Как живет цыганский барон. Как живут цыганские бароны

Возможно, самые богатые цыгане не афишируют свою состоятельность. Однако даже если допустить, что те представители нации, которые открыто демонстрируют имеющиеся материальные блага, и есть самые богатые, то народ этот бедным назвать трудно.

В нем есть и крайне неимущие, и средний класс, но те, кому довелось овладеть существенным состоянием, обычно не стесняются это показывать всему миру, вызывая порой шок у представителей других культур размахом и блеском.

Коротко о том, кто такие цыгане

Цыгане - крупное европейское этническое меньшинство, не имеющее собственной территории, состоящее из нескольких групп выходцев из Индии. Проживают на Евразийском континенте, в северной части Африканского, обоих Американских и Австралийском.

Говорят на трех основных индоарийских языках и множестве их диалектов. Главные языки - это цыганский, домари и ломаврен.

В Европе цыгане обобщенно официально именуются "рома", что является одним из многочисленных названий и самоназваний.

В апреле 71-го года прошлого столетия на всемирном конгрессе цыгане официально признали себя единой нацией. Были утверждены символы - гимн, основанный на народной песне, и двухцветный сине-зеленый флаг с красным колесом посередине. Значение имеет традиционную и мистическую трактовку. Именно тогда 8 апреля стал считаться Днем цыган.

Любовь к золоту

Золото для цыган не просто материальное благо, любовь к этому драгоценному металлу имеет более глубокий смысл. Образ жизни народа сделал подобное вложение собственного благосостояния очень удобным - золотые изделия можно возить с собой, менять, прятать, хранить, не переживая, что они обесценятся или испортятся.

Пристрастие к блеску и показной роскоши, ярким, броским нарядам привело к тому, что стало нормой носить на себе множество разнообразных украшений: массивных, заметных. Под одеждой могли таиться более объемные золотые изделия, а в нательных сумках-поясах цыганок их накапливалось до восьми килограммов в виде монет, цепей, украшений и т. п.

Обычай носить кольца, браслеты, цепи, серьги и всевозможные подвески, делать из золота элементы одежды и сейчас проявляется не только в праздничные дни, но и в обыденной жизни.

К тому же сложились связанные с золотом традиции: например, сын должен приумножить вдвое полученное от отца.

Самые богатые цыгане в мире

Когда речь заходит о самых состоятельных цыганах, можно упоминать королей, баронов и представителей разных родов, а также различные варианты их демонстрации богатства. Однако такой концентрации показной роскоши цыганских домов нет нигде в мире, как в румынском Бузеску, городке миллионеров с населением в пять тысяч человек.

Золото здесь меряют килограммами. Считается, что на внутренний интерьер дома цыганского "короля" Флориана Чиоабы затрачено 55 килограммов этого металла. Ежегодный доход одного из главных цыган оценивают в 50-80 000 000 евро, а совместный с подвластным ему кланом - в 300-400 млн евро.

Благосостояние местных цыган основывается главным образом на торговле металлом - черным и цветным. Многие из них относятся к многочисленной группе "калдераш", связанной с кузнечным ремеслом и в переводе именующейся "медники". Не обходится ныне без гостиничного бизнеса, легальной и контрабандной торговли.

В поселении восемь сотен домов разного масштаба и степени вычурности, отличные по стилю архитектуры. Этажность в основном от четырех и выше. Более низкие, особенно двухэтажные, малочисленны и не новы. Часто старые постройки сносят полностью в угоду возведению новых больших.

В основном в поселении старики и дети, взрослые жители собираются только по случаю родовых торжеств. Свадьбы, крестины, похороны не редкость и проводятся с размахом, поэтому поводов собраться у членов родов предостаточно.

Общее состояние городка самых богатых цыган оценивают приблизительно в четыре миллиарда долларов. Здесь все дома принадлежат миллионерам. Их стоимость колеблется в диапазоне от 2 до 30 миллионов долларов (в некоторых источниках те же цифры указываются в евро).

