Наши помощники – органы чувств. глаза- это орган зрения. Две глубокие норы

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

«Наши помощники - органы чувств»

Цель : формировать у детей умение осознанно относиться к соблюдению культурно-гигиенических требований; формировать представление о роли органов чувств в восприятии окружающего мира.

Задачи : Познакомить детей с органами чувств и их значением для человека. Учить делать простейшие выводы.

Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать умение проводить простейшие опыты и эксперименты; развивать дружеские взаимоотношения при общении в повседневной жизни.

Воспитывать бережное отношение своему здоровью.

Оборудование : иллюстрация человека, фломастеры, схема « Органы чувств » , повязка на глаза, колокольчик, бумага, стакан с водой, пустой стакан; 3 одинаковые коробочки с отверстиями, в которых находятся : апельсиновая корка, долька чеснока, ватка, смоченная духами;4 прозрачных стакана с водой разного вкусов : сладкая, солёная, кислая и простая; «волшебная шкатулочка» , в которой лежат кусок ваты, камешек, резиновый мячик, клубок шерстяных ниток и т. п.

Предварительная работа :

Беседы из серии «Знакомимся со своим телом» , образовательная ситуация «Зачем человеку нос» , игра «Дорисуй картинку» , чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?» , отгадывание загадок на данную тему.

Методы и приемы :

Наглядные (показ, демонстрация)

Словесные (художественное слово, беседа)

Игровые (дидактическая игра, сюрпризный момент)

Практические (занимательные упражнения, гимнастика, опыты) .

Ход занятия

Круг радости «Здравствуй, день!»

- Приглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наше занятие с прекрасной песни, которая называется «Здравствуйте» (слова В.Кострова, музыка Л.Квинт). Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек!

Когда люди здороваются, что они желают друг другу?(Здоровья, здравствуйте)

Ребята, что самое главное для человека? (Здоровье)

Ребята, к нам сегодня в детский сад прислали посылку от веселого художника.

(Показывает рисунки людей)

Воспитатель (В) : Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Что забыл нарисовать художник?

Дети : Художник не нарисовал мальчику глаза, девочке рот, женщине нос и ладони.

Воспитатель: Правильно, художник хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека.

Воспитатель : А как можно назвать все эти органы одним словом ? И почему они так называются?

Дети : Все эти органы называют органами чувств . Так их назвали потому, что все эти органы помогают нам чувствовать .

В : Давайте поможем им вернуть органы чувств ? Вы согласны?

Для того, чтобы подробнее познакомиться этими органами мы с вами отправимся в учебную лабораторию. Вы хотите стать учеными? А кто такие ученые? Если вы справитесь со всеми заданиями – вас ждет сюрприз!

Давайте с вами превратимся в ученых! Одевайте халаты!

Садятся на стулья возле первой лаборатории.

В : Ребята, а как вы думаете, какой из органов чувств самый главный ?

Дети высказывают свои предположения, называя в т. ч. главным органом глаза .

В : Да, правильно, учёные считают, что большую часть информации об окружающих нас предметах мы получаем через зрение, то есть с помощью органа зрения – глаз .

Вот мы с вами в первой лаборатории.

Отгадайте загадку :

На ночь два оконца
Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.
(глаза)

Как назвать по – научному? ( орган зрения )

Опыт №1 : Сейчас проверим, как дружно умеют работать ваши глаза. Закройте глаза. (Показываю куклу)

Что я сделала? ( незнаем)

А теперь откройте глаза . Вот что я сделала (показываю куклу)

Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг.

Вывод : Глаза умеют видеть.

Как называется фигура? (Круг, квадрат)

Вывод : Глаза умеют определять форму. - Какого цвета круг? Квадрат?

Вывод : Глаза умеют определять цвет.

Скажите, какая фигура больше, меньше, какая от вас дальше? Ближе?

Вывод : Глаза умеют определять расстояние от предмета.

- Что крупнее : яблоко или апельсин?

Вывод : Глаза могут определять размер.

Подведём итог : глаза могут определять цвет, форму предмета, расстояние, размер.

А что нужно делать чтобы наши глаза никогда не уставали и всегда оставались здоровыми? (Ответы детей )

Как надо беречь свои глаза?

Правила :

    Беречь от попадания предметов, грязи.

    Не тереть грязными руками.

    Сидеть за столом правильно.

    Долго и близко не смотреть телевизор.

    Не играть долго в компьютер, планшет

Гимнастика для глаз.

Голова не поворачивается, движутся только глаза

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро - быстро поморгаем

И немножечко потрем !

Воспитатель предлагает одному из детей нарисовать «человеку» глаза.

В : Это верно, глаза играют большую роль в нашей жизни.

В: А с помощью каких еще органов чувств мы можем узнавать об окружающих нас предметах?

Сейчас мы с вами это узнаем.

Опыт № 2 . Воспитатель завязывает одному из детей глаза и предлагает угадать, что за звуки ребёнок услышит. Другой ребёнок производит следующие действия : сминает бумагу, льёт воду, звенит в колокольчик.

Вывод : Наши уши могут слышать и различать звуки.

В : С помощью какого органа мы смогли узнать , что это за звуки? Понадобились ли нам для этого глаза?

Дети : Мы узнали эти звуки с помощью органа слуха – ушей . А глаза нам не помогли это узнать.

В : Как вы думаете, уши - это важный орган ? Значит для человека важны не только глаза. Давайте вспомним как нужно следить за своими ушами. (Ответы детей ) .

Ушки-подружки всё слышать хотят.

Ушки-подружки просят ребят:

Мой нас почаще, с водою сдружись.

Ушки-подружки мыть не ленись!

Правила : носить в холодную погоду шапку, гигиена носа, не вставлять предметы в ухо, мыть уши.

Массаж ушей

Чтобы уши не болели

Разомнём мы их сначала (Пальцами мягко разминаем ушную раковину)

Все сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем (Пальцами сгибают ухо и отпускают его)

По уху пальчиком ведем (Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины)

И ладошкой их прижмем ,

Сильно-сильно разотрем . (Ладонями энергично растирают уши)

Воспитатель предлагает дорисовать человеку уши.

После этого дети садятся на стулья в следующей лаборатории.

В : давайте назовем еще один орган чувств ? Нос. Как назвать по - научному? ( орган обоняния ) . Обоняние – способность человека чувствовать запахи .

Как обоняние помогает нам в жизни? (с его помощью различаются запахи )

Стихотворение.

