Леже художник картины. Постеры, pепродукции картин известных художников в высоком разрешении хорошем качестве, клипарт и фотографии большого размера для скачивания

У меня есть удачный и интересный пост про знаменитого
французского Тубиста (его собственный стиль-Тубизм) Фернана Леже. Я люблю его работы больше,
чем классический кубизм всех периодов кубизма. Я сам иногда не только смотрю на репродукции в
этом посте, но даже читаю собственный текст. Я не писал много, чтобы вас не напугать.
Замечательный коммунист! (Замечательный, не потому что коммунист.)
Но если вам не подходит авангард 20 века, то не позорьте себя осуждением того, чего вы не понимаете.
Просто проходите прямо и сразу, после заслонки, направо. К МЕДВЕДЯМ ("Утро в сосновом лесу")
Шишкина Иван Ивановича и к портрету Марьи Ивановны Лопухиной работы товарища Боровиковского,
Владимира Лукича.

А то вдруг, возьмите и попробуйте ПРОЧУВСТВОВАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ и ПОНЯТЬ!
Фернан Леже -- замечательный.
=======================
Лидер авангарда и тот самый художник
чью одежду донашивал Сергей Довлатов.

Женщина

с кошкой

1921

Конечно, основателями кубизма были Пикассо и Брак. Но Леже
и ещё один художник, считаются вместе с Браком и

Пикассо теми кто развивал и создавал кубизм.

Между прочими интересный портрет дамы с кошкой.



Женщины в интерьере 1921 Леже, Фернан

Я набрал почти все работы, чтобы они были несложные для понимания.

Парочку я объясню, чтобы появилось ощущение того, что к чему и куда.

Но насиловать себя ни в коем случае не стоит. Если не хочется узнать про кубизм,

значит и не надо. Значит вам этот стиль не подходит.



Строители 1951

Между прочим я помню советские, уже послесталинские конечно,
плакаты именно о стройке, на которых было заметно влияние этой работы. Наверное не только
при Хрущёве, но ещё больше при Брежневе.
Дело в том, что Леже стал коммунистом. На год позже Пикассо. Пикассо вступил в ФКП
через два месяца после освобождения
Парижа, в октябре 1944 года. А Леже вернулся из Америки только в 1945 году.
И в этом же году стал коммунистом.
Коммунисту наверное можно было подражать. Но только в плакате. Никто особенно не
стремился вводить кубизм и последующие авангарды в СССР.



Обнажённые в лесу. (1909-1910) Nudes in the Forest

Уже в первые годы кубизма, Леже создал его собственный вид кубизма.
Начиная с этой работы "Обнажённые в лесу". Кубизм Леже назвали ТУБИЗМ, от слова труба.



Леже, Фернан; Пересечение железных дорог 1919 The railway crossing

Вот что мне нравится. Какая динамика.Конечно, может быть это мне так подходит, а не другим.
Первая Мировая Война оказала влияние на все виды искусства и литературы. И какое же это было влияние!!
Ещё в 1915 году, в Швейцарии, собравшиеся там художники и писатели, и кто хотите создали дадаизм.
Дадаизм
был и практически стал антикультурой. Так на них повлияла неслыханная по страданиям и убийствам война.
Они полностью разочаровались в цивилизации и в культуре.
Леже страшно отравился горчичным газом в германской газовой атаке в битве под Верданом.
Он выжил чудом. В 1916 году его комиссовали под чистую



Механик, 1920
Леже, Фернан; (1881—1955)

Леже пришел к другим результатам.
Он стал верить в индустриализацию, в то, что применение везде и всюду машин
и таких же достижений человека, излечит человечество от последствий ПМВ.
Начиная этой работы, "Механик" Леже стал писать индустриальное,
малоэмоциональное человечество.



Леже, Фернан; Три женщины (1921-22)

Эти обнажённые женщины написаны как почти беспристрастные куклы.
И даже их кожу он написал как искусственную.Это стало новым искусством Леже.
Уже в 40-х он объяснил, что человек должен стать объектом живописи
и перестать быть субъектом. Это он и делал.