Бузеску, как и все цыганские города, поражает не только соревнованием в богатстве и фантазии оформления жилища, но и контрастностью. Здесь занимаются типичными ремеслами, держат скот, а туалет возводят отдельным помещением от основного здания, так как философия цыган велит разделять и не помещать под одну крышу место опорожнения организма от того, где готовят пищу.

Молдавский город Сороки - от Капитолия до собора Святого Петра

Этнографы никак не могут прийти к заключению о цыганских титулах. Самые богатые цыгане, имеющие наибольшее влияние в клане, традиционно называются баронами, королями и даже императорами. Однако единовластия нет. Самопровозглашенные главы появляются тут и там - и каждого поддерживает определенная часть сообщества.

Например, в молдовском городе Сороки уже почти шестьдесят лет проживает потомственный барон Артур Михайлович (русифицированный вариант отчества, оригинальное имя звучит как Мирчи) Чераре, ожидающий провозглашения себя в качестве короля цыган СНГ.

Он унаследовал положение от отца, который вместе со своим братом Валентином был одним из первых советских миллионеров. Сделавший состояние на пошиве и продаже нижнего белья под фамильной маркой, Мирчи был окружен ореолом тайны и различными легендами, разобраться в истинности которых уже не представляется возможным. Тут и слухи о личном самолете и о золотозубой любимой овчарке.

Именно в период расцвета бизнеса Чераре Цыганская горка в Сороках начала застраиваться вычурными и шикарными домами. Здесь можно встретить подражание самым знаменитым архитектурным сооружениям из разных частей света.

Однако многое осталось недостроенным, в связи с тем, что после распада СССР только первое десятилетие было удачным для бизнеса местных цыган. А сейчас многие здания пустуют большую часть времени, так как их хозяева разъехались по миру в поисках успешного заработка.

Нынешнего главу цыган в Молдавии самым богатым назвать трудно. Однако у Артура масштабные планы - он мечтает об официальном статусе своего города как столицы, университете с факультетом цыганологии, офисных помещениях и тронном зале, собственном периодическом печатном издании и телевидении.

Цыганские праздники: самая богатая свадьба

Цыганская свадьба традиционно символизирует слияние семей, увеличение общего богатства. Именно на этом празднике есть и повод, и возможность удивить окружающих. Часто цыгане предпочитают европейский вариант - белое пышное платье, и добавляют множество украшений.

Однако некоторые родители стараются нарядить детей так, чтобы баснословное богатство бросалось в глаза. Тут в ход идут все способы и символы - золотая корона, платье и фата из этого же металла, огромные драгоценности на невесте (часто неимоверно юной).

У самых богатых цыган традицией стало наряжать молодую жену в платье из купюр. Часто на декорирование демонстративно идут очень крупные банкноты, например, номиналом в 500 евро.

Самые богатые цыгане России ведут более светский и европеизированный образ жизни. Часто эти уважаемые семьи относятся к творческой элите нации. Однако и им обычно не чужда демонстрация богатства, а праздники поражают обилием золота и масштабом мероприятий.

Похороны по-цыгански

Самые богатые цыгане живут, окруженные показным богатством и роскошью, в этом же блеске они уходят в мир иной.

Похороны очень состоятельных цыган напоминают погребение фараонов, но с меньшим размахом. Под землю помещаются целые склепы, имитирующие настоящее жилье - шикарную спальню с мебелью и необходимыми предметами быта. Вместе с усопшим могут закопать даже автомобиль. Известно, что вместе с молдавским бароном Мирчи Чераре, умершим в 1998 году, закопали его "Волгу".

Материал подготовлен в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

Вокруг цыган скопилось много стереотипов: до сих пор можно встретить мнения, что люди этой национальности живут в таборах, постоянно кочуют и промышляют исключительно гаданиями. «Большая Деревня» встретилась с тремя молодыми цыганами и попросила рассказать о своей жизни: какие из стереотипов правда, а какие нет, насколько современные цыгане верны традициям, как они зарабатывают и где развлекаются.

