Подвижные игры на воде в бассейне. Водные игры, эстафеты на воде, плавание для детей. Игра «Кто выше прыгнет»

А сегодня давайте поговорим о том, какие бывают игры на воде для детей. Ведь сейчас лето, а это возможность провести много времени у водоема.

Итак, игры на воде для детей:

1. Кто быстрее

Эта игра нацелена на то, чтобы научить ребенка быстро и решительно входить в воду. Нарисуйте палочкой, камешком, ракушкой либо пальцем черту на расстоянии 3 метров от воды.

Все участники игры должны выстроиться в одну шеренгу за чертой, лицом к воде. Кто-то один дает сигнал, а все остальные забегают в воду и бегут до заранее оговоренного места, а затем возвращаются назад. Побеждает тот игрок, кто быстрее вернется.

2. Игра на воде «Поиски сокровищ»

Эта игра нацелена на то, чтобы научить детей нырять. Взрослый бросает в воду какую-то яркую цветную вещицу, а дети должны ее найти. Кто первый обнаружит сокровище, тот и победил.

3. Морской бой

Главная задача этой игры научить детей не бояться воды. Малыши делятся на две группы и выстраиваются друг напротив друга. По команде игроки начинают брызгать на противника водой, стараясь оттеснить его на берег.

4. Игра на воде «Зеркало»

Дети заходят в воду, один из малышей назначается ведущим. Он показывает несложные движения, а все остальные должны их повторить. Это могут быть прыжки на месте, хлопки в ладоши и т. п. Побеждает тот, кто без ошибок повторил движения. Этот игрок и становится следующим ведущим.

5. «Карлики – великаны»

Дети заходят в воду по пояс. Выбирается ведущий, который подает сигналы. По сигналу «Карлики!» все игроки должны присесть в воде, по сигналу «Великаны!» — подпрыгнуть вверх. Если малыш перепутал, выбывает из игры.

6. Еще один вариант игры «Поиски сокровищ»

Ведущий должен бросить на дно несколько предметов. Побеждает тот, кто соберет больше всех сокровищ.

7. Игра на воде «Пончики»

Для нее понадобятся всем детям круги. Малыши, которые участвуют в игре, должны сесть в круги и доплыть до определенного места. Побеждает тот «пончик», который быстрее всех справился с заданием.

8. Игра в воде «Акула»

Дети должны войти в воду и выстроиться в ряд – это рыбки. Один карапуз назначается «акулой», он находится в центре, напротив. Задача рыбок проплыть мимо акулы, и не задеть ее, кто заденет, либо «акула» поймает его, сам становится «акулой».

9. Игра в воде «Угадай, кто это»

Перед игрой ребенок должен подготовиться. Покажите ему, какие животные либо рыбы обитают вблизи водоемов, живут в них, как они передвигаются, чем питаются, чем отличаются. А в игре малыш должен показать Вам кого-то, а Ваша задача отгадать. Эта игра на подобии «Крокодила». Например, малыш может показать цаплю, которая ходит по воде, высоко поднимая ноги, и стоит на одной ноге, либо крокодила, дельфина, акулу…

10. Игра в воде «Лягушки»

Дети заходят в воду по колени. А на берегу рисуется черта. Малыши должны по сигналу, прыгая, как лягушки, быстрее добраться до черты. Но, прыгать нужно следующим образом: присесть, а подпрыгнув, выпрямить ноги. Приземлиться на ноги и руки одновременно. Такой прыжок должен повториться несколько раз.

11. Игра на воде «Звездочка»

Малыши делают глубокий вдох, задерживают дыхание и ложатся на воду, либо лицом вверх, либо вниз. Так продержаться нужно, досчитав до 5.

12. Игры на воде с мячом

Для них понадобятся двое и более участников. Дети могут просто перебрасывать мяч друг другу, а могут этим не ограничиваться. Пусть играют в салки, пускают мяч на скорость по воде, плавают с ним, держа в одной руке, либо двух…

13. Кто выше подпрыгнет

Здесь главная задача подпрыгнуть, как можно выше, оттолкнувшись ногами от дна.

14. Рыцарский турнир

Нужно разделиться на две команды, попарно, чтобы из каждой команды получилась пара: «конь» и «всадник». «Всадник» сидит на плечах у «коня». По сигналу команды начинают бороться. Задача «всадника» — сбросить противника в воду с «коня». Сброшенный «всадник» выбывает из игры вместе с «конем».

15. Собачки

Минимальное количество игроков должно быть 4. Игра играется на обширной отмели. Она напоминает салочки. Выбирается водящий, который старается осалить кого-то из игроков. Можно уплывать, убегать, нырять, но запрещено перемещаться в места, где глубина больше, чем по шею.

16. Игра на воде «Рыба в сети»

Нужно выбрать двух ведущих. Игроки заходят в воду по пояс и расплываются в разные стороны, но, не далеко. По сигналу, ведущие, держась за руки, начинают «ловить рыбку», пытаясь поймать кого-то из игроков. Пойманный игрок присоединяется к ведущим, размер сети увеличивается на 1 участника. Игра заканчивается тогда, когда вся «рыба» будет поймана.

17. Попади в круг

Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят на берегу, они должны по очереди бросить мяч, стараясь попасть в круг. Побеждает тот игрок, который больше раз попал в круг.

18. Парное плавание

Дети делятся по парам. Их задача преодолеть определенный участок следующим образом: один игрок плывет на груди, работая руками, другой, держась за его ноги, плывет с помощью одних ног. Какая пара быстрее доберется до финиша, та и победила.

19. Наперегонки

Нужно пробежать определенную дистанцию по воде, где глубина по колени, высоко поднимая ноги.

20. Наперегонки задом наперед

Это тоже соревнование, кто быстрее, только бежать нужно, спиной вперед. Глубина должна быть по колени и четко определена дистанция.

Такие подвижные игры на воде подарят Вам и Вашим детям хорошее настроение. А если ребенок боится воды, помогут ему с ней «подружиться».

Выбирайте подходящие для Вашей семьи игры, вода порадует вас охладит и повеселит.

Водные игры полезны всем - и взрослым и детям - они помогают в лечении некоторых болезней (например, болезни спины), элемент закаливания организма, помогают перебороть страх перед водой и являются отличным развлечением во время купания.
Здесь собраны интересные водные игры, как для уже умеющих плавать, так и для учащихся пловцов.

Морской бой
Детей делим на 2 команды, они становятся в 2 линии по пояс в воде. Их задача - так обрызгать противника, чтобы он отвернулся к ним спиной. То участник, который повернулся спиной к противнику - выбывает. Побеждает та команда, в которой игроки устояли перед натиском

Трамплин
Это веселая игра, участвовать могут 3 - 7 человек. Задача такая - зайти всем в воду по грудь, затем поднять одного участника, раскачать и выбросить его) как можно дальше. И так по очереди, упавший возвращается ко всем участникам и продолжает участвовать в этой В этой игре.

Чехарда в воде
Участники должны зайти в воду глубиной по грудь, встать в коллону, распределившись на расстоянии около 2 метров друг от друга. Участники встают в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Задача последнего играка - перепрыгнуть, опираясь на плечи впереди стоящего игрока, подбежать к следующему - проплыть между его ног и т.д. до тех пор пока не доберетя до начала колонны. Продолжает эстафету участник ставший последним.

Гонка мячей
Это водная эстафета. Играющие делятся на 2 команды, у каждой есть мяч. Команды становятся в шеренги, расстояние между шеренгами 3 метра, а между игроками примерно 1 метр. Задача такая - впередистоящий игрок должен передать сзадистоящему мяч между ног (погружается полностью в воду - с головой), следующий игрок должен сделать то же самое и т.д. Последний игрок - передает мяч над головой впередистоящему и так мяч должен дойти до первого игрока. Побеждает та команда, которая проделала эту процедуру заранее определенное количество раз.

Дельфины
Еще 1 эстафетная игра. Участники делятся на 2 команды (можно на 3). Понадобятся пластиковые обручи, они связываются между собой в виде дорожки. Задача игроков - поднырнуть под первый обруч и вынырнуть в его середине, в следуюший обруч -нырнуть сверху, а вынырнуть в 3 и т.д. Как только участник достигает конца дорожки, нырять начинает следующий участник. Побеждает та команда, которая проделала этот путь быстрее и сделала меньше ошибок.

Гонка на плавательных досках
Это командная игра, нам потребуется 4 плавательных доски, игра происходит в бассейне. С двух концов бассейна выстраиваются 2 команды, в каждой из которых по 5 мальчиков и 5 девочек. Мальчики - на одной стороне дорожки, девочки - на другой. По сигналу по 2 человека от команды (мальчик и девочка) одновременно начинают заплыв доской вперёд. Их задача - встретиться и обменявшись досками, продолжать движение к противоположному бортику бассейна. Возле противоположного бортика участники передают доски вторым номерам, а сами выходят из воды. Завершают эстафету последние номера в колоннах. Выигрывает та команда, которая закончила гонку первой.

