Первый сын василия 3. Великий князь Василий III Иванович

Василий 3 (годы правления 1505-1533) ознаменовались окончательным сбором русских земель вокруг Москвы. Именно при Василии III завершился процесс объединения земель вокруг Москвы и продолжил формироваться процесс создания Русского государства.

Большинство историков сходится во мнении, Что Василий 3 как правитель и личность сильно уступал своему отцу, Ивану 3. Тяжело однозначно сказать так это или нет. Факт заключается в том, что Василий продолжил дела (причем успешно), начатые его отцом, но собственных важных дел начать не успел.

Конец удельной системе

Иван 3 передал всю полноту власти Василию 3, а младшим сыновьям наказал слушаться старшего брата во всем. Василию 3 достались 66 городов (другим сыновьям 30), а также право определять и вести внешнюю политику страны и чеканить монеты. Удельная система сохранялась, но власть великого князя над другими становилась все сильнее. Очень точно описал систему Руси того периода Иосиф Волоцкий (церковный деятель), который назвал правление Василия 3 правлением над «Всея Русския земли государем государь». Государем государь – так и было на самом деле. Были государи, которые владели уделами, но над ними был единый государь.

В борьбе с уделами Василий 3 проявил хитрость – он запрещал своим братьям, владельцам уделов, жениться. Соответственно у тех не было детей и их власть отмирала, а земли переходили в подчинение к Москве. К 1533 году усевалось всего 2 удела: Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого.

Внутренняя политика

Объединение земель

Внутренняя политика Василия 3 продолжила путь его отца, Ивана 3: объединение русских земель вокруг Москвы. Основные начинания в этом плане были следующими:

  • Подчинение самостоятельных княжеств.
  • Укрепление границ государства.

В 1510 году Василий 3 подчинил Псков. Во многом способствовал этому псковский князь Иван Репня-Оболенский, который был человеком жестоким и беспринципным. Псковитяне его не любили, устраивали бунты. В результате князь был вынужден обратиться к главному Государю, прося того усмирить граждан. После этого источников точных нет. Известно только, что Василий 3 арестовал послов, которые были к нему посланы от горожан, и предложил им единственное решение проблемы – подчинение Москве. На том и порешили. Чтобы укрепиться в этом регионе Великий Князь пересылает в центральные районы страны 300 самых влиятельных семей Пскова.

В 1521 году власти Москвы подчинилось Рязанское княжество, в 1523 году последние южные княжества. Тем саамы основная задача внутренней политики эпохи правления Василия 3 была решена – страна объединилась.

Карта российского госдуарства при Василии 3

Карта, на которой обозначеные последние эатапы обьединения русских земель вокруг Москвы. Большая часть этих изменений происходила при правлении князя Василия Ивановича.

Внешняя политика

Расширение российского государства при Василии 3 также получилось достаточно обширным. Стране удалось укрепить свое влияние, несмотря на достаточно сильных соседей.


Западное направление

Война 1507-1508 годов

В 1507-1508 годах шла война с Литвой. Причиной стало то, что пограничные литовские княжества стали присягать на верность Руси. Последним это сделал князь Михаил Глинский (до этого Одоевские, Бельские, Вяземские и Воротынские). Причина нежелания князей находиться в составе Литвы кроются в религии. Литва запрещала православие насильственно насаживала местному населению католицизм.

В 1508 году русские войска осадили Минск. Осада была успешной и Сигизмунд 1 запросил мира. По его итогам за Россией были закреплены все земли, которые присоединил Иван 3. Это был большой прорыв и важный шаг во внешней политике и в укреплении российского госдуарства.

Война 1513-1522 годов

В 1513 году Василий 3 узнает, что Литва договорилась с Крымским ханством и готовится к военному походу. Князь решил сыграть на опережение и осадил Смоленск. Штурм города был тяжелым и две атаки город отбил, но в конечном итоге в 1514 году русские войска все же взяли город. Но в этом же году великий князь проиграл битву под Оршей, что позволило литовско-польским войскам подойти к Смоленску. Город взять не удалос.

Незначительные сражения продолжались вплоть до 1525 года, когда был подписан мир на 5 лет. По итогам мира Россия сохраняла за собой Смоленск, а граница с Литвой теперь проходила по реке Днепр.

