Составленная сказка по схеме проппа. Презентация по развитию речи на тему: Карты Проппа. “Налево пойдешь – игру найдешь”

Знаете ли вы, что во всех сказках есть свой набор сюжетных линей, которые в том или ином количестве встречаются в каждой из них? Известный исследователь сказок Владимир Яковлевич Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций: герои могут быть разными, а вот события, которые происходят с ними, всегда примерно одни и те же.

Эта презентация расскажет вам, как научить детей пересказывать сказки, сочинять новые или повернуть сюжет в новое русло. Т.е. развивать фантазию вашего ребёнка или детей в ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мийна Татьяна Владимировна МАДОУ «Детский сад № 83» представляет: «Карты Проппа » (Некоторые фото и информационные материалы взяты из ресурсов Интернет)

Карты Проппа: конструктор сказок

Позднее эти три десятка функций были урезаны различными ученными до 28

Методика обучения: 1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа; 4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ...

"Играем с картами Проппа"

В работе воспитателя ДОУ важное место отводится связной речи.В современном мире тяжело удивить ребенка,а тем более привлечь его фантазировать.Сейчас,родителям легче посадить ребенка у компьютера или т...

Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).

Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...

Карты Проппа как средство развития речи детей

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать...

Наталья Диппель

При обучении детей творческому рассказыванию , сочинению сказок используются карты Проппа . Так как В. Я. Пропп был фольклорист , то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками. Прежде, чем приступить к сочинению сказок по картам , следует организовать подготовительные игры, в процессе которых, ребята познакомятся, и освоят все сказочные функции. В этом и помогут карты Проппа , своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символиически изображены на этих картах .

Вот такие игры я предлагаю вашему вниманию. Сделаны они в рамках конкурсного задания к педсовету воспитателями нашего детского сада.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ МЫ ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ КАРТ

Игра называется "Примени символ к сказке"

На этом игровом поле расположены основные карты Проппа , бросая кубик, ребенок "ходит" по игровому полю, и остановившись возле какого-либо симвоолического изображения, называет его. Например "Победа", он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой скаке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказках, но их содержание дети хорошо должны знать.

Такие кубики необходимы, чтобы сделать ход и просчитать, на сколько ходов надо двигаться вперед


на столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок , которые ребенок выбирает в соответствии с символом


Так как наглядная опора на первых порах должна быть обязательной, какие карточки необходимо иметь для подсказки


Такие игры помогают анализировать сказку, развивать доказательную речь


дети самостоятельно к символу подбирают сказки


анализировать сказку через символическую аналогию интересно.


пригодится и сказкокуб


и куб эмоций

А это те основные 20 сказочных функций, по которым и работают со сказочным сюжетом1. запрет или предписание

2. нарушение

3. вредительство

4. отъезд героя

6. встреча с дарителем

7. волшебные дары

8. появление героя

9. сверхъестественные силы

10. борьба

11. победа

12. возвращение домой

13. прибытие

14. ложный герой

15. трудные испытания

16. ликвидация беды

17. узнавание героя

18. изобличение ложного героя

19. наказание ложного героя

20. свадьба

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗНАКОМСТВА С КАРТАМИ ПРОППА .

Изготовление карт . Карты , используемые в начале работы, в младшем и среднем возрасте они должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции, смысл которой был бы понятен детям, или каждое изображение надо оговаривать.

Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация : соотнести с определенной функцией.

Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт ) .

Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.

Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт ) .

Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт , постепенно добавляя по 3 - 4 карты ).

Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

А вот, как вы это обозначите ту или иную функцию и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что если "запрет" обозначается перечеркнутый круг или замок на двери или как в знаках дорожного движения - въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак "даритель, волшебный дар"- можно волшебной палочкой обозначить, можно, как коробка с подарком, это, как решит воспитатель.

На втором этапе, в организованном обучении на занятии , читаем сказку вслух с установкой на пересказ,затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

РЕЗУЛЬТАТ :

– умение определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание

– выстраивать схему содержания,

опираясь на карты Проппа ;

– уверенно манипулировать картами ;

– чувствовать красоту и образность


Карты Проппа как средство обучения детей

старшего дошкольного возраста

творческому рассказыванию (из опыта работы).
Л.Т. Агафонова

(воспитатель высшей кв. категории)

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения. Основные функции воображения - преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

В возрасте 5-6 лет у дошкольников, помимо речевой готовности к словесному творчеству , формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок я использую карты Проппа (Приложение 1). Примеры сказок, придуманных детьми, смотрите в приложении № 2.

