Строительные игры средняя группа цель. Конспект по организации игровой деятельности в старшей группе на тему: «Строительные игры. Строительная игра и другие виды игровой деятельности дошкольников

Значение строительных игр для дошкольного возраста.

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Основные строительные умения дети приобретают на занятиях по конструированию: они осваивают элементарное строение тех предметов, которые можно создать - стены дома, крышу, окна и т.д. В строительных играх детей подготовительной группы происходят существенные изменения, отличающие их от игр детей младшей и старшей групп. Игры детей 6—7 лет отличаются более широкими и разнообразными замыслами. Дети 6—7 лет физически выносливее, что дает возможность развертывать с ними длительные строительные игры.

Строительные игры под влиянием занятий становятся содержательнее, дети обнаруживают более совершенные технические навыки, точнее дифференцируют размер деталей, лучше чувствуют симметрию, правильнее располагают части постройки. В связи с этим в развитии строительных игр детей большое значение приобретают игры с мелкими строительными материалами. В этих играх у детей развивается точность зрительного анализа величины и формы деталей, незначительно отличающихся друг от друга, мелкая мускулатура рук.

Эти игры содействуют развитию аналитического восприятия. Они особенно полезны детям с недостаточно устойчивым поведением; с развитым воображением, но с отсутствием контроля за своими действиями.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность.

В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, обсуждают замыслы, мотивируют, отстаивают свои предложения, договариваются о совместной стройке. Речь детей обогащается новыми понятиями, терминами, употребление которых делает ее более точной, в какой-то степени технически грамотной.

Игру с мелким строительным набором можно использовать в подготовительной группе наряду с теми дидактическими играми, которые способствуют точности зрительного восприятия.

Задачи строительных игр.

Развитие большей общительности, взаимопомощи, устойчивых коллективных игр, совместных трудовых процессов.

Развитие устойчивости внимания, умение задумать постройку и выполнить ее, добиться намеченного результата.

Развитие точности восприятия, зрительного анализа, чувства пропорции и симметрии.

Развитие детской инициативы и творчества, художественного вкуса, умения планировать свою деятельность.

Игровая тактика педагога (мотивация).

Руководство играми старших детей в большей мере направленно на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение. Чтобы заинтересовать детей, можно объединять их для совместных построек из конструктора, вносить элементы состязательности. В конкурсе могут участвовать 2-3 подгруппы (не более 5-6 человек в каждой). Заинтересует детей также идея организации выставки поделок из конструктора, подсобного материала. Выполнять работу можно и дома вместе с родителями. Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей, затем предложить им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать такую же, или внести свое творчество и построить что-либо другое.

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку.

Продуманные приемы руководства игрой дают ощутимые результаты. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены

8.4. Строительно-конструктивные игры дошкольников

Особенности строительно-конструктивных игр. Воспитательное и развивающее влияние строительно-конструктивных игр на ребенка. Условия для игр со строительными материалами. Руководство строительно-конструктивными играми со строительным материалом. Руководство строительно-конструктивными играми с природным материалом.

В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, вальфдорфская педагогика, система Л.К. Шлегер и др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.). Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П.Г. Саморукова, В.Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. Например, в программах для дошкольных учреждений их относят в раздел сюжетно-ролевых игр. И, действительно, у них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути.

Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Так, строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль. Однако строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная игра. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, в т.ч. используя конструкторы, практически постигая простейшие законы физики. При этом ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли (начальника стройки, архитектора, шоферов, каменщиков и т.д.).

Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т.д. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания, например, использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу и т.п.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций .

Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др.

В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу.

В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.п.

Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит детей с новыми постройками, архитектурными особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Это дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые и добротные постройки, стремление внести украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.

Нельзя не отметить, что в строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.

Таким образом, строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника.

В дошкольном учреждении для строительно-конструктивных игр создаются специальные условия. Одним из основных условий является организация предметной среды, т.е. наличие необходимого строительного материала в соответствии с задачами развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Различаются следующие виды строительного материала:

* специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», «Лего» и др. конструкторские наборы);

* природный (песок, снег, глина, камни и т.д.);

* подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возрасту детей. Так, для детей 2-3 лет набор материала включает кубики, кирпичики, призмы, пластины с целью постройки простых предметов (кровать, стул, диван и т.п.).