Южное и восточное направления

Восточное и южное направление внейшней политики князя Василия Ивановича следует рассматривать в совокупности, поскольку крымский хан и казанский хан действовали совместно. Еще в 1505 году казанский хан вторгается с грабежами на русские земли. В ответ Василий 3 направляет войско к Казани, вынуждая врага вновь присягнуть на верность Москве, как было при Иване 3.

1515-1516 года – крымская армия доходит до Тулы, опустошая по дороге земли.

1521 года – на Москву одновременно начали военный поход крымский и казанский ханы. Дойдя до Москвы крымский хан потребовал, чтобы Москва платила дань, как было прежде, и Василий 3 согласился, поскольку враг был многочислен и силен. После этого ханская армия пошла к Рязани, но город не сдался, и они вернулись на свои земли.

1524 год – крымское ханство захватывает Астрахань. В городе были убиты все русские купцы и наместник. Василий 3 заключается перемирие и направляет армию к Казани. Казанские послы прибывают в Москву для ведения переговоров. Они затянулись на несколько лет.

1527 год – на реке Оке русская армия разбило войско крымского хана, тем самым были остановлены постоянные набеги с юга.

1530 год – русская армия отправляет на Казань и берет город штурмом. В городе ставится правитель – московский ставленник.

Ключевые даты

  • 1505-1533 – правление Василия 3
  • 1510 – присоединение Пскова
  • 1514 – присоединение Смоленска

Жены царя

В 1505 году Василий 3 решил жениться. Для князя были устроены настоящие смотрины – 500 знатных девушек со всей страны приехали в Москву. Выбор князя остановился на Соломнии Сабуровой. Вместе они прожили 20 лет, но княгиня не могла родить наследника. В результате по решению князя Соломнию постригли в монахини и отправили в суздальский женский Покровский монастырь.

Фактически Василий 3 осуществил развод с Соломонией, нарушив все законы того времени. Более того, для этого даже пришлось сместить митрополита Варлаама, который отказывался устраивать развод. Н в конечном итоге, после смены митрополита, Соломония была обвинена в колдовстве, после чего пострижена в монахини.

В январе 1526 года Василий 3 женится на Елене Глинской. Род Глинских был не самым знатным, но Елена была красива и молода. В 1530 году она родила первого сына, которого назвали Иваном (будущий царь Иван Грозный). Вскоре был рожден еще один сын – Юрий.

Держать власть любой ценой

Правление Василия 3 долгое время казалось невозможным, поскольку его отец хотел передать престол своему внуку от первого брака – Дмитрию. Более того, в 1498 году Иван 3 венчает на царствование Дмитрия, объявляя его наследником престола. Вторая жена Ивана 3 Софья (Зоя) Палеолог вместе с Василием организуют заговор против Дмитрия, чтобы избавиться от конкурента по наследию престола. Заговор был раскрыт, а Василий арестован.

  • В 1499 году Иван 3 милует сына Василия и выпускает его из тюрьмы.
  • В 1502 году обвиняют и сажают в тюрьму самого Дмитрия, а Василия благословляют на царствование.

В свете событий борьбы за правление Россией Василий 3 четко уяснил, что важна власть любой ценой, и каждый кто будет этому мешать – враг. Вот, например, какие слова есть в летописи:

Я царь и господин по праву крови. Я ни у кого не просил титулов и не покупал их. Не существует законов, по которым я должен кому-то подчиняться. Веруя в Христа, я отвергаю любые права, выпрошенные у других.

Князь Василий 3 Иванович


В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А. Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря г.Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей "старицы Александры", умершей в 1525 г., и "старицы Софии", умершей в 1542г. Известно, что София - это первая жена Великого московского князя и государя Василия III, Соломония Юрьевна Сабурова, обвиненная в бесплодии и постриженная в монастырь в 1525 г. Однако ходили слухи, что обвинение было несправедливым, что Соломония ждала ребенка и родила сына в монастыре, который вскоре умер. Варганов был очень заинтересован безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница сына Соломонии Сабуровой? Он принимает решение вскрыть захоронение. Каково же было его удивление, когда в гробнице он не обнаружил следов захоронения. Вместо скелета там лежала полуистлевшая от времени деревянная кукла, одетая в шелковую мальчишескую рубашечку, какие в 16 в. носили дети царского рода. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы.

