Культура и ее роль в развитии общества. Понятие культуры. Место и роль культуры в существовании и развитии общества. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Назначение экспертизы является одной из задач, стоящих перед судом в ходе рассмотрения гражданского дела, когда для решения тех или иных вопросов требуются специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле.

По делу вправе заявить ходатайство о назначении экспертизы, в котором перечислить вопросы, ответы на которые, по их мнению, имеют значение для правильного разрешения дела, принятия законного и обоснованного решения, а также предлагать суду поручить производство экспертизы конкретному экспертному или эксперту.

Окончательный перечень вопросов, по которым требуется получить заключение по результатам судебной , определяется судом. Если при этом суд отклонил, предложенные сторонами вопросы, он обязан мотивировать свое решение.

Хотя ст.150 ГПК РФ говорит о том, суд назначает экспертизу и для ее проведения при подготовке дела к судебному разбирательству, это не означает, что судебные ходатайства о назначении экспертизы не могут быть заявлены в процессе рассмотрения дела. На самом деле ходатайство о назначении судебной экспертизы может быть поданы в любой момент судебного до удаления суда в совещательную комнату.

Определение суда о назначении судебной экспертизы обязательно не только для экспертов, которым поручается ее производство, но и для сторон по делу.

При этом если истец или ответчик уклоняются от участия в ней, не представляют экспертам необходимые материалы и документы для исследования, а также в случае, когда без участия этой стороны экспертизу провести не представляется возможным, суд может признать факт, для выяснения которого судебная экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым. Такое решение суд принимает в зависимости от того, какая сторона уклоняется от производства экспертизы, а также какое эта экспертиза имеет значение для этой стороны.

Как правило, оплату производств судебной экспертизы, оплачивает та сторона, которая заявила ходатайство о назначении экспертизы. Однако если другая сторона также предложила внести в определение о назначении экспертизы свои вопросы, а суд эту просьбу удовлетворил, суд может возложить оплату пропорционально количеству вопросов, поставленной каждой из сторон.

В случае, когда производство судебной экспертизы назначает по своей инициативе районный суд, соответствующие возмещаются за счет средств федерального бюджета или из бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого действует мировой судья.

Поскольку многие посетители нашего сайта не знают, как правильно составить судебные ходатайства, в том числе ходатайство о назначении судебной экспертизы, предлагаем ознакомиться с образцом ходатайства о назначении судебно-медицинской экспертизы, которая была заявлена нами по одному из гражданских дел

Образец ходатайства о назначении экспертизы

Федеральному судье
Калининского районного суда г. Тюмени
Ивановой А.А.
Истец: Петрова Марья Ивановна
г. Тюмень, ул. Тюменская, д.53 кв. 43

ХОДАТАЙСТВО
о назначении судебно-медицинской экспертизы

В Вашем производстве находится гражданское дело по моему иску к ответчику - Тюменской больнице Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» о возмещении морального вреда причиненного в связи со смертью моего мужа Петрова Ивана Ивановича, наступившей в результате неоказания надлежащей медицинской помощи.

С целью своевременного и объективного рассмотрения дела, принятия законного и обоснованного решения, руководствуясь ст. 79, 148 -150 Гражданского процессуального кодекса РФ

ПРОШУ

назначить по делу комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, производство которой поручить экспертам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (625032, Тюмень, 4 км Червишевского тракта, д. 11).

Перед экспертами поставить следующие вопросы:

  1. Какие заболевания были при жизни у Петрова Ивана Ивановича (далее – Петров И.И.)?
  2. Какие заболевания были диагностированы у Петрова И.И. при поступлении в Тюменскую больницу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» 7 января 2016 года?
  3. Какие заболевания были диагностированы у Петрова И.И. при поступлении в Тюменскую больницу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» 8 января 2016 года?
  4. Все ли исследования, позволяющие поставить правильный диагноз, были проведены?
  5. Имели ли место нарушения правил (стандартов) оказания медицинской помощи в отношении Петрова И.И.?
  6. Какова причина смерти и возможно ли было ее предотвратить в специализированном учреждении, которым является Тюменская больница Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства»?
  7. Имеется ли прямая причинно-следственная связь между дефектами оказания медицинской помощи Петрову И.И. и его смертью?

(Петрова М.И.)

