Краткий анализ произведения старший сын. Вампилов «Старший сын» — сочинение «Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. Несколько интересных сочинений

Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.

Сюжетная линия пьесы основывается на странном стечении обстоятельств, драматических моментов, являющихся движимой силой в развитии повествовательного действия, выстроенного вокруг семейства Сарафановых.

Все персонажи произведения представляются писателем в качестве ключевых образов, начиная с двух молодых друзей Сильвы (Семена Севостьянова) и Владимира Бусыгина, по волею случая оказавшихся на городской окраине и нашедших ночлег в квартире Сарафанова, главы небольшой семьи в составе заканчивающего школу Васеньки и дочери Нины, недавно вышедшей замуж за курсанта Кудимова.

События пьесы, начавшись с незатейливого обмана юношей, искавших ночлег, разворачивается в серьезном направлении, поскольку старший Сарафанов неожиданно узнает в Бусыгине своего старшего, незаконнорожденного двадцать лет назад сына, а остальные члены семейства впоследствии видят их внешнее сходство. Таким образом, Бусыгин оказывается принят в семейные взаимоотношения Сарафановых, не являющиеся благополучными.

Старший Сарафанов является пожилым интеллигентным мужчиной с несостоявшейся карьерой, давно брошенным женой, в одиночку воспитывавшим детей, которые не планируют связывать свою дальнейшую жизнь со стареющим отцом, мечтая уехать на Сахалин и в тайгу. В Бусыгине же Сарафанов надеется обрести потерянную сыновью любовь, не чувствуя обмана и лжи, а впоследствии и не желая их замечать.

Владимир постепенно свыкается с придуманной ролью сына и начинает принимать активное участие в жизни семейства, давая советы младшим детям в их обустройстве личной жизни, порой грубо вмешиваясь в частные отношения.

Смысловая нагрузка пьесы заключается в изображении писателем острой человеческой необходимости в постоянном ощущении душевного родства и стремлении к обретению родного крова.

Бусыгин, являясь совершенно посторонним для Сарафановых, неожиданно для себя начинает ощущать между ними родственную связи и чувствует свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Несмотря на юношескую браваду и цинизм, в молодом человеке рождается способность на проявление истинных чувств в виде любви, прощения, сострадания.

Повествовательное содержание пьесы «Старший сын» на всем протяжении развития действия демонстрирует на примере простой бытовой истории общечеловеческие гуманистические проблемы в виде острого дефицита людской доброты, доверия, взаимопонимания и ответственности, а также изображает возможность обретения духовного родства людей, несвязанных между собой формальными близкими отношениями, познакомившимися лишь благодаря счастливой случайности.

Писатель поднимает в пьесе глубоко нравственную проблематику, заключающуюся в мечте каждого человека на обретение общей семейной благостной гармонии.

Анализ 2

Произведение А.В. Вампилова «Старший сын» можно отнести к комедийному жанру. Но, несмотря на это в сюжете прослеживаются трагические моменты. Поэтому пьеса больше напоминает философскую притчу. В произведении события происходят будто случайно. Все действия крутятся вокруг семьи Сарафановых.

Абсолютно все персонажи являются главными героями. Можно сказать, что писатель никого не обделил вниманием. Даже, казалось бы, случайные герои (несколько парней попросили ночлег в квартире семьи Сарафановых) играют весомую роль в произведении. Семья Сарафоновых небольшая в ней воспитывается школьник Васенька и проживает дочь Нина с мужем курсантом Кудимовым.

Начинается произведение с истории о том, как ребята искали ночлег, и нашли его в квартире, где проживали Сарафоновы. С этого момента начались разворачиваться события в серьёзном направлении. Глава семейства узнает в одном парне (Владимире Бусыгине) своего незаконнорождённого старшего сына. Ему должно было бы быть двадцать лет. Но через некоторое время все члены семьи стали отмечать внешнюю схожесть старшего Сарафанова и Бусыгина. Бедного парня буквально втянули в семейные отношения, которые не были благополучными.

Глава семьи Сарафанов – это пожилой мужчина, интеллигентный, но у которого не сложилась карьера. От него ушла жена, оставив ему двоих детей. Дети не хотят жить и в дальнейшем досматривать старика. Они планируют уехать из города на Сахалин. Сарафанов увидел в Бусыгине своего сына. Старик понадеялся, что парень останется с ним. Сарафанов верил, что он нужен своему вновь обретенному сыну. Поэтому он не заметил обмана, который происходил у него на глазах.

Владимир был не против подыгрывать старику и поизображать его сына. Он активно вошел в образ. Парень быстро вошел в доверие. Владимир относился к младшим детям, будто к родным братьям. Он давал им советы и наставления. Он пытался научить их жизни. Иногда он перегибал палку и вмешивался туда, куда ему не следует.

На самом деле Бусыгин не являлся родным ребенком Сарафанова. Но, несмотря на это между ними возникли чувства сострадания, отцовской любви и понимания.