Итак, ложное захоронение 16 в.? Кому это понадобилось? Тайну этого захоронения историки пытались разгадать на протяжении всего 20 в.
Великий князь Василий III был сыном Ивана III и его второй жены, византийской принцессы Софьи Палеолог. Правил он с 1505 по 1533 год. При нем было закончено объединение русских земель вокруг Москвы. В отношениях с татарскими ханствами он уже называл себя "царем всея Руси". Германский посол Сигизмунд Герберштейн писал о нем: "Это такой государь, каким не был ни один монарх в Европе. Только он один и правит".
В 26 лет он надумал жениться. Тогда и произошел знаменитый "девичий переполох", ставший в наши дни сюжетом для оперетты Ю.Милютина. Великий князь велел собрать для смотрин самых красивых девушек, невзирая на их знатность. Из полутора тысяч отобрали и привезли в Москву 500, из них выбрали 300, из трехсот 200, после 100, наконец только 10, тщательно осмотренных повивальными бабками; из этих десяти Василий выбрал себе невесту и затем женился на ней. Чем не конкурс красоты 16 века?
Выбор Василия пал на Соломонию Юрьевну Сабурову, происходившую из старинного, но "захудалого" московского боярского рода.
Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Однако прошли годы, а Соломония оставалась бездетной. Василий не хотел оставлять престол братьям. Он даже не позволял им жениться, пока у него самого не родится наследник, но время шло, не помогали ни врачи, ни священники, ни поездки по монастырям и усердные молитвы - детей не было. Тогда Василий решился на развод с Соломонией и ссылку ее в монастырь. У него уже была на примете другая невеста, молодая красавица Елена Глинская.
Для Руси того времени этот случай был беспримерный. Во-первых, уход в монастырь одного из супругов дозволялся православной церковью только при их обоюдном согласии. Но Соломония и слышать не хотела о разводе. Во-вторых, ни о каком новом браке при живой первой жене и речи быть не могло.
С просьбой о разрешении на развод Василий III обратился к константинопольскому патриарху, главе всех православных церквей мира, но получил категорический отказ. На помощь великому князю приходит московский митрополит Даниил, который нашел князю оправдание для развода, сказав: "Неплодную смоковницу посекают и измещут из винограда". Начался розыск о "неплодии" Соломонии. В ходе его выяснилось, что великая княгиня прибегала к помощи гадалок и знахарок, к колдовству и "заговорам" - это резко ухудшило ее положение, так как возникло подозрение, а не было ли от того колдовства порчи великому князю?! Участь Соломонии была решена. 29 ноября 1525 г. она была пострижена в московском Рождественском монастыре.

Есть свидетельства о том, что постриг был насильственным, что Соломония противилась ему. Об этом пишет князь Андрей Курбский. Германский посол
Герберштейн пишет, что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом! Однако многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: "Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!" Поскольку в Москве многие поддерживали Соломонию, Василий III отправил ее подальше от Москвы - в суздальский Покровский монастырь. Менее чем через два месяца Василий III сыграл свадьбу с Еленой Глинской, которой только исполнилось 16 лет. Князю было уже 42 года, чтобы понравиться молодой жене и выглядеть самому моложе, Василий, отступив от обычаев старины, даже сбрил бороду!
Прошло несколько месяцев… И вдруг по Москве пошли слухи, что
Кудеяр

Соломония в монастыре родила Василию III наследника престола, царевича Георгия. Глинские были в ярости, Василию также не понравились эти слухи. Распространительницы слухов были выявлены и наказаны, а в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения этого скандального дела. Соломония встретила дьяков враждебно и отказалась показать им ребенка, заявив, что они "недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия не сохранилось никаких документов. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына. Великокняжеским послам показали гробницу.

Однако был ли сын у Соломонии? Это осталось неизвестным. Некоторые историки убеждены, что был. Археолог и историк граф С.Д.Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей, так как понимала, что его не оставят в живых. Эту версию подтверждает находка Варгановым пустой гробницы в 1934 г. К тому же, во втором браке у Василия III также долго не было детей. Только в 1530 г. у великого князя родился сын Иван - будущий Иван Грозный. Теперь всякие разговоры о каноничности второго брака Василия III означали отрицание законности прав наследника престола. За это отрубали головы, морили голодом в темницах, ссылали на север. Вскоре у Елены Глинской родился второй сын Юрий (оказавшийся глухонемым), и только теперь Василий III разрешил своим братьям жениться. К этому времени их осталось только двое.