Замечательный фольклорист В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций - 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

Целесообразность карт Проппа


  1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

  2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное , логическое мышление.

  3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Подготовительные игры

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:


  1. «Чудеса в решете» - как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

  2. «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев , описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

  3. «Заветные слова» - попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

  4. «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

  5. «Что общего?» - сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);

  6. «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);

  7. «Хороший - плохой» - выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;

  8. «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры - осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции: «запрет - нарушение закона».
Придумайте два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути функций.

Запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца;

А собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!».

Последовательность знакомства с картами


  1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение (приложение №1).

  2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.

  3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).

  4. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.

  5. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).

  6. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты). Смотрите приложение №2.

  7. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов, любознательных воспитанников, отзывчивых и заинтересованных родителей вашим воспитанникам!

ЛИТЕРАТУРА


  1. Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.

  2. Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996.

  3. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г.
Приложение 1

Карты Проппа

Приложение 2

Примеры сказок, придуманных детьми подготовительной речевой группу с использованием карт Проппа.

Никита Юрченко

Сказка «Стрекоза и Жук»

Дружили Жук, Стрекоза и Шмель.

Однажды вечером Жук и Стрекоза играли в прятки. А Шмель не захотел играть, сказал своим друзьям: «Не прячьтесь в цветы - попадете беду».

Стала водить Стрекоза, а Жук спрятался в цветок.

Уже солнышко совсем село, а Стрекоза никак не может найти Жука. Вдруг видит - один цветок качается и как-то странно звенит: «Ж – ж – ж». С трудом раскрыла стрекоза лепестки цветка, а там Жук: «Спасибо тебе, Стрекоза, за то, что помогла мне выбраться. Солнышко село и цветочек закрылся, вот и оказался я в ловушке. Не послушался я Шмеля, вот и попал в беду».

Функции (карты Проппа), применённые в придумывании сказки:

2. Нарушение

14. Трудные испытания

15. Ликвидация беды

20. Полученный урок: «Учиться надо на чужих ошибках, а не на своих»
Ваня Иванов

Сказка «Лиса и Коза»

Жили-были Лиса и Кош. Решили они пойти за грибами. Погода была теплая, солнечная. Надели они панамки, взяли корзины и пошли в лес.

Соседка Свинья их предупредила, что нельзя рвать ядовитые грибы. Лисе попадались только несъедобные грибы, а Козе съедобные. Но Лиса все-таки собирала грибы и скоро ее корзинка была полна. Она решила перехитрить Козу и поменяла корзины.

К вечеру Коза и Лиса вернулись домой. Грибов у Козы было очень много , и она позвала Свинью на помощь. Свинья и Коза начали перебирать грибы, и Свинья заметила подмену. Она очень рассердилась на Лису, а Коза очень обиделась на Лису. И больше уже Лиса и Коза не ходили вместе за грибами.

2. Нарушение запрета

3. Вредительство

12. Возвращение домой

17. Изобличение ложного героя

20. Вывод «Лиса Козе не товарищ»
Коллективная

Сказка об Огурчике


  1. Родился в огороде на огуречной грядке Огурчик. Огурчик был маленький, овальный, зелененький, в пупырышках и в желтой шляпке. Старшие братья Огурчику: «Огурчик, Огурчик! Не ходи на тот конечик, там Мышка живет, тебе хвостик отгрызет!»

  2. Надоело Огурчику на грядке лежать. Решил он посмотреть: «Кто растет на соседней грядке?» Перекинул он свои плети и оказался на другом конце огорода.

  3. Там на грядке росли Помидорчики. Они были кругленькие, красненькие, гладкие. Помидоры подставляли солнышку свои блестящие бочка. Они очень обрадовались Огурчику, но их соседу Укропу это не понравилось, и он послал своих деток на «вертолетиках» к Мышке: «Мышка, Мышка, Огурчик ушел со своей грядки , его некому защитить»
5. Мышка прибежала на помидорную грядку. Огурчик испугался за свой хвостик. «Что же мне делать?» – подумал он.