Основная идея произведения – это то, что каждый человек хочет чувствовать себя нужным, любимым и незаменимым. Автор пытался донести до читателя мысль о том, как важны семейные отношения и взаимоотношения. В пьесе «Старший сын» демонстрируется проблема дефицита добра, ласки заботы доверия и любви в семейных отношениях.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Дубровский Пушкина

    Владимир Дубровский, главный герой, родился и вырос в небогатой дворянской семье. Учится в Петербурге, веселится и повесничает на отцовские деньги. Конфликт с соседом и другом Троекуровым приводит старика Дубровског

  • Образ и характеристика Алёши Пешкова из рассказа Детство Горького

    Главный герой повести – автобиографии А.М. Горького «Детство» это мальчик Алеша Пешков. Рассказывая о жизни своего героя, писатель повествует нам о своей собственной судьбе. Будущему классику пришлось расти в мрачной и тяжелой атмосфере

  • Образ и характеристика Кудряша в пьесе Гроза Островского сочинение

    Иван Кудряш представляет собой образ простого парня из народа, такого, которому никто не указ. Даже фамилия его является такой звучной и простой – Кудряш. Такое сочетание звуков выражает его бодрую и удалую натуру, свободолюбие.

  • Что такое кровная месть? Итоговое сочинение 11 класс

    Любая религия учит, что месть – явление отрицательное и к добру это не приводит. Каждого ребенка с детства учат прощать, забывать зло и отвечать добром обидчику. Но характеры у всех разные, а жизнь

  • Характеристика и образ Платова из рассказа Левша сочинение 6 класс

    Платов является важным персонажем в произведении Н. С. Лескова «Левша». Это бравый казак, который сопровождает царя в его поездках.

В наиболее значительных драматических произведениях 60-х годов проблемы быта, семьи, любви не отделяются от круга широких общественных проблем, от кардинальных вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести, от постижения характера современника во всем многообразии его духовного содержания. Вместе с тем острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являлись гарантом творческого успеха – они достигались лишь тогда, когда авторы находили новые драматургические способы рассмотрения жизненных противоречий, стремились к обогащению и развитию эстетической системы драмы, когда, опираясь на традиции предшественников, они новаторски подходили к художественному осмыслению драматических характеров и конфликтов. В этом плане особенно показательно творчество А.Вампилова, чьи пьесы стали едва ли не самым значительным и предметным явлением в драматургии 60 - начало 70 годов.

Проблематика пьес А.Вампилова

В пьесах А.Вампилова обстоятельства социальной среды, окружающей героев, не играют решающей роли, люди показываются на внешне неглавных перекрестках жизненных судеб. Но достоинство его драматургии заключается в том, что в ней резко углубляется исследовательское начало, что ее социальная и нравственная проблематика поднимается до уровня подлинно философского, художественного мышления, что от анализа конкретных бытовых явлений драматург идет к выявлению существенных социальных проблем, коллизий времени. Хотя драматургическое наследие писателя сравнительно невелико – всего четыре многоактных и три одноактных пьесы, но, взятые вместе, они характеризуются внутренним единством и образуют художественное явление, которое можно назвать театром А.Вампилова. кроме того, его драматургия динамична, и каждая новая пьеса – движение не только вширь, но и вглубь. При всем том, что театр Вампилова со своим художественным миром и своей эстетической системы стоит несколько особняком, он выступает как естественное продолжение накопленного опыта, органично связан с кругом проблем, волнующих современную драматургию, что придает ему глубокую актуальность.

Главное достижение А.Вампилова

Главное достижение Вампилова – сложная полифония живых человеческих характеров, цельных, завершенных, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем отличающихся неповторимостью, ярко выраженным индивидуальным своеобразием. Характеры персонажей раскрывались им в различных жанровых драматургических формах - лирической комедии, фарсовосатирического представления, психологической драмы, но те бескомпромиссные, нравственные критерии, с которыми автор подходил к оценке своих героев, оставались неизменными и в значительной мере определяли острый драматизм любой сюжетной ситуации. Недаром драматург проявлял особый интерес к судьбе молодого героя, вступающего в жизнь и стремящегося найти себя, свое место в окружающем его многообразном и сложном мире.

Зритель, попадая в театр на Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и которая долго продолжается после спектакля, - в этом незаменимая, но удивительная сила и тихая страсть его таланта. И когда говорят о "театре Вампилова", следует, очевидно, иметь в виду не только то, что предлагается зрителю, но и то, что случается с ним, сторону глубокого психологического воздействия его пьес.

По словам В.Распутина вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю. Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение… Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея сил сопротивляться, позволил, чтобы все первые названия перешли в нем во вторые…

Но, читая произведения Вампилова, снова и снова с надеждой возвращаешься к старому убеждению Достоевского: "Мир спасет красота".