Василий III умер в 1533 г. Власть при малолетнем Иване перешла к его матери, правившей вместе со своим фаворитом, князем Иваном Оболенским. Поговаривали, что именно он был отцом детей Елены (Иван страдал эпилепсией, как и князь Оболенский). Для Елены Соломония и ее сын, если он существовал, были очень опасны. Поэтому Соломония была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Елены Глинской. После смерти Елены Глинской к власти пришли князья Шуйские, пренебрежительно обращавшиеся с малолетним Иваном IV. Казалось бы, вот удобный случай для появления на политической арене царевича Георгия. Однако, ничего подобного не произошло. И все же в этой истории остается много тайного.

Если Георгия не было, то почему Иван IV, уже твердо утвердившийся на престоле, затребовал к себе все архивные документы следствия о "неплодии" Соломонии? И куда затем эти документы исчезли? Некоторые историки считают, что Иван Грозный всю жизнь искал сына Соломонии Георгия. Известно, что Иван IV совершил разорительные походы на Тверь и Новгород Великий. По его приказу там совершались массовые истребления мужчин. Есть предположения, что Иван Грозный получал донесения о том, что в этих городах скрывался Георгий, и пытался его уничтожить.
Имя Георгия в народе связано с легендарным разбойником Кудеяром, героем многих песен и легенд, русским Робином Гудом. По одному из преданий, Кудеяр разбойничал в лесах между Суздалем и Шуей. Здесь в вотчинах князей Шуйских Кудеяр мог в молодости скрываться от гнева Глинских. Но это всего лишь предположения, не подкрепленные никакими документами.

В 1542 г. Соломония умерла. Через 8 лет патриарх Иосиф признал ее святой. Мощи старицы Софьи были и остались почитаемы многими людьми. Сам Иван Грозный, якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией. Приходили к мощам св. Софии и оба его сына с женами, и первый царь из династии Романовых, и многие другие.
Ну а Георгий? Существовал ли он на самом деле, или это только вымысел? Об этом никто не знает и вряд ли узнает. Сейчас в подклете монастырского Покровского собора, среди многочисленных древних гробниц совершаются богослужения - здесь вновь храм, как в древние времена. Мощи св. Софии перенесены в основной храм, а безымянную маленькую гробницу больше никто не тревожит.

По материалам газеты "Вечерний звон"

Великий князь Московский Василий III Иванович (1479-1534, великий князь с 1506) завершил объединение русских земель вокруг Москвы. Стал первым самодержавным правителем. Он вошел в историю как храбрый и умный правитель, но жесткий, властный, мстительный человек с непростой личной жизнью с молодых лет до зрелого возраста.

Как Василий III стал царем

В 26 лет княжича Василия решили женить. Для выбора невесты его отец, великий князь Иван III, приказал собрать в Москву первых красавиц из всех русских княжеств, поскольку ему не удалось найти невесту Василию среди иностранных владетельных домов. В Москву прибыли 1500 девушек — очень красивых, знатных и незнатных, из них поэтапно выбрали 300 оучших, затем 200, 100 и 10 лучших показали Василию, который выбрал дочь именитых московских бояр Соломонию Сабурову. В 1505 г. состоялась свадьба, через 4 месяца Иван III умер, Василий стал великим князем. Брак был долгим и счастливым, но не было детей. Великокняжеская чета ездила по монастырям, делала богатые вклады, но детей все равно не было, брак оставался бездетным. У Василия III были четыре брата, которым он не хотел оставлять престол, не разрешил им жениться. По завещанию отца в свое владение братья получили 30 городов, а Василий — 66. Василий III чуть ли не ненавидел братьев, считавших завещание отца несправедливым, ждавшим его кончины и перехода верховной власти к одному из них. Заболев, Василий III даже собрался передать право наследования престола мужу сестры Евдокии — татарскому царевичу Куйдакулу, в православии Петру, но он внезапно скончался (скорее всего, его отравили). Василий III узнал о слухах о его собственном бесплодии. Стало ему известно и то, что жена несколько раз обращалась к гадалкам и колдуньям, чтобы они избавили великокняжескую чету от бездетности. Церковь категорически запрещала (и запрещает) обращаться к гадалкам, колдунам, оценивает подобные действия как большой грех. Тогда подобные действия царицы оценили не только как грех, но и вред ее супругу, оказавшемуся жертвой порчи. Одна из гадалок уверенно царице сказала, что детей у них не будут никогда. Василий III стал думать о неизбежности их развода, для решения этого вопроса собрал совет из духовных лиц и бояр. Московский митрополит Даниил изъявил готовность взять грех развода князя на свою душу. Некоторые бояре и священнослужители открыто выступали против развода (князь Патрикеев — инок Вассиан Косой, монах Макрсим Грек, князь Семен Курбский), все они за это были жестоко наказаны, заточены. Большинство людей было против развода, осуждали намерение Василия III, но боялись его гнева и молчали.

