Как женщина становится желанной? Что такое Ретрит? Молчание в современном мире

Хочется стать хозяйкой каждого своего дня. Чтобы в нем все было гармонично, учтены разные сферы жизни: саморазвитие, семья, друзья, работа, рукоделие. В реальности же, получается, много суеты, а внимание направляю в какую-то одну из сфер. Остальные оказываются заброшенными, забытыми. От этого появляется чувство вины и ощущение потери времени. С чего начать выстраивать свой день? Какие вопросы задать самой себе, чтобы научиться расставлять приоритеты дня?

Марина, Новосибирск

Жизнь многогранна, в ней есть и семья, и работа, и рукоделие… Но важно понять, что для вас важно сейчас. Для этого в свой день нужно в первую очередь включить не рукоделие, а саморазвитие. Очистите сознание и оно подскажет, как расставить приоритеты. Сделать это можно эволюционным и революционным способами.

Эволюционный - это ежедневная практика, а в качестве революционного предлагаю ретрит - глубокое погружение в практику для того, чтобы ум вышел за рамки привычного мира.

Через три дня вам захочется сбежать обратно в город. Через пять - начнет казаться, что все уже ясно и теперь точно можно возвращаться, но вы посидите еще - дальше будут приходить все более глубокие ответы.
Что произойдет во время ретрита? Вы увидите свой ум, он будет говорить вам: «Зачем ты здесь, пошли обратно в город, у нас там столько дел»… Но нужно четко понимать: сейчас идет практика и нужно противостоять попыткам ума вернуть вас в привычный мир.

Все ответы придут из вашего высшего Я, когда вы выйдите за пределы привычной жизненной концепции. Возьмите ручку и бумагу, потому что вы устанете записывать то, что вам надо сделать. Разум подскажет, что отпустить, а что внедрить, где избавиться от гнева, а где - попросить прощения.

Получив решение, определите одно главное правило и с первых дней своего возвращения вводите его в жизнь. Написать можете хоть пятьдесят, но выберите одно и делайте. За счет этого будут разворачиваться и все остальные.

Начните стабильно практиковать, пусть сначала это будет занимать 5–10 минут в день. Благодаря этому вы сможете поддерживать сознание в чистоте, а «генеральную уборку» делайте с помощью ретрита каждые три-шесть месяцев или раз в год. Со временем вы почувствуете, что духовная практика - это необходимость, такая же как чистить зубы, принимать душ, вы увидите, что ваша жизнь изменилась.

Еще, как правило, нужен жесткий график. Например, я встаю в 6 утра, в течение часа делаю зарядку, медитирую, потом иду в душ, завтракаю, затем определенное время трачу на работу, рукоделие, но ровно в 19.00 откладываю все дела и посвящаю время семье. Спланируйте свою жизнь, внедрив в нее инструменты саморазвития. Займитесь собой - это самая выгодная инвестиция.

Около года назад у меня пропал интерес к жизни. Ни с того, ни с сего. Никаких трагедий и потрясений не происходило. Просто не хочется ничего: ни развлечений, ни путешествий, ни общения. Даже на работу хожу через силу, хотя дело свое очень люблю. Постоянное ощущение усталости, удрученности, обреченности. Объективно в жизни все хорошо, придраться не к чему. Но как выйти из этого тупика?

Виктор, Новосибирск

Усталость, обреченность, удрученность - все это состояния ума. Но вы - не ум, вам нужно выйти за его пределы и стать самим собой. Для этого советую пройти пяти-семидневный ретрит.

Лучше отправиться к мастеру йоги и медитации, который поможет найти выход из этого тупика. Можете поехать на ретрит, который мы организуем каждые полгода.

Но можно попробовать и самому. Для этого отправляйтесь в сильное природное уединенное место - например, на Алтай. Туда, где нет телевизора, радио, газет, людей. Оставьте дома телефон и побудьте наедине с самим собой.

Просыпайтесь рано утром, принимайте душ, делайте зарядку, медитируйте, молитесь, гуляйте, затем возвращайтесь и снова молитесь и медитируйте. Ни с кем не разговаривайте, при встрече с людьми старайтесь не смотреть им в глаза. Перейдите на легкое и минимальное питание, откажитесь от мяса и другой тяжелой пищи, от алкоголя. Благодаря этому внимание из внешнего мира уйдет во внутренний, вы увидите себя и свою жизнь со стороны и выйдите из тупика, в который вас загнал ум.