Темы творчества Вампилова

Одна из основных тем творчества Вампилова тема семьи и взаимоотношения людей. "Старший сын" - тема брошенных матерью детей, которых воспитывает скромный Сарафанов. Сейчас наша пресса буквально криком кричит о страшных последствиях материнского "кукушества", а ведь "Старший сын" был написан еще в 1965 году!

Теперь эта тема, чутко уловленная в свое время А.Вампиловым, стала ныне предметом специальных социологических исследований и темой многих публицистических статей. И этот перечень Вампиловских мини-открытий можно продолжать, потому что, едва зародившись в то время, расцвело ныне до того ярко и бурно, что борьба с этим явлением ведется уже на уровне правительственных постановлений и введения новых государственных законов…

Он не стремился "открывать Америку" в отношении формы и содержания своих произведений.

"Казалось бы, да, " - говорит В.Распутин, - и в рассказах и в пьесах старые, знакомые истины. Он не пытался выдумывать новые, их нет, он ставил лишь их в нынешние условия, и они начинали звучать по-новому. Вечные, как день и ночь, не тускнеющие, нестареющие темы искусства, которые никогда не перестанут волновать человечество, - жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе, совесть и долг. Каждое новое время приносит в эти понятия свои отличительные признаки, они-то и метят время, но сами эти понятия при всей их сложности и хрупкости остаются неизменными…"

Раскрытие социальных истоков психологии человека

Экономическая, социально-политическая система государства лучше всего характеризуется моральным и духовным состоянием общества, которое в свою очередь лучше всего просматривается в повседневном человеческом общении и поведении. Поэтому порой через банальную ситуацию, в которую попадают люди, можно проникнуть в самую глубину их души и в самую суть жизни общества, народа в целом. И Вампилов в своих произведениях предвосхитил как раз самые острые проблемы нашего социального и духовного развития, которые ныне стоят в повестке дня. А.Вампилов одним из первых серьезно заговорил о парадоксах социального развития: одни мечтают об элементарных условиях человеческой жизни, а другим этого уже мало, они от "быта рвутся в небо", хотя узнать, зачем они живут? Каково их предназначение в этой жизни? Автор не обвиняет никого, он объективно показывает людей в определенных условиях, обуславливающих их в личное и общественное бытие. И говорит о коренной ломке этих условий, чтобы ускорить ход нашего экономического и духовного развития. А оно начинается духовным вырождением человека.

Роль случайного в пьесах

На стыках разных художественных традиций и приемов Вампилов формировал свою оригинальную эстетику драмы, характеризующуюся подлинным новаторством. Один из критиков назвал драмы Вампилова "драмами случая", трактуя при этом случай не как частность, а как острый переломный момент в жизни человека, когда перед ним возникает необходимость вмешиваться в ход событий, влиять на их развитие. Действительно, пристрастие к случайностям, к острому театральному парадоксу – отличительная черта поэтики Вампилова, - пишет Б.С.Бугров в своей книге, однако игровое начало не мешало ему видеть и глубоко понимать реальные объективные законы жизни. В театре Вампилова, при всей неожиданности сюжетных ходов, неизменно действуют реальные человеческие характеры, живые конкретные люди со своими противоречиями и сомнениями. Его пьесы поэтому и занимают в драматургии последних десятилетий такое заметное место, что в их неповторимом художественном мире целеустремленно, выразительно и ярко раскрывается процесс духовного созревания современного героя, отстаивающего справедливость и подлинную человечность.

Композиционные особенности пьесы А.Вампилова "Старший сын"

Тема отвергнутой любви сменяется здесь темой семьи, родного крова, решенной в форме своеобразной философской притчи. Сюжет пьесы строится как необычный психологический эксперимент, по принципу допущения такого предположения, которое поначалу может показаться невероятным, но которое необходимо драматургу для резкой смены ритма обычных повседневных отношений, для создания критической ситуации. Кажется, трудно вообразить себе такое положение, когда незнакомый молодой человек придет или, вернее, случайно попадет в чужую семью и по стечению обстоятельств выдаст себя за старшего сына. Ситуация, с которой начинается действие "Старшего сына", дана как результат случайности, но случайности оправданной, драматургически подготовленной.

Вот что пишет сам Вампилов о случайности в этом произведении в письме к Е.Якушкиной: "Система случайности, на которых строится сюжет, нарочита". . Где система и где нарочитость? Случайность всего одна: появление Сарафанова во дворе как раз в то время, когда там находятся Бусыгин и Сильва. Больше случайностей в пьесе нет, все последующие события оправданы и закономерны…"

Само по себе вторжение Бусыгина и Сильвы в незнакомый им мир интимных семейных отношений не ведет к возникновению конфликта - оно важно для драматурга скорее в качестве условного приема, позволяющего этим двум героям стать свидетелями сложных внутрисемейных коллизий.

