Почему стоит сходить на выставку герхарда рихтера. ЛОХ, ПОЦ и ЗОЖ: что происходит в спектакле «В городе Лжедмитрове

«Чтак. В моём случае - ни в коем случае»

В здании Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке откроется персональная выставка Валерия Чтака. Это московский художник, некогда участник группы «Радек», работы которого легко узнаются по характерному обращению со шрифтами и афоризмами. Здание в Ермолаевском Чтак вместе с куратором Алексеем Масляевым превратит в тотальную инсталляцию, разделённую на несколько помещений, важных для творчества автора, вроде музыкальной студии и мастерской. Большинство работ, отсылающих к массовой культуре, городским субкультурам, и состоящих из узнаваемых образов и цитат, художник создаст в залах ММСИ.

Где: Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке

Сколько: от 100 до 250 рублей

Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы

В здании ММСИ на Гоголевском бульваре покажут персональную выставку немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Его работы - это грубая резьба по дереву, создающая безэмоциональные образы обычных, ничем не примечательных людей. Балкенхол стоит на грани между декоративностью народного промысла и критическим реализмом, говорящим об отчуждении человека от самого себя и дегуманзации в современном капиталистическом обществе. Податливый материал раскрывает свою грубость в трещинах и неровностях, ставя вопросы о себе самом и человеческой природе.

Где: Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре

Сколько: от 150 до 350 рублей

Виктор Алимпиев в «Доме впечатлений»

В рамках выставки видео- и медиаарта «Дом впечатлений» в усадьбе Голицыных, здание которой перешло в ведение Пушкинского музея и спустя пару лет разместит в себе коллекцию импрессионистов, проходит программа «Пространства российского видеоарта». Один из самых ярких местных авторов, работающих с видео, Виктор Алимпиев - известный не только в России, но и за рубежом художник, участник Венецианской, Берлинской биеннале и Манифесты, чьи работы есть в коллекциях Тейт Модерн и Центра Помпиду.

Где: ГМИИ имени А.С. Пушкина (усадьба Голицыных)

Сколько: от 100 до 200 рублей

«Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и из других собраний Италии»

Где: ГМИИ имени А.С. Пушкина

Сколько: от 300 до 500 рублей

Пушкинский музей устраивает первую в истории России выставку Рафаэля, крупнейшней фигуры эпохи Возрождения, живописца, графика и архитектора. В Москве покажут картины и рисунки мастера, в основном сосредоточившись на портретной живописи. Качество работ будет высоким: из флорентийских галерей привезут то, что в нашей стране вживую пока не видели.

Родченко и группа Zero в Мультимедиа Арт музее

Новый выставочный сезон в МАММ начинается в конце сентября, и среди новых экспозиций две посвящены важнейшим фигурам модернистского искусства. Одна из них - Александр Родченко, советский фотограф и графический дизайнер, участник группы «ЛЕФ», один из основоположников конструктивизма и муж Варвары Степановой. Вторая - группа ZERO. Это международное сообщество художников, образовавшееся в конце 1950-х как реакция на развитие абстрактного экспрессионизма. Они призывали исследовать пустоту, отказаться от цвета, эмоции и самовыражения. Участниками группы в разное время были Хайнц Мак, Отто Пине, Лучо Фонтана, Жан Тингели и Ив Кляйн.

Где: Мультимедиа Арт музей

Сколько: от 50 до 500 рублей

«NSK: от “Капитала” к капиталу»

Где:

Сколько: от 100 до 400 рублей

Музей современного искусства «Гараж» продолжает сотрудничество с Музеем современного искусства Любляны и открывает осенний сезон ретроспективой художественного коллектива NSK или Neue Slowenische Kunst. В него входили несколько групп, среди которых широкой аудитории наиболее известны музыкальный коллектив Laibach и группа художников Irwin. Самые заметные художники на территории распавшейся Югославии, словенцы из NSK, работали с новыми коллективными формами взаимодействия в искусстве, разрушая дихотомию между коллективностью социализма и индивидуализмом вернувшегося в страну капитализма. Они также поддерживали связи с московским художественным сообществом 1990-х, основав в Москве своё «посольство».

