Сезария эвора биография личная. История жизни. История босоногой дивы

В субботу, 17 декабря, в возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора. Известная на весь мир певица с Островов Зеленого мыса, слава к которой пришла в 47 лет, все свои песни пела на креольском (английского Сезария не знала). Однако смысл ее композиций о любви и разлуке был понятен всем, кто попадал под магию тембра самой знаменитой уроженки Кабо-Верде.

ЭВОРА СЕЗАРИЯ (Evora Cesaria) (р. 27 августа 1941, Миндело, Кабо-Верде), фолк-певица из Кабо-Верде (Острова Зеленого Мыса, Западная Африка); исполнительница португальского фолка в сочетании с блюзом и джазом.
Отец певицы умер рано, оставив жену с семью детьми. В Миндело наиболее популярными музыкальными жанрами тогда считались морна и коладера — медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску. Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Сезария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королевы морны». С музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты.


В середине 1980-х гг. Хосе Да Сильва, молодой француз туземных корней, убедил Сезарию поехать с ним в Париж для записи пластинки. Так в 1988 вышел первый альбом певицы «La Diva aux Pieds Nus». Песня с него Bia Lulucha, замешанная на зулусском колорите, стала известным хитом на Кабо-Верде. 1 октября этого же года она дала первое в своей жизни представление в парижском клубе New Morning Club перед небольшой аудиторией. Следующий альбом — «Distino di Belita» (1990) и «Mar Azul» (1991). Однако настоящее признание пришло только в 1992 с выходом в свет альбома «Miss Perfumado». Только во Франции альбом был продан в количестве более чем 200 000 экземпляров. По всему миру покатилась волна увлечения морной.


В 1994 на выступлениях в Сан-Пауло с Сезарией пел Цетано Велосо (Caetano Veloso). С триумфом прошли выступления Цесарии в Испании, Португалии, Бельгии, Швейцарии, Африке и Вест-Индии. Через посредничество лейбла Lusafrica с ней заключила контракт звукозаписывающая компания BMG, в результате чего осенью этого года на свет появился сборник «Sodade», «Les Plus Belles Mornas De Cesaria».


Альбом «Cesaria» (1995) был выдвинут на соискание премии «Грэмми» и назван «Лучшим альбомом года» более чем дюжиной центральных американских изданий. Сезария дала десять концертов в клубе Le Bataclan (Париж) и затем вылетела в свое первое турне по США. А Горан Брегович пригласил ее записать трек Ausencia для фильма Эмира Кустурицы (Emir Kusturica) Underground. В 1997 вышел следующий альбом «Cabo Verde», а в 1999 — «Cafe Atlantico».
В 2003 Эвора посетила с концертами Россию

Сезария Эвора вошла в музыкальную историю босиком и заняла свое место в ней как известная певица и композитор. Пик популярности к Сезарии пришел в 52 года. Дивный тембр сильного и эмоционального голоса босоногой примы не оставляет равнодушным никого. Любой услышавший, как поет Сезария Эвора свой своеобразный «саудаджи», сразу проникается историей, звучащей на незнакомом языке. Мелодия песни льется из уст исполнительницы настолько проникновенно, что ее не нужно переводить - душа все понимает и чувствует без лишних подсказок.

История босоногой дивы

В 1941 году, в конце августа, на острове Сао-Висенте, в городе Миндело, в большой небогатой семье родилась Сезария Эвора. Биография будущей поп-звезды сосредоточена вокруг родного острова, который она не покидала всю свою жизнь. Отец семейства рано умер, оставив семерых детей на попечительстве матери.

Сезария с 14 лет начинает выступать на сценах родного портового городка. Следуя музыкальной моде того времени, она исполняет коладеру, африканские песни и морну - ностальгические мотивы о любви, печали, разлуке, жизни. Магический тембр певицы завораживающе действовал на слушателей.

В 17-летнем возрасте у исполнительницы медленных и ритмичных кабовердийских песен уже сформировался свой состав музыкантов. Так Сезария со своей группой длительное время и выступает, переезжая из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая этим на существование. Чернокожая яркая девушка с запоминающейся фактурой затрагивала своим дивным голосом тонкие струны души слушателей. Она быстро завоевала признание и любовь своего народа, получив титул «королевы морны».