Необходимо обеспечить в каждой возрастной группе время в режиме дня и место для данных игр. Мелкий строительный материал и конструкторы лучше хранить в шкафу или на стеллаже доступно для детей; крупный строительный материал располагается вдали от столов, за которыми сидят шахматисты, любители книг, лото, т.к. строительные игры требуют большего пространства, кроме того, юные строители часто объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.

Обычно в группе для хранения строительного материала отводится постоянное место – строительный уголок. Детали складываются аккуратно, устойчиво, с целью соблюдения техники безопасности. Дети младших групп берут материал и укладывают его после игры с помощью воспитателя, а старшие дошкольники все это делают самостоятельно.

Воспитатель должен познакомить детей с порядком хранения строительного материала, требовать аккуратного с ним обращения.

В старших группах следует иметь для самостоятельных построек модели, чертежи, фотографии, рисунки разнообразных предметов для развития у детей конструкторских способностей. В данном случае они имеют возможность перенести плоскостное изображение в объемную постройку, проявив тем самым аналитическую деятельность.

Воспитанников дошкольного учреждения нужно учить бережному отношению к постройкам, сооружениям, выполненными их сверстниками. Обычно ребенок любит возвращаться к своим постройкам, вносить в них изменения. Поскольку постройки в старших группах рекомендуется хранить по нескольку дней, воспитателю целесообразно обращать внимание детей на постройки товарищей, учить замечать успехи других, радоваться им.

Во всех возрастных группах необходимо создавать условия для обыгрывания построек, подобрав мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т.д.). Старшие дошкольники могут конструировать подсобный материал различных предметов для оснащения игр из бумаги, картона. Можно использовать также игрушки, собранные из конструктора.

Чтобы заинтересовать детей, можно объединять их для совместных построек из конструктора, вносить элементы состязательности. В конкурсе могут участвовать 2-3 подгруппы (не более 5-6 человек в каждой). Заинтересует детей также идея организации выставки поделок из конструктора, подсобного материала. Выполнять работу можно и дома вместе с ролителями.

На наш взгляд, немаловажным условием для строительно-конструктивных игр является выбор их тематики с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Например, во второй младшей группе – ворота, дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гараж, поезд, загородки для животных, птиц и т.д.; в средней группе – двухэтажные дома, пароход, горка со скатом, гараж для двух машин, мост, железная дорога и поезд и т.д.; в старшей группе – самолет, разные автомобили, улица, детский сад, зоопарк, пароходы разные, мосты пешеходный и автомобильный и т.д.; в подготовительной группе - сказочные домики, речной и железнодорожный вокзалы, театр, многоэтажные дома, самолеты разные, метро, теремок по сказке и т.д.

Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

Основные умения дети приобретают в процессе обучения на занятиях по конструированию, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры .

Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приемы. В младших группах дети строят по образцу . Воспитатель строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

Используя прием сотворчества, педагог подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали на занятиях и тут же делает, например, стол, кроватку; предлагает нескольким детям строить с нею, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности, поощряет, радуется вместе с детьми, дает игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее.

Если воспитатель сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные детали, подать материал и т.д.

Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом , поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме , обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире. Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные частности.

Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая постройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения постройки: с чего начать, как продолжать, чем ее закончить. Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использования его в сюжетно-ролевой игре, использовать широко прием сотворчества , предлагая вносить в постройку изменения, дополнения (достроить, перестроить), т.е. применять частичный образец . Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительно-конструктивных игр.

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений . В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи (как построить здание для школы).

Детям предлагается частичный образец , когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий многоэтажных зданий и т.д.

Используется также показ незаконченного образца постройки , которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких (2-3) образцов постройки на выбор.

Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются виды городского транспорта, жилые дома и здания художественного назначения и т.д.).