Леже, Фернан. Развлечения.(Посвящение Луи Давиду) 1948-1949

Когда-то были в моде книжки--"Физики шутят". Здесь--"Художники шутят"



Леже, Фернан; Город 1919 The City, MoMA

Это тоже удачная работы на мой взгляд. Теперь, когда вы знаете идею Леже,
попробуйте оценить для себя эту работу. Идея простая. Индустриализация и город.



Bargeman, 1918 by Fernand Leger

Эту работу я немного расскажу. То есть постараюсь объяснить.
Она примерно называется--Моряк, который работает на барже.--
Посмотрите направо и вглубину налево. Вы видите дома. Леже написал баржу,
на которой этот
моряк проходит через Париж по реке Сене.Не бойтесь авангарда.
Вы видите как это просто.
Но использован современный тому времени стиль. Поэтому мы не видим моряка
на барже, а только его руки, которые заканчиваются какими-то спец стальными когтями.
Может быть мы видим и усатое лицо моряка. Посередине картины, чуть-чуть левее центра.
Вполне возможно. То что шея предполагается и находится значительно выше не имеет значения.
В Кубизме и в Тубизме голова совсем не обязана сидеть на шее. НОРМАЛЬНО.
Если художнику нужно было, то голова могла находится как раз там, откуда ноги растут.
Правда я не помню такого, но почему бы и нет, если надо?

Посмотрите налево к краю картины и как раз, примерно, посередине левого края.
Баржа идёт по Сене. Вы видите? Ничего особенного, правда?



Три девушки на красном фоне. (композиция с тремя женщинами) 1927
Леже был поздний. Он начал по-настоящему учиться
только после армии. Поэтому он стал
самостоятельным художником только в 25 лет. Сначала он учился на
архитектора. В 1920-м году Леже
познакомился с Корбюзье. Это стало дружбой на всю жизнь.



Леже, Фернан.Витраж

Леже был по-настоящему талант.
Он был успешный кроме живописи, ещё и в кино и в скульптуре. Ещё между войнами он сделал
интерьер квартиры Нельсона Рокфеллера.
В начале 50-х его работами украсило свою штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.


Леже, Фернан, Натюрморт с пивной кружкой. 1921

Fernand Leger, Still Life with a Beer Mug

Жена артиста Черкасова хорошо знала последнюю, русскую жену Леже. Когда стали потихоньку
выпускать на пару дней за границу, она, Черкасова, побывала в Париже и привезла (она дружила
с матерью Довлатова) Довлатову кожаную куртку Леже. Она была вся замасленая и в пятнах,
и даже потёртая. Довлатов собирался обидеться на подарок. Но когда он услышал, чья была куртка,
он её берёг, но тем ни менее носил везде.
Но Довлатов, как и мы, вырос, в стране Советов, и он не оценил по-настоящему роли Леже в
мировой живописи. Довлатов всё это, описал, в рассказе--"Чемодан"--почитайте. Хорошо читается.



Адам и Ева. 1934 Adam and Eve.


Курильщики 1912

Довлатов очень хорошо мыслил. Он не разобрался в Леже и не оценил его правильно.
Наверное, потому что ему не нужно было.



Сад моей матери. 1905.


Фернан Леже Три Сестры


Fernand Leger Строители. The Builders


Это вторая работа--"Строители". Как и та первая, она оказала заметное влияние
на советский плакат. Я бы даже сказал, что наверное эти две работы "СТРОИТЕЛИ" больше
повлияли на плакат Брежневского времени, чем Хрущёвского. Немного странновато, но пути
Господни и пути товарища Суслова, неисповедимы.
Всё! Дочитывайте сами.


Солдат с трубкой.

Печатник

Леже, Фернан(1881—1955)Fernand Leger

Самая дорогая работа Леже, была продана пару лет назад, за больше чем 22 мллиона американских долларов.

Леже, Фернан(1881-1955)Fernand Leger
умер 17 августа 1955 года.
Он не дожил до 75 лет меньше чем 6 месяцев
.

Фернан Леже и его искусство, стали предтечей ПОП-АРТ.
ПОП-АРТ это не поп-культура. Не путайте сами себя. Нажмите
у меня в метках--- Поп-арт--- и прочтите статью с иллюстрациями.