Бой на воде
Для игры нужны плавательные доски или резиновые круги по числу игроков. Участвуют две команды, которые различаются по цвету шапочек на голове. Сначала соревнуются пятёрки мальчиков, затем девочек. Перед началом поединков игроки в разных сторонах водоёма занимают на досках положение лёжа или сидя. По сигналу, подгребая руками, играющие сближаются. Подплыв друг к другу, каждый старается улучить момент и ловким движением стащит соперника в воду. Однако в случае промаха нетрудно и самому, потеряв равновесие, оказаться в воде. Кого настигнет такая участь, выбывает из борьбы. Выигрывает пятёрка игроков, которая к концу боя на воде сохранит на досках больше своих участников. Игру можно проводить как на время (5-8 мин), так и до полной победы одной из команд.

За мячом в воду
Для игры понадобятся мячи средних размеров (желательно разного цвета) и 2 команды. Задача игроков - как можно дальше бросить в воду мяч, а затем впрыгнуть воду и как можно доплыть до мяча противника, вернуть его на берег толкая перед собой. Первые участники передают мяч вторым и игра продолжается.

Мяч за черту
Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоёме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.

Другие темы из этого раздела смотрите здесь -

Какая летняя пора без озорных плесканий в водице? Речка, море, бассейн, да даже тазик с водой – сколько удовольствия принесут малышу барахтанья и пребывание в водной стихии! О необходимости и пользе водных процедур говорить вряд ли стоит – это всем известная истина.

Но, главное, о чем многие родители забывают, что очень многому можно научить малыша именно в игровой форме. Это и актуально и в данном случае. Боится заходить в речку? Не хочет нырять? Боится плавать? Почему бы не предложить веселую игру в воде, глядишь, малыш, увлеченный процессом, без труда сможет сделать то, что осознанно не мог или боялся. Что уж говорить о том, что физическая нагрузка в воде прекрасно заменяет интенсивную зарядку и поддерживает мышцы в тонусе.

Правила поведения на воде

Решив отправиться на ближайший водоем вместе с маленьким человеком важно не только хорошенько подумать, как обеспечить ему досуг, но и о безопасности ни в коем случае забывать нельзя. Не важно, идете ли вы в бассейн или на речку, 3 года вашему ребенку или 10 – правила поведения на воде одинаковы для всех.

1. Дети находятся в воде только под присмотром взрослых.

2. Максимально допустимая глубина – по пояс малыша.

3. Купаться только на оборудованных пляжах.

4. Находиться в воде не более получаса или не более 5 минут, если вода холодная.

5. На солнце обязательно надевать головной убор.

6. Нельзя плавать на сытый желудок сразу после еды.

А теперь давайте рассмотрим самые увлекательные игры на воде для разных возрастных групп.

Во что поиграть с малышом до 2 лет

Даже маленьким карапузам очень нравится сидеть в водичке и изучать ее свойства. Игры для этого возраста носят больше обучающий, ознакомительный характер. Постарайтесь увлечь ребенка, показать ему, что умеет водичка. Но помните, что маленькие детки не в состоянии концентрироваться на одном занятии долгое время. Разбейте занятия на 15-и минутные подходы с перерывами.

Рыбалка

Игру хорошо проводить в детском бассейне или в прибрежной зоне. Нам понадобится несколько мелких и ярких игрушек или если таковых нет, можно взять небольшие камушки на берегу, например, гальку. Это будут наши рыбки. Кладем их на дно, но так, чтобы малыш без труда их достал. Можно приговаривать: «Идем, идем на рыбалку, что, что мы поймаем? Ловись, рыбка мала и велика!» Под поговорку помогаем малышу доставать ладошками наших «рыбок», даем внимательно их рассмотреть, описываем их. В конце, когда все «рыбки» пойманы, их можно посчитать веселой считалочкой.

Бултых!

Вспомните, как вам в детстве нравилось пускать пластушку по водной глади! Вот и вашему карапузу наверняка придется по душе эта затея. Наберите немного камешков различного размера и поочередно бросайте их в воду, обязательно комментируя все происходящее. Расскажите ребенку, что тяжелые камушки падают громче и от них много брызг, а маленькие камни почти бесшумны. Обязательно дайте попробовать непоседе самому справиться с такой важной задачей, 100 % восторг обеспечен!

Ниагарский водопад

Отличный способ рассказать маленькому человеку о свойствах воды. Сидя в воде можно использовать практически любой предмет в качестве емкости. Это может быть и пустая бутылка, и формочка для песка, все что угодно.

Ваша задача показать ребенку, что вода ведет себя по-разному, если льется с различной высоты. Поднимая импровизированную «лейку» можно добиться шумного водопада с брызгами, а если лить водичку низко, то получится маленький скромный водопад. Дайте ребенку полить водичку самому, пусть увидит разницу. А еще это отличный вариант закрепить на примере слова «высоко» и «низко».

Играем с детьми 3-5 лет

С детками постарше уже можно играть в активные игры с элементами плавания и даже ныряния. Важно, чтобы малыш был в настроении немножко подурачиться и охотно поддерживал игру. Если ребенок отказывается, например, нырять или боится, то лучше оставить это на потом.

Карлики и великаны

Можно играть как дружной детской компанией, так и родителям с ребенком. Игроки находятся на глубине по пояс (ребенка). Ведущий в произвольном порядке называет две команды: «карлики» и «великаны». Услышав команду «карлики» - необходимо встать в полный рост, а «великаны» - сесть на корточки. Выбывает или становится ведущим тот, кто ошибся.

Повторюшка

Находясь в воде, ведущий изображает любое действие, а малыш (или команда, если игроков много), должны это повторить, например, погладить по животу или похлопать в ладоши под водой. Действия нужно выбирать такие, чтобы ребенок без труда смог сам повторить.

Домик

Эта игра учит детей задерживать дыхание под водой, однако нужно убедиться, что малыш знает, как правильно задерживать дыхание и не боится этого делать.

Надувной круг находится в воде на глубине примерно по грудь малыша. Задача ребенка «спрятаться в домик» при сигнале ведущего, при этом нырнув внутрь круга. Сценарий может быть любой, например:

«Уточки гуляли, гуляли, вечер настал, лисица крадется, хоп, поймала/ не поймала уточку! Уточка в домике!»

Игры для детей старше 6 лет

В этом возрасте как нельзя кстати актуально развитие навыков игры в команде, и здорово, если детей будет несколько. Придумать можно все что угодно, главное, это активные игры в воде со множеством движений тела, соревновательная нотка и веселое времяпрепровождение.


Бабка сеяла горох

Помните такую игру? Почему бы и не порезвиться вместе с дружной детской компанией, а заодно попрактиковать задержку дыхания под водой.

Команда становится в круг на глубине по пояс. Ведущий говорит слова: «Бабка сеяла горох…ох!», после чего все задерживают дыхание и ныряют. Побеждает тот, кто дольше всех продержится под водой.

Рыбаки и рыбки

Командная игра, развивающая ловкость и скорость реакции. Для игры нужен небольшой мяч. Задача игроков образовать круг, в центе которого находятся «рыбки» - игроки. Важно, чтобы глубина была не выше груди. Задача игроков внешнего круга поймать мячом рыбок, кидая его. Побеждает та рыбка, которая останется последней. «Пойманные» рыбки становятся рыбаками.

Собиратели жемчуга

Можно устроить соревнование как на галечном пляже, так и в бассейне, предварительно опустив на дно мелкие предметы. Задача игроков за определенное время, допустим, минуту, собрать как можно больше «жемчуга». Разрешается нырять и использовать все хитрости. Задачу можно усложнить, разрешив доставать предметы только ногами, не ныряя. Победитель, конечно, тот, кто наловил больше всех.

Обучаем плаванию

Конечно, без обучающих игровых элементов показать и научить ребенка выполнять основные элементы достаточно проблематично. Игровая составляющая в данном случае незаменима, увлекательна для ребенка и показывает неплохие результаты.

Звездочка

Малыш должен лечь на спину максимально расслабившись и приняв положение «звездочки». Взрослый при этом страхует, поддерживая руками спину. Продержаться 5 счетов, с каждым подходом можно увеличивать на 2.

Буксир

Берем малыша под руки таким образом, чтобы его ноги свободно находились в воде. Задача ребенка активно совершать махи ногами, тем самым имитируя движения при плавании. Задача взрослого идти спиной вперед. Упражнение в игровой форме позволяет укрепить мышцы ног, скоординировать работу конечностей и познакомить с некоторыми элементами.