Детей старшей группы необходимо учить, используя прием показа, как пользоваться различными строительными материалами, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной группе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, т.е. выделять общее, основное, части зданий и т.д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о сооружении и использовать это в самостоятельной постройке.

В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т.п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощряет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них самостоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых.

Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям.

В исследовании А.Н. Давидчук детям этого возраста предлагалось сравнивать современные и старинные здания, что, по мнению ученого, важно для формирования первоначальных исторических представлений. Обогащая детей впечатлениями, знаниями о различных сооружениях, педагог должен вести их к усвоению обобщенных представлений: постройки имеют определенное назначение, составные части, формы, пропорции, расположение в пространстве, украшения.

В обучении конструированию в данной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку , что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности.

В качестве образца используется рисунок, чертеж, схема постройки . Педагог учит детей составлять схему предполагаемой постройки на бумаге, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности. Перенося приобретенные знания на занятиях по конструированию в строительно-конструктивную игру, дети могут создавать самостоятельно индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в соответствии с замыслом («Зоопарк», «Улица», «Стройка» и т.д.)

Постройки детей седьмого года жизни отличаются от других групп более разнообразными замыслами, т.к. дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых. Например, одни подносят и подвозят материал, другие возводят стены, третьи руководят всей работой и т.д. Такие строительно-конструктивные игры тесно смыкаются с сюжетно-ролевой игрой «Строительство».

В подготовительной группе более отчетливо, чем в старшей, выступает собственно строительная деятельность, стремление что-то мастерить, делать своими руками. Многие строительно-конструктивные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят, чтобы постройка была похожей на настоящую. Сходство с изображаемым реальным предметом для них является критерием правильности конструирования. Педагог должен приучать детей анализировать свои постройки, что содействует развитию умственных способностей, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей, затем предложить им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать такую же, или внести свое творчество и построить что-либо другое.

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку.

Для строительно-конструктивных игр в дошкольных учреждениях широко используются не только строительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т.п.

Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит играть с водой. Однако без специально организованного обучения игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Педагог должен последовательно обучать детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.

Дети всех возрастных групп очень любят игры с песком. Место на участке, где хранится песок (песочница), огораживается, чтобы он не рассыпался. Песок – недолговечный строительный материала. Дети с увлечением строят из него замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т.д. Но как только песок высыхает, рассыпаются скульптуры, ограды, рвы. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном состоянии.

В младших группах дети с удовольствием осваивают прием формовки из песка , используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки, игрушки с подставкой, чтобы воткнуть в песок. Воспитатель обогащает сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки песка.

В старших группах дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, туннель и т.д.). Дети могут преобразовывать горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Часто они объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань и т.п.).

В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом . Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Самый простой прием – лепка, если снег липкий. Педагог предлагает малышам вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т.п. В присутствии детей воспитатель может слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих веточек, сучков. Так малыши усваивают представление о свойствах снега и способах игры с ним.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста осваивают новый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев , делают из них фигуру человека (Дед Мороз, Снегурочка). Катая комья, они усваивают свойство влажного снега (тяжесть), а если его еще и облить водой, то это придает постройке большую прочность. Дети строят из снега также дома, крепости, лодки, мосты, пароходы, украшают участки цветными льдинками.

Воспитатель побуждает детей к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мерзли и в то же время не перегревались.

Дошкольников следует знакомить и с приемами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные постройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко распространены снежные горки, в строительстве которых они принимают активное участие.

Следует отметить, что в дошкольных учреждениях, особенно в младшем возрасте, используются игры с водой в групповой комнате и на участке, где находят свое применение тазы с водой, разные сосуды (баночки, стаканчики и т.п.), воронки, плавающие и тонущие игрушки и предметы. Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, знакомятся со свойствами предметов (тонут-плавают). На участке можно организовать игры около лужи после дождя, весеннего ручейка, пуская лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева.

Дети постарше (4-5 лет ) усваивают новые для них представления о том, что вода растекается, не имеет своей формы, что она прозрачная и т.д.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая вода прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.