Вениамин.

У меня есть удачный и интересный пост про знаменитого
французского Тубиста (его собственный стиль-Тубизм) Фернана Леже. Я люблю его работы больше, чем классический кубизм всех периодов кубизма.
Я сам иногда не только смотрю на репродукции в этом посте, но даже читаю собственный текст. Я не писал много, чтобы вас не напугать.
Замечательный коммунист! (Замечательный не потому что коммунист.) Но если вам не подходит авангард 20 века, то не позорьте себя осуждением того, чего вы не понимаете.
Просто проходите прямо и сразу, после заслонки, направо. К МЕДВЕДЯМ ("Утро в сосновом лесу") Шишкина Иван Ивановича и Константина Аполлоновича Савицкого
и дальше к вечно-зелёному портрету русской Джоконды, Марьи Ивановны Лопухиной работы товарища Боровиковского, Владимира Лукича.

А то вдруг, возьмите и попробуйте ПРОЧУВСТВОВАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ и ПОНЯТЬ!
Фернан Леже -- замечательный.

Просто замечательный Фернан Леже и его тубизм.(1881-1955)
Лидер авангарда и тот самый художник
чью одежду донашивал Сергей Довлатов.


Женщина с кошкой. 1921

Конечно, основателями кубизма были Пикассо и Брак. Но Леже
и ещё один художник считаются вместе с Браком и Пикассо теми кто развивал и создавал кубизм.
Между прочим, интересный портрет дамы с кошкой.


Женщины в интерьере 1921, Леже, Фернан

Я набрал почти все работы, чтобы они были несложные для понимания. Парочку я объясню, чтобы появилось ощущение того, что к чему и куда.
Но насиловать себя ни в коем случае не стоит. Если не хочется узнать про кубизм,значит и не надо. Значит вам этот стиль не подходит.


Строители 1951

Между прочим я помню советские, уже послесталинские конечно,
плакаты именно о стройке, на которых было заметно влияние этой работы. Наверное не только
при Хрущёве, но ещё больше при Брежневе.
Дело в том, что Леже стал коммунистом. На год позже Пикассо. Пикассо вступил в ФКП
через два месяца после освобождения
Парижа, в октябре 1944 года. А Леже вернулся из Америки только в 1945 году.
И в этом же году стал коммунистом.
Коммунисту наверное можно было подражать. Но только в плакате. Никто особенно не
стремился вводить кубизм и последующие авангарды в СССР.


Обнажённые в лесу. (1909-1910) Nudes in the Forest

Уже в первые годы кубизма, Леже создал его собственный вид кубизма.
Начиная с этой работы "Обнажённые в лесу". Кубизм Леже назвали ТУБИЗМ, от слова труба.


Леже, Фернан; Пересечение железных дорог 1919 The railway crossing

Вот что мне нравится. Какая динамика.Конечно, может быть это мне так подходит, а не другим.
Первая Мировая Война оказала влияние на все виды искусства и литературы. И какое же это было влияние!!
Ещё в 1915 году, в Швейцарии, собравшиеся там художники и писатели, и кто хотите создали дадаизм.
Дадаизм
был и практически стал антикультурой. Так на них повлияла неслыханная по страданиям и убийствам война.
Они полностью разочаровались в цивилизации и в культуре.
Леже страшно отравился горчичным газом в германской газовой атаке в битве под Верданом.
Он выжил чудом. В 1916 году его комиссовали под чистую


Механик, 1920 Леже, Фернан; (1881—1955)

Леже пришел к другим результатам.
Он стал верить в индустриализацию, в то, что применение везде и всюду машин
и таких же достижений человека, излечит человечество от последствий ПМВ.
Начиная с этой работы, "Механик" Леже стал писать индустриальное,
малоэмоциональное человечество.