В 1975 году, после изменения политического статуса Сенегала, Сезария не стремится эмигрировать, а остается в родном городе. Продолжая работать в привычном амплуа, певица несколько раз пытала счастье, записываясь в Лиссабоне. Но стать известной ей было суждено лишь в 80-х, после знакомства с молодым французом Хосе Да Сильва, который был поражен и покорен исполнением Сезарии. Согласившись на его уговоры поехать в Париж и записать пластинку, певица кардинально меняет свой образ жизни.

Чернокожая золушка

После первого альбома, выпущенного в 1988 году, Сезария практически каждый год выдает новый. В 1992 году, после записи пластинки Miss Perfumado, 52-летняя исполнительница становится поп-звездой. Выступая босиком под аккомпанирование скрипки, кларнета, рояля, аккордеона и гавайской гитары, она приобретает очень большую известность во всей Европе. Мир, насытившись бульварными романсами и шансоном, увлекся португальским блюзом по версии кабо-верди - джаз на своеобразном креольском диалекте.

Пик популярности

В 1995 году вышедший альбом Cesaria был номинирован на премию «Грэмми» и признан большим количеством центральных американских изданий «лучшим альбомом года». Музыкальные композиции из этого сборника длительное время занимали самые высокие позиции чартов. Сезария получает признание во всей Европе, России, Украине, а особенно во Франции. Популярность ее была огромной в то время и остается такой же сейчас. Песни в ее исполнении, как и она сама, навсегда вошли в историю и продемонстрировали, как талант побеждает над роком. В музыке, которую она поет, вся Сезария Эвора. «Бесаме Мучо» в ее исполнении звучит романтично, проникновенно, глубоко, с внутренним шармом и красотой, присущими только этой чернокожей женщине.

Сильная личность

Личное счастье в любви у Сезарии не сложилось. Семью с любящим и понимающим человеком, который смог бы поддержать ее в беде и радости, создать не удалось, но зато от поиска второй половинки у нее осталось трое замечательных детей. Воспитанием их она занималась сама. Печаль, тоска и одиночество этой женщины тонко чувствуются в ее песнях. Всю любовь она посвящает детям, музыке, своему народу, родине.

Став известной, Сезария больше остро не нуждается в средствах к существованию. Слава поп-звезды принесла хорошие доходы, которые она не особо тратит на себя. Купив себе отчий дом и несколько недорогих автомобилей, почти все заработанные миллионы она отдает на развитие систем здравоохранения и образования в своей стране. Понимая, как живут ее соотечественники, она помогает им, всегда помнит, откуда она родом, и остается верна своим принципам.

Вклад певицы в музыкальную культуру

Образ существования людей архипелага Кабо-Верде наложил отпечаток на творчество Сезарии Эворы. Большая часть кабовердийского народа по сей день живет за чертой бедности, как и она сама когда-то. Этим объясняется ее неизменное выступление на сцене босиком. Это дань народу и его нищете, это часть их культуры. Так и жила, не изменяя своим принципам и взглядам, Сезария Эвора. Биография ее демонстрирует, как она всегда стремилась нести в массы особое португальское слово - «саудаджи». Исполняя на крупных и известных концертных площадках песни на странном креольском диалекте, она всему миру смогла рассказать историю своего народа, показать личную душевную красоту смесью лирики и патриотизма.

В портовом баре накурено и людно. На сцене босая темнокожая девочка поет о большой любви, о разлуке. Она верит, что однажды и к ней придет счастье, и не знает, что через четыре десятка лет ей, по-прежнему босоногой и верящей в него, будут хлопать в переполненных залах по всему миру…

Если бы не Сезария Эвора, бывшие Острова Зеленого Мыса (а сегодня - Республика Кабо-Верде) так бы и оставались строкой в учебниках истории и географии. И только редкие путешественники, любители забраться подальше от цивилизации, смогли бы рассказать о 18 островах в Атлантическом океане, недалеко от западного побережья Африки.