Некоторые вопросы, связанные с назначением и проведением экспертизы по гражданским делам, рассмотрены в Обзоре судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам (Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 декабря 2011 года).

С текстом документа можно ознакомиться .

Образец ходатайства о назначении повторной экспертизы

районный суд г. Москвы
г. Москва,

адвоката Петрова Д.В. в интересах Доверителя

ХОДАТАЙСТВО
о назначении по делу повторной судебной экспертизы

Определением районного суда г. Москвы от 19 августа 2011 г. по делу № 2-3098/11 была назначена судебная экспертиза.

В рамках рассмотрения дела, истец ознакомился с заключением эксперта № 422-303-11 от 28.11.2011 г., выполненным экспертами.

Для определения полноты проведенного исследования, обоснованности выводов, достоверности Заключения эксперта в целом и соответствия его требованиям действующего законодательства, истец обратился за заключением в экспертную организацию.

Для разъяснения и представления суждения перед специалистом был поставлен следующий вопрос:

1. Определение полноты проведенного исследования, обоснованности выводов, достоверности Заключения эксперта в целом и соответствия его требованиям действующего законодательства.

Согласно Акту экспертного исследования от 12 апреля 2012 года № 358 приобщенного к материалам дела размер материального ущерба рассчитан неправильно и не соответствует фактическим данным.

Квалификация эксперта-товароведа у экспертов-исполнителей отсутствует.

На основании результатов проведенного исследования и анализа представленного Заключения эксперта № 422-303-11 от 28.11.2011 г., выполненного экспертной организацией при проверке соответствия исследуемого Заключения эксперта требованиям действующего законодательства и профессиональных стандартов, обоснованности выводов, достоверности Заключения как документа, содержащего сведения доказательственного значения, установлено:

Исследуемое Заключение эксперта не соответствует требованиям действующего законодательства и профессиональным стандартам, регламентирующих порядок производства судебных экспертиз и осуществления оценочной деятельности, что выражается вышеуказанными обстоятельствами:

1. В Заключении приведено формальное (краткое и неточное) описание объектов оценки, не отражающее их фактическое состояние.

2. Исследование выполненной оценки поверхностное, неполное, лишено качественного анализа и не объективно.

3. Сделанные оценщиком выводы об определении рыночной стоимости объектов оценки не мотивированы, не обоснованы и не подтверждены фактическими данными.

Недостаточная ясность, неполнота или отсутствие описания в какой-либо из стадий исследования без объяснения со стороны исполнителя вызывает сомнение в отношении достоверности и обоснованности анализов, мнений, суждений и выводов эксперта, а также его компетентности.

По наличию вышеизложенных недостатков проверенное Заключения эксперта не соответствует требованиям действующего законодательства.

С точки зрения специальных познаний специалиста, отчетный документ об оценке объекта оценки, составленный с нарушением требований действующего законодательства, не может признаваться достоверным и рассматриваться как документ, содержащий сведения доказательственного значения.

Поскольку исследуемое Заключение эксперта не соответствуют в полной мере требованиям Закона и поэтому не может быть признано процессуальным документом – Заключением эксперта.

Таким образом, проанализированное Заключение эксперта не может использоваться в качестве доказательства по делу в суде.

Согласно ч.2 ст. 87 ГПК РФ в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 87 ГПК РФ,

Назначить по делу повторную судебную товароведческую экспертизу проведение которой поручить экспертной организации (адрес: Москва,), поставив на разрешение экспертов следующий вопрос:

Каков размер материального ущерба (рыночная цена объектов экспертизы), причиненного изделиям в результате пожара 13.01.2011 года?

от 31/12/2018

В гражданских делах в качестве средства доказывания могут использоваться судебные экспертизы. Не всегда назначаются они по инициативе суда, чаще всего для проведения судебной экспертизы необходима инициатива лица, участвующего в деле, и подача письменного ходатайства. С основными видами экспертиз по гражданским делам, правил составления заявлений о назначении экспертиз, вопросы к эксперту Вы можете ознакомиться на сайте.

Судебные экспертизы как доказательство по гражданскому делу

При подаче искового заявления истец должен обосновать свои требования и представить доказательства своей позиции. Для этого могут потребоваться специальные знания в конкретной области науки, техники и др. Подтвердить или опровергнуть заявленные требования поможет проведение судебной экспертизы.