«Свидетельства»: Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго

В том же «Гараже» открывается выставка «Свидетельства», подготовленная главным куратором институции Кейт Фаул. Она работала над ней вместе с художником Робертом Лонго, который известен своими фотореалистичными работами. В некоторых из них он напрямую копирует созданные другими художниками образы с помощью графических материалов вроде угля и графита. На выставке покажут работы самого Лонго вместе с произведениями Сергея Эйзенштейна (будут рисунки режиссёра и замедленные фрагменты его фильмов) и офортами Франисиско Гойи: все три художника прибегали к монохромной графике, чтобы отразить революционное состояние окружавшего их мира.

Где: Музей современного искусства «Гараж»

Сколько: от 100 до 400 рублей

«Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»

Конкуренцию Пушкинскому в организации выставок работ домодернистской эпохи (в самом широком смысле слова) попробует составить Третьяковская галерея, которая вооружилась сотрудничеством с ватиканскими музеями. В Москву привезут картины живописцев XII-XVIII веков, среди них - Рафаэль, Караваджо, Гвидо Рени и Пуссен.

Где: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Сколько: от 150 до 400 рублей

Герхард Рихтер в Еврейском музее

Где: Еврейский музей и центр толерантности

Когда: ноябрь

Сколько: станет известно позже

Не так давно стало известно о планах Еврейского музея и центра толерантности провести персональную выставку Герхарда Рихтера. Деталей пока не так много, но известно, что выставка откроется в начале ноября, и в любом случае она станет важным событием в культурном пространстве Москвы. Рихтер - возможно, самый известный немецкий художник второй половины XX века после Йозефа Бойса. Он работал и с реди-мейдами в виде найденных семейных фотографий, и с абстракцией, но наиболее известны его фотореалистичные живописные работы, обычно копирующие любительские фотографии и как будто испорченные то ли глитчем, то ли пародией на дымку сфумато.

«Абстрактные произведения показывают вещи, которых не существует». Герхард Рихтер - один из самых авторитетных современных художников в мире. Центральная тема его творчества уже более 50-ти лет - архисложна: поиск всеобъемлющего образа восприятия нами нашей реальности. Исследованиям Рихтера в области абстракции посвящена экспозиция, которая открылась в Еврейском музее и центре толерантности. Рассказывает Станислав Дорэ.

Герхард Рихтер один из самых знаменитых и авторитетных художников в мире. Его познание реальности происходит через абстракцию. Он с самого начала решил играть по своим правилам, отбросив за ненадобностью понятия «композиция» и «цветовое сочетание». Его творческие поиски увенчались успехом. Финансовым, в том числе. Рихтер еще и один из самых дорогих современных художников в мире. Впрочем, сам мастер очень часто обижается, что больше всего журналистов интересуют заоблачные цены на его работы.

Бешеные ценники на аукционах сам Рихтер считает показателем управляемости людей и сетует, что популярность и ажиотаж отвлекают от главного - от смыслов. Впрочем, многие думают, что мастер лукавит, ведь не просто так он создает фотокопию каждой своей абстрактной работы. Он их и на выставках наряду с оригиналами показывает и с таким же успехом продает.

«Это фантастический человек, который, помимо своего художественного творческого стимула, еще и огромной организации личность. Все очень правильно каталогизировано, и этот способ, так скажем, производства нескольких фотокопий - по сути, это один из вариантов, как подешевле продать работу. Но с другой стороны, насколько мне известно, Рихтер делает это для полноты подхода к работе. Потому что живопись невозможно повторить, а фотокопия оставляет след», - говорит главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

Работы Герхарда Рихтера в отличие от большинства абстракционистов почти всегда со смыслом, подтекстами. Например, в основе этой инсталляции, которая называется «Биркенау» и которая включает в себя живопись, фотокопии и 90 миниатюрных фрагментов абстрактного целого, лежат фотографии, снятые узником концлагеря в августе 1944 года.