Но, выйдя на сцену, Сезария смогла рассказать нам, не видевшим тех краев, о своей родной земле, где ласковое солнце, весь день нагревавшее песок бесконечных пляжей, скатывается в огромный океан, где шелестит среди ветвей ветер, нашептывая влюбленным о скорой разлуке, и где поют женщины, чьи возлюбленные уже покинули родные края, надеясь отыскать лучшую жизнь. И песни о разлуке, о все еще возможном или уже несбыточном счастье, мелодии светлой грусти, укутанной в робкую надежду и разрывающую сердце тоску, уплывают за горизонт - тонкую линию между лазурным небом и бирюзовым океаном. Может, эти звуки преодолеют водную гладь и долетят к тем любимым, которые теперь далеко…

МОРСКАЯ БЫЛЬ

Об этом женщины Кабо-Верде пели издавна, ведь они хорошо знали, что такое разлука. Еще в XVI веке португальцы высадились на островах, превратив их в свою колонию, и стали увозить невольников за Атлантику. В конце XIX века рабство на этих землях отменили, но это не слишком улучшило социальный статус местных жителей. Редкие дожди не позволяли заниматься сельским хозяйством, богатых залежей ископаемых тоже не находилось, власть на острове по-прежнему принадлежала португальцам. Все больше мужчин мечтали о лучшей жизни и садились на корабли, чтобы пересечь океан из чужих земель слать гроши, которые помогут спасти семью от голода. Все больше женщин оставались бедствовать со множеством детишек, по вечерам вглядываясь в горизонт и в песнях изливая тоску по любимым. Морны - так назвали эти музыкальные плачи - один из самых распространенных на острове жанров.

Мама Сезарии тоже не раз выпевала ветру печаль, когда в доме оставалась одна лепешка на шестерых детей. Эту грусть узнала и маленькая Сезария. Сначала когда в семилетнем возрасте потеряла отца, а после когда ее новой семьей стали такие же чумазые горемыки в детском доме - не в силах самостоятельно прокормить детей, мать отдала их в приют.

Девочка скучала по настоящей семье, но старалась не потерять надежду, что счастье однажды найдет ее. «Я, наверное, родилась с таким хорошим настроением, - скажет она позже. - Я очень любила петь, и музыка помогала мне жить с улыбкой». Ее никто не учил нотной грамоте - впрочем, обычная тоже осталась для нее непостижимой: в Кабо-Верде времен ее детства было не до школ. Она так до конца жизни и останется необразованной, выучив лишь несколько простых фраз, чтобы подписывать открытки поклонникам: «От Сезарии с любовью».

В СЕМИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ЦЕЗАРИЯ ПОТЕРЯЛА ОТЦА, А ВСКОРЕ И ВОВСЕ ОКАЗАЛАСЬ В ДЕТСКОМ ПРИЮТЕ

Намного позже, став певицей мирового масштаба, она не покинет свою родину окончательно, станет помогать семьям бедняков и обитателям приютов, открывая сердце каждому, кто придет к ней со своей печалью. Но это все еще очень далеко, а пока у Эворы свои маленькие радости и беды. Чтобы заработать хоть немного на жизнь, она отправляется в портовую часть родного Минделу, где на побережье стоят трактиры. К 1958 году здесь не сказать чтобы было идеальное место для жизни, но по сравнению с остальными городами более удачное. В порт прибывали корабли со всех сторон света, и соскучившиеся по суше моряки заходили в заведения пропустить рюмочку. Не все понимали, о чем поет 17-летняя девушка, ведь она знала только местное наречие - кабо-вердианский креольский, диалект португальского языка. Но простые парни слушали ее сердцем, ведь историю любви всегда поймет другой влюбленный, на каком бы языке она ни звучала.

КОГДА СЛОВА НЕ ВАЖНЫ

«МУЗЫКА - ЭТО УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ. ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ ЯЗЫКА, ТЫ ВСЕ РАВНО СЛУШАЕШЬ ЕЕ И ПОНИМАЕШЬ. ЛЮДИ ГОВОРЯТ НА ЯЗЫКЕ РИТМОВ»

«В нашем репертуаре в основном два известных кабо-вердианских стиля: морны и коладеры. Слушателю запоминаются больше морны - печальные песни-баллады о любви, о том, как кто-то грустит в разлуке. Есть еще коладеры - они носят критический, даже сатирический окрас. Быть может, кто-то сделал что-то не очень красивое или не очень правильное, а мы делаем из этого историю, превращаем в песню. Практически в каждом альбоме есть и морны, и коладеры».