Брак Василия III и Соломонии Сабуровой

Василий III руководствовался государственными интересами в личной жизни. После тяжелых раздумий Василий III решился на развод. С разрешения митрополита Даниила он развелся и получил право вступить в новый брак. Бывшую жену Соломонию Сабурову Василий III заключил в 1525 г. в московский Рождественский монастырь, затем ее отвезли в суздальский Покровский монастырь, где она прожила 14 лет и скончалась, пережив бывшего мужа и его новую жену. Легенда утверждает, что оставленная царем Соломония якобы тайно родила сына и его тайно воспитали в обном из боярских домов. По другой версии, он якобы стал знаменитым разбойником Кудеяром.

Василий III, вероятно, в душе жалел свою разведенную жену, хотя бы отчасти корил себя за грех развода, как мог (в рамках приличия) проявлял заботу о ней и городе, монастыре, где она оказалась. Так, в суздальском кремле в 1528-1530 гг. по велению и на пособие Василия III провели реставрацию Рождественского собора. На должное содержание разведенной царицы в суздальском Покровском монастыре он выделил обители село Вышеславское с крестьянами. В Покровском монастыре по велению Василия III построили в надвратной церкви небольшое помещение для отдельного престола, предназначавшееся только для одной монахини — Софьи, его разведенной жены. Вообще Василий III каким-то образом заранее выделил Покровский монастырь из других женских обителей, чуть ли не догадался о его особой роли в судьбе великокняжеской четы. В период первого десятилетия семейной жизни с Соломонией Сабуровой он приезжал в Покровский монастырь, выделил значительные средства, заложившие основу монастырского благосостояния и позволившие начать обстоятельное каменное строительство в нем.

Брак Ивана III с Еленой Глинской

Второй женой царя стала Елена Васильевна Глинская (1509-1538), в жилах которой текла литовская кровь. Ее дядя Александр бежал из Литвы в Россию. А это значило, что избранница царя происходила из рода беглецов и изменников, обесславивших себя на родине, в Литве.Факт весьма неприятный: великие князья обычно выбирали себе жен из славных боярских семейств или из уважаемых родов — королевских, царских — вне России. Современники писали, что царь Василий III страстно влюбился в молодую Елену Глинскую, чтобы нравиться ей, он решился на невиданное дело: стал молодиться и даже сбрил бороду, использовал косметические средства. Через два месяца после развода и пострижения Соломонии Сабуровой царь Василий III обвенчался с Еленой Глинской (ему было 48 лет, ей- 18). Влюбленный в молодую жену царь не разглядел в ее свите ее прежнего любовника князя Ивана Федоровича Телепнева-Оболенского-Сабурова-Овчину (тот вскоре был возведен в знатные чины государства и, возможно, является отцом следующего царя — Ивана IV, родившегося в 1530 г.). Семь лет царь наслаждался жизнью с молодой женой, родившей ему сыновей Ивана и Юрия (первый затем стал царем ). Судьба молодой царицы вряд ли была завидной. Только после смерти мужа она смогла, добавив еще почетных должностей И.Ф.Телепневу-Оболенскому, как бы узаконить его в роли своего практически официального фаворита, такое в великокняжеской семье случилось на Руси впервые. Е.В.Глинская.ю ее братья-князья и И.Ф.Телепнев-Оболенский после смерти Василия III стали управлять Москвой и Россией. Но судьба их всех сложилась плохо: Глинскую в 1538 г. отравили, Телепнева-Оболенского уморили в заточении голодом и т.д. Это была расплата за притворную любовь к царю и стремление к власти, наживе, богатству любыми средствами.

Передача из цикла «Час истины», посвященная Василию III Ивановичу

Великий князь Московский и всея Руси (1505-1533).

Василий III Иванович родился 25 марта 1479 года. Он был сыном великого князя (1440-1505) и . Отец стремился передать всю полноту власти своему сыну от первого брака Ивану Ивановичу Молодому и еще в 1470 году объявил его своим соправителем, но тот скончался в 1490 году.