После первого ретрита ум сольет много энергии, после второго - меньше, после третьего - еще меньше. Постепенно, распробовав вкус тишины и покоя, вы начнете менять свой образ жизни: все меньше будете находиться вовне и все больше станете накапливать в себе энергии. Но самая главная практика заключается в том, чтобы научиться контролировать эту энергию - накапливать и отдавать тем, кому это действительно нужно. Это приходит с опытом.

Задать вопрос Андрею Алексееву можно в разделе .

Что такое Ретрит?

В отличие от семинаров, ретрит в основном посвящён сугубо практическим занятиям.Ретрит - это английское слово (retreat), в переводе на русский язык обозначающее «уединение», «отдаление от общества». В тибетском же языке существует большое количество слов, означающих понятие «ретрит». Так или иначе, ретрит это всегда проведение некоторой черты между нами и внешним миром, между сансарой и нирваной, медитацией и суетностью и так далее. Все без исключения мастера прошлого и настоящего проводят долгое время в ретритах. Ретриты бывают различные по продолжительности - от нескольких дней до нескольких лет. Ретриты бывают уединённые, а бывают ретриты коллективные. Некоторые ретриты общие, а некоторые - посвящены конкретным практикам. Некоторые проводятся неподалёку от места проживания, а некоторые - высоко в горах. И так далее. Поэтому в тибетском языке так много слов, описывающих понятие «ретрит».

В любом случае, мы отправляемся в ретрит для того, чтобы уединиться; для того, чтобы оставить за чертой все суетные мысли и полностью посвятить себя медитации, сосредоточению или другому виду духовной практики. Важной частью обстановки при этом является место, в котором проводится ритрит. Как правило, ретритные центры устраиваются в местах живописных, на вершинах холмов, на склонах гор, вдалеке от «суеты городов и потоков машин». При этом учитель или наставник обычно устанавливает различные нормы поведения, свойственные конкретному ретриту. Например, большинство подобных мероприятий предусматривает сохранение полного молчания на протяжении всего ретрита. Кроме того, назначается определённый режим дня, подразумевающий лекции учителя, сессии медитации, время приёмов пищи и так далее.

Нет возможности поехать на выездной ретрит по медитации? Можно устроить его себе самому. Он может быть короткий - например, длиной в воскресное утро, или более длинным - несколько дней (скажем, выходные). Отметьте это время себе в календаре и относитесь к нему как к любой платной программе, на которую вы зарегистрировались и которую оплатили.

Ваша основная цель: минимизировать шум и все, что отвлекает внимание, остаться в тишине и слушать. Себя, свой внутренний голос, свое сердце. И это гораздо проще, чем кажется. Вот несколько наших советов.

Определитесь с намерением

Возможно, самая трудная часть. Когда вы понимаете, зачем вы что-то делаете, то вы уже сделали важный шаг в правильном направлении. Запишите, что вы хотите понять или получить от ретрита. И чем конкретнее, тем лучше.

Запланируйте время и место

Занесите время в свой календарь или органайзер. Если у вас не будет твердого намерения прийти на это свидание с самим собой, ничего не получится. Найдите место, где тихо и никто не будет вас тревожить. Заранее решите, какие практики вы будете делать, чтобы не тратить на это время на ретрите. Тогда вы не будете тратить время и отвлекаться, что поможет уму оставаться более спокойным.

Планируйте

Расчистите пространство для практики, уберитесь в нем, проветрите, настройте идеальную температуру (также будет здорово, если из окна открывается вдохновляющий вид). Определитесь с меню и закупите продукты. Путь пища будет легкой и питательной. Слишком много сахара или углеводов может создавать ощущение тяжести или сонливости. Слишком много фруктов или кофеина затруднит концентрацию. Приготовьте все материалы для практики - коврик, подушку для медитации, свечки, благовония. Если хотите, организуйте алтарь. Иными словами, создайте вдохновляющую окружающую среду - чтобы вам не терпелось сесть на коврик и приступить к медитации.