У Сезарии за 24 года вышло 18 альбомов. Первый - Distino di belta - был записан еще в 1987 году, но широкой известности не получил. Последним стал сборник Nha Sentimento 2009 года. А 15-й по счету альбом, Voz de Amor, вышедший в 2003 году, в следующем принес исполнительнице премию «Грэмми».

А Сезария пела душой - к ней только пришло первое чувство, но не пришло долгожданное счастье. Красавец гитарист уехал с острова, как многие мужчины, в поисках лучшей доли. И Эвора умела рассказать со сцены от имени всех женщин, любящих и ждущих, и это трогало душу любого слушателя. Как и история сложной жизни в бедности - кому, как не простым морякам, понять, что такое «за душой ни гроша».

Но там же она приобрела привычку к алкоголю, которая останется с ней до 1994 года. «Музыка для посетителей была аккомпанементом к задушевной беседе под стаканчик грога. Меня угощали, и я втянулась. Казалось, что алкоголь спасает от тяжелых мыслей, - признавалась она. - Некоторое время я не могла выйти на сцену, не пригубив коньяка. К счастью, сумела победить эту зависимость и ничего крепче воды уже не употребляла».

УВИДЕТЬ ПАРИЖ

Но это тоже произойдет позже, а пока Сезария оставалась в Минделу, пела для посетителей и пила с ними, слушая рассказы о дальних странах. Ее музыка стала появляться в эфире местного радио, ее имя уже знали соотечественники. Так прошло двадцать лет, но она не переставала верить, что однажды счастье придет к ней, настоящее, полноценное, и у нее появится возможность услышать аплодисменты не только посетителей баров. «Вы будете удивлены, но я ожидала, что однажды со мной случится успех. Я пела в барах Минделу для многих иностранцев и видела, что им нравится моя музыка. Тогда подумала, что, если однажды поеду за границу, другим тоже придется по душе то, что я делаю. И как видите, оказалась права», - скажет она много лет спустя. И добавит, что однажды кто-то из моряков подарил ей брелок в виде Эйфелевой башни. Тогда Эвора сказала себе, что однажды она обязательно отправится в Париж и своими глазами посмотрит на эту башню.

ЛУЧШЕЕ ПОЗЖЕ

«ШАРМ СЕЗАРИИ ЭВОРЫ, ЕЕ НАСЫЩЕННЫЙ ТЕПЛЫМИ ТОНАМИ ГОЛОС, КАК И ПРЕЖДЕ, ТРОГАЮТ НАС» – ФРАНЦУЗСКАЯ ГАЗЕТА LA VIE

  • 1993-й - триумф певицы во Франции. С аншлагами прошли первые концерты на главной площадке страны - «Олимпии»;
  • В 1995 году вышедший диск Cesaria во Франции становится «золотым», а в США - хитом продаж (150 тыс. экземпляров);
  • Она исполнила танго для фильма Кустурицы «Андеграунд», незабываемо перепела Besame Mucho для «Больших ожиданий».

Но пока ее мечты о славе, легкие и сильные, как океанская волна, едва не разлетелись брызгами, ударившись о скалу реальности. В 1974 году подвластные Португалии Острова Зеленого Мыса наконец отважились осуществить давно вынашиваемый план: стать независимыми. Режим был свергнут, соглашение о независимости подписано, но это не смогло сделать реальными лелеемые мечты о хорошей жизни. Положение обретшего независимость и переименованного в Республику Кабо-Верде государства стало еще хуже. Это почувствовала и Сезария: в порту швартовалось намного меньше кораблей, а жителям островов стало не до песен и веселья в кабаках. «Моя жизнь никогда не была спокойной. Музыка помогала мне зарабатывать на жизнь. И когда пение перестало приносить деньги, я перестала петь, - скажет она о том периоде. - Это были самые тяжелые годы. Я рада, что они остались позади и я снова смогла выйти на сцену». Это случилось лишь спустя 10 лет ее молчания и произошло благодаря друзьям. Жизнь в Кабо-Верде стала налаживаться, музыканты снова вернулись к творчеству, то и дело упрашивая Эвору сделать одолжение и записать дуэт. Один за другим эти дуэты стали началом нового этапа в ее жизни.