Леже, Фернан; Три женщины (1921-22)

Эти обнажённые женщины написаны как почти беспристрастные куклы.
И даже их кожу он написал как искусственную. Это стало новым искусством Леже.
Уже в 40-х он объяснил, что человек должен стать объектом живописи
и перестать быть субъектом. Это он и делал. Посмотрите. Это ещё только начало двадцатых, но тем ни менее мы видим и чувствуем
что эти женщины есть полноценная часть композиции, но уже не совсем главная.
Фигурная часть композиции Леже ещё не стала совсем, но уже становилась объектом как и детали интерьера.
И здесь совсем не имеет значения, что только сидящую даму мы видим в полном теле, а у остальных присутствуют только нужные
для Леже анатомические детали. Забудьте и не ворчите, что это не искусство.
Ответьте сами себе честно:
Когда вы смотрите вы воспринимаете их как женщин, несмотря на анатомическую недостачу?
Вообще-то это совсем просто для каждого с развитым царством ассоциаций в подсознании. Меня немало удивляет, когда дипломированные и остепенённые
не могут понять развитое искусство. А может просто не хотят, или советское образование было такой же фальшивкой как и гимназии?
Пошлить и говорить скабрезности не надо. Не подходит, проходите к Марье Ивановне Лопухиной.


Леже, Фернан. Развлечения.(Посвящение Луи Давиду) 1948-1949

Когда-то были в моде книжки--"Физики шутят". Здесь--"Художники шутят"


Леже, Фернан; Город 1919 The City, MoMA, Нью-Йорк

Это тоже удачная работа на мой взгляд. Теперь, когда вы знаете идею Леже,
попробуйте оценить для себя эту работу. Идея простая. Индустриализация и город.
Я когда в первый раз увидел, то услышал гудки и всякие недовольные крики в городской пробке на дороге. АГА!
Удивительное было дело.
Сейчас в первый раз рассказал. Примерно, стеснялся. Даже тормоза визжали.
Чтоб Мишка Вербицкий забыл все доказательства теоремы Торрелли и оставил голодными его талантливых деток,
если я не слышал бибиканье и визг тормозов.


Bargeman, 1918 by Fernand Leger

Эту работу я немного расскажу. То есть постараюсь объяснить. Она примерно называется--Моряк, который работает на барже.--
Посмотрите направо и вглубину налево. Вы видите дома. Леже написал баржу, на которой этот моряк проходит через Париж по реке Сене.Не бойтесь авангарда.
Вы видите как это просто. Но использован современный тому времени стиль. Поэтому мы не видим моряка на барже, а только его руки, которые заканчиваются какими-то
спец.стальными когтями.
Может быть мы видим и усатое лицо моряка. Посередине картины, чуть-чуть левее центра. Вполне возможно. То что шея предполагается и находится значительно выше не имеет значения.
В Кубизме и в Тубизме голова совсем не обязана сидеть на шее. НОРМАЛЬНО. Если художнику нужно было, то голова могла находится как раз там, откуда ноги растут.
Правда я не помню такого, но почему бы и нет, если надо?

Посмотрите налево к краю картины и как раз, примерно, посередине левого края. Баржа идёт по Сене. Вы видите? Ничего особенного, правда?


Три девушки на красном фоне. (композиция с тремя женщинами) 1927

Леже был поздний. Он начал по-настоящему учиться
только после армии. Поэтому он стал
самостоятельным художником только в 25 лет. Сначала он учился на
архитектора. В 1920-м году Леже познакомился с Корбюзье. Это стало дружбой на всю жизнь.


Леже, Фернан.Витраж

Леже был по-настоящему талант.
Он был успешный кроме живописи, ещё и в кино и в скульптуре. Ещё между войнами он сделал интерьер квартиры Нельсона Рокфеллера.
В начале 50-х его работами украсило свою штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке.


Леже, Фернан, Натюрморт с пивной кружкой. 1921 Fernand Leger, Still Life with a Beer Mug

Жена артиста Черкасова хорошо знала последнюю, русскую жену Леже. Когда стали потихоньку выпускать на пару дней за границу, она, Черкасова,
побывала в Париже и привезла (она дружила с матерью Довлатова) Довлатову кожаную куртку Леже. Она была вся замасленая и в пятнах, и даже потёртая. Довлатов собирался обидеться
на подарок. Но когда он услышал, чья была куртка, он её берёг, но тем ни менее носил везде.
Но Довлатов, как и мы, вырос в стране Советов, и он не оценил по-настоящему роли Леже в мировой живописи. Довлатов всё это, описал,
в рассказе--"Чемодан"--почитайте. Хорошо читается.