Камила Карабаненко

21 год

Я периодически слышу, что цыгане только просят милостыню и гадают, и каждый раз сильно обижаюсь. Есть много цыганских семей, члены которых стремятся учиться и чего-то добиваться, но собеседникам приходится постоянно об этом напоминать. Неприятно, что в самом начале знакомства о тебе думают нехорошо, но обычно в процессе общения люди меняют свое мнение и узнают, что современные цыгане мало отличаются от остальных людей.

Я работаю учителем в чапаевской школе-интернате № 1. Это моя детская мечта: когда я сама училась, мне нравились преподаватели и то, что они каждый день дают детям новые знания. Папа, который всю жизнь трудился шофером на заводе, поддержал мое желание. Мама тоже была не против, хотя у нее самой высшего образования нет, - она ведет домашнее хозяйство и воспитывает шестерых детей.

Я закончила педагогическое училище, и считаю, что не ошиблась в выборе профессии: мне очень нравится общаться с детьми, учить их русскому языку, математике, ИЗО и литературе. Последний предмет мне особенно близок, так как он всегда проходит очень эмоционально. Сама тоже очень люблю читать. Моя любимая книга - «Танцующий гном» Харуки Мураками.

Отдыха у меня как такового практически нет - в свободное время я помогаю маме по дому. У нас довольно большая семья и родители нуждаются в моей поддержке, - как в быту, так и материально. Меня это, в общем-то, устраивает, но совсем скоро я начну жить отдельно - вместе с будущим мужем мы переедем в Самару. Возможно, с ним я впервые в жизни схожу на вечеринку: родители не приветствуют клубы, но он любит так отдыхать.

Со своим женихом я знакома с самого детства. По традиции, нас сосватали родители, но это не значит, что меня ни о чем не спрашивали: мама с папой учли мое мнение и будущий супруг мне нравится. Обычно главный в цыганских семьях мужчина. Меня это устраивает, к тому же, я не думаю, что будущий муж будет против моего решения поступить на заочку на специальность «Государственное муниципальное управление». Мне хочется дальше строить карьеру и вырасти до завуча или директора школы.

Анатолий Глинский

24 года

Современные цыгане - не тот кочевой народ, что раньше: у меня была только одна знакомая семья, которая много переезжала в 1990-х годах, а остальные, как и все, несколько десятков лет живут на одном месте. Мои родные переехали в Чапаевск 1960-ые года прошлого века, и с тех пор мы живем и работаем здесь.

Высшего образования у моих родителей не было, но они все равно зарабатывали деньги сами, основав небольшой бизнес по продаже автомобилей в нашем городе и Самаре. Мама и папа были не против, чтобы я пошел учиться в университет, но когда мне исполнилось 18 лет, в семье была сложная финансовая ситуация, и я пошел работать диджеем в местные кафе и рестораны.

Вообще, желание начать зарабатывать как можно раньше, - распространенная причина, по которой цыгане не хотят учиться в университете. К тому же у нас принято рано жениться, - с 18 лет: когда появляется семья и дети, нужно думать о том, как их обеспечивать, поэтому на высшее образование просто не остается времени. Но это не значит, что нельзя повременить и завести семью позже. Я, например, женился в 20 лет. В браке был дважды, оба раза жену выбирал сам. У нас принято, чтобы родители одобряли невесту. Мои мама и папа мне доверяют, поэтому ни разу не были против моих девушек.

Несмотря на то, что у меня нет высшего образования, я никогда не сижу без работы: продолжаю работать диджеем в чапаевском баре «Клубника». Ставлю там популярную музыку, в стиле «Тает лед» и Heroina. Сам по себе я меломан: больше всего люблю песни Black Star Mafia, также мне нравится творчество Димы Билана, Майкла Джексона и Уитни Хьюстон.

Еще я пою в цыганском ансамбле «Романо Рат». Петь научился сам, в первый раз в 13 лет исполнил на свадьбе моей троюродной сестры песню Александра Серова «Я люблю тебя до слез». Всем понравилось моe выступление, и мне самому тоже, поэтому я начал чаще петь на праздниках у родственников, а потом и у незнакомых людей. Сейчас я обычно исполняю цыганский фольклор: в топе песни «Мохнатый шмель» и «Спрячь за высоким забором».

