М. А. Булгаков. Белая гвардия. Нравственный выбор. Проблема равенства всех людей перед Богом

«Белая гвардия» Булгакова М.А.

Роман М. Булгакова «Белая гвардия» был написан в 1923— 1925 годах. В то время писатель считал эту книгу главной в своей судьбе, говорил, что от этого романа «небу станет жарко». Спустя годы он называл его «неудавшимся». Возможно, писатель имел в виду, что той эпопеи в духе Л.Н. Толстого, которую он хотел создать, не получилось.

Булгаков был свидетелем революционных событий на Украине. Свой взгляд на пережитое он изложил в рассказах «Красная корона» (1922), «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Китайская история» (1923), «Налёт» (1923). Первый роман Булгакова со смелым названием «Белая гвардия» стал, может быть, единственным в то время произведением, в котором писателя интересовали переживания человека в условиях бушующего мира, когда рушится основа миропорядка.

Один из важнейших мотивов творчества М. Булгакова — ценность дома, семьи, простых человеческих привязанностей. Герои «Белой гвардии» утрачивают тепло домашнего очага, хотя отчаянно пытаются сохранить его. В молитве Богородице Елена говорит: «Слишком много горя сразу посылаешь, мать-заступница. Так в один год и кончаешь семью. За что?.. Мать взяла у нас, мужа у меня нет и не будет, это я понимаю. Теперь уж очень ясно понимаю. А теперь и старшего отнимаешь. За что?.. Как мы будем вдвоём с Николом?.. Посмотри, что делается кругом, ты посмотри... Мать-заступница, неужто ж не сжалишься?.. Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?»

Роман начинается со слов: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». Тем самым как бы предлагаются две системы отсчёта времени, летосчисления, две системы ценностей: традиционная и новая, революционная.

Вспомните, как в начале XX века А.И. Куприн изобразил в повести «Поединок» российскую армию — разложившейся, прогнившей. В 1918 году на полях сражений Гражданской войны оказались те же люди, что составляли дореволюционную армию, вообще российское общество. Но на страницах романа Булгакова перед нами не купринские герои, а скорее чеховские. Интеллигенты, ещё до революции тосковавшие по ушедшему миру, понимавшие, что надо что-то менять, оказались в эпицентре Гражданской войны. Они, так же как и автор, не политизированы, живут своей жизнью. И вот теперь оказались в мире, в котором нет места людям нейтральным. Турбины и их друзья отчаянно защищают то, что им дорого, поют «Боже, царя храни», срывают ткань, скрывающую портрет Александра I. Как чеховский дядя Ваня, они не приспосабливаются. Но, как и он, они обречены. Только интеллигенты Чехова были обречены на прозябание, а интеллигенты Булгакова — на поражение.

Булгакову нравится уютная турбинская квартира, но быт для писателя ценен не сам по себе. Быт в «Белой гвардии» — символ прочности бытия. Булгаков не оставляет читателю иллюзий относительно будущего семьи Турбиных. Смываются надписи с изразцовой печки, бьются чашки, потихоньку, но необратимо рушится незыблемость быта и, следовательно, бытия. Дом Турбиных за кремовыми шторами — их крепость, убежище от вьюги, метели, бушующей снаружи, но уберечься от неё всё равно невозможно.

В роман Булгакова входит символ метели как знак времени. У автора «Белой гвардии» вьюга — символ не преображения мира, не сметания всего отжившего, а злого начала, насилия. «Ну, думается, вот перестанет, начнётся та жизнь, о которой пишется в шоколадных книгах, но она не только не начинается, а кругом становится всё страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Метельная сила разрушает жизнь семьи Турбиных, жизнь Города. Белый снег у Булгакова не становится символом очищения.

«Вызывающая новизна романа Булгакова состояла в том, что спустя пять лет после окончания Гражданской войны, когда не утихли ещё боль и жар взаимной ненависти, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине “врага”, а как обычных, хороших и плохих, мучающихся и заблуждающихся, умных и ограниченных людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде — с очевидным сочувствием. Что же нравится в этих пасынках истории, проигравших свой бой, Булгакову? И в Алексее, и в Малышеве, и в Най-Турсе, и в Николке он больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести», — замечает литературовед В.Я. Лакшин. Понятие о чести — та точка отсчёта, которая определяет отношение Булгакова к своим героям и которая может быть взята за основу в разговоре о системе образов.