Стрелка вперед

Упражнение может носить соревновательный характер. Задача взрослого объяснить детям основы удержания тела на поверхности воды. Малыши должны на счет три вытянуть руки и вытянуться вдоль поверхности воды, при этом совершая движения ногами, как при плавании. Победил тот, кто сумел продержаться и проплыть дольше остальных.

Классические игры для всех возрастов

Конечно, какие веселья без хорошо знакомых нам игр в виде стрельбы водными пистолетиками, игры с мячом и всевозможных догонялок. Придумать массу вариаций хорошо известным развлечениям можно без труда, при этом учитывая ситуацию, возраст детей и количество игроков.

Нет пистолетов? Не беда! В ход пойдут бутылки с дырочками в крышках. Нет мячика? Почему бы не покидать, скажем, резиновую утку или детский надувной нарукавник? Не набирается команда? Срочно зовем маму и всех-всех, приглашаем поиграть других детей на пляже, и вот она – веселая орава! Проводить летний отдых с пользой всегда можно, если есть фантазия и о безопасности никто не забыл.

Они бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные.

Командные игры - участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.

Некомандные - участники не делятся на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи.

Сюжетные игры - основаны на определенной тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» и т. д.

Бессюжетные - основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме: «Кто первый?», «Кто дальше?», «Кто дольше?» и т. д.

По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:

  • Для ознакомления со свойствами воды.
  • Для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники.
  • Для ознакомления с элементами прикладного плавания.
  • Для развития физических качеств. 5. Для эмоционального воздействия.
  1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
  2. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
  3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
  4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
  5. Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
  6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
  7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
  8. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.
  9. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. д.
  10. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.
  11. Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.

Целесообразность и возможность применения той или иной игры определяются:

  • задачами каждого конкретного урока;
  • возрастом занимающихся; в) подготовленностью занимающихся, стажем занятий плаванием;
  • условиями проведения (открытый, крытый бассейн, его размеры, температура окружающей среды, наличие инвентаря и т. д.).

Игра может быть интересной лишь в том случае, если она содержит двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения. Если игра проводится впервые или же содержит, хотя и несложные, но незнакомые упражнения (движения), она должна предварительно проводиться на суше. Подвижные игры в воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений; изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми - непременно в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Но повторяю: это одно и то же движение или, например, элемент техники.

Очень важный момент в подготовке и проведении игр - назначение капитанов команд. Здесь не всегда оправданно волевое решение педагога. Хотя, с другой стороны, если спросить детей: «Кто будет капитаном?», - почти все они закричат: «Я!». Оправдывает себя, судя по опыту работы с дошкольниками, конкурс «на капитана», участники которого должны проявить смелость, ловкость, сообразительность, быстроту мышления, организаторские способности. Выбранных капитанов нужно ознакомить с их обязанностями.

типом урока, задачами урока в целом и каждой его части в отдельности; уровнем подготовленности занимающихся; условиями проведения игры.

«Цапли»

Задача - освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Две команды располагаются у противоположных (коротких) бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет установленной отметки, та команда и объявляется победительницей.

Методические указания. Предварительно игра проводится на суше; во время игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук произвольное или регламентированное - в стороны, вперед, к плечам, на пояс и т. д.

«Мостик»

Задача - освоение исходного положения для выполнения движений ногами.

Описание игры. Расположившись по кругу, играющие садятся на дно в положение упора сзади и по сигналу при дают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх - «Кто быстрее?»); фиксировать данное положение по заданию педагога. Повторить 3-4 раза. По повторному сигналу начинать движения ногами кролем на спине.

Методические указания. Освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, вначале без движений, а затем и с движениями ногами в соревновательной форме. Темп движений регулируется голосом педагога или музыкальным сопровождением.

«Оттолкнись пятками»

Задача - освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление склонностей к симметричным движениям ногами.

Описание игры. Играющие произвольно располагаются в бассейне и по сигналу начинают прыжки вверх, отталкиваясь пятками, - «Кто выше?».

Методические указания. До проведения игры (на суше) дети должны научиться приседать и удерживать стопу «клюшкой», а пальцы ног-«растопыркой». В воде во время приседаний колени разводить, стопы при прыжке держать «клюшкой», отталкиваться только пятками.

«Кузнечики»

Задача

Описание игры. Может быть командной (если позволяют размеры бассейна) и некомандной. Побеждает участник (команда), который прыжками на обеих ногах (положение рук произвольное или регламентированное) быстрее достигнет установленного ориентира.

Методические указания. Во время игры нельзя бежать, толкать друг друга. Положение рук меняется только с целью усложнения передвижения. Если в игре участвуют две команды, то начинают ее от противоположных коротких бортов бассейна к середине. Численность играющих регламентируется размерами бассейна.

«Рыбаки и рыбки»

Задача - развитие ориентировки в воде и освоение погружений с головой.

Описание игры. Три-четыре участника («рыбаки»), держась за руки, продвигаются по бассейну, стараясь окружить («поймать в сеть») убегающих «рыбок». Пойманная «рыбка» становится «рыбаком». Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки», причем последняя считается самой проворной.

Методические указания. Нельзя ловить «рыбок» «разорванной» сетью. Если «рыбка» во время преследования погрузится в воду с головой или нырнет, то она считается непойманной.

«Пятнашки»

Задача - изучение и совершенствование погружений в воду с головой.

Описание игры. Играющие располагаются произвольно. По сигналу ловец (определяется по жребию или назначается педагогом) начинает преследование играющих; стараясь кого-этибо запятнать. Запятнанный игрок становится ловцом.

Методические указания. Спасаясь от преследователя, дети могут приседать, погружаясь в воду с головой, или нырять; в этих случаях пятнать нельзя. Запятнанным считается тот играющий, которого ловец настиг до погружения; нельзя преследовать одного и того же играющего продолжительное время, ждать, пока погрузившийся вынырнет, удерживать друг друга под водой.

«Мяч в воздухе»

Задача - развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Играющие делятся на две команды и располагаются напротив друг друга в две шеренги на небольшом расстоянии. Педагог подбрасывает большой легкий мяч между шеренгами; играющие стараются овладеть им, не отдавать соперникам, для чего передают участникам своей команды. Мяч не должен касаться воды - проигрывает та команда, по вине игроков которой он упадет на воду.

«Спрячься в воду»

Задача - совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки в воде.

Описание игры . Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.

Методические указания. По ходу игры темп вращения мяча меняется- от очень медленного к быстрому и очень быстрому, что регламентируется уровнем подготовленности детей. Играющим нельзя отходить в стороны, наклоняться и т. д. Один из вариантов этой игры - выполнять погружения с выдохом в воду.

«Циркачи»

Задача - изучение и совершенствование погружений в воду.

Описание игры. Может быть командной и некомандной. Играющие выполняют наклон вперед, ставят руки на дно, стараясь сделать стойку на руках, - «как в цирке». Игру можно усложнить, выполняя заныривания в плавающий круг и далее стойку на руках (глубина - на уровне пояса).

Методические указания. В том случае, если игра командная, победитель определяется по количеству правильно выполненных стоек на руках в установленное время. В других случаях предпочтение отдается тому участнику, который дольше простоит на руках (при условии, что глубина для всех одинаковая).

«Хоровод»,

Задача - совершенствование погружений и освоение выхода в воду. Описание игры. Взявшись за руки, играющие образуют круг. По сигналу начинается движение по кругу в указанном направлении, сопровождаемое речитативом: «Хоровод все идет, все идет, все идет, да и скоро он придет, он придет, он придет!» Закончив речитатив, дети останавливаются, отпускают руки и приседают, погружаясь в воду с головой и выполняя при этом активный выдох; затем поднимаются, снова берутся за руки и возобновляют движение по кругу.

Методические указания. После каждого речитатива меняется направление движения. До остановки «хоровода» нельзя «разрывать» круг, отпускать руки товарища, задерживать друг друга под водой, уходить вперед или назад.

«Плыви, игрушка!»

Задача - обучение активному выдоху, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Дети активно дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т. д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть от предложенного детям варианта продвижения игрушки.

Методические указания. Игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т. д. Если же игра проводится как соревнование, то игрушки должны быть у всех одинаковыми. Игрушка будет продвигаться быстрее, если дуть на нее сильно и правильно - в зависимости от ее формы.

«Гудок»

Задача

Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого находится педагог. По сигналу дети погружаются в воду с головой и выполняют сильный выдох, сопровождая его звуком «у-у-у-у-у», - «гудок паровоза». По окончании выдоха можно сесть на дно (это может быть условием определения победителя).

Методические указания. Педагог контролирует правильность выполнения погружений и выдохов в воду. Играющие не должны мешать друг другу, уходить из круга, наклоняться. Во время погружений нужно обязательно открывать глаза, смотреть на пузырьки воздуха.