По работе мне приходится общаться с большим количеством людей, и не все хорошо относятся к цыганам. Конечно, хочется всех переубедить, но это не всегда реально. Вот прямо совсем недавно в чапаевском паблике был пост про новую детскую площадку, где в комментариях один из жителей написал, что все равно цыгане придут и все сломают. Мне было обидно это читать, но я не стал с ним спорить, - моя жизнь доказывает больше, чем комментарии в интернете.

Рамир Карабаненко

21 год

Я очень благодарен своим родителям: во многом благодаря им я окончил гимназию, получил высшее образование в СамГТУ и стал чемпионом мира по кикбоксингу в 2014 году. Но такие устои не в каждой цыганской семье: я знаю много людей нашей национальности, которые, как и раньше, учатся только в школе, а потом идут зарабатывать денег, прося милостыню. Я их не осуждаю: для этих людей выйти на улицу с просьбами пожертвовать немного средств - та же работа. Также часть цыган зарабатывают гаданиями, как, например, одна из моих сестер. Но в этом я точно не вижу ничего зазорного, потому что она честно получает деньги за свои предсказания.

Ужасно неприятно, когда в разговоре собеседник выдает что-то вроде «Все цыгане воры и наркодилеры». Но я никогда не прекращаю общения после таких слов - я все равно продолжаю развенчивать стереотипы и пытаться расположить человека к себе. В будущем я хочу устроиться работать в Министерство спорта, и с такими планами мне просто необходимо умение общаться.

Иногда я провожу свободное время в соцсетях: там я слушаю музыку, захожу в паблики с подборками кино. Есть несколько любимых пабликов, а из тех, что не нравятся, могу назвать «Подслушано»: там публикуют кучу мнений обо всем, которые мне не особо интересны. В свободный вечер можно пойти на вечеринку, но я не очень-то их люблю, мне больше нравится отдыхать на спортивных соревнованиях. Они проходят в разных городах, а я обожаю прогулки по новым местам. В Самаре мне тоже больше всего нравится гулять, - особенно по набережной.

«Цыгане шумною толпой / По Бессарабии кочуют / Они сегодня над рекой / В шатрах изодранных ночуют…» Так начинается знаменитая южная поэма Пушкина, почти 200 лет назад прославившая бессарабский край и посеявшая в обществе огромный интерес к экзотическому народу, описанному в ней. Романтическое тем и отличалось, что противопоставляло пресыщенному, развращенному цивилизацией европейскому сознанию иное - «чистое», природное, естественное отношение к жизни. Поэтому героями таких произведений становились то независимые, гордые горцы, то свободолюбивые дети дорог цыгане, то отважные, рисковые пираты-контрабандисты без роду-племени. Конечно, художественный вымысел многое приукрашивал, многое выставлял в особом свете. А как живут рома на самом деле? Проведём небольшое исследование, опираясь на этнографические материалы бывшей Бессарабии, а нынешней Молдовы.

Три столицы

На территории государства насчитывается 3 признанных центра цыганского племени. Все они находятся в северной части Молдавии, в городах Сороки, Атаки и Единцы. Это не значит, что больше нигде по территории бывшей союзной республики не встретишь этих смуглолицых черноволосых людей с быстрым цепким взглядом и своеобразным гортанным говором. Длинные цветастые юбки ромских женщин метут мостовые и кишинёвских, и бельцких, и унгенских улиц. Но именно на севере Молдовы сконцентрированы наиболее крупные, многочисленные общины этого некогда кочевого народа. И у каждой диаспоры есть свои цыганские бароны!

Значение титула

У людей культурных, музыкально образованных данное словосочетание будет ассоциироваться со знаменитой опереттой австрийского композитора Иоганна Штрауса. Однако интересует нас иное значение выражения. Цыганские бароны - это авторитетные представители племени (табора) или целого клана.