Но при всей симпатии автора «Белой гвардии» к своим героям задача его не в том, чтобы решить, кто прав, а кто виноват. Даже Петлюра и его приспешники, по его мнению, не являются виновниками происходящих ужасов. Это порождение стихии бунта, обречённое на быстрое исчезновение с исторической арены. Козырь, бывший плохим школьным учителем, никогда не стал бы палачом и не знал о себе, что его призвание — война, если бы эта война не началась. Очень многие поступки героев вызваны к жизни Гражданской войной. «Война — мать родна» для Козыря, Болботуна и других петлюровцев, которым убийства беззащитных людей доставляют удовольствие. Ужас войны в том, что она создаёт ситуацию вседозволенности, расшатывает основы человеческой жизни.

Поэтому для Булгакова не принципиально, на чьей стороне его герои. В сне Алексея Турбина Господь говорит Жилину: «Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у меня, Жилин, одинаковые — в поле брани убиенные. Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймёт». И представляется, что этот взгляд очень близок писателю.

В. Лакшин отмечал: «Художественное зрение, склад творческого ума всегда объемлет более широкую духовную реальность, чем можно удостоверить свидетельством в простом классовом интересе. Есть пристрастная, имеющая свою правоту классовая истина. Но есть общечеловеческая, бесклассовая мораль и гуманизм, выплавленный опытом человечества». На позициях такого общечеловеческого гуманизма стоял М. Булгаков.


Вадим Матвеев

«Белая гвардия» Булгаков. Эссе.

Роман Булгакова наполнен историческими событиями от начала и до конца. 1918 год. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостийности и пошел войной на Киев.

Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается абсолютно разные люди, убежавшие от большевиков, и вносит в него хаос. И в этом городе разворачивается драма. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Для многих людей выбор цели стал жизненной необходимостью. Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и окружающего хаоса.

Семья Турбиных является представителем русской интеллигенции, которая многими нитями связана с монархической Россией. Семья Турбиных - это семья военных, где старший брат Алексей - полковник, младший Николай - юнкер, сестра Елена - замужем за полковником Тальбергом. Турбины - люди чести. Они презирают ложь, корысть. Для них верно, что «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете». Так говорил шестнадцатилетний юнкер Николай Турбин. А людям с такими убеждениями сложней всего было вступать во времена обмана и бесчестия. Турбины вынуждены решать: как жить, с кем идти, кого и что защищать. Турбины и часть интеллигенции принимают на себя самые жестокие удары революции, именно им «придется мучиться и умирать».

Большое внимание в романе уделено этической составляющей всех поступков. Почему Алексей и Николка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский и другие белогвардейцы, юнкера, офицеры, зная, что все их действия ни к чему не приведут, шли защищать Киев от превосходивших в несколько раз по численности войск Петлюры? Их заставила это делать офицерская честь. А честь, по мнению Булгакова, есть то, без чего невозможно было бы жить на земле. Мышлаевский с сорока офицерами и юнкерами, в легких шинелях и сапогах на морозе оберегал город. Вопрос о чести и долге связан с проблемой предательства и трусости. В самые критические моменты положения белых в Киеве эти страшные пороки проявились у многих военных, находившихся во главе белой армии. Их Булгаков называет «штабной сволочью». Это и гетман Украины, и те многочисленные военные, которые при первой опасности удалились из города, в числе которых был и Тальберг. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, ҹеловек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ниҹего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал уҹастие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе ҹасто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на ҹто казалось ему проҹным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вҹера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах.

Все герои Белой гвардии выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удаҹей и славой потерял самое ценное в жизни друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сбереҹь жизненные ценности, а главное ҹесть, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России. Роман М. Булгакова « Белая гвардия » - книга пути и выбора, книга прозрения. И весь роман это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества. Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».

Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом.

Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противореҹия движут сюжетом « Белой гвардии » . Исторические события это фон, на котором раскрываются ҹеловеҹеские судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в наҹале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Алексей Турбин, как и его друзья, за монархию. Все новое, ҹто входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политиҹески неразвитый, он хотел только одного покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата.

Грозная стихия революции не щадит ни убежденного большевистского вождя, ни сомневающегося интеллигента. Она несет кровь, горе и смерть. Насилие порождает еще большее насилие и ожесточение людей.

Стоит сказать, что Булгаков рассматривал происходящие события с общечеловеческой точки зрения, хотя его герои вовсе не чуждаются политики. Здесь и защитники монархии, участники белого движения, и петлюровцы, и анархисты, и коммунисты. Но, несмотря на то, какие они идеи исповедуют, кто захватил в городе власть, по-прежнему льется кровь, гибнут люди, обесценивается человеческая жизнь. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции.