Утверждение подлинного единства людей, не зависимо от формальных родственных связей и основанного на прочных нравственных принципах, на понимании всей сложности жизненных отношений, - эта существенная для автора "Старшего сына" идея находит убедительное художественное решение в финале, парадоксально соединяющем в себе общий комедийный план с логикой глубоких и трудных размышлений о жизни.

Вампилов последовательно доводит движение комически заостренной ситуации "Старшего сына" до того предела, когда она должна перейти в драматическую, но затем уверенно и легко снимает драматизм, исходя при этом не только из требований избранного жанра.

В конечном итоге для Сарафанова - старшего не имеет принципиального значения, обманул ли его Бусыгин или нет. Все решает обнаружившаяся духовная близость героев, и потому долгожданное разоблачение ведет не к трагическому, а к вполне благополучному финалу, согласующемуся с лирико-комедийным планом.

Бусыгин

По мере того как Бусыгин перестает быть чужим в доме Сарафановых, втягивается в запутанный клубок и их отношений, прежняя общность с Сильвой постепенно исчезает. Сильва с первых же сцен предстает пошляком и циником, но и Бусыгин поначалу настроен мрачно, недоверчиво. Именно ему принадлежит афоризм: " У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют".

Следуя этому афоризму, оба они и придумывают историю со старшим сыном, не слишком заботясь о возможных драматических последствиях хитроумной мистификации. Однако по ходу событий поверхностная однозначность в поведении Бусыгина снимается, его характер раскрывается в своих далеко не простых противоречиях: безумно пройдя на обман, затеяв рискованную игру, он очень скоро всем своим существом ощущает жесткость этого легкомысленного поступка. Не случайно постоянным мотивом "Старшего сына", на котором строится вся игра, оказывается все усиливающееся желание Бусыгина как можно быстрее оборвать эту затянувшуюся игру, убежать из дома, уже ставшего для него родным. И одновременно с этим чувством в его душе нарастает боязнь неминуемого разоблачения, ибо он не хочет и не может причинить боль Сарафанову, который. Обиженный детьми, только в нем видит опору для себя: "Сынок… Ты у меня один… Единственный. Что бы я делал, если бы не было тебя?" Так в действие вступают принципы подлинной нравственности, определяющие дальнейшее поведение героя.

" Для выявления ценных духовных качеств Бусыгина немалую роль играет его составление с Сильвой и с женихом Нины, курсантом Кудимовым, которые выражают иные жизненные позиции. Их примитивные нравственные понятия чужды семье Сарафановых и Бусыгину: утверждению подлинного единства людей. Герой "Старшего сына" совершает ошибку из-за недостаточно развитого морального чутья:; в итоге его достоинства, раскрывающиеся в критической ситуации, открывают перед ним пути к подлинной духовной гармонии, и Бусыгин делает трудный, осознанный, целенаправленный шаг вперед в своем духовном развитии",- так определяет характер Бусыгина Б.С.Бугров.

В своей статье "Естественность и театральность" С.Боровиков так отзывается о Бусыгине: "Однако таков поначалу и Бусыгин Но на его пути встала счастливая встреча с Сарафановым, нечаянным отцом, и его семейством, и у Бусыгина хватило душевной глубины, чтобы пойти им навстречу, пойти навстречу любви. Пусть в нем все еще неопределенно, но путь для него высвечивается все-таки в иную, не зиловскую сторону. …Молодого Бусыгина драматург "отдал" семье, поставил перед возможностью нравственного возрождения, точнее – становления: Бусыгин слишком юн".

Борис Сушков, говоря о " старших" и "младших сыновьях": " Весь мир делится на две основные партии – на "старших сыновей" - "умных детин", то есть по самой природе своей консервантов, охраняющих сложившийся порядок жизни, ее статистику, и "младших" - "дураков", по самой природе своей либералов, отталкивающихся от статистики жизни и старых истин и прокладывающих новые пути ее развития… Например, Бусыгин в "Старшем сыне" хоть и играет роль "старшего", но это лишь маска, на самом деле, несомненно, "младший сын",и в действительности оказывается таковым".

А вот ответ самого Вампилова на претензии Управления культуры: " "Герой начинает свою жизнь в пьесе с непорядочного поступка, спекулируя на лучших человеческих чувствах". Содержание этой претензии помимо чистосердечного непонимания того, что в жизни порядочно и непорядочно, суть демагогии и нахальное невнимание к тексту. Ведь Бусыгин, подозревая, что Сарафанов направился к женщине, решил подшутить над ним, а заодно хоть немного согреться. При сем Бусыгин вовсе не планирует встречу с Сарафановым – ему явно достаточно того, что Васенька после его ухода огорошит "неверного" папашу известием о визите " внебрачного сына". Значит, в поступке Бусыгина есть даже большая мера морализаторства, желание проучить, а может, даже толкнуть престарелого "ловеласа" по пути добродетели. А если и есть в этом поступке доля недоброжелательства, то в том-то и дело, что Бусыгин впоследствии в нем раскаивается.