Т. Керстен

Папа задал мне вопрос: - Для чего нам нужен нос ?
Я нашёл ответов разных -

Не один, а десять сразу!
Нужен нос для красоты,
Чтоб чихать, когда простыл,
Чтоб дышать весной цветами,
Чтоб в плечо уткнуться маме.
Нос - чтоб ночью посопеть.
Нос - Илюшке утереть.
А ещё на нём очки,
Для него живут платки,
На носу сидят веснушки
И гостят по-свойски мушки.
Я ответил на вопрос
И задрал от счастья нос.

Какие запахи бывают? (сильные, слабые, приятные, резкие)

Может ли запах предупредить об опасности? (испорченные продукты, при пожаре, подгорела еда на плите) . Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его.

Опыт № 3 : «Определение предметов и продуктов по запаху» . Дети располагаются вокруг стола.

Проведём эксперимент. Нужно определить предмет по запаху.

(Ребенок с завязанными глазами определяет по запаху апельсин, лук, чеснок, лимон, шоколад, духи). Затем проверяем – открываем коробочки .

Вывод : Орган обоняния помогает нам различать запахи.

В : Какой же орган был прав : глаза или нос?

Правила : не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.

Давайте проверим как дышит нос. (По очереди закрывают ноздрю и дышат) . А у кого то нос плохо дышит – значит нужно сделать массаж носа. Давайте потрем возле носа и нажмем на точки.

После этого опыта на рисунке дорисовывается нос.

В : Отгадайте загадку :

Всегда во рту,

А не проглотишь. (Язык)

Как назвать по - научному? ( орган вкуса )

С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый)

Опыт №4. На столе 4 одинаковых стакана с прозрачной водой.

В : Что видят наши глаза? (4 стакана с водой) .Что чувствует нос ? (нос не чувствует никакого запаха ) . Чтобы доказать, что в стаканах вода разного вкуса, мы воспользуемся …. (языком) .

Ребята, что нужно сделать?

Вызываются по очереди 4 ребёнка, которые определяют вкус воды в стаканах

Вывод : орган вкуса нужен для определения вкуса пищи.

Воспитатель предлагает дорисовать рот (язык) .

Физминутка . Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок. И ещё разок.
А потом вприсядку,
а потом вприсядку,
А потом вприсядку, и снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке раз, два, три!
И похлопаем в ладошки раз, два, три!
И покрутим головами раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами раз, два, три!

Воспитатель читает стихотворение

Что за чудо - чудеса! Раз-рука и два - рука

Вот ладошка левая , Вот ладошка правая ,

И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья !

Ребята, для чего нужны нам руки?

Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.

Опыт №6. «Волшебная шкатулочка» .

Мы можем потрогать то, что лежит шкатулке, и попробывать определить, что это такое.

Выполнение эксперимента : Дети опускают в шкатулку руку и определяют, какой на ощупь предмет (твердый, мягкий, гладкий, шершавый) .

После опыта дети дорисовывают человеку « ладошки » .

В : Кожа защищает наш организм , поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем. Правила : держать руки в чистоте.) .

В : Давайте теперь попробуем ещё раз ответить на вопрос : Какой орган важнее ?

Дети : Все органы важны . Они дополняют друг друга, помогают друг другу работать. Мы должны беречь их и ухаживать за ними.

Сюрпризный момент : появляется Художник.

Рассматривает рисунки, на которых дети дорисовывали органы чувств, хвалит детей за знания, за то что они отлично справились с его заданием и за это художник дарит

Вы справились со всеми заданиями и за это художник дарит детям вазу с фруктами .

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмёмся.

И на прощание,

Скажем всем мы до свиданья.

Работая воспитателем несколько лет, наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что знакомя детей с окружающим миром: со своей семьёй, с малой родиной, со своей страной и даже давая ознакомительные представления о строении мира, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и на мой взгляд не менее важное, чем всё окружающее, это познание себя, – строение своего тела, значение и функции каждого органа, отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его, личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.
Опираясь на исследования З. Фрейда, можно констатировать: интерес к своему физическому Я, к своему телу отмечается у детей ещё на первом году жизни. Он не исчезает на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь его направленность. Однако до недавнего времени специальная работа по ознакомлению с организмом проводилась лишь в старших классах школы в курсе анатомии, физиологии и гигиены. Следовательно, до четырнадцатилетнего возраста удовлетворение этого интереса проходило через приобретение отрывочных или случайных сведений.
Человеческий организм представляет собой очень сложный механизм взаимодействующих между собой систем и органов. Традиционно принято главным органом считать сердце. А может, важнее мозг или лёгкие? Попробуйте представить себе жизнь человека, лишенного возможности воспринимать окружающее… Чтобы обеспечить человеку полноценное восприятие окружающего, природа наделила его специальной системой органов чувств. Именно этой теме мне и хотелось бы уделить внимание.
У человека пять основных органов чувств: глаза как орган зрения, уши как орган слуха, нос как орган обоняния, язык как орган вкуса и кожа (руки) как орган осязания. Однако органы чувств тесно взаимосвязаны между собой и представляют одну из жизненно важных систем организма, в котором наряду с четкими особенностями того или иного вида чувствительности существует компенсаторная деятельность этих органов, направленная на частичное восполнение тех или иных ощущений. К примеру, у слабовидящих или слепых людей обостряются кожная (тактильная) чувствительность и слух.
Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому чрезвычайно важно соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению здоровья, всех систем и органов человеческого организма. Для этого необходимы:
а) элементарные знания и представления об организме, сформированные не путем механического запоминания, а через осознание конкретного материала;
б) самостоятельная активная деятельность по применению этих знаний.

Поэтому работа по формированию элементарных представлений об организме начиная с дошкольного возраста должна быть направлена на:

  • осознанное ведение здорового образа жизни;
  • уменьшение количества приобретенных заболеваний и травм;
  • изменение внутренней позиции личности по отношению к себе и окружающим людям.

Конспект занятия «Наши помощники»

Задачи:

  • Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
  • Учить воспринимать объекты разными органами чувств.
  • Воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с предметами помощниками, которые были раньше и которые мы используем сейчас. Сейчас мы гладим электрическим утюгом, а скажите мне чем раньше гладили люди? (Дидактическая игра «Раньше и сейчас»).

Дети: Жаровым утюгом, а ещё раньше был такой инструмент рубель.

– Молодцы, помните. Сейчас мы мусор и пыль собираем пылесосом, а раньше чем?

Дети: Веником, метлой.