На сайте представлены примеры ходатайств о назначении наиболее часто встречающихся экспертиз. Кроме того, размещена общая информация о порядке обращения в суд за назначением экспертизы (Заявление на проведение экспертизы).

Сторонам дела предоставлен широкий круг прав по влиянию на процесс рассмотрения дела и оценку доказательств. Эти права важно реализовать своевременно. Так, при назначении судебных экспертиз стороны вправе поставить свои вопросы для эксперта, заявить возражения против назначения экспертизы и т.п.

Доказательством в деле станет подготовленной на основании судебной экспертизы заключение эксперта. Именно в нем будут отражены ответы на поставленные вопросы, которым суд даст свою оценку. При наличии оснований стороны гражданского дела и третьи лица вправе требовать проведения повторной экспертизы, дополнительной экспертизы, вызвать эксперта в суд. Эти процессуальные действия могут существенно повлиять на результат рассмотрения дела и способствовать вынесению объективного решения.

Порядок проведения судебных экспертиз

Заявление о назначении экспертизы, подготовленное с учетом требований ГПК РФ и размещенных рекомендаций, рассматривается судом по общим правилам: проводится судебное заседание, учитывается мнение участников процесса, оценивается целесообразность с точки зрения доказывания юридически значимых обстоятельств. Судебная экспертиза проводится экспертными учреждениями или отдельными экспертами в соответствии с определением суда.

Проведение судебной экспертизы влечет увеличение судебных расходов. Если инициатором судебной экспертизы было лицо, в чью пользу вынесено решение, такие расходы возмещаются с другой стороны.

Вопрос №1 . Культура в жизни современного общества

Общество - это не толпа, а совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Осуществление любого социального взаимодействия невозможно вне культуры, потому что именно в ней закреплены способы и приемы человеческой деятельности, образцы человеческого отношения к миру. Все, что происходит в обществе, и то, как это происходит, находит свое основание в культуре.

Какую бы сферу общества мы ни взяли: материально-производственную (в которой осуществляется производство материальных средств, необходимых для жизни), социальную (в которой происходит физическое воспроизводство индивидов), политическую (здесь разворачивается борьба за руководство и за власть в обществе), духовную (в которой, собственно, и осуществляется духовное производство) - везде есть культура.

    Культура является всеобщей формой человеческой деятельности, формирует ее программы, цели, способы, средства.

    Она пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности и позволяет человеческому духу, воле и разуму воплощать себя в жизни и деятельности.

    Культура выступает неотъемлемым свойством человека.

Но кого считать культурным человеком? Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей, как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель утверждал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что умеют делать другие.

Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем информации и знаний, культурных ценностей слишком велик. В то же время в современную эпоху стало гораздо больше возможностей быть культурным человеком.

    Основными характеристиками такого человека выступают глубокие знания, широкая эрудиция, сформированные общеинтеллектуальные и профессиональные умения и навыки, отличающиеся высоким уровнем квалификации и мастерства, нравственная и эстетическая зрелость. Современный культурный человек должен также уметь пользоваться компьютерной техникой.

Французский социолог Р. Дебре отметил, что основным средством культурного влияния в XVII в. была церковная проповедь, в середине XVIII в. - театральная сцена, в конце XIX в. - речь адвоката в суде, в 30-е гг. XX в. - ежедневная газета, в 60-е гг. XX в. - иллюстрированный журнал, во второй половине XX в. - регулярная телепередача. В начале XXI в. мы с полным основанием можем сказать, что к телевидению и радио как основным средствам информации и культурного влияния добавились компьютер и Интернет.

В любом случае культурный человек - это человек, который способен направить свои духовные способности на совершенствование себя и мира, а сама культура выступает необходимым и решающим условием существования и развития человеческого общества.

Роль культуры в современном обществе.

За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.

    Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.

    Многие современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию.

Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.

Ориентация на традиционную народную культуру – заметная черта современного социокультурного процесса.

    В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые находятся в оппозиции друг к другу.

1.процессы глобализации .проявляется в том, что в мире происходит стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей. Происходит образование неких «единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции». При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации такие процессы способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности). 2. процессы регионализации , национально-этнического возрождения культур и народов. В ней просматривается «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим».

    В современный период развития общества создание компьютерных и информационных сетей привело к информатизации всей системы общественной жизни, породило экранную культуру , потеснившую устную и письменную. Сегодня информационные потоки через компьютерную сеть проникли во все сферы деятельности человека.