Последовавшая за этим борьба за определение будущего наследника престола закончилась победой Василия Ивановича. Сперва он был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским, а в 1502 году - Великим князем Московским и Владимирским и всея Руси самодержцем, то есть стал соправителем отца.

После смерти в октябре 1505 года Василий III Иванович беспрепятственно вступил на престол, получив по завещанию отца великое княжение Московское, право управления столицей и всеми ее доходами, право чеканки монеты, 66 городов и титул «государя всея Руси».

Став во главе государства, Василий III Иванович продолжил политику отца - «собирание земель», укрепление великокняжеской власти и отстаивание интересов православия в Западной Руси. Он с самого начала энергично боролся за централизацию государства, при нем к были присоединены последние полусамостоятельные русские земли - (1510), Волоцкий удел (1513), (1514), Рязанское (1521), Стародубское и Новгород-Северское (1522) княжества.

Во внешней политике Василий III Иванович, помимо борьбы за русские земли, также вел периодические войны с татарами Крымского и Казанского ханств, совершавших набеги на . Дипломатическим приемом великого князя по ограждению от нападений было приглашение татарских царевичей на московскую службу, получавших при этом обширные земли.

В отношении более далеких стран он проводил по возможности дружественную политику. Василий III Иванович вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии; принимал послов Дании, Швеции, Турции, индусского султана Бабура. Он обсуждал с папой римским возможность унии и войны против Турции. Торговые отношения связывали с Италией, Францией и Австрией.

В своей внутренней политике Василий III Иванович, для укрепления единодержавия, вел борьбу с родовитым боярством и феодальной оппозицией. За выступление против политики великого князя в разные годы подверглись опале многие бояре и князья, и даже митрополит Варлаам. Василий III Иванович принял меры к выводу остатков удельных властвований в новые места. Результатом такой политики стал быстрый рост поместного дворянского землевладения, ограничение иммунитета и привилегий княжеско-боярской аристократии.

Также Василий III Иванович отодвигал бояр от участия в решении государственных вопросов. «Советы» с боярской думой во время его правления имели в основном формальный характер: все дела решались лично великим князем или в контакте с немногими доверенными людьми. Однако сила традиции была такова, что на значимые места в войске и управлении царю приходилось назначать представителей боярства.

Время правления Василия III Ивановича также ознаменовалось подъемом русской культуры, распространением московского стиля литературного письма, занявшего ведущее место среди остальных областных литератур. Тогда же сложился архитектурный облик Московского Кремля, превратившегося в хорошо укрепленную крепость.

Василий III Иванович был дважды женат. Первый его брак был устроен еще в 1505 году. Его женой тогда стала боярская дочь Соломония Сабурова. Поскольку этот брак был бесплоден, Василий III Иванович, несмотря на протесты церкви, в 1525 году добился развода. Его второй супругой стала княжна , на которой он женился в 1526 году. В этом браке родились сыновья Иван (будущий ) и слабоумный Юрий.

Великий князь Василий III Иванович скончался 3 декабря 1533 года. Он был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Своим наследником умирающий князь объявил трехлетнего под регентством Елены Глинской.

Конечный успех объединения русских земель в едином государстве явился достижением великого князя Московского Василия III Ивановича (1505-1533). Не случайно австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Россию в первой трети XVI века и оставивший знаменитые «Записки о Московии», писал, что Василий III превосходил властью «едва ли не всех монархов целого мира». Тем не менее, государю не повезло - причудливая историческая память, по заслугам отдав должное его отцу и не менее справедливо закрепив жестокий образ его сына Ивана Грозного, не оставила достаточно свободного места самому Василию III. Словно бы «зависший» между двух державных Иванов, Василий III всегда оставался в их тени. Ни его личность, ни методы правления, ни формы преемственности во власти между Иваном III и Иоанном Грозным до сих пор не изучены достаточно полно.