«Сядь на дно»

Задача - обучение погружениям и выдоху в воду.

Описание игры. На глубине по грудь играющие, приседая, садятся на дно, посылая прямые ноги вперед; положение рук произвольное. Время пребывания под водой минимально - важно, чтобы положение «Сижу на дне» было хотя бы обозначено.

Методические указания. Сесть на дно можно лишь в том случае, если предварительно (или во время приседания) выполнить сильный выдох. Глаза в воде не закрывать. По мере освоения выдоха его можно выполнять продолжительно; в этом случае и тело будет погружаться медленно.

«Насос»

Задача - обучение погружениям в воду с головой и выдоху.

Описание игры. Играющие, взявшись за руки, становятся парами напротив друг друга. По сигналу первый по расчету приседает, погружаясь в воду с головой, и выполняет выдох в воду, затем встает; второй сразу же выполняет аналогичное погружение с выдохом и т.д.

Методические указания. При определении пар следует учитывать рост, вес и уровень подготовленности детей. Нельзя, например, объединять в одну пару ребенка, умеющего выполнять выдохи в воду, и совершенно не умеющего; высокого и маленького. Темп приседаний строго индивидуален. Игру можно регламентировать по времени (до 1 мин) или определять пару-победительницу по количеству и качеству выполнения приседаний и выдохов.

«Акробаты»

Задача - освоение и совершенствование безопорного положения, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Дети выполняют кувырки - сальто вперед или назад в группировке - «комок». Побеждает тот, кто выполнит большее число кувырков согласно заданию в установленное время.

Методические указания. Глубина воды должна быть выше уровня пояса. Положение группировки предварительно изучается на суше и на мелководье. Выполнять кувырки можно только от стенки бассейна.

«Буксир»

Задача - освоение безопорного горизонтального положения.

Описание игры. Играющие распределяются по парам. Первые в парах (по расчету) принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед - «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, за которую держится «буксируемый».

Методические указания. «Буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки; в этих случаях «буксиры» могут продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами.

«Звездочка»

Задача - изучение и совершенствование безопорного горизонтального положения, изучение движений руками и ногами.

Описание игры. Играющие располагаются произвольно, но не мешая друг другу, и по сигналу принимают безопорное горизонтальное положение на груди, руки и ноги разведены. По повторному сигналу (свисток, барабанная дробь и пр.) выполняют сведения и разведения рук и ног (прекращение движения произвольное). Движения можно выполнять одновременно руками и ногами, а также попеременно. Эта игра вариативна.

  • Вариант 1. Во время движений ногами стопы находятся в положении «на себя» и в сторону - «Клюшка».
  • Вариант 2. «Звездочка на спине». Перевороты из положения на груди в положение на спине и обратно с фиксацией положения на спине; то же можно выполнять многократно, соединив руки и ноги и вытянувшись.

Методические указания . При выполнении движений руками удерживать ладони в наклонном положении (см. рис. 8) и менять положение стоп: при разведении - стопы «на себя», при сведении - захлестывающее движение.

«Утки-нырки»

Задача - освоение безопорного положения в воде.

Описание игры. Дети произвольно располагаются в бассейне и по сигналу стараются «ухватиться за дно», приподняв при этом ноги, - показать «хвостик», как это делает утка, ныряя за кормом. Побеждает тот, кто в установленное время покажет «хвостик» большее количество раз.

«Ныряльщики»

Задача - изучение безопорного положения, развитие ориентировки.

Описание игры. Может иметь несколько вариантов. Например, играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждый играющий одной команды удерживает в руке обруч (рис. 66), а игроки другой команды стараются как можно быстрее (друг за другом) нырнуть в каждый обруч. Время окончания игры определяется по секундомеру. Можно разделить детей на четыре команды, когда каждый играющий удерживает обруч согласно условиям игры. Побеждает команда первой достигшая финиша. Для выявления абсолютного победителя на очередном этапе соревнуются команды -победительницы первого этапа.

Методические указания.

Целесообразно усложнять игру, например уменьшать диаметр обруча, изменять его положение, применять различные расстановки играющих и т. д.; дети должны заранее знать обо всех изменениях и усложнениях. При комплектовании команд нужно учитывать степень освоения изучаемого материала.

«Поднырни»

Задача - освоение безопорного положения и развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого плавает надутый резиновый круг. Нужно поднырнуть под него так, чтобы он оказался на голове (рис. 67). Побеждает тот, кто сделает это с первой попытки.

Методические указания. Расстояние до круга постепенно увеличивается, что регламентируется подготовленностью детей и размерами бассейна. Если среди играющих окажутся такие, которые подныривают под круг с первой попытки, то можно сразу увеличивать расстояние или проводить игру с такими детьми отдельно.

«Водолазы»

Задача - освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Может быть командной и некомандной. В первом случае играющие делятся на две команды с равным числом участников. Предварительно на дне разбрасывают разноцветные камешки или другие мелкие, но хорошо заметные предметы. По сигналу дети ныряют и достают эти предметы со дна. Побеждает та команда, участники которой в установленное время достали больше камешков. Игру можно усложнить, разбрасывая на дне пластмассовые тарелочки, буквы, цифры, плоские предметы, которые труднее ухватить.

Методические указания. Во время ныря¬ний нельзя мешать друг другу, отнимать предметы, при¬талкивать друг друга. Педагогу следует внимательно следить за действиями играющих. Очень интересен вари¬ант индивидуальной игры. В этом случае играющие дети располагаются спиной к воде и по команде каждый дол¬жен найти «свою» игрушку. Следует учитывать подготов¬ленность детей: во-первых, каждый должен заранее знать «свою» игрушку, во-вторых, более подготовленные дети достают со дна плоские предметы, менее подготовлен¬ные - кубики, камешки и т. п.

«Торпеды»

Задача - освоение и совершенствование скольжений.

Описание игры. По сигналу играющие прини¬мают исходное положение и выполняют скольжение на груди (несколько человек одновременно). Побеждает тот, кто дальше всех проскользит, как «торпеда». В зависи¬мости от условий игра может быть командной и неко¬мандной.

Методические указания. Определять побе¬дителя могут сами дети, отмечая расстояние, которое проскользят их товарищи. По мере изучения скольжений можно выполнять один гребок одновременно обеими ру¬ками и далее скользить до полной остановки (или до от¬метки), прижав руки к туловищу. Можно учитывать так¬же прямолинейность скольжения. Во время скольжения нельзя мешать друг другу, переворачиваться на спину или на бок, выполнять движения, не оговоренные усло¬виями игры.

«Винт»

Задача - освоение и совершенствование без¬опорного положения, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Во время скольжения выпол¬нять повороты на бок, переворот на спину, перевороты на 360°, многократные безостановочные перевороты. Побеждает тот, кто выполнит больше переворотов и при этом проскользит дальше всех.

Методические указания. Победителя опре¬деляет педагог. Во время переворотов руки и ноги не разводить.

«Стрелы»

Задача - освоение исходного положения пловца.

Описание игры. Дети принимают положение «Звездочка» на груди и на спине и произвольно выполня¬ют сведения и разведения рук и ног-как одновременно, так и попеременно, фиксируя прямое положение.

Методические указания. При фиксирован¬ном положении руки вытянуты и соединены, ноги вы¬прямлены, носки оттянуты {«Плавник»), лицо опущено в воду. Время выполнения произвольное. В положении на спине смотреть вверх, не запрокидывая и не наклоняя голову.

«Азбука», «Счет»

Играющие стоят лицом к бортику, а на поверхности воды разбрасываются плавающие буквы или цифры, из которых нужно сложить определенное слово или число. По команде дети стремятся как можно быстрее выполнить задание. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Методические указания. Количество букв или цифр должно соответствовать количеству играющих, если бы все они выполнили задание одновременно. Слова и числа вначале должны быть несложными - «мама», «папа», «100», «200» и т.д. Игра усложняется, когда разбрасываются тонущие буквы или цифры; чтобы до¬стать их со дна, нужно обязательно уметь нырять, - это непременное условие игры. По мере освоения этого мате¬риала время составления слова или числа ограничивает¬ся, что приучает ребят быстро читать и считать.

«Ходьба на пятках»

Задача - изучение положения стопы в брассе, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Игру можно проводить в самых различных построениях и в соревновательной форме: ходьба -в шеренгах навстречу друг другу - «Кто быст¬рее?», по диагонали, по кругу и т. д. с различными поло¬жениями рук (но только на пятках), стопы в стороны «кочергой», «клюшкой», пальцы ног - «растопыркой».