Таким образом, можно смело очертить политические позиции героев романа. Политическая целесообразность поступков объясняется, прежде всего, их этическими идеалами. Турбины любят свой дом, монархию и царскую Россию. Они не могут представить, как жить без этого. Это мотивирует их на поступки, которые могут хоть как-то повлиять на политическую ситуацию. Жизнь в череде постоянных политических переворотов заставляют семью и их друзей иначе смотреть на свои внутренние морально-этические ценности.

Показательный момент возникает, когда Алексей и Николка турбины спорят с Еленой о «долге». «Я должен» - постоянно звучит из уст мужчин. Но что должен? Кому должен? Это уже мало кто понимает. Елена пытается переубедить их, что в такие времена никто ничего не обязан. Разве что, самому себе. Именно долг самому себе движет «белой гвардией» в эти времена.

В «Белой гвардии» описаны основные социокультурные особенности эпохи. Яркой линией прослеживаются темы романтизации белого движения, всеобщей злости и ненависти, мучающего состояния неопределенности и вопроса о неизвестном будущем. На политический процесс начинают влиять массы, которые ведет за собой идеология или популярная идея. Кто-то искреннее верит в светлое будущее, и решительно действует ради родной страны, кто-то успевает найти в этом хаосе свою личную выгоду. Политических акторов настолько много, что власть становится как игрушка, в которую хочет поиграть каждый. Здесь и немцы, и Петлюра, и белые, и красные. Каждый готов на самые ужасные меры, чтобы захватить или удержать власть. Вопросы морали в такой ситуации уходят на второй план. Но всё же семья Турбиных пытается сохранить свои духовные ценности, не понимаю при этом как стоит жить правильно. Ведь нормы морали меняются каждый день. Каждый день кто-то навязывает свои ценности, которые чужды другим. Навязывает насильственным путем. Именно в эпохи национальных потрясений встает самый главный и самый болезненный вопрос для обычного человека – предпочесть личное-нравственное или уступить общественному политическому?!

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Проблематика романа М. Булгакова «Белая гвардия»ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. БУЛГАКОВА
«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»
Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор.
Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени
наших тел и дел не останется на земле. Нет ни
одного человека, который бы этого не знал. Так
почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них?
Почему?
М.Булгаков «Белая Гвардия»

По мнению самого писателя, “Белая гвардия” - “это
упорное изображение русской интеллигенции как
лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение
дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской
войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об
очень сложном времени, когда невозможно было
сразу во всем разобраться, все понять, примирить в
самих себе противоречивые чувства и мысли.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
В романе Булгакова «Белая гвардия» очень остро и
болезненно стоит проблема нравственного выбора.
Каждый из героев произведения принимает внутри
себя решение, соответственно которому он будет
в дальнейшем жить и действовать. Кто-то
поступается своей совестью ради жизни, а кто-то –
своей жизнью ради совести. Я считаю, Булгаков стоит
на стороне лучших представителей белой гвардии

Проблема нравственного выбора

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
Алексей Турбин - один из офицеров старой русской армии,
которым после революции приходится делать выбор между
противоборствующими сторонами, вольно или невольно
служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит
желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке
войны избежать не удается. Они в составе разрозненных
офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от
Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга.
Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство
руководит поведением героев.

Проблема долга, чести

ПРОБЛЕМА ДОЛГА, ЧЕСТИ
Турбины обладают особой порядочностью, чувством
долга, ответственностью. Эти люди представители
интеллигенции, они не приемлют предательства и
подлости, для них превыше всего такие понятия,
как честь и достоинство. Именно поэтому Турбиным
и их друзьям дико и непонятно все, что происходит в
России.

Проблема смелости и отваги

ПРОБЛЕМА СМЕЛОСТИ И ОТВАГИ
Младший Турбин проявил, пожалуй, особенную смелость и
отвагу. Он до последнего оставался со своим командиром НайТурсом, не испугался за свою жизнь, исполнял долг офицера.

Проблема предательства, эгоизма, бесчестия

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА, ЭГОИЗМА,
БЕСЧЕСТИЯ
Муж Елены Сергей Тальберг при первой же
возможности бежал вместе с немцами из России,
бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам
Булгаков говорит об этом герое следующее: «О, чертова
кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»

Проблема отсутствия нравственности

ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ
НРАВСТВЕННОСТИ
Также семье Турбиных противопоставлены их соседи
Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды
понятия чести и достоинства. Единственное, что
заботит их, - собственное спокойствие и достаток.
Лисовичи без зазрения совести предадут любого, лишь
бы выгородить самих себя. Перед Василием Лисовичем
и его женой Вандой никогда не стояла проблема
нравственного выбора, они могут приспособиться к
любым условиям.