Адам и Ева. 1934 Adam and Eve.


Курильщики 1912

Довлатов очень хорошо мыслил. Он не разобрался в Леже и не оценил его правильно. Наверное, потому что ему не нужно было.
Аж дым идёт, или вы не видите? Ниже будет солдат-курвец и там уж точно дымит из трубки и вокруг него.



Сад моей матери. 1905.

Я специально вставил одну, докубистическую работу, чтобы вам было с чем сравнивать. Примерно так.
Это работа, которую Леже сделал до наступления в его душе тубизма. До начала кубизма, то есть до того что сделали Брак и Пикассо в 1907 году, было ещё два года.
Мы видим, чуть изменившийся к тому времени, и наверное всё ещё модный, стиль по имени "ПУАНТилизм". От слова ТОЧКА. Балерина стоит на ПУАНТах, на
одной точке этих тапочек. Вводная картина на самом верху страницы моего блога на ЖЖ, - три обнажённые модели художника,- есть одна из самых
классических работ в пуантилизме, созданнная основателем этого стиля, которого звали Жорж-Пьер Сёра.


Фернан Леже. Три Сестры

Вы смотрите и не стесняйтесь, если вам кажется, что это слишком сложно для вашего восприятия. Посмотрите ещё раз, ядрёна мама!
И вы восхититесь. Это прекрасная работа.


Fernand Leger. Строители. The Builders

Это вторая работа--"Строители". Как и та первая, она оказала заметное влияние
на советский плакат. Я бы даже сказал, что наверное эти две работы "СТРОИТЕЛИ" больше
повлияли на плакат Брежневского времени, чем Хрущёвского. Немного странновато, но пути Господни и пути товарища Суслова, неисповедимы.
Всё! Дочитывайте сами.


Солдат с трубкой.

Ладно. Я впервые помещаю подходящую сравнительную штуку к этой работе Леже, которую я усёк очень давно,
но никак не собрался сделать. Не полностью, но помещаю. Без немцев.


Отдыхающий солдат. 1911 г. Ларионов, Михаил Фёдорович (1881-1964)


Что же мы видим, когда смотрим? Мы видим трёх солдат-курвецов, написанных двумя талантами: русским и французским. Интересно что Ларионов написал эти разностилевые работы в одном и том же,
в 1911 году. Михаил Фёдорович Ларионов и в немалой степени его жена, Наталья Сергеевна Гончарова были основателями русского замечательного авангарда. Русский авангард был замечательный,
когда искусство ещё жило без идеологии, само по себе.
Ларионов с Гончаровой жили во Франции и потом в Париже с 1915 года.

Они не были белоэмигрантами. Но они уже стали ненаши(sic). И нам рассказывали, что самый цимес авангарда в живописи создал как раз товарищ Маяковский, сбоку немного упоминали Бурлюков и
автора отвратительной иконы (никаких шуток) для XVII съезда партии, съезда Победителей, Илью Машкова.
Я ничего не скажу. Я сделал своё дело. Увидел и объединил эти три интересные работы. Теперь вы сами посмотрите на все три работы и вы увидите солдата в дыму не только у Ларионова, но и у Леже.
Вы обязательно увидите. Вы видите, вы чувствуете солдата?


Печатник. Леже, Фернан(1881—1955)Fernand Leger

Одна работа Леже, была продана несколько лет назад, за больше чем 22 миллиона американских долларов.
Последняя самая большая продажа в 2008-ом году принесла за "Этюд женщины в голубом" (1912–13) (Étude pour la femme en bleu) больше
чем 39 (тридцать девять) миллионов долларов (USA).

Эти безумные цены за искусство - отвратительны. И они окончательно убивают живопись, которая уже перестала быть искусством верхнего ряда.

Леже, Фернан(1881-1955)Fernand Leger умер 17 августа 1955 года.
Он не дожил до 75 лет меньше чем 6 месяцев

Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма.