Методические указания. Предварительно игру следует провести на суше, чтобы детям были ясны ее условия: для этого вначале ходьбу можно выполнять в положении полуприседа (колени в стороны), положение рук произвольное или регламентированное. При проведе¬нии игры в форме соревнования необходимо учитывать направление движения (нарушителю - штрафное очко), скорость движения, сохранение заданного положения рук и т. д.

«Крокодилы на охоте»

Задача - освоение горизон¬тального положения, движений ногами, развитие ориен¬тировки в воде.

Описание игры. Может быть командной и неко¬мандной. Из положения упора лежа играющие передви¬гаются на руках по дну, выполняя при этом заданные {или по желанию) движения ногами. Побеждает тот, кто раньше других доберется до «добычи».

Методические указания. Глубина воды - не более 40-50 см. Разрешается (и даже поощряется) передвижение с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед).

«Лягушки-квакушки»

Задача - совершенствование безопорного положения, проверка склонностей к симметричной работе ногами.

Описание игры. Дети принимают положение пловца на старте и по команде выполняют скольжение на груди с последующими движениями ногами (можно выполнять и движения руками) - «как лягушки», «как брассисты».

Методические указания. Предварительно нужно показать детям фотографии пловца-брассиста - в этом случае игру целесообразнее назвать «Мы - брассисты»; если же иллюстративный материал отсутствует, следует объяснить, как плавает лягушка, и предложить ребятам воспроизвести ее движения. Игра может иметь несколько вариантов.

«Дельфины»

Задача - освоение безопорного положения и движений ногами дельфином.

Описание игры. По команде «На старт!» дети принимают положение пловца на старте, по команде «Марш!» выпрыгивают вперед и затем выполняют движения ногами и туловищем как «дельфины», стараясь доплыть до установленной отметки. Игра может иметь несколько вариантов.

Методические указания. Если играющий останавливается, не доплыв до установленной отметки, он вновь принимает положение пловца на старте, выпрыгивает и продолжает движение. По мере освоения движений победителем целесообразно объявлять того, кто не сделает ни одной остановки и первым доплывет до финиша.

«Удержись!»

Задачи - сохранение равновесия, развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Описание игры. В качестве подвижной ускользающей опоры могут использоваться мячи больших размеров или надувные круги. Играющие одной рукой удерживают около себя «свой» мяч или круг и по сигналу стараются лечь на него и удержаться в течение установленного времени. Побеждает тот, кто раньше всех ляжет на плавающий предмет и продержится на нем установленное время.

Игра имеет несколько вариантов.

  • Вариант 1. Вначале опорой могут служить только большие круги (камеры) или мячи одинакового размера.
  • Вариант 2. Размеры мячей или кругов периодически уменьшаются или увеличиваются в зависимости от уровня подготовленности детей.
  • Вариант 3. Игра выполняется в виде эстафеты, например, пробежать до установленного ориентира, пронырнуть далее определенное расстояние, лечь на плавающий предмет и удерживаться на нем установленное время.
  • Вари ант 4. Лечь на круг и добраться до установленного ориентира, выполняя движения ногами.
  • Вариант 5. То же, что вариант 3, но после того, как дети смогут лечь на плавающий предмет, продвигаться до установленной отметки за счет движений ногами.

Методические указания. Плавающие предметы (если это не оговорено условиями проведения) должны быть одинаковыми для всех. В зависимости от подготовленности детей условия игры могут изменяться и усложняться. Например, вариант 3 может включать ныряния в круг, кувырки, прыжки и т.д., что определяется также размерами бассейна (или иного водоема).

«Мяч на воде»

Задача - развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Описание игры. Играющие делятся на две команды с равным числом участников и становятся в две шеренги напротив друг друга (на расстоянии 1 м). Педагог подбрасывает между шеренгами мяч. Играющие стремятся овладеть мячом и доставить его в заранее условленную зону.

Методические указания. Бросать мяч в зону соперников разрешается не ближе установленной отметки. Отнимать мяч можно произвольно, но не разрешается умышленно притапливать друг друга

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры в воде

Они бывают командные, некомандные, сюжетные и бессюжетные.

Командные игры - участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.

Некомандные - участники не делятся на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи.

Сюжетные игры - основаны на определенной тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» и т. д.

Бессюжетные - основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме: «Кто первый?», «Кто дальше?», «Кто дольше?» и т. д.

По своей преимущественной направленности подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:

  1. Для ознакомления со свойствами воды.
  2. Для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники.
  3. Для ознакомления с элементами прикладного плавания.
  4. Для развития физических качеств. 5. Для эмоционального воздействия.

Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде

  1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
  2. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
  3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.
  4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
  5. Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
  6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.
  7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.
  8. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.
  9. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. д.
  10. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.
  11. Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.

Целесообразность и возможность применения той или иной игры определяются:

  1. задачами каждого конкретного урока;
  2. возрастом занимающихся; в) подготовленностью занимающихся, стажем занятий плаванием;
  3. условиями проведения (открытый, крытый бассейн, его размеры, температура окружающей среды, наличие инвентаря и т. д.).

Игра может быть интересной лишь в том случае, если она содержит двигательный материал, который предварительно изучался как упражнения. Если игра проводится впервые или же содержит, хотя и несложные, но незнакомые упражнения (движения), она должна предварительно проводиться на суше. Подвижные игры в воде в основном направлены на совершенствование движений и упражнений; изучение же движений осуществляется в основном методом упражнения, но в работе с детьми - непременно в игровой форме. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Но повторяю: это одно и то же движение или, например, элемент техники.

Очень важный момент в подготовке и проведении игр - назначение капитанов команд. Здесь не всегда оправданно волевое решение педагога. Хотя, с другой стороны, если спросить детей: «Кто будет капитаном?», - почти все они закричат: «Я!». Оправдывает себя, судя по опыту работы с дошкольниками, конкурс «на капитана», участники которого должны проявить смелость, ловкость, сообразительность, быстроту мышления, организаторские способности. Выбранных капитанов нужно ознакомить с их обязанностями.

Продолжительность каждой игры определяется: типом урока, задачами урока в целом и каждой его части в отдельности; уровнем подготовленности занимающихся; условиями проведения игры.

«Цапли»

Задача - освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Две команды располагаются у противоположных (коротких) бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет установленной отметки, та команда и объявляется победительницей.

Методические указания. Предварительно игра проводится на суше; во время игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук произвольное или регламентированное - в стороны, вперед, к плечам, на пояс и т. д.

«Мостик»

Задача - освоение исходного положения для выполнения движений ногами.

Описание игры. Расположившись по кругу, играющие садятся на дно в положение упора сзади и по сигналу при дают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх - «Кто быстрее?»); фиксировать данное положение по заданию педагога. Повторить 3-4 раза. По повторному сигналу начинать движения ногами кролем на спине.

Методические указания. Освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, вначале без движений, а затем и с движениями ногами в соревновательной форме. Темп движений регулируется голосом педагога или музыкальным сопровождением.

«Оттолкнись пятками»

Задача - освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление склонностей к симметричным движениям ногами.

Описание игры. Играющие произвольно располагаются в бассейне и по сигналу начинают прыжки вверх, отталкиваясь пятками, - «Кто выше?».

Методические указания. До проведения игры (на суше) дети должны научиться приседать и удерживать стопу «клюшкой», а пальцы ног-«растопыркой». В воде во время приседаний колени разводить, стопы при прыжке держать «клюшкой», отталкиваться только пятками.

«Кузнечики»

Задача

Описание игры. Может быть командной (если позволяют размеры бассейна) и некомандной. Побеждает участник (команда), который прыжками на обеих ногах (положение рук произвольное или регламентированное) быстрее достигнет установленного ориентира.

Методические указания. Во время игры нельзя бежать, толкать друг друга. Положение рук меняется только с целью усложнения передвижения. Если в игре участвуют две команды, то начинают ее от противоположных коротких бортов бассейна к середине. Численность играющих регламентируется размерами бассейна.

«Рыбаки и рыбки»

Задача - развитие ориентировки в воде и освоение погружений с головой.

Описание игры. Три-четыре участника («рыбаки»), держась за руки, продвигаются по бассейну, стараясь окружить («поймать в сеть») убегающих «рыбок». Пойманная «рыбка» становится «рыбаком». Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки», причем последняя считается самой проворной.

Методические указания. Нельзя ловить «рыбок» «разорванной» сетью. Если «рыбка» во время преследования погрузится в воду с головой или нырнет, то она считается непойманной.

«Пятнашки»

Задача - изучение и совершенствование погружений в воду с головой.

Описание игры. Играющие располагаются произвольно. По сигналу ловец (определяется по жребию или назначается педагогом) начинает преследование играющих; стараясь кого-этибо запятнать. Запятнанный игрок становится ловцом.