Установите границы

Скажите друзьям, что вы будете недоступны. Включите автоответчик или отключите телефоны (или отключите звук и спрячьте их в шкаф). Найдите обычные часы или таймер, чтобы следить за временем, но не было при этом соблазна проверять почту или соцсети.

Распечатайте свое расписание

Напишите или распечатайте расписание ретрита и приклейте его на стену. Включите в него формальную практику, время на еду и отдых, прогулки, физические упражнения, размышления, чтение. Расписание должно быть реалистичным - не слишком нагруженным, но и не позволяющим совсем расслабиться. Например:

5:30 – 6:30 Сидячая медитация
6:30 – 7:30 Мягкая йога или прогулка
7:30 – 9:00 Завтрак
9:00 – 12:00 Сидячая медитация с перерывами на медитацию при ходьбе - например, 45 минут сидя и 15 минут ходьбы
12:00 – 1:00 Обед
1:00 – 4:00 Чтение вдохновляющей литературы, ведение записей в дневнике, в перерывах - ходьба и отдых
4:00 – 6:00 Медитация сидя, медитация при ходьбе или мягкая йога
6:00 – 7:00 Ужин
7:00 – 9:00 Сидячая медитация и/или Шавасана
9:00 – 10:00 Ванна перед сном

Сделайте ретрит регулярной практикой

Медитация - основная практика для установления связи с источником мудрости. Она позволяет расслабить и утихомирить ум и повысить вашу осознанность. Периодические ретриты - отличный способ перенастроить свою внутреннюю систему навигации, которая приведет вас к вашему наивысшему потенциалу. Они также исключительно важны для вашего ментального здоровья и благополучия. Если вы относитесь к числу людей, которым нужно оправдание для того, чтобы найти время на себя, считайте, что ретрит - как раз то, что дает вам разрешение расслабиться, обновиться и пересмотреть свою жизнь.

Фото: bebeautyful.me / instagram.com

Внутренняя потребность остаться наедине с самим собой всегда руководила человеком, который хотел достичь просветления. Франц Кафка писал: "Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно ". Спеша за мимолетными удовольствиями в потоке будничных забот, мы не всегда успеваем осознать, в чём заключается смысл нашего собственного существования . Практика ретрита позволяет осознать и принять этот смысл — и обрести внутреннюю свободу.

В тибетском языке существует огромное количество синонимов к слову "ретрит". В переводе ретрит означает "уход, затворничество, убежище". Эта бесценная практика йоги направлена на то, чтобы уйти от мирской суеты и найти время для встречи с самим собой. Будучи неотъемлемой принадлежностью духовного пути каждого послушника, практика ретрита возводит свою традицию к самому Будде, удалившемуся от мира с целью самопостижения. На протяжении веков ретрит практиковался учёными и монахами с целью изыскать внутри себя внутренний ресурс для дальнейшего существования .

Если попытаться в нескольких словах поведать о смысле ретрита, то можно описать его как уход от повседневности — уход с целью постичь и понять самого себя . Это понимание реализуется через сосредоточение на каком-то определённом виде деятельности, будь то йога, медитация или комплекс дыхательных практик. В результате очищается сознание, улучшается эмоциональное состояние, и, самое главное, обретается более глубокое и полное осознание своего земного предназначения .

Уход в самого себя

Сегодня, чтобы достичь этого состояния, люди уезжают в далёкие страны, пускаются в долгие странствия. Продолжительность ретрита может длиться от нескольких дней до нескольких лет: всё зависит от цели, которую поставил перед собой ищущий. Именно к ретриту решила прибегнуть героиня "Ешь, молись, люби", захотев на два года уехать из родного города, чтобы осознать, зачем и для чего она живет.

Практики ретрита сильно рознятся в зависимости от школ . Ретрит может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Иногда ретрит сопровождается полным молчанием, иногда же он, напротив, предполагает активное живое общение. Ретрит может сводиться к практически непрерывной медитации, которая лишь изредка межуется сном и едой. Но бывает и так, что он проходит в атмосфере праздника: таким ретритам часто сопутствует множество мастер-классов по рисунку и мандалотерапии.