Прекрасный материал для строительно-конструктивных игр – камешки, шишки, палочки и т.д. Воспитатели учат выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Эти игры очень полезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек старшие дошкольники делают различные предметы, человечков, зверюшек; сооружают постройки из веток, тростника и т.п.

Строительно-конструктивные игры из природного материала развивают у детей творчество, конструктивное мышление, художественный вкус.

В итоге следует подчеркнуть, что для развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования, которым должны овладеть дети:

    конструирование по образцу (во всех возрастных группах);

    конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой);

    конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно);

    конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку);

    стройка по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия) – ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.

люба камалова
Строительная игра в средней группе «Строим город»

Строительная игра в средней группе «Строим город »

Цель : вызвать у детей желание участвовать в строительно-конструктивной игре .

Задачи :

1. Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности.

2. Формулировать самооценку конечного результата.

3. Содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы.

4. Развивать связную речь.

5. Выполнять постройку в определенной последовательности.

6. Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной деятельности.

7. Прививать патриотические чувства.

Оборудование : схемы построек , атрибуты для конструирования.

Предварительная работа : рассматривание фотографий города Братск , разных зданий, рисование праздничного города , аппликация «Моя улица» .

В : Мы ладошку к ладошке сложим

И друг другу дружить предложим

Будем петь и играть ,

Чтобы добрыми, умными стать.

Воспитатель : Ребята, скажите, где мы с вами живем?

Дети : Мы живем в Братске.

Воспитатель : Братск, это город или деревня ?

Дети : Братск-это город .

Воспитатель : Ребята, кто построил город Братск ?

Дети : Братск построили строители .

Воспитатель : А мы с вами можем стать строителями и построить город ?

Дети : Да, можем.

Воспитатель : Какие здания есть в городе ?

Дети : Дома, школы, больницы, вокзалы, аэропорт, театры, музеи, магазины и т. д.

Воспитатель : Правильно. Нам тоже в нашем городе надо построить разные здания , чтобы жить в нем было удобно, радостно и безопасно. Но прежде чем строить , что надо сделать?

Дети : Выбрать место.

Воспитатель : Кто же нам в этом поможет?

Дети : Архитектор.

Воспитатель : Да, архитектор. И чтобы распределились все здания, сооружения, архитектору нужно нарисовать план. У меня есть знакомый архитектор, давайте ему позвоним (звонок по телефону, заказываем план города ) .

А пока нам пришлют план, мы поиграем .

Физкультминутка «Вот какой красивый дом!»

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево – вправо).

Будем строить и играть . (Ритмично выполняют приседания) .

Дом большой, высокий строим . (Встают на носочки, и тянутся руками вверх) .

Окна ставим, крышу кроем. (Выполняют прыжки на месте) .

Вот какой красивый дом!

Будем жить в нем, в нем.

Стук в дверь. Посыльный приносит письмо.

Воспитатель : Давайте, посмотрим, какой план застройки нам предлагает архитектор (рассматривают план) . Нравится вам план? А вы можете так построить , чтобы всем было удобно жить, чтобы здания были ПРОЧНЫЕ, ТЁПЛЫЕ, ЧТОБЫ УДОБНО БЫЛО?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда за дело! Здесь будет город заложен , по этому плану.

Строительно – конструктивная деятельность.

Воспитатель : Давайте обсудим застройку города .

Удобно ли жителям в вашем городе жить ? Почему? (Объясняют) .

Воспитатель : Молодцы! Вы настоящие строители !

Дети будут с удовольствием обыгрывать городские постройки , дороги, водить кукол в театр, в магазин и т. д.

Публикации по теме:

«Мы строим город» Сценарий спектакля для старших школьников (по мотивам произведений О. Емельяновой и П. Хиндемита) Мы строим город. Мюзикл – игра По мотивам произведений О. Емельяновой и П. Хиндемита Составитель: Кекина Н. В. музыкальный руководитель.

Конспект НОД в средней группе «Мой родной город» Задачи: 1. Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их с некоторыми его достопримечательностями; 2. Вызвать у детей чувство.

Конспект ООД в средней группе по ознакомлению с окружающим «Мой город» Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной. Задачи: 1. Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды.

Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Строим заборчик» Цель:закрепить умение строить заборчик из вертикально поставленных кирпичиков. Задачи: - развивать сюжет и интерес к постройке; - физически.

Конспект занятия в средней группе «Город Мастеров» Автор: Михина Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга" г. Мичуринска Тамбовской области. Конспект занятия в средней.

Осеннее развлечение в средней группе «Строим дом» «Строим дом" (развлечение в средней группе) Цель. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к игрушкам, зверюшкам. Развивать творческие.

Конструктивно-строительные занятия направлены на формирование пространственного мышления, которое способствует более результативному умственному, сенсорному, нравственному, трудовому, творческому и эстетическому развитию детей.

Малышей знакомят с размером и формой кубиков и кирпичиков, учат ставить их в ряд или друг на друга. Показывают, как надо собирать и разбирать пирамидку.

В старшем возрасте обучают навыкам сравнивания различных форм, величин, цвета деталей, умению их подбирать в соответствии с задуманным действием.

Конструктивные строительные игры в детском саду признаны творческими и рассматриваются как разновидность сюжетно-ролевых игр. Здесь не обходится без мотива, игрового замысла, роли, правил, игровых действий, результата.

Педагогу на заметку: купить инвентарь для строительных игр в детском саду можно в специализированном магазине для детских садов — detsad-shop.ru

Место и материал для строительных игр

На участке и в группе выделяется специальный уголок со всем необходимым для занятий материалом.

Игровой «стройматериал» должен быть безопасным, соответствовать задачам конструктивного развития для конкретной возрастной группы детей.

Используется:

  • Природный материал — песок, камни, снег, глина, вода.
  • Подсобный материал — коробки, доски, ящики.
  • Специально созданный материал в виде настольного и напольного строительного набора. Например: «Старинный замок», «Юный архитектор», «Лего» и другие.

Примеры строительных игр для детсада

С большим удовольствием дети играют с сюжетными конструкторами. Такие наборы позволяют осуществлять постройки определенного характера в виде фермы, дворца, египетской пирамиды.

В старших и подготовительных группах игры усложняются за счет использования строительных материалов с различными способами крепления. Освоив напольный конструктор, старшие дети с интересом используют строительный материал с более сложным способом крепления. Они без труда справляются с керамическими и металлическими конструкторами.

Используется и новая методика — конструирование с помощью плоских геометрических фигур, в том числе и из бумаги. Малыши 4-7 лет учатся с помощью символических средств создавать художественные образы из своего окружения и передавать эмоциональное отношение к ним.

Образовательная детская строительная игра для детей от 3 лет

Напольный строительный конструктор, например, конструктор СООО ПП «Полесье».

Младшая группа

Цель игры:

  • Научить сравнивать, наблюдать, различать, запоминать цвет и форму.

Воспитатель знакомит малышей с названием деталей конструктора: куб, кирпич, пластина, цилиндр, призма.

Обращает внимание на цвет, какие детали красивые – красные, желтые, синие, зеленые.

Игра:

1. Воспитатель показывает поочередно детали — дети дружно их называют.
2.По просьбе воспитателя дети находят детали одной формы (например, цилиндр) или одного цвета (красного или синего)
3. «Обезьянка». Дети повторяют за воспитателем. Он взял две детали, дети берут такие же. Воспитатель строит башенку, или дом — малыши повторяют.

Постепенно постройки усложняют.

Средняя группа

Цель игры:

  • Развить творческое воображение, эстетическое восприятие, художественный вкус.
  • Научить соблюдать последовательность действий.
  • Расширить словарь: названия геометрических форм, пространственных отношений. (Выше — ниже, длиннее — короче, направо — налево).

Воспитатель рассказывает о благородном труде строителей, какие красивые сооружения они строят. Дети знакомятся с иллюстрациями архитектурных сооружений.

Игра. Группа превращается в строительное бюро, которому выданы задания по строительству: высокого дома, с двумя квартирами, длинной к нему дорожкой; гаража с низким заборчиком и так далее.