– Замечательно вы всё помните. Из этого следует, что предметы помощники у человека были не всегда одни и те же, с изменением жизни, развитием общества и конкретно человека, он придумывал и изобретал себе всё новых и более удобных помощников.
Но, давайте с вами подумаем, всегда ли это было так, и с чего всё началось (вывешивается иллюстрация с изображением первобытных людей) . Ребята, посмотрите пожалуйста на этой картине изображены самые первые люди, которые жили на нашей земле, у не было ни пылесосов, ни стиральных машин, ни электрических утюгов, и многого другого, чем мы привыкли пользоваться в современной жизни. И жили они не в квартирах со всеми удобствами, а в пещере и грелись у костра, но всё-таки какие-то помощники у них уже были. Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы он выжил? (Ответы детей)

– Правильно, чтобы выжить живому существу необходимы еда, одежда, жилище. У первобытных людей первым развивалось осязание (чувствование кожей); они чувствовали прикосновение и боль, например, если наступали на острый предмет или пытались дотронуться до горящей ветки, т.е. узнавать и изучать окружающий мир им помогали помощники руки или точнее сказать орган осязания – кожа. У нас с вами есть эти помощники? Они нам помогают сегодня?

Дети: Да, чтобы определить мягкая или жёсткая ткань мы её должны потрогать (или как говорят, пощупать руками и т.д.). Чтобы определить, теплый ли чай, мы трогаем чашку рукой.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»

Дети, не заглядывая в мешочек, опускают в него руку и пытаются определить, что в нём лежит. В мешочке лежат камешки, карандаши, кисточка, мягкая, резиновая и пластмассовая игрушки. Дети должны определить материал, из которого сделаны вещи.

– Молодцы ребята, делаем вывод, что у нас, как и у первобытных людей, тоже руки или кожа остаются помощниками. (На доске выставляется карточка с изображением руки).

– У первобытных людей было много разных врагов. Даже ночью, устав до изнеможения, они не могли спать спокойно, опасаясь быть застигнутыми врасплох дикими животными. Тогда незаменимыми помощниками стали уши, т.е. начал развиваться и обострятся слух. Скажите пожалуйста, зачем человеку слух?

Дети: чтобы слушать людей, музыку, телевизор, если видишь, но не слышишь, то не поймёшь, о чём мультфильм, или кино и т.д.

– Для улавливания и различения звуков у человека (и многих животных) существует специальный орган – уши.

– Сколько у вас ушей?

Дети: Два, правое и левое ухо.

– В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Представим себе такую ситуацию: вы сидите в парке на скамейке и читаете интересную книгу, а на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем бежит к вам.

– Какие помощники первыми сообщат вам об опасности?

Дети: Уши. Мы можем не видеть, так как смотрим в книгу, но услышим что где-то лает собака.

– Уши даже спящего человека различают достаточно тихие звуки: шорох листвы, шаги и т.п. Именно уши «сообщают» мозгу о том, что приближается опасность. Кстати, у древних людей уши были подвижными; они улавливали разные звуки, поворачиваясь, как локаторы, по направлению источника звука. У современного человека тоже есть такие мышцы за ушами, но теперь они очень слабые, т.к. у нас изменились условия жизни.

Подвижная игра «Ау»

Дети встают в круг, водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Все дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова: «Саша, ты сейчас в лесу мы кричим тебе: – ау!». Один из детей, на кого покажет воспитатель, тихим голосом произносит «Ау». Водящий должен по голосу определить, кто сказал «Ау» и где находится.

– Молодцы, ребята, хорошо играете, скажите пожалуйста, какие помощники помогали нам в этой игре?

Дети: Уши.

– Таким образом, уши в нашей современной жизни тоже являются помощниками человека. (Выставляется карточка с изображением уха).

– Всем нам знаком предмет-помощник, созданный человеком телефон. Скажите, могли бы люди пользоваться телефоном, если бы не было ушей, как органов слуха?

Дети: Нет. Человек просто не смог бы им пользоваться, или только бы писал СМС и ММС, если бы он умел читать и видеть, т.е. смотреть и рассматривать картинки.

Далее, если дети знакомы с сотовым телефоном, даже если не умеют читать, то от телефона можно перейти к другим помощникам – глазам, т.е. если бы у человека не было ушей, то он не смог бы разговаривать по телефону, но если у него есть помощники глаза – как орган зрения, тогда он может общаться по телефону с помощью картинок или букв, рассматривая их или читая. Если дети не знакомы с сотовым телефоном, тогда воспитатель говорит:

– Ребята, закройте пожалуйста глаза, я вам сейчас что-то покажу, все закрыли глаза? Вы видите, что я вам показываю? А почему вы не видите?

Дети: Мы не видим, потому что у нас закрыты глаза.

– Откройте глаза, и посмотрите. Теперь вы видите? (Ответы детей) .

Открывают глаза и видят красивую картину с изображением улыбающихся детей.

– Как чудесно, что у нас есть такие помощники – глаза. Если бы их не было, мы бы не увидели и не смогли бы рассмотреть эту картину.

– Что вы чувствовали, когда закрыли глаза?

Дети: Было темно, хотелось открыть глаза, ничего не видно.

– А зачем человеку глаза? (Чтобы смотреть). Как бы мы жили, если у нас не было глаз?

Дети: Мы бы не смогли смотреть телевизор, читать книги, тяжело было бы идти по дороге, т.к. не видишь куда идёшь и т.д.

– Послушайте, я вам прочту стихотворение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»

Древним людям глаза тоже очень помогали, с помощью глаз люди сначала различали только свет и темноту, но постепенно научились различать многообразие красок окружающего мира. Значит у нас, как и у древних людей, есть помощники, глаза – органы зрения, которые помогают нам всё видеть. (Выставляется картинка с изображением глаза).

– Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)

– Для чего первобытным людям нужен был нос?

Дети: для того, чтобы нюхать, чувствовать запахи. Запах дыма, животного или какой-то пищи. Значит нос им помогал определять запахи. А у нас с вами есть нос? (Да)
– А для чего он нам?

Дети: Что бы чувствовать запахи, чтобы дышать.

Проводится опыт. Дети закрывают глаза, сидя на стульчиках, а воспитатель в это время чистит апельсин. Спрашивает детей: чувствуют ли они какой-нибудь запах? И какой? Чем пахнет?

Дети: Чувствую запах апельсина.

– Правильно, заметьте, вы не видели, что я делаю, и не слышно было ничего, руками вы тоже ничего не трогали, а сразу сказали, что пахнет апельсином. Кто вам в этом помог?

Дети: Нос.

– Нос – это орган обоняния, он помогает нам чувствовать запахи. (Выставляется четвёртая карточка с изображением носа).