Ретрит может проходить на природе, но он может практиковаться и в абсолютном мраке специально затемнённого помещения (тёмный ретрит ) — чтобы ничто не отвлекало адепта от поиска смысла своего существования. Ретриты издавна проводились в живописных местах : на склонах гор, в долинах рек, вдали от городского шума и выхлопных газов. Но сегодня, чтобы принять участие в ретрите, вовсе необязательно удаляться в пещеру или искать близлежащий водопад. В том же Таиланде находится специальный "Сад Дао", оборудованный роскошными садовыми комплексами и особыми "ночными" кондоминиумами. В этом саду любой желающий может отдаться избранной практике ретрита.

Система правил

Каким бы ни был ретрит, он всегда подразумевает следование чёткой системе правил. На ретрите есть расписание, где обозначается начало и конец мероприятия. Так или иначе, ретрит предполагает определённую ответственность, которую должны разделить все участники мероприятия. Атмосфера группового ретрита созидается в результате "общего деяния", позволяющего ощутить, как каждое твоё действие неуловимо влияет на других людей. Неуловимое сочетание строгой дисциплины и внутренней свободы — вот что помогает влиться в цикличный ритм самой жизни.

Еще одно правило ретрита гласит: "Скажи "нет!" алкоголю, кофе и мясному". Как правило, на ретритах практикуется вегетарианская кухня, чтобы организм не отвлекался на переваривание тяжёлой пищи. Так или иначе, "неразгруженный организм" скорее всего будет противиться акту духовной работы , происходящей во время ретрита.

И, самое главное, следует помнить, что ретритом следует заниматься под руководством опытного наставника — лишь он поможет полностью отдаться исследованию самого себя. А это очень важно. "Когда живёшь в шуме и суете, забываешь даже о том, о чем нетрудно помнить. Когда погружаешься в тишину и покой, вспоминаешь даже то, что забыто за давностью лет" , — писал в свое время Хун Цзычен.

Как можно понять истину вне слов,
Если болтать и рассуждать
не имея собственного опыта?

В этой статье мы поговорим на тему ретрита (затворничества).

Рассмотрим следующие темы:

  • что такое ретрит?
  • три вида страданий (страдания боли, страдания перемен, всепроникающее страдание);
  • значение слова ретрит;
  • причины для ухода в ретрит;
  • какие трудности могут возникнуть в ретрите;
  • основные советы по поведению во время ретита;
  • результаты и эффекты по завершении ретрита.

Состояние счастья, радости, уравновешенности и полноценности не может проявиться, пока умом владеет привязанность или стремление достичь каких-то материальных благ. Сколько бы вы не следовали за желаниями, цепляющимися за эту жизнь, за мыслями о материальном или об удовольствиях – конца этому не будет. Желания будут возникать снова и снова. Работа на желания бесконечна. Приходится переживать постоянное беспокойство, депрессию и множество других проблем.

Материальные наслаждения мира людей и богов (другое название «сансарные» наслаждения) по своей природе являются страданиями. Человеческий ум заблуждается, считая их наслаждениями и настоящим счастьем.

Видео о ретрите, который проводит наш клуб йоги:

Записаться на ретрит можно на .

Более того, не осознавая всех разновидностей собственного страдания, мы не сможем понять страдания других живых существ и соответственно развить истинное сострадание. Для того, чтобы понять страдания других, прежде необходимо разобраться со своими собственными.

В нашем мире страдания разделяются на 3 вида : страдания боли (иногда его называют страдание страдания), страдания перемен и всепроникающее страдание.

Страдание боли (страдания) - это все физические и умственные переживания, рассматриваемые как неприятные, в том числе связанные со старостью, болезнью и смертью. Сюда относится страдание рождения, старения, болезни и смерти; страдание, причиняемое разлукой с любимыми, встречей с нелюбимыми; страдание, возникающее из-за невозможности достичь желаемое и необходимости защищать накопленное или достигнутое.

Страдание перемены - вторая форма страдания, более тонкая. Понять её можно лишь с помощью верного аналитического мышления. Страданием перемены принято называть те мимолётные удовольствия, которые нам доводится испытывать.

Например, если сегодня мы испытываем меньше боли, чем вчера, мы говорим, что чувствуем себя хорошо, однако это вовсе не означает, что боль прошла полностью, просто её интенсивность уменьшилась.

