Известные танкисты второй мировой. Отчаянные. Восемь подвигов танкистов (5 фото). Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных! Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев, Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах! Знайт

Вторая мировая война продемонстрировала мощь танков во всей красе. Тяжёлые бронированные машины стали во главе немецкой стратегии блицкрига, когда действующие автономно танковые соединения наносили неожиданные удары по противнику, прорываясь на большую глубину и уничтожая инфраструктуру, командные пункты и так далее.

После начала Великой Отечественной войны началось противостояние не только сильнейших армий того времени, но и конструкторских школ танкостроения.

Как насчёт названий, описания и фото самых интересных образцов?

Всего насчитывается около 60 разной бронетехники, включая полученную по ленд-лизу и за исключением экспериментальной или не находящейся в серийном производстве.

Самыми выдающимися стоит назвать следующие советские танки Великой Отечественной войны.

Т-50

Лёгкий танк, выпущенный на замену устаревшему Т-26. При разработке конструкторы вдохновлялись немецким PzKpfw III, имеющем отличную подвижность и надёжность для своего класса.

Всего было выпущено 77 единиц, а саму машину признали удачной. Появление Т-34 сделало Т-50 практически ненужным, на чём и закончилась история этой боевой машины.

Т-28


Этому среднему трёхбашенному танку часто не уделяют должное внимание, тем не менее, он превосходил по ТТХ большинство танков Вермахта в начальный период войны.

Неплохая броня и огневая мощь зачастую не использовались из-за неопытных экипажей и изношенности техники. Надёжность и ресурс были крайне низкими, да и многобашенная конструкция успела морально устареть.

Красная армия использовала Т-28 до 1944 года, а Финляндия – до 1951 года.

Т-34


Средний Т-34, известный всему миру и ставший одним из символов победы. Самый массовый, превосходивший по характеристикам вражеские в момент своего появления. Простой и дешёвый.

Позже у немцев появились Pz.Kpfw.VI Tiger, Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B и PzKpfw V Panther, обладающие лучшей бронезащитой и огневой мощью, но их надёжность, массовость и стоимость оставляли желать лучшего.

Дерзкие подвиги танкистов

Подвиги героев-танкистов во времена Великой Отечественной войны и сегодня поражают и даже шокируют.
Их храбрость позволяла выстоять в тяжелейших боях, а смекалка выручала, даже когда численность врага превосходила в несколько раз. В минувшее воскресенье страна чествовала всех причастных ко Дню танкиста, а мы решили вспомнить защитников, воевавших в «машине боевой».

Зиновий Колобанов и дорога на Ленинград

Старший лейтенант Зиновий Колобанов в годы Великой Отечественной командовал ротой тяжелых танков КВ 1-й танковой дивизии Северного фронта. В августе 1941 года на подступах к Ленинграду у совхоза Войсковицы состоялся знаменитый танковый бой, в котором КВ-1 Колобанова уничтожил вражескую колонну из 22 боевых машин. Это сражение позволило задержать наступление немцев и спасти Ленинград от молниеносного захвата.


Экипаж КВ-1 З.Г.Колобанова (в центре), август 1941 г. Фото: П.В.Майский

Владимир Хазов и три Т-34

В июне 1942 года старшему лейтенанту Владимиру Хазову было поручено остановить колонну немецких танков в районе села Ольховатка. Добравшись до указанного района, решили действовать из укрытия. Молодой офицер считал, что главное оружие - внезапность, и не прогадал. Три советских Т-34 сумели разгромить 27 немецких боевых машин. Численное превосходство не позволило врагу выйти победителем из этого боя, а взвод Хазова в полном составе вернулся в расположение батальона


Владимир Хазов

Алексей Роман и взятие неприступного плацдарма

Февраль 1945 года. Последней водной преградой на пути к Берлину была река Одер, эти рубежи враг пытался удержать любой ценой. Танковая рота старшего лейтенанта Алексея Романа была первой в очереди на переправу через реку. За несколько дней в тяжелейших боях танкисты не только сумели форсировать Одер северо-западнее Бреслау, но и захватили прилежащий, неприступный прежде, немецкий плацдарм. За героическую переправу молодому офицеру присвоили звание Героя Советского Союза