Примечание: На занятии или в свободное время можно прочитать стихи Ю.Прокопович «зачем носик малышам», Э. Мошковская «Мой замечательный нос» (см. Приложение )

– Ребята, а вам хотелось бы узнать, какой апельсин – кислый или сладкий? (Да)

– А какой помощник нам в этом поможет?

Дети: Язык.

Воспитатель раздаёт всем по маленькому кусочку апельсина, дети пробуют. Какого вкуса апельсин?

Дети: Кисло-сладкий.

– И снова никто из вас не ошибся! Надо же как хорошо вам помогают ваши помощники. Язык помогает ощутить вкус пищи. Различают сладкий, кислый, солёный и горький вкус. Вкусовые ощущения и пристрастия у вех людей разные: одним нравится вкус банана, а другим – яблока. Некоторые любят кислое, а другие – солёное. (Выставляется картинка с изображением языка)

– Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды. (Ответы детей) . Скажите, что ещё нельзя пробовать на вкус?

Дети: Нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты.

– Молодцы! А теперь давайте посмотрим на наши карточки. Сколько их? Перечислим всех наших помощников: кожа рук – орган осязания, ухо – орган слуха, глаза – орган зрения, нос – орган обоняния и язык – орган вкуса. Вот мы с вами и познакомились с нашими первыми помощниками – а называются они органы чувств.
У первобытных людей не было ещё предметов помощников, которые могли бы облегчить им труд, но у них были замечательные помощники – органы чувств, которые помогали им выжить и жить. Чтобы наши помощники нам всегда помогали, мы должны беречь их, и ухаживать за ними. Кто может сказать, как нужно ухаживать за кожей? За ушами? За глазами? за носом? За языком? (Ответы детей)

Конспект занятия «Руки – наши помощники».

Цели:

  • Познакомить детей с нашими помощниками – руками, как органом осязания и, как частью человеческого организма.
  • Дать детям представление о значении кожи (рук) для человека.
  • Воспитывать опрятность, желание содержать свое тело (руки) в чистоте.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Давайте вспомним какие у нас с вами есть помощники. (Вывешиваются иллюстрации с изображением глаза, уха, руки, носа и языка, с прошлого занятия)

Дети: Глаза – орган зрения, помогают нам смотреть, уши – орган слуха, помогают нам слушать, нос – орган обоняния, помогает нам чувствовать запахи, язык – орган вкуса, помогает нам различать пищу по вкусу, и руки, кожа – орган осязания – помогают нам на ощупь определить форму, качество, температуру предмета.

– Молодцы ребята! Сегодня мы с вами поговорим о наших помощниках – руках, как органах осязания. Рассмотрим наши руки. Вот эта часть (показываю) называется кистью. Как вы думаете почему? (Она напоминает кисть художника, с её помощью мы можем рисовать, писать, она похожа и на кисть винограда и ягоды – «пальцы»)

– А сколько пальцев у нас на руке?

Дети: На каждой руке по пять пальцев. Каждый палец имеет название: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец (называют и показывают) .

– Пальчики у нас все разные, поэтому и названия все имеют разные. Что есть еще на наших пальчиках?

Дети: ногти.

– Правильно, какие они?

Дети: Широкие, длинные, гладкие, постоянно растут.

– Хорошо. А как мы ухаживаем за ними? Что нужно делать если они постоянно растут? (Подстригаем ногти и чистим под ними, чтобы там не поселились микробы).

– Ребята, где находятся наши руки, по отношению к туловищу?

Дети: Сбоку от туловища, растут от плеч.

– Молодцы! Давайте посмотрим строение руки на этой картине (показывается иллюстрация с изображением руки).

– Кто знает как называется эта часть руки? (Показ)

Дети: Локоть.

– Правильно, он находится на середине руки, в этом месте наша рука сгибается.

– Что вы можете сказать, из чего сделаны наши руки?

Дети: Внутри находится кость, мышцы, сосуды, по которым течёт кровь, сверху – кожа и волосы.

– Хорошо. Скажите пожалуйста, для чего нам нужна кость?

Дети: Чтобы наша рука держала форму, была сильной и твёрдой и т.д. Без костей наше тело напоминало бы мешок.

– Для чего нам нужны мышцы?

Дети: Мышцы двигают рукой, сгибают и разгибают её. С их помощью мы можем что-то поднимать и держать в руках, т.е. мышцы двигают нашими руками.

– Молодцы! Вы уже сказали, что наши руки покрыты кожей с волосками. А зачем нам кожа?

Дети: Кожа наш защитник, она защищает руки от грязи, микробов и даже от холода, когда нам холодно волоски на нашей коже встают.

– Ребята, а как мы должны заботится о наших руках?

Дети: Мыть руки, подстригать ногти, в холодную погоду одевать варежки. Чтобы наши руки были сильными и ловкими, мы должны их тренировать, т.е. делать зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять.
Постучали, повертели и работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
А другой давненько спит,
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет,
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Просыпайся детвора
В детский сад идти пора.

– Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нём лежит?

Дети: Да.

– Какие помощники нам в этом помогут?

– Потрясём мешок (мешок звенит) , непонятно что в нём, что-то гремит, а что сказать нельзя.

Воспитатель даёт детям понюхать мешок.

Дети: Резкого запаха нет, вроде бы ничем не пахнет.

– Помочь не могут, т.к. мешок завязан, а через него ничего не видно.

– Не помогает, потому что из мешка ничего доставать нельзя, а мешок пробовать на вкус бесполезно. Остались помощники только руки. Воспитатель вызывает детей по одному, несколько человек, дети засовывают руку в мешок, и щупая рукой, пальцами, точнее – органами осязания, игрушки, находящиеся в мешке. Сначала должны сказать, что это такое а потом достать и показать всем. (В мешке находятся: машинка, мяч, кубик, игрушка – рыбка.)

– Молодцы, ребята! Все игрушки определили правильно. А кто может объяснить, как же нам помогли руки?

Дети: Трогали предметы, определяли – гладкие они или шероховатые, есть ли у них уголочки, и т.д.

– Правильно, ребята. Вот эта способность рук, а точнее кожи, узнавать предметы на ощупь называется осязание.

– Ребята, а в вашей жизни были такие случаи, когда вам другие помощники не могли помочь, а руки помогали?

Дети: В темноте найти выключатель, или какой-то предмет, застегнуть верхнюю пуговицу, когда рядом нет зеркала, определить: что находится в кармане и т.д.

– Вот оказывается руки какие помощники!

Чтение стихотворения детьми С.Михалкова «Пятерня»

Две руки у меня
И на каждой пятерня!
Выручаешь ты меня
С ней не надо расставаться
Пятерня всегда со мной
Если надо причесаться –
Причешусь я пятернёй!
Но, пожалуй, мой дружок,
Всё же лучше гребешок.

Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо мне сморкаться –
Пятерня всегда со мной.
Но не лучше ли дружок,
Если всё-таки в платок.

Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо будет драться –
Буду драться пятернёй –
С ней не надо расставаться –
Пятерня всегда со мной.

Ну, а если милый друг,
И тебя ударят вдруг,
Сколько пальцев на руке –
Столько их и в кулаке.

Пятерня, пятерня
Для чего ж ты у меня?
Для того, чтобы не драться
А лопату в руки брать,
Чтобы в пальцы не сморкаться,
А здороваться, прощаться,
И с друзьями в мяч играть.

– В этом стихотворении мы видим, что рука нам может заменить некоторые предметы –помощники. Ребята, скажите пожалуйста, а какие ещё предметы можно заменить рукой?

Дети: Совок – мама из мешка накладывает муку, ребёнок копается в песке; чашку – из ключика пить воду; корзиночку – собрать ягоды в руку; ножницы – рвать бумагу. (Если дети затрудняются ответить, помочь им прийти к этим выводам)

– Оказывается руки у нас большие помощники и наверное многие вещи мы без них просто не смогли бы сделать. Поэтому мы должны заботиться о них: содержать в чистоте, в тепле и учить их делать ещё больше различных действий.

– Мы сегодня с вами говорили о том, как много наши руки умеют делать, а что бы вам хотелось, чтобы ваши руки научились делать? (Ответы детей)

– А вы знаете о том, что люди которые не слышат, разговаривают с помощью рук, то есть с помощью жестов. Они объясняют друг другу с помощью рук, что они хотели бы сказать – это называется сурдопереводом. Давайте и мы с вами поиграем в игру, в которой водящий по жестам наших рук и движениям должен будет определить, что мы хотим сказать. При этом мы не должны ничего говорить.

Подвижная игра «Дедушка Мазай»

Играющие говорят слова:

Дедушка Мазай, возьми нас на работу.
Мазай: А что вы умеете делать?
– Мы не скажем, а покажем.
А где были мы не скажем. (Показывают какое-то действие, например колоть дрова, мыть посуду и т.д.)

Игра проводится несколько раз по желанию детей.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Наши помощники - органы чувст

Гаврилова Светлана Анатольевна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга


В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. С нашей точки зрения, самым важным является формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни.
Но как это сделать? Как нацелить ребенка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определенному режиму дня, заботиться о сне и питании? Решить эти задачи путем простой передачи знаний невозможно. Необходимо создавать различные ситуации, ставить перед ребенком разнообразные вопросы, чтобы он мог сам думать, рассуждать. Главная задача - не вложить в голову ребенка сумму определенных знаний и правил, а помочь ему задуматься о своем здоровье. И если это действительно произойдет, если ребенок проявит активность в отношении своего здоровья, то, следовательно, мы справились с поставленной задачей. Но прежде чем это произойдет, необходима упорная работа взрослых, их терпение, выдержка, а также огромное желание вырастить каждого ребенка здоровым.
Конспект занятия.
Тема "Наши помощники - органы чувств"
Цель:
Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Задачи:
Образовательные:

  • показать значимость каждого органа чувств человека;
  • учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
  • формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
  • закреплять гигиенические навыки, понимание необходимости бережного отношения к органам чувств.

Коррекционно-развивающие:
  • развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности;
  • развивать логическое мышление и сообразительность;
  • развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом;

Воспитательные:
  • воспитывать желание заботится о своём здоровье.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, отношения сотрудничества со сверстниками, взрослыми.
  • воспитывать умение слушать вопрос, воспринимать его, отвечать на вопрос, умение выслушивать ответы других детей.
Предварительная работа:
Беседа «Знакомимся со своим телом», игра «Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему; п/и "Жмурки", развивающие игры "Чего не стало?", "Найди отличия", "Повтори ритм"; дидактические игры "Зуб, Неболей-ка", "Сон. Питание. Кожа", "Нос. Глаза. Уши".

Оборудование:
Коллажи: «Наши глаза», «Кожа и уход за ней», «Чтобы уши слышали», «Береги зубы».
Схематичное изображение носа, рисунок-схема языка с изображением вкусовых зон, рисунок зубных щеток.
Игра «Сходство и различие». (Снеговики).
Игра «Чудесный мешочек»
Аудиозапись «Звуки леса».
Баночки с кусочками: лимона, шоколада, апельсина, лука, чеснока.
Тарелочка с кусочками фруктов овощей: яблоко, виноград, апельсин, лимон, банан, соленый огурец.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Игра "Узнай по запаху". Знакомство с носом.
3. Гимнастика для глаз
4. Игра "Найди отличия". Знакомство с глазами.
5. Игра "Узнай по вкусу". Знакомство с языком.
6. Игра "Музыкальная пауза". Знакомство с ушами.
7. Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с кожей.
8 Итог занятия.
Ход занятия
Организационный момент
- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Во время путешествия надо внимательно следить за знаками и за дорогой, чтобы не сбиться с пути. А какими мы должны быть мы? (дружными, внимательными, веселыми, ловкими и т. д.)
Игра "Узнай по запаху". Знакомство с носом.
-Ребята, посмотрите, что это за знак впереди? (изображение носа). Ответы детей.
- Для чего нужен он? (дышать, распознавать запахи)
- Правильно. А еще, ребята, внутри носа находятся мелкие волоски, которые, при вдыхании воздуха задерживают микробы, грязь и согревают холодный воздух.
-А сейчас давайте посмотрим, какие запахи мы сможем определить.(дети по запаху определяют, что находится в баночках - лимон, чеснок, яблоко…).
-Видите, каким замечательным органом обоняния наградила нас природа и надо помнить о том, что здоровье необходимо беречь.
- Вы, наверное, слышали такую пословицу «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей, анализ ответов)
Гимнастика для глаз
Ребята, в лесу стало темно, зажмурьте глаза, а затем откройте (3 раза). Давайте нарисуем солнышко глазами. Сначала нарисуем круг, а теперь слева направо и сверху вниз рисуем лучики.
Игра "Найди отличия". Знакомство с глазами.
-А мы отправляемся дальше. Перед нами два снеговика, посмотрите, одинаковые они или чем-то отличаются? (Дети называют отличия)
-А что помогло вам найти отличия? (ответы детей)
- Верно! Способность человека видеть называется зрением. Глаза - это один из ценнейших органов чувств.
Зачем человеку глаза? (ответы детей)
- Правильно, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Ребята, как сохранить зрение? (ответы детей)
Работа с коллажем «Наши глаза»