Народ рома, хоть и считался европейцами диким, неуправляемым, на самом деле не чужд некой организованности и подчинения своим законам, «свычаям и обычаям». Поэтому рядовые цыгане позволяли, чтобы над ними «стоял» достаточно солидный, уважаемый человек, умеющий говорить цветисто и ярко, знающий несколько основных языков той местности, по которой табор обычно кочует или где клан осел. Он должен был решать спорные вопросы между «своими» и местным населением, администрацией и органами правопорядка. Ещё цыганские бароны регулировали внутритаборные или внутриобщинные отношения.

Игра слов

Кстати, о «баронетстве». У народа рома нет на самом деле никаких высоких титулов, тем более дворянских, аристократических. Зато есть звучное слово «баро», которое означает «важный». А ром баро переводится как «важный цыган». Что напоминает это сочетание людям, чей язык далёк от наречия «романтиков с большой дороги»? Правильно, того самого «барона». Так и возник миф, что вожаки табора - это аристократы из аборигенов. То есть цыганские бароны! Однако те, кто напрямую соприкасался с жизнью табора, знает её нюансы изнутри, скажут обратное: власть там сосредотачивается в руках не одного человека, а группы наиболее уважаемых людей. Они-то и руководят обществом на основе достаточно строгих местных цыганских законов. Кстати, неписаных!

От сказки к реальности

Также огромное количество слухов, легенд, сказок окутывает быт этого некогда кочевого племени. Да, давно прошли те времена, когда жизнь цыган проходила на колёсах, под бодрый цокот лошадиных копыт и скрип кибиток. Большинство представителей народности стало вести оседлый образ во второй половине ХХ века. Многие родители даже отдавали своих детей в школы - правда, ненадолго, класса на 3-4, чтобы научились читать-писать. В советскую эпоху тотального дефицита цыганки продавали джинсы и резиновые вьетнамки, книги и косметику, сигареты, кошельки-«хамелеоны» и ещё множество самых разных атрибутов «красивой» жизни. А также знаменитые леденцы на палочках, конфеты-«тянучки», жвачку. Естественно, попутно они предлагали погадать, «рассказать всю правду», приворожить, снять порчу и даже излечить от внезапно приключившегося недуга. Конокрадством, воровством в советское время промышлял бедовый народ рома редко. Дети, правда, попрошайничали, но не явно, в меру.

Положение дел резко изменилось за последние 20 с лишком лет. Цыгане, с одной стороны, явно «окультурились», несколько цивилизовались. С другой - произошло сильнейшее их социальное расслоение. Криминал, маргинализация - ныне вполне привычные явления среди рома. Зато они всё так же обожают золото, яркие, цветастые наряды, замечательно танцуют и поют, сохраняя свою самобытность. Даже у маленького чумазого цыганёнка есть крутой мобильник, чаще всего «экспроприированный». Работают в семьях в основном женщины. Сфера применения их труда - всё те же рынки, торговля. Мужчины промышляют доставкой товаров и «проворачиванием» дел. Девушкам запрещена интимная близость до свадьбы. И даже обычай показывать простынь после первой брачной ночи цыгане чтят и исполняют. Старших в роду обязательно чтят, супружеская неверность карается жестоко, разводы берутся редко, аборты запрещаются, детей любят и родят много - таковы основные реалии бытия цыган.

К вопросу о замках

Как уже говорилось, социальное расслоение народности бросается в глаза сразу, стоит только пройти по тем улицам небольшого посёлка Единцы или городам покрупнее - Атакам и Сорокам, где сконцентрировано цыганское население. Последний населённый пункт - действительно молдавская столица этого народа. Старые дома с облупленными оконными рамами, трещинами по фасаду, осыпающейся штукатуркой, стоящие в захламленных, неухоженных дворах, являют вид печальный и вопят о глубокой бедности. Картину завершают полуголые грязные малыши с явно голодными, но очень даже хитренькими личиками.