Далее, "Бусыгин мало человечески интересен". Это замечание еще раз утверждает меня в том мнении, что из современных Управление признает героев каких угодно, кроме живых людей с нормальными человеческими чувствами".

Со словами автора "проучить" и "подшутить" я не согласна. В этом подборе слов Вампилов не прав. Ведь Бусыгин только подозревает Сарафанова в том, что тот направляется к женщине. Во-первых, он не знает этого человека, его семью, эту женщину, во-вторых, шутить такими вещами, не зная с кем, имеешь дело, - будет, действительно, называться "непорядочным поступком". Потому что это очень серьезное обвинение, и идти на это ради шутки – жестоко, слишком жестоко по отношению к обвиняемому, а тем более, если он не виноват, не причастен к этому.

" Желание Бусыгина проучить Сарафанова". С этим я тоже не согласна. Проучить! Разве были они знакомы когда-то? Разве подшутил над ним Сарафанов или сделал ему что-то плохое? Бусыгин не вправе обвинять или издеваться над Сарафановым за то, что когда-то его отец бросил семью.

Но по отношению к Бусыгину у меня другое мнение. Идея с "отцовством" принадлежит не ему. С самого начала он говорит Васеньке правду. Но Васенька сомневается. И Сильва умело пользуется словами Бусыгина о том, что все люди братья. Бусигин хочет остановить его, но Сильва продолжает настаивать. Конечно, Володя мог признаться при появлении Сарафанова, но мне кажется, он щадит его, видя подшатанные нервы, наивность этого человека, обстановку в его семье. Напряженная ситуация складывается в доме Сарафановых еще до появления мнимого старшего сына. Теперь же жизнь целой семьи, по существу, падает на его плечи, к нему обращаются за помощью и поддержкой.

Сарафанов

" Сарафанов – фигура жалкая, семья его черствая и неблагодарная". Возможно. Но, во-первых, в жизни такие люди и такие семьи имеют еще место, а во-вторых, давно ли запрещено писать о том, как черствые, неблагодарные дети становятся детьми приличными и благодарными? И что зазорного в том, что в слабохарактерном человеке автор старается найти и подчеркнуть добрые качества? После перечисленных претензий чрезвычайно странным выглядит то обстоятельство, что рациональным зерном в Управлении признана "метаморфоза" героя, попытка принять участие в делах семьи, его активное стремление к доброте. Этим суждением начисто перечеркивается предшествующая ему критика. В самом деле, разве была бы возможна "метаморфоза" героя, если бы поступок его в начале пьесы был бы благородным, как того требует первое замечание Управления? И надо ли принимать "участие в делах семейных", где все благополучно и вовсе нет ни "черствости", ни "неблагодарности"? – пишет Вампилов о своей пьесе и о Сарафанове. Таким образом, на этот раз автор поставлен в тупик неразрешимыми противоречиями суждений и требований Управления.

Боровиков С. так отзывается о Сарафанове: " А.Вампилов показал своего героя в том невыгодном бытовом свете, когда и хорошего человека не заметишь за мелкой суетой, дрязгами. Здесь нужна …большая любовь к людям, уверенность, что… сумеешь открыть в них человеческую сердцевину.

Сарафанов. Я здесь лишний, я знаю! Я прекрасно знаю!

Сарафанов. Я здесь лишний, я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!.. Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, неблагодарных. Я все понял! Из этого дома надо уходить. Уходить, пока тебя не вынесли!..

Так ведет себя Сарафанов - отец. Здесь он, конечно, смешон: "Я - старый диван", но почему-то испытываешь и нежность к этому старому крикуну, неудачнику, выпивохе.

Ничего красивого здесь, разумеется, нет. Только пристрастность, тревога за родного человека, особенно за ребенка, которые выплескиваются в "в шуме ярости", - свидетельство неравнодушия людей к друг другу в нашем несовершенном человеческом мире.

Критик К.Рудницкий находит в этих отношениях воплощение "темы дикости". Не дикость, а подлинность чувств видел драматург в Сарафанове. Холодность, расчетливость в человеческих отношениях внушали ему опасение.

" Отец семейства Сарафанов в своей семье был, судя по всему, тоже "младшим сыном", ведь он "блаженный", как называет его жена, чтобы не оскорблять его слух " дураком", жена, ушедшая от него к "серьезному человеку". И она, с точки зрения дочери Нины, "права": "…на работе у него вечно какие – нибудь сложности. Он неплохой музыкант, но никогда не умеет за себя постоять…" Одним словом, "добро должно быть с кулаками". А он им не пользуется! "Но позвольте, какое, же это добро с кулаками?"- говорит наш "блаженный". Он ведь Дон Кихот, всю жизнь сочиняет кантату или ораторию "Все люди – братья", в то время, как эти люди равнодушно взирают со своих балконов, как загибают от холода два незадачливых ухажера, опоздавших на электричку.