8. Но тут появился мальчик Кабачок.

12. Руки-плети у него было длинные, сильные. Он посадил Огурчика себе на ладошку-листочек, и мигом перенес на огуречную грядку.

20. Вся огуречная семья была рада возвращению Огурчика. Они дружно поблагодарили Кабачка.
Примечание: цифрами обозначены применённые карты Проппа.

Методика работы с картами В.Я. Проппа

Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

Формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

Карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

Карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию , без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Дж. Родари сократил число этих функций до 20 :

  1. запрет или предписание; 2. нарушение; 3. вредительство; 4. отъезд героя; 5. задача; 6. встреча с дарителем; 7. волшебные дары; 8. появление героя; 9. сверхъестественные свойства антигероя; 10. борьба; 11. победа; 12. возвращение домой; 13. прибытие домой; 14. ложный герой; 15. трудные испытания; 16. ликвидация беды; 17. узнавание героя; 18. изобличение ложного героя; 19. наказание ложного героя; 20. Свадьба или счастливый конец.

Вот некоторые примеры : запрет выступает в роли сильнейшего мотива и заставляет спорить с существующим авторитетом. В сказке «Крошечка - Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном случае Хаврошечка не нарушила запрет. А в «Гуси-лебеди» - родители запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит нарушение правил . Вредительство совершает недоброжелатель главного героя (гуси-лебеди). Жар-птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

Кстати, все детективы (фильмы и книги) можно разложить по данным функциям достаточно легко.

Методика

Перечисленные 20 функций необходимо нарисовать и изготовить в виде карт. На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов , персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).

Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).

Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с сюжетом сказки. Цель - подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. Воспитатель может начать так:

  1. Вы хотите сказочку? Сказочка - это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
  2. За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
  3. В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…

Концовка

Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности. Варианты концовок:

  1. Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
  2. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  3. Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование .

Сказка обычно насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.:

  1. Царь начал пиры пировать, гостей созывать.
  2. Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила - к лесу задом, ко мне передом.
  3. Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.
  4. Конь бежит, земля дрожит, из ушей пламя пышет.
  5. Меч-кладенец, Василиса-прекрасная, скатерть-самобранка и т.д.

Необходимо объяснить детям, что сказка начинается с какого-то необычайного события, где главную роль играет волшебное существо. Рано или поздно герой сказки сталкивается со злыми силами или с большими трудностями, препятствиями, затем преодолевает их. Трудные задания герой, как правило, выполняет при помощи волшебных предметов или существ.

Когда у детей будет в запасе знание многих волшебных сказок, можно провести несколько тематических занятий или игр-заданий, викторин на тему: «Сказочные герои (героини)», Сказочные чудовища», «Волшебные помощники», «Волшебные превращения». «Путешествие по тридевятому царству (определяется место действия в сказках)», «Сказочная цифра 3 (прием троекратных повторений)», «В гостях у сестер-присказок, братьев-зачинов, подружек-концовок» желательно с использованием произведений живописи, музыки как дополнительных средств воздействия на ребенка.

Подготовительные игры-задания , которые можно включить в образовательную деятельность:

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

Заветные слова . В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

Что в дороге пригодиться ? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции - котелок как гнездо, сумка, зеркало.

Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)

Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:

1 этап - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»

Педагог может взять не все 20, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например: герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.

Читаете сказку, затем «раскладываете» ее по функциям. Позднее дети сами находят обозначенную функцию словесно, выкладывают карточки с функциями.

По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:

  • найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;
  • самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;
  • выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
  • найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.

На материале сказочных текстов провести упражнения на формирование образности речи. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.

Например, Баба Яга - скажи по-другому . Или: Как говорили раньше ? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу .

На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.

Например, задание - сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт - отлучка, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их расположить.

Или - придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие : они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь»), какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец)?

С детьми оговариваются следующие положения:

  • кто будет главным героем;
  • кто будет мешать герою;
  • кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
  • придумать название к сказке;
  • какие зачины и концовки будут использованы;
  • придумывание сказочных слов и выражений;
  • присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Можно предложить игровые приемы :

«Карты Проппа»

Владимир Яковлевич Пропп (17 (29) апреля 1895, Санкт-Петербург - 22 августа 1970, Ленинград) - русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста.