Соотечественники, обустраивавшие жизнь в Лиссабоне, не раз звали туда певицу. Там была большая кабо-вердианская диаспора, да и португальцы были готовы помочь жителям с Островов. И наконец она решается на поездку. Сезарии 46 лет, и она записывает первый альбом. Пока ее песни не выходят за пределы диаспоры, ее слушают тоскующие по дому и напевам родины соотечественники. Но в одном из ресторанов Эвору заметил француз с кабо-вердианскими корнями Хосе да Силва. Пораженный колоритом и красотой песен, он убедил Сезарию ехать с ним во Францию, чтобы добиться там успеха. Исполнительница недолго сомневалась, помня о давней мечте увидеть Эйфелеву башню.

МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ

Хосе не ошибся. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur (1991), пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. Франция видит на сцене босую немолодую женщину, которая своими песнями переносит слушателей в совершенно другой мир. «Стиль морна соткался из всего того, что окружает нас на острове: море, любовь и тоска по чему-то необъяснимому», - рассказывает она о своей музыке и своей родине.

Ее хотят слышать во всех уголках Франции, Сезария отправляется в тур и каждый раз выходит на сцену молчаливая и босая. Она не ведет диалоги с публикой, не устраивает шоу и не обувается. Так рождаются первые мифы о том, что Эвора умышленно не общается с залом, чтобы зрителям не было сложно переключиться, когда она запоет на незнакомом языке. На деле же все было банальнее: с детства не обученной грамоте, Сезарии не давались языки.

«КОГДА ПЕНИЕ ПЕРЕСТАЛО ПРИНОСИТЬ ДЕНЬГИ, Я ПЕРЕСТАЛА ПЕТЬ. ЭТО БЫЛИ САМЫЕ ТЯЖЕЛЫЕ ГОДЫ»

«А еще позже придумали миф, что я выступаю босиком, выражая солидарность с бедняками моей страны. Ничего подобного, я просто не люблю носить обувь. Столько лет я ходила босая, как большинство у нас на острове, и мне легче петь босиком», - расскажет она. Открытая и честная, она покоряла публику именно искренностью. «Думаю, это все потому, что я пою распахнутой душой», - улыбнется она, когда вышедший уже в следующем году альбом Miss Perfumado принесет ей мировое признание.

50-летняя певица, получившая прозвище Босоногая Дива, отправится с концертами по миру, и вскоре практически не останется уголков, где бы не звучали ее морны. Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. «Номер люкс, хороший повар и крепкий эспрессо - вот все, что мне надо», - расскажет она о своем райдере.

А еще - гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. «Я не избегаю работы, - повторяла она. - Слава не изменила мою жизнь. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди - богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была. Сегодняшний успех не в силах меня изменить».

Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, - курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. «Я люблю курить и ничего не могу с этим поделать. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», - смеялась она.

И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, - золотые украшения. Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки. «Женщины Кабо-Верде, как и все женщины Африки, любят золото - и только его. Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», - объяснит она.

МНОГО НЕ НАДО

Она не покупала себе особняки в других странах, с гастролей она неизменно возвращалась в Кабо-Верде, продолжая жить в том же доме, что и ее мать. «Это место навсегда осталось единственным прибежищем, куда я хочу возвращаться», - объясняла она. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи.

«Много говорят, что я оплачиваю всю систему образования в Кабо-Верде, но это мало соответствует реальности, - отказывалась от лавров Эвора. - То, что я трачу на образование, не имеет национальной подоплеки. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния. За помощью обращаются многие. Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что. Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария». Она принадлежит мне самой и моему продюсеру Хосе да Силва. Мы систематически занимаемся тем, что помогаем талантливым ребятишкам развивать их музыкальные дарования. Это совершенно точечная поддержка маленьких талантов Кабо-Верде. Я не знаю, сколько именно таких детей, по точно не тысячи. Про мою поддержку образования на национальном уровне в Республике - это всего лишь красивый миф».

Тем не менее эти мифы возникли не на пустом месте. Сезария на самом деле помогла огромному количеству кабовердианцев, и даже всей стране - благодаря ей о маленьком государстве, разбросанном по островам Атлантики, услышал весь мир. Страна стала членом ООН, ВОЗ и других международных организаций, что дает жителям реальную помощь, стали приезжать туристы со всего мира, а это помогает поддерживать бюджет Кабо-Верде. Но не только мир что-то дал ее родине, сама Сезария дала – миру гораздо больше: возможность, слушая ее песни, мечтать о встреченных на берегу океана рассветах с любимым, надежду, с которой провожаешь его, и светлую грусть, с которой ждешь возвращения.