  • нельзя бросать в глаза песок и грязь;
  • нельзя приближать к глазам опасные предметы;
  • читать нужно сидя, а не лёжа;
  • нельзя сидеть близко к экрану и долго смотреть телевизор;
  • не тереть глаза грязными руками;
  • при чтении, рисовании, письме помещение должно быть хорошо освещено;
  • регулярно проверять зрение у окулиста;
  • нужно тренировать глаза, делать упражнения, гимнастику;
  • нужно кушать продукты с витаминами, полезными для глаз;
  • гулять на свежем воздухе.
-Запомните, что мы с вами узнали о зрении, эти правила помогут вам сохранить здоровье глаз. А мы отправляемся дальше.
Игра "Узнай по вкусу". Знакомство с языком.
-Пора нам пополнить силы. Но, что за угощение для вас приготовлено, вы должны будете сейчас определить с закрытыми глазами. (дети пробуют кусочки яблока, соленого огурца, банана, винограда, апельсина…)
-Что вы сейчас пробовали? А вы знаете, что помогает определять вкус? (ответы детей)
-Правильно, язык. На языке расположены участки, которые определяют вкус пищи. Кончик языка определяет сладкий вкус. Боковые стороны слева и справа от начала языка определяют соленый вкус, за ними участки, определяющие кислый вкус, а конец языка определяет горький вкус. А еще во рту вырабатывается слюна, которая помогает пережевывать и переваривать пищу. И, конечно же, зубы.
-Для чего они нужны? (ответы детей)
-Как ухаживать за зубами, чтобы они оставались здоровыми?
Работа с коллажем «Береги зубы»
  • чистить зубы утром и вечером;
  • после еды полоскать рот водой;
  • не ковырять в зубах;
  • посещать стоматолога регулярно;
  • есть больше полезных продуктов и меньше сладостей.
-Посмотрите на рисунок и выберите ту щетку, которая хорошо будет чистить зубы? Почему не выбрали две другие щетки? (ответы детей)
Игра "Музыкальная пауза". Знакомство с ушами.
-Ребята, послушайте, какие звуки вы слышите? (звучат звуки природы, дети называют, что они слышат)
-Вы внимательно слушали и верно назвали все звуки леса, которые здесь звучали. А что помогло вам? (ответы детей)
-Верно! Орган слуха - уши. Для чего нужны уши? (ответы детей)
- Как сохранить хороший слух?
Работа с коллажем «Чтобы уши слышали»
  • зимой надевать шапку;
  • купаясь в бассейне или в воде, надевать резиновую шапочку, защищать уши от попадания воды;
  • не допускать попадания посторонних предметов в слуховой проход;
  • не слушать громко музыку, не кричать;
  • чистить уши (только взрослые)
Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с кожей.
-А сейчас мы посмотрим, кто живет в лесу и что дарит нам лес. Игра «Чудесный мешочек». (дети наощупь определяют фрукты, грибы, животных, птиц, ягоды…)
Ребята, а что помогло вам определить то, что находится в мешочке, ведь вы не могли увидеть? (ответы детей-пальцы, руки, кожа).
- Ещё один орган чувств - кожа. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Чувствовать кожей называется осязание.
Зачем человеку нужна кожа? (ответы детей)
-Какие правила необходимо соблюдать, чтобы кожа оставалась здоровой?
Работа с коллажем «Кожа и уход за ней»
  • зимой защищать кожу тёплой одеждой, не переохлаждаться;
  • летом беречь от солнца, не перегреваться;
  • если поранился, то нужно обратиться к взрослому за помощью, не облизывать ранки;
  • умыться утром и вечером;
  • тщательно мыть руки после улицы, вытираться тщательно; ухаживать за кожей.

Итог занятия.
-Пора нам возвращаться из путешествия. О чем мы говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Это путешествие помогло нам узнать больше о том, как устроен наш организм, как заботится о своем здоровье.

- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
- Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет»; Ярославль: Академия развития, 2002.
- И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе»; М.: Илекса, Ставрополь: «Ставропольсервисшкола», 2001

Цели: помочь детям ближе познакомиться друг с другом; научить общаться друг с другом.

Программное содержание:

Закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем

Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют зрение, вкус, обоняние и осязание.

Воспитывать потребность быть здоровыми.

Продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния.

Повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наши помощники – органы чувств».

Цели: помочь детям ближе познакомиться друг с другом; научить общаться друг с другом.

Программное содержание:

Закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем

мир.

Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют зрение, вкус, обоняние и осязание.

Воспитывать потребность быть здоровыми.

Продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния.

Повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Организационный момент.

Восп. Дети, мы сегодня с вами оправимся в необычайное путешествие и посетим Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проходят исследования наших органов чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Глаза, уши, нос, язык, руки) Они помогают нам познавать мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Отправляемся в путь. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы поймете, какой орган чувств исследуют в этой лаборатории.

На ночь два оконца,

Сами закрываются,

А с восходом солнца Сами открываются.

Дети. Это глаза.

Восп. Да, в этой лаборатории изучают глаза. А для чего нужны нам глаза? (Ответы детей) Значит, глазами мы видим мир. Как же беречь глаза? (Ответы детей) Если глаза заболят, нужно обратиться к врачу. А сейчас мы с вами сделаем зрительную гимнастику.

Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 мин (6 раз)

Быстро моргать глазами в течении 10-15 сек, затем повторить тоже 3 раза с интервалом в 7-10 сек

Пальминг - потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими на 30-40 сек закрытые глаза, чтобы полностью огородить их от попадения света. Открыть глаза.

Восп. Посмотрите, глаза у всех отличаются цветом и формой. А знаете ли вы какого цвета у вас глаза? (Ответы детей)

Игра «Определи по глазам, кто это»

Детям предлагается рассмотреть их фотографии, на которых не закрыты только глаза Дети рассматривают их и отгадывают, кто на них изображен.

Восп. Отгадайте следующую загадку:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят.

Дети. Это уши.

Восп. Да, в следующей лабаратории изучают ухо. (Тихо) Все сядьте на ^ ц.чики. (Дети садятся) А почему вы сели?

Дети. Потому что услышали, что вы сказали.

Восп. Чем вы это услышали? (ответы детей) А для чего нам нужны уши?

Какие правила нужно помнить, чтобы уши не болели и хорошо слышали?

Игр овое задание «Какой музыкальный инструмент звучит?»

На столе перед детьми лежат муз. инструменты: бубен, металлофон, колокольчик, погремушка. Дети встают спиной к столу. Воспитатель предлагает им отгадать на слух какой муз.инструмент прозвучал.