Детство, юность

Василий III родился 25 марта 1479 года и был наречен в честь исповедника Василия Парийского, унаследовав одно из традиционных для московского княжеского рода Даниловичей имя. Он стал первым сыном от второго брака Ивана III с Софьей Палеолог, которая происходила из морейской линии правившей до 1453 года династии в Византии. Прежде Василия у великокняжеской четы рождались только девочки. В поздние летописи даже было записано чудесное предание о том, как страдавшая от отсутствия сына Софья получила знамение от самого преподобного Сергия о рождении будущего наследника престола. Однако долгожданный первенец не был главным претендентом на престол. От первого брака Иван III имел старшего сына - Ивана Молодого, который как минимум за восемь лет до рождения Василия был объявлен соправителем Ивана III. Но в марте 1490 года Иван Молодой умер, и у Василия появился шанс. Исследователи традиционно говорят о борьбе двух придворных группировок, особенно усилившейся во второй половине 1490-х годов. Одна из них делала ставку на сына Ивана Молодого - Дмитрия Внука, другая продвигала Василия. Расклад сил и страсти этой борьбы нам неизвестны, но мы знаем ее итог. Иван III, первоначально объявивший наследником Дмитрия Внука и даже на некоторое время посадивший Василия «за приставы на его же дворе», сменил гнев на милость в марте 1499 года: Василий был провозглашен «государем великим князем».

Правление (1505-1533)

Соправительство Василия продолжалось более шести лет. 27 октября 1505 года ушел из жизни Иван III, и Василий становится самостоятельным государем.

Внутрення политика

Борьба с уделами

Большая часть владений умершего великого князя перешла именно Василию: 66 городов против 30, доставшихся остальным четырём сыновьям, причём Москва, которая прежде всегда дробилась между сыновьями, теперь целиком переходила старшему наследнику. Новые принципы передачи власти, установленные Иваном III, отражали одну из основных тенденций политической жизни страны - стремление к единовластию: удельная система являлась не только главным источником усобиц, но и серьёзным препятствием экономическому и политическому единству страны. Василий III продолжил централизаторскую политику своего отца. Около 1506 года великокняжеский наместник утвердился в Перми Великой. В 1510 году была упразднена формальная независимость Псковской земли. Поводом к этому послужило крупное столкновение между псковичами и великокняжеским наместником князем Репниным-Оболенским. Удовлетворения жалобы псковичей на самоуправство наместника не состоялось, но последовало ошеломляющее требование: «Ино бы у вас вечье не было, да и колокол есте сняли вечевой». Псков уже не имел сил его отклонить. По распоряжению Василия III из Пскова были выселены многие боярские семьи и «гости». В 1521 году к великому княжеству Московскому присоединяется и Рязанское княжество, шедшее в русле московской политики более полувека. Псковская земля и Рязанское княжество являлись стратегически важными окраинами на северо-западе и юго-востоке соответственно. Резкое усиление позиций Москвы здесь крайне осложнило бы её отношения с соседями. Василий III полагал, что существование буферных вассальных земель, находящихся на стратегически важных окраинах, целесообразнее, нежели их непосредственное включение в состав державы, пока у государства нет достаточных сил для надёжного закрепления за собой новых территорий. Борьбу с уделами великий князь вел, используя различные методы. Иногда уделы уничтожались целенаправленно (например, упразднение Новгород-Северского удела в 1522 году, где правил внук Дмитрия Шемяки князь Василий Иванович), обычно же Василий просто запрещал жениться братьям и, следовательно, иметь законнорожденных наследников. После смерти самого Василия III в 1533 году сохранялись уделы за его вторым сыном Юрием, а также братом - Андреем Старицким. Оставалось и несколько незначительных уделов Верховских князей, располагавшихся в верхнем течении Оки. Но удельная система по сути была преодолена.

Поместная система

При Василии III упрочивается поместная система - механизм, который позволял решить две насущные проблемы, стоявшие перед государством: в то время потребности обеспечения боеспособной армии тесно переплетались с необходимостью ограничений политической и экономической независимости крупной аристократии. Сущность механизма поместного землевладения заключалась в раздаче земель «помещикам»-дворянам во временное условное владение на срок несения «княжей службы». «Помещик» был должен исправно нести службу, мог лишиться земли за нарушение своих обязанностей и не имел права распоряжаться данными ему угодьями, которые оставались в верховной собственности великих князей. В то же время вводились и социальные гарантии: если «помещик»-дворянин погибал на службе, государство брало на себя заботу о его семье.

Местничество

Важнейшую роль в работе государственной машины при Василии III стал играть и принцип местничества - система иерархии, в соответствии с которой высшие должности в войске или на гражданской службе могли заниматься исключительно в соответствии с родовитостью князя или боярина. Хотя этот принцип и препятствовал доступу в администрацию талантливых управленцев, он во многом позволял избежать борьбы в верхах политической элиты страны, стремительно наводнившейся разнородными выходцами из разных русских земель в период образования единого русского государства.