Да, именно Сарафанову приходится полностью испить горькую чашу испытаний. Дети, действительно, не понимают отца. Да и в наши дни дети во многом не согласны со своими родителями. Но разве это эгоизм, когда Васенька, сообщая отцу о старшем сыне, все время просит успокоиться, не волноваться. Васенька и Нина не упрекают его, а напротив, понимают свою ошибку. Сарафанов воспитал хороших детей, хотя ему пришлось и трудно. Ведь он растил их почти с младенчества без жены.

А разве Сарафанов не любит своих детей? Пошел бы он к Макарской просить за сына? Ведь многим может показаться это унизительным. Отпустил бы он Нину с человеком, которого совершенно не знает? Но Нина сама его выбрала и,наверное, любит.

Сарафанов поверил и тому, что перед ним действительно его сын Володя и ему следует помочь. Ни обиды, ни тяготы жизни, никакие силы не могут убить в этом милом и простом человеке, каким изображает его Вампилов, доброты и внимательного участия к судьбе друга, сына, случайного знакомого. Поэтому он так наивно поверил Бусыгину. Для него не имеет принципиального значения, обманул ли его Володя или нет. Сарафанов не может, а вернее, не хочет отказываться от него. Да, он больше не играет на кларнете, его заработок ничтожен, и он не может сделать все необходимое для своих детей, но у него золотое сердце, у него самое ценное – доброта к людям, ко всему живому на земле, способность любить всех и каждого. "Что бы там ни было, я считаю тебя своим сыном, - говорит он Бусыгину. – Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…

Нравственно-философский смысл их взаимоотношений

Сарафанов – одно из самых привлекательных лиц в "театре Вампилова", он один из чудаков, несущих в себе "сердцевину целого" своей эпохи. Он убежден, что "все люди – братья", и живет согласно этим законам, согласно своим убеждениям. Эти убеждения относятся и к Бусыгину. Он не только пользуется этими словами для достижения своей цели, но и руководствуется ими. Бусыгин становится не только сыном, а сыном по духу. Примитивные понятия Сильвы, Кудимова, которые выражают иные жизненные позиции, чужды Сарафанову и Бусыгину. Эти два человека показывают подлинное единство людей, не зависимо от формальных родственных связей, основанное на прочных принципах, на понимании всей сложности жизненных отношений.

Близость мыслей автора мыслям старшего Сарафанова

" Творческое стояние, или, как принято называть, творческое кредо А.Вампилова далеко отыскивать не надо. Он его не скрывал… В этом смысле он плоть от плоти и кровь от крови своих героев - Сарафанова, всю жизнь сочиняющего то ли кантату, то ли ораторию под названием " Все люди- братья", и Валентины, каждый час заделывающей разрушенный прохожими палисадник. Вампилов не принимал злую сущность человека и готов был стать археологом, чтобы доказать, что человек произошел от семени добра.

" Семя да емя ", - говорил крестьянин о хлебе…, о семени да емени зерна духовном, двигающем людскими поступками, хлопотал всю свою писательскую жизнь и А.Вампилов", - пишет лучший друг Вампилова В.Распутин.

По рассуждениям Б.Сушкова Вампилов относится к " младшим сынам". Из воспоминаний матери драматурга: " Подарив мне пьесу "Старший сын", изданную в Москве, он написал на обложке: " Дорогой маме от младшего сына"…

Саша Вампилов был младшим сыном и в буквальном, и в символическом смысле. И это предопределило особенности его характера, музы, судьбы.

Сарафанов, сохранивший в себе детскую душу, объясняет: " Я сочиняю. Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него".

Так и Вампилов. Он пишет, он творит, хотя многие не понимают его и его героев. Из воспоминаний родных: "…И действительно, мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах, о работе… Трудно ему приходилось…"

Действительно, подлинная слава пришла к Вампилову, когда его уже не было в живых.

Полемичность пьесы по отношению к пьесам 60 –70-ых годов

В наиболее значительных драматических произведениях 60 –70-ых годов проблема быта. Семьи, любви не отдалялись от круга широких общественных проблем, от вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести.

" В социальной прописке этот человек не ясен, - писал критик Л.Аннинский. – По укладу он промежуточен. Он – между городом и деревней. Вампилов "город" и "деревню" не противопоставлял – он исследовал их обоюдоострую тягу, их взаимоотражение, их тяжбу…"

Драматург не отгораживает поколения друг от друга. Главный герой его пьесы встречается с пожилым человеком, вступает с ним в конфликт и притягивается к нему, но непременно меняется от этих встреч.

Традиции и новаторство в драматургии А.Вампилова

" Духовная бедность, извращенная догмой, и помесь плохого и хорошего, ставшая нравственностью, исказили назначение жизни, все сделав временным и непрочным. Духовный недород, как и хлеб, который не вырастил убитый Авель, мы принялись восполнять со стороны, и с этим согласившись, будто с нормой, и это осознав, будто необходимость.