О своих возлюбленных она говорила немного, но всегда с трогательным смущением. «У меня есть трое детей от разных мужчин, но я никогда не была замужем. Сейчас меня окружают мои близкие - дети, внуки, кто-то из них остается со мной, кто-то навещает. Но именно это делает меня счастливой, большего от жизни мне не надо», - улыбалась пожилая женщина. И пела о тех простых вещах, которые делают счастливыми каждого и нас: «Чтобы родиться в твоем смехе, / Чтобы печалиться в твоем плаче, / Чтобы жить у тебя за плечом / И умереть на твоих руках».

Она ушла из жизни в декабре 2011 года, ей было 70 лет. Незадолго до этого она говорила: «Дожив почти до 70, я понимаю, что у меня исполнились все мечты и новых уже нет. Я жду, когда Бог заберет меня и я скажу всем: «До свидания!» Это нормальные мысли в моем возрасте, ведь вместе с тем я умею радоваться каждому дню».

И до последнего дня Сезария Эвора жила в старом доме, курила сигареты и принимала гостей, встречая каждого улыбкой. Она постигла жизненную мудрость, которая заключалась в том, что надежда должна быть бесконечной, любовь - долготерпящей, тоска - светлой, сочувствие - искренним.

ФАКТЫ О СЕЗАРИИ ЭВОРЕ

«ДЛЯ МЕНЯ ВСЕ ЗАЛЫ ОДИНАКОВЫЕ: МАЛЕНЬКИЕ ИЛИ ОГРОМНЫЕ. ВЕЗДЕ Я ПОЮ С ОДИНАКОВЫМ ЧУВСТВОМ»

  • Родилась 27 августа 1941 года в Минделу (остров Сен-Винсенте, республика Кабо-Верде);
  • Двукратная обладательница высшей французской награды Victoire de la Musique, пять раз номинирована на «Грэмми»;
  • 6 февраля 2009 года Сезарию наградили французским орденом Почетного легиона;
  • Умерла 17 декабря 2011 года на родине в Кабо-Верде от сердечно-легочной недостаточности и артериальной гипертензии.

1. Вопреки устойчивому мифу о сиротстве Сезарии, она родилась в бедной, но достойной и дружной семье. Ее мать была поваром, отец - музыкантом. Единственная девочка, Сезария росла вместе с четырьмя братьями и была любимицей отца. Ей было семь, когда он умер, и эта потеря преследовала Сезарию всю жизнь. «В тот день, когда я поняла, что больше никогда не услышу, как он играет на гитаре, я стала другой», - говорила она. «Другой» - значит своевольной настолько, что мать не выдержала и устроила десятилетнюю девочку в приют в надежде, что строгие монахини сумеют справиться с ее строптивым нравом. Три года, проведенных в обществе католических монахинь, Сезария всегда вспоминала как настоящий ад: нет, сестры были к ней добры, и она, в отличие от большинства жителей Кабо Верде, получала вдоволь еды... Но не было того, что Сезария с самого детства ценила превыше всего - свободы. В возрасте тринадцати лет она соврала бабушке, что в приюте ее преследуют призраки. Суеверная бабушка, разумеется, забрала ее к себе, о чем глубоко пожалела буквально через пару лет, когда Сезария начала петь - и пользоваться успехом у мужчин.

2. Первую любовь Сезарии звали Эдуарду Жуау Шалину. Он был гитарист, как ее отец, и моряк, как большинство мужчин Кабо Верде. Встретились они в одном из баров Минделу, где шестнадцатилетняя Сезария болталась в надежде, что ей позволят спеть - бесплатно или за пару сигарет. Эдуарду не был ее первым мужчиной, но стал тем, кто «расслышал» ее голос. Увидев юную девушку, застенчиво прячущуюся за гитаристами, он сказал: «Вы поете слишком тихо. Откройтесь. Люди ждут». Именно Эдуарду превратил Сезарию в местную знаменитость. Он договаривался с владельцами баров, с музыкантами, и в конце концов собрал ансамбль, который работал именно с Сезарией. А потом сел на корабль и уехал из Минделу - у него были большие планы на материке. Больше они никогда не увиделись.