Иное дело дома цыганских баронов и просто очень богатых представителей диаспоры! В тех же Сороках под их пышные застройки отведён целый холм! А сами жилища по прихотливости архитектурных решений, богатству оформления могут соперничать с дворцами звёзд шоу-бизнеса. И ещё вопрос - кто победит в споре!

Архитектурные фантазии

Как живут цыганские бароны, можно представить хотя бы по внешним параметрам их домов. Одноэтажных нет. Редки в два этажа. Обычно - в три и четыре. Красные черепичные крыши, колонны и балюстрады, арки, фронтоны, лепнина, статуи, флюгеры... Башенки, средневековые шпили, купола как на соборах - это тоже приметы «бароновских» дворцов. Многие украшены гербами, как уверяют хозяева, древними. Правда, почему-то с изображениями самого главы семьи, который, собственно, об истории рода и повествует. Дворы выложены плиткой и напоминают итальянские дворики. В них есть фонтаны, беседки или просто скамейки, уютно расставленные под сенью деревьев, среди цветущих клумб. и богини, квадрига Большого театра, шпиль Адмиралтейства, чудные звери, павлины - обычные атрибуты дворцов, в которых обитает клан цыганского барона. Но великолепие это часто напоминает название романа «Блеск и нищета куртизанок». Большинство строений не завершены, работы идут из года в год, и конца им не видно.

Внутреннее убранство

Иконы, картины, позолота, мрамор, натуральное дерево, старинные ковры и новомодные обои, мягкая мебель составляют внутренний антураж жилищ. Бьющая в глаза роскошь, иногда явно со вкусом, но чаще пёстрая и аляповатая, является главным элементом в отделке интерьера. Множество комнат, в числе которых отдельные спальни, гостиные, столовые, даже кабинеты для приёма гостей и просителей. Цыганские бароны, фото которых вы можете увидеть в данной статье, своё звание передают по наследству, а вместе с ними и множество серьёзных обязанностей и обязательств перед соплеменниками. Ведь в настоящее время именно у этих людей сосредоточилась полнота власти в диаспоре. Юридические даже семейно-бытовые разборки у цыган принято решать через барона. Потому в их домах и отведены отдельные комнаты под приёмные.

Вместо заключения

Сказать, что знать рома богата - значит ничего не сказать. Как указывали СМИ, в 2012 году, по подсчётам, у барона Артура Чераря из Сорок и его клана годовой доход насчитывает до 40 миллионов евро. И это ещё не потолок! Особенно впечатляют, как ни странно, похороны. Склепы из итальянского мрамора, могилы, куда вместе с телом опускаются автомобили, компьютеры, предметы быта, мебель и многое другое, что, как считают рома, может понадобиться их сородичам и на том свете, лишний раз подтверждают справедливость известной песенки: «Цыгане любят кольца, / А кольца золотые…» Да, они любят блеск, шум, движение, всё яркое, экзотическое - такое, какие они сами.

Оригинал взят у platinym в Как живут современные цыгане

Как правило, цыган видели все народности мира. Эта кочующая нация расселилась практически повсеместно, вливаясь и перенимая многое у тех, с кем она бок о бок соседствует. Во время Второй мировой войны, геноцид цыган был таким же ужасающим, как и «решение еврейского вопроса», однако достоверных данных, ввиду того, что у цыган не было паспортов или еще каких-то документов, удостоверяющих личность, по-прежнему нет.

Историками называются лишь приблизительные цифры в районе 200 тысяч человек. Сейчас цыгане, благодаря огромной плодовитости восстановили свою мировую численность и увеличивают ее год от года. У них появились свои развитые и просвещенные бароны, они освоили последние достижения техники, однако большинство, так и остались верны своей средневековой культуре.

Итак, что мы знаем о современных цыганах?

Язык

Большинство цыганских народностей давно утратили свой родной язык, только 20% цыган по всему миру сохранили верность родному наречию, остальные же переняли языки той страны, в которой они остановились. Только в России цыгане говорят по-цыгански, и здесь количество носителей одного языка необычайно велико. Алфавит у цыган также отсутствует, однако по всему миру они пишут либо русскими, либо румынскими, либо венгерскими буквами, в зависимости от места рождения. Также именно эти три вышеперечисленные страны считаются у цыган нечто вроде «родины».