" " и "нестяжатели"

В эпоху Василия III активно обсуждалась проблема монашеского имущества, в первую очередь, обладания землями. Многочисленные пожертвования в монастыри привели к тому, что к концу XV века значительная часть обителей стала богатыми землевладельцами. Одно решение проблемы было предложено : использовать средства для помощи страждущим, в самих же монастырях сделать более строгие уставы. Другое решение исходило от преподобного Нила Сорского: монастырям вовсе отказаться от имущества, а монахам жить «своим рукоделием». Великокняжеская власть, заинтересованная в земельном фонде, необходимом для раздачи в имения, также выступала за ограничение монастырских имуществ. На церковном соборе 1503 года Иван III сделал попытку провести секуляризацию, но получил отказ. Однако время шло, и позиция власти изменилась. «Иосифлянская» среда приложила много усилий для разработки концепции сильного государства, и Василий III отвернулся от «нестяжателей». Окончательная победа «иосифлян» состоялась на соборе 1531 года.

Новые политические теории

Успехи в государственном строительстве, крепнувшее московское самосознание, политическая и идеологическая необходимость дали толчок появлению в эпоху Василия III новых политических теорий, призванных объяснить и обосновать особые политические права великих князей Московских. Самыми знаменитыми являются «Сказание о князьях владимирских» и послания Василию III старца Филофея о Третьем Риме.

Внешняя политика

Русско-литовские войны (1507-1508; 1512-22)

В ходе русско-литовских войн Василию III удалось покорить в 1514 году Смоленск, один из крупнейших центров русскоязычных земель Великого княжества Литовского. Смоленские походы возглавлялись лично Василием III, а в официальном летописании триумф русского оружия будет выражен фразой об освобождении Смоленска от «злыа латыньскиа прелести и насилиа». Последовавшее за освобождением Смоленска сокрушительное поражение русских войск в битве под Оршей осенью 1514 года приостановило московское продвижение на Запад. Тем не менее, во время военных походов 1517 и 1518 годов, русским воеводам удалось нанести поражение литовским силам под Опочкой и Кревом.

Отношения с православными народами

Правление Василия III отмечено углублением контактов России с православными народами и землями, покоренными Османской империей, в том числе с Афоном. Постепенно смягчается и острота церковного раскола между митрополией всея Руси и Константинопольским патриархатом, начавшегося в середине XV века после избрания без санкции Константинополя русского митрополита Ионы. Ярким подтверждение тому служит послание патриарха Феолипта I митрополиту Варлааму, составленное в июле 1516 года, в котором патриарх ещё задолго до официального приятия русскими государями царского титула, удостаивал Василия III царским достоинством - «наивысшего и кратчайшего царя и великого краля всея православныя земли, Великия Руси».

Русско-крымские отношения

Непросто складывались русско-крымские отношения. Они достигли своего пика, когда в июле 1521 года хан Мухаммед-Гирей совершил опустошительный поход на Русь с целью «положить конец возмутительным мятежам идолопоклонников, ожесточённых против ислама». Южным и центральным волостям Московского княжества (передовые силы крымчаков дошли до окраин Москвы) был причинён огромный урон. Мухаммед-Гирей захватил огромный полон. С тех пор оборона Берега - южной границы, которая проходила по реке Оке - становится важнейшей задачей обеспечения безопасности государства.

Отношения с Западом

Начавшиеся еще во времена Ивана III попытки и добиться союза с Великим княжеством Московским против Османской империи продолжались и при Василии III. Государи неизменно подчёркивали ненависть к неверному «поганству» и «врагам Христовым», но не заключали договора. Они в равной степени отказывались становиться в подчинённое положение к «латинянам» и не желали портить ещё вполне дружественные отношения с Османской империей.

Личная жизнь

В 1505 году Василий III женился на Соломонии Сабуровой. Впервые супругой великого князя Московкого стала представительница боярского, а не княжеского рода. У прожившей в браке двадцать лет четы не рождались дети, и нуждавшийся в наследнике Василий III решил сочетаться браком вторично. Соломония была отправлена в монастырь, новой женой государя стала Елена Глинская, происходившая из рода литовских бояр, выехавших на московскую службу. От этого брака родился будущий царь всея Руси Иван Грозный.

3 декабря 1533 года Василий III умер вследствие прогрессирующей болезни, проявившейся во время охоты. Перед смертью он принял иночество с именем Варлаам. Вскоре после кончины великого князя была создана интереснейшая «Повесть о болезни и смерти Василия III» - хроника последних недель жизни государя.