3. За свои первые записи Сезария не получила ни гроша. Люди, оплатившие студию и выпустившие ее первый винил, сказали, что запись плохая, успеха нет - а значит, нет и денег. Каково же было изумление Сезарии, когда однажды, проходя мимо музыкального магазина в Сан Висенте, она услышала собственный голос. Оказалось, что пластинку покупают, и очень охотно. Но, поскольку никаких контрактов подписано не было, Сезария имела на эти записи не больше прав, чем любой прохожий.

4. Уроженка Островов Зеленого Мыса, Сезария не умела плавать и ужасно боялась штормов. Все потому, что в раннем детстве она увидела, как огромная волна смыла со скалы человека. При этом она не могла долго находиться вдали от океана: говорила, что присутствие Большой Воды необходимо ей, чтобы жить.

5. Сезария никогда не была замужем, но у нее было двое детей: дочь Фернанда и сын Эдуардо, которого она назвала в честь своей первой любви. Сама она говорила, что ее дети - только ее, а мужчины, давшие их, пришли и ушли, как океанский прилив. Сына она родила в восемнадцать от португальского солдата, который уехал с Кабо Верде, даже не зная, что Сезария беременна. Она никогда не пыталась связаться с ним, а много лет спустя на все вопросы об отце Эдуардо скупо отвечала: «Я не знаю даже, жив он или мертв. Мне, честно говоря, наплевать». С отцом дочери, португальским футболистом, она тоже не поддерживала отношений. Однако и зла на мужчин, оставивших ее, не держала: «Я рожала не по великой любви, это скорее amorzinhos («влюбленность», «страстишка» - порт.). Но все же у нас были чувства». От Фернанды, которая умерла несколько лет назад от рака легких, остались близнецы, внуки Сезарии. Их она обожала и очень гордилась, особенно девочкой. Сейчас Жанет Эвора семнадцать, и она начинающая модель.

Ее песни как легкий морской бриз на тихом вечернем побережье во время заката солнца: с одной стороны, простое человеческое счастье, а с другой - бесконечно светлая грусть. Она поет песни рая, куда человек вернулся, зная, что в любую секунду может его потерять… Африканская Эдит Пиаф, 62-летняя бабушка с островов Зеленого Мыса, всю свою жизнь пела в прокуренных портовых барах. И начала свою профессиональную карьеру лишь в 47 лет. Доходы от концертной деятельности Эворы формировали чуть ли не половину казны ее родины - Кабо-Верде. Ее манера исполнения морна протяжных и мелодичных романтических баллад на креольском языке сводила с ума мировых ценителей музыки.

Эвора родилась 27 августа 1941 года в портовом городе Минделу (Кабо-Верде) в семье музыканта. С 17 лет Сезария начинает выступать в барах Минделу, исполняя в основном произведения поэта и композитора Б. Леза, чьи морны стали классикой архипелага. В 1975 году на архипелаге, после долгой борьбы за независимость от Португалии, происходит переворот и устанавливается промарксистский режим. В стране тяжелое экономическое положение. Сезария уже не может зарабатывать себе на жизнь пением. Непризнанная, она замолкает на десять долгих лет. Успокоение она находит в коньяке и сигарах. В 1985 году Сезария уступает просьбам своих друзей и участвует в записи коллективного альбома лучших исполнительниц морн с Кабо-Верде. В1986 году состоялась запись ее первого сольного альбома в Лиссабоне. За ним следует много концертов в разных странах в среде диаспоры Кабо-Верде. Вскоре последовала знаменательная встреча с Хосе Да Сильва, соотечественником Сезарии, живущим во Франции. Фанат музыкальной культуры своего народа, Хосе ночью работает путевым обходчиком, а дни посвящает музыке. Именно он берет в свои руки ее карьеру, в результате чего в этом же году выходит ее первый французский альбом «Босоногая Дива». Этим альбомом начинается ее сотрудничество с Lusafrica, которое длится до сих пор.