Если сидеть слишком долго, мы почувствуем боль и усталость. Встав, после долгого сидения, мы ощущаем улучшение состояния (которое можем назвать удовольствие, особенно, если сидели несколько часов), но через некоторое время чувствуем усталость от нахождения в положении стоя. И тут важно попытаться понять очень важную деталь, которая дает понимание этого типа страдания: мы говорим, что чувствуем себя лучше, когда наша боль уменьшается, в действительности мы именуем "удовольствием" то, что на самом деле является страданием.

Как только мы встали, стояние начинает аккумулировать в нас неудобство от стояния. Хотя дискомфорт стояния появляется, как только мы встаём, поначалу он настолько слаб, что мы его попросту не замечаем. Однако, по мере того как мы продолжаем стоять, он становится всё сильнее и очевиднее. По прошествии некоторого времени, когда неудобство от стояния становится достаточно интенсивным, мы замечаем его. В этот момент оно становится страданием боли.

Люди часто радуются переменам, воспринимая такие жизненные ситуации как интересные и динамичные. Но с того момента, как человек пытается удержать приятные впечатления, его страдание запрограммировано. Ничто не может длиться вечно. Поэтому, учение Будды обращает внимание на то, каким болезненным может быть ожидание длительного счастья от изменчивых, преходящих вещей.

Всепроникающее страдание – это наша сансара - соединение наших тела и ума, находящееся под контролем кармы и тревожащих мыслей, и осквернённый или отравленный семенами этих омрачённых состояний ум. Поскольку семена тревожащих мыслей продолжают отравлять поток нашего сознания, как только мы встречаемся с привлекательным, отвратительным или нейтральным объектом, тревожащие мысли-омрачения рождаются в нашем уме и закладывают основу для появления следующего обусловленного тела. Если мы удалим семена омрачений из потока нашего сознания, в нашем уме перестанут возникать тревожащие мысли, а при их отсутствии ничто не подвигнет нас на совершение негативных действий. Прекратив неблагие деяния тела, речи и ума, мы прекратим закладывать в собственное сознание отпечатки, создающие нашу будущую сансару.

Размышления о страданиях, а тем более (одном из основных учений Будды Шакьямуни) зарождает уверенность, что со всем этим возможно справиться и помогает утвердиться на выбранном вами пути.

Повседневная жизнь полна отвлечений, предрассудков и иллюзий. Ретрит является уходом от пагубных мыслей путем оставления привязанностей.

Почему человек решает отправиться в затворничество, уходит от других людей, решает побыть в одиночестве – совершить ретрит? Может причина в том, что все это связано с желанием немного успокоиться или отдохнуть от бытовой жизни, окружения, семейных тяжб?

В первую очередь, это желание или даже потребность в развитии базовых человеческих качеств: любви и сострадания. Далее возможность на практике развить те учения, которые человек получает от наставника. Не менее важна возможность изоляции от суеты повседневной жизни. Именно в ретрите у нас появляется возможность находиться без отвлечений, и только тогда мы вынуждены столкнуться с самим собой, заглянуть внутрь себя.

Ретрит помогает увести наше сознание от иллюзии к реальности. Обнаружить наше естественное внутреннее состояние, нашу природу. Только осознав иллюзии, которыми захвачен наш ум, и научившись отличать истинное от ложного, возможно изменить нашу жизнь к лучшему.

Ретрит важен потому, что он уводит нас от неведения, неудовлетворенного ума, полного привязанностей и от себялюбивых мыслей, а это и есть самые главные силы, от власти которых мы должны освободиться.

В освобождении от них заключается истинный смысл медитации. Трансформация ума в источник добродетели, освобождение себя от страданий и их причин - вот в чем сущностное значение практики Дхармы.

До тех пор, пока мы считаем, что причины счастья и страдания лежат вне нас самих, всегда будут присутствовать проблемы и неудовлетворенность. Но опыт нашей жизни - а также всеведущий ум - говорят нам, что источник счастья находится в нашем собственном уме. Поэтому ретрит и практика медитации являются универсальным решением любой нашей проблемы.

Ретрит – это уход от недобродетельного, от причины страданий. С английского «ретрит» переводится как «уход, отступление, отказ, уединение, удаление».