Обычаи

Хоть и лошадей в промышленных масштабах цыгане красть перестали, однако подкова - главный символ удачи. Найти на дороге подкову, что с наступлением прогресса стало делом невероятно сложным, у цыгана - главное событие жизни, однако если он нашел ее концами к себе - то она считается испорченной - из нее расплескается счастье. Если же подкова обращена к цыгану выпуклой стороной, значит, ее скорее надо подбирать и тогда удача никогда не покинет цыгана.

У каждого цыгана в ходу два или три имени. Одно для паспорта, второе, короткое, для повседневного обращения в таборе. Третье имя - удачливое, имеет звучание сходное с драгоценностями или цветком: Лилия, Роза, Рубинчик, Валюта.

Свадьба - не менее главное обрядовое событие

Женятся обычно в 16-18 лет, хотя можно и раньше, по согласию родителей. Сначала происходит сватовство, потом родители невесты оценивают, хорош ли жених или нет, если все гладко - устраивают пышную свадьбу, которая все чаще проходит в кафе или ресторане. Диджеев, тамаду и прочих свадебных персонажей приглашать считается дурным тоном.

Старший или влиятельнейший родственник берет на себя обязанности распорядителя и объявляет - танцует семья такая-то, и все от мала до велика обязаны танцевать. Под утро жениха с невестой отправляют в опочивальню, а родственники стерегут дверь, им обязаны показать простынь с доказательствами того, что свадьба была «честная».

Свадьба неизменно записывает на видео, и данный видеоматериал - богатство и своеобразная валюта у цыган. Дальние таборы приходят специально «купить свадебное видео», а посиделки с просмотром и пересмотром «своей свадьбы, чужой свадьбы и свадьбы родственников» заменяют наши привычные сериалы и походы в кино.

Внешний вид

Цыганки в цветастых широких юбках - это не только дань прошлому, но и дань цыганской моде, которая неизменна из века в век - чем шире, блестящее и богаче выглядит юбка - тем красивее цыганка. В брюках ходить нельзя, так как брюки слишком выделяют все то, «нечистое», что находится ниже пояса. По той же причине цыганской женщине необходимо уметь ловко управляться со своей широкой юбкой, ей нельзя задевать ей мужчин - это оскорбление.

Ношение большого количества золота, цыгане современности объясняют просто

Во-первых, это фамильные драгоценности, память о родителях. Во-вторых, ведя непрерывную кочевую жизнь сложно брать с собой и перевозить нажитое имущество, а если все переведено в золотые украшения - задача упрощается. На каждого ребенка покупаются браслеты, цепочки, серьги, еще с рождения. Невесту должны обеспечит солидным золотым приданным, а цыганские бароны нередко носят большой золотой крест еще и как символ своего высокого положения.

Заработок

Цыгане работать не любят - это общепризнанный факт. Однако мужчинам, которые в основном проводят свое время за игрой в карты и дружескими посиделками, хочется есть, поэтому у цыган заработок происходит следующим образом. Самые младшие, под присмотром одной-двух «мамок» идут попрошайничать, молодняк постарше предоставлен сам себе - они собирают железный лом, бутылки, но так или иначе тоже должны поставлять деньги.

Старшие, как правило, занимаются торговлей. Торгуют цыгане в основном одеждой или предметами домашнего обихода (ковры, куртки, тапочки) либо, поддавшись веяниям времени, перепродают китайские мобильники и планшеты. Мужчины в этом случае обеспечивают охрану и надзор.

Воровство или сбыт наркотиков, вопреки распространенному мнению, редкость для цыган. В среднестатистическом таборе, попавшийся на таком сородич изгоняется из сообщества, человеку перестают помогать и приглашать в гости. Переезд в другой город ничего не даст - цыганская почта работает как часы, и весть о «плохом ромале» передастся очень далеко.