Восп . А теперь перейдем в следующую лабораторию. Отгадайте загадку:

«Между двух светил в середине я один»

Дети. Это нос.

Восп. Зачем нам нужен нос?

Дыхательное упражнение

Восп. Представьте себе, что вы находитесь в лесу. Вдохните глубоко носом и медленно выдохните.

Восп. Вы сказали, что нос помогает определить разные запахи. Сейчас мы это проверим.

Игра «Узнай по запаху»

Детям предлагается следующая ситуация: во время полета космонавта необходимы разные продукты питания, которые лежат в баночках. Но этикетки с названиями отклеились. Детям нужно определить, что находится в каждой баночке: апельсин, лук, лимон. Дети нюхают содержимое и называют его.

Восп. В следующей лаборатории изучают орган чувств язык. Дети, для чего нужен язык? (Ответы детей) Давайте немного поиграем с языком.

Артикуляционная гимнастика

  • «Холодно - жарко»: открыть рот и положит широкий язык на нижнюю губу, посчитать до 5; спрятать язык, закрыть рот, посчитать до пяти.
  • «Качели»: открыть рот и медленно поднимать язык вверх и опускать вниз.
  • «Часики»: открыть рот и медленно двигать языком влево -- вправо до уголков рта.
  • «Лошадка»: поцокать языком.

Восп. Язык делится на участки, каждый из которых отвечает за определённый вкус. Какие вкусы вы знаете? Что бывает сладким, горьким, кислым, соленым? (Ответы детей)

Игра «Определи на вкус»

Детям предлагается определить на вкус разные продукты: яблоко, банан морковь, капусту, печенье, конфету.

Восп. Мы сказали, что еще язык нам нужен для общения. А скажите, как люди знакомятся друг с другом? (Дети называют свои имена) Давайте поиграем с мячом в одну очень интересную игру.

Игра «Придумай ласковое имя»

Дети передают друг другу мяч и называют при этом уменьшительно

ласкательное имя соседа по игре.

Восп. Вы сказали, что с помощью языка мы можем общаться друг с другом, а еще можно общаться с помощью мимики и жестов.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Педагог произносит слово «солнышко» - дети бегают и резвятся. Как только звучит слово «туча», дети прячутся под «зонтиком».

Восп. А теперь улыбнитесь друг другу. Дети, когда вам бывает радостно? (Ответы детей) А когда грустно? (Ответы детей)

Давайте нарисуем с вами «настроение».

Детям предлагается изобразить эмоции радости и грусти на «солнышке» и

«тучке».

Восп. Дети, а из - за чего вы можете разозлиться? (Ответы детей)

Есть много способов помочь себе и другому человеку преодапеть плохое настроение и злость. Например, поиграть в игру.

Словсстная игра «Волшебные слова»

Дети становятся в круг, передают друг другу сердечко, говоря при этом добрые слова

Мы с вами ребята дружим, давайте возьмемся за руки и вспомним наш

девиз:

Как мы весело живем,

Дружно песенки поем,

Можно весело смеяться.

Пошутить, побаловаться И поспорить иногда,

Ну а драться - никогда!

Восп. А что вы чувствуете, когда держите друг друга за руки? (Ответы

детей)

Сейчас мы с вами оказались а лаборатории, где изучают последний орган чувств - руки. Дети, а для чего нужны руки? (Ответы детей)

Мы с вами уже хорошо знаем друг друга, что смогли узнать по глазам. А давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами по рукам.

Игра «Жмурки»

Детям предлагается с закрытыми глазами узнать друг друга по рукам.

Восп- Ребята, мы с вами побывали в Институте здоровья, поговорили о значимости органов чувств, которые называем нашими помощниками.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И какие же слова

Говорим мы, уходя?

Дети говорят слова прощания.


Сюжетно – дидактическое занятие по ознакомлению с окружающим

«Наши помощники органы чувств»

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности с использованием личных ощущений.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Уточнить представление об основных функциях органов чувств человека;

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира;

Показать, что они в какой-то мере могут помогать друг другу и даже иногда заменять друг друга;

Продолжить формирование интереса к познанию своего тела;

Коррекционно – развивающие:

Развивать умение говорить полными ответами, высказывать личное мнение и выдвигать гипотезу, делать выводы и сравнивать с полученными результатами;

Развивать личные тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Активизировать мышления, вооб­ражение; развивать любознательность, инициативу, самостоятельность, способность принимать собственные решения в процессе экспериментальной деятельности.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать умение работать в парах и подгруппах, взаимодействовать со сверстниками;

Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их

Воспитывать умение быть здоровым, беречь свое здоровье.

Методы и приемы:

    Наглядные (показ, демонстрация) ;

    Словесные (беседа, вопрос-ответ) ;

    Игровые (дидактические игры) ;

    Практические (упражнения, опыты) .

    Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Предварительная работа: чтение художественной литературы В Драгунский «Что я люблю и чего не люблю», И. Семенова «Неболейка», С.А Козлова «Я и мое тело», рассматривание «Детской энциклопедии», познавательного пособия «Органы и системы человека», совместная с родителями деятельность по созданию коллажа правил безопасности для органов чувств.

Материалы и оборудование «Научной лаборатории»

шарфы для завязывания глаз (на каждого ребенка);

контейнеры с мелкими предмета­ми;

ширма с материалами для экспериментирования (бумага, 2 чашки (одна из них с водой), чайная ложка, колокольчик, кусочек легко рвущейся ткани;

небольшие кусочки продуктов (конфет, пече­нья, хлеба, сахара, моркови, яблок, соленых огурцов) по количеству детей;

полоски полиэтиленовой пленки, завязанные узлом, в каж­дую из которой завернуты пахнущие предметы: чеснок, лук, ку­сочек копченой рыбы, цедра любого цитруса, укроп или семена укропа, сухая чайная заварка, ватка, смоченная духами;

сильнопахнущие цветы (бархатцы).

Ход НОД:

1. Организационный момент

Ребята, давайте сегодня поиграем в ученых. Как будто мы с вами работаем в Институте Здоровья.

Как вы думаете, почему у нашего института такое название?

Вы правы, в нем изучают здоровье человека. А от чего зависит наше с вами здоровье?

А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Мы отправляемся в лабораторию.

2. Отгадывание загадок про органы чувств:

Ребята, раз мы с вами ученые, значит, мы много знаем про наш организм. Давайте вспомним, а помогут на загадки.

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса

Помогают нам …глаза

А зачем нам глаза? (глаза - это наш орган зрения, это самые удивительные, загадочные и совершенные органы в нашем теле).