    Состояние современной культуры во многом определяется культурой постиндустриального общества. Вследствие научно-технической, компьютерной и технологической революций современная культура перетерпела фундаментальные изменения. Она начинает существовать как бы в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие – гуманитарную, научно-техническую и массовую.

1.Гуманитарная культура включает в себя религию, философию, мораль, классическое искусство. Хотя эта культура сохраняется и развивается, ее влияние в современном обществе падает, особенно среди молодежи, которая воспринимает ее устаревшей, скучной и трудной, требующей слишком много времени для осмысления и понимания.

2. научно-техническая (интеллектуальная культура), включающая в себя прежде всего новые течения модернизма и авангардизма в искусстве, непосредственно связанные с наукой, техникой и новейшей технологией, обращенные главным образом к интеллекту, а не к чувствам человека.

3. массовая культура. (возникновение книгопечатания и появлением газет и журналов, ставших впоследствии важным средством распространения массовой культуры. В ХІХ веке к ним присоединяются фотография, радио, кинематограф, а в ХХ веке возникает телевидение, положившее начало новой, телевизионной и экранной, цивилизации)

Характерными чертами массовой культуры стали сегодня ее доступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность, ориентация на не развитое сознание людей.

    Современная культура в целом основывается на европейской культуре городского типа сильно потеснившей народную культуру.

    В современном обществе происходит смещение центра культурного и духовного влияния на людей от школ, вузов, классического искусства и церкви к моде и телевидению. Вместе они становятся определяющим ядром культуры и всей современной жизни людей, выполняя ту роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука.

    В целом, современная культура становится все более упрощенной.


Для социолога, культура общества - это система ценностей, представлений о жизни и образцов поведения, общая для людей, связанных одним определенным образом жизни. (Н. Смелзер)

Культура - система регулирующих механизмов, во многом управляющих человеческим поведением. Муравьи, птицы и другие общественные насекомые и животные обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу, строить жилище и т.п. Они обладают и некоторыми социальными навыками - у них есть иерархия, разделение функций при коллективных действиях и т.п. Но принято считать, что культуры у них нет, культура - это чисто человеческий образ жизни! Потому что, человеческое поведение менее обусловлено генетически, у человека есть некоторые врожденные рефлексы, но во всем остальном значительную роль играет именно приобретенная культура.

Культура формируется длительное время и в основном стихийно, усваивается бессознательно. Но культуре и обучаются, ее воспроизводят и передают. Присвоение культуры - основа процесса социализации. Формирование личности и есть результат усвоения ценностей, норм, верований, правил, законов, символов и т.п.

Составные части культуры

Н.Смелзер выделяет четыре основные части культуры:

Понятия. Они содержатся главным образом в языке. В одной культуре может быть всего 300 понятий, в другой же – 300000 понятий. В них упорядочивается опыт людей, алгоритмы деятельности. В разных культурах одни и те же понятия могут иметь разный смысл.

Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но так же выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве, во времени, в причинно-следственной обусловленности. Например, в одной культуре понимают, что Земля вращается вокруг Солнца, в другой - наоборот.

Ценности. Это общепринятые убеждения относительно того, что должно почитаться, уважаться, относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они - основа нравственных принципов. В разных культурах разные ценности.

Нормы. Это правила, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Где есть нормы, там всегда есть и санкции (наказания и поощрения), способствующие соблюдению норм.

В целом, можно выразиться так: культура содержит образцы, помогающие решить что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (как это связано), как относиться к тому, что есть и может быть (ценности), как это делать (нормы).

Как формируются эти базисные элементы культуры? На основе представлений об устройстве мира и месте человека в нем (изначально это представление дает религия, потом наука) формируются ценности. Ценности - разделяемые большинством людей представления о том, что должно почитаться, уважаться, о целях, к которым нужно стремиться. Ценности - то, что не подвергается сомнению. Это не писанные предписания, но о них практически все люди данной культуры знают. Правда, не все люди ими руководствуются. Поэтому социологи говорят, что ценности - это то, что относится к социуму, а у человека - ценностные ориентации, то есть то, что ориентирует лично его на то или иное поведение, что определяет его личный выбор в критических ситуациях. Далее складываются социокультурные нормы.