Карты Проппа: конструктор сказок

Позднее эти три десятка функций были урезаны различными ученными до 28

Методика обучения: 1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа 4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с какой-то задачей? Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…

Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.

В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его). Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену

Спасибо за внимание!


гульшат сагитова
Карты Проппа (из опыта работы)

Уважаемые коллеги!

Свой мастер класс мне хотелось бы начать со слов Д. Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми,нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками,

снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми проблемами становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Работая в старшей группе , я сталкивалась с тем, что многим детям пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ, пересказать знакомую сказку.

К сожалению, современные родители редко рассказывают сказки детям. Гораздо проще включить аудиодиск, посадить чадо смотреть телевизор или играть в компьютерную игру. Это экономит время и силы родителей. В результате - многие современные дети практически не знакомы со сказкой, не знают даже «Репку» , «Колобка» , не слышали про «Теремок» , «Рукавичку» и «Красную Шапочку» .

Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, часто затрудняются в выборе приемов, методов и форм работы по развитию детского словотворчества. Для составления творческого рассказа с детьми дошкольного возраста целесообразнее всего использовать модели. Поэтому с этой целью мною была разработана методика обучения детей пересказу русских народных сказок с помощью карт Проппа .

Многим, кто интересуется сказками, известно имя Владимира Проппа . Профессор Пропп занимался изучением русских народных сказок. Результаты его исследований опубликованы в книге «Морфология сказки» . Изучая сюжет сказок, и взаимоотношение героев сказки фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп , выделил 31 постоянную функцию. В своей работе «Грамматика Фантазии» Дж. Родари сократил их количество до 20. Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Сказочных ситуаций или функций 20 :

Нарушение запрета

Вредительство

Отъезд героя

Встреча с дарителем

Волшебные дары или волшебное средство

Появление героя

Вредитель или антигерой

Возвращение домой

Прибытие домой

Ложный герой

Трудные испытания

Ликвидация беды

Узнавание героя

Изобличение ложного героя

Наказание ложного героя

Свадьба или счастливый конец.

Также ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям : вредитель (антагонист, даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет, отправитель, герой, ложный герой. Со всеми этими персонажами старший дошкольник встречается в сказке, поэтому знает их особенности.

Карты , которые придумал Владимир Яковлевич Пропп это своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах . Дети создают из них различные комбинации, согласно сюжету сказки.

Представленные в схемах функции являются обобщенными действиями, понятиями. Используются для глубокого анализа сказочных повествований, восприятия традиционных способов построения сказки и организации сюжета в ней, тем самым способствуют развитию творческого, креативного мышления.

Результаты последних психолого-педагогических исследований показали, что дошкольнику полезнее предлагать не только иллюстрацию, но также необходимо показывать различные направления : абстрактные, комичные, схематичные, реалистические и т. д. Весь этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т. к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет. Это позволяет в дальнейшем автору сказки при сочинении собственного повествования абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди» (запрет, нарушение запрета, отъезд героя, задача, волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец).

Работу с картами Проппа можно построить следующим образом :

На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения - сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.

Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были).

Повествование – насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами : речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т. д.).

Концовка, как и присказка, ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности : (Устроили пир на весь мир, и я там был мед сладкий пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка).

На втором этапе проводятся «подготовительные игры» .

«Чудеса в решете» - выявление различных чудес, как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.

«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

«Что в дороге пригодится» – основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек) .

«Узнай героя» – выявление позитивных и негативных черт характера героев.

«Что общего» – сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними.

«Четвертый лишний» – определение лишнего предмета.

«Решение сказочных задач» .

«Бюро находок» – найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т. д.

«Сказочный словарь» – придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте : сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

На третьем этапе – непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями) . По мере накопления опыта можно предложить задания или игры :

Выставить карты по ходу сюжета

Найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

Найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

Определить отсутствие знакомой карты

Отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа . Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа .

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт , заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Результат работы с картами Проппа :

– умение определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа ;

– уверенно манипулировать картами .