Наградной лист А.П.Романа

Дмитрий Закревский и угнанный немецкий танк

В июле 1943 года разведчики под командованием капитана Дмитрия Закревского угнали немецкий танк из вражеского тыла. Во время операции недалеко от поселка Бузулук защитники обнаружили нацистский Т-IV, а в нем портативные карты командиров противника и другие секретные документы. Храбрость и смекалка позволила разведчикам не только преодолеть немецкую и советскую линии обороны, но и вернуться в расположение батальона в полном составе


Танкисты Д.Закревский и П.Иванников

Танковый ас Дмитрий Лавриненко

Старший лейтенант Дмитрий Лавриненко считается самым результативным советским танковым асом, на его счету 52 боевые машины противника. В ноябре 1941 молодой офицер провел уникальный бой с танковой группой противника, прорвавшей советский тыл. Лавриненко выставил свой Т-34 навстречу вражеской колонне вблизи шоссе, идущего на Шишкино. Танк находился в засаде прямо посреди поля. Выкрашенный белилами, он был не виден врагу на заснеженной местности. В этом бою Лавриненко уничтожил шесть из 18 танков


Экипаж Дмитрия Лавриненко (слева)

В оенная история знает множество имен героев различных родов войск. Такие герои были и в танковых войсках третьего рейха, во время проведения военных операций 1939 – 1941 годов. Принято считать, что от 100 до 168 танков смогли подбить семнадцать танковых экипажей, а те, кто подбил свыше 120 танков, считаются танкистами – асами.

1. Курт Книспель (Kurt Knispel)

Первое место среди танкистов-асов в гитлеровской армии занял Курт Книспель, на счету которого 168 официально подтверждённых подбитых танков и около тридцать не подтвержденных. Так же Книспель был признан лучшим танкистом среди всех участников войны. Все свои удачные военные операции он провел, будучи участником войны с Советским союзом, хотя и в боях на Западном направлении он тоже участвовал. Курт был судетским немцем, военная карьера началась с обучения в танковых войсках в 1940 году, и уже в октябре был переведен в действующие войска. Во время службы воевал на всех видах танков Вермахта, исключая «Пантеру».

Большинство своих побед одержал, будучи наводчиком танка – 126 танков противника, то есть выстрелы, он производил лично, и еще 42, будучи уже командиром экипажа танка. Книспель отличался скромностью и в случае, когда какой-либо танк не засчитывался, как его победа то он не настаивал. К тому же статистика учитывала только уничтоженные танки, а не подбитые, в ином случае на счету аса было бы около 170 танков. Танкиста четырежды представляли к награждению рыцарским железным крестом, однако так его он и не получил, ввиду своеобразного характера и частых конфликтов с командованием.

Погиб немецкий танкист почти в самом конце войны. Он был ранен на чешском направлении во время боя с советскими войсками, причем именно тогда он и подбил свое 168 танк. Спасти Курта не удалось, он умер в госпитале и был похоронен в братской могиле. Уже в 2013 году во время раскопок его останки были найдены и опознаны по именному медальону. Вскрытие подтвердило, что он погиб от попадания осколка мины в голову.

2. Мартин Шройф (Martin Schroif)

Вторым по количеству уничтоженных во время войны танков является Мартин Шройф. Немецкие документы заявляют об уничтожении им более 161 танка противника. Однако к такой информации многие историки относятся с некой долей скептицизма, так как не найдено не одного открытого источника информации, который может подтвердить эти данные, поэтому многие сходятся во мнении, что подвиги Шройфа это «утка» нацистской пропаганды. Мартин находился на службе в СС с 1936 года, и принимал участие в войне с 1939 года. В 1942 году был командиром мотоциклетного подразделения, а с марта 1944 находился в подчинении

102-го танкового батальона. Данные о том, где служил Мартин в 1943 году, отсутствуют. В 1944 году он служит уже, будучи унтерштурмфюрер, хотя документов о его назначении не сохранилось. Считается, что, будучи командиром немецкого «Тигра» в Нормандских боях уничтожил четырнадцать танков. После гибели в одном из боев командира Эндемана, с июня 1944 года Мартину пришлось командовать ротой до середины июля. Был представлен к Рыцарскому кресту, однако не получил его из-за конфликта с командованием. Единственный факт упоминания боевых заслуг Мартина Шройфа это упоминание его в воспоминаниях командира второй роты 102 батальона Эрнеста Стренга, во время боя в районе Вира. Имя Шройфа упоминалась в книгах майора Дж. Хоу о боях в Нормандии.