Проблема возвращения ушедшего

ПРОБЛЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ УШЕДШЕГО
Но трагедия русской интеллигенции и их морального
выбора заключается в том, что эти люди не смогли
увидеть обреченность монархического строя в России.
Они боролись, переживали, страдали за старую,
прежнюю Русь, которую уже не вернуть. И не надо
возвращать отжившее, жизнь должна двигаться
вперед.

10. Проблема ценности домашнего очага

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ОЧАГА
Один из важнейших мотивов творчества М. Булгакова
- ценность дома, семьи, простых человеческих
привязанностей. Герои «Белой гвардии» утрачивают
тепло домашнего очага, хотя отчаянно пытаются
сохранить его. Несмотря на тяжёлое время войны,
они остаются все вместе.

11. Проблема равенства всех людей перед Богом

ПРОБЛЕМА РАВЕНСТВА ВСЕХ ЛЮДЕЙ
ПЕРЕД БОГОМ
В сне Алексея Турбина Господь говорит Жилину: «Один
верит, другой не верит, а поступки у вас у всех
одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается
казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у
меня, Жилин, одинаковые - в поле брани убиенные.
Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймёт».

Честь

  • Честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. (По «Толковому словарю» С.И.Ожегова)
  • «Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть», «условное, светское, житейское благородство» (По В.И.Далю).
  • Честь – это добрая, незапятнанная репутация, честное имя. Человек чести не позволит запятнать доброе мнение, имя семьи, фирмы, своё лично, не унизит себя ложью, льстивостью,
  • Честь – почёт, уважение. Мы воздаём честь людям, которые выстояли в трудных ситуациях, проявили чудеса мужества и героизма, защищая народ, страну, конкретных людей в той или иной сложной ситуации.
  • Отдают честь солдаты и офицеры- это символ их верности Родине, народу.
  • Честь – это порядочность, честность, добросовестность. Это моральное качество, которое позволяет высоко ценить человека за его поступки, отношение к людям, стране.
  • Человек чести поступает благородно в любых ситуациях, достойно, красиво, не унижая себя клеветой, сквернословием, оскорблением. Он всегда противостоит злу, агрессии, готов защитить слабых, всех, кто нуждается в помощи.
  • Человек чести не пойдёт мимо несправедливости, унижения одного человека другим.
  • Человеку свойственно иметь свои принципы, идеалы. Человек чести всегда верен им. Конечно, в данном случае речь идёт о высоких моральных принципах.
  • Честь — это та нравственная основа, стержень, который удерживает человека от предательства, коварства, подлости.
  • Честь, совесть, благородство, верность, порядочность — они соседствуют в человеке, дополняя моральный облик личности.

Таким образом , быть человеком чести – это значит жить по законам нравственности, исполняя моральный, профессиональный и просто человеческий долг.

Бесчестие

  • Бесчестие – поругание чести, достоинства; оскорбление, позор; отсутствие чести, позорящее человека поведение
  • Бесчестный – тот, в ком нет чести, достоинства, благородства – достойных уважения моральных качеств, принципов.
  • Бесчестный человек способен на самые отвратительные поступки - от лжи, лицемерия, подлости до предательства. Такие люди на первое место ставят себя, это эгоисты, которые думают о своём благополучии, ради которого готовы жертвовать другими людьми, обесчестив их.
  • Люди без чести и совести всегда были презираемы народом. Одно из самых ужасных аморальных качеств — бесчестие.
  • Очень трудно вернуть честное имя, даже просто немного оступившись. Поэтому не случайно в народе существует пословица: «Береги честь смолоду».

Обратите внимание, как много можно писать и говорить о чести , и как скупы слова о бесчестии . Достаточно одного определения – « бесчестие — это отсутствие чести, совести», чтобы понять, как низки люди, которым свойственно это качество.

Нужно стремиться быть лучше, самосовершенствоваться. Пусть слово «бесчестие» никогда не будет произнесено в ваш адрес!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

С 1917 по 1922 года Россию корежила страшная гражданская война. Число погибших в боях, казненных, умерших от голода и эпидемий достигло 19-21 миллионо человек, 12-13 % населения. 2 миллиона эмигрировало на чужбину.