" Темное" царство превратилось в царство свободы, прежние путы опали. Но, видно так уж устроен мир, что долго еще придется ему искать равновесие – разгородили сторону материального благополучия и затмили добродетельную…и уж там, в той стороне, приходится высматривать новый луч света,- писал В.Распутин.-…Вот это и есть театр Вампилова – проповедь добра, открытое чувство желания мира зрителям, нравственное созидание. Это театр приточный к русской традиции, не шумный, не самовлюбленный, интеллигентный, не права заявляющий, а обязанности исполняющий. Пожалуй, не меньшая социальная проблема, чем безработность рук – безработность души, которую подменяет разум, превратившийся в деспотическую непрекословность. Вампилов всегда ищет душу живую. То дерзко и весело, то с иронией или грустью, но постоянно испытливо он обращается к ней, предлагая душе, как лицу, ежедневное умывание: душевное неряшество для него слабость не извинительная, а бедственная".

Вампилов писал о молодежи, о ее психологии, нравственности, но самое главное, он искал истоки психологии современного человека, рассуждал о жизненных идеалах и принципах. И пусть герои показаны в бытовой реальности, Вампилов глубоко исследует психологическое начало, поднимая социальную и нравственную проблему до философского мышления.

Герои его идут по двум дорогам. Одна из них ведет к абсолютизации личных прихотей, к эгоцентризму, к принципу "удовольствие – единственная жизненная ценность". В конце этой дороги – безнравственные, ни во что не верующие "алики". Вторая дорога ведет к формированию личности, внутренне свободной и независимой, способной уважать и ценить то лучшее, что есть в людях, живущих вокруг. " Доверенных героев Вампилова унижают, а они не унижаются, их гнут, а они вновь и вновь распрямляются, их грустная и какая-то остаточная освещенность, словно бы оставшаяся от вчерашнего дня, на наших глазах превращаются в источник света – в неяркий, не режущий глаза, тот самый, при котором хорошо видно".

В своих произведениях Вампилов искусно использовал приемы и водевиля, и мелодрамы, и бытовой комедии, и даже высокой романтической драмы, но это не привело к смешению жанров. А напротив, выражало своеобразие его драматургического стиля.

Александр Алёхин, 1 – сценарный.

Анализ литературного произведения.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын».

На мой взгляд, для более точного понимания пьесы «Старший сын», её необходимо рассматривать в контексте личной биографии Вампилова. Ведь поставленная в пьесе проблема «отцовства» или даже скорее «безотцовщины» имеет непосредственное отношение к автору. А.В. Вампилов сам рос без отца (его арестовали, а затем он был расстрелян), и потому представленные в пьесе отношения между «сыном» и «отцом» были очень важны и для самого автора и так точно, пронзительно показаны им. И потому же можно говорить о том, что Бусыгин эта проекция личных чувств и переживаний, очень важных для Вампилова. И по этой же причине главный герой в «случайном» отце находит родного, близкого человека.

Но начнем по порядку. В первую очередь мы должны понять каков же жанр этой пьесы. Сам автор определяет её как комедию. И большая часть первого действия соответствует этому жанру. Перед нами разворачивается множество нелепых ситуаций, построенных на классическом несоответствии, подкрепленных забавными репликами героев. То незадачливые герои пропускают электричку, то начинают посреди ночи проситься ко всем подряд переночевать. Можно даже сказать, что в основном комедийную составляющую на протяжении всей пьесы берет на себя Сильва. Ведь именно «благодаря» ему происходит основное, завязочное событие, а именно представление Бусыгина старшим сыном. Также комедийно, даже эксцентрически выстроена сцена «пряток» героев от Сарафанова, и то, как Бусыгин подслушивает на кухне его разговор с Васенькой.

Однако в середине первого действия после знакомства Бусыгина и Сарафанова жанр пьесы по нарастающей начинается трансформироваться из комедии в драму. Когда герой понимает, что Сарафонов несчастный человек, которому очень нужен родной, близкий человек. Здесь нам открывается вся драма этого маленького человека. Он боится, что дети его бросят, что он останется один. Вся надежда теперь на Бусыгина, на «старшего сына». Он хватается за него, как за спасательный круг. А Бусыгин в свою очередь стыдится своего обмана, и сам находит в этом человеке родного человека, отца, которого у него не было. Очень точна и пронзительна реплика Бусыгина, когда он пытается сбежать и говорит Сильве: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» . Здесь, конечно, уже мало чего остается от комедии. Перед нами разворачивается семейная драма, хотя всё же и не лишенная местами комедийных моментов.

Своего наибольшего накала драматическая составляющая пьесы достигает в сценах, когда в дом приходит жених Нины, Кудимов, а затем все уходят, кроме Бусыгина. Здесь нам открывается в полной силе всё отчаяние Сарафанова, его страх перед одиночеством.