О чём же мы узнаём с вами с помощью глаз? (благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение).

Два брата на одной голове живут.
Все слышат, а друг друга не видят
(уши)
А для чего нам уши? (ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека).

Что мы слышим ушами? (мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку, звуки транспорта).

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит . (нос)

А нос для чего нам пригодится? (нос - это орган обоняния, страж воздушных ворот нашего организма).

Что мы чувствуем носом?

Возьмите по одному цветку (бархатцы), поднесите к носу, сделайте вдох. Что вы чувствуете? А теперь задержите дыхание ненадолго. Что происходит? Вы уже не чувствуете запаха, хотя цветочек находится у вас под носом. Запах, мы чувствуем только тогда, когда делаем вдох носом.

Какие бывают запахи?

Можем ли мы по запаху определить вкусная ли еда?

Плохо, когда при болезни нос заложен? Почему?

Всегда во рту,
А не проглотишь
. Что это?

Зачем человеку язык? (язык - орган вкуса у человека, определяет вкус пищи, помогает говорить)

3. Дидактическая игра «Определи на вкус»

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Что это за вкусы вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем с вами в игру.

(по очереди закрывают глаза, дают друг – другу попробовать продукты, имеющие сильновыраженный вкус – лимон, огурец, сол. Крекер, конфета).

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша….. кожа

Кожа для нас важна? (кожа - это орган осязания, кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается, кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар, кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо, кожа ещё один страж нашего организма).

Вы все знаете про органы чувств, вы самые настоящие ученые.

Вот мы с вами в научной лаборатории.

4. Научная лаборатория

Эксперимент 1 - Зачем нам два глаза и два уха?

Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем нам
два глаза и два уха?

Давайте закроем одно ухо рукой (слегка ударить ложкой по столу). Вам что-нибудь было слышно? Теперь закроем один глаз рукой. Вам что- нибудь видно?

Тогда зачем нам два уха и два глаза? Ведь вы только что убедились, что все хорошо слышно одним ухом и хорошо видно одним глазом.

Давайте снова закроем один глаз. Те­перь откройте этот глаз и закройте другой. Опять видно? Догада­лись, зачем нам два глаза? (чтобы помогать друг другу)

Значит, вы считаете, что два глаза помогают друг другу и два уха делают то же самое.

Эксперимент 2 - Вместо глаз могут работать уши и руки?

А если один орган почему-либо не может работать, могут ли его заменить другие органы? Например, совсем темно, ниче­го не видно. Может ли какой-нибудь другой орган заменить гла­за?

Вот это мы сейчас и проверим. Давайте разделимся на подгруппы, так нам удобней будет проводить эксперимент. (на 3 подгруппы)

Завяжите глаза шарфиками. Постарайтесь, чтобы ни один лучик света не проникал под шарфик. Ребята, помогите тем, кому трудно завязать глаза самому.

Я поставлю перед вами коробку, а что в ней вы должны определить сами.. Вы должны нащупать этот предмет, а затем определить, что это, Каждый определенный предмет кладите рядом с собой (ориентируясь на звук, дети и передвигаются к коробке, находят предметы и определяют их на ощупь).

Развяжите глаза и посмотрите, правильно ли вы определили предметы? (анали­зируют ситуацию, как можно определить предмет без помощи глаз)

Ничего не поняла. Вы сказали, что никакой орган не может заменить глаз, а сами правильно называли предметы, хоть не видели их. Как же так? Может быть, какой-то орган работал вме­сто глаз? (пальцы, руки, кожа)

Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики?

А чтобы наши глазки никогда не уставали, давайте сделаем гимнастику для глаз: «Белка»

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Эксперимент 3 - Вместо глаз могут работать уши?

Давайте выберем заведующего лабораторией. Сейчас поставим еще один опыт. Заведующий проходит за ширму. Наша задача ребята, узнать, что же он делает? (последо­вательно: мнется бумага, переливается вода из одной чашки в другую, размешивается ложкой «чай», звонит коло­кольчик, разрывается кусочек ткани) (дети определяют и называют действия)

Я опять ничего не поняла. Вы же не видели, что он делал. Кто же заменил вам глаза?

Чтобы наши уши всегда хорошо нам помогали, сделаем массаж ушных раковин:

Уши очень нам нужны (поглаживаем)

И для всех они важны

Уши есть у зайки (разминаем пальцами, двигаясь снизу вверх)

у подружки Райки

У щеночка Кешки (пальцами оттягиваем вверх)

У котенка Стешки

Чтобы слышать все, и знать (сильно сжимаем мочку уха указательным и

уши надо охранять большим пальцами)

Очень громко не кричать (мягко оттягиваем ухо вперед, слегка загибая)

От мороза защищать

Эксперимент 4 - Нос может быть заменен ртом?

Давайте покажем, как мы дышим. А если у вас насморк, и вы не можете дышать через нос, что де­лать? Проведем опыт: зажмите нос рукой и дышите. Кто заменил нос? А как вы думаете ртом дышать полезно?

Эксперимент 5 - Язык и нос заменяют друг друга?

Для следующего эксперимента нам надо разделиться на пары. В паре один ребенок завязывает другому глаза. Ребенок, у которого глаза не завязаны, кладет в руку товарищу пакетик с сильнопахнущим веществом.

Определите без помощи глаз, что это такое. (дети должны сами приду­мывать как определить что это такое)

Какой орган работал вместо глаз? (язык.)

Поменяйтесь с товарищем, завяжите глаза другим ребятам в паре.

Ребята дадут вам что то съедобное, но теперь определите это «что-то» без помощи языка: в рот его не берите. Развяжите узелок.

Развяжите глаза. Проверьте, правильно ли вы назвали предметы? Получилось у вас?

Какой орган заменил вам и глаза, и язык? (нос.)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

Ребята, наши органы чувств большие труженики, ни на минуту не прекращают свою работу, и мы должны бережно к ним относится. Кто расскажет, что он узнал вместе с родителями, о том, что вредно, а что полезно для них.

5. Индивидуальные рассказы детей с использованием коллажей созданных совместно с родителями.

6. Заключительная часть

Ребята, а что вы сегодня узнали в нашей лаборатории? Что было для вас самым интересным? Что вы хотите еще узнать об органах чувств?

Мне очень понравились коллажи которые вы создали вместе с родителями.

Мы с вами знаем, что ученые все свои опыты и эксперименты описывают в книгах. Давайте и мы создадим книгу наших открытий. А в нее будет включено все, что мы сегодня узнали в нашей лаборатории, и то, что вы узнали вместе с родителями про правила безопасности для каждого из органов чувств.