Методические указания. Спасаясь от преследователя, дети могут приседать, погружаясь в воду с головой, или нырять; в этих случаях пятнать нельзя. Запятнанным считается тот играющий, которого ловец настиг до погружения; нельзя преследовать одного и того же играющего продолжительное время, ждать, пока погрузившийся вынырнет, удерживать друг друга под водой.

«Мяч в воздухе»

Задача - развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Играющие делятся на две команды и располагаются напротив друг друга в две шеренги на небольшом расстоянии. Педагог подбрасывает большой легкий мяч между шеренгами; играющие стараются овладеть им, не отдавать соперникам, для чего передают участникам своей команды. Мяч не должен касаться воды - проигрывает та команда, по вине игроков которой он упадет на воду.

«Спрячься в воду»

Задача - совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки в воде.

Описание игры . Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.

Методические указания. По ходу игры темп вращения мяча меняется- от очень медленного к быстрому и очень быстрому, что регламентируется уровнем подготовленности детей. Играющим нельзя отходить в стороны, наклоняться и т. д. Один из вариантов этой игры - выполнять погружения с выдохом в воду.

«Циркачи»

Задача - изучение и совершенствование погружений в воду.

Описание игры. Может быть командной и некомандной. Играющие выполняют наклон вперед, ставят руки на дно, стараясь сделать стойку на руках, - «как в цирке». Игру можно усложнить, выполняя заныривания в плавающий круг и далее стойку на руках (глубина - на уровне пояса).

Методические указания. В том случае, если игра командная, победитель определяется по количеству правильно выполненных стоек на руках в установленное время. В других случаях предпочтение отдается тому участнику, который дольше простоит на руках (при условии, что глубина для всех одинаковая).

«Хоровод»,

Задача - совершенствование погружений и освоение выхода в воду. Описание игры. Взявшись за руки, играющие образуют круг. По сигналу начинается движение по кругу в указанном направлении, сопровождаемое речитативом: «Хоровод все идет, все идет, все идет, да и скоро он придет, он придет, он придет!» Закончив речитатив, дети останавливаются, отпускают руки и приседают, погружаясь в воду с головой и выполняя при этом активный выдох; затем поднимаются, снова берутся за руки и возобновляют движение по кругу.

Методические указания. После каждого речитатива меняется направление движения. До остановки «хоровода» нельзя «разрывать» круг, отпускать руки товарища, задерживать друг друга под водой, уходить вперед или назад.

«Плыви, игрушка!»

Задача - обучение активному выдоху, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Дети активно дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т. д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть от предложенного детям варианта продвижения игрушки.

Методические указания. Игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т. д. Если же игра проводится как соревнование, то игрушки должны быть у всех одинаковыми. Игрушка будет продвигаться быстрее, если дуть на нее сильно и правильно - в зависимости от ее формы.

«Гудок»

Задача

Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого находится педагог. По сигналу дети погружаются в воду с головой и выполняют сильный выдох, сопровождая его звуком «у-у-у-у-у», - «гудок паровоза». По окончании выдоха можно сесть на дно (это может быть условием определения победителя).

Методические указания. Педагог контролирует правильность выполнения погружений и выдохов в воду. Играющие не должны мешать друг другу, уходить из круга, наклоняться. Во время погружений нужно обязательно открывать глаза, смотреть на пузырьки воздуха.

«Сядь на дно»

Задача - обучение погружениям и выдоху в воду.

Описание игры. На глубине по грудь играющие, приседая, садятся на дно, посылая прямые ноги вперед; положение рук произвольное. Время пребывания под водой минимально - важно, чтобы положение «Сижу на дне» было хотя бы обозначено.

Методические указания. Сесть на дно можно лишь в том случае, если предварительно (или во время приседания) выполнить сильный выдох. Глаза в воде не закрывать. По мере освоения выдоха его можно выполнять продолжительно; в этом случае и тело будет погружаться медленно.

«Насос»

Задача - обучение погружениям в воду с головой и выдоху.

Описание игры. Играющие, взявшись за руки, становятся парами напротив друг друга. По сигналу первый по расчету приседает, погружаясь в воду с головой, и выполняет выдох в воду, затем встает; второй сразу же выполняет аналогичное погружение с выдохом и т.д.

Методические указания. При определении пар следует учитывать рост, вес и уровень подготовленности детей. Нельзя, например, объединять в одну пару ребенка, умеющего выполнять выдохи в воду, и совершенно не умеющего; высокого и маленького. Темп приседаний строго индивидуален. Игру можно регламентировать по времени (до 1 мин) или определять пару-победительницу по количеству и качеству выполнения приседаний и выдохов.

«Акробаты»

Задача - освоение и совершенствование безопорного положения, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Дети выполняют кувырки - сальто вперед или назад в группировке - «комок». Побеждает тот, кто выполнит большее число кувырков согласно заданию в установленное время.

Методические указания. Глубина воды должна быть выше уровня пояса. Положение группировки предварительно изучается на суше и на мелководье. Выполнять кувырки можно только от стенки бассейна.

«Буксир»

Задача - освоение безопорного горизонтального положения.

Описание игры. Играющие распределяются по парам. Первые в парах (по расчету) принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед - «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, за которую держится «буксируемый».

Методические указания. «Буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки; в этих случаях «буксиры» могут продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами.

«Звездочка»

Задача - изучение и совершенствование безопорного горизонтального положения, изучение движений руками и ногами.

Описание игры. Играющие располагаются произвольно, но не мешая друг другу, и по сигналу принимают безопорное горизонтальное положение на груди, руки и ноги разведены. По повторному сигналу (свисток, барабанная дробь и пр.) выполняют сведения и разведения рук и ног (прекращение движения произвольное). Движения можно выполнять одновременно руками и ногами, а также попеременно. Эта игра вариативна.

  1. Вариант 1. Во время движений ногами стопы находятся в положении «на себя» и в сторону - «Клюшка».
  2. Вариант 2. «Звездочка на спине». Перевороты из положения на груди в положение на спине и обратно с фиксацией положения на спине; то же можно выполнять многократно, соединив руки и ноги и вытянувшись.

Методические указания . При выполнении движений руками удерживать ладони в наклонном положении (см. рис. 8) и менять положение стоп: при разведении - стопы «на себя», при сведении - захлестывающее движение.

«Утки-нырки»

Задача - освоение безопорного положения в воде.

Описание игры. Дети произвольно располагаются в бассейне и по сигналу стараются «ухватиться за дно», приподняв при этом ноги, - показать «хвостик», как это делает утка, ныряя за кормом. Побеждает тот, кто в установленное время покажет «хвостик» большее количество раз.

«Ныряльщики»

Задача - изучение безопорного положения, развитие ориентировки.

Описание игры. Может иметь несколько вариантов. Например, играющие делятся на две команды с равным числом участников. Каждый играющий одной команды удерживает в руке обруч (рис. 66), а игроки другой команды стараются как можно быстрее (друг за другом) нырнуть в каждый обруч. Время окончания игры определяется по секундомеру. Можно разделить детей на четыре команды, когда каждый играющий удерживает обруч согласно условиям игры. Побеждает команда первой достигшая финиша. Для выявления абсолютного победителя на очередном этапе соревнуются команды -победительницы первого этапа.

Методические указания.

Целесообразно усложнять игру, например уменьшать диаметр обруча, изменять его положение, применять различные расстановки играющих и т. д.; дети должны заранее знать обо всех изменениях и усложнениях. При комплектовании команд нужно учитывать степень освоения изучаемого материала.

«Поднырни»

Задача - освоение безопорного положения и развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого плавает надутый резиновый круг. Нужно поднырнуть под него так, чтобы он оказался на голове (рис. 67). Побеждает тот, кто сделает это с первой попытки.

Методические указания. Расстояние до круга постепенно увеличивается, что регламентируется подготовленностью детей и размерами бассейна. Если среди играющих окажутся такие, которые подныривают под круг с первой попытки, то можно сразу увеличивать расстояние или проводить игру с такими детьми отдельно.

«Водолазы»

Задача - освоение безопорного положения, открывание глаз и развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Может быть командной и некомандной. В первом случае играющие делятся на две команды с равным числом участников. Предварительно на дне разбрасывают разноцветные камешки или другие мелкие, но хорошо заметные предметы. По сигналу дети ныряют и достают эти предметы со дна. Побеждает та команда, участники которой в установленное время достали больше камешков. Игру можно усложнить, разбрасывая на дне пластмассовые тарелочки, буквы, цифры, плоские предметы, которые труднее ухватить.

Методические указания. Во время ныря¬ний нельзя мешать друг другу, отнимать предметы, при¬талкивать друг друга. Педагогу следует внимательно следить за действиями играющих. Очень интересен вари¬ант индивидуальной игры. В этом случае играющие дети располагаются спиной к воде и по команде каждый дол¬жен найти «свою» игрушку. Следует учитывать подготов¬ленность детей: во-первых, каждый должен заранее знать «свою» игрушку, во-вторых, более подготовленные дети достают со дна плоские предметы, менее подготовлен¬ные - кубики, камешки и т. п.