В 1990 году выходит второй альбом Сезарии «Судьба красавицы». Этот альбом не делает много шума, но слава Сезарии растет в среде диаспоры Кабо-Верде. В 1991 году Сезарию ждет успех на фестивале в Ангулеме. Она замечена французской прессой. И, хотя ее выступление в Париже 2 июня 1991 года собирает лишь соотечественников, «Либерасьон» пишет о ней в восторженных выражениях. Сезария отмечает свое пятидесятилетие выпуском нового альбома, о котором восторженно отзывается Le Monde. Диск звучит по радио, ее сольный концерт 14 декабря полностью распродан, ее аудитория на сей раз состоит уже практически из одних европейцев. В 1992 году происходит запись альбома «Мисс Перфумадо», за который Сезария получает Золотой Диск, став второй африканкой после Мириам Макеба, достигшей подобного успеха.

1993 год - год триумфа Сезарии во Франции. Пресса захлебывается от восторга и смакует детали ее жизни, ее непомерную страсть к курению и коньяку, ее трудную жизнь в Минделу на краю света, называя ее африканской Билли Холидей. В этом году проходят первые концерты в Олимпии, весь Париж у ее ног. Весь этот год проходит в гастролях: Португалия, Канада, Испания, Япония…

В 1994 году открытие Бразилии и встреча Сезарии с бразильцем Каэтано Велозо, оказавшим большое влияние на ее творчество. Снова бесчисленные турне по всему миру… И почти в каждой стране лучшие певцы просят ее спеть с ними. Сезария всегда охотно идет на эксперимент: ее партнерами стали Рита Мицуко, Катрин Ринджер, Каэтано Велозо и другие. В этом же году выходит сборник «Красивейшие морны Сезарии». Этот год знаменателен тем, что Сезария побеждает свою страсть к коньяку, спутнику ее десятилетней депрессии. В 1995 году - американское турне Сезарии. Ее альбом «Сезария», уже получивший Золотой Диск во Франции, становится хитом в США (продано 150 тыс. экземпляров). Ее концерты берут штурмом. Американская шоу-элита прорывается на ее концерт. В этом же году она записывает танго Ausencia для фильма Эмира Кустурицы «Андеграунд». Сезария много гастролирует. В 1997 году выходит новый альбом «Кабо-Верде», бесчисленные турне, включая США, где этот диск выдвинут на премию Grammy-Awards. В 1998 году новый сборник «Лучшее Сезарии Эворы», куда включены все лучшие ее песни, а также Besame mucho на испанском языке, ранее записанный для фильма «Большие ожидания». Она спела, казалось бы, уже окончательно заигранный хит, - и спела так, как будто до автора этой песенки, мексиканки Консуэло Веласкес, слова «целуй меня крепче» никто не перекладывал на музыку. И опять Сезария колесит по всему миру с концертами.

В 1999 году выходит ее новый альбом «Кафе «Атлантико»» сначала во Франции, затем тиражируется по всему миру. Родина Сезарии, порт Минделу и острова Сан Винсенте стали главными темами альбома. «Кафе «Атлантико»», собирательное название бесчисленных баров Минделу, где когда-то пела Сезария, расходится в 600 тыс. экземпляров. Этот диск приносит ей Victoire dela musique - высшее признание музыкального успеха во Франции.

В 2001 году появляется альбом Сезарии «Сан Винсенте издалека» - квинтэссенция творческого пути Сезарии, в котором она утверждается не только как высочайшей пробы профессионал, но и сила, умеющая объединить вокруг себя лучших музыкантов и исполнителей. В июле 2002 года выходит двойной альбом «Антология». Сейчас в Париже, в ее штаб-квартире, идет работа над следующим альбомом. Бабушка Сезария, потерявшая троих мужей, устала гастролировать (возраст и болезни дают знать) и собирается больше времени проводить в студиях, записывая диски. В Миндело, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде – в клубах, на улицах, на пляже – играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс. Однако наиболее популярными считались морна и коладера – медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску.

Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Цесария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул «королевы морны».С верными ей музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая на жизнь от щедрот своих поклонников. Однако в конце 50-х порт стал приходить в упадок, а когда в 1975 году Сенегал получил независимость от Португалии, торговля в Кабо-Верде быстро свернулась, и большинство музыкантов эмигрировало в другие части света. Цесария же Эвора решила остаться на родине.