«Рихтер решил отказаться от реалистического переосмысления. Ему кажется, что попытка показать крупнейшую драму таким обычным способом в наши дни, будет выглядеть жалкой. Язык беспредметной живописи точнее передает эмоции и ощущение трагедии», - добавляет куратор выставки Пол Мурхаус.

Как-то художник признался, что почти ничего не знает о реальности и не доверяет прямому изображению, привычной картине мира. Он выходит за ее пределы - в мир своих чувств и эмоций, в то, что ему лично представляется. Но, в отличие от другого гения абстрактной живописи Джексона Поллока, Рихтер не привык работать в потоке. Он по-немецки скрупулезен и доводит свою абстракцию до совершенства, вновь и вновь возвращаясь к работе, пока не поймет, что добавить ему больше нечего, и ее можно показывать людям, которые, к слову, не всегда способны так тонко чувствовать и отличить совершенную осмысленную абстракцию от той, что создана в «потоке» и без каких-либо подтекстов.

Концепция выставочного проекта

«Абстракция и образ» принадлежит британскому искусствоведу Полу Мурхаусу, старшему куратору отдела искусства XX века Национальной портретной галереи в Лондоне.

Абстракции Герхарда Рихтера многослойны в буквальном и символическом смыслах. Каждая его работая - это глубокое исследование взаимоотношений образа и реальности, видимого и невидимого, чувственно познаваемого и представляемого. «У меня нет причин не доверять реальности, о ней я почти ничего не знаю, - говорит художник. - Я не доверяю изображению, которое транслируют нам наши несовершенные и ограниченные чувства» .

Нередко за абстрактным живописным слоем скрывается фигуративное изображение. Это вовсе не игра в прятки - рассматривая его работы, то и дело ловишь себя на мысли, что в них зашифрован какой-то секретный код жизни, ее фундаментальная основа, начало и конец подобно тому, как в ДНК запрограммированы жизнь и смерть одновременно.

Центральную часть экспозиции занимает созданная в 2014 году серия из четырех крупноформатных полотен «Биркенау», в которой особенно ярко проявляется его идея о невозможности изображения реальности. Куратор выставки Пол Мурхаус подводит нас к копиям фотографий, тайно снятых в 1944 году евреем из зондеркоманды Освенцима, задача которой, как известно, состояла в сопровождении других узников лагеря в газовые камеры и уничтожении трупов после казни. На снимках практически не видно деталей, лишь на одной - группа изможденных, обреченных на смерть людей вдалеке, на других - лес. Заваленный горизонт на сделанной явно вслепую фотографии - как невольная и оттого еще более жуткая метафора перевернувшегося мира.

«Герхард Рихтер сделал слайды с этих фотографий и спроецировал на два центральных полотна их изображения, скопировав их с помощью угля. - рассказывает Пол Мурхаус. - То есть документальные образы реальных событий живут внутри картин, словно привидения» . «Затем он создал четыре черно-белых фигуративных фотокартины со снимков 1944 года, - продолжает куратор, - но три месяца спустя Рихтер понял, что созданные им образы даже приблизительно не передают всего ужаса той трагедии. И тогда он пришел в студию и нанес поверх реалистичных изображений абстрактный красочный слой, который он потом еще долгое время дорабатывал. Изначально эти картины с преобладанием серого были гораздо более яркими» .

Ровно напротив живописных полотен - их фотографические копии в полную величину, практически неотличимые от оригинала. А на соседней стене сложносочиненная мозаика из фотофрагментов все тех же полотен. Все вместе это складывается в некий калейдоскоп, в котором реальность и образ постоянно меняются местами, трансформируются, обрастают новыми смыслами и ассоциациями. Абстракции Рихтера заставляют работать воображение, что наделяет его работы огромной силой воздействия, особенно сейчас, в эпоху переизбытка образов, нескончаемый поток которых притупляет восприятие и эмоции.