Умер Мартин Шройф в 1979 году. Как уже говорилось, возникают сомнения о достоверности его подвигов, так как слабо верится, что всего за три-четыре месяца службы на «Тигре» и «Королевском Тигре» он смог подбить 161 танк. Также сомнения вызывает тот факт, что Мартин так и не получил высоких военных наград Рейха, да и вообще о его награждении какими-либо медалями отсутствует.

3. Отто Кариус (Otto Carius)

Третьим по результативности танковым асом нацистской Германии. Был Отто Кариус. За время войны он ликвидировал около 150 танков и самоходных орудий артиллерии противников. За время своей карьеры Отто воевал на лёгком танке «Шкода» и тяжёлом «Тигре». Его имя, вместе с именем другой танковой легенды Михаэлем Виттманом, стало легендарным в армии нацистской Германии. Свою военную компанию он начал на советском направлении, а после тяжелого ранения за год до окончания войны был переведён на западный фронт. Именно здесь он получил приказ от командира сдаться в плен войскам Соединённых Штатов, и ними был отправлен в лагерь для военнопленных.

Из лагеря ему удалось бежать, благодаря хитрости – он смог добыть простую одежду и, назвавшись местным жителем, был отпущен. После окончания войны Отто работал фармацевтом. Позже открыл свою аптеку. Скончался легендарный танковый ас в 2015 году. Точное количество подбитых им танков и САУ неизвестно, так как немецкие источники не всегда имели подтверждение и были спорными. Так, Отто присвоил себе только за 22 июля 1944 года двадцать три уничтоженных танка, за 23 число два танка и за 24 семнадцать танков. Причем эти данные в немецких и советских источников существенно расходились. Причем иногда доходило до абсурда, немцы заявляли о количестве подбитых танков в несколько раз больше, чем их присутствовало на поле боя.

Так же Кариус приписывал на свой счет и один сбитый самолет противника. За время войны Кариус был пять раз ранен. Своим командованием он был представлен к Железному кресты 1 и 2 класса, Рыцарскому кресту Железного креста с Дубовыми листьями, причем Дубовые листья лично вручались Генрихом Гиммлером. Помимо этих были еще и другие медали, и нагрудные знаки. В 1960 году бывший немецкий танковый ас опубликовал книгу «Тигры в грязи», где он описал весь свой военный путь со своими друзьями и экипажами танков.

4. Ганс Бёльтер (Hans Bёlter)

Немецким танкистом, по праву занявшим четвертое место среди танкистов-асов был Ганс Бёльтер. В восемнадцать лет он поступает на военную службу в кавалерию, но позже получает перевод в немецкий моторизированный батальон, где проходит обучение на бронемашинах. К началу польской компании Ганс был унтер офицер и получил в командование тяжелый танковый взвод. Во время участия в польской оккупации Ганс подбил четыре танка и был награжден Железным крестом второго класса. Во время наступления на французском направлении 1940 года Бёльтер получил ранение. Однако до этого успел проявить свое геройство, и был награжден Железным крестом первого класса, чёрным знаком и серебряным нагрудным знаком.

В наступление на СССР Бёлтер принимал участие с первого дня, причем уже через две недели танк Ганса был подбит, но весь экипаж остался жив. После этого его перебросили на Московский фронт, однако из-за полученного вскоре ранения он был отправлен в Германию, после выздоровления работал инструктором в офицерской школе. В январе 1943 года Ганс был отправлен под Ленинград. Здесь он был командиром вначале танка Pz.Kpfw.III Ausf.N, позже получил в свое командование тяжёлый танк «Тигр». Так участвую в бою во время проведения советскими войсками операции «Свет Искры», именно танк Бёлтера возглавлял одно из наступлений немецкий войск. За один только проведенный бой экипаж Ганса подбил семь советских танков. Здесь же был подбит и танк Ганса, однако он с экипажем спасся. Сам Ганс получил очень тяжелые ранения и был направлен в полевой госпиталь. Однако пролежав в госпитале всего восемь дней, Ганс сбежал оттуда к своему отряду.