Фильмы показывают нам поистине героическую эпоху, самоотверженных комиссаров и чекистов, «бумбарашей» и «неуловимых мстителей». Но легенды создавались победителями, на самом деле романтики в великой трагедии было мало. А тем более, в лагере красных.

Революция 1917 года стала результатом грязного заговора. В его подготовке и финансировании участвовала противница России в Мировой войне, Германия. Участвовали и союзники: правительства, спецслужбы и банковские круги Англии, США. Россия была для них главным конкурентом в мировой экономике, вот ее и обрушили в хаос.

Большевики, захватив власть, проявили себя самой жестокой и беспринципной из революционных партий. Демагогией они привлекли на свою сторону чернь, шкурников, уголовников. Провозглашалось: «Грабь награбленное»! Хулиганам и хамам подарили полную вседозволенность, натравливая их на противников. Страну захлестнули террор, погромы, насилие. Но не все русские люди трусливо поджали хвосты и подчинились узурпаторам. В противовес красным поднялась Белая гвардия. И вот в ее-то ряды потянулись лучшие сыны России, самые горячие, искренние патриоты, готовые жертвовать собой за честь и величие родины: офицеры, студенты, гимназисты, казаки.

Их борьба была высочайшим подвигом. Они начинали с нуля, оружие и патроны добывали в боях. Голодные и оборванные, творили чудеса, громили двадцатикратно превосходящие полчища врагов. Освобождали губернию за губернией, и жители исстрадавшихся городов встречали избавителей колокольным звоном, забрасывали цветами. В занятых белыми областях налаживались законность и порядок, нормальная человеческая жизнь. Киевский профессор А. Гольденвейзер писал: «Эпоха добровольцев была эпохой возрождения и восстановления всего разрушенного советским режимом».

И все-таки белогвардейцы не смогли взять верх. Их было слишком мало. В момент наивысших успехов, осенью 1919 года, в их войсках насчитывалось 260-270 тысяч штыков и сабель, а в Красной Армии – 3,5 миллионов. Причем небольшие белогвардейцев разделялись на несколько фронтов. Когда Колчак наступал из Сибири, на юге Деникин терпел поражения. Когда Деникин пытался прорваться к Москве, а Юденич к Петрограду, уже был разбит Колчак.

Белогвардейцы не были едиными и идеологически. Они сами оказались заражены всевозможными революционными теориями, запутались в политике. Воевать им приходилось не только с красными, но и с анархистами, с «зелеными», с кавказскими и украинскими сепаратистами. К идее монархии белые смогли вернуться лишь в эмиграции, после того, как испробовали на себе прочую идеологическую шелуху. А в годы гражданской войны сходились лишь на том, что Россия должна остаться «единой и неделимой». Вводили демократические, либеральные порядки. Но чем демократичнее было белое правительство, тем быстрее оно погибало. А большевики в демократию не играли, закручивали гайки диктатуры. Заключали союзы с кем угодно, с махновцами, националистами, пока в них была надобность. Потом запросто давили их.

Наконец, белогвардейцы сохраняли рыцарскую верность союзникам по Антанте – Англии, Франции, Америке. Ведь Россия не раз спасала их в Первой мировой войне, и считалось, что союзники отплатят взаимностью, помогут освободить страну от красных «варваров». Но западные державы отнюдь не желали возрождения могущественной России. Премьер-министр Англии Ллойд-Джордж открыто заявлял в парламенте: «Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является тем более спорным вопросом, что они борются за единую Россию. Не мне указывать, соответствует ли этот лозунг политике Великобритании».
Белым оказали помощь оружием, но небольшую – только для того, чтобы война разгорелась покруче. А исподтишка союзники делали все, чтобы они не смогли победить. В критические моменты помощь прекращалась, договоренности срывались. Мало того, были организованы удары в спину и Колчаку, и Деникину, и Юденичу. Когда разгромленные остатки белых армий очутились на чужбине, они встретили отвратительный прием. Голодали и умирали в лагерях для беженцев, разбредались по свету в поисках работы…

А западные «друзья» белогвардейцев тем временем вовсю наводили мосты с советской властью. Это предательство получилось крайне выгодным – к ним за копейка хлынули потоки русского золота, сырья, произведений искусства, церковных ценностей, раздавались в концессии заводы, фабрики, рудники. В общем, союзники активно поучаствовали в разграблении нашей страны. Американский банкир Томпсон цинично писал Ллойд Джорджу, что Россия станет «величайшим военным трофеем, который когда-либо знал мир». Разумеется, при таком раскладе белые герои и патриоты были не нужны, ими запросто пожертвовали.