Другая важная работа последних лет - «Агада» 2006 года, которую Пол Мурхаус называет «самой совершенной картиной современности». Агада - это сакральный текст иудаизма, повествующий об освобождении евреев из египетского рабства и содержащий наказ рассказывать о тех событиях в первую пасхальную ночь. Герхард Рихтер не религиозен и критически относится к любым верованиям - тогда почему он берется за эту тему? И здесь мы снова сталкиваемся с многослойной реальностью и представлениями о ней. События, правдивость которых мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, тем не менее являются непреложным фактом для верующего, а вокруг рассказов о них выстраивается жизнь сотен поколений людей и иерархия отношений: физического и метафизического, прошлого, настоящего и будущего. Следуя взглядам по изгибам линий «Агады», действительно ощущаешь ее невероятную энергетику, тайну, собственную внутреннюю жизнь, которая обнаруживает себя не только и не столько в динамике изображения, сколько в чем-то невыразимом, что не поддается объяснению.

В числе значимых работ зрелого Рихтера выставлена картина «Серое» 1973 года. Если в 1960-е он писал фигуративные картины, основанные на фотографиях: портреты, пейзажи, натюрморты и городские пейзажи - то в 1970-е Герхард Рихтер переходит к чистой абстракции, которая, как покажет все его дальнейшее творчество, совсем не однозначна, как это может выглядеть на первый взгляд.

Принты и зарисованные, покрытые лаком фотографии, авторские цифровые версии ранних работ Рихтера - многие из них предстают в виде серий, развешанных по стенам в виде длинных лент, что задает определенный ритм и направление восприятия или, скорее, путешествия по его миру цвета, линии и формы. Включаясь в это движение, ты как будто теряешь часть своей свободы, подчиняясь замыслу художника и силе созданных им образов. Ты все ждешь, что они приведут тебя из А в Б - но в мире не существует прямых дорог, как нет и пункта конечного назначения. Это лабиринт, сад расходящихся тропок, где все реально и ирреально одновременно. А Рихтер, могущественный демиург и скромный проводник, ведет зрителя по этой тонкой грани, как дантовский Вергилий, оставляя без ответа вопрос: кто или что движет им?

Детали от Posta-Magazine
Ул. Образцова, 11, стр. 1А
www.jewish-museum.ru

Пол Мурхауc

Куратор Лондонской портретной галереи

© Еврейский музей и центр толерантности

«Впервые работы Рихтера я увидел, когда был сокуратором галереи Тейт. Это был 1995 год, и к тому времени Рихтер уже получил свое признание - стал одним из главных художников мира. Я тогда подумал, до чего это выдающийся мастер - не из тех, кто продолжает традицию, но в корне меняет ее. С одной стороны, это удивительно сильный живописец, с другой - ему так много есть что сказать о нашем отношении с окружающим миром, реальности, эмоциях и даже музыке.

Меня очень интересовали две темы его работы: с одной стороны, развитие абстракции, с другой - фотографические картины Рихтера, которые всем известны. Герхард говорил, что реальность невозможно познать, но в нашей голове есть образ реальности, и это философское понятие в некотором смысле стало его путеводной звездой - он работал над этой темой всю жизнь. Мы живем в мире, где доминирует медиа: только подумайте, какими мы помним исторические события, например, 9/11. Многие из нас не видели этого, но помнят картинки из медиа - и наша связь с реальностью становится все более сложной и опосредованной».

Биркенау, 2014. Холст, масло

© gerhard-richter.com

«Эти картины связаны с самым страшным эпизодом истории XX века. Рихтер смотрел на фотографии лагеря 1944 года - где люди бегут через леса, где происходят ужасные вещи, где мир как будто бы перевернулся. Он задал себе один вопрос: можно ли нарисовать картину по мотивам этих событий? Он взял эти фотографии и создал черно-белые фигуративные рисунки. Но потом понял, что они совершенно не передают смысла того кошмара, который случился. И нарисовал сверху абстрактную композицию. А потом сделал это снова и снова. И форма, которую теперь приняла картина, - это память о Биркенау. Я задал ему вопрос: почему ты сначала попытался нарисовать реалистическую картину? Он мне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Ни одна картина не может показать реальность Биркенау. Тогда я его спросил, что же означает тот результат, который получился? И он сказал: это беззвучная эмоция. Ни одна картина, ни одна фотография не покажет, что случилось. Это самое близкое из того, что можно сделать, чтобы помнить об этом».