Очень узкий сегмент, те самые просвещенные и окультуренные цыганские семьи занимаются недвижимостью - сдают в аренду помещения или держат свои кафе и рестораны. Именно их называют баронами, и именно у них отстроены большие особняки, рядом с которыми стоят внедорожники последних моделей.

Образование и медицина

Вот в чем цыгане безнадежно отстали и вовсе не горят желанием сокращать разрыв. В школы отдают детей неохотно, так как учеба мешает заработку. Даже поступивший туда цыган вряд ли сможет полноценно закончить ее, так как к получению любых документов, аттестатов, паспортов и прочее - цыгане относятся с неприязнью.

Свидетельство о рождении - даже этот документ считается у цыган вовсе необязательным и его же отсутствие первое препятствие для поступления в школу. Только с наступлением неумолимого прогресса, когда для социальных льгот, проживания и пересечения границ стал обязательно требоваться паспорт, цыгане стали получать его, зачастую ставя в графе «прописка» первый попавшийся город.

Лечатся цыгане исключительно травами и заговорами

В аптеках, по их мнению, нет ничего кроме химии, а настойки трав, ягод и испытанный секретный заговор - лучшее средство от болезни. Если же цыган все-таки умирает, значит просто подошел его жизненный путь к концу, надо обязательно выбросить все его вещи, кроме золота, и по возможности сломать его дом.

Инструкция

По мнению историков, цыгане много веков назад вышли с территории Индии, после чего оказались разбросаны по всему миру. Сложно найти страну, где не ступала бы нога «рома» - именно так сами цыгане называют своих соплеменников. Уникальность этого народа заключается, в частности, в том, что, сохраняя свои традиции, они не остаются равнодушными и к влиянию других культур.

Среди сегодняшних цыган можно выделить две основные группы - кочевники и те, кто ведет оседлый образ жизни. Кочевая жизнь, когда табор, состоящий иногда из сотен цыган, включая маленьких детей, женщин и стариков, до сих пор встречается как на территории России, так и по всему миру. Зачастую цыгане из более бедных регионов стремятся за рубеж, выбирая большие города, надеясь там заработать. К сожалению, уровень образования среди цыганской молодежи и детей пока остается далеким от нормы. Поэтому большая часть кочующих таборных цыган, как правило, рассчитывают заработать попрошайничеством, гаданием и мошенничеством на улицах мегаполисов.

В ряде европейских городов после соответствующего решения местных властей цыган выселили в отдельные районы. А таборы, которые время от времени появляются в парках и скверах крупных городов, зачастую вызывают яростное неодобрение у местных жителей. Цыган обвиняют в тунеядстве, нежелании вести трудовую деятельность, склонности к различного рода криминалу и т.д.

Кочующие цыгане для остановок выбирают окраины городов, леса. На территории России, по данным официальной статистики, периодически выявляются таборы, разбивающие палаточные лагеря. Для того чтобы создать временное жилище в лесу, цыгане используют самые разнообразные материалы - фанеру, картон, полиэтилен и т.д. К сожалению, в подобных примитивных условиях живут не только таборные цыгане. Например, на окраине Белграда сербские цыгане создали целый город, дома которого созданы из того, что «попало под руку».

Среди цыган на сегодняшний день встречаются как бедные, едва обеспеченные представители (например, выходцы из Средней Азии, промышляющие в России попрошайничеством), так и очень богатые. Представители цыганской диаспоры, которые ведут оседлый образ жизни, как правило, стремятся к роскошному образу жизни. Великолепные каменные и кирпичные дома, уставленные дорогой мебелью, картины в позолоченных рамах, обилие красочных ковров и мраморные лестницы - вот далеко не полный перечень «атрибутов» подобных особняков.

В цыганских домах может жить как одна, так и несколько семей. Среди традиций, присущих этому народу, особое место занимает уважение молодежи к старшему поколению. Мужчины и женщины преклонного возраста пользуются непререкаемым авторитетом у других членов семейства. На свадьбах и других праздниках, сопровождающихся застольем, старейших гостей обязательно усаживают на самые почетные места.