Старшая и подготовительная группы

Цель игры:

  • Формирование самостоятельности, активности мышления, развитие работоспособности, конструктивно-творческих способностей, правильных отношений в дружном коллективе.
  • Развитие координации движений и глазомера.
  • Конструирование простейших построек по рисункам нарисованным взрослым, либо по вариантам раздела «Конструирование» дошкольной общеобразовательной программы.

Игра. Дети учатся выполнять работу по плану. Воспитатель чертит план — например, комнаты, двора или дома. Знакомит с планом детей и убирает его. Задача — по памяти создать из деталей строительного набора задумку воспитателя.

Игра строительная «Домик мой из кирпичей»

Азы строительства домиков из строительных наборов.

Для детей младшего возраста

Цель игры.

  • Закрепить понятия: большой — маленький, низкий — высокий.
  • Научить приемам построения домиков для любимых сказочных персонажей.

Материал:

  • Кирпичи,
  • кубики,
  • трехгранные призмы.

Воспитатель с помощью считалочки делит детей на две команды: строителей домов и его жильцов (кошку, мышку, собачку).

Игра.

1. Воспитатель показывает «строителям», как правильно строятся домики для их маленьких друзей и приговаривает:

— Я возьму два кубика
Поставлю их близко.
Крышу на них положу —
Будет домик киске.

Ставит два кубика рядом и сверху крышу – трехгранную призму и зовет на новоселье киску. Тут все дружно замечают, что домик совсем маленький и в нем поместится только мышка. Мышку поздравляют с новосельем.

2. Как построить домик котику побольше? Воспитатель ставит кирпичики на ребро параллельно друг другу, сверху две параллельные призмы.

Приговаривает:

— Два кирпичика возьмем
И поставим их ребром.
Приставим гранями две призмы —
Будет крыша выше.
Будь же котик молодцом —
Быстро прыгай в новый дом!

1. Воспитатель предлагает построить домик для жеребенка.

— Домик этот очень прост —
Кирпичики поставим в рост.
Накроем все крышей –
Вот и домик вышел!

2. Воспитатель показывает, как можно построить дом для собачки.

Не хочет быть песик бездомным,
Построим ему мы домик удобный!

Вертикально вплотную ставятся два кирпичика. Параллельно на расстоянии еще точно также два кирпича. Две параллельные призмы укладываются в виде крыши. Показывают, как можно сделать окошко: кирпичик ставится на узкую грань и приставляется широкой стороной к домику.

Металлический конструктор

Металлический конструктор — игра повышенной сложности, требует определенного умения детей.

Цель игры:

  • Научить детей работать со схемой: различать на рисунке части конструкции; находить необходимые к ним детали; соответственно их раскладывать.

Игра.

1. Дети знакомятся со своеобразным способом соединения деталей с помощью гаек и мелких стержней с нарезками.
2. Используя мелкую мускулатуру рук, учатся завинчивать пальчиками гайки. Затем — затягивать их с помощью маленького гаечного ключа.
3. Самостоятельно собирают конструкции согласно выбранным схемам.

Особенностью занятий с металлическим конструктором является постепенность освоения материала.
Полученное умение собирать модель по рисунку, получает дальнейшее развитие. Собранные модели зачастую используются как дополнение к другим сюжетным играм.

Татьяна Кутейникова
Конспект по организации игровой деятельности в старшей группе на тему: «Строительные игры»

Задачи :

Учить детей самостоятельно выбирать тему для игры , развивать сюжет, на основе знаний полученных при восприятии окружающего мира, из литературных произведений, во время просмотра телепередач;

Учить детей коллективно возводить постройки , необходимые для игры ;

Развивать умение возводить постройки по рисунку и чертежу, соблюдая симметрию, пропорции постройки ;

Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений;

Закреплять умение применять конструктивные умения , полученные на занятиях;

Закреплять умение соблюдать правила и нормы поведения в совместной игре;

Совершенствовать умение самостоятельно изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;

Развивать у детей умение до начала игры согласовывать и распределять роли, тему игры ;

Развивать инициативу, творчество, сообразительность;

Воспитывать желание играть в строительные игры и обыгрывать их в сюжетно-ролевой игре; Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь и взаимовыручку.