Биркенау, 2015. 93 фрагмента книги «Биркенау». Бумага, цифровая печать


© gerhard-richter.com

«Он разобрал свою картину на 93 фрагмента, перетасовал их и разложил в новом порядке. Новая композиция показывает то, как работает наша память с прошлым, - она делит его на фрагменты и раскладывает по-новому».

Биркенау, 2014. Фотография. 4 работы


© Gerhard Richter Archive, Staatliche Kunstsammlung Dresden. Фотография: Oliver Killig

«Не знаю, получится ли у вас понять сразу, но это на самом деле фотографии. Вам кажется, что вы смотрите на настоящие картины, но вы смотрите на самом деле на репродукцию. Зачем было делать это? Рихтер говорит, что есть историческое событие, и на него наслаивается наше восприятие, наша память - уровень за уровнем. В своих работах он двигался от фотографии и репрезентации к абстракции, шаг за шагом. А когда вы смотрите на картины Рихтера, которые он разобрал на части или сфотографировал, и размышляете о них, то заново переосмысливаете его работы - точно так же, как мы сегодня заново осмысливаем события, которые лежат в их основе».

Посещение музея, 2011. Цветная фотография, лак


© gerhard-richter.com

«У Рихтера есть две любимые темы: картины, основанные на фотографиях, и абстрактные работы. Для большинства художников эти направления противоречат друг другу, ты как будто бы не можешь быть всем: либо ты фигуративный художник, либо абстрактный. А Рихтер знаменит тем, что ему удается совместить все и сразу. Он занимается образом - тем, что напоминает реальность, но ей не соответствует. А вот в этой работе он использует свои собственные фотографии, а надо сказать, что он постоянно фотографирует. Если вы присмотритесь повнимательнее, то увидите, как в этих работах под абстрактными пятнами краски скрывается фотография. Обычно фотографии и живопись художники используют отдельно, но здесь происходит что-то новое: они становятся чем-то единым и целым. А лично у меня от этих работ возникают собственные ассоциации: я вспоминаю тот момент, когда чистое ощущение цвета и формы вдруг приобретает значение - как будто мы смотрели на расплывчатые тона и не могли понять, что это. А потом вдруг что-то щелкает в голове, и образ принимает форму. И вы понимаете, что это, например, человек - или стул. В целом вся выставка - об этом моменте».

Аггада, 2006. Холст, масло


© Fondation Beyeler

«Это, как мне кажется, самая прекрасная картина на выставке. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. Аггада - текст, который рассказывает историю еврейского народа, а именно про тот момент, когда евреи покинули Египет. Это случилось так давно, что мы даже не можем представить, как это было в действительности, но теперь у нас есть картина, которая рассказывает об этом. Я помню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Он атеист, но много думает о вещах, которые невозможно познать, - а что это такое на самом деле, как не вера. И вот он говорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру. А чтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство».

Аладдин, 2010. Стекло, акрил


© gerhard-richter.com

«Все свои знаменитые работы он пишет малярной кистью или валиком, создавая плотную живопись, уровень за уровнем: слои краски как следует проникают друг в друга. А недавно он поступил совершенно наоборот - предоставил краске полную свободу. Вместо масла он выбрал акрил, то есть ту краску, которую непросто удержать на месте, - и позволил ей жить своей жизнью на стекле. А потом зафиксировал результат - покрыл его сверху другим стеклом и тем самым остановил движение краски, как будто бы его заморозил. Он остановил момент и тем самым как будто бы создал фотографию: попытался действовать как камера - как машина, которая не делает суждений, не решает, что рисовать, а просто обладает удивительной способностью останавливать время, когда вы нажимаете на кнопку».