«Торпеды»

Задача - освоение и совершенствование скольжений.

Описание игры. По сигналу играющие прини¬мают исходное положение и выполняют скольжение на груди (несколько человек одновременно). Побеждает тот, кто дальше всех проскользит, как «торпеда». В зависи¬мости от условий игра может быть командной и неко¬мандной.

Методические указания. Определять побе¬дителя могут сами дети, отмечая расстояние, которое проскользят их товарищи. По мере изучения скольжений можно выполнять один гребок одновременно обеими ру¬ками и далее скользить до полной остановки (или до от¬метки), прижав руки к туловищу. Можно учитывать так¬же прямолинейность скольжения. Во время скольжения нельзя мешать друг другу, переворачиваться на спину или на бок, выполнять движения, не оговоренные усло¬виями игры.

«Винт»

Задача - освоение и совершенствование без¬опорного положения, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Во время скольжения выпол¬нять повороты на бок, переворот на спину, перевороты на 360°, многократные безостановочные перевороты. Побеждает тот, кто выполнит больше переворотов и при этом проскользит дальше всех.

Методические указания. Победителя опре¬деляет педагог. Во время переворотов руки и ноги не разводить.

«Стрелы»

Задача - освоение исходного положения пловца.

Описание игры. Дети принимают положение «Звездочка» на груди и на спине и произвольно выполня¬ют сведения и разведения рук и ног-как одновременно, так и попеременно, фиксируя прямое положение.

Методические указания. При фиксирован¬ном положении руки вытянуты и соединены, ноги вы¬прямлены, носки оттянуты {«Плавник»), лицо опущено в воду. Время выполнения произвольное. В положении на спине смотреть вверх, не запрокидывая и не наклоняя голову.

«Азбука», «Счет»

Играющие стоят лицом к бортику, а на поверхности воды разбрасываются плавающие буквы или цифры, из которых нужно сложить определенное слово или число. По команде дети стремятся как можно быстрее выполнить задание. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Методические указания. Количество букв или цифр должно соответствовать количеству играющих, если бы все они выполнили задание одновременно. Слова и числа вначале должны быть несложными - «мама», «папа», «100», «200» и т.д. Игра усложняется, когда разбрасываются тонущие буквы или цифры; чтобы до¬стать их со дна, нужно обязательно уметь нырять, - это непременное условие игры. По мере освоения этого мате¬риала время составления слова или числа ограничивает¬ся, что приучает ребят быстро читать и считать.

«Ходьба на пятках»

Задача - изучение положения стопы в брассе, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Игру можно проводить в самых различных построениях и в соревновательной форме: ходьба -в шеренгах навстречу друг другу - «Кто быст¬рее?», по диагонали, по кругу и т. д. с различными поло¬жениями рук (но только на пятках), стопы в стороны «кочергой», «клюшкой», пальцы ног - «растопыркой».

Методические указания. Предварительно игру следует провести на суше, чтобы детям были ясны ее условия: для этого вначале ходьбу можно выполнять в положении полуприседа (колени в стороны), положение рук произвольное или регламентированное. При проведе¬нии игры в форме соревнования необходимо учитывать направление движения (нарушителю - штрафное очко), скорость движения, сохранение заданного положения рук и т. д.

«Крокодилы на охоте»

Задача - освоение горизон¬тального положения, движений ногами, развитие ориен¬тировки в воде.

Описание игры. Может быть командной и неко¬мандной. Из положения упора лежа играющие передви¬гаются на руках по дну, выполняя при этом заданные {или по желанию) движения ногами. Побеждает тот, кто раньше других доберется до «добычи».

Методические указания. Глубина воды - не более 40-50 см. Разрешается (и даже поощряется) передвижение с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед).

«Лягушки-квакушки»

Задача - совершенствование безопорного положения, проверка склонностей к симметричной работе ногами.

Описание игры. Дети принимают положение пловца на старте и по команде выполняют скольжение на груди с последующими движениями ногами (можно выполнять и движения руками) - «как лягушки», «как брассисты».

Методические указания. Предварительно нужно показать детям фотографии пловца-брассиста - в этом случае игру целесообразнее назвать «Мы - брассисты»; если же иллюстративный материал отсутствует, следует объяснить, как плавает лягушка, и предложить ребятам воспроизвести ее движения. Игра может иметь несколько вариантов.

«Дельфины»

Задача - освоение безопорного положения и движений ногами дельфином.

Описание игры. По команде «На старт!» дети принимают положение пловца на старте, по команде «Марш!» выпрыгивают вперед и затем выполняют движения ногами и туловищем как «дельфины», стараясь доплыть до установленной отметки. Игра может иметь несколько вариантов.

Методические указания. Если играющий останавливается, не доплыв до установленной отметки, он вновь принимает положение пловца на старте, выпрыгивает и продолжает движение. По мере освоения движений победителем целесообразно объявлять того, кто не сделает ни одной остановки и первым доплывет до финиша.

«Удержись!»

Задачи - сохранение равновесия, развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Описание игры. В качестве подвижной ускользающей опоры могут использоваться мячи больших размеров или надувные круги. Играющие одной рукой удерживают около себя «свой» мяч или круг и по сигналу стараются лечь на него и удержаться в течение установленного времени. Побеждает тот, кто раньше всех ляжет на плавающий предмет и продержится на нем установленное время.

Игра имеет несколько вариантов.

  1. Вариант 1. Вначале опорой могут служить только большие круги (камеры) или мячи одинакового размера.
  2. Вариант 2. Размеры мячей или кругов периодически уменьшаются или увеличиваются в зависимости от уровня подготовленности детей.
  3. Вариант 3. Игра выполняется в виде эстафеты, например, пробежать до установленного ориентира, пронырнуть далее определенное расстояние, лечь на плавающий предмет и удерживаться на нем установленное время.
  4. Вари ант 4. Лечь на круг и добраться до установленного ориентира, выполняя движения ногами.
  5. Вариант 5. То же, что вариант 3, но после того, как дети смогут лечь на плавающий предмет, продвигаться до установленной отметки за счет движений ногами.

Методические указания. Плавающие предметы (если это не оговорено условиями проведения) должны быть одинаковыми для всех. В зависимости от подготовленности детей условия игры могут изменяться и усложняться. Например, вариант 3 может включать ныряния в круг, кувырки, прыжки и т.д., что определяется также размерами бассейна (или иного водоема).

«Мяч на воде»

Задача - развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Описание игры. Играющие делятся на две команды с равным числом участников и становятся в две шеренги напротив друг друга (на расстоянии 1 м). Педагог подбрасывает между шеренгами мяч. Играющие стремятся овладеть мячом и доставить его в заранее условленную зону.

Методические указания. Бросать мяч в зону соперников разрешается не ближе установленной отметки. Отнимать мяч можно произвольно, но не разрешается умышленно притапливать друг друга


Подвижные игры для совершенствования навыка задержки дыхания в воде у детей 4-5 лет

Предлагаемая система игр реализовывалась с целью создания условий для совершенствования навыка задержки дыхания через использование подвижных игр и решала следующие задачи:
1. Развивать умение детей задерживать дыхание при полном погружении в воду.
2.Развивать двигательные качества и умения при передвижениях в воде.
3. Стимулировать работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма.
4. Активизировать двигательную активность детей в воде.
5. Воспитывать инициативность, самостоятельность детей в воде.

Разработанная система предусматривала усложнение содержания игр в зависимости от уровня освоения детьми двигательных умений и навыков в воде. Подготовительной частью каждого занятия была разминка на суше с использованием игр. Начиналась она с наиболее простых. Постепенно игры побуждали ребёнка к полному погружению в воду, а затем и к длительному нахождению в воде с задержкой дыхания.

Этапы включения игр в занятия:
- игры с погружением в воду отдельных частей тела («Ухо утонуло», «Нос утонул»);
- игры с погружением в воду лица («Дровосек в воде»);
- игры с выдохом в воду («Кто быстрее спрячется под воду», «У кого больше пузырей», «Насос»);
- игры с полным погружением в воду («Гонка крокодилов» с выдохом в воду, «Оса», «Хоровод», «Пузырь» и др.);
- игры, закрепляющие умение задерживать дыхание с передвижением под водой («Спасатели», «Поезд в тоннель», «Рыбак и рыбки», «Грибки», «Переправа через круги»).

«Ухо утонуло».
Дидактическая задача.Учить детей смело погружать в воду уши.
Игровая задача. Опустить ухо в воду как можно быстрее.