Развивающая среда :

чертежи и рисунки различных построек из крупного строительного материала , оборудование и атрибуты для строительных и сюжетно-ролевых игр, бумага для ручного труда, цветные карандаши, фломастеры

Предварительная работа :

рассматривание альбома «Архитектура» , знакомство со строительными профессиями , рассматривание картинок и фотографий различных высотных зданий и домов разной конфигурации, общественных зданий, спортивных сооружений, транспорта, пешеходных и автомобильных мостов, сооружение построек по чертежам и рисункам, занятия по конструированию из строительного материала .

Руководство играми.

Дети входят в группу , приветствуют гостей.

В. - дети, сегодня мы с вами будем играть в сюжетно-ролевые игры , возводить различные постройки . Подумайте, в какие игры вы хотели бы поиграть, и что бы вы хотели построить для своих игр ? (О. Д.)

В. - Недавно в нашей стране запущен очередной космический корабль. Вы уже умеете строить ракету , может кто-то из вас хочет построить по моему рисунку космический корабль? Тогда вы бы смогли поиграть в игру «Космонавты» .

В. – Для космонавтов необходима гостиница, в которой они будут отдыхать после тренировок перед полетом и после возвращения из Космоса на Землю. Может, кто-то хочет быть строителем и построить гостиницу по чертежу?

В. – Для космонавтов можно еще построить Дворец Культуры , где они смогут культурно отдыхать, проводить свое свободное от предполетных тренировок время. Смотреть кинофильмы, концерты, ходить в кружки по интересам. Возле Дворца Культуры желательно возвести красивый фонтан, чтобы воздух всегда был чист и свеж. Может, кто-то желает заняться этими постройками ?

В. – А кто еще хочет быть строителем , и какие постройки вы желаете выполнить?

Мальчики предлагают построить широкую автостраду для машин, девочки интересуются, как куклы будут переходить через дорогу во Дворец Культуры. Мальчики обещают, что построят для кукол пешеходный мост над автострадой.

В. – Может, кто-то хочет поиграть в «Моряков» и построить для своей игры большой корабль ?

В. – Подумайте и договоритесь, кто с кем будет играть, придумайте сюжет игры , распределите роли, подумайте, где вы расположите свои постройки , чтоб всем было удобно и комфортно играть, не мешая друг другу. Учтите, что для высотной гостиницы, космического корабля и для Дворца Культуры с фонтаном нужно много места.

Дети распределяются на подгруппы , договариваются друг с другом, распределяют роли, обговаривают темы игр, берут нужное оборудование и атрибуты, и начинают игру.

Воспитатель наблюдает за ходом игры , приходит на помощь строителям , напоминает о том, что постройки должны быть ровными , устойчивыми, прочными, пропорциональными, симметричными, красивыми. Напоминает детям, что играть нужно дружно, считаться с мнением товарища, согласовывать свои действия с товарищами, чтоб избежать конфликта, тогда игра будет долгой и интересной. Воспитатель предлагает девочкам, пока не построен пешеходный мост , сделать из бумаги кошелечки и сумочки для своих кукол.

Во время обыгрывания построек воспитатель с согласия детей, может присоединиться к игре, взяв на себя роль какого-либо персонажа.

В конце игры воспитатель говорит детям, что игры пора заканчивать , предлагает им навести порядок в своих игровых зонах и приглашает подойти к себе.

В. – Дети, вы все играли дружно, интересно. Поделитесь своим мнением о ваших играх. Скажите мне, что у вас получилось из задуманного, а что не получилось, что вам пришлось изменить в ходе игры .

В. – Дети, чем вам нравятся ваши постройки ? А что вы скажите про постройки ваших товарищей ?

В. – Почему во время ваших игр не возникли ссоры и конфликты, как вы думаете?

В. - Какое у вас настроение от вашей долгой и интересной игры ? Вам хочется продолжить играть в свои игры ?

Воспитатель предлагает детям продолжить эти игры после сна , а за это время подумать, что нового можно внести в игру, для развития сюжета.

Дети прощаются с гостями.