Эльба, 2012. Бумага, художественная печать

XX век выдался в этом смысле очень скучным: художники либо копировали окружающий мир, либо создавали ему альтернативу, абстракцию. А он вобрал в себя все. А та работа, на которую вы смотрите сейчас, - одновременно и самая ранняя, и самая поздняя. Вы не смотрите на реальные рисунки, но на недавно оцифрованные работы. Это маленькая хитрость, с помощью которой, как я думаю, Рихтер хотел сказать, что вы никогда не смотрите на реальность».

Первая персональная выставка самого дорогого современного немецкого художника Герхарда Рихтера . сайт объясняет, почему эти абстракции должен увидеть каждый.

Герхард Рихтер "Станция", 1985

Причина № 1. Чтобы научиться понимать язык абстрактной живописи

"Абстрактные произведения показывают вещи, которых не существует," – говорит художник. Вот уже более 50 лет Герхард Рихтер занимается поиском наиболее полного образа восприятия окружающего мира. То есть он пытается изобразить на одном полотне те впечатления и ощущения, которые мы испытываем от взаимодействия с реальностью.

Параллельно с этими красочными экспрессивными полотнами он писал гиперреалистичные портреты и натюрморты, но затем отказался от точного воспроизведения "зримого" мира в пользу языка беспредметной живописи, которая может точнее передать ощущение трагедии. При этом свои абстракции Рихтер создает не в потоке бессознательных эмоций, а скрупулезно продумывая каждую линию.

Причина № 2. Чтобы увидеть картины самого дорого современного немецкого художника

В 2005 году немецкий журнала "Капитал" составил рейтинг самых дорогих художников Германии, в котором Рихтер занял первую строчку: на аукционах Christie’s и Sotheby"s стоимость его полтен достигает отметок в десятки миллионов долларов.

Сам художник считает, что такие цены на его работы являются показателем управляемости людей, которых привлекает статус, а не смыслы, и поэтому Рихтер не видит в истерии по поводу собственной популярности ничего хорошего. Тем не менее, он создает фотокопию каждой абстрактной работы и продает их наряду с оригиналами, при этом цены на снимки оказываются не намного ниже, чем на оригиналы.

Причина № 3. Чтобы посмотреть инсталляцию "Биркенау"

Герхард Рихтер "Биркенау"

Старший куратор лондонской Национальной портретной галереи Пол Мурхаус, подготовивший московскую экспозицию, выставил в Еврейском музее одну из ключевых работ Рихтера – инсталляцию "Биркенау". Эта серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, созданных под впечатлением от фотографий, сделанных в августе 1944 года. По мнению художника, "любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко", и поэтому лучше изображать не факты, а эмоции, которые они вызывают.

Картины из серии "Биркенау" далеки от фотооригинала, тем не менее, сильное воздействие им добавляют элементы абстрактной живописи. В инсталляцию также входят четыре фотографии большого формата и 93 детали этих снимков. Через фрагменты художник затрагивает еще одну крайне важную проблему современного искусства – искажение и деформация образа в нашем восприятии. Не случайно эксперты относят эту работу к наиболее значимым произведениям искусства последних лет.

Причина № 4. Чтобы увидеть одну из самых известных картин художника Spiegel Grau ("Серое зеркало")

Герхард Рихтер "Spiegel Grau"

Поразительный факт: Казимир Малевич создал "Черный квадрат" более ста лет назад, но и сегодня абсолютный минимализм форм является популярной темой в искусстве. Даже несмотря на очевидную вторичность идеи изображения цвета как такового, эта работа Рихтера остается одной из самых известных в его творчестве. Художник делает свои монохромные панели зеркальными, благодаря чему в них начинает отражаться все окружающее пространство.

По словам Рихтера, у него нет никаких причин не доверять реальности, потому что он о ней ничего не знаю. "Я не доверяю изображению, которое транслируют нам наши несовершенные и ограниченные чувства", – поясняет он, и поэтому отказывается от любых попыток повторить и воспроизвести видимый мир на холсте.

Также на московской выставке можно будет увидеть серию Halifax (1978), состоящую из 128 деталей абстрактных полотен, War Cut (2004) – 20 принтов и фрагментов более ранних картин и специальный проект Museum Visits из 24 изображений.