и так.

— Не иначе, — говорит, — Степан душу нечистой силе продал.

Приказчик на это и говорит:

— Это его дело, кому он душу продал, а нам свою выгоду поиметь надо. Пообещай ему, что на волю выпустим, пущай только малахитовую глыбу во сто пуд найдет.

Велел все-таки приказчик расковать Степана и приказ такой дал — на Красногорке работы прекратить.

— Кто, — говорит, — его знает? Может, этот дурак от ума тогда говорил. Да и руда там с медью пошла, только чугуну порча.

Надзиратель объявил Степану, что от его требуется, а тот ответил:

— Кто от воли откажется? Буду стараться, а найду ли — это уж как счастье мое подойдет.

Вскорости нашел им Степан глыбу такую.

Выволокли ее наверх. Гордятся, — вот-де мы какие, а Степану воли не дали.

О глыбе написали барину, тот и приехал из самого, слышь-ко, Сам-Петербурху. Узнал, как дело было, и зовет к себе Степана.

— Вот что, — говорит, — даю тебе свое дворянское слово отпустить тебя на волю, ежели ты мне найдешь такие малахитовые камни, чтобы, значит, из их вырубить столбы не меньше пяти сажен длиной.

Степан отвечает:

— Меня уж раз оплели. Ученый я ноне. Сперва вольную пиши, потом стараться буду, а что выйдет — увидим.

Барин, конечно, закричал, ногами затопал, а Степан одно свое:

— Чуть было не забыл — невесте моей тоже вольную пропиши, а то что это за порядок — сам буду вольный, а жена в крепости.

Барин видит — парень не мягкий. Написал ему актовую бумагу.

— На, — говорит, — только старайся смотри.

А Степан все свое:

— Это уж как счастье поищет.

Нашел, конечно, Степан. Что ему, коли он все нутро горы вызнал и сама Хозяйка ему пособляла. Вырубили из этой малахитины столбы, какие им надо, выволокли наверх, и барин их на приклад в самую главную церкву в Сам-Петербурхе отправил. А глыба та, которую Степан сперва нашел, и посейчас в нашем городу, говорят. Как редкость ее берегут.

С той поры Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало. Много-много лазоревка идет, а больше обманка. О корольке с витком и слыхом не слыхать стало, и малахит ушел, вода долить (одолевать. (Ред.) стала. Так с той поры Гумешки на убыль и пошли, а потом их вовсе затопило. Говорили, что это Хозяйка огневалась за столбы-то, что их в церкву поставили. А ей это вовсе ни к чему.

Степан тоже счастья в жизни не поимел. Женился он, семью завел, дом обстроил, все как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невеселый стал и здоровьем хезнул (ослабел. (Ред.). Так на глазах и таял.

Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И все, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит. В осенях ушел так-то да и с концом. Вот его нет, вот его нет… Куда девался? Сбили, конечно, народ, давай искать. А он, слышь-ко, на руднике у высокого камня мертвый лежит, ровно улыбается, и ружьишечко у него тут же в сторонке валяется, не стрелено из него. Которые люди первые набежали, сказывали, что около покойника ящерку зеленую видели, да такую большую, каких и вовсе в наших местах не бывало. Сидит будто над покойником, голову подняла, а слезы у ей так и каплют.

Как люди ближе подбежали — она на камень, только ее и видели. А как покойника домой привезли да обмывать стали — глядят: у него одна рука накрепко зажата, и чуть видно из нее зернышки зелененькие. Полнехонька горсть. Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зернышки и говорит:

— Да ведь это медный изумруд! Редкостный камень, дорогой. Целое богатство тебе, Настасья, осталось. Откуда только у него эти камешки?

Настасья — жена-то его — объясняет, что никогда покойник ни про какие такие камешки не говаривал. Шкатулку вот дарил ей, когда еще женихом был. Большую шкатулку, малахитову. Много в ей добренького, а таких камешков нету. Не видывала.

Стали те камешки из мертвой Степановой руки доставать, а они и рассыпались в пыль. Так и не дознались в ту пору, откуда они у Степана были. Копались потом на Красногорке. Ну, руда и руда, бурая с медным блеском. Потом уж кто-то вызнал, что это у Степана слезы Хозяйки Медной горы были. Не продал их, слышь-ко, никому, тайно от своих сохранял, с ними и смерть принял. А?

Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало.

На форуме упомянули Малахитовую пещеру, и я вновь вспомнила о своей любимой Хозяйке Медной горы, образе, который дошёл до нас благодаря творчеству Бажова. И недаром, видать, вспомнила: приехав за город, обнаружила в своём страйкбольном ботинке - ящерку, Посланницу Хозяйки:) Значит, и она меня не забывает:)

Между прочим, а кто-нибудь знает, как зовут Хозяйку? Ну, то есть, ясное дело, люди на Урале зовут её Хозяйкой, это понятно, но имя-то у неё есть? Есть одно имя, которое носит гора на,Южном Урале - Иремэль. И - есть в этом имени что-то очень эльфийское: как подумаю - вижу её зелёные глаза и чёрные косы. Стала искать информацию об этом - вот что нашла:

Есть на Южном на Урале
Гора Большой Иремель
Высотою она выше
Окружающих земель

Там хозяйка золотая
У подножия стоит,
Путников благословляя
За порядком она бдит.

"Иремэль" означало на тюркском языке "желание".
Гора Иремель у башкир считалась святой на её вершину к концу ХІХ в. едва поднялось десяток человек. Восходить на нее запрещалось неписанными законами. Иремель фигурирует прямо или косвенно во многих легендах башкирского народа. По преданиям в недрах горы спрятаны несметные сокровища. Иремель называют одной из точек выхода положительной энергии, есть легенды о жертвоприношениях на этой горе, проведенных для «перекрытия» связи с космосом. Уфологи уверяют, что именно, у подножия Иремеля находится одно из самых аномальных мест, расположенных на территории России. НЛО видит каждый второй. Вода в реках, берущих начало с Иремеля считается священной, она дает энергию и силу человеку, а ночью в определенный час светится. По некоторым легендам гора может исполнять загаданные желания. При восхождении на Иремель рекомендуется взять подарок духу горы, и советуют не оставаться на ночь у вершины.

Не каждому открыт путь к вершине «святой горы». Если человек идет на Иремель с чистой душой, то гора принимает его с радостью, если помыслы его черны - строит всяческие козни на пути, словно не пуская к цели.

Да, это очень похоже, что её имя. А учитывая, что Хозяйка живёт в горе и хорошо знает все минералы, и может помочь путнику - мне кажется, она близка к нольдор. И - как бы звучало её имя по-нольдорски? А очень просто - Иримэ . И ведь, по источникам, была у короля Финве дочь с таким именем.
"Кроме сына Феанаро, рожденного от Мириэль Сэриндэ, о котором уже говорилось выше, у Финве были также два сына и две дочери, рожденные от брака с Индис, сестрой Ингве.
Иримэ: «Прекрасная» ирима. «Материнское имя» — Лалвендэ, или Лалвен («смеющаяся дева»); «она отправилась в изгнание с братом своим Финголфином, который был ей дороже всех из ее родни». В Синдарин ее имя не меняется, поскольку соответствует языку по духу.