Социокультурные нормы - требования к деятельности и отношениям индивидов, групп. Они складываются исторически и всегда выражают какую-то общественную необходимость, обусловлены объективными условиями. В социокультурных нормах более, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступать определенным образом. Культурные нормы: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы. Как они складываются?

Привычка - психологическая склонность человека повторять одни и те же действия в аналогичных ситуациях. Сначала они формируются у отдельных людей, потом перенимаются группами людей и становятся коллективными привычками.

Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Потом обычаи, уже как массовые образцы действий передаются из поколения в поколение, то есть превращаются в традиции. К нарушителям обычаев уже применяют санкции.

Нравы - это обычаи, приобретающие моральное значение. Близкое к нравам понятие мораль - совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде добра или зла, справедливости и т.п. Безнравственно оскорблять старших, бить женщину, обижать слабых. Для верующего безнравственно не ходить в церковь, но для неверующего это не так. То есть, в разных субкультурах понятия о нравственном могут и различаться.

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном порядке. Эта разновидность социокультурных норм требует уже безусловного подчинения.

Разнообразие культурных форм

Традиционно считали, что есть высокая культура (изящная, классика...) для элиты, народная (сказки, фольклер, мифы...) для остальных. С появлением СМИ (газет, радио, и особенно телевидения) появилась массовая культура. Она не связана с региональными, этническими, религиозными и др. особенностями. Ее продукция стандартна, рассчитана на массового “среднего” потребителя, поэтому и “среднего” качества. Есть основания полагать, что ее влияние на человека уже сравнимо с влиянием семьи на ребенка и что ее влияние на детей скорее негативно.

Субкультура

Это система ценностей, норм, представлений, характерная для определенных социальных групп, отличающихся от общепринятых. Формируется она под влиянием различных факторов - этнических, религиозных, места жительства и т.п. и сильно влияет на личность членов группы. Есть субкультуры молодежи и пожилых, мужчин и женщин, богатых и бедных, православных и мусульман, русских и евреев и т.д. и т.п.

Контркультура - разновидность субкультуры, находящаяся в конфликте с господствующей, общепринятой (например, у криминальной молодежи).

Поскольку даже в одном в обществе различные социальные группы имеют различные условия жизнедеятельности, в обществе всегда имеется множество субкультур.

Культурные универсалии

Это универсальные черты, свойственные всем культурам. Дж. Мердок выделил более 70 таких культурных универсалий: танцы, спорт, приготовление пищи, гигиена, запрет кровосмешения, правительство, украшения, образование, совместный труд, законы, личное имя, музыка, траур, празднества, язык, гадание, ухаживания, учение о душе, шутки, обращения с беременными, приветствия, этикет и т.п.

Отношение к чужим культурам

Можно выделить два полярно различающихся вида отношения к другим культурам - культурный этноцентризм и культурный релятивизм.

Культурный этноцентризм - тенденция судить о других культурах с позиции изначального превосходства собственной. Почему миссионеры, стремятся обратить варваров в свою веру? Потому что полагают, что их собственная культура выше, лучше, правильнее и пр.

Однако важно понимать, что какими бы красивыми словами не оправдывался этноцентризм, в его основе всегда одно - ксенофобия (страх, неприязнь к чужим взглядам и обычаям). На самом деле не бывает культур лучших или худших, правильных или не правильных - они просто разные! Особенности каждой культуры определяются особенностями ее формирования - природно-географическими, религиозными, экономическими, традициями и пр.

Культурный релятивизм - утверждает, что чужую культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте.

Не торопитесь осуждать или критиковать чужую культуру! Сначала постарайтесь понять ее. Вас никто не заставит любить другую культуру, но уважайте ее самобытность, и находясь в чужой культуре ведите себя так, чтобы не нарушать ее ценности, правила. А если чужая культура, защищаясь, нанесет урон вам, то поймите, что “виновата” не она...

Этот тип отношения к чужой культуре более способствует пониманию тонких различий между близкими культурами.

Каждая культура формирует у людей чувства принадлежности к «своей» группе, укрепляет солидарность, но может быть причиной конфликтов с другими группами.

Культурная статика и динамика

Культурная статика - элементы и комплексы, описывающие культуру в покое. Элемент культуры - неделимая единица поведенческого образца или материального продукта. Культурный комплекс - совокупность элементов, функционально связанных между собой.