В Тибете для обозначения понятия ретрита и затворничества используют слово «цам», оно переводится как «проведение границы».

Принимая решение пройти ретрит или уйти в ретрит, мы проводим определенную границу на внешнем и внутреннем уровне. Внешний аспект означает, что никому не разрешается пересекать территориальную границу и вторгаться в место ретрита. Особенно это касается социальных людей или тех, кто далек от практик самопознания и не испытывает к ним интереса. Тот, кто находится в затворничестве, также не может покидать территории ретрита. В зависимости от строгости ретрита допустимы встречи с Учителем или единомышленниками, для прояснения каких-либо вопросов или неясностей в области практики.

Граница на внутреннем уровне означает полное прекращение всех мирских активностей тела, речи и ума, то есть обыденных дел, бытовых разговоров и мирских мыслей. Будда Шакьямуни провел шесть лет в ретрите в районе Бодхгаи (в пещере, которую сейчас местные жители и паломники называют пещера Махакала).

Наша практика, как медитативная, так и повседневная, страдает от различных отвлечений. Даже если у вас есть определенные достижения в практике, вам необходимо провести много времени в ретрите для того, чтобы достичь стабильности в этих осознаниях.

Смысл затворничества состоит в устранении отвлечений и получении возможности целиком и полностью посвятить свои тело, речь и ум достижению определенной реализации или цели, которую практик ставит перед собой в начале ретрита.

Разговоры – это основная форма обмена информацией в этом мире. Прекратив разговаривать, вы устраняете главный источник отвлечения. Вот почему практика молчания используется , как индивидуальных, так и коллективных.

В сансаре нет вечного счастья. Вы окажетесь вне страданий только тогда, когда достигните стабильности в осознании и обретете опыт понимания того, что цепляющиеся мысли производят сансару. Если вы, в самом деле, обретете это переживание, вам будет ясно видна бессмысленность всей сансары.

Люди проводят всю жизнь, чередуя пристрастия к приятным вещам с отвержением неприятных, присваивая что-то и избегая чего-то, пребывая в надеждах и опасениях. Понаблюдайте за собой, прислушайтесь к разговорам знакомых: какие темы в большей части обсуждаются? Что заботит и тревожит людей? Зачастую это одни и те же вопросы о неопределенности, неудовлетворенности, непредсказуемости, несправедливости каких-то внешних или внутренних обстоятельств. Люди, постоянно находятся в ожидании чего-то, что изменит их жизнь к лучшему. И вот тогда, они смогут быть спокойны и счастливы.

Есть интересная йогическая поговорка:

«Реалистично взгляни на настоящее, узрев его, ты полностью освободишься».

Важно прикладывать усилия к тому, чтобы сделать свой ум чистым, отпуская желания. Если во время ретрита вы не уделяете должное внимание этому, возникает нарушение равновесия внутреннего элемента ветра в человеке (в Тибете это называют «лунг»). В груди возникает напряжение, стеснение, боль. Начинается борьба: вы не получаете того, чего желает ваша привязанность, ваше тело находится в ретрите, в изоляции, будто в тюрьме. Вам становится очень трудно заниматься, вы не можете начитывать нужное количество мантр и теряете способность медитировать. У вас возникает гнев по отношению к тем, кто вас окружает, например, к тем, кто мешает вам сосредоточиться своими разговорами или шумом. Важно вовремя осознать, что корень проблемы в том, что вы не очистили ум от пагубных мыслей.

Если ваш ретрит предполагает чтение литературы – хорошо . Чтение таких текстов развивает преданность и способствует глубине практики.

Важно быть честным с самим собой, проверять свою мотивацию, намерения и действия. Если вы только рассуждаете о Дхарме и учении, думая о каких-то выгодах в этой или будущих жизнях, это будет малоэффективно. Дхарму в первую очередь нужно практиковать вам самим.

Во время интенсивных практик и особенно ретритов силой глубоких наставлений активизируется накопленная негативная карма. Поэтому могут возникать препятствия в практике. Например:

  • в месте вашей практики могу проявляться различные сансарные божества
  • они могут давать вам пророчества
  • разнообразные ужасающие видения будут происходить в ваших снах и переживаниях
  • на вас могут напасть или ограбить другие люди
  • вы можете заболеть
  • в своем уме вы можете горевать без особой причины, а также впадать в депрессию до слез
  • вас будут одолевать бурные эмоции
  • ваша преданность и сострадание будут уменьшаться
  • ваши мысли восстанут вас, доводя вас до сумасшествия
  • вы будете превратно понимать полезные советы
  • вам надоест находиться в ретрите и захочется нарушить свой обет
  • у вас будут появляться ошибочные мысли об Учителе
  • вас будут одолевать сомнения по поводу Дхармы
  • о вас могут злословить
  • ваши друзья могу обернуться вашими врагами

Нужно быть готовым воспринимать эти препятствия как определенный тест. Это тот самый рубеж, на котором вы либо выиграете, либо проиграете. Если вы справитесь с этими препятствиями, то они превратятся в ваши достижения. Если же вы попадете под их влияние, то они станут непреодолимой преградой для прогресса в вашей практике.

Есть мнение, что гораздо легче проходить испытания неблагоприятными обстоятельствами. Гораздо сложнее пройти тест приятными условиями. Тут есть опасность, что человек может вообразить себя великим высокореализованным практиком и увлечься различными пристрастиями. Важно понимать, что этот рубеж разделяет движение вверх и вниз. И развивать скромность и преданность, следить за своим умом.

Чтобы справиться с возникающими трудностями как во время ретрита, так и в регулярной практике в обычной жизни, важно научиться не бороться с ними, а использовать как путь и как благоприятные условия для практики добродетели. По вечерам, перед отходом ко сну, желательно выполнять небольшие сессии аналитических медитаций, в которых вы совершаете обзор всего дня и исследуете свою мотивацию в течение дня. Выполнять практику покаяния в отношении тех действий, которые не соответствовали Дхарме, нужно искренне признавать свои ошибки и порождать глубокое сожаление. Если вы совершили за день много благих деяний, важно зародить решимость делать то же и завтра. Обязательно следует посвящать заслуги в конце дня и всех практик.

Самый главный враг – это привязанность к своему Я. Если не избавиться от него, он создаст гораздо больше страданий и неприятностей, чем все остальные неприятели. Под воздействием этого эгоистического заблуждения и одержимости своими эмоциями человек постоянно совершает недобродетельные поступки.

У вас постоянно появляются мысли о еде, удовольствиях, славе и духовных свершениях даже во время практики, не так ли? Важно осознать, что эти и подобные мысли держат нас в сансаре. Не допустимо идти у них на поводу.

Как только вы осознаете насколько непереносима сансара, хаотичные мысли, вызванные привязанностью, станут меньше отвлекать вас. Беспокойство в уме уменьшится. Чем больше вы будете отказываться от омрачений и исполненной страданиями природы сансары, тем более удовлетворенным и спокойным будет становиться ум.

Преодолевайте омрачения каждый день. Каждый раз, когда вы побеждаете свои омрачения, пусть это происходит даже не так часто как хотелось бы – вы становитесь величайшим победителем.

Как гласит буддийская мудрость:

"Победи себя
И ты выиграешь тысячу битв".

В том, чтобы быть только ученым в Дхарме, нет никакой пользы.

Самое важное это полное разочарование в сансаре, развитие альтруистичного ума, устремленного к Пробуждению и совершенное воззрение. Вам следует обрести понимание путем слушания наставника. Затем размышлять над сутью того, что вы услышали и медитировать. Медитация – это средство преобразовать ваш ум в соответствии с тем, что вы услышали.

Как говорят буддийские Учителя: недостаточно знать Дхарму – вы должны подтвердить теорию практикой.

С глубокой преданностью Гуру, Буддам и Бодхисаттвам! На благо всех живых существ!

Используемая литература:

  • Откровения тибетских отшельников.
  • Руководство по ретриту (Миларепа, Ригдзин Джигме Лингпа, Тульку Урьгьен Ринпоче, Дуджом Ринпоче, Карма Чагме Ринпоче, Тенга Ринпоче, Джамгон Конгтрул Ринпоче, Джамьянг Кхьенце Вангпо)
  • Сердечные советы по ретриту (Лама Сопа Ринпоче, Побонка Дечен Ньингпо)