Прибыв в подразделение, он узнал, что немецкие войска понесли громадные потери, и командир его роты погиб. Уже спустя несколько дней Ганс получает в управление новый танк и в следующем же бою уничтожает два танка противника, увеличив, таким образом, количество уничтоженных танков до тридцати четырёх. Ганс продолжал свое участие в войне до 1945 года, и последний бой принял возле Штекленбаха. Арестован он был в 1949 году, но в 1950 его отпустили, он сбежал в ФРГ, где и умер в 1987 году. На счету Бёлтера было 139 уничтоженных танков.

5. Михаэль Виттман (Michael Wittmann)

На пятом месте в рейтинге немецкий танковых асов находится Михаэль Виттман, подбивший со своим экипажем 138 танков. Он принимал участие в немецкой агрессии с первых дней. Первые бои он провел в Польше и Прибалтике, с 1941 участвует в боях на Восточном фронте, где уже в первом бое уничтожает шесть танков. С 1943 Виттман командует ротой немецких «Тигров», с которой и участвует в сражении на Курской дуге».

Во время участия в курском сражении Михаэль смог ликвидировать тридцать советских танков и около тридцати артиллерийских орудий. С этого момента в Германии Виттмана называли «величайшим танкистом в истории». Когда стало ясно, что операция «Цитадель» провалилась, и началось массовое немецкое отступление, то отряду Михаэля было поручено прикрывать отвод техники и пехоты. Виттман пользовался особым отношением Адольфа Гитлера. Однажды на церемонии вручения Виттману Рыцарского креста, Гитлер, узнав о потере танкистом в бою зубов, распорядился, чтобы ему помог личный стоматолог фюрера. Таким образом, в 1941-1943 году Виттман воюя на советском направлении смог, уничтожить 119 танков красной армии.

В начале 1944 года Михаэль был переведен на западное направление во Францию, где также смог отличится. Так в одном из контрнаступлений союзных войск, он имеет под командованием всего пять танков отразить контратаку союзников. После этого подвига он получает предложение перейти на службу инструктором в танковую школу, однако он не согласился. В конце лета 1944 года Михаэль, находясь на штабной службе, получает перевод во Францию. Принимая участие в бою возле деревни Синтье, танк Виттмана попал в окружение и был уничтожен. Сам танкист считался пропавшим без вести и только в 1987 году во время строительства дороги был обнаружен его труп, который и опознали по нагрудному знаку.

ПОДВИГ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭКИПАЖА ТАНКА Т-34 ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ГАВРИИЛА АНАТОЛЬЕВИЧА ПОЛОВЧЕНИ

Знайте Советские люди, что вы потомки воинов бесстрашных!
Знайте, Советские люди, что кровь в вас течет великих героев,
Отдавших за Родину жизни, не помыслив о благах!
Знайте и чтите Советские люди подвиги дедов, отцов!

Гавриил Антонович Половченя к моменту начала Великой Отечественной войны уже был опытным солдатом. В армию его, уроженца села Языль Бобруйского уезда Минской губернии Российской империи, призвали в 1927 году. Начал с рядового в кавалерийском полку. После окончания срочной службы отучился на курсах механиков-водителей, затем – курсы среднего комсостава. Принимал участие в Польском походе РККА, Советско-финской войне.

22 июня 1941 года он встретил в звании старшего лейтенанта. К началу ноября 1941 года Г. А. Половченя был произведен в капитаны и получил назначение на должность заместителя командира 141-го отдельного тяжелого танкового батальона.

В январе 1942 года, батальон принимал участие в Торопецко-Холмской операции в составе Северо-Западного фронта. Перед батальоном была поставлена задача: прорвать оборону противника и развить наступление в направлении Луги, Андреаполя и далее до Велижа.

9 января 141-й отдельный танковый батальон прорвал передний край обороны противника и устремился в прорыв. Танкисты форсировали по льду озеро, взяли деревню Охват и пошли в сторону Луги. Капитан Половченя вел бой в танке Т-34. В азарте он оторвался от своего батальона, поскольку тяжелые танки КВ не поспевали за ним.

11 января танк Половчени в одиночку ворвался в деревню Луги. Там был расквартирован немецкий полк. Экипаж танка капитана Половчени, действуя пушкой, пулеметом и гусеницами, уничтожил 2 противотанковых орудия, 6 минометов, а еще пулеметы, повозки с боеприпасами. В бегство были обращены два батальона пехоты. Потери немцев исчислялись сотнями убитых. Помимо блестящего выполнения боевой задачи, рейд Половчени спас от верной смерти 85 жителей деревни. Фашисты обвинили их в связи с партизанами, согнали в один из домов и назавтра собирались публично сжечь. Но это еще не все.