Жозеф Фернан Анри Леже родился 4 февраля 1881-го года в городе Аржантан в Нормандии, на северо-западе Франции. Его отец торговал скотом, но умер, когда сыну исполнилось 4 года, поэтому мать воспитывала его одна. Живя в Аржантане, Фернан учился в местном колледже, потом в церковной школе в Теншебре. В 17 лет брал уроки у архитектора в Канне.

Как почти все успешные французские художники того времени, в 1900-м году отправился в Париж, где работал чертёжником у другого архитектора. Оттуда в 1902-м году будущий художник отправился на военную службу во 2-й сапёрный полк в Версале.

После службы Фернану Леже не удаётся поступить в Высшую школу изобразительных искусств, но его принимают в Высшую школу декоративного искусства. Также он становится вольным слушателем курсов живописцев Габриэля Феррье и скульптора Леона Жерома. Также посещал Лувр, где копировал полотна старых мастеров, изучая классические приёмы живописи.

. "Адам и Ева"

В 1910-м попал в объединение кубистов «Золотое сечение», после чего уничтожил все свои предыдущие работы. Отныне в его полотен исчезает анатомическая реалистичность фигур, их заменяют кубические и цилиндрические формы. Цветовая гамма также становиться более спокойной, на картинах преобладают оттенки серого. Это новое направление было принято публикой очень благосклонно в салоне «Независимых» в 1911-м году, где был выделен отдельный «зал кубистов».

"Обнажённые в лесу"

измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление. Его композиции… это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. Строгий художник, увлекается этой затрагивающей биологию глубинной стороной живописи, которую предчувствовали Микеланджело и Леонардо», - писал после выставки один из критиков.

Параллельно с экспериментами в кубизме, занимался керамикой, дизайном одежды и ковров, книжными иллюстрациями, работал в декоратором в театре и в кино.

В 1914-м году художник был мобилизован в сапёрные войска. На фронте рисовал даже в траншеях. В 1916-м году во время транспортировки раненых был отравлен немецким газом, но выжил. После госпиталя и увольнения возвращается к живописи.

Война довольно сильно повлияла на художника. Переосмыслив свою живопись вновь, он твёрдо решил отныне использовать только чистые локальные цвета и большие объёмы, отказавшись от серости палитры в угоду общественным вкусам.

Одним из главных законов в живописи Фернана Леже были законы контрастов, которых он достигал путём использования чётких чертёжных линий и условной штриховки. Сам Леже говорил: «Стремясь достигнуть состояния пластической напряжённости, я применяю закон контрастов, которых вечен как средство отражения жизни. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета. Я противопоставляю прямые кривым, поверхности плоскостные - поверхностям моделированным, тона в оттенках - тонам локальным».

Любимыми сюжетами Фернана Леже являются люди в городе, машины и механизмы.

. "Большие чёрные ныряльщики".

В 1930-х годаз много путешествовал. А также занимался оформлением монументальных зданий, например, зал физической культуры для Всемирной выставки в Брюсселе, оформлял массовые праздники.

С началом Первой мировой войны переехал в США. Там он работал гораздо плодотворнее, в целом за годы эмиграции создав около 120-ти полотен. Также преподавал в Йельском университете.

После возвращения в освобождённую Францию у художника наступает пик творчества. Он с упоением рисует быт рабочих. Самая яркое полотно этого периода - картина «Строители» 1950-го года.

. "Строители". 1950

умер в 1955-м году. Стараниями его второй жены Нади Леже и его друзей, был основан мемориальный музей художника в городе Бьо. Фасад здания музея украшает огромная, 400 кв м, композиция из керамики, созданная по проекту самого Фернана Леже .

Материал подготовила: Юлия Сидимянцева

Ф ернан Леже был одним из редких мастеров прошлого века, сохранивших верность фигуративной живописи и интерес к жанровым сюжетам. Применяя к жанровой живописи словарь выразительных средств, заимствованных из художественных движений ХХ века, он сумел в этой области оставаться современным художником.

Несмотря на то что работы Леже несут большую степень обобщения и декоративной трансформации мотива, поводом для них всегда служили жизненные впечатления. Тему строительства, занимавшую его в начале 1950-х годов, «спровоцировал» случай, о котором сам художник вспоминал: «Эта идея пришла мне по пути в Шеврез. Около дороги сооружались три вышки линий высокого напряжения. На них громоздились работающие люди. Я был поражен контрастом между этими людьми, металлической архитектурой, облаками и небом».