Ход игры.Дети встают полукругом. По сигналу «Раз, два, три ухо в воду погрузи», повернув голову и слегка наклонившись вперёд, нужно опустить ухо в воду как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«Нос утонул».
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду нос и задерживать дыхание.
Игровая задача.Опустить нос в воду как можно быстрее
Игровые правила. Дети ставят руки на дно, ноги отводят назад. Нельзя задевать друг друга.
Ход игры. Дети встают полукругом. По сигналу «Раз, два, три нос в воду погрузи», слегка наклонившись вперёд, нужно опустить нос в воду как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«Дровосек в воде».
Дидактическая задача. Учить детей погружать в воду лицо и задерживать дыхание.
Игровая задача.Наколоть дров.
Игровые правила. Дети ставят ноги на ширине плеч, руки прямые над головой взять в «замок». Сгибать ноги и руки нельзя при наклоне. Нельзя задевать друг друга.
Ход игры. Дети встают полукругом или у бортика в шеренгу. По сигналу «Колем дрова» нужно наклонить туловище вперёд, имитируя колку дров, как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«У кого больше пузырей».
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду лицо и делать выдох в воду.
Игровая задача.Пустить много пузырей.
Игровые правила. Дети ставят слегка согнутые в коленях ноги на ширине плеч, руками опираются на плавательные средства. Нельзя задевать друг друга.
Ход игры. Дети встают полукругом или у бортика в шеренгу. Можно использовать плавательные средства (доски из пенопласта, надувные игрушки, мячи) для опоры. По сигналу «Раз, два, три, пузыри» нужно опустить лицо в воду и делать выдох как можно дольше. Игра повторяется после подведения итогов.

«Насос» 1 вариант.
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду голову и делать выдох в воду как можно быстрее.
Игровая задача.Надуть мяч насосом как можно быстрее.
Игровые правила. Нужно погрузиться в воду с головой.
Ход игры. Дети держаться за перила двумя руками. Можно использовать плавательные средства (доски из пенопласта, надувные игрушки, мячи) для опоры.Преподаватель предлагает детям надуть мяч насосом. По сигналу нужно сесть в воду и сделать выдох, встать как можно быстрее. Игра повторяется после подведения итогов.

«Насос» 2 вариант.
Дидактическая задача.Учить детей смело погружать в воду голову и делать выдох в воду как можно дольше.
Игровая задача. Медленно надуть мяч насосом.
Игровые правила. Нужно погрузиться в воду полностью с головой.
Ход игры. Дети держаться за перила двумя руками. Можно использовать плавательные средства (доски из пенопласта, надувные игрушки, мячи) для опоры. Преподаватель предлагает медленно надуть мяч насосом. По сигналу нужно медленно сесть в воду и делать выдох как можно дольше. Игра повторяется после подведения итогов.

«Насос» 3 вариант.
Дидактическая задача. Учить детей смело погружать в воду голову и делать выдох в воду в парах.
Игровая задача. Надуть мяч насосом.
Игровые правила. Каждый ребёнок из пары должен погрузиться в воду полностью с головой. Руки расцеплять нельзя.
Ход игры. Дети держаться за руки в парах. Преподаватель предлагает надуть мяч насосом. По сигналу один ребёнок из пары садится в воду,делает выдох и встаёт как можно быстрее, после этого второй садится в воду и встаёт. Побеждает пара, быстрее всех справившаяся с заданием. Игра повторяется после подведения итогов.

«Кто быстрее спрячется под воду».
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду с головой.
Игровая задача. Спрятаться под воду.
Игровые правила.Ребёнок должен полностью погрузить голову в воду.
Ход игры. Дети встают полукругом или у бортика в шеренгу. По сигналу (свистку) нужно сесть в воду как можно быстрее. Побеждает тот, кто быстрее всех погрузился в воду. Игра повторяется после подведения итогов.

«Гонка крокодилов»
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду с головой и передвигаться в воде.
Игровая задача. Обогнать всех крокодилов.
Игровые правила. Ноги выпрямлены назад, руки стоят на дне бассейна.
Ход игры. Дети встают у бортика в шеренгу. Преподаватель предлагает детям «превратиться» в крокодилов. По сигналу (свистку) нужно лечь в воду, опереться руками об дно, ноги выпрямить назад, голову опустить в воду и пройти как можно быстрее по дну на руках до противоположного бортика. Побеждает тот, кто быстрее всех дошёл до бортика.

«Оса»
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду с головой при необходимости.
Игровая задача. Спрятаться в воду от осы.
Игровые правила. Погружаться в воду нужно только при приближении осы.
Ход игры. Дети встают в круг. Преподаватель встаёт в центр круга с «удочкой» (на конце лески «оса») и начинает медленно кружиться. Ребёнок, к которому приближается «оса» должен немедленно задержать дыхание и погрузиться в воду. Когда «оса» улетит, встать. Побеждает тот, кто правильно и полностью выполнил задание, кого ни разу не заденет «оса».

«Хоровод»
Дидактическая задача.Учить детей погружаться в воду с головой и задерживать дыхание на длительный срок.
Игровая задача. Нырнуть в воду.
Игровые правила. Погружаться в воду нужно только после того, как сосчитают до пяти. Руки расцеплять нельзя.
Ход игры. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, говорят слова «Мы идём, идём, хоровод ведём, сосчитаем до пяти, ты попробуй нас найди. Раз, два, три, четыре, пять». После этих слов все ныряют в воду с головой. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в воде с задержкой дыхания.

«Пузырь»
Дидактическая задача.Учить детей смело погружаться в воду и задерживать дыхание на длительный срок.
Игровая задача. Сдуть пузырь и погрузиться под воду.
Игровые правила. Погружаться в воду нужно только после того, как все дети дойдут до центра круга и окажутся плечом к плечу. Нельзя расцеплять руки и тянуть руки рядом стоящих детей.
Ход игры. Дети встают в круг и берутся за руки. По сигналу начинают отступать назад, говорят слова «Надувайся пузырь, надувайся большой, оставайся такой и не лопайся. Лопнул пузырь ш-ш-ш-ш». После этих слов все идут в центр круга, ныряют в воду с головой. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в воде с задержкой дыхания.

«Спасатели»
Дидактическая задача.Учить детей многократно погружаться в воду с головой и передвигаться в воде в различных направлениях.
Игровая задача. Спасти игрушки.
Игровые правила. В воде нужно открывать глаза, чтобы увидеть игрушки. Нужно класть поднятые со дна игрушки только в свои корабли. Поднимать игрушки только руками.
Ход игры. Дети встают вдоль бортика в шеренгу. По сигналу преподавателя начинают собирать утонувшие игрушки со дна бассейна и кладут их в свои корабли. Побеждает тот, кто больше всех «спасёт» игрушек.

«Поезд в тоннель»
Дидактическая задача. Учить детей передвигаться по дну бассейна в различных направлениях с задержкой дыхания и полным погружением в воду.
Игровая задача. Пройти в тоннель.
Игровые правила. Нужно ходить по дну в «тоннеле», не выныривая из воды.
Ход игры. Дети по сигналу погружают в воду голову и идут по дну бассейна в «тоннель». Проходить в «тоннель» можно прямо, можно с поворотом направо или налево. Побеждает тот, кто больше прошёл «отсеков» (обручей) в «тоннеле».

«Рыбак и рыбки»
Дидактическая задача.Учить детей смело передвигаться в воде в различных направлениях, полностью погружаться в воду при необходимости.
Игровая задача. Спрятаться от рыбака.
Игровые правила. И рыбак, и рыбки могут перемещаться в бассейне в любых направлениях. Рыбки должны прятаться от мяча под воду. Рыбак не имеет права «ловить» рыбку, которая погрузилась в воду с головой. Рыбак имеет право бросать мяч.
Ход игры.Рыбак должен мячом попасть в любую рыбку. Последняя становится рыбаком.

«Грибки»
Дидактическая задача. Учить детей смело передвигаться в воде, полностью погружаться в воду.
Игровая задача.Надеть шляпку.
Игровые правила.Начинать только по сигналу. Руками шляпку гриба не трогать.
Ход игры.По сигналу несколько игроков от обозначенного места бегут к шляпке гриба, подныривают под него и одевают на голову. Победит тот, кто оденет шляпку или тот, кто быстрее всех это сделает.

«Переправа через круги»
Дидактическая задача. Учить детей многократно погружаться в воду, делать серию выдохов в воду.
Игровая задача.Преодолеть все препятствия на пути(переправиться быстрее соперника через все круги).
Игровые правила.Выныривать только в кругу
Ход игры.По сигналу ребёнок начинает серию погружений в воду с подныриванием под круги. Победит тот, кто преодолеет все круги или тот, кто быстрее всех переправиться на другой на другой конец бассейна.