12 января танк Половчени ворвался в соседнее село Алексино. Здесь немцы обстреляли танк и повредили его, заставив остановиться. Фашисты попытались взять экипаж в плен, а когда это не получилось, они набросили на танк брезент, облили бензином и подожгли. Однако, экипажу удалось завести танк и сбить пламя. Танк благополучно вернулся в Лугу.

На следующий день, 13 января 141-й отдельный танковый батальон подошел к городу Андреаполь. Капитан Половченя получил приказ двумя танками выйти к железнодорожной станции, где готов был к отправке немецкий эшелон с советскими гражданами, которых собирались угнать в Германию. Танки Половчени должны были блокировать эшелон. Однако, танк, в котором находился Гаврила Антонович, провалился под лед речки, и как ни старались танкисты, выбраться из ледяного капкана у них не получалось. Нужен был тягач. Половченя принял решение дожидаться подхода частей Красной армии. Экипажу второго танка он приказал идти к железнодорожной станции и выполнить боевую задачу.

Застрявший в реке танк вскоре заметили немцы. Трофей был знатный, и упустить его было никак нельзя. Немцы осторожно приблизились к танку. Экипаж тихо сидел внутри, не подавая признаков жизни. Замысел Половчени был прост и дерзок: пусть-ка немцы сами вытащат танк из реки, а уж оказавшись на свободе, экипаж найдет возможность использовать первый же удобный момент.

Обойдя танк, постучав прикладами, попытавшись открыть башенный люк и не преуспев в этом, немцы решили, что танк брошен. Надо сказать, мороз стоял под 35 градусов, и немцы даже и предположить не могли, что в такую стужу кто-то сможет так долго находиться внутри танка, застрявшего во льду.

Наконец, немцы пригнали тягач, зацепили танк и вытащили его на берег. Это было 15 января. К этому времени танкисты уже очень страдали от холода, но по-прежнему не выдавали себя. Тридцатьчетверку притащили в Адреаполь, на территорию промкомбината. Здесь была охрана, поэтому бойцам пришлось продолжать скрытно сидеть внутри танка. Тем временем, рация у них исправно работала, и капитан Половченя имел возможность связаться с командованием и получить нужные инструкции.

16 января в пять часов утра экипаж трофейного танка пошел на прорыв. Тридцатьчеверка вырвалась на улицы города, открыла огонь по врагу, посеяв панику среди немцев. В ходе боя экипаж Половчени уничтожил 12 орудий, 30 автомобилей с боеприпасами, и более 20 солдат и офицеров противника. Дезорганизованные немцы не смогли оказать должного сопротивления подошедшим частям Красной армии, и город Адреаполь был в тот же день освобожден.

За эти подвиги в ходе Торопецко-Холмской операции Гавриил Антонович был произведен в майоры, и ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Гавриилу Антоновичу звания Героя Советского Союза был зачитан в батальоне 25 мая 1942 года, когда танкисты участвовали в тяжелых боях за город Велиж. Ордена Ленина был удостоен старший сержант Пушкарский, орденов Красного Знамени — лейтенант Гольцман и старшина Бондаренко. Слава об экипаже широко распространилась в войсках.

Поэт Михаил Матусовский посвятил Гавриилу Антоновичу стихи, которые напечатала газета «Красная Звезда». Они называются «Баллада о капитане Половчене»:

Отброшен враг, пожар погас,

И бой затих в долине,

Из уст в уста идет рассказ,

О танке Половчени

Он возникает тут и там

Как мститель в самой гуще

И настигает по пятам

Идущих и бегущих

Он через рвы летит вперед,

В глазах мелькают пятна.

И землю ту, что он берет,

Не отдает обратно.

Он за снарядом шлет снаряд,

Он ночью немцам снится —

За ними пристально следят

Открытые бойницы.

Клубится в поле снежный прах

На узком перекрестке,

Трещат у танка на зубах

Обозные повозки.

Ты различишь его в огне

По блеску славы вечной,

По нанесенной на броне

Звезде пятиконечной.

Гавриил Антонович Половченя так же умело и храбро сражался до самого окончания Великой Отечественной войны.