Фернан Леже. Строители. 1951. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Языком лаконичных, четких линий и форм художник выражает ясную, но емкую мысль - человек в его отношениях с природой и техникой. Техническая революция в ХХ веке создала новую среду обитания человека, во многом нарушив его гармонические связи с природой, и индустрия постоянно присутствует в размышлениях и произведениях многих мастеров. Однако Леже находит гармоничное сочетание природного и технического в окружении человека. Яркие, активные цвета создают в целом мажорное настроение. В конечном счете творчество Леже привило вкус к новым формам и ритмам индустриальной эпохи, эстетически осмыслило мир технических преобразований.

Три женщины. 1921. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Большой парад. 1954. Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк

Масштабность, монументальный размах в сочетании с пластической ясностью и чувством декоративного, присущие искусству Леже, позволяют произведениям художника органично сочетаться с современной архитектурой, вписываться в ее пространства. Лучшее доказательство тому - гобелены по картинам Леже, украшающие многие современные интерьеры.

Фернан ЛЕЖЕ (Fernand Le"ger, 1881–1955), французский живописец, скульптор, график, керамист и декоратор, родился в семье нормандского крестьянина. Получил разностороннее художественное образование: архитектурное, дизайнерское и живописное. В юности создавал немногоцветные (почти гризайль) произведения в модной кубистической манере.

В 1914–1916 гг. Леже воевал на фронте в саперных войсках. После войны вернулся к творчеству, приближаясь в своих новых работах к абстракционизму.

В 1920 г. Леже познакомился с художником А. Озенфаном и архитектором Л. Корбюзье, создателями пуризма (от франц. pur – чистый) , которые в манифесте «После кубизма» призывали к созданию простой, функциональной живописи и архитектуры.

В это время, увлеченный проблемами синтеза искусств, Леже участвовал в разработке и реализации многих проектов в области архитектуры, оформительского искусства, дизайна, сценографии, кино («Механический балет», 1924), книжной графики.

В конце 1920-х гг. техницизм образов в творчестве Леже видоизменяется, смягчается, приближается к наивному искусству.

В 1930-е г. Леже создает крупные монументальные работы: оформление зала физической культуры на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), живописное панно для Дворца открытий на Всемирной выставке в Париже (1937), оформление профсоюзного празднества на парижском Зимнем велодроме (1937), росписи апартаментов Рокфеллера в Нью-Йорке (1938).

В 1940–1945 гг. Леже жил и преподавал в США. Вернувшись после войны во Францию, вступил в коммунистическую партию. Композиции этого времени на темы труда и досуга рабочих благодаря наложению цветовых пятен на контурный рисунок напоминают витражи.

Фернан Леже мечтал увидеть свои работы на стенах домов и школ, и его мечта об общедоступном искусстве осуществилась. Одна за другой появились: мозаики и витражи для церкви в Плато-д’Асси (1947–1949), мозаики для крипты памятника американцам в Бастони (Бельгия, 1951), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), витражи для церкви в Курфевре (1954), настенная роспись здания Газ де Франс в Альфорвилле (1955).

1881 - 1955
французский художник-экспрессионист. Родился в 1881 году во Франции, в Аржантане. Леже получил двухлетнее архитектурное образование, позднее был вольным слушателем Школы изящных искусств в Париже. Начиная с 1910, Леже - активный участник салона des Independants. Его ранние картины ("Обнаженные в лесу", "Сидящая женщина") написаны в стиле кубизма. *** Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма. Участие Леже в первой мировой войне повлияло на стиль его последующих работ. В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов, изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах. "Город" - одна из его наиболее примечательных картин в этом плане. Работы Леже оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе. В середине ХХ века Леже имел успех и как художник декоративно- прикладного искусства, и как скульптор. Создавая мозаику, керамику и гобелены, он также использовал принципы конструктивизма. В своих последних картинах Леже использовал выделение и наложение монохромного цвета в композиции. "Большой Парад", одна из его последних картин - монументальный пример этого оригинального стиля.