Элементы культуры: Культурные комплексы:

Галстук ношение галстука

Мяч игра в футбол

Езда по правой стороне дороги, правила дорожного движения

Поцелуй, как форма приветствия светский прием

Материальная и нематериальная культура

Элементы культуры бывают материальные и нематериальные. Совокупность первых создает материальную культуру (физические объекты, созданные людьми - книги, храмы, украшения, оружие и пр.) Физические предметы, созданные людьми и имеющие определенное символическое значение, выполняющие определенную функцию и представляющие известную ценность для группы или общества называют артефактами.

Совокупность нематериальных культурных единиц и комплексов - образует нематериальную или духовную культуру (ценности, законы, ритуалы, символы, знания, язык и пр.) Их нельзя потрогать, увидеть, услышать, но они существуют в нашем сознании, поддерживаются нашим общением, являются неотъемлемой частью культуры. Это тоже артефакты, созданные разумом и чувствами. Попробуй нарушить эти элементы культуры - и тут же ощутишь на себе их мощь!

Культурная динамика - описывает культуру в движении. Это механизмы, процессы, описывающие трансформацию культуры. Здесь первокирпичики: открытия и изобретения. Изобретение - новая комбинация известных элементов и комплексов. Открытие - получение принципиально новых знаний о мире. Ранее неизвестное в соединении со старым порождает новые элементы и комплексы.

Язык

Всегда занимает важное место в культуре. Есть вербальный и невербальный язык. Все элементы культуры могут быть выражены в языке.

Язык - это система коммуникации, осуществляемая посредством звуков, символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык - явления социальное, им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, общения. Язык организует опыт людей. Коммуникация возможна, только если есть однозначно понимаемые значения. Язык способен сплачивать и разобщать людей.

Культура национальная, профессиональная, организационная

Различают культуру национальную, особенности которой всегда уходят корнями в исторически сложившиеся условия жизни людей (естественно-географические, экономические и политические). Она проявляется в таких особенностях, как соотношение духовных и материальных ценностей, значение религии, отношение к другим культурам, уважение к женщине, уважение к возрасту и старшинству, критерии успеха в обществе и т.п.

Общие особенности культур выделил голландский социолог Ховстеде и обратил внимание, что национальные культуры весьма различаются по признакам:

Властная дистанция (в США и Голландии не большая, а в России и Франции - большая),

- “коллективизм- индивидуализм” (в Западных культурах ближе к индивидуализму, в России - к коллективизму)

- “уровень ценностей” в Голландии мал, в России - очень велик (мы всегда склонны к великим идеям, масштабным планам и пр.)

Тревожность о будущем (в США мала, у нас велика: мы всегда хотим определенности, детальности будущего, склонны верить тем, кто “краше” нарисует близкое будущее, больше наобещает...)

Организационная культура - оригинальная смесь ценностей, традиций, форм поведения, и т.п., присущих какой-либо организации, учреждению, предприятию. Она тоже обычно имеет свою историю - сколько лет существует эта организация, какова ее “материнская” кампания, кто стоял у ее истоков, какие идеи и ценности доминируют сейчас и пр. На оргкультуру всегда влияет национальная культура.

Культура профессиональная - особенности ценностей, норм поведения и пр, разделяемые людьми одной профессии, во многом определяется полученным профессиональным образованием, содержанием работы, ее ролью в обществе. Менее зависит от национальной культуры, способствует взаимопониманию представителей разных национальностей, но одной профессии.

Культурный конфликт

Можно выделить по крайней мере 3 вида конфликтов, связанных с развитием культуры:

Аномия (Э.Дюркгейм) нарушение единства культуры, в связи с отсутствием (или потерей) ясно сформулированных социальных норм. В состоянии аномии может находиться общество в целом или отдельные социальные группы (например, во время революций, когда быстро и резко меняются привычные представления, нормы, отношения и теряется привычное понимание всеми “что такое хорошо и что такое плохо”). В состояние аномии попадает и каждый из нас, если попадает в незнакомую или малознакомую культурную среду (в чужую страну, в другой коллектив или семью).

Культурное запаздывание (Огборн), когда перемены в материальной культуре опережают перемены в ее духовной составляющей, что всегда чревато социальными проблемами.

Чуждое влияние (при вторжении одной культуры в другую). Каждая культура защищается посредством своих носителей и всеми доступными для нее средствами.