После вручения Г.А. Половчене в Кремле Золотой Звезды Героя и ордена Ленина его направили на учебу в Академию бронетанковых войск. Окончив ее в звании подполковника, он получил назначение на должность командира 19-го танкового полка 1-го механизированного корпуса, формировавшегося в Полтаве, участвовал в боях за Будапешт. Затем его назначают командиром 101-го тяжелого танкового полка, расквартированного на территории Румынии. Уволился в запас он с должности заместителя бронетанковыми и механизированными войсками Одесского военного округа по боевой подготовке уже в мирное время.

После выхода в отставку, Г. А. Половченя жил на Украине, работал главным инженером и директором машинно-тракторной части, на Черноморском судостроительным заводе. Умер Гавриил Антонович Половченя в 1988 году. источник

Великая Отечественная война - это война миллионов советских граждан против фашизма. Но среди этих миллионов встречаются незаслуженно забытые герои. Их подвиги и сейчас будоражат умы, а еще семьдесят лет назад их имена знал каждый советский гражданин. О двух танковых гениях - в материале "РГ".

Витольд Михайлович Гинтовт

Родился 7 марта 1922 года в деревне Слободщина, недалеко от Минска, по национальности - белорус. На фронт попал в декабре 1941 года, в 200-ю танковую бригаду. Практически в первом же бою экипаж Т-34, в котором Гинтовт был механиком-водителем, попал в катастрофическую ситуацию. Танку Гинтовта и еще двум десяткам человек пехоты было приказано сдерживать наступление на стратегически важную высоту. По первоначальным данным, численность противника на этом участке была невелика, но на деле все оказалось иначе. Так, первым делом засевшие в засаде танкисты увидели строй из 20 танков противника, а за ними маршировали две сотни солдат вермахта. Тридцатьчетверка сделала два выстрела, и два PzKpfw III охватил огонь.

Танкисты 45-й гвардейской танковой бригады Герои Советского Союза (слева направо): Михаил Чугунин, Григорий Богданенко, Витольд Гинтовт, Михаил Замула, Геннадий Корюкин, Владимир Максаков и Федосий Кривенко. Фото: wikimedia.org

Дальнейшая схватка представлялась довольно удачной, ведь слабые пушки немецких танков в 1941 году практически не пробивали Т-34. Но практически - это не всегда, и один шальной выстрел немецкого танка повредил орудие тридцатьчетверки. Теперь, когда советский "монстр" перестал наводить ужас на ряды наступающих, PzKpfw III начали медленно его окружать. Тогда механик-водитель Гинтовт решил тараном проложить путь к свободе. Смяв одно противотанковое орудие и танк, он почти вырвался из окружения, но теперь подвел двигатель… Машина заглохла, орудие было разбито, на расстоянии в несколько метров танк снова окружили немецкие машины, а вражеская пехота стала колотить в борта Т-34 прикладами, призывая советских солдат сдаться. Но вместо белого флага из люка машины были выброшены гранаты, раздалось несколько автоматных очередей.

Подсчитав свои потери, немцы решили расправиться с экипажем с особой жестокостью - на тридцатьчетверку накинули брезент, пропитанный горючим, и подожгли. Советский экипаж в это время уже мысленно прощался с жизнью, и только мехвод Гинтовт раз за разом пытался "разбудить" не вовремя заглохший двигатель. И вот он, рокот запустившегося движка! На полном ходу советский танк перевернул PzKpfw III и устремился в поле, но здесь удача отвернулась от него. Вражеский снаряд нашел уязвимое место в броне Т-34 - он попал в кормовую часть и убил троих человек. Только благодаря везению единственный выживший, раненый механик-водитель Гинтовт, смог опять запустить двигатель и отступить к своим.

После лечения Витольд Михайлович участвовал в Курской битве с новым экипажем. Здесь еще больше раскрылся его талант управления боевой машиной. Грамотно расположив свой танк, Гинтовт добился того, что вражеские машины видеть его не могли, а он мог спокойно расстреливать их во фланг. Свой счет в этом бою он увеличил на четыре вражеских танка, включая "Тигр" и "Пантеру".

Лихой механик-водитель отличался и смекалкой. Во время боев под Винницей лишь его танк прорвался в город Гусятин - важный транспортный узел, который занимали немцы. Устроив хаос и панику в рядах солдат, оккупировавших город, тридцатьчетверка блокировала три железнодорожных состава, попутно уничтожив до сотни человек пехоты противника. Разумно рассудив, что до похода основных частей Красной Армии еще далеко, а ситуация требует еще одного орудия, старшина Гинтовт разделил экипаж танка на две части. Одна осталась в Т-34, а другая завладела трофейной "Пантерой", которую тут же скатили с железнодорожного состава. Таким необычным составом группа отбивалась от атак противника целые сутки, но позиций не сдала и дождалась подхода остальных сил.

Всего же на счету танкиста-аса Витольда Гинтовта числятся подбитыми и выведенными из строя 21 танк, 80 автомашин, 27 орудий противника. Был награжден званием Герой Советского Союза.

Александр Федорович Бурда

Герои Советского Союза Александр Федорович Бурда, Фрол Евстафьевич Столярчук, Евгений Алексеевич Луппов. Фото: waralbum.ru

Родился 12 апреля 1911 года в деревне Ровеньки (ныне город в Луганской области). Семья была по-крестьянски большой - девять детей. Рано остался без отца, тот погиб в гражданскую войну, поэтому с детства умел брать на себя обязанности и не уходить от ответственности. Работал шахтером, электромонтером. В армию пошел в 1934 году, во время Великой Отечественной войны повезло попасть в легендарную 1-ю гвардейскую танковую бригаду, возглавляемую Катуковым.

К концу июля 1941 года на счету Бурды было восемь танков и несколько бронемашин врага. В сентябре Бурда уже командует ротой в 4-й танковой бригаде Катукова. Его Т-34 и КВ-1 совместно с силами 1-го танкового батальона громят целую колонну немецкой техники и пехоты на подходе к Орлу, а сам он подбивает еще десять танков.

Десятки кавалеристов лично были обязаны жизнью Бурде, зимой 1943 года танки его полка нашли, а потом вывезли на своей броне из окружения уже отчаявшихся солдат. А по пути была уничтожена очередная танковая колонна.

Помимо своих военных талантов Алексей Федорович обладал и вполне себе творческими. Замечательно пел, танцевал, в общем, как говорят, был душой компании.

"- Знакомьтесь, - сказал комиссар штаба Мельник, подводя меня к коренастому танкисту в теплом комбинезоне, скрывавшем знаки различия, - старший лейтенант Александр Бурда. Это наш герой, один из победителей Гудериана, а впереди у него еще более блестящая военная карьера, ручаюсь. Посмотрите, как он здесь устроился...

Я крепко сжал протянутую мне жесткую, мозолистую руку и с волнением взглянул в мужественное лицо человека, о котором слышал столько невероятных историй. Из-под черного танкистского шлема выбилась прядь русых волос. В ясных серых глазах прятались хитроватые искорки. Был этот человек среднего, по правде сказать, даже невысокого роста, его жестам были присущи та легкость и ловкость, какие вырабатывает привычка к физическому труду. По синим отметинам на коже, которые оставляют навечно проникшие под кожу острые частички угля, можно было безошибочно догадаться, что перед нами бывший шахтер. Природа одарила его крепким здоровьем и смекалистой головой, он, что называется, никогда не лез в карман за словом, был человеком веселого склада, но привлекать к себе внимание не любил, тем более ненавидел хвастать, а когда его хвалили, чувствовал себя неловко" (из книги "Люди сороковых годов" Ю.А. Жукова ).

25 января 1944 года в прямой видимости от штаба танковой бригады в районе села Цыбулев (ныне Черкасская область на Украине) показались двенадцать танков "Тигр". До этого они смогли вырваться из Корсунь-Шевченковского котла, и теперь подъезжали к командному пункту советских войск. В штабе находились ценные карты передвижения Красной Армии, и их захват мог означать провал многих операций. В этот момент в командном пункте находился только экипаж гвардии полковника Алексей Бурды. Быстро оценив ситуацию и желая дать больше времени на спасение штабных документов, ас на единственном танке поехал на встречу неминуемой гибели. Но перед своей смертью он успел подбить еще два "Тигра".

Его смерть не была напрасной, карты и документы успели спасти, а подоспевшие части уничтожили танки врага. За свой подвиг Алексей Федорович Бурда был посмертно награжден званием Герой Советского Союза. Всего же на его счету более 30 танков, 40 автомашин и более 100 пехотинцев врага.