«Сарафанов: Я здесь лишний. Я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!» .

А затем все возвращаются и остаются с отцом. Заканчивается пьеса, как сказали бы сегодня «хэппи эндом», характерным как раз для комедии, то есть пьеса начинается и заканчивается как комедия, но как раз внутри, в основной части разворачивается настоящая драма. Поэтому всё же можно определить жанр данной пьесы, как трагикомедия. И в таком подходе к жанру, можно сказать, Вампилов близок к Чехову, пьесы которого также зачастую начинаются как комедии (и также определялись самим автором, как комедия), а затем превращаются в трагедию.

Теперь проследим линию развития главного героя, Бусыгина. Уже в начале пьесы мы узнаем, что он рос без отца, что, конечно же, будет иметь важнейшее значение в дальнейшем развитии действия. Тем не менее, главный герой представляется нам в начале, как эдакий оболтус, он гуляет с девушками, выпивает с незнакомыми людьми (ведь выясняется, что с Сильвой он познакомился в этот же вечер). Словом, обычный нахальный молодой человек.

Но после того, как он знакомится с Сарафановым, Бусыгин открывается нам с совершенно другой стороны. Он проявляет внимание, участие к несчастному отцу семейства. В какой-то момент он уже не просто изображает старшего сына, а становится самым что ни на есть настоящим сыном Сарафанова. Он находит в этом человека отца, которого у него не было.

С другой стороны, и это также говорит о его благородном характере, он всё время, всё больше и больше, стыдится своего обмана, поэтому постоянно норовит поскорее исчезнуть из этого дома. Однако всё время что-то его останавливает. Это «что-то» и есть как раз чувство близости, родства, которое Бусыгин испытывает к Сарафанову.

Параллельно развиваются отношения Бусыгина с его «сестрой» Ниной. Бусыгин невольно влюбляется в девушку. Да и она тоже. Но нелепость его положения (которая превращается затем почти в трагическую сложность), конечно, не позволяет ему никак признаться в любви. И в связи с этой любовной линией интересен вопрос, а из-за кого на самом деле Бусыгин остается всё время в этом доме, из-за «отца» или из-за «сестры»? Ведь ответ на этот вопрос совершенно с разных сторон осветит нам Бусыгина. Если из-за «отца», то это, можно сказать, интерес чистый, духовный, если же из-за «сестры», тогда Бусыгин автоматически становится корыстным и не очень-то хорошим человеком. Однако тем и прелестна пьеса Вампилова, что, по сути, она очень жизненна и человечна, а в жизни не бывает каких-то однозначных ответов. Так что правильно будет сказать, что удерживают его они оба.

Также любовная линия несет особую, важную функцию в пьесе. Во-первых, она поддерживает комедийную составляющую пьесы, а во-вторых, она не позволяет превратиться герою в совсем уж эдакого благородного, во всём правильного персонажа типа соцреалистического. Благодаря этому, Бусыгин становится как-бы человечнее, приземлённее. Ведь, в конце концов, он какое-то время пользуется тем, что он «старший брат» Нины.

В конечном итоге, Бусыгин находит всё самое ценное – любовь в лице Нины, и близкого, родного человека, отца (на сей раз без кавычек) в лице Сарафанова. Проникнувшись искренним чувством к этой семье, он, можно сказать, возвращает всех её членов в родной дом, к отцу и сам становится её членом.

Но, конечно, никто лучше не скажет о герое, чем сам автор. Поэтому будет уместно привести цитату самого А.В. Вампилова по поводу действий Бусыгина.

Из письма А.В. Вампилова к драматургу Алексею Симукову:

«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным».

В этом поиске и «нахождении» родных людей заключается основной посыл пьесы. А.В. Вампилов, наверное, и сам этого искал на протяжении своей, к сожалению, короткой жизни, и выразил в данной пьесе свои самые искренние, важные чувства и мысли, поставил вопросы и проблемы вневременные. Потому такого рода произведения будут всегда трогать людей.

Сочинение

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», - эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия - вот основные мотивы его пьес. Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севастьянова) - свел случай на танцах. Проводив домой двух девушек, живущих в предместье города, они опаздывают на последнюю электричку и им приходится искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин - старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.

Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось - пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова - десятиклассник Васенька - влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему понравилась Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признается, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым гостем этой семьи.

Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное - Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увле чен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.Нина - умная, красивая девушка и при этом практичная и рас- четливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет ее жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность » устремлений делает его сильным и благородным.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец «напутствовал» его: «На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва - веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины - Михаил Кудимов - человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», - говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.

Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первона чальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное - не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие - вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Быть родными по духу - это больше, чем по рождению. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Что же автор утверждает в человеке и